Налоговые споры физических лиц рассматриваются

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налоговые споры физических лиц рассматриваются" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Рассмотрение налоговых споров в судах общей юрисдикции и арбитражных судах

Согласно ст. 142 НК РФ, исковые заявления (жалобы) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами. Регламентированная законодательством деятельность государственных органов по рассмотрению налоговых споров, принятию по ним решений и их исполнению условно можно именовать налоговым судопроизводством.

Порядок подачи иска (жалобы) и процедура рассмотрения налогового спора могут различаться в зависимости от того, кто является инициатором спора — налоговый орган, налогоплательщик или иное лицо — и какие требования предъявляются к другой стороне.

Согласно п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

— о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

— о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

— о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

— о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).

Действующим законодательством о налогах и сборах предусматривается предъявление исков налоговыми органами и в других случаях. Так, согласно ст. 48, 73, 74 НК РФ, налоговые органы соответственно вправе предъявлять иски:

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

— о взыскании налога, сбора и пени за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — физического лица;

— об исполнении обязанности по уплате налога, сбора и пени за счет стоимости заложенного в обеспечение имущества;

— о принудительном взыскании налога и пени с поручителя.

Особенность подачи исков о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, заключается в том, что основываются они на соответствующих решениях налоговых органов. Согласно ст. 104 НК РФ, после вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции. Однако до обращения в суд налоговый орган налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Только после того, как налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки. В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве (ст. 105 НК РФ).

Налогоплательщики или налоговые агенты, в соответствии со ст. 137 НК РФ, прежде всего, имеют право обжаловать в суд акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, они нарушают их права.

Наиболее распространенными в судебной практике являются налоговые споры по искам налогоплательщиков (налоговых агентов) о признании недействительными полностью или частично ненормативных актов налоговых органов. Актами ненормативного характера, которые в данном случае обжалуются, в первую очередь являются различные решения (постановления), принимаемые руководителями налоговых органов. Так, например, налогоплательщиками (плательщиками сборов) могут быть обжалованы решения:

— о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации;

— о взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации;

— об отказе в предоставлении отсрочки ил рассрочки по уплате налога или сбора;

— о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки по уплате налога или сбора;

— о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) — организации;

— о наложении ареста на имущество налогоплательщика — организации;

— о направлении суммы излишне уплаченного налога на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов на уплату пеней или погашение недоимки;

— о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Действиями налоговых органов или их должностных лиц, нарушающими права налогоплательщиков, которые зачастую обжалуются в суд, следует признать те, которые имели место в ходе осуществления выездных налоговых проверок. Согласно ст. 193 НК РФ, при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику (налоговому агенту) или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании и распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая неполученную выгоду (неполученный доход). Указанное положение позволяет налогоплательщикам (налоговым агентам) предъявлять в суд соответствующие иски.

Что касается бездействия налоговых органов или их должностных лиц, нарушающего права налогоплательщиков, то таковым можно признать неисполнение ими обязанностей по своевременному и полному возврату излишне уплаченных или взысканных сумм налога, сбора или пени, которые предусмотрены ст. ст. 78,79 НК РФ.

Кроме того, как уже указывалось выше, налогоплательщиками могут быть обжалованы также и нормативные правовые акты налоговых органов. Например, это могут быть приказы или инструкции ФНС России, положения которых, по мнению налогоплательщиков, ущемляют их права.

Читайте так же:  Налоговое право налоговые правонарушения

Процессуальный порядок рассмотрения налоговых споров инициированных налогоплательщиками также различается в зависимости от того, подан иск (жалоба) физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или организацией.

Физические лица должны обращаться в суды общей юрисдикции. В большинстве своем их жалобы направлены на признание незаконными административных штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование, отменяет примененные к физическому лицу меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно:

— нарушает права и свободы гражданина;

— создает препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

— незаконно возлагает какую-либо обязанность или привлекает к какой-либо ответственности.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа или должностного лица за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод. В противном случае суд отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда направляется соответствующему органу или должностному лицу, а также физическому лицу не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и физическому лицу не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством.

Порядок рассмотрения налоговых споров в суде

Налоговые судебные споры: подведомственность и подсудность

В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.

Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.

Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.

Решение налоговых споров в суде

После принятия заявления об обжаловании к производству суд переходит к стадии непосредственного рассмотрения спора по существу. В зависимости от того, какому судебному органу подведомственен спор, правила его рассмотрения имеют некоторые особенности:

Суд общей юрисдикции

3 месяца (ч. 1 ст. 200 АПК)

1 месяц, Верховным судом — 2 месяца (ч. 1 ст. 226 КАС)

Налоговый орган доказывает законность принятого акта или совершенных действий (факта бездействия) — ч. 3 ст. 189 АПК, ч. 11 ст. 226 КАС

Не регламентируется законом

Может быть признано судом обязательным (ч. 13 ст. 226 КАС)

Суд не связан исключительно доводами сторон, а проверяет акт или действие на предмет законности в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС, ч. 4 ст. 200 АПК)

Рассматривается судьей единолично (ч. 1 ст. 200 АПК)

Единолично или в составе коллегии из 3 человек по правилам ст. 29 КАС

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Налоговые споры физических лиц рассматриваются

Основными причинами роста недоимки по налогам с физических лиц являются, как правило, неполная и несвоевременная уплата текущих налоговых платежей и платежей, начисленных по результатам налоговых проверок по налогу на доходы физических лиц; неуплата физическими лицами налога на имущество и земельного налога. О том, как рассматриваются исковые требования по налоговым санкциям к данным субъектам, читайте в настоящей статье.

Согласно пункту 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Основные правила разрешения налоговых споров

Документ об обжаловании

В зависимости от органа, в который направляется документ об обжаловании, и особенностей процедуры обжалования, ее наименование и содержание регулируются различными нормами права:

  • жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган, если оспариваются действия или бездействие налоговиков или их решение, которое уже вступило в законную силу по правилам ст. 139 НК — абз. 2 п. 1 ст. 138 НК;
  • апелляционная жалоба должна быть составлена и подана по правилам ст. 139.1 НК в компетентный орган ФНС на решение о привлечении лица к налоговой ответственности — абз. 3 п. 1 ст. 138 НК;
  • заявление о признании действий или решений незаконными может быть направлено в арбитражный суд с учетом требований ст. 199 АПК по общим правилам направления искового заявления — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • в суд общей юрисдикции обжалование действий налогового органа осуществляется в форме административного искового заявления — ч. 1 ст. 218 КАС.

Независимо от вида документа, он должен содержать информацию о заявителе, обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, доводы и аргументы заявителя, нормативную базу в обоснование требований, непосредственные требования, а также перечень прилагаемых в подтверждение доводов и требований документов и иных доказательств.

Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?

Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:

  • граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
  • организации;
  • их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).
Читайте так же:  Основания для возврата госпошлины в арбитражном процессе

Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.

Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.

Понятие налоговых споров

Понятие термина налоговый спор приводится в статье 2 Налогового кодекса РФ, и определяется как правоотношения, которые носят властный характер и связаны с установлением, введением и взиманием налогов, сборов и страховых взносов на территории РФ. Помимо этого, осуществление налогового контроля, обжалование актов или действий (бездействий) должностных лиц также можно отнести к налоговым правоотношениям. К налоговым спорам относятся следующие ситуации:

  • споры, связанные с оспариванием актов, регулирующих налоговые правоотношения как нормативного, так и ненормативного характера;
  • взыскание налоговым и таможенным органом обязательных платежей и санкций.

Исходя из содержания статьи 9 Налогового кодекса РФ субъектами налоговых правоотношений являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Указанные субъекты налоговых правоотношений являются инициаторами и соответственно участниками налоговых споров. При этом исходя из особенностей содержания налоговых правоотношений, как они определены в статье 2 Налогового кодекса РФ, налоговые споры могут возникать только между частными субъектами данных правоотношений в лице налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, с одной стороны, и публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов и таможенных органов, с другой стороны. Кроме того, по делам об оспаривании нормативных правовых актов о налогах и сборах в качестве публичной стороны налогового спора могут выступать лица, которые в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами (п. 1 ст. 4, п. п. 3, 4 ст. 12 НК РФ), и, как следствие, являться ответной стороной по делам об оспаривании принятых ими нормативных правовых актов.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Рассмотрение налоговых споров в суде: порядок обращения

Обращение за защитой нарушенных налоговыми органами прав предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  • налоговые споры в судах подлежат рассмотрению после получения соответствующего заявления заинтересованного лица — ч. 2 ст. 197 АПК;
  • правом подачи заявления обладают хозяйствующие субъекты, чьи права были нарушены, — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • срок подачи жалобы составляет 3 календарных месяца с момента нарушения прав (издания ненормативного акта, совершения незаконных действий) — ч. 4 ст. 198 АПК;
  • жалоба должна отвечать требованиям ст. 199 АПК, в том числе содержать всю требуемую информацию и сведения.

Кроме того, на основании ч. 3 ст. 199 АПК заявитель вместе с заявлением может направить ходатайство о том, чтобы до момента рассмотрения дела по существу и принятия по нему решения суд приостановил действие акта налоговой инспекции, который обжалуется.

Судебный порядок разрешения налоговых споров: основные правила

Частью 1 ст. 197 АПК установлено, что разрешение дел указанной категории осуществляется по тем же правилам, которые действуют и для искового производства в арбитражных судах. Вместе с тем для налоговых споров (в том числе) существуют самостоятельные правила, определяемые ст. 200 АПК, а именно:

  • рассмотрение в судах первой инстанции осуществляется одним судьей;
  • срок рассмотрения заявления не должен превышать 3 месяцев со дня принятия канцелярией суда заявления заинтересованного лица;
  • отсутствие в суде представителя налогового органа не является препятствием для рассмотрения дела по существу;
  • бремя доказывания законности изданного акта или совершенных действий лежит на налоговом органе, действия или акт которого обжалуются.

По результатам рассмотрения налогового спора суд в силу ст. 201 АПК может признать акт или действие незаконным или отказать в удовлетворении заявления, если не установит оснований для признания действий или актов незаконными.

Итоги разрешения налоговых споров

Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:

  • ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
  • ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
  • п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.
Читайте так же:  Коммерческая недвижимость сколько налог

При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
  • о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
  • о признании решения незаконным и подлежащим отмене.

Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Принятие документа об оспаривании

При подаче жалобы или апелляционной жалобы при ее принятии действуют следующие основные правила:

  • решение о принятии к рассмотрению по существу должно быть принято в 5-дневный срок со дня получения ее вышестоящим налоговым органом — абз. 2 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • отказ в ее принятии может последовать по основаниям, закрепленным в п. 1 ст. 139.3 НК (в числе которых нарушение сроков подачи, порядка направления, отсутствия реквизитов обжалуемого решения, повторность направления и др.);
  • отказ в принятии должен быть направлен или вручен заявителю до истечения 3 дней со дня, следующего за днем принятия, — абз. 3 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • оставление документа об оспаривании без рассмотрения не лишает заявителя права устранить все указанные в отказе нарушения и повторно направить жалобу в тот же орган для разрешения спора по существу — п. 3 ст. 139.3 НК.

Правила принятия обжалования арбитражными судами и судами общей юрисдикции устанавливаются ст. 127, 127.1, 128 АПК и ст. 222 КАС соответственно.

Итоги

  • правила разрешения налоговых споров определяют порядок подготовки и направления документа об обжаловании, компетентный орган, порядок принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению и итогового решения по делу;
  • оспорить акты и действия может любое лицо, права которого нарушены (как минимум, с его точки зрения);
  • налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, и лишь при его исчерпании — в суде;
  • в зависимости от того, затронута ли спором предпринимательская деятельность налогоплательщика, он может рассматриваться в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
  • решением компетентного органа жалоба может быть удовлетворена (а само решение или действие признано незаконным), либо в ее удовлетворении может быть отказано.

Налоговые споры

Налоговый спор – это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом, в частности статьей 138 Налогового кодекса РФ, главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Прежде, чем боле подробно рассматривать вопрос о налоговых спорах и особенностях их рассмотрения, следует уточнить, что законодатель определяет виды налоговых споров и их классификацию.

Большая часть налоговых споров происходит после завершения налоговой проверки, результатом которой, может быть:

  • доначисление налогов и сборов
  • требование об уплате штрафов и пени
  • предписания по устранению выявленных нарушений

Если Вы, как собственник бизнеса, не согласны с результатами налоговой проверки, Вы имеете полное право в досудебном порядке обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган. Для этого необходимо подать соответствующие заявление (жалобу), в котором грамотно обосновать свою позицию. О том, как обжаловать решение налогового органа в досудебном и судебном порядке, читайте в настоящей статье.

Куда обращаться с жалобой?

При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:

  • разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
  • в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
  • если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
  • налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.

Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС

Порядок разрешения споров в органах ФНС отличен от судебного и имеет свои специфические особенности. Согласно ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование действий и актов нижестоящего по следующим правилам:

  • рассмотрение осуществляется в отсутствие заявителя;
  • лицо, направившее жалобу, имеет право представлять дополнительные доказательства и документы вплоть до вынесения решения по существу;
  • пределы рассмотрения спора ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя и материалами, представленными налоговой инспекцией;
  • участие заявителя может быть признано обязательным, если между материалами дела и сведениями, представленными заявителем, имеются противоречия;
  • уведомление налогоплательщика осуществляется руководителем или заместителем руководителя рассматривающего жалобу органа и содержит дату, место и время рассмотрения жалобы по существу;
  • общий срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней;
  • если обжалуется решение о привлечении к ответственности, то срок рассмотрения составляет 1 месяц;
  • в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен однократно, но не более чем в два раза.

Итоги

Таким образом, налоговые споры, вытекающие из предпринимательской деятельности заинтересованного лица, права которого были нарушены сотрудниками налоговой инспекции, подлежат рассмотрению арбитражными судами субъектов по правилам искового судопроизводства за некоторыми особенностями, предусмотренными главой 24 АПК.

Читайте так же:  Возврат налога за обучение в институте очно

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Налоговые споры — виды и их классификация

Из всех существующих категорий судебных дел налоговые споры относятся, пожалуй, к числу самых сложных. Чтобы разрешить налоговый спор, важно отчетливо квалифицировать определенный спор. От этого будет зависеть правильность использования той или иной нормы права. На законодательном уровне налоговые споры и их классификация определены достаточно четко, при этом основными актами, на которые стоит обратить внимание, являются Налоговый кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также Кодекс административного судопроизводства.

Налоговые споры можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой государственный орган рассматривает спор. К первой группе можно отнести основные способы обжалования актов и действий (бездействий) налоговых органов в судебном порядке:

  • предъявление исков о признании недействительными актов налогового органа, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
  • предъявление иска о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению;
  • предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
  • предъявление иска о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.

Ко второй группе относятся основания для обращения налоговых органов в суды, для взыскания налога:

  • с налогоплательщиков — физических лиц — в соответствии со ст. 48 и ст. 104 Налогового кодекса РФ;
  • с организаций или индивидуальных предпринимателей — в соответствии с п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ (которым открыт лицевой счет; в целях взыскания недоимки, числящейся более 3-х месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
  • с налогоплательщиков, у которых возникла обязанность по уплате налога на основании изменения налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

В судебной практике налоговых правоотношений часто возникают следующие налоговые споры:

  • о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений;
  • об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов;
  • об обязательном представлении налоговой декларации;
  • связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов;
  • о сроках давности взыскания налоговых санкций;
  • в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;
  • в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;
  • вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном страховании.

Виды налоговых споров определяются теми видами налоговых правоотношений, которые составляют предмет налогового права. По данному критерию налоговые споры подразделяются на споры, возникающие:

  • при исполнении обязанности по уплате налогов;
  • в связи с реализацией налогоплательщиками права на зачет (возврат) излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени;
  • при осуществлении мероприятий по учету налогоплательщиков;
  • в связи с осуществлением налоговыми органами камеральной и выездной налоговой проверки;
  • при привлечении к налоговой ответственности, а также споры по возмещению вреда, причиненного неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении мероприятий налогового контроля и т.д.

Из анализа судебной практики выделяют три основные категории налоговых споров, это:

  • споры по вопросам права – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием или применением отдельных норм налогового, гражданского и иного законодательства;
  • споры по вопросам факта – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика;
  • процедурные споры – это споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях.

Следует отметить, что на практике дела по налоговым спорам обычно имеют комплексный характер, то есть содержат разногласия, как по вопросам права, так и по вопросам факта, и по процедурным вопросам.

Налоговые споры физических лиц рассматриваются

Российское налоговое законодательство отличается сложностью, наличием многочисленных исключений из общих правил налогообложения. Большая часть налоговых споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, связана с отказом налогоплательщику в предоставлении имущественных, профессиональных и социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В отсутствие разъяснений со стороны Верховного Суда РФ по вопросам применения налогового законодательства судьи нижестоящих судов испытывают определенные трудности при разрешении налоговых споров. Сильна тенденция ориентироваться на комментарии финансовых органов (Минфина РФ, ФНС РФ) по спорным вопросам налогообложения вместо выработки собственной правовой позиции.

Юристы компании «Георг» представляют интересы своих доверителей в судах общей юрисдикции, в арбитражном суде, в т.ч. при рассмотрении налоговых споров. Обжалование решений налоговых органов.

Консультацию по интересующему вопросу Вы можете получить в любое удобное для Вас время. Для того чтобы задать свой вопрос специалисту, позвоните по телефону во Владивостоке 8 (423) 248-74-25, воспользуйтесь e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или соответствующей формой на нашем сайте.

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ В ПРАКТИКЕ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Российское налоговое законодательство отличается сложностью, наличием многочисленных исключений из общих правил налогообложения. Большая часть налоговых споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, связана с отказом налогоплательщику в предоставлении имущественных, профессиональных и социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В отсутствие разъяснений со стороны Верховного Суда РФ по вопросам применения налогового законодательства судьи нижестоящих судов испытывают определенные трудности при разрешении налоговых споров. Сильна тенденция ориентироваться на комментарии финансовых органов (Минфина РФ, ФНС РФ) по спорным вопросам налогообложения вместо выработки собственной правовой позиции.

Налоговые споры, связанные с предоставлением
имущественного вычета по налогу на доходы
физических лиц (НДФЛ)

Налоговые споры рассматриваются преимущественно в арбитражных судах, что связано с возложением основного бремени по уплате налогов на юридических лиц и граждан-предпринимателей, а также большей активностью последних в отстаивании своих прав и законных интересов по сравнению с обычными гражданами.
К подведомственности судов общей юрисдикции относятся споры между налоговыми органами и гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя , например: о взыскании суммы задолженности по налогу (НДФЛ, транспортному или земельному налогам), пеней и штрафных санкций, о предоставлении налогового вычета, о возмещении суммы уплаченного налога из бюджета (государственной пошлины).
———————————
В соответствии с п. 2 ст. 27, п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ экономические споры с участием юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя (в том числе споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений), рассматриваются арбитражными судами.

Читайте так же:  Какая максимальная сумма налогового вычета на лечение

Значительное количество споров связано с непредоставлением гражданину социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ. Условия предоставления указанных вычетов сформулированы в ст. ст. 219 — 221 Налогового кодекса РФ. Законодатель подробно описывает виды расходов налогоплательщика, которые могут быть заявлены к вычету, определяет их максимальный размер, перечисляет документы, необходимые для подтверждения права на получение налогового вычета. Тем не менее на практике регулярно возникают вопросы, связанные с толкованием тех или иных положений налогового законодательства, в частности: о моменте возникновения у гражданина права на получение налогового вычета, о распределении суммы налогового вычета между несколькими лицами (например, супругами) и даже о возможности наследования права на налоговый вычет .
———————————
См., например: Определение Красноярского краевого суда от 28 апреля 2010 г. по делу N 33-3519/2010 (решением суда, оставленным без изменения кассационной инстанцией, удовлетворены исковые требования наследника умершего налогоплательщика о включении в наследственную массу права на получение налогового вычета по НДФЛ и возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога). Официальный сайт Красноярского краевого суда: www.kraevoy.krk.sudrf.ru.

Поскольку требования налогоплательщика о предоставлении ему налогового вычета носят имущественный характер, направлены на взыскание определенной денежной суммы или признание права на ее получение (возмещение), судами общей юрисдикции данные требования рассматриваются в порядке искового производства . В обзорах судебной практики можно встретить соответствующие разъяснения.
———————————
В то же время арбитражные суды рассматривают споры, связанные с налогообложением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот и вычетов, возмещении уплаченного налога из бюджета), в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

Еще в одном случае Президиум Ярославского областного суда, отменяя в порядке надзора решение суда первой инстанции, которым удовлетворено заявление Ш. о признании незаконным отказа налоговой инспекции в предоставлении имущественного налогового вычета и обязании предоставить налоговый вычет, указал в числе прочего на несоблюдение судом требований ст. 198 ГПК РФ. Резолютивная часть решения изложена неконкретно, как по итогам рассмотрения жалобы, хотя заявление Ш. являлось спором о защите субъективного права и фактически было рассмотрено в порядке искового производства .
———————————
См.: Постановление Президиума Ярославского областного суда от 1 декабря 2004 г. N 44г-223 // СПС «КонсультантПлюс».

Данные изменения были истолкованы ФНС России как исключающие возможность получения имущественного вычета по НДФЛ теми гражданами, которые совершили сделку по приобретению жилого помещения, доли в нем или земельного участка, находясь в браке, отношениях родства или свойства, независимо от условий и экономических результатов заключенной между ними сделки купли-продажи жилого объекта . Позиция ФНС России была воспринята и некоторыми судами общей юрисдикции .
———————————
См.: письмо ФНС России от 4 сентября 2008 г. N 3-5-03/[email protected] «Предоставление имущественного налогового вычета взаимозависимым лицам» // СПС «КонсультантПлюс».
В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды при определении лиц в качестве взаимозависимых, как правило, выясняют то обстоятельство, каким образом наличие между лицами родственных, служебных или иных указанных в законе отношений повлияло на экономические результаты сделки. Подробнее см.: Алтухова Е.В. Взаимозависимость физических лиц в целях налогообложения // Право и экономика. 2009. N 10. С. 45 — 47.

А.Т. оспаривала в суде отказ ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска в предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ, просила обязать ответчика предоставить указанный налоговый вычет. Свои требования она мотивировала тем, что в 2008 г. приобрела за счет собственных средств, а также частично за счет ипотечного кредита квартиру в г. Красноярске у своей дочери А.И.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 апреля 2010 г. в удовлетворении заявления А.Т. отказано со ссылкой на наличие отношений взаимозависимости между сторонами договора купли-продажи квартиры. Судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда решение оставлено без изменения, кассационная жалоба А.Т. — без удовлетворения. Доводы А.Т. о том, что отношения родства между продавцом и покупателем никак не повлияли на условия и экономические результаты сделки по приобретению квартиры, Судебной коллегией отклонены как основанные на неверном толковании пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 284-ФЗ) .
———————————
Определение Красноярского краевого суда от 19 июля 2010 г. по делу N 33-6241/2010.

При рассмотрении другого дела суд отказал в удовлетворении иска С.Е. к Межрайонной ИФНС N 4 по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в предоставлении имущественного налогового вычета, поскольку истец приобрел квартиру у С.Н.Н. и С.Н.А., которые являются родителями супруга истца, т.е. находятся с истцом в отношениях свойства. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда оставила решение без изменения, отклонив при этом доводы С.Е. о том, что налоговое законодательство не содержит определения отношений свойства .
———————————
Определение Красноярского краевого суда от 11 октября 2010 г. по делу N 33-8785/2010.

В обоих случаях мотивировочная часть определений судов кассационных инстанций практически дословно воспроизводит разъяснения ФНС России о том, что с января 2008 г. для установления статуса взаимозависимых лиц (и отказа в предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ) достаточно установить наличие между сторонами сделки по приобретению жилого помещения или доли в нем соответствующих отношений (брака, родства или свойства) без учета условий сделки и ее экономических результатов. Аналогичная позиция сформировалась в практике Пермского областного суда .
———————————
См.: Обзор кассационной и надзорной практики Пермского краевого суда по гражданским делам за первое полугодие 2009 года // СПС «КонсультантПлюс».

Налоговые споры, связанные с извлечением гражданином
необоснованной налоговой выгоды

Видео (кликните для воспроизведения).

В современной литературе отмечается взаимодействие гражданского и налогового законодательства, которое носит двусторонний характер. Сформулированный в ст. 421 ГК РФ принцип свободы договора способствует появлению все новых форм экономической деятельности, новых типов и видов гражданско-правовых договоров. Налоговое законодательство регулярно подвергается изменениям и дополнениям, призванным учесть специфику тех или иных видов доходов налогоплательщика, уточнить порядок определения налогооблагаемой базы. В свою очередь, налогоплательщик выстраивает свою деятельность таким образом, чтобы она была сопряжена с минимальными налоговыми издержками . Такая форма поведения налогоплательщика (снижение налоговой нагрузки) обусловлена вполне естественной потребностью в сохранении и защите имеющейся у него собственности.
———————————
См.: Челышев М.Ю. Взаимодействие гражданского и налогового права в регулировании отношений с участием предпринимателей: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 1998. С. 168 — 169; Русяев Н.А. Правовое регулирование налоговой оптимизации в России и Германии: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 11.

Источники

Налоговые споры физических лиц рассматриваются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here