Налоговая проверка после ликвидации

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налоговая проверка после ликвидации" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Ликвидация без выездной налоговой проверки: реальна или нет + «злые шалости» ФНС

В ходе выездных проверок в 2016 году ФНС получила с российских предприятий 173 млрд. рублей, – на 21% больше, чем годом ранее.

Выездная налоговая проверка (ВНП) – довольно агрессивная форма налогового контроля с опасными санкциями в виде внушительных штрафов, миллионных доначислений и рисками привлечения руководства к субсидиарной и уголовной ответственности.

Данный материал полностью актуален по состоянию на 2019 год и начало 2020 года.

Опасность проверки существует вплоть до момента исключения компании из ЕГРЮЛ. Даже непосредственно в день снятия с учета визит инспекторов будет вполне законным (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).

Планируете ликвидировать компанию с долгами (или без), но боитесь визита налоговой и последствий проверки? Читайте до конца и узнаете, реально ли закрыть фирму без ВНП и как защититься от «злых шалостей» ФНС.

Кто чаще становится объектом ВНП

Стопроцентно безопасной зоны или территории, свободной от ВНП, не существует, однако риск проверки можно спрогнозировать.

Особое внимание налоговой инспекции привлекают организации:

  • с оборотом от 100 млн. рублей: ФНС предпочитает ловить «крупную рыбу»;
  • имеющие «сомнительные» связи и большое количество деловых партнеров: если контрагенты замечены в нарушениях, то компанию наверняка включат в план выездных проверок;
  • резко «обедневшие». Инспекторы прекрасно знают о том, что занижение прибыли – банальный способ ухода от налогов.

Еще больше критериев отбора налогоплательщиков для ВНП есть в открытом доступе на сайте ФНС. Двенадцать факторов риска выездной проверки отражены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/[email protected]

Пришли с проверкой – готовься к худшему

Выездная проверка может стать неприятным сюрпризом, даже если фирму недавно проверили: ВНП, в отличие от плановых контролирующих мероприятий, не зависит от сроков предыдущих ревизий, а о самом мероприятии предупреждают непосредственно «до» – накануне визита.

Если проверка неизбежна, приготовьтесь к тому, что:

  • С пустыми руками вряд ли уйдут

«Нулевые» проверки — это нонсенс. Цель налоговой службы – наполнить бюджет, а одна из основных задач – достичь необходимых отчетных показателей. Проверки не бывают спонтанными: если компанией заинтересовались, значит на нее уже что-то есть. Скорее всего, инспекторы заранее провели тщательную подготовку и запланировали ориентировочную сумму доначислений. С учетом того, что проверка с «выездным сбором» менее 2-3 млн. рублей считается низкоэффективной, можно представить масштабы возможных неприятностей.

  • Быстро ликвидировать не получится

Проверка длится два месяца, но может быть продлена еще на шесть (п. 6, ст. 89 НК РФ) и/или приостановлена на время истребования сведений, проведения экспертиз, перевода документов – и в результате затянуться на полгода (п. 9, ст. 89 НК РФ).

  • Если уже проверяли и не нашли нарушений, проверят более тщательно

ВНП не проводится чаще двух раз в год, но если компания ликвидируется, проверить могут вне зависимости от даты предыдущей ревизии (п.11, ст.89 НК РФ), в том числе заново проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов за 3 года.

  • Могут заставить платить из «частного кармана»

Если активов компании не хватает для расчетов с налоговой службой, внимание инспекторов привлекает личное имущество руководства. Результаты проверки и факты о выявленных нарушениях могут использоваться с целью привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

  • Есть риск судимости

ФНС часто работает в тандеме с органами МВД. К уголовной ответственности ответственных представителей проверяемой компании могут привлечь как по «налоговым» (ст. 199 УК РФ), так и по «банкротным» статьям (ст. ст. 195-197 УК РФ). Виновных наказывают: минимально – штрафами до 500 тыс. рублей, максимально – лишением свободы на срок до 6 лет.

Проведение налоговой проверки при ликвидации общества с ограниченной ответственностью и ее обязательность

Обязательность проведения изучения ликвидируемой организации Федеральной налоговой службой регулируется положениями статей 49 и 50 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сложившаяся практика применения положений действующего законодательства при ликвидации различных видов юридических лиц, в том числе обществ с ограниченной ответственностью, говорит о том, что руководство или ликвидационная комиссия обязаны уведомить налоговые органы о том, что планируется ликвидация организации. Однако само такое уведомление не может быть рассмотрено в качестве юридически значимого основания для проведения проверки.

В том случае, если речь идет о ликвидации юридического лица, у которого имеются существенные долги перед государственными органами или перед кредиторами, проверка будет проводиться с целью выявления возможных нарушений в части соблюдения норм налогового права. Кроме того, налоговая проверка практически всегда будет обязательной для случаев, связанных с банкротством юридического лица. Однако все перечисленные случаи не могут быть рассмотрены в качестве основания для обязательного проведения такой проверки. Решение принимается в каждом конкретном случае на основании имеющихся данных о функционировании организации, а также о совершаемых ею платежей налогового типа.

Обязательна ли проверка

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется ст. 89 НК РФ, при этом п. 11 ст. 89 НК РФ определены особенности проведения проверки при ликвидации предприятия:

  • назначение проверки – право, а не обязанность налогового органа;
  • проверка не зависит от времени и предмета предыдущей проверки;
  • проверять можно за период не более трех предыдущих календарных лет.

Это означает, что уведомление налогового органа о ликвидации организации не создает обязанности для налогового органа провести проверку ликвидируемого ООО. Назначение проверки остаётся на усмотрение налоговиков, но если проверку решено провести, то с одной стороны она должна соответствовать общим требованиям, а с другой – есть определенные изъятия. Прямо указано, что не надо соблюдать требования абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ, запрещающего проведение двух выездных проверок в течение года, но порядок и процедура проведения проверки при ликвидации ООО подчиняются общим правилам.

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

12 критериев недобросовестности налогоплательщика по мнению налоговой

Взыскали больше миллиарда субсидиарной ответственности. В том числе с руководителя, который ушёл из компании более, чем за 2 года до банкротства

Камеральная налоговая проверка

Часть 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации подразумевает возможность проведения налоговой проверки без выезда в организацию. В этом случае речь идет о камеральной проверке, то есть невыездной.

Что проверяет

В случае с таким видом проверки происходит изучение предоставленной налоговой отчетности путем сверки имеющихся данных с теми, которые были предоставлены в такой отчетности. Сама такая проверка проводится сотрудниками налоговых органов без посещения того юридического лица, которое предоставило документы для проверки.

Читайте так же:  Смена владельца авто по дарению налог

Для проведения такой налоговой проверки не потребуется получение каких-либо санкций уполномоченных контролирующих органов, так как проверяется без дополнительных запросов имеющаяся информация, которая в свое время уже поступила в налоговые органы, например, при передаче на проверку промежуточного ликвидационного баланса.

Сроки

В рамках такой проверки сотрудникам налоговых органов дается три месяца для того, чтобы изучить все предоставленные документы. Этот срок является максимальным – он может быть использован в полном объеме в том случае, если было установлено, что имеются какие-либо нарушения, и произошел запрос дополнительных документов. Если камеральная проверка длится весь такой максимальный срок, то ликвидация организации может быть отложена до того момента, когда не будет получен итоговый акт о результатах проверки.

Алгоритм проведения

В настоящее время проведение камеральной проверки осуществляется следующим образом:

  • данные из предоставленных отчетных документов, в том числе из ликвидационного баланса, вводятся для изучения в АИС «Налог»;
  • в автоматическом режиме происходит контроль предоставленных конечных (контрольных) чисел и имеющихся в системе данных об этой организации и проводимых ею отчислениях;
  • в случае выявления несовпадений в полученных результатах проверка проводится в ручном режиме путем изучения предоставленных данных сотрудниками налоговых органов и сравнения с имеющимися сведениями для точного выявления возможных ошибок в начислениях и совершенных платежах;
  • после итогов ручной проверки представителю ликвидируемой организации, которая направила документы на проверку, отправляется специальное письмо с требованием разъяснить произошедшие расхождения и присланные показатели;
  • следующим шагом становится изучение предоставленной в ответ на полученное письмо бухгалтерской отчетности и документов, которые могут объяснить происхождение разночтений в данных налоговых органов и в продемонстрированных документах ликвидируемой организации.

Камеральная проверка направлена на выявление несоответствий показателей в имеющихся отчетных документах и в сведениях самой Федеральной налоговой службы.

В акте отражаются сведения о проверенных документах, а также о том, какие нарушения были выявлены и что необходимо предпринять для устранения таких нарушений.

Из письма в редакцию

В апреле 2015 году генеральным директором была продана компания. В 2018 году, эта компания была ликвидирована уже новым руководителем. Сейчас выясняется, что по компании контрагентам приходят требования о представлении документов за 2015 год и повестки от ИФНС. Подскажите может ли идти проверка в отношении директора, который продал компанию в 2015 году? Или эта проверка связана с ликвидацией?

Сколько по времени может длиться налоговая проверка?

Ликвидация без ВНП возможна через банкротство

Ликвидация без ВНП реальна. Выездная проверка – это не обязанность, а право налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ), и если компания ступила на путь банкротства, ФНС этим правом предпочитает не пользоваться. Налоговики охотно банкротят по собственной инициативе, но проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации им невыгодно из-за низкой вероятности взыскания средств и невозможности оказать влияние на процедуру банкротства.

Ликвидация ООО налоговой инспекцией

Советы юристов:

1.1. Здравствуйте Юрий Владимирович,

В случае если Вы являетесь единственным участником ООО, то Вы не можете выйти из общества /п.2 статьи 26 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью/.
Общество должно быть ликвидировано, либо через суд (в.ч. банкротство), либо добровольно.
В этом случае ваш стус участника будет сохраняться до момента ликвидации ООО.
Если участников ООО несколько, то Вы вправе воспользоваться правом на выход из общества, в порядке ст. 26 Федерального закона Об обществах с ограниченной ответственностью.

С уважением,
адвокат Волобуев В.В.

15.1. Здравствуйте Лариса
Вы не сможете ликвидировать свое ООО, пока не погасите долги по налогам. В противном случае возможно только банкротство

Спасибо, что посетили наш сайт.
Всегда рады помочь! Удачи Вам.

Выездная проверка при ликвидации ООО

Участники вправе добровольно ликвидировать общество в любой момент с четким соблюдением процедуры, обязательное требование которой — уведомление регистрационного органа по форме Р15001 о принятом решении. После этого налоговым органом может быть назначена выездная проверка при ликвидации ООО.

Мнение эксперта

В прошлом году были приняты поправки в нормативные документы, которые позволяют налоговиками проводить проверки и делать доначисления по закрытым или ликвидированным компаниям. Кроме того, внесены дополнения в субсидиарную ответственность, а значит директору и учредителям могут «прилететь» доначисления по налогам.

Если по компании, которая была продана в 2015 году есть недоплаты по налогам, то проверка может идти в отношении директора, продавшему компанию и одновременно в отношении директора, который её ликвидировал. Если вы работали с подозрительными фирмами, которые попали под проверку, прежнего директора тоже могут привлечь к ответственности. Более того, если есть неуплаченные налоги и их сумма подпадает под статью 199 УК РФ и квалифицируется, как не уплата налогов в особо крупном размере, на прежнего директора могут завести дело. Причем, прежний директор и ликвидировавший компанию директор могут быть объединены в группу лиц, действовавших по сговору.

Итак, все зависит от того, что у вас было по той компании.

Вариант 1. Если была не уплата налогов в особо крупном размере, то ОЧЕНЬ велика вероятность возбуждения уголовного дела на прежнего директора по сговору с последним директором. Проверьте несколько цифр. Первое, была ли не уплата налогов. Второе, подпадает ли сумма неуплаченных налогов под крупный и особо крупный размер.

Крупным размером считается сумма, составляющая за три года более 5 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов более 25 процентов подлежащих уплате. Либо сумма неуплаченных налогов более 15 000 000 рублей.

Особо крупный размер – это сумма, составляющая за три года более 15 000 000 рублей и превышает 50 процентов подлежащих уплате налогов, либо более 45 000 000 рублей.

Если да, то срок давности привлечения составляет 6 лет. У налоговиков и у СК есть еще масса времени, чтобы отработать уголовное дело. Это самый опасный для вас вариант. Обоих директоров могут привлечь по 199 УК РФ, как группу лиц. Если вы думаете, что сговор нужно доказать в суде, избавьтесь от иллюзий. Сам факт продажи и будет считаться сговором.

При этом неуплата налогов до продажи компании будет вменяться в ответственность первого директора. Не уплата налогов после 2015 – ответственность последнего директора. Но в группе лиц – это может оказаться неважным. Так как, есть солидарная ответственность. Здесь нужно будет полагаться на адвоката.

Вариант 2. Если была незначительная неуплата налогов, которая не подпадает под статью 199 УК РФ, могут быть только доначисления и гражданский иск к директору от ИФНС. Но, скорее всего, ничего не будет. Мала вероятность того, что ИФНС уложится в допустимые сроки для проверок и привлечения.

Читайте так же:  Учет штрафов в бухгалтерском и налоговом учете

Вариант 3. Если у вас все «чисто» по налогам, по крайней мере нет крупных сумм, беспокоится нечего.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Ведение бизнеса не всегда проходит гладко. Если индивидуальный предприниматель по тем или иным причинам решил прекратить свой бизнес, ему надо подготовиться к тому, что одним лишь получением документов на закрытие ИП дело, скорее всего, не ограничится, а налоговики еще долго не оставят предпринимателя в покое. Но обо всем по порядку.

Выездная проверка

Выездная проверка – не только более масштабное контрольное мероприятие, но и более опасное. Причем проводиться она может даже через несколько лет после закрытия бизнеса: ведь налогоплательщики должны хранить все первичные документы, регистры и отчеты в течение 4 лет (п. 1 ст. 23 НК РФ). Однако проверять налоговики смогут только три года деятельности, предшествующие тому году, в котором вынесено решение о начале проверки.

Несмотря на свое название, выездная проверка, как и камеральная, может проводиться на территории ИФНС, особенно, если у предпринимателя нет своего помещения. Такая проверка длится не более 2-х месяцев, однако Налоговый кодекс предусматривает массу оснований для ее продления вплоть до 6 месяцев.

При выездной проверке инспекторы:

  • запрашивают документы, относящиеся к деятельности ИП;
  • изучают правомерность применения льгот и спецрежимов;
  • проводят перекрестные проверки с вашими контрагентами, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо расхождений;
  • осматривают помещения, где велась деятельность;
  • пользуются другими обширными полномочиями, предоставленными им Налоговым кодексом.

По окончании выездной проверки обязательно составляется акт – вне зависимости от того, найдены ли нарушения. Акт оформляют в 2-х экземплярах: один передается бывшему ИП в течение 5 дней со дня составления, второй – остается в инспекции (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Если в результате проверки налоговики насчитали налоги и санкции, а бизнесмен с ними не согласен, необходимо подать письменные возражения – на это есть месяц со дня составления акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). Они подаются в ту же инспекцию, которая проводила проверку.

Инспекторы обязаны рассмотреть доводы предпринимателя и в течение 10 дней оформить решение: либо они привлекают его к налоговой ответственности, либо нет (п. 7 ст. 101 НК РФ). Если отменить доначисления и санкции до вынесения решения по проверке не удалось, придется заплатить недоимку, пени и штрафы или пройти многоступенчатый порядок оспаривания этих сумм.

Если будут выявлены существенные налоговые нарушения, и инспектор установит платежеспособность контролирующих ИП юридических лиц, проверку у предпринимателя назначат с высокой долей вероятности.

Напишите нам письмо

Наши услуги

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Налоговая проверка при ликвидации общества с ограниченной ответственностью и виды ее проведения

Ликвидация любого юридического лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью, является достаточно сложным процессом. Одним из этапов такого процесса является проведение налоговой проверки.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Как не попасть под прицел ФНС

    Вот несколько правил, которые помогут снизить вероятность выездной проверки при добровольной ликвидации:

    • не привлекать внимание: снижайте обороты постепенно, поэтапно и в рамках закона выводите активы;
    • провести внутренний и внешний аудит предприятия с привлечением независимых экспертов;
    • закрыть долги, если это возможно;
    • отказаться от смены адреса и альтернативной ликвидации;
    • правильно подготовить документы к проверке;
    • проверить контрагентов, подготовить доказательства проявления должной осмотрительности;
    • промониторить сделки.

    Если проверка все-таки состоялась, и налоги доначислили, обжалуйте акт ФНС в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (п. 1, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

    Налоговая ответственность за уже несуществующую ООО всем своим имуществом с 28 июня 2017 года становится реальностью.

    Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внёс изменения в законы:

    • «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
    • «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
    • «О несостоятельности (банкротстве)».

    Сейчас вы узнаете, что это значит и чем грозит.

    Какие изменения вносит № 488-ФЗ?

    Если кратко, то всё просто: теперь в течение 3-х лет после ликвидации компании налоговая служба сможет «вспомнить» про компанию и решить, что она недоплатила налоги. Современные технические системы, которыми оснащена ФНС вроде АСК НДС-2 позволяют запоминать информацию о сделках и контрагентах и обеспечить проведение проверки уже несуществующей компании. Найти компании-однодневки (или компании, которые ФНС ошибочно посчитает однодневками), отследить деловые связи, весь пусть товара от одной компании к другой — всё это ФНС может уже сейчас.

    Представим ситуацию: была компания, дела у ней пошли плохо, и руководство решило её закрыть, не влезая в долги. Ранее, ликвидация компании означала, что проверить уже не существующую компанию, доначислить налоги, и тем более взыскать налоговую задолженность с не существующей компании и ее руководителя или учредителя, не представлялось возможным. Казалось бы, дело закрыто и предприниматель может спать спокойно.

    Теперь выходит, что нет, дело не закрыто. Потому что в течение 3-х лет ФНС может предъявить претензии по налогам, пеням и штрафам и взыскать их с физических лиц, причастных к деятельности ликвидированного юридического лица.

    Кроме того, предъявлять претензии ООО после ликвидации сможет не только ФНС, а любой кредитор. Это может быть контрагент или бывший работник, который докажет в суде, что компания с ним не рассчиталась. Вот что сказано в тексте изменений в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «…по заявлению кредитора на таких лиц [взаимозависимых] может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества».

    Что означают эти изменения? С кого будет взыскана задолженность?

    Раз компания исключена из ЕГРЮЛ, её больше нет, то с кого же взять эти якобы неуплаченные налоги, пени и штрафы? С лиц, указанных в части 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса (закон №488 ссылается на эту часть):

    • учредителей;
    • директора;
    • членов совета директоров;
    • управляющего;
    • управляющей компании;

    а также с тех, кто давал указания вышеперечисленным лицам (пункт 3 статьи 53.1 ГК). Но пока непонятно, как этот пункт будет применяться на практике.

    Погашать эти долги по налогам люди будут за счёт личного имущества. А мы помним дело, когда имущество взыскали с независимой компании, с бенефициара . Так что у налоговой уже есть необходимая практика взыскания с бенефициаров.

    И с работниками, и с контрагентами то же самое. Если они докажут в суде, что компания осталась им должна, её бывшее руководство будет платить из своего кармана.

    Читайте так же:  Зачет задолженности по налогам

    И конечно, закон будет действовать «назад». ФНС сможет предъявить претензии за 3 года до вступления закона в силу, то есть за период с 29 июня 2014 года.

    Главный вывод для бизнеса

    На данный момент есть такая практика: бизнесмен ведёт дела через какую-либо компанию не более 3-х лет. Когда проходит 3 года, он присоединяет эту компанию к другой фирме или проходит процедуру ликвидации (это дороже и дольше, но «безопаснее» в плане рисков по доначислению налогов, чем присоединение) и ведёт тот же самый бизнес, но уже через другую компанию.

    Таким образом, предприниматель, избавляясь от компании, вздыхает свободно: никаких налоговых претензий к нему не может быть предъявлено.

    Теперь эта возможность закрылась. Любое взаимозависимое лицо и даже бенефициар теперь «на крючке» ФНС в течение 3-х лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ.

    Вот такой он, закон №488-ФЗ.

    Краткие итоги

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Личная ответственность взаимозависимых лиц и бенефициаров компании серьёзно возрастает. Эти лица будут расплачиваться по якобы имеющимся налоговым долгам, пеням и штрафам уже закрытой фирмы своим личным имуществом.

    ФНС получает всё больше правовых инструментов для взыскания налогов. Учитывая современное техническое оснащение налоговой службы и тот факт, что суды часто склонны вставать на её сторону, это создаёт гремучую смесь.

    Государство изыскивает всё новые методы пополнения бюджета за счёт бизнеса. Свобода действий для бизнеса уменьшается, ответственность возрастает.

    Закон №488-ФЗ полностью соответствует отношению государства к предпринимательскому классу; власть рассматривает бизнес (кроме госкорпораций, конечно) как податное сословие и источник пополнения бюджета.

    Судебной практики пока что нет, закон на момент написания этой статьи уже принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом, но начинает действовать с 28 июня 2017 года.

    Мы будем тщательно следить за развитием событий. Когда появятся эффективные методы борьбы с незаконными доначислениями, вы обязательно об этом узнаете первыми, если подпишетесь на новости в форме ниже по странице. А пока что стоит помнить о 4-х правилах, как победить ФНС в суде.

    На этом всё, спасибо за внимание.

    Правила завершения деятельности ИП

    Чтобы прекратить предпринимательскую деятельность, необходимо выполнить ряд шагов, установленных законом:

    1. Подать в ФНС специальное заявление по форме Р26001.
    2. Заплатить госпошлину (это можно сделать в банке, а также на официальном сайте налоговой ).
    3. Иметь документ, подтверждающий представление в ПФР сведений персонифицированного учета, а также сведений о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии. Причем представлять его в ФНС необязательно – налоговики сами запросят нужные им сведения у ПФР.

    Если предприниматель не сдал «пенсионную» отчетность, в прекращении деятельности налоговики обязательно откажут.

    Но и это еще не все. Завершая деятельность в качестве ИП, необходимо сдать декларации по тому налоговому режиму, который применял предприниматель:

    • на «упрощенке» сдают отчетность по форме, определенной Приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/[email protected], до 25 числа месяца, идущего за тем, в котором сделана отметка в ЕГРИП о завершении деятельности (ст. 346.23 НК РФ).
    • Те, кто работал на ЕНВД, отчитываются декларацией по форме, закрепленной Приказом ФНС от 26.06.2018 № ММВ-7-3/[email protected] Ее подают до 20 числа месяца, идущего за кварталом внесения «прекращающей» записи в ЕГРИП (ст. 346.32 НК РФ).
    • на общей системе сдают декларации:
      • по НДФЛ (Приказ ФНС от 24.12.2014 № ММВ-7-11/[email protected]) не позднее 5 рабочих дней после завершения деятельности (ст. 229 НК РФ);
      • по НДС (Приказ ФНС от 29.10.14 № ММВ-7-3/[email protected]) до 25 числа того месяца, что идет за кварталом прекращения деятельности ИП (ст. 174 НК РФ).

    Декларации можно сдать уже после закрытия ИП. Отказать в прекращении деятельности только лишь на том основании, что декларация не сдана, контролеры не могут.

    После того как декларации сданы начинается их камеральная проверка.

    Во сколько обходится сотрудник работодателю?

    Как избежать налоговой проверки при закрытии ИП

    Для тех, кто хочет закрыться без нежелательного общения с проверяющими, мы подготовили несколько советов. Они помогут избежать ненужной выездной проверки.

    Итак, что надо сделать при принятии решения прекратить свой бизнес?

    1. Последовательно уменьшать обороты, в итоге свести их к нулю.
    2. Закрыть дебиторскую/кредиторскую задолженности.
    3. Уволить сотрудников, провести все окончательные взаиморасчеты с ними, убедиться, что все кадровые документы в наличии и правильно оформлены.
    4. Провести сверку со всеми госорганами и убедиться, что у ИП нет долгов по налогам, пеням и штрафам, а также сдана вся необходимая отчетность.
    5. При наличии кассового аппарата снять его с учета.
    6. Закрыть банковский расчетный счет.
    7. Привести всю бухгалтерскую документацию в порядок.

    ИФНС имеет право произвести выездную проверку в течение 3 лет после закрытия ИП, поэтому нельзя уничтожать сразу все документы.

    Не только ИФНС имеет право провести проверку и взыскать налоги с уже закрывшегося ИП, но и у бывшего индивидуального предпринимателя есть право вернуть себе переплаченные налоги и взносы на протяжении трех лет с момента закрытия бизнеса, если срок давности по переплаченным налогам не прошел. Обязательно пользуйтесь этим правом!

    Российское законодательство позволяет закрыться со всеми долгами в бюджетные и внебюджетные фонды, но обязанность по их уплате перейдет на бывшего предпринимателя как на физическое лицо. На сумму долга будут накручиваться пени. Не тяните – погасите долги!

    Налоговые проверки после ликвидации ИП позволяют подвести итог всей деятельности предпринимателя, выявить все нарушения и несоответствия. Грамотное ведение бизнеса и своевременная уплата налогов помогут избежать неприятностей и спокойно перенести любую проверку налоговой.

    Клиенты, которые находятся на обслуживании в 1С-WiseAdvice, могут быть уверены в том, что процесс ликвидации пройдет без проблем с ИФНС. Мы сопровождаем нашего клиента до самого конца: проводим ревизию всех долгов, исключаем наличие задолженностей перед бюджетом. Т.е. остаемся с клиентом до самого закрытия ИП и оказываем всестороннюю поддержку.

    Закрытие бизнеса при сопровождении 1С-WiseAdvice практически всегда обходится без выездной проверки. Но даже если выездная придет – мы отстоим интересы клиента!

    Налоговая проверка после ликвидации

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    В течение какого срока и где должны храниться договоры, бухгалтерская документация после ликвидации ООО и прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя? Могут ли налоговые органы проводить налоговую проверку в отношении данных лиц, требовать представления документов?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    1. После внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку в отношении этой организации, а также требовать представления каких-либо документов, поскольку юридическое лицо, как субъект права, перестает существовать.
    Документы, образовавшиеся в процессе деятельности ликвидированной организации, необходимо передать на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив для хранения в течение установленных для них сроков.
    2. Налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в этом качестве и запрашивать в рамках такой проверки необходимые документы.
    После прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, должны храниться в течение четырех лет.

    Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет инструкция

    Юридическое лицо

    Индивидуальный предприниматель

    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    — Энциклопедия решений. Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности;
    — Энциклопедия решений. Перечень документов ООО, подлежащих хранению;
    — Энциклопедия решений. Проведение выездной налоговой проверки в отношении ИП, прекратившего предпринимательскую деятельность.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор Овчинникова Светлана

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Золотых Максим

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

    Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица

    Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица

    В случае ликвидации налогоплательщика-организации налоговым органом может быть вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.

    Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ).

    Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Соответственно, на нее не распространяются установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период) (п. 3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).

    Какие-либо другие специальные правила в части назначения и проведения такой проверки ст. 89 НК РФ не установлены.

    Вместе с тем необходимо учитывать, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).

    Поэтому после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку такой организации (письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 8).

    В то же время действующий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предусматривает уведомление регистрирующего органа о том, что компания находится в процессе ликвидации. Только после этого публикуются сведения о принятии компанией соответствующего решения и осуществляются дальнейшие действия в рамках процедуры ликвидации, в том числе, подача уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также подача документов для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации этой компании (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).

    При этом в случае проведения выездной налоговой проверки в отношении компании, находящейся в процессе ликвидации, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Соответствующий запрет установлен в п. 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действующей с 30.03.2015).

    А поскольку составление промежуточного ликвидационного баланса является только промежуточной стадией в процедуре ликвидации компании (ст. 63 ГК РФ), то в такой ситуации невозможно и проведение заключительной стадии этой процедуры — внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.

    Соответственно, до окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу решения, вынесенного по ее результатам ликвидация компании не может быть завершена (см. решение ФНС от 14.07.2015 N 55-p).

    Внимание

    Проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при ликвидации организации проверка может и не проводиться.

    В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, а также вступления в силу итогового документа по результатам данной проверки налоговый орган в течение 5 рабочих дней сообщает в регистрирующий орган по местонахождению этой организации (п. 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

    Также государственная регистрация компании в связи с ее ликвидацией не осуществляется в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к ней, — до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (п.п. 4-5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

    Директор и учредитель компании ответят по долгам организации даже после ее ликвидации

    Бегать бесполезно

    В надежде избежать выездной налоговой проверки, организации переезжают на новое место, меняют налоговую инспекцию, однако такими действиями часто, напротив, привлекают внимание. Необоснованная «миграция» между налоговыми органами — один из «сигналов» для назначения выездной проверки (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected]). Если решение о проведении ВНП уже принято, проверка будет проводиться независимо от юридического адреса.

    Смену адреса могут признать схемой ухода от налогов, если по новому месту нет следов деятельности (постановления ФАС Западно-Сибирского от 29.01.13 № А03-12357/2011, Восточно-Сибирского от 19.09.13 № А19-22759/2012). Кроме того, проверка может быть инициирована уже по новому месту регистрации.

    Камеральная проверка

    Порядок проведения этих проверок установлен статьей 88 Налогового кодекса. Проводится проверка на территории ФНС, однако это не означает того, что, если возникнет обоснованная необходимость, фискалы не смогут осмотреть территорию предпринимателя.

    Общий срок проведения камеральных контрольных мероприятий – 3 месяца со дня получения инспекторами документов. Для декларации по НДС этот срок сокращен и составляет 2 месяца, но при необходимости может быть продлен до общего срока в три месяца (п. 2 ст. 78 НК РФ).

    Во время камеральной проверки инспекторы ИФНС проверяют:

    • правильно ли оформлены отчетные документы;
    • уплачены ли налоги;
    • сопоставимы ли показатели в разных документах и отчетах, имеющихся в распоряжении налогового органа.
    Читайте так же:  Имущественные вычеты применяются

    Если у налоговиков возникнут вопросы, они имеют право запросить дополнительные документы и разъяснения, а также потребовать внести корректировки в представленную отчетность.

    Если никаких вопросов нет, проверка благополучно завершается, при этом никаких документов – актов, решений и др. – ИФНС не составляет.

    Если же фискалам удалось выявить расхождения и ошибки, экс-предпринимателю доначислят налоги (о чем составят акт), а также предъявят штрафы и пени – и все эти суммы необходимо погасить. Даже несмотря на то, что фактически ИП как бизнес-единицы уже не существует.

    Погашать безоговорочно долг нужно только в том случае, если претензии фискалов обоснованы, и оспаривать вы их не собираетесь.

    Может случиться и так, что в ходе проверки выяснится обратная ситуация – должником является не бизнесмен, а бюджет. Тогда, написав заявление на возврат переплаты, эту сумму можно получить обратно. Срок для обращения за возвратом налогов – 3 года со дня их уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

    Таким образом, камеральная проверка – это «стандартное» и обязательное мероприятие, цель которого – проверить правильность составления отчетности и убедиться в том, что сумма заявленных в ней налоговых обязательств соответствует действительности.

    Есть и другой вид проверок, которые обязательными при закрытии ИП не являются, но вполне могут быть, и к ним нужно быть готовым. Это выездные проверки.

    Добровольная ликвидация и ВНП: опасно доверять «альтернативам»

    При добровольной ликвидации риск проверки максимален. ФНС призывает регионы проводить ВНП самостоятельно ликвидируемых организаций в обязательном порядке. Однако на практике налоговые органы интересуют лишь потенциально «прибыльные» компании.

    Важно: информация в Сети дезинформирует. Юристы предлагают альтернативные методы ликвидации в качестве гарантии ухода от ВНП. Однако, ни реорганизация, ни «продажа бизнеса» не спасают от рисков, если фирма привлекла внимание инспекторов. Напротив, риски многократно возрастают, так как альтернативная ликвидация часто незаконна.

    Уголовное преследование — Налоговые проверки — Подготовка к допросу — Оптимизация налогов

    28.03.2017

    Срок налоговой проверки

    Если организация с большими оборотами, то налоговая воспользуется своим правом проверить организацию перед ликвидацией. Срок назначения проверки после получения уведомления Р15001 и внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации не установлен.

    В настоящее время процедура ликвидации никак не ограничена во времени, есть определённые этапы, которые установлены законодательством – в частности, кредиторам не может быть предоставлено менее двух месяцев на предъявление претензий.

    Хотя п. 6 ст. 89 НК РФ установлено, что срок проведения проверки составляет два месяца, но на практике проверка может продолжаться гораздо дольше. Кроме того, проведение проверки может быть назначено не сразу после начала ликвидации, так как эти сроки в настоящее время не установлены. Как следствие, проверка может значительно увеличить срок ликвидации.

    С 1 сентября 2017 года время ликвидации законодательно ограничено сроком в один год, и продление возможно не более чем на шесть месяцев. С учетом процедуры оформления результатов проверки и рассмотрения возражений налогоплательщика, возможно, будут внесены изменения и в порядок проведения проверки, чтобы это не препятствовало ликвидации организации.

    Проверка после ликвидации

    В прошлом году были приняты поправки в нормативные документы, которые позволяют налоговиками проводить проверки и делать доначисления по закрытым или ликвидированным компаниям. Кроме того, внесены дополнения в субсидиарную ответственность, а значит директору и учредителям могут «прилететь» доначисления по налогам.

    Как новая статья 54.1 НК РФ помогла бизнесу вернуть 9 млн рублей НДС?

    У директора есть новая возможность избежать субсидиарной ответственности при банкротстве компании

    Проверка — этап ликвидации общества

    Хотя налоговая проверка не является обязательным этапом ликвидации, но если она назначена, то до окончания проверки и урегулирования расчетов с бюджетом ООО не ликвидируют.

    Дело в том, что бюджет – это один из кредиторов организации, а ликвидация возможна только после погашения задолженности. Задолженность по налоговым платежам определяется исходя из отчетности, которую предъявляет организация. Правильность данных может быть определена только по результатам проверки, а проверка после ликвидации ООО невозможна, так как ликвидация означает прекращение существования организации. Поэтому, если организация вела деятельность, налоговая старается реализовать свое право и проверить ликвидируемую организацию.

    В судебной практике есть позиция, что налоговая проверка – это одно из ликвидационных мероприятий и до её завершения не может быть ликвидирована организация (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.11.2014 N Ф05-11476/2014 по делу N А40-35794/14 ). Но предоставление права налоговым органам проводить проверку при ликвидации не дает им права отказать в регистрации ликвидации только на том основании, что проверка не закончена. Отказ, как правило, по другим основаниям – недостоверные сведения в ликвидационном балансе, то есть организация, зная, что проверка выявила задолженность перед бюджетом, указала на отсутствие кредиторской задолженности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2014 N Ф03-1546/2014 ).

    Выездная налоговая проверка

    В отличие от камеральной проверки для организации выездной необходимо наличие специального решения, принятого руководителем того территориального органа Федеральной налоговой службы, к которому относится ликвидируемое общество с ограниченной ответственностью.

    Срок проведения

    Срок проведения выездной проверки – не менее двух месяцев, однако, он может быть сокращен в случае, если при ее проведении досрочно станет понятно, что организация ликвидируется без каких-либо нарушений, с точки зрения соблюдения налогового законодательства, а также без каких-то нарушений в части исполнения необходимых платежей.

    Выездная проверка при проведении ликвидационных мероприятий проводится по всем уплачиваемым налогам комплексно вне зависимости от того, были ли другие проверки за последние три года.

    Права сотрудников налоговой инспекции

    При осуществлении выездной проверки сотрудники налоговых органов вправе:

    • проводить инвентаризацию того имущества, которое есть у общества с ограниченной ответственностью, при этом такая инвентаризация может носить принудительный характер;
    • проводить в обязательном присутствии понятых осмотр имеющегося имущественного комплекса, а также тех помещений, которые находятся в пользовании на основании договора аренды;
    • на основании специально вынесенного постановления осуществлять выемку документов. Такая выемка будет иметь принудительный характер;
    • назначать проведение различных видов экспертиз и дополнительных проверок.

    По итогам такой проверки также осуществляется составление специального акта. Только после того, как был получен акт, если в нем не указано никаких нарушений, либо выявленные нарушения могут быть легко устранены, можно переходить к следующему этапу – непосредственной ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Источники

    Налоговая проверка после ликвидации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here