Налог на имущество физических лиц акцизный сбор

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налог на имущество физических лиц акцизный сбор" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Понятие налога и сбора

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Функции налогов

  • Фискальная — формируют государственный бюджет
  • Регулирующая – путём изменения налогообложения решаются важные государственные задачи (например, повышение налогов приводит к повышению пенсий)
  • Стимулирующая – стимулирует развитие НТР, приток денежных ресурсов в базовые отрасли экономки (например, предприниматель совершенствует производство с целью получения большей прибыли; а если увеличивается прибыль- то растут и налоги)
  • Распределительная – перераспределение денежных средств, собранных в госбюджет, между теми или иными группами населения (повышение пенсий, например).

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

ФНС России резюмировала новые положения о налогообложении имущества

AndreyPopov / Depositphotos.com

Налоговая служба разъяснила новые положения, связанные с налогообложением земельных участков, транспортных средств, имущества организаций и физлиц (письмо ФНС России от 17 апреля 2019 г. № БС-4-21/[email protected], информация ФНС России от 17 апреля 2019):

Транспортный налог

1) С 2018 года не являются объектом налогообложения ТС, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска до месяца его возврата владельцу. Таким образом, окончание розыска ТС, не приведшего к его возврату хозяину, не повлечет возобновление налогообложения.

2) С 2020 года отменена обязанность организаций по представлению налоговых деклараций по транспортному налогу. Налоговые органы направляют налогоплательщикам (их ОП) сообщения об исчисленных суммах налога на основании сведений от регистрирующих органов (ГИБДД, ГИМС МЧС, гостехнадзора и т. п.). Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога.

3) С 1 января 2020 года для организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по транспортному налогу. Форму заявления утвердит ФНС России.

Налог на имущество организаций

1) С 15 апреля 2019 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ. Аналогичные изменения внесены в главы 31-32 Налогового кодекса.

2) С 2020 года отменена обязанность по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также вводится возможность представления единой налоговой отчетности по налогу. Так, налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения своих объектов недвижимости на территории субъекта РФ, сможет представлять налоговую декларацию по всем объектам в одну инспекцию по своему выбору. Достаточно уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ до 1 марта. До утверждения ФНС России формы уведомления налогоплательщик вправе уведомить налоговый орган в произвольной форме.

Земельный налог

1) С 2018 года к числу льготников, имеющих право на налоговый вычет в размере «6 соток», отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (далее – многодетные).

2) С 2018 года налоговые льготы физлицам предоставляются без заявлений в налоговый орган («проактивный» порядок), если гражданин (пенсионер, инвалид, лицо предпенсионного возраста, многодетный), не заявил о льготе или об отказе от нее, льгота предоставляется автоматически по сведениям, имеющимся в инспекции.

3) С 2018 года если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого участка за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1, физлица уплачивают налог в размере, равном сумме налоге за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1.

Читайте так же:  Нужно сдавать нулевую декларацию по земельному налогу

Коэффициент не применяется при исчислении налога в отношении земельных участков для жилищного строительства, в связи с несвоевременной застройкой которых для расчета налога применены коэффициенты 2 или 4.

4) С 15 апреля 2019 года предельный срок подачи физлицом уведомления о земельном участке, в отношении которого будет применяться налоговый вычет, перенесен с 1 ноября на 31 декабря.

5) С 2020 года предельное значение ставки в размере, не превышающей 0,3%, применяется в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества.

6) С 1 января 2020 у организаций появится возможность направления в налоговый орган заявлений о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу, а с 1 января 2021 года для них будет исключена обязанность по представлению налоговых деклараций за 2020 год и далее. Налоговые органы направляют налогоплательщикам (их ОП) сообщения об исчисленных суммах налога на основании сведений от регистрирующих органов. Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога.

Налог на имущество физических лиц

1) С 2018 года увеличен размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных граждан. В частности, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности многодетных, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв. м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. м в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

2) С 2018 года вводится «проактивный» порядок предоставления налоговых льгот для налога на имущество физлиц с использованием имеющихся у налоговых органов сведений о «льготниках».

3) С 15 апреля 2019 года предельный срок подачи физлицом уведомления об объекте недвижимости, в отношении которого будет применяться налоговый вычет, перенесен с 1 ноября на 31 декабря.

4) С 15 апреля 2019 года урегулирован вопрос об исчислении налога в отношении объектов, прекративших существование. В таких случаях исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления налогоплательщика.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения будет утверждена ФНС России. До ее утверждения может применяться рекомендуемая форма, направленная письмом ФНС России от 14 ноября 2018 г. № БС-4-21/22148.

Что такое налоговая база

Определение налоговой базы

Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.

Налог – это обязательная плата, установленная государством для организаций и физлиц, которая предусматривает внесение части принадлежащих им финансовых средств, предназначенных для бюджета государства.

Налоговая база – элемент налога, функционирующий наряду с другими:

  • субъектом и объектом;
  • ставкой;
  • учетным налоговым периодом;
  • способом начисления;
  • особенностями и сроками совершения налоговых платежей;
  • возможными льготами.

Что представляет собой налоговая база

Налоговая база характеризует объект, подлежащий налогообложению, с точки зрения количества, стоимости, физических свойств или других характеристик. Другими словами, налоговая база определяет единицы, в которых можно «измерить» объект налогообложения. Поэтому чтобы понять, что такое налоговая база, нужно сначала выяснить, что представляет собой объект налогообложения.

Тот предмет, с которого взимается налог, называется его объектом. В его качестве могут выступать различные активы и финансовые суммы, например:

  • доходы, поступления, прибыль;
  • стоимость проданных товаров;
  • плата, полученная за оказанную услугу или совершенную работу;
  • совокупность дохода физического лица;
  • собственное имущество, которым владеют организации и граждане;
  • наследственная масса;
  • транспортные средства и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чаще всего название налога отражает как раз его объект: «налог на прибыль», «земельный налог» и пр.

Итак, делаем вывод: тот предмет, с которого должен уплачиваться налог, считается объектом налогообложения, а налоговая база – его значимая характеристика.

Элементы, уменьшающие налоговую базу

Естественно, что для налогоплательщика с финансовой точки зрения выгоднее, чтобы налоговая база была как можно меньшей, тогда с нее будет уплачиваться меньшая сумма налогов. Закон позволяет уменьшить величину, подлежащую умножению на налоговую ставку, на такие экономические величины:

  • налоговые вычеты – разрешено не включать в облагаемую налогом сумму определенные законом категории сумм (к ним относятся стандартные вычеты, пенсионные, благотворительные, «детские» и некоторые другие);
  • налоговые льготы – финансовые преимущества для тех или иных категорий, установленные Правительством (меньшая сумма налога, уменьшение налоговой ставки, установление минимума, который не подлежит налогообложению, полная отмена уплаты того или иного налога).

Итак, если выразить налоговую базу в виде формулы, она будет иметь следующий вид:

  • НБ – налоговая база;
  • В – предусмотренные законом и применимые к данному налогоплательщику налоговые вычеты;
  • Л – действующие для данного налога и категории плательщиков налоговые льготы.

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Читайте так же:  Процесс возмещения ндс

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Виды налогов

По уровню взимания

  • Федеральные — поступают в федеральный госбюджет
  • налог на прибыль
  • налог на добавленную стоимость
  • акцизы – налог на товары, которые не являются товарами первой необходимости, но пользуются повышенным спросом: алкоголь, сигареты, топливо, автомобили. На эти товары значительно выше цена, чем их себестоимость, поэтому и налоги платятся за них большие.
  • доходы от капитала
  • подоходный налог ( он единый – 13 %)
  • взносы в социальные внебюджетные фонды ( см. тему № 21 «Госбюджет»)
  • госпошлина
  • лесной налог
  • водный налог и др.
  • Региональные налоги – поступают в бюджеты субъектов Федерации:
  • налог на имущество организаций
  • дорожный налог
  • транспортный налог
  • налог с продаж и др.

  • Местные налоги — поступают в бюджеты муниципалитетов:
  • налог на имущество физических лиц
  • земельный налог
  • налог на рекламу
  • налог на наследование
  • на дарение и др.

По виду объектов налогообложения

  • Прямые — взимаются с дохода или имущества (подоходный, налог на прибыль и др., налогоплательщик оплачивает их по квитанции или налог высчитывается с зарплаты — подоходный)
  • Косвенные – взимаются в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, на добавленную стоимость и др.; налогоплательщик не платит налог по квитанции, он платит за завышенную цену товара, а предприниматель получает больше прибыли — отсюда и больше налогов, то есть покупатель не прямо, а косвенно выплачивает налог)

По размеру налоговой ставки

  • Пропорциональные налоги – их ставка не завит от величины облагаемого дохода, они всегда одинаковые ( например, подоходный налог для всех одинаков- 13 %., не зависит от того, какая у человека зарплата).
  • Прогрессивные налоги – их ставка прямо пропорциональна уровню дохода: чем выше доход — тем выше налог и наоборот( например, налог с доходов)
  • Регрессивные налоги – процентная ставка обратно пропорциональна уровню дохода: чем выше доход — тем ниже ставка и наоборот .Такие налоги используются редко, в тех случаях, когда государство хочет стимулировать развитие производства определённых товаров. (Например, государство заинтересовано в увеличении производства мяса, поэтому, чем больше этого продукта произведёт предприниматель, тем ниже будет его налоговая ставка.)

По виду целевого использования

  • Маркированные — направлены на целевое использование ( например, дорожные налоги- на ремонт и строительство дорог, налоги в пенсионный фонд и др.)
  • Немаркированные – данные налоги расходуются по усмотрению органов власти.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Примеры налоговых баз для различных объектов налогообложения

В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.

Название налога (объект налогообложения) Налоговая база

Федеральные налоги

1. Налог на доходы физических лиц – НДФЛ Доход минус налоговые вычеты
По каждому виду дохода устанавливается отдельно:
  • доход от продажи имущества;
  • доход от аренды;
  • различные выигрыши;
  • доход от имущества за рубежом и др.
2. Налог на прибыль организаций – НПО Вся прибыль в денежном выражении без учета НДС и акцизов, кроме освобожденных от налога по ст. 251 НК РФ. Рассчитывается отдельно по разным видам прибыли. 3. Налог на добавленную стоимость (НДС) Доход от поставки товаров, выполненных работ или оказанных услуг минус предусмотренный законом вычет. 4. Акцизы Характеристика подакцизного товара (своя для каждого типа товаров, в зависимости от установленной ставки). 5. Налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ Количество или стоимость добытых полезных ископаемых (в зависимости от их типа). 6. Водный налог Отдельно по каждому водному объекту и способу использования:
  • 1000 куб.м. воды – для забора воды;
  • 1 кв.м акватории – для водопользования, кроме лесосплава;
  • 1000 куб.м леса – для лесосплава;
  • 1000кВт/ч энергии – для гидроэнергетики.
Читайте так же:  Начисление пени за неуплату налогов проводки

Региональные налоги

1. Налог на имущество организаций Среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, для отдельных объектов – кадастровая стоимость. 2. Налог на игорный бизнес Количество объектов. 3. Транспортный налог
  • мощность двигателя (в лошадиных силах) – для средств с двигателями;
  • статистическая тяга реактивного двигателя – для воздушного транспорта;
  • вместимость в тоннах – для несамоходного водного транспорта;
  • количество средств – для транспорта без двигателей.

Местные налоги

1. Земельный налог Кадастровая стоимость земельного участка. 2. Налог на имущество физлиц Кадастровая или инвентаризационная стоимость объекта.

Налоговая база по отраслевым налогам и сборам рассчитывается в зависимости от объекта налогообложения.

При применении спецрежимов налоговая база зависит от выбранной системы налогообложения.

ГИА по обществознанию

Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогооб­ложения и способам изъятия доходов.

Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.

Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

Налогообложению подлежат:

  • прибыль;
  • доходы;
  • стоимость определенных товаров;
  • стоимость, добавленная обработкой;
  • имущество;
  • передача собственности (дарение, продажа, наследование);
  • операции с ценными бумагами;
  • отдельные виды деятельности.

Налогоплательщики:

  • физические лица — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • юридические лица — хозяйствующие субъекты.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц. 1

  • подоходный налог с населения
  • налог на прибыль с фирм;
  • на имущество;
  • на недвижимость;
  • на дарение;
  • на наследство;
  • на финансовые операции. 2

Косвенные налоги — устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт). 3

  • акцизные сборы;
  • налог с продаж;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • таможенные пошлины;
  • налог на экспорт. 4

Можно выделить три системы налогообложения.

  • пропорциональный налог — сумма налога пропорциональ­на доходам работ­ников;
  • регрессивный налог — налог тем выше, чем ниже доход;
  • прогрессивный налог — налог тем выше, чем выше доход

Принципы налогообложения — это правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Основные принципы налогообложения:

  • Принцип справедливости — равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
  • Принцип определенности и точности налогов — размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.
  • Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков — каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.
  • Принцип экономичности (эффективности) — необходимость соблюдения условий, при которых: разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.
  • Принцип обязательности — неизбежность осуществления платежа.

Функции налогов:

  • фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;
  • распределительная — перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
  • стимулирующая (антиинфляционная) — стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения;
  • социально-воспитательная — сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;
  • конкретно-учетная — осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций. 5

Уровни налогов

Федеральные — устанавливаются Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ, поступают в федеральный (государственный) бюджет.

  • Налог на добавленную стоимость (НДС).
  • Акцизы.
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или подоходный налог.
  • Налог на прибыль организаций.
  • Таможенные пошлины.
  • Налог на добычу полезных ископаемых.
  • Единый социальный налог.
  • Налог на покупку валюты и др.
  • Государственные пошлины.

Региональные — устанавливаются Налоговым кодексом РФ, законодательными актами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъектов РФ, поступают в региональные бюджеты (субъектов РФ).

  • Налог на имущество предприятий.
  • Транспортный налог.
  • Платежи за пользование природными ресурсами.
  • Лесной налог.
  • Плата за воду и др.

Местные — устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, поступают в местный бюджет.

  • Земельный налог:
  • Курортный налог.
  • Налог на рекламу.
  • Налог на имущество физических лиц.
  • Налог на содержание жилого фонда и др. 6
Читайте так же:  Неуплата авансов по налогу на прибыль

Налоги и сборы

Налоги — обязательные платежи, безвозмездные, носят обязательный характер.

Сборы — это платежи за определённую государственную услугу, то есть пошлины. Такая плата носит единовременный характер и носит добровольный характер (например, госпошлина за техосмотр автомобиля, таможенные пошлины за перевозку товаров и др.).

Различия между налогом и сбором

  • Налог исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;
  • Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным действием плательщика;
  • Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов какой-либо информации или услуги.
  • Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик — это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность выплачивать налоги.

Права налогоплательщика

  • получать информацию о налогах и сборах и сроках их выплат
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
  • требовать соблюдения налоговой тайны и др.

Обязанности налогоплательщика

  • уплачивать законно установленные налоги
  • предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах
  • предоставлять налоговым органам бухгалтерскую отчётность в случаях, предусмотренных законом
  • В течение 4-х лет хранить бухгалтерскую отчётность и др. 7

Федеральные, региональные и местные налоги в 2019 — 2020 годах

Отечественные принципы начисления налоговой базы

В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.

  1. Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
  2. Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
  3. Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
  4. Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
  5. Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
    • индивидуальные предприниматели;
    • организации;
    • налоговые агенты.
  6. Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность выплачивать налоги.

Права налогоплательщика

  • получать информацию о налогах и сборах и сроках их выплат
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
  • требовать соблюдения налоговой тайны и др.

Обязанности налогоплательщика

  • уплачивать законно установленные налоги
  • предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах
  • предоставлять налоговым органам бухгалтерскую отчётность в случаях, предусмотренных законом
  • В течение 4-х лет хранить бухгалтерскую отчётность и др.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Налоговый кодекс

Налоговый кодекс – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.

Был принят:

1 часть — в 1998 году Госдумой и Советом Федерации, вступила в силу

1 января 1999 г.

2 часть – принята в 2000 году, вступила в силу 1 января 2001 г.

Налоговый кодекс постоянно редактируется, в него вносятся поправки, отражающие современное состояние экономики в РФ.

Так, с 1 января 2003 года введены поправки:

  • введён транспортный налог
  • упрощённая система налогообложения
Читайте так же:  Налог на недвижимость в европейских странах

На сегодняшний день действует редакция от 15 февраля 2016 года.

Налоговая политика – это налоговый механизм, который используется для взимания налогов. Она называется фискальной политикой государства.

Основные направления налоговой политики в РФ

  • создание эффективной и стабильной налоговой системы
  • обеспечение устойчивости госбюджета, поддержание его сбалансированности
  • поддержка инвестиций
  • повышение предпринимательской активности
  • сокращение теневой экономики
  • поддержка малого и среднего бизнеса (например, снижение налоговой ставки, упрощение процедуры регистрации)
  • упрощение налогового администрирования

Налоги и сборы

Налоги — обязательные платежи, безвозмездные, носят обязательный характер.

Сборы — это платежи за определённую государственную услугу, то есть пошлины. Такая плата носит единовременный характер и носит добровольный характер ( например, госпошлина за техосмотр автомобиля, таможенные пошлины за перевозку товаров и др.).

Различия между налогом и сбором

  • Налог исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;
  • Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным действием плательщика;
  • Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов какой-либо информации или услуги.
  • Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.

Как влияет налоговая база на величину налога

Любого плательщика прежде всего волнует вопрос: «Сколько именно мне нужно будет заплатить?» Ответить на него как раз и призвано понятие налоговой базы вкупе с применением налоговой ставки.

Величина уплачиваемого налога представляет собой произведение налоговой базы на значение налоговой ставки.

Налоговая база регламентирует единицы, в которых считается налог, а налоговая ставка, в свою очередь, показывает, какую долю этих единиц нужно отчислить в пользу государства. Это соотношение может быть двух типов:

  1. твердым – абсолютная сумма на каждую единицу налоговой базы (чаще применяется при начислении налогов, база которых позволяет назначить фиксированную сумму на каждую характеристику по налоговой базе, например, транспортный, акцизный, земельный налоги);
  2. процентным – уплате подлежит тот или иной процент от всего количественного выражения налоговой базы.

Типы процентных ставок

В зависимости от того, как именно устанавливается налоговый процент, процентные ставки могут быть различных типов:

  • пропорциональные – от налоговой базы в качестве налога всегда отчисляется один и тот же процент (примеры – налог на прибыль, НДС);
  • прогрессивные – чем выше налоговая база, тем большим будет отчисляемый процент, причем учитываться может как вся база полностью, так и ее отдельные части (современный российский Налоговый Кодекс не применяет ставки этого типа);
  • регрессивные – чем ниже налоговая база, тем больше снизится налоговый процент.

Методы для учета налоговой базы

В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.

  1. Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
  2. Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.

Признаки налогов

  • безвозмездный характер, то есть субъект не получает взамен ничего
  • обязательность
  • индивидуальность
  • направленность в госбюджет

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

ЕГЭ. Экономика. Тема 22. Налоги

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с доходов и имущества физических и юридических лиц. Налоги являются основным источником государственного бюджета.

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

Конституция РФ, статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источники

Налог на имущество физических лиц акцизный сбор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here