Либерализация валютного законодательства

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Либерализация валютного законодательства" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Правительством РФ предложены меры по либерализации валютного законодательства

Законопроектом, в частности, предусматривается, что юридические лица — резиденты смогут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках в том числе выплаты наличной валюты РФ физическим лицам — нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса РФ.

Также предполагается, что юридические лица — резиденты смогут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами — резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории РФ.

Физическим лицам — резидентам также разрешается осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой по получению ими денежных средств для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ, а также по погашению неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебными командировками за пределы территории РФ.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58481.html/

Подписан закон о либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами

В частности, предусматривается, что на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года (далее — Соглашение) или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Соглашением или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, на срок свыше двух лет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Наряду с указанными случаями на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ЕАЭС, или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Соглашением или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов, в частности, в виде дохода от ценных бумаг, от продажи транспортного средства, недвижимого имущества (при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое осуществляет обмен информацией в соответствии с Соглашением), и прочее.

Также установлено, что юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами — резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории РФ. При этом без использования счетов в уполномоченных банках возможно получение физлицами — резидентами наличной иностранной валюты при оплате (возмещении) им юрлицами — резидентами указанных командировочных расходов, а также погашение такими физлицами — резидентами юрлицам — резидентам неизрасходованных авансов.

Резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне (ФГБУ, ФГАУ, ФГУП), лицевые счета которым открыты в Казначействе России, могут осуществлять операции, связанные с внесением (получением) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) указанного федерального органа исполнительной власти, открытые (открытых) в уполномоченных банках. (Данное положение вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.)

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59943.html/

Валютная либерализация. Обзор основных изменений валютного законодательства — актуально для всех российских владельцев личных зарубежных банковских счетов

2 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ (далее – «Закон»).

Что же нового предусмотрел Закон от 2 декабря?

Закон предоставляет резидентам – физическим лицам право зачислять на банковские счета, открытые в странах, членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или в странах, которые осуществляют обмен информацией с РФ по финансовым счетам в рамках автоматического обмена, доходы, полученные от нерезидентов по ценным бумагам и в результате продажи ценных бумаг, а также от сдачи в аренду недвижимости. 1

В свою очередь, с 1 января 2020 года резиденты – физические лица также смогут:

— зачислять на счета, открытые в иностранных банках, доходы от передачи денежных средств и ценных бумаг в доверительное управление нерезиденту, либо средств, возвращаемых доверительным управляющим-нерезидентом, и

— без ограничений принимать иные денежные средства от нерезидентов, при условии, нахождения банковского счета в стране ЕАЭС или стране, осуществляющей автоматический обмен информацией с Россией. 2

Несмотря на то, что официально соответствующие законодательные поправки вступают в силу в конце 2019 и начале 2020 гг., их действие в части, улучшающей положение резидентов, будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. 3

Конкретный перечень государств, участвующих в обмене финансовой информацией с РФ, будет публиковаться и регулярно обновляться на официальном сайте ФНС России. 4

Что это значит для Вас?

Предыдущие формулировки закона смягчали требования только в отношении банковских счетов, открытых в странах-членах ОЭСР или ФАТФ. Сейчас же, благодаря замене критерия страны с «ОЭСР/ФАТФ» на «ЕАЭС или автоматический обмен» большее количество счетов россиян попадет под «разрешительный» порядок.

Так, с 1 января 2020 г. владельцы кипрских счетов смогут зачислять на такие счета средства, полученные от любых операций, поскольку Кипр присоединился к автоматическому обмену информацией с РФ. Более того, любые операции, совершенные по кипрским счетам в 2018 и 2019 гг., будут считаться законными в силу ретроспективного характера изменений.

Читайте так же:  Необлагаемый подоходный налог на детей

В то же время резиденты, зачисляющие доходы на счета в банках США и Великобритании, будут вынуждены учитывать ограниченный список разрешенных операций, поскольку данные страны не участвуют в автоматическом обмене по финансовым счетам с РФ. Например, США вовсе не присоединились к CRS, а Великобритания приостановила обмен на 2019 г.

В частности, на счета в банках Великобритании со 2 декабря 2019 г. нельзя зачислять доходы в виде дивидендов, выплат по облигациям, суммы доходов от сдачи в аренду зарубежной недвижимости и другие доходы, которые ранее могли быть получены на счета, открытые в странах ОЭСР или ФАТФ.

Мы рекомендуем вам уже сейчас проанализировать свои персональные счета на предмет соблюдения требований валютного контроля.

1 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 5.1.

2 Там же, ст. 5.1, ст. 6.

3 Федеральный закон № 398-ФЗ от 02.12.2019, ст. 2(2), ст. 3(3).

4 Так, с 5 января 2020 года вступит в силу Приказ ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582 «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784».

Есть вопросы? Свяжитесь с нами:

Специализация: международное частное право, налоговое право, корпоративное право.

http://www.amondsmith.ru/breaking-news/5205/

Либерализация валютного законодательства

В настоящее время в Правительстве РФ находятся на рассмотрении два Проекта Федеральных закона «О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», направленные на либерализацию валютного регулирования.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предполагает:

1. Замену административного наказания в виде штрафа на предупреждение в случае, если лицом впервые совершено валютное правонарушение (совершена незаконная валютная операция, не подано уведомление об открытии/закрытии банковского счета в иностранном банке, не подан отчет о движении денежных средств).

2. Уменьшение размера штрафа за совершение незаконной валютной операции от одной пятых до двух пятых от суммы незаконной валютной операции (ранее сумма штрафа составляла от 75 до 100% от суммы незаконной валютной операции)

3. Распространение обязанностей по соблюдению валютного законодательства в случаях, если счет открыт в небанковских организациях (например, в платежной системе).

4. Установление 30 дневного срока для осуществления обязанностей по репатриации валюты после окончания срока, установленного внешнеторговым контрактом.

5. Освобождение от административной ответственности в виде штрафа за совершение незаконной валютной операции по зачислению денежных средств на расчетный счет, открытый в иностранном банке, при условии, что указанные денежные средства в течение 30 дней с момента зачисления будут переведены в полном объеме на расчетный счет, открытый в российском банке.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает внесение следующих изменений:

1. Расширен перечень валютных операций между резидентами.

Валютным резидентам России станут доступны операции по зачислению валюты на счета, открытые в иностранных банках, от валютных резидентов, срок пребывания которых за пределами России составил более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории иностранного государства, за переданные товары, оказанные услуги/работы, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

2. Распространение ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» на счета, открытые в иных организациях финансового рынка (например, в платежных системах).

3. Расширен перечень разрешенных валютных операций.

Валютным резидентам России станут доступны все валютные операции с нерезидентами при одновременном соблюдении двух следующих условий:

a) Банк, где открыт банковский счет, расположен на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ

b) Указанное иностранное государство, где расположен банк, осуществляет автоматический обмен налоговой информацией с Россией.

4. Освобождение от обязанности по сдаче ежегодных отчетов о движении денежных средств.

Валютные резиденты России будут освобождены от обязанности по сдаче отчетов о движении денежных средств при одновременном соблюдении следующих условий:

a) Банк, где открыт банковский счет, расположен на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ

b) Указанное иностранное государство, где расположен банк, осуществляет автоматический обмен налоговой информацией с Россией;

c) Общая сумма зачисленных денежных средств за отчетный год не превышает 600 000 рублей (или в иной валюте, эквивалентной сумме, указанной выше), либо если остаток по счету на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей (либо в иной валюте, эквивалентной сумме, указанной выше) и в течение отчетного года зачисление денежных средств не осуществлялось.

5. Установление обязанности для резидентов по подтверждению контролирующим органам фактов зачисления валюты РФ на счета, открытые в иностранных банках, по сделкам, заключаемым с нерезидентами, а также факты замены обязательства или об иных способах погашения обязательства, при отсутствии факта зачисления валюты РФ на счета, открытые в иностранных банках.

http://www.lkpconsult.ru/liberalizaciya-valyutnogo-zakonodatelstva/

Либерализация валютного законодательства

Российский законодатель взял общий курс на либерализацию валютного законодательства с некоторыми изъятиями. 2 августа 2019 года был опубликован Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривающий:

  1. 1.Распространение ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» на счета, открытые в иных организациях финансового рынка (например, в платежных системах).
  2. 2.Расширение перечня разрешенных валютных операций:
    1. Все валютные операции с нерезидентами при одновременном соблюдении двух следующих условий:
  • Банк, где открыт банковский счет, расположен на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ
  • Указанное иностранное государство, где расположен банк, осуществляет автоматический обмен налоговой информацией с Россией.
  1. Операции по зачислению доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах в банках, расположенных за пределами территории России.
  2. Операции по возврату суммы денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту.

3. Освобождение от обязанности по сдаче ежегодных отчетов о движении денежных средств.

Валютные резиденты России будут освобождены от обязанности по сдаче отчетов о движении денежных средств при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Банк, где открыт банковский счет, расположен на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ
  2. Указанное иностранное государство, где расположен банк, осуществляет автоматический обмен налоговой информацией с Россией;
  3. Общая сумма зачисленных денежных средств за год не превышает 600 000 рублей, либо если остаток по счету на конец года не превышает 600 000 рублей и в течение указанного срока зачисление денежных средств не осуществлялось.

http://www.lkpconsult.ru/liberalizaciya-valyutnogo-zakonodatelstva-2/

Либерализация валютного регулирования

С 2020 года отменяются все валютные ограничения на зачисление средств от нерезидентов на зарубежные банковские счета российских граждан в странах-членах ОЭСР и ФАТФ, которые участвуют в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ.

Читайте так же:  Отчет внутренний финансовый контроль пример заполнения

Таким образом, для задекларированных счетов в таких странах перестанет действовать режим закрытого перечня разрешенных операций, и резиденты c 2020 года смогут свободно использовать их, среди прочего, для инвестиционных операций.

Кроме того, для счетов в таких странах с малыми остатками или оборотами (менее 600 тысяч рублей) отменяется требование о представлении ежегодных отчетов о движении средств. Требование о декларировании самих счетов сохраняется.

Отмена требования об отчетах о движении средств для счетов с малыми оборотами или остатками

2 августа 2019 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 265-ФЗ (далее — «Закон»), которым внесены изменения в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года.

Закон предусматривает снятие всех ограничений по зачислению денежных средств от нерезидентов на задекларированные банковские счета резидентов-физических лиц с 1 января 2020 года, если:

  1. cчет открыт в банке, расположенном на территории государствчленов ОЭСР или ФАТФ; и
  2. cтрана нахождения банка участвует в автоматическом обмене информации (список таких стран будет отдельно опубликован на сайте ФНС).

Предусмотрены и другие послабления в режиме использования иностранных банковских счетов, в частности разрешено зачисление на задекларированные банковские счета в любых странах:

  • валюты РФ по внешнеторговым договорам (контрактам) с нерезидентами, если требования о репатриации выручки отменены;
  • доходов, выплачиваемых физическим лицам – резидентам нерезидентами при реализации драгоценных металлов, учитываемых на иностранных банковских счетах, если такая выплата осуществлена в силу требований иностранного законодательства, минуя российские банки;

Для счетов в банках, расположенных на территории государств-членов ОЭСР или ФАТФ (независимо от того, участвуют они или нет в автоматическом обмене информации с РФ) разрешено зачислять денежные средства в порядке возврата сумм, ранее переданных физически лицом в доверительное управление. Ранее было прямо разрешено зачисление на такие счета только дохода от доверительного управления.

Отмена требования об отчетах о движении средств для счетов с малыми оборотами или остатками

Отменяется требование о представлении ежегодных отчетов о движении средств по счетам, если:

1. Обороты или остаток по счету являются низкими, а именно:

a. общая сумма зачислений (списаний) за год не превышает 600 тысяч рублей либо эквивалент в иностранной валюте, или

b. остаток не превышает 600 тысяч рублей либо эквивалент в иностранной валюте и зачислений в течение года не осуществлялось; и

2. cчет открыт в банке, расположенном на территории государствчленов ОЭСР или ФАТФ; и

3. cтрана нахождения банка участвует в автоматическом обмене информации.

Новые требования для счетов в «иных организациях финансового рынка»

С 1 января 2020 года Закон распространяет требования и ограничения на счета не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка (далее — «ОФР»), имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

В связи с этим нововведением физические лица – резиденты обязаны:

  • подавать уведомления об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов, а также отчеты о движении средств в отношении счетов в иных ОФР (например, по брокерским счетам), как и по обычным иностранным банковским счетам;
  • соблюдать ограничения в части зачисления (списания) денежных средств, которые будут отдельно установлены ЦБ РФ.

Репатриация выручки

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон предусматривает постепенную отмену требования о репатриации выручки в отношении внешнеторговых договоров между резидентами и нерезидентами. Такая отмена будет осуществляться в период с 1 января 2020 года по 1 января 2024 года.

Либерализация коснется только некоторых договоров, сумма обязательств по которым определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрена оплата в валюте РФ, и не касается договоров займов.

Третий этап добровольного декларированияs

Либерализация валютного регулирования вступает в силу с 2020 года и не снимает рисков по прошлым периодам. Урегулирование таких рисков в отношении прошлых периодов может быть осуществлено путем участия физических лиц в третьем этапе программы добровольного декларирования активов («амнистии капитала»), который начался 1 июня 2019 года и продлится до 29 февраля 2020 года1.Об условиях третьего этапа см. наше информационное письмо в приложении.

Рекомендации

С учетом новых и существующих требований российского законодательства и автоматического обмена информации российским резидентамдержателям счетов в иностранных банках рекомендуется:

a) проанализировать структуру и порядок использования банковских счетов и счетов в ОФР на предмет соответствия действующему валютному и налоговому законодательству и изменениям, вступающим в силу с 1 января 2020 года;

b) принять меры по устранению выявленных нарушений, включая декларирование счетов и подачу отчетов о движении средств;

c) рассмотреть возможность участия в 2019 году в третьем этапе добровольного декларирования активов и счетов;

d) исследовать возможные варианты реструктуризации владения зарубежными активами и счетами с целью соблюдения российского валютного и налогового законодательства.

1 Федеральные законы от 29 мая 2019 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; № 111-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»; № 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 76-1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

http://www.bakermckenzie.com/ru/insight/publications/2019/08/liberalization-of-currency-control-regulations

Изменения в валютном законодательстве: либерализация или новые вызовы?

2018 – год перемен в жизни участников внешнеэкономической деятельности:

  • внесены изменения в Федеральный закон 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие персональную ответственность для лиц, принимающих решения;
  • вступила в силу новая инструкция Банка России № 181-И.

Как жить участникам ВЭД в новых условиях? Означают ли эти нововведения, что мы идем по пути либерализации? Давайте разбираться.

Основные поправки 173-ФЗ

Начнем с Федерального закона № 173-ФЗ, т.к. он касается всех нас – физических лиц и граждан РФ. С 1 января 2018 года все граждане России становятся резидентами РФ – вне зависимости от наличия другого гражданства и места проживания. Если сравнить с мировой практикой, то обычно резидентство определяется не гражданством, а постоянным местом пребывания человека.

Если вы являетесь гражданином России, но пребываете в совокупности более 183 календарных дней в году за пределами страны и имеете счета в иностранных банках, то вам не нужно подавать в налоговые органы отчет о движение денег по счетам, открытым в банках за пределами РФ. Однако на вас, как на резидента, распространяются все права и обязанности, предусмотренные 173-ФЗ. Например, резидент может перевести иностранную валюту без ограничения в сумме со своего счета, открытого в российском банке, в адрес другого резидента только в случае, если адресат является близким родственником (родство необходимо подтвердить документально).

Читайте так же:  Зачет задолженности по налогам

С 14 мая вступают в силу еще два важных изменения:

  • во-первых, банки будут обязаны отказывать в незаконной валютной операции. Если сейчас банк ещё пока может провести такую операцию, но при этом сообщит о нарушении в органы валютного контроля (ФТС России и ИФНС), то с 14 мая банк обязан отказать в проведении незаконной валютной операции;
  • во-вторых, в ст.19 о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ добавится новое требование: во внешнеторговых контрактах обязательно должны указываться сроки исполнения обязательств, т.е. срок получения выручки при экспорте и срок возврата предоплаты при импорте. Фраза «до исполнения обязательств» больше не пройдет. Чем грозит отсутствие сроков? Банк не примет контракт на обслуживание, и вы не сможете рассчитаться с партнерами. Важно помнить, что закон обязывает исполнять обязательства о репатриации средств не ваших партнеров, а вас как резидентов.

Также недавно Госдума приняла закон, который устанавливает обязанность резидентов по репатриации средств в соответствии с договорами займа. Это означает, что та лазейка в законе, которой пользовались участники ВЭД для вывода капитала, устранена. Резиденты будут обязаны передавать уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату денежных средств.

Персональная ответственность для лиц, принимающих решения

С мая 2018 года начинают действовать поправки в ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, цель которых – персонализация ответственности за незаконные валютные операции и не репатриацию средств. Лицо, принимающее решение в организации, будет считаться должностным лицом. На него теперь может быть наложен штраф за правонарушение в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, а при повторном правонарушении грозит дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет.

Кто является должностным лицом в организации? В большинстве случаев вся ответственность ложится на генерального директора как на лицо, единолично принимающего решения в соответствии с Уставом организации. Поэтому рекомендуем изучить учетную политику вашей компании: если в соответствии со структурой вашего бизнеса решение о том, с кем заключать контракты и определять условия оплаты, принимает коммерческий директор, укажите это в учетной политике на всякий случай.

Новая инструкция Банка России 181-И

И, наконец, о новой инструкции Банка России № 181-И. Она пришла на смену инструкции 138-И и начала действовать с 1 марта 2018 года. Ключевое новшество этой инструкции – отмена паспорта сделок и справки о валютных операциях. Теперь единственной формой учета валютных операций является справка о подтверждающих документах. Также появились новые требования к учету внешнеторговых контрактов. Давайте разберем подробнее, как изменился учет контрактов и операций по ним.

Итак, форму паспорта сделки, действительно, отменили, но требование об учете контрактов осталось в силе. Все паспорта сделок, которые существовали до 1 марта 2018, считаются закрытыми, а контракты – поставленными на учет с присвоением уникального номера контракта (УНК). Этот уникальный номер и есть номер паспорта сделки, структура его осталась неизменной.

Новые требования к контрактам – это порог по общей сумме обязательств по каждому контракту. Ранее все контракты по сумме пересчитывались в доллары США по курсу ЦБ РФ на дату их вступления в силу, чтобы понять, нужно ли открывать паспорт сделки. Процесс не изменился, только теперь пересчет идет в российские рубли:

http://www.alta.ru/expert_opinion/59607/

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц в сша

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

http://www.alta.ru/expert_opinion/71327/

Либерализация валютного законодательства

Минфин разместил на regulation.gov.ru для общественного обсуждения два проекта поправок в валютное законодательство: один снимает с компаний часть обязательств по репатриации экспортной выручки и существенно облегчает гражданам получение денег от нерезидентов на зарубежные банковские счета, второй смягчает наказание для физлиц за незаконные валютные операции. Предлагаемые меры вступят в силу в 2019 году, рассчитывают разработчики.

Инициативы Минфина далеки от полной отмены валютного контроля, которую предлагает Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, но все равно это существенные предложения по либерализации валютных ограничений, особенно для физлиц. Минфин серьезно смягчает валютный контроль для физлиц, но при этом выставляет ряд значительных ограничений, указывает юрист, руководитель проектов адвокатского бюро «Михайлов и партнеры» Александр Нечаев.

Физлица — валютные резиденты (к ним с 2018 года относятся все граждане России) смогут «без ограничений» зачислять на счета в зарубежных банках средства, полученные от нерезидентов, следует из проекта Минфина. Но для этого должны одновременно выполняться два условия: банк, где открыт счет, должен находиться на территории государства ОЭСР (35 стран, включая ведущие западные) или FATF (тоже 35 стран, по большей части совпадают с ОЭСР), и такое государство присоединилось к многостороннему соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией (почти 100 юрисдикций к настоящему времени) или же связано с Россией двусторонними договоренностями об автообмене.

Действующий закон о валютном регулировании разрешает россиянам получать деньги от иностранцев на зарубежные счета только в случаях, прямо оговоренных в законе (сдача в аренду иностранной собственности, продажа внешних ценных бумаг, продажа недвижимости или транспортного средства за рубежом и т.д.).

Читайте так же:  Какой налог платят при дарении квартиры

Предложено ослабить и режим отчетности по иностранным счетам физлиц. Сейчас россияне — владельцы банковских счетов за рубежом, которые больше половины времени в году проводят в России, — обязаны представлять налоговикам ежегодные отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам). Минфин предлагает освободить таких граждан от этой обязанности, но только если счет открыт в государстве ОЭСР или FATF, которое присоединилось к международному автообмену финансовой информацией или имеет такие договоренности с Россией, и только по относительно небольшим счетам, где общая сумма зачисленных средств за отчетный год не превышает 600 тыс. руб. (эквивалент 600 тыс. руб., если на счете лежит валюта) либо остаток средств на конец года не превышает 600 тыс. руб.

Не все страны подойдут

Чтобы смягчение контроля распространялось на гражданина, его банковский счет должен быть открыт в стране ОЭСР (FATF), но при этом также должен осуществляться автоматический обмен информацией. Далеко не все государства, где россияне держат свои счета, удовлетворяют обоим этим требованиям, замечает Нечаев. Например, Кипр не является членом ни ОЭСР, ни FATF, хотя и обменивается с Россией информацией. А США являются членом ОЭСР, но не присоединялись к международному автообмену информацией, приводит примеры юрист. Под оба критерия попадают такие страны, как Дания, Германия, Франция, Великобритания — на банковские счета в этих государствах будет распространяться действие поправок Минфина, говорит Нечаев.

Не совсем понятно, чем руководствовался Минфин, выбирая порог в 600 тыс. руб., говорит Нечаев. «В сентябре, когда заработает автоматический обмен, ФНС получит информацию о любых остатках по счетам российских резидентов за рубежом. Какой бы ни был баланс счета, информация придет в Россию», — указывает юрист. Состоятельные лица, которые открывают счета в швейцарских или австрийских банках, держат там гораздо более высокие суммы — для них смягчение не подействует.

Драконовские штрафы сократятся

Отдельными поправками в «валютную» статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях предлагается снизить размер штрафа за незаконные валютные операции для физлиц с текущих 75–100% от суммы операции до 20–40%. К таким незаконным операциям, например, относится зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка. При этом Минфин предлагает не штрафовать лиц (физических и юридических), которые в течение 30 дней после такого зачисления средств на иностранный счет перевели сумму в полном объеме на счет в российском банке.

Предложенные поправки могут быть связаны с прецедентом, когда россиянин Николай Кузнецов был оштрафован налоговой инспекцией на 75% от суммы незаконной валютной операции, а операция, с точки зрения налоговиков, как раз и заключалась в зачислении валюты на счет в иностранном банке (Barclays) без участия уполномоченного банка. Тот факт, что Кузнецов после этого перевел всю сумму на свой счет в Сбербанке, не защитил его от штрафа в 31 млн руб.

Минфин продвигает рубль

Для юридических лиц главное нововведение Минфина заключается в предлагаемой отмене требования об обязательном возврате экспортной выручки в Россию, если внешнеторговый контракт предусматривает оплату в рублях. Сейчас экспортеры обязаны обеспечивать своевременное получение на свои банковские счета в России денег от иностранных покупателей товаров или услуг — независимо от того, осуществляется оплата в валюте или рублях.

Минфин предлагает оставить обязательной только репатриацию валютной экспортной выручки. Если же российская компания договорилась с нерезидентом об оплате в рублях, то у нее будет выбор — получить деньги на счет в российском банке или зарубежном. При этом, если компания выбирает зарубежный счет, она все равно должна уведомлять уполномоченный банк в России о сроках получения денег в соответствии с условиями внешнеторгового договора. За нарушение этих сроков (при просрочке более 30 дней) юрлицу-резиденту все равно будет грозить штраф.

Положительным последствием таких поправок Минфин видит «создание правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчетах, завоевание российским рублем статуса региональной валюты и средства международных расчетов». По данным SWIFT за декабрь 2017 года, рубль является лишь 18-й валютой в мире с точки зрения востребованности в международных расчетах с долей 0,27%.

Экспортные контракты в рублях заключаются в основном с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, указывает директор Центра исследований международной торговли Александр Кнобель. «С Европой практически нет такой практики, большинство контрактов с европейскими партнерами заключаются в евро, а со странами остального мира — в основном в долларах. От смягчения, которое предлагает Минфин, выиграют те поставщики, которые в основном экспортируют в страны ЕАЭС», — считает Кнобель.

В валютной структуре поступлений российских экспортеров преобладает доллар (68,8%) согласно данным ЦБ за девять месяцев 2017 года (более свежих данных нет). На рубль за этот же период пришлось 14,6% экспортной выручки, на евро — 14,8%.

Но в торговле со странами ЕАЭС доля рублевых поступлений по экспорту достигает 69,4%. Больше всего (79,3%) рублями рассчитываются белорусские партнеры, на втором месте (62,3%) — Казахстан, следует из данных ЦБ.

Отказ от жесткого контроля

Валютный контроль — это избыточная мера регулирования, считает Кнобель. «Закон о валютном контроле был принят в то время, когда нужно было наполнять казну и обеспечивать приток валюты в Россию. Сейчас такой проблемы нет, ​и валютный контроль в текущем виде является ограничением для экспортеров. По-хорошему, его нужно отменять», — говорит экономист.

С предложением отменить валютный контроль ранее выступил ЦСР Алексея Кудрина. Ключевыми проблемами валютного регулирования в России ЦСР назвал необходимость предоставления отчетности по зарубежным счетам и репатриации экспортной выручки, запрет валютных операций между резидентами и слишком жесткую ответственность за нарушения валютного законодательства. Отказ от жесткого контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности», пришли к выводу эксперты.

Они предложили провести либерализацию валютного регулирования в два этапа: сначала отменить требования по репатриации, установить открытый режим использования иностранных счетов, а нормы отчетности по зарубежным счетам перенести в Налоговый кодекс. Второй этап реформы должен пройти в 2019–2020-е годы, считают в ЦСР, и должен заключаться в отмене отчетности для лиц, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия начала автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.rbc.ru/newspaper/2018/03/26/5ab40ff29a79478c60b42849

Либерализация валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here