Методы валютного регулирования и контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Методы валютного регулирования и контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Методы валютного регулирования и контроля

Формы и методы валютного контроля и валютного регулирования.

Валютное регулирование направлено и на оптимизацию денежных потоков. С позиции воздействия на эти потоки средств выделяется директивное направление валютного регулирования и экономическое (либеральное). Результаты реализации данных направлений валютного регулирования направлены на изыскание дополнительных источников финансирования внешнеэкономических диспропорций и создания условий для их ликвидации.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Читайте так же:  Валютный контроль в таможенном деле

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Валютный контроль в банке: понятие и принципы, органы контроля

Все расчеты по финансовым операциям в Российской Федерации осуществляются с использованием рублей. Однако существует ряд сделок, расчеты по которым производятся в иностранной валюте. Такие транзакции и связанный с ними документооборот регулируются валютным законодательством, регламентирующим строгое соблюдение четко определенных правил при расчете иностранными валютами на предприятиях и в банках.

В статье мы расскажем о понятии «Валютный контроль», его принципах и методах. Вы узнаете, какие функции выполняют органы регулирования и агенты, каков список необходимых документов для совершения сделки.

Содержание

Текущий валютный контроль

Мероприятия текущего валютного контроля реализуются в процессе проведения валютных операций:

  • открытие валютного счета;
  • купля или продажа зарубежной валюты или иных валютных ценностей;
  • проведение международных расчетов и пр.

Действия текущего валютного контроля осуществляются соответствующими органами и агентами валютного контроля.

Примерами текущего валютного контроля являются следующие мероприятия:

  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: проверка банком идентичности данных, содержащихся в справке о валютной операции и документах-основаниях для ее проведения;
  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: соответствие заполненной резидентом справки о валютной операции нормам, установленным Банком России;
  • при пересечении таможенной границы России: органы таможни контролируют соответствие оформленной декларации на вывоз валюты установленному регламенту и пр.

Текущий валютный контроль также носит название оперативного из-за его особенности, заключающейся в одновременном его осуществлении совместно с проведением операций хозяйственного или финансового характера. Основой оперативного контроля являются такие источники информации как:

  • данные бухгалтерского учета;
  • документы и содержащиеся в них данные, которые предоставляют резиденты;
  • первичные документы и пр.
Читайте так же:  Вычет по подоходному налогу

Использование сведений из указанных документов позволяет как резидентам, так и органам контроля оперативно реагировать в случае изменений в финансовой деятельности, выявлять случаи потенциального нарушения законодательства в области оборота валюты.

Изменение валютных сделок в 2018 году

Исчерпывающее видео о ВК и изменениях 2018 года:

42. Формы и методы валютного контроля и валютного регулирования

Под формой валютного контроля подразумевается способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Например, оформление паспорта сделки как основного документа валютного контроля. В зависимости от времени совершения контрольных действий, выделяются три формы контроля: предварительный, текущий и завершающий. Данные формы используются в тесной взаимосвязи в соответствии с принципом непрерывности контроля. Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых валютный контроль осуществляется. Объектом валютного контроля являются сделки, связанные с переходом

права собственности и иных прав на валютные ценности, перемещение через таможенную границу РФ валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов. Объект валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности:

валютные операции, вытекающие из заключенных экспортных и импортных сделок, по проведению расчетов;

внешнеторговые сделки, предметом которых являются объекты, отнесенные к валютным ценностям.

В зависимости от форм осуществления можно выделить следующие виды валютного контроля во внешнеторговой деятельности:

1)контроль за проведением валютных операций при экспорте и импорте товара;

2) контроль за операциями по экспорту и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной собственности.

Система валютного контроля развивается по двум направлениям:

валютный контроль за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров (валютный контроль экспорта);

валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта).

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную. ЦБ РФ проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. К таким мерам, в частности, относятся:

решение об обязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;

лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке;

разработка ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках.

Валютное регулирование направлено и на оптимизацию денежных потоков. С позиции воздействия на эти потоки средств выделяется директивное направление валютного регулирования и экономическое (либеральное). Результаты реализации данных направлений валютного регулирования направлены на изыскание дополнительных источников финансирования внешнеэкономических диспропорций и создания условий для их ликвидации.

Валютный контроль: формы и методы

Финансово-правовая теория и ее практическое применение в сфере валютного контроля используют несколько его форм:

Каждая из указанных форм фактически отражает конкретный набор организационных действий, необходимых для осуществления контроля. Форма валютного контроля также раскрывает его сущность и проявления, связанные со временем реализации контролирующих действий.

Какие документы необходимы для осуществления валютного контроля

Комплект документов, на основании которых банковское учреждение выполняет процедуру валютного контроля, имеет следующую структуру:

  • документы, подтверждающие личности сторон;
  • свидетельства о государственной регистрации участников;
  • пакет таможенных документов;
  • паспорт сделки – при необходимости;
  • договора, первичные бухгалтерские документы, доверенности, имеющие непосредственное отношение к операции;
  • документы, определяющие права аренды или собственности на недвижимое имущество – при наличии.

Кроме того, участникам сделки необходимо документально подтвердить права на осуществление данного типа операций, а также получить в финансовой организации отчетные документы об успешном проведении валютной транзакции.

Процедура валютного контроля

Надзор над проведением валютных операций включает:

  • подготовку полного комплекта документов по сделке;
  • проведение процедуры уполномоченным агентом валютного контроля;
  • оформление паспорта сделки – при необходимости;
  • внесение сведений о проведенной операции в банк данных;
  • резервирование денежных средств для осуществления транзакции;
  • возвращение резервной суммы по окончанию операции;
  • закрытие операции с формированием отчетной документации.

Предварительный контроль

Как логично вытекает из самого названия, предварительный контроль – это действия, совершаемые до проведения валютных операций, необходимые для окончательного их одобрения.

Примером предварительного валютного контроля является проверка соответствующим органом достоверности данных:

  • достоверность документации перед тем, как выдать разрешение на проведение валютных операций в рамках кредитного договора;
  • соответствие данных, указанных клиентом в расчетном документе, информации, зафиксированной в документах-основаниях для осуществления валютных операций, перед тем, как произвести банковскую операцию по обслуживанию банковского валютного счета;
  • соответствие оформленных расчетных документов резидентами и нерезидентами соответствующим нормам, установленным Банком России, перед осуществлением любых банковских валютных операций и пр.

Итог предварительных контролирующих действий может быть оформлен различными видами документации: разрешений, заключений и т.д.

Действия предварительного контроля играют важнейшую роль в укреплении финансовой дисциплины, в общем, и предупреждении валютных правонарушений, в частности.

Какие операции подлежат обязательному валютному контролю

Существующим российским законодательством предусмотрено 3 вида финансовых сделок, подлежащих обязательному валютному контролю:

  1. Операции с внешними и внутренними ценными бумагами, обеспеченными иностранной валютой.
  2. Любые расчеты между резидентами и нерезидентами, регламентированные государством и защищенные законом.
  3. Расчетные операции в иностранных валютах при осуществлении сделок в рамках договоров с зарубежными компаниями.

Все сделки, согласно которым осуществляется ввоз товаров на территорию РФ, подлежат обязательному валютному контролю. В то же время, расчеты в иностранной валюте, не предусматривающие фактическую доставку товаров в страну, регуляторами не контролируются.

Надзор над валютными операциями: формы и принципы

Основополагающими принципами контроля над проведением валютных операций в РФ являются:

  • исключение неоправданного государственного вмешательства в расчеты иностранными валютами;
  • единство систем валютного контроля и регулирования;
  • государственная защита прав сторон.
Читайте так же:  Главное управление государственного финансового контроля

Кроме того, правительством гарантированы:

  • обеспечение законности;
  • соблюдение обязательности;
  • сохранение коммерческой тайны.

Учитывая непрерывность развития законодательной системы, периодические изменения производятся в формах, видах и методах валютного контроля. Методы валютного контроля включают:

  • специализированные (мероприятия по обследованию и ревизии);
  • основные (наблюдательные и проверочные);
  • дополнительные (направление информационных запросов с целью дальнейшего анализа сведений).

Отдельными видами контрольных операций определены:

  • предварительный – осуществляемый до совершения транзакции;
  • текущий – производимый в ходе операции;
  • последующий – предусматривающий наблюдение за итогами произведенной валютной операции.

Непосредственное наблюдение за расчетами в иностранных валютах производят агенты валютного контроля, опосредованное – правительство РФ.

Понятие, цели и направления валютного контроля

Обязанности глобального контроля над соответствием осуществляемых на территории РФ валютных операций государственным нормам возложены на следующие структуры:

  • Центральный Банк (ЦБ РФ);
  • Правительство РФ;
  • Таможенный комитет;
  • Министерство финансов;
  • Органы исполнительной власти.

В рамках непосредственного регулирования валютных операций контрольные функции возложены Центральным Банком на агентов валютного контроля – финансовые структуры, сфера полномочий которых включает надлежащее оформление платежных транзакций с предоставлением полных отчетных сведений.

Кроме того, направления валютного контроля предусматривают:

  • обеспечение легитимности осуществляемых операций;
  • проверку исполнения финансовых обязательств между сторонами – резидентами и нерезидентами;
  • удостоверение отчетных документов.

Методика валютного контроля получила широкое распространение на мировом пространстве в периоды государственных экономических кризисов. Особенно активно правительства стран регулировали международные расчеты в послевоенные годы. Современный уровень развития мировых экономик позволяет успешно обходиться без жесткого регулирования валютных операций. Однако порядка 50 мировых держав, включая РФ, Чехию, Израиль, Турцию, продолжают использовать методику.

Функции агентов валютного контроля

Валютный контроль в России осуществляют следующие уполномоченные агенты:

  • банки, находящиеся в прямом подчинении ЦБ РФ;
  • налоговые органы и прочие небанковские организации;
  • государственное учреждение Внешэкономбанк.

В перечень обязанностей агентов входят:

  • регистрация банковских счетов сторонам;
  • удостоверение пакета документов;
  • внесение операционной информации в банк данных;
  • оформление паспорта сделки;
  • закрытие транзакции;
  • подготовка операционных отчетов.

Последующий валютный контроль

Когда все валютные операции выполнены, наступает момент проведения мероприятий последующего валютного контроля, а именно:

  • сопоставление данных, в частности, документальных, сопровождающих валютную операцию;
  • контроль над исполнением обязательств согласно условиям валютного договора;
  • проверка истинности и полноты отчетных и учетных данных относительно валютных операций резидентов и нерезидентов и пр.

Основная цель мероприятий последующего контроля – предупредить потенциальные нарушения в сфере валютных правоотношений, выявить их и пресечь.

Итогом реализации мероприятий последующего контроля становятся:

  • подготовка уполномоченными органами предписаний с указаниями для субъектов валютного правоотношения по устранению обнаруженных нарушений соответствующих нормативных актов в сфере валютного регулирования (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.2);
  • выдача клиенту отказа в проведении валютной операции;
  • выдача клиенту отказа в открытии счета, если не были предоставлены необходимые документы, либо содержащаяся в них информация была признана недостоверной (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.5).

Замечание 1

Последующий валютный контроль отличает более глубокое исследование осуществленных валютных операций конкретного участника валютного правоотношения за отдельный период. Таким образом, последующий валютный контроль становится также маркером качественности осуществленных ранее мероприятий предварительного и текущего контроля.

Классификация валютного контроля

Видео (кликните для воспроизведения).

Классифицировать валютный контроль можно по нескольким основаниям.

Валютный контроль по сути – одна из управленческих функций государства в области финансов, соответственно, существуют различные уровни его реализации в зависимости от вида контролирующего органа:

  • валютный контроль, осуществляемый органами валютного контроля (Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Банк России). Ранее функции органа валютного контроля исполнял Росфиннадзор. В 2016 году этот орган федеральной исполнительной власти был упразднен, а его полномочия были переданы иным органам;
  • валютный контроль, организация которого производится агентами валютного контроля (участники рынка ценных бумаг, банки, обладающие, соответствующими полномочиями).

Каждый из органов, осуществляющих валютный контроль, владеет спецификой наделенных полномочий. Таким образом, различают:

  • опосредованный валютный контроль, осуществляемый Правительством РФ и заключающийся в подготовке соответствующих нормативных актов и присвоении статуса органа валютного контроля органам исполнительной власти;
  • непосредственный валютный контроль, мероприятия которого реализуют прочие органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Объектом валютного контроля могут быть различные валютные операции, и, в зависимости от особенностей этих объектов, выделяют следующие виды валютного контроля:

  • над операциями резидентов;
  • над операциями нерезидентов;
  • над операциями, сопутствующими открытию и ведению счетов.

Структура и полномочия контролирующих органов

Основными органами валютного контроля на территории РФ являются Центробанк и Правительство, функционал которых включает:

  • издание нормативов, обязательных для исполнения всеми сторонами сделок;
  • надзор за операциями с валютами;
  • проверка сделок на соответствие нормам действующего законодательства.

К полномочиям должностных лиц контрольных структур относятся регулирование процессов учета на предприятиях и в банках, проверка документации, приостановка лицензионных разрешений на осуществление видов деятельности и прочие мероприятия с обязательным сохранением принципов коммерческой тайны.

Методы валютного контроля

Очевидно, что реализация контрольных мероприятий относительно валютных правоотношений предполагает применение своей методологии.

Методы, применяемые при осуществлении валютного контроля, есть система, совокупность подкрепленных законодательно и адаптированных к данной сфере правоотношений контролирующих приемов и средств.

Как и в любой другой сфере, правильность и адекватность выбора метода валютного регулирования контролирующими органами определяет качество конечного результата, эффективность осуществленных контролирующих действий и процедур, содействует соблюдению законных прав подконтрольных субъектов и нормальному течению хозяйственной деятельности.

Осуществление валютного контроля подразумевает достижение разнообразных целей и задач, следовательно, присутствует необходимость в дифференциации используемых подходов, принципов, поиске оптимальных сочетаний тех или иных способов контроля, оценки и анализа.

Выбор метода, применяемого для контроля валютных правоотношений, опирается на ряд факторов:

  • специфика осуществления конкретных валютных операций;
  • правовой статус и специфика деятельности контролирующих органов;
  • тип подконтрольного объекта;
  • формы проведения контроля и пр.

В целом различают два базовых метода валютного контроля:

  • проверка. Сущность проверки как метода заключается в исследовании правильности осуществления валютных операций с привлечением всех возможных источников данных, в частности, документальных.

Объектом для проверки становятся всевозможные валютные операции резидентов и нерезидентов и операции по открытию и ведению счетов;

  • запрос. В рамках этого метода органы, осуществляющие валютный контроль, истребуют сведения о конкретных валютных операциях и/или счетах. Применения такого метода как запрос предполагает наличие соответствующих полномочий у агентов валютного контроля – требовать от субъектов валютного правоотношения предоставления необходимой информации. В свою очередь, агенты валютного контроля обязаны по соответствующему запросу предоставить эти данные органам валютного контроля.
Читайте так же:  Торговый сбор октмо

Пример 3

Примером использования запроса как метода может быть взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг и Банка России. Участники рынка имеют право запрашивать и консолидировать данные о совершаемых резидентами и нерезидентами операциях с внешними и внутренними ценными бумагами, предоставляя далее эти документы и сведения в Банк России на основании его запроса.

Закон о валютном регулировании в статье 23 определяет ключевые виды мероприятий валютного контроля:

  • контроль над соблюдением субъектами валютных правоотношений нормативных актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • анализ истинности и полноты учетных и отчетных данных относительно осуществленных валютных операций;
  • запрос и анализ полученных сведений, в том числе документальных, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов. Срок представления запрошенной информации органами и агентами валютного контроля – не более 7 дней с момента поступления запроса.

Замечание 3

В общем, необходимо отметить, что специфика контролирующих процедур в сфере валютных правоотношений – применение мер государственного принуждения, в частности, выдача предписаний, предполагающих согласно законодательству РФ несение ответственности за нарушение норм валютного законодательства или устранение выявленных нарушений.

27. Понятие и методы валютного регулирования.

Экономические отношения, связанные с функционировани­ем валютной системы, регулируются государством с помощью валютной политики.

Валютная политика — сис­тема стратегических направлений государственного регулиро­вания в области международных финансово-кредитных отношений, целью которого является осуществление принятых пра­вительством политических и экономических программных ус­тановок.

Средством реализации валютной политики является государственное валютное регулирование, призванное в конеч­ном счете решать проблемы формирования и поддержания валютного курса.

Валютное регулирование- совокупность мероприятий, определенных в законодательстве или в административном порядке и направленных на регулирование валютного курса (в соответствии с принятым валют­ным режимом), платежного баланса и прочих внешнеэкономи­ческих параметров в соответствии с задачами текущей и стра­тегической валютной политики страны.

Перечень валютных операций, подлежащих валютному регулированию со стороны государства, определяется валютным законодательством стра­ны.

Внешнеэкономические отношения, не охваченные государ­ственным валютным регулированием, подчиняются законам рынка, т.е. находятся в сфере действия рыночного (стихийного) валютного регулирования.

В отличие от государственного ва­лютного регулирования рыночные подходы предполагают дей­ствие на валютном рынке закона спроса и предложения, что обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют и соответственно переориентацию финансовых потоков исходя из реальных потребностей мирового хозяйства. В этом случае ва­лютный рынок является непосредственным источником инфор­мации о состоянии и тенденциях международных валютных от­ношений.

Однако все страны мира в той или иной степени разрабаты­вают валютную политику и реализуют ее с помощью валютного регулирования.

Государственное валютное регулирование может осуществ­ляться в двух формах:

прямое (административное ), реализуемое путем разра­ботки соответствующих законодательных и нормативно-право­вых актов, обязательных для исполнения участниками валют­ного рынка;

косвенное (экономическое), осуществляемое путем ис­пользования экономических стимулов и методов воздействия на поведение участников валютного рынка.

При осуществлении валютного регулирования учитываются:

состояние торгового баланса: его дефицит будет вынуж­дать государство приобретать иностранную валюту для оплаты импорта (что приведет к снижению курсовой стоимости нацио­нальных денег); положительное сальдо, наоборот, обеспечив приток иностранной валюты в страну, приведет к укреплению национальной валюты (что тоже может быть нежелательно, так как это ухудшает конкурентные возможности экспорта, ведет к росту денежного предложения внутри страны, т.е. может акти­визировать инфляционные процессы);

сальдо движения капиталов: приток иностранного капи­тала повышает реальный курс национальной валюты. Кроме того, возрастает вероятность будущего его оттока в связи с ре­патриацией прибыли (процентных платежей);

уровень инфляции и соответственно инфляционные и де­вал ьвационные ожидания экономических агентов, так как рост инфляции (инфляционно-девальвационных ожиданий) приве­дет к повышенному спросу на иностранные деньги (стремление вложить в них обесценивающиеся национальные деньги) и, как результат, — к снижению курсовой стоимости национальной валюты.

В соответствии с этим можно выделить ряд основных нап­равлений валютного регулирования, обеспечивающих задан­ную динамику валютного курса. Среди них регулирование:

вывоза — ввоза капитала;

объема и структуры импорта и экспорта товаров и услуг;

золотовалютных ресурсов государства;

текущей конъюнктуры валютного рынка;

международных расчетов и т.д.

Реализация всех этих направлений государственного валют­ного регулирования позволяет обеспечить устойчивое и эффек­тивное функционирование валютной системы страны.

Система валютного регулирования включает основополага­ющие принципы, а также методы и инструменты валютного ре­гулирования.

К принципам государственного валютного регу­лирования можно отнести:

— приоритет экономических мер валютного регулирования, постепенный отказ от административных методов воздействия на субъекты валютного рынка;

— постепенное сокращение объема операций, подверженных валютному регулированию со стороны государства;

— обеспечение защиты прав и интересов экономических агентов в сфере валютного регулирования;

— централизованное управление системой денежно-кредит­ного и валютного регулирования;

— единство и взаимодополняемость денежно-кредитного и валютного регулирования с другими блоками макроэкономиче­ской политики государства;

— контроль за девальвационными ожиданиями экономичес­ких агентов (ожиданиями в отношении будущего падения кур­совой стоимости национальных денег).

При реализации данных принципов необходимо учитывать:

сравнительные преимущества рыночного регулирования валютного курса (относительно «свободное» плавание курса) или поддержание государством заданных его параметров (как правило, в рамках коридора крайних значений). Здесь, напри­мер, рост девальвационных ожиданий и обострение проблем страхования от валютных рисков во внешнеторговых операци­ях в первом случае соотносится с издержками поддержания от­носительной стабильности курса (это и возможный рост реаль­ного курса национальных денег в случае превышения темпов инфляции над темпами девальвации, и риск потери золотова­лютных резервов);

решение проблем, связанных, с одной стороны, с необхо­димостью притока требуемого объема иностранной валюты, а с другой — с оптимизацией ее расходования.

Поэтому направле­ния валютного регулирования можно условно разделить на две группы:

поощрение привлечения иностранной валюты;

ограничение свободного распоряжения этими средствами для резидентов и (или) нерезидентов (например, определя­ются операции, подпадающие под ограничения, или уста­навливается их различный режим в отношении субъектов валютного рынка);

Читайте так же:  Ип сдает отчетность по месту регистрации

3. обеспечение процесса мобилизации золотовалютных ре­зервов в руках государства (обязательная продажа валютной выручки юридических лиц, запрет на открытие счетов в зарубежных банках и т.д.).

Методы валютного регулирования

Для реализации основной цели валютного регулирования — обеспечения заданной динамики валютного курса в соответ­ствии с официальным валютным режимом — органы валютно­го регулирования (центральный банк) могут использовать ши­рокий круг как специальных методов и инструментов, так и ряд общих методов денежно-кредитного регулирования.

маневрирование процентными ставками

Наиболее часто применяемый среди методов валютного регулирования, используется с целью коррек­тировки миграции капитала и стабилизации валютного курса (в рамках процентной политики центрального банка), а также воз­действия на курс национальной валюты путем валютных интер­венций центрального банка и валютных организаций (в рамках девизной политики).

Изменение процентных ставок (ставки рефинансирова­ния) центрального банка

Используется при реализации процентной полити­ки позволяет не только скорректировать условия рефинансиро­вания для банков-резидентов, но и воздействовать на валютный курс и платежный баланс.

Валютная интервенция представляет собой прямое вмеша­тельство центрального банка в деятельность валютного рынка с целью корректировки курса национальной валюты путем куп­ли-продажи иностранной валюты (девизов). В условиях дефицита платежного баланса, когда спрос на иностранную валюту повы­шается (что может нежелательным образом отразиться на курсе национальной валюты), центральный банк продает иностранную валюту, компенсируя избыточный спрос на нее. Это в конечном счете стабилизирует обменный курс национальных денег.

«протекционист­ские меры», т.е. меры, направленные на защиту национальной экономики и ее валюты (отметим, что валютная интервенция может использоваться не только для обеспечения устойчивости национальной валюты, но и в протекционистских целях: для поддержания ее реальной стоимости на заниженном уровне с целью стимулирования экспорта).

Представляют законодательные или административные ограниче­нияя в отношении тех или иных операций резидентов (нерези­дентов) с валютой и другими валютными ценностями. Разно­видностями валютных ограничений являются валютная блока­да, регулирование международных платежей и движения капи­тала (репатриации прибыли, ценных бумаг и т.д.), запрет на свободную покупку-продажу иностранной валюты внутри стра­ны, концентрация в руках государства иностранной валюты и валютных ценностей, множественность валютных курсов и др.

Девальвация и ревальвация — традиционные методы ва­лютной политики. При использовании режимов фиксации (сколь­зящей фиксации) обменного курса национальной валюты по от­ношению к иностранной, нарушение синхронности процессов девальвации (ревальвации) и инфляции (девальвации) может привести к изменению реального курса национальных денег. В результате реальный курс будет отклоняться от официального, что и требует девальвации (ревальвации) валюты.

Девальвация (снижение официальной курсовой стоимости национальной валюты) в определенной степени способствует по­вышению конкурентоспособности экспорта и улучшению состо­яния платежного баланса (но может привести к росту инфляци­онных ожиданий и соответственно цен на внутреннем рынке).

Ревальвация (рост официальной курсовой стоимости нацио­нальной валюты) оказывает на внешний сектор противополож­ное девальвации действие, т.е. дестимулирует экспорт и может ухудшить состояние платежного баланса. Но в то же время ре­вальвация дает прямые выгоды импортерам (покупка инос­транной валюты в обмен на ревальвированную национальную валюту обходится дешевле) и кредиторам (за счет понижающе­го действия ревальвации на инфляцию).

Управление официальными золотовалютными резервами

Проводится с целью их диверсификации позволяет снизить возможные потери в результате обесценения тех или иных резервных валют. В целях поддержания валютных резервов на достаточном уровне цен­тральные банки осуществляют управление валютными резерва­ми, т.е. формирование их оптимальной структуры и рациональ­ное их размещение (в зависимости от стабильности резервной ва­люты, а также от ее курса к национальной денежной единице). Используются следующие формы размещения валютных ре­зервов: покупка государственных ценных бумаг, выраженных в резервной валюте, размещение средств в депозиты (как прави­ло, краткосрочные) зарубежных банков.

продажа или покупка золота

Применяется с целью воздействия на конъюнктуру рынка золота;

изменение режима обратимости валют;

диверсификации валютных резервов;

11. регули­рование платежного баланса.

Валютное регулирование в Беларуси

В Республике Беларусь юридической основой валютного регулирования является ва­лютное законодательство, включающее Закон «О валютном ре­гулировании и валютном контроле», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, органов ва­лютного регулирования и валютного контроля Республики Бе­ларусь.

Целями осуществления в Республике Беларусь валютного регулирования и валютного контроля являются обеспечение стабильности платежного баланса и национальной валюты (бе­лорусского рубля), экономической безопасности Республики Беларусь, поддержание устойчивого экономического роста и дальнейшее развитие международного сотрудничества.

Согласно Закону Республики Беларусь «О валютном регули­ровании и валютном контроле» под валютным регулированием понимают юридическое определение со стороны органов валют­ного регулирования порядка обращения (в том числе владения, пользования и распоряжения) валютных ценностей. Под ва­лютными ценностями понимают иностранную валюту (в том числе платежные документы в иностранной валюте), ценные бумаги в иностранной валюте, национальную валюту в сделках между резидентами и нерезидентами, а также ценные бумаги в национальной валюте при совершении сделок между резиден­тами и нерезидентами и т.д.

Валютному регулированию подлежат валютные операции (сделки с валютными ценностями) между резидентами и нере­зидентами, которые в зависимости от степени их воздействия на платежный баланс подразделяют на текущие и валютные операции, связанные с движением капитала.

Основными направлениями совершенствования валютного регулирования в Республике Беларусь являются:

• усиление единства целей валютного регулирования на внут­реннем и внешнем рынках. В странах с переходной экономикой, как правило, в большей степени преобладают внутренние интере­сы, обусловленные необходимостью регулирования девальваци-онных ожиданий субъектов рынка (в республике это выражается прежде всего в поддержании курса белорусского рубля к инос­транным валютам в рамках заданного достаточно жесткого «ко­ридора», что не всегда в интересах расширения экспорта);

активизация взаимодействия органов валютного регули­рования и валютного контроля с агентствами валютного кон­троля (республиканскими и местными органами власти, та­можнями, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями);

постепенный переход к преимущественно экономическим методам валютного регулирования, снижение значимости ад­министративных мер регулирования валютного рынка;

Видео (кликните для воспроизведения).

расширение круга валютных операций, не подлежащих валютному контролю и валютному регулированию.

Источники

Методы валютного регулирования и контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here