Налоговый контроль камеральные и выездные проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налоговый контроль камеральные и выездные проверки" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Отличие выездной от камеральной налоговой проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Выездная и камеральная налоговая проверки являются одной из форм налогового контроля. Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения.

Несмотря на общую цель выездной и камеральной налоговых проверок – правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания штрафов за их неисполнение), имеются существенные различия между ними.

Предмет проверок

Предмет для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с учетом ограничения периода до 3 календарных лет до года, в котором проводится налоговая проверка).

А в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п.4 ст.89 НК РФ).

Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в налоговые органы (п.1 ст.88 НК РФ).

Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок

Итак, налоговая декларация успешно подготовлена и уже поступила в ИФНС. С этого момента и начинается «камералка». Эта проверка – форма текущего контроля. Камеральная проверка в большинстве случаев проводится непосредственно в налоговом органе. Основная задача инспектора – определить корректность применения льгот по налогам и сборам, а также правильно ли соблюдается налоговое законодательство.

На начальном этапе проверяется заполнение налоговой декларации или другой формы расчета, налоговики сравнивают показатели с несколькими данными:

  • Предыдущими декларациями;
  • Данными бухгалтерской отчетности;
  • Расчетами по другим налогам;
  • Документами, которыми обладает налоговая инспекция

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщик не получает, а все необходимые документы он обязан предоставить в ИФНС по месту учета (то есть по месту нахождения юрлица, либо месту нахождения недвижимости, принадлежащей налогоплательщику).

Важная составляющая камеральной проверки – изучение так называемых контрольных соотношений показателей налоговой отчетности. Эти маркеры помогают понять насколько вообще корректно (и достоверно) заполнена декларация. Если в ходе проверки инспектор обнаружил ошибки, то он налогоплательщика обязательно потребуют пояснения или вообще заставят внести коррективы в декаларацию.

На это у него есть всего пять дней.

Пояснения к налоговой декларации субъект проверки может представить самостоятельно, либо направить по e-mail, но в этом случае непременно нужна будет электронная подпись.

Мы уже говорили о том, что на проведение камеральной проверки у налогового органа есть всего три месяца. В пределах этого срока инспекторы имеют полное право затребовать дополнительные документы, если речь идет о расхождении в декларации. Если никаких нарушений не нашли, то камеральная проверка завершается «на автомате», никакого акта не составляется. Нужно насторожиться, когда налоговый инспектор потребовал какие-либо документы уже после окончания проверки: его действия явно незаконны.

Важно помнить, что у ФНС есть и другие инстументы при проведении камеральной проверки. Инспекторы могут назначить экспертизу, допросить свидетелей или узких специалистов, с согласия налогоплательщика – осмотреть помещение.

В любом случае, если налоговиков в декларации что-либо не устроило, плательщик получит на руки специальный акт о проведении камеральной проверки, как правило, в течение десяти рабочих дней с момента ее завершения. У предпринимателя есть месяц, чтобы подготовить возражение на действия сотрудников ИФНС.

Камеральную проверку, несмотря на кажущуюся «простоту», недооценивать не стоит, поскольку по ее результатам налоговый орган может решиться на проведение выездной проверки, пожалуй, – наиболее эффективной формы налогового контроля.

В этом случае инспекторы более тщательно изучают финансовые документы и отчетность налогоплательщика, поскольку проводится она на территории предприятия. У многих предпринимателей визит сотрудника ИФНС может вызвать несказанное удивление. Тем не менее, все вполне законно: предупреждать заранее о проверке налоговики вовсе не обязаны.

А вот предъявить свои служебные удостоверения должны, и если в решении начальника инспекции указаны фамилии одних сотрудников, а проверять почему-то пришли другие, то это будет грубейшим нарушением должностных инструкций. В законности такой проверки можно сомневаться. Что обычно интересует налоговиков? Понять это помогут основные отличия выездной проверки от камеральной.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России.

Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Читайте так же:  Платят ли налоги если сдаешь квартиру

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).

Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Наглядно: отличия камеральной проверки от выездной

Мы рассмотрели основные особенности действующих в России проверок: выездных и камеральных. Их отличия поможет запомнить эта таблица.

Критерий Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Место проведения проверки Проверка проводится на территории налогоплательщика, как по юридическому, так и по фактическому адресу ФНС проводит проверку по месту нахождения налогового органа
Сроки проведения проверки Срок проведения выездной проверки налоговым органом не может превышать двух месяцев Проводится в течение двух месяцев со дня представления в ИФНС налоговой декларации
Предмет проверки Корректность исчисления и своевременность уплаты налогов Ошибки в декларации или несоответствие сведений в форме отчетности
Основание проверки Решение о проверке принимает руководитель налогового органа Проводится «по умолчанию», поскольку в инспекцию поступили документы от налогоплательщика
Результат проверки Справка о проведении проверки, акт налоговой проверки Акт проверки составляется только в том случае, если вскрыты нарушения

Соблюдать налоговое законодательство – обязанность не только юридического лица, но и каждого гражданина Российской Федерации. Если помнить это простое правило – никакие проверки будут не страшны.

Налоговые проверки: камеральные и выездные

Автор: Анна Соколова, налоговый юрист

Как сейчас налоговые органы проверяют, всё ли уплатили налогоплательщики в бюджет?

Государство стремится к тотальному контролю в этой области. Например, создавая программы автоматизированной обработки баз данных об организациях и гражданах. Но в текущий момент тотального налогового контроля не существует.

Согласно законодательству налоговые органы осуществляют контроль в рамках двух форм:

1) камеральной проверки;

2) выездной проверки.

Рассмотрим каждую из них.

Камеральная проверка может проводиться на основании любой поданной налоговой декларации (расчета) (статья 88 Налогового кодекса РФ). В ходе такой проверки налоговый инспектор может выявить и доказать в основном арифметические ошибки, ошибки в алгоритме расчетов. Для доказательства иных нарушений, как правило, требуется запрос дополнительных документов у налогоплательщика, его контрагентов и других лиц. В ходе камеральной проверки такие запросы налоговый орган делать не может, по общему правилу.

Исключение составляют 3 случая:

налогоплательщик воспользовался налоговой льготой,

налогоплательщик заявил НДС к возмещению из бюджета или

налогоплательщик допустил ошибки при формировании налоговой отчетности по НДС или такие ошибки допустил контрагент, участвующий в общей цепочке движения товара (работы, услуги).

В этих случаях налоговая инспекция имеет право требовать документы, подтверждающие право на льготу, право на вычеты по НДС и документы по операциям, в отношении которых установлены ошибки в отчетности по НДС.

Во всех иных случаях налоговая инспекция вправе требовать только пояснения при обнаружении противоречий в поданной налоговой отчетности и имеющихся у неё сведениях о налогоплательщике.

Камеральные проверки не часто оборачиваются решениями о привлечении к налоговой ответственности.

Вместе с тем камеральная проверка может стать основанием для предпроверочного анализа и в дальнейшем для проведения углубленного выездного налогового контроля. Это происходит при использовании незаконных схем налоговой оптимизации, которые можно заподозрить на основании документов и сведений, имеющихся у налоговых органов или которые они могут получить из открытых источников (СМИ, социальные сети и др.), в банках (сведения о движении средств по расчетным счетам) и от регистрирующих органов (Росреестр, ГИБДД, Ростехнадзор и др.).

С 2015 года действует новая система камерального контроля по НДС, с помощью которой налоговые органы намереваются прекратить использование схем с так называемыми «однодневками». В 2015 году создан Федеральный центр обработки данных ФНС России. Он создан для консолидации, обработки, анализа хранения всей электронной налоговой информации в одной точке. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) теперь попадают в общероссийскую базу. Для работы с базой создана программа АСК НДС-2 (программа автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость, вторая версия). Программа нацелена на сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара (работы, услуги).

Система уплаты НДС предполагает, что если налогоплательщик, закупив какие-либо товары (работы, услуги) у своего контрагента, принимает НДС вычету, то он отражает этот НДС в книге покупок. А контрагент должен отразить эту же сумму НДС в книге продаж. И данные в налоговом учете и у налогоплательщика, и у контрагента по данной операции должны сходиться. Если есть расхождения в отражении НДС у налогоплательщика и его контрагента, то теперь они выявляются моментально при представлении деклараций в электронном виде. Причем такие расхождения видны по всей цепочке контрагентов — между налогоплательщиком и его поставщиком, поставщиком поставщика и т.д. Если в данной цепочке компаний присутствует «однодневка», которая уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС — она будет выявлена.

Обычным явлением в практике деятельности налоговых органов после начала эксплуатации АСК НДС-2 стали вызовы налогоплательщиков для беседы по поводу отношений с недобросовестными контрагентами, выявленных автоматическим программным анализом, с предложением добровольно подать уточненные декларации по НДС и доплатить самостоятельно в бюджет НДС. В противном случае, как сообщает налоговый орган, налогоплательщик будет включен в план выездных проверок.

Читайте так же:  Льготы по налогу на имущество предприятий

Выездная проверка — это углублённая форма контроля. Она назначается решением руководства налогового органа и сопровождается допросами; осмотрами помещений; истребованием сведений, необходимых для проверки правильности исчисления налогов; запросом всей документации по финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя или организации (запросы направляются и налогоплательщику, и иным лицам, которые могут располагать документацией, отражающей его деятельность) за проверяемые налоговые периоды (статья 89 Налогового кодекса РФ).

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ). Например, если проверка назначена в 2017 году, то контроль может коснуться 2017, 2016, 2015, 2014 годов. То, что касается 2013 года и более раннего периода, находится за рамками налогового контроля.

Налоговые инспекторы готовятся к выездным проверкам — проводят предпроверочный анализ (который не урегулирован Налоговым кодексом РФ). В настоящее время назначение выездной налоговой проверки фактически свидетельствует о том, что налоговый орган имеет информацию о возможности установить неуплату налогов в размере 2 миллионов рублей и более в отношении организации или физического лица. То есть на момент назначения проверки признаки нарушения уже выявлены. И выездная проверка — мероприятие по сбору доказательств этого нарушения.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Виды налоговых проверок: камеральная и выездная

Проведение камеральной проверки регламентирует 88-ая статья Налогового кодекса РФ. Заглянем в документ. В законодательстве четко указано, что каждый налогоплательщик обязан формировать отчетность перед ФНС. Конечно, это зависит от видов бизнеса и применяемого налогового режима, но, так или иначе, есть норма: все сведения нужно своевременно представить на суд налоговым инспекторам. Поступившие в отдел ФНС документы как раз и направляются в подразделение, которое занимается камеральными проверками.

При этом время налогового инспектора на изучение отчетности ограничено: у него есть всего три месяца. Камеральную проверку могут продлить, если у организации есть явные нарушения.

Если для камеральной проверки не требуется какого-то особого основания, она проводится «по умолчанию», то решение о выездной проверке принимает руководитель налогового органа или его заместитель. Предметом проверки в этом случае будут своевременность уплаты налогов.

Составление актов по результатам налоговых проверок

Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.

Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Когда составляется акт

Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений.

Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.

Сроки составления акта

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).

Камеральные и выездные налоговые проверки: сравнение

О камеральных проверках так же советуем почитать другую статью «Ст. 88. Камеральная налоговая проверка«

До публикации настоящей статьи мы решили обратиться с вопросом к нашему эксперту — налоговому адвокату Тылику Павлу о том, как сегодня работают правила о проведении камеральных проверках.

Вот что он нам рассказал:

«Если очень кратко, то сегодня камеральная проверка стала быть похожей по способу проведения и результативности на выездную налоговую проверку. Но у этой проверки есть огромное преимущество перед ВНП — срок проведения камеральной проверки является организационным и сама по себе просрочка срока проведения камералки не влечет ее недействительности. Так суды, отмечая выход камеральной проверки за пределы установленных сроков , отмечают, что сроки установленные законом являются организационными и никак не нарушают прав проверяемого налогоплательщика».

Основное отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что контролирующий орган на объекте на присутствует, все мероприятия осуществляются «в офисе», на основании заполненных налоговых деклараций либо других нормативных документов налогоплательщика. Уже по одному названию понятно, что выездная проверка проводится непосредственно на предприятиях или коммерческих структурах.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев.

Читайте так же:  Бланк заявления на льготу ндфл

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.

Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приложении N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected] . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Видео (кликните для воспроизведения).

Камеральная налоговая проверка

Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.

Исключение составляют повторные проверки.

Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Порядок проведения проверок

Основаниями для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ). Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка. При использовании налоговых льгот, налоговый орган вправе запросить документы, подтверждающие право на льготу.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, налогоплательщику выставляется требование представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п.3 ст.88 НК РФ).

Так, в отношении каждого налога, ФНС разработаны контрольные соотношения, позволяющие проверить взаимоувязку основных показателей (строк) декларации (налогового расчета).

Для выездной проверки установлены специальные правила. При проведении проверки могут быть запрошены подлинники документов. Срок представления документов – в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ).

Основание для проведения проверок

Камеральная проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций (налоговых расчетов), а выездная налоговая — на основании документов, запрашиваемых налоговыми органами (регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные учетные документы и пр.).

Основание для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Причина проведения проверки

План выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333.

Подача налоговой декларации (расчета) и иных документов.

Разрешения со стороны руководства инспекции

Проверка осуществляется только с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (п.2 ст.88 НК РФ).

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездные проверки проводит налоговая на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»).

Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Главное отличие мы уже назвали: выездная проверка проводится непосредственно на территории предприятия, камеральная – в самом налоговом органе.

Обе эти проверки отличаются друг от друга еще и тем, что испектор приступает к камеральной проверке с момента сдачи документа в ИФНС, выездная проверка начинается после того, как принято соответствующее решение руководства налоговой.

Отличие касается и сроков проведения проверки: когда речь идет о выездной проверке, то на все про все у инспектора есть 60 дней, но при необходимости ее могут продлить, в исключительных случаях – до полугода. Выездную проверку могут остановить, если должностному лицу понадобились дополнительные документы и материалы, причем если информацию нужно получить от государственных органов другой страны, то пауза в проведении проверки может продлиться 8 месяцев.

Читайте так же:  Какой налог платят при дарении квартиры

По общему правилу, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 15 месяцев.

Еще одно отличие – решение о проведении проверки. Зачастую визит инспекторов может быть связан с ликвидацией предприятия, либо после того, как камеральная проверка вскрыла серьезные нарушения. Во время выездной проверки ФНС получает возможность более полно ознакомиться с деятельностью компании, изучить ее реальные условия работы, чего никак нельзя добиться при проверке камеральной.

Ведь не секрет, что в уставных документах коммерческой организации может быть заявлена одна сфера деятельности, а заниматься компания может совсем другим. В этом случае выездная проверка связана с борьбой с теневым бизнесом. По закону налоговые инспекторы во время выездной проверки имеют право осмотреть любые помещения, которые налогоплательщик использует для ведения бизнеса: торговые и производственные площади, склады и базы.

Это необходимо для проверки соответствия данных, указанных в документах, фактическим данным.

Основная цель любой проверки как камеральной, так и выездной – оценить правильность начисления налогов и сборов. Но разница касается предмета проверок: камеральная проверка выясняет насколько корректно исчисляется налог по одному периоду. При выездной проверке может проверяться правильность исчисления налогов за трехлетний период.

Надо помнить, что более одного раза проводить проверку за тот же период нельзя, повторная проверка допускается в одном случае: когда изучается вариант уменьшения налога к уплате.

Не менее важный момент: для проведения камеральной проверки налоговикам не нужно особого указания руководства, поскольку эта проверка проводится «по умолчанию». Результат проведения налоговой проверки оформляется особым актом, но только по итогам камеральной проверки он не составляется вообще, если предприятие «чисто», то есть инспекторы не нашли никаких нарушений законодательства о налогах и сборах.

Во время выездной проверки, даже если у налоговиков не было никаких вопросов, обязательно составляется акт.

Кстати, о полномочиях сотрудников ФНС. Во время камеральной проверки они могут потребовать от налогопательщика только пояснительную записку, либо документы о праве на налоговые льготы. Выездная проверка как раз и отличается тем, что налоговики получают доступ в помещения юрлица, где знакомятся с документацией напрямую, могут поинтересоваться инвентарной описью имущества, а если есть постановление руководителя инспекции – произвести выемку документов.

Особенности проверок обособленных подразделений юридических лиц

Компании, располагающие обширной сетью филиалов, должны быть готовы к тому, что выездная проверка может затянуться. Под «обособленным подразделением» обычно понимают отдельную территориальную структуру организации. Проверка этого подразделения проводится либо в рамках общей проверки, либо как отдельная «сфера интересов» налоговиков, причем объектом такой проверки может быть только филиал или представительство.

Проводить больше двух проверок по одному налогу сотрудникам ФНС нельзя. Надо помнить, что обособленные подразделения не могут быть самостоятельными налогоплательщиками, поэтому за нарушение законодательства будет отвечать только головная организация.

Встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка – еще один инструмент в арсенале налогового инспектора. Проводится она в том случае, если после камеральной проверки возникла необходимость проверить не только деятельность налогоплательщика, но и, например, его контрагентов. ФНС имее также полной право изучить конкретную сделку, если есть малейшее подозрения на нарушение закона.

Причем информацию и необходимые документы обяжут предоставить любого, кто этими сведениями обладает. Так, если изучается сделка о поставке товара, то документы могут потребовать у перевозчика.

Если организация откажется предоставить в инспекцию такие требования, то ее просто оштрафуют.

Интерес для ФНС во время встречной проверки может представлять:

  • Фактическое существование контрагента;
  • Осуществление операций, которые отражены в документах налогоплательщика;
  • Операции между основной организацией и контрагентом.

Если встречная проверка покажет, что в данных налогоплательщика и контрагента есть существенные расхождения, то далее будет приниматься решение: повлияло ли это на корректность формирования налоговой базы.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.

Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.

О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Осмотр территории при проведении проверок

Выездная проверка, как правило, проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. И лишь в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.

По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Читайте так же:  Калькулятор налогового вычета по процентам по ипотеке

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года.

Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Сроки проведения проверок

Выездная налоговая проверка отличается от камеральной проверки и по срокам проведения.

Сроки проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Основной срок проверки

В общем случае проверка проводится в течение двух месяцев.

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня получения налоговой декларации (расчета).

Дополнительный срок проверки

Срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основаниями для продления срока являются следующие факторы (приложение №4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/[email protected]):

— полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения);

— наличие более четырех филиалов (+4 месяца), 10 и более подразделений (+6 месяцев);

— большой объем документов, количество подразделений, сложность технологического процесса.

Право приостановки проверки

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку по определенным причинам, указанным в п.9 ст.89 НК РФ (например, необходимость истребования документов у контрагентов, проведения экспертиз).

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Камеральная проверка в большинстве случаев проводится в налоговом органе.

Однако с 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки законодательно разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в определенных случаях. Такими случаями являются:

представление налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;

выявление противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 28.06.2013 г. №134-ФЗ в п.1 ст.91 НК РФ и п.1, п.1 ст.92 НК РФ. И в настоящее время мы наблюдаем увеличение потока запросов от ИФНС в рамках камеральной проверки.

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 22 млн руб. Это данные в среднем по России.

В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 54,17 млн руб.

Средняя цена «камералки» по РФ – 17,9 тыс. руб. (в Москве – 66,6 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Источники

Налоговый контроль камеральные и выездные проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here