Либерализация валютного контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Либерализация валютного контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Либерализация валютного законодательства: все больше «можно», все меньше «нельзя»

Обзор некоторых положений Федерального закона № 265-ФЗ, принятого 2 августа 2019 г.

Партнер, руководитель юридической практики

КПМГ в России и СНГ

По теме

2 августа 2019 г. принят Федеральный закон № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”О валютном регулировании и валютном контроле“ 1 в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации 2 , и репатриации денежных средств» (далее – Закон).

Закон вступает в силу с 1 января 2020 г., за исключением некоторых положений, которые далее будут рассмотрены отдельно.

Дополнительные возможности по использованию резидентами РФ зарубежных счетов и совершению валютных операций с резидентами

Переосмыслено понятие «зарубежный счет»

С 1 января 2020 г. понятие «зарубежный счет» будет включать не только счета резидентов в Иностранных банках, но и счета в зарубежных организациях финансового рынка, которые по законодательству их юрисдикции вправе привлекать денежные средства и финансовые активы резидентов. На такие счета будут распространяться требования статьи 12 ФЗ о валютном регулировании, в частности, обязанность резидентов уведомлять налоговые органы об открытии таких счетов, об операциях с такими зарубежными счетами и о движении средств по ним будет распространяться и на счета, открытые для резидентов у участников рынков ценных бумаг (в частности, брокеров, депозитариев и т.п.).

Разрешенные валютные операции между резидентами

Закон продолжает тенденцию к смягчению валютных ограничений для особой категории резидентов, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года составляет более 183 дней («спецрезиденты»). Так, Закон позволяет резидентам осуществлять безналичные переводы иностранной валюты со своих счетов в российских банках на зарубежные счета спецрезидентов, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по закону страны пребывания, за переданные товары или объекты интеллектуальной собственности, выполненные работы или оказанные услуги.

Больше оснований для зачисления денег на зарубежные счета для физических лиц-резидентов

С 01.01.2020 г. физические лица-резиденты смогут зачислять на свои иностранные счета, открытые в банках, расположенных на территории государств-членов ФАТФ или ОЭСР суммы, полученные от нерезидентов:

— в качестве дохода от реализации внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, соответствующей утвержденным Банком России критериям 3 ;

— в качестве дохода от передачи денежных средств и ценных бумаг в доверительное управление нерезиденту, либо средств, возвращаемых доверительным управляющим-нерезидентом;

— независимо от оснований и формы выплаты – при условии, что иностранное государство, на территории которого расположен банк, участвует в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ на основании Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 г. или иного международного договора 4 .

На счета в банках на территории любых иностранных государств физическим лицам-резидентам разрешено зачислять средства, полученные от нерезидентов в качестве дохода от реализации драгоценных металлов, выплачиваемого в соответствии с законом иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках.

Освобождение от обязанности подавать отчеты о движении средств по зарубежным счетам

От обязанности предоставлять в налоговые органы регулярные отчеты о движении денежных средств по зарубежным счетам будут освобождены физические лица-резиденты при соблюдении следующих параметров (в совокупности):

— зарубежный счет открыт в иностранной финансовой организации, расположенной на территории государства-члена ФАТФ или ОЭСР, участвующего в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ;

— совокупная величина денежных средств, зачисленных на зарубежный счет, не превышает сумму, составляющую 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте, либо остаток денежных средств на зарубежном счете, на который в отчетном году зачисления не производились, не превышает сумму, составляющую 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте 5 .

Смягчение требований по репатриации

Закон существенным образом ослабляет регуляторную нагрузку на резидентов, которые во внешнеторговых договорах с нерезидентами согласовали расчеты в российских рублях. Новая редакция Закона отменяет требование о репатриации средств по внешнеторговым договорам, по которым сумма обязательств номинирована и расчеты с нерезидентом осуществляются в рублях.

С 01.01.2020 г. экспортеры несырьевых товаров 6 , а также резиденты, выполняющие работы, оказывающие услуги либо передающие объекты интеллектуальной собственности нерезидентам по внешнеторговым договорам, перестанут подпадать под требование о репатриации средств в рублях по внешнеторговым договорам в отношении всей суммы таких договоров.

Для резидентов РФ, являющихся экспортерами сырьевых товаров (руды, минералы, нефть, газ, драгоценные металлы и пр.) 7 , предусмотрена поэтапная отмена обязанности по репатриации:

Срок Предельный процент от суммы договора, освобожденный от требований о репатриации
01.01.2020 10%
01.01.2021 30%
01.01.2022 50%
01.01.2023 70%
01.01.2024 100%

В свете указанных изменений Закон дополняет ст. 24 ФЗ о валютном регулировании положением, обязывающим резидентов обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по таким внешнеторговым договорам иными способами, разрешенными законодательством РФ (кроме получения денежных средств от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках).

В частности, резиденты смогут в пределах разрешенной квоты получить денежные средства на свои зарубежные счета либо урегулировать задолженность по внешнеторговому договору в этой сумме путем зачета, новации обязательств, получения отступного.

Выводы и практические последствия

В последние несколько лет валютное законодательство медленно, но верно преображалось, чтобы хоть как-то соответствовать интенсивной динамике торгового оборота и денежных расчетов.

С одной стороны, комментируемый пакет поправок продолжает тренд по смягчению режима использования зарубежных счетов и снятию прямых административных барьеров для операций по ним. В определенной мере этому способствует автоматический обмен финансовой информацией, который позволяет налоговым органам косвенно контролировать иностранные счета резидентов.

С другой стороны, Закон совершает долгожданную революцию в части отмены устаревших норм о репатриации. Поддерживая национальную валюту, законодатель по сути дал экспортерам разумный коммерческий выбор: либо переложить риски колебания валют на нерезидента, обязав его рассчитываться по контракту в рублях, либо продолжать нести обязанность по репатриации, если экспорт осуществляется за иностранную валюту.

Читайте так же:  Неуплата авансов по налогу на прибыль

Важно учесть, что помимо внешнеторговых контрактов, либерализация не затронула договоры займа, предусматривающие предоставление финансирования нерезидентам. По таким соглашениям резиденты обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченных банках независимо от валюты контракта и валюты, в которой производятся расчеты по нему.

Закон не содержит оговорок об обратной силе и распространит свое действие на все внешнеторговые договоры, валютой долга и валютой платежа по которым будут российские рубли. Однако вопрос о последствиях изменения валюты долга и расчетов в действующих договорах с нерезидентами, номинированных в иностранной валюте, в Законе не разрешен.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о роли банков как агентов валютного контроля и совершенствовании правил валютного контроля в русле изменений, предусмотренных Законом. Весьма вероятно, что за принятием Закона последует внесение соответствующих корректировок в положения Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Специалисты юридической практики КПМГ будут рады подробно ответить на интересующие вас вопросы в связи с рассматриваемыми изменениями законодательства и их правоприменительным эффектом.

1 Далее – «ФЗ о валютном регулировании».

2 Далее – «Иностранные банки».

3 Сейчас перечень иностранных бирж утвержден Указанием Банка России от 28.01.2016 г. № 3949-У.

4 Перечень таких иностранных государств будет публиковаться на официальном сайте ФНС России. Действующий перечень утвержден Приказом ФНС России от 04.12.2018 г. № ММВ-7-17/[email protected]

5 Иностранная валюта пересчитывается в российские рубли по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

6 За исключением товаров, включенных в ТНВД ЕЭС под кодами 4401 — 4403 99 000 9.

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.
Читайте так же:  Декларация возврата налога за учебу

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Валютная либерализация в действии

18 июня вступил в силу новый Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». По сравнению со старым новый Закон установил более либеральные правила совершения операций с валютой. Об изменениях, произошедших в валютном законодательстве РФ, мы хотели бы напомнить нашим читателям.

ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАЛО МЕНЬШЕ

В новом Законе (ст. 1) из понятия «валютные ценности» исключены драгоценные металлы, то есть золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), и природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг.
!Отныне к валютным ценностям следует относить только иностранную валюту и внешние ценные бумаги. Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом «О валютном регулировании» к внутренним ценным бумагам.

А РЕЗИДЕНТОВ БОЛЬШЕ

Согласно новому Закону резидентами признаются не только граждане РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, теперь тоже считаются резидентами.
Кроме того, новым Законом к резидентам причислены юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России, и их филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также представительства и иные подразделения указанных лиц (ст. 1). Напомним, что по старому Закону юридическое лицо признавалось резидентом, только если оно имело местонахождение в РФ.

ОТКРОЕМ СЧЕТ В ШВЕЙЦАРСКОМ БАНКЕ

С вступлением в силу нового Закона российские граждане получили право без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (в настоящий момент таковыми являются большинство европейских государств).
!При этом тем, кто открывает счета за границей, надо знать, что после открытия или закрытия такого счета гражданин обязан в месячный срок уведомить об этом налоговые органы по месту своего учета.
Это нововведение касается только физических лиц. Для юридических лиц подобная возможность появится только через год — в июне 2005 года (ст. 12).

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл до 30 апреля

РАЗРЕШЕНИЯ ЦБ БОЛЬШЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

РЕЗИДЕНТ ПЛАТИТ ВАЛЮТОЙ

!Закон сохранил прежнее общее правило, запрещающее валютные операции между резидентами. Однако впервые на законодательном уровне закреплен четкий перечень исключений из этого правила.
Так, например, разрешены расчеты в иностранной валюте между резидентами при приобретении товаров в магазинах беспошлинной торговли. Без каких-либо ограничений можно дарить валютные ценности супругу и близким родственникам, завещать их, приобретать и отчуждать валютные ценности в целях коллекционирования.
Разрешены также валютные операции между резидентами по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из РФ или ввозимого в РФ груза, транзитной перевозкой груза по территории РФ. Полный перечень разрешенных валютных операций между резидентами содержится в ст. 9 нового Закона.

КОГДА ВАЛЮТУ ЗАЧИСЛЯТЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Весьма значительные изменения произошли и в порядке зачисления валютной выручки.
!Новым Законом предусмотрены дополнительные случаи, когда валюту не обязательно зачислять на счета в уполномоченных банках.
Например, резидент может не зачислять на счет в уполномоченном банке ту часть валютной выручки, которая идет на оплату местных расходов, связанных с сооружением объектов на территории иностранных государств, либо на покрытие расходов по проведению выставок, спортивных или культурных мероприятий. Для транспортных организаций и резидентов, осуществляющих рыбный промысел, требование о зачислении валюты на счет снимается при проведении зачета встречных требований с иностранными партнерами (п. 2 ст. 19).

ПРОДАМ ВАЛЮТУ, НО НЕ ВСЮ

В новом Законе сохранено основное требование об обязательной репатриации иностранной валюты и валюты РФ при осуществлении резидентами внешнеторговой деятельности. Это означает, что вся валюта, которую получают резиденты от внешнеторговой деятельности, обязательно должна вернуться в Россию.
Сохранено в новом Законе и требование об обязательной продаже части валютной выручки. Напомним, что в настоящий момент обязательной продаже подлежит 25% суммы валютной выручки (см. Инструкцию ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И).
Хотелось бы напомнить, что положения Закона об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ действуют только до 1 января 2007 года (п. 3 ст. 26).

ОРГАНЫ И АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Новый Закон делит всех контролеров на органы валютного контроля и агентов валютного контроля, отдельно выделяя Правительство РФ как главного контролера. Правительство РФ ни к органам, ни к агентам валютного контроля не относится. К органам валютного контроля Законом отнесены Центральный банк, а также федеральные органы исполнительной власти, которые специально назначаются Правительством РФ. Здесь, как мы видим, все осталось без изменений.
А вот полку агентов валютного контроля с 18 июня прибыло. Сегодня помимо уполномоченных банков агентами валютного контроля являются еще и профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также держатели реестров (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Соответственно на них теперь тоже распространяется обязанность проводить проверки на предмет соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и правильности ведения учета валютных операций.

НЕУСТРАНИМЫЕ СОМНЕНИЯ — В ПОЛЬЗУ РЕЗИДЕНТОВ

И наконец последнее, о чем хотелось бы сказать.
!Отныне все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (ст. 4). Указанные положения впервые появились в российском валютном законодательстве.
Как известно, аналогичное правило содержится в Налоговом кодексе РФ и, как показала судебная практика по налоговым спорам, достаточно эффективно применяется при защите налогоплательщиками своих прав и законных интересов.

Изменения в валютном законодательстве: либерализация или новые вызовы?

2018 – год перемен в жизни участников внешнеэкономической деятельности:

  • внесены изменения в Федеральный закон 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие персональную ответственность для лиц, принимающих решения;
  • вступила в силу новая инструкция Банка России № 181-И.

Как жить участникам ВЭД в новых условиях? Означают ли эти нововведения, что мы идем по пути либерализации? Давайте разбираться.

Основные поправки 173-ФЗ

Начнем с Федерального закона № 173-ФЗ, т.к. он касается всех нас – физических лиц и граждан РФ. С 1 января 2018 года все граждане России становятся резидентами РФ – вне зависимости от наличия другого гражданства и места проживания. Если сравнить с мировой практикой, то обычно резидентство определяется не гражданством, а постоянным местом пребывания человека.

Если вы являетесь гражданином России, но пребываете в совокупности более 183 календарных дней в году за пределами страны и имеете счета в иностранных банках, то вам не нужно подавать в налоговые органы отчет о движение денег по счетам, открытым в банках за пределами РФ. Однако на вас, как на резидента, распространяются все права и обязанности, предусмотренные 173-ФЗ. Например, резидент может перевести иностранную валюту без ограничения в сумме со своего счета, открытого в российском банке, в адрес другого резидента только в случае, если адресат является близким родственником (родство необходимо подтвердить документально).

С 14 мая вступают в силу еще два важных изменения:

  • во-первых, банки будут обязаны отказывать в незаконной валютной операции. Если сейчас банк ещё пока может провести такую операцию, но при этом сообщит о нарушении в органы валютного контроля (ФТС России и ИФНС), то с 14 мая банк обязан отказать в проведении незаконной валютной операции;
  • во-вторых, в ст.19 о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ добавится новое требование: во внешнеторговых контрактах обязательно должны указываться сроки исполнения обязательств, т.е. срок получения выручки при экспорте и срок возврата предоплаты при импорте. Фраза «до исполнения обязательств» больше не пройдет. Чем грозит отсутствие сроков? Банк не примет контракт на обслуживание, и вы не сможете рассчитаться с партнерами. Важно помнить, что закон обязывает исполнять обязательства о репатриации средств не ваших партнеров, а вас как резидентов.
Читайте так же:  Можно ли налоговым вычетом погасить ипотеку

Также недавно Госдума приняла закон, который устанавливает обязанность резидентов по репатриации средств в соответствии с договорами займа. Это означает, что та лазейка в законе, которой пользовались участники ВЭД для вывода капитала, устранена. Резиденты будут обязаны передавать уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату денежных средств.

Персональная ответственность для лиц, принимающих решения

С мая 2018 года начинают действовать поправки в ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, цель которых – персонализация ответственности за незаконные валютные операции и не репатриацию средств. Лицо, принимающее решение в организации, будет считаться должностным лицом. На него теперь может быть наложен штраф за правонарушение в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, а при повторном правонарушении грозит дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет.

Кто является должностным лицом в организации? В большинстве случаев вся ответственность ложится на генерального директора как на лицо, единолично принимающего решения в соответствии с Уставом организации. Поэтому рекомендуем изучить учетную политику вашей компании: если в соответствии со структурой вашего бизнеса решение о том, с кем заключать контракты и определять условия оплаты, принимает коммерческий директор, укажите это в учетной политике на всякий случай.

Новая инструкция Банка России 181-И

И, наконец, о новой инструкции Банка России № 181-И. Она пришла на смену инструкции 138-И и начала действовать с 1 марта 2018 года. Ключевое новшество этой инструкции – отмена паспорта сделок и справки о валютных операциях. Теперь единственной формой учета валютных операций является справка о подтверждающих документах. Также появились новые требования к учету внешнеторговых контрактов. Давайте разберем подробнее, как изменился учет контрактов и операций по ним.

Итак, форму паспорта сделки, действительно, отменили, но требование об учете контрактов осталось в силе. Все паспорта сделок, которые существовали до 1 марта 2018, считаются закрытыми, а контракты – поставленными на учет с присвоением уникального номера контракта (УНК). Этот уникальный номер и есть номер паспорта сделки, структура его осталась неизменной.

Новые требования к контрактам – это порог по общей сумме обязательств по каждому контракту. Ранее все контракты по сумме пересчитывались в доллары США по курсу ЦБ РФ на дату их вступления в силу, чтобы понять, нужно ли открывать паспорт сделки. Процесс не изменился, только теперь пересчет идет в российские рубли:

Либерализация в сфере валютного регулирования

2 августа Президентом был подписан Федеральный закон № 265-ФЗ, направленный на либерализацию в сфере валютного регулирования. В нашем обзоре мы расскажем Вам, каким образом изменения могут коснуться вашего бизнеса и Вас лично.
Основные изменения коснулись отмены требования по репатриации (обязательном возврате) валютной выручки по внешнеторговым контрактам для юридических лиц, а также порядка использования зарубежных счетов физическими лицами.

Отмена требования о репатриации доходов от экспорта товаров

Поставщики товаров, работ, услуг обязаны были обеспечить получение на свои счета 100 % валютной выручки, а также возврат авансов уплаченных поставщику товаров, работ, услуг в случае расторжения договора. За невыполнение этого требования был установлен штраф в размере от 75% до 100% валютной операции, компания должна была доказать, что были предприняты необходимые и достаточные меры для возврата денег, чтобы появилась возможность оспорить штраф в судебном порядке.

Отмена этого требования касается только контрактов на поставку товаров, сумма стоимости которых выражена в рублях и оплата по которым также предусмотрена в рублях.
Для экспортёров сырьевых товаров (руды, минералы, нефть, газ, драгоценные металлы и пр.), предусмотрена поэтапная отмена обязанности по репатриации, начиная от 10% суммы внешнеторгового договора в 2020 году и заканчивая полной отменой, начиная с 2024 года.

Таким образом, экспортеры несырьевых товаров освобождаются от требования по репатриации с 01.01.2020.

Для остальных случаев требование об обязательной репатриации сохраняется.

Аспекты Финансового Менеджмента

При заключении внешнеторговых контрактов в рублях необходимо прежде всего оценивать целесообразность и валютные риски.

Когда может быть актуален перевод контрактов в рубли:

  • Когда существуют высокие риски нарушения условий оплаты;
  • Задолженность по контрактам в валюте оказывает существенное влияние на финансовый результат.

Когда перевод контрактов в рубли ставится под сомнение:

  • При наличии обязательств в валюте, отличной от рубля РФ

Главные аспекты для рассмотрения при оценке целесообразности:

  • Цены контракта с учетом возможных курсовых колебаний, возможности их изменения
  • Хеджирование валютных рисков сторонами
  • Возможность соответствующего пересмотра обязательств
  • Грамотное планирование денежных потоков и просчет экономического эффекта
Как компания SCHNEIDER GROUP может помочь?

Команда специалистов SCHNEIDER GROUP в области Финансового менеджмента всегда рада проконсультировать вас по вопросам оценки финансовых рисков и дать практические советы.

Расширен перечень разрешенных валютных операций, допускающих зачисление денежных сумм на счета резидентов РФ в зарубежных банках.

Появились следующие новые позиции:
1. Валютные операции между физическими лицами-резидентами РФ, находящимися за рубежом более 183 дней в календарном году.
2. Физическим лицам-резидентам РФ, зарегистрированным в качестве предпринимателей без образования юридического лица, в случае если они находятся за границей более 183 дней, разрешено получение денежных средств со счетов резидентов РФ в российских банках в счет оплаты:

  • товаров;
  • выполненных работ или оказанных услуг;
  • передаваемой информации или результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них.

3. Зачисления российских рублей резидентам РФ по внешнеторговым договорам, заключенным с нерезидентами.
4. Зачисления денежных средств от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов РФ в зарубежных банках.
5. Зачисления при возврате физическому лицу-резиденту РФ денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту.
6. Любые зачисления от нерезидентов на счета физических лиц-резидентов РФ в банках за пределами территории РФ при одновременном соблюдении следующих условий:

  • счет открыт в банках государств-участников ОЭСР или ФАТФ;
  • такие государства также осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (англ. Multilateral Competent Authority Agreement,) или иным заключенным с РФ международным договором. (Перечень таких государство будет размещен на сайте ФНС РФ.
Читайте так же:  Как получить налоговый вычет за обучение ребенка

Отчет о движении средств по счету в зарубежном банке

Ранее отчет о движении денежных средство по счету зарубежом должны были представлять все физические лица, валютные резиденты РФ. Недавно от этой обязанности были освобождены физические лица, проводившие за пределами территории РФ более 183 дней в году.

Теперь требование о предоставлении отчета не распространяется на физических лиц, счет которых открыт банке или иной организации финансового рынка государств-участников ОЭСР или ФАТФ, одновременно участвующих в международном обмене информацией, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1. общая сумма денежных средств, зачисленных на счет, либо списанных со счета за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей;
2. остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на него не осуществлялось.

Вступление Закона в силу

Большинство положений Закона вступит в силу 1 января 2020 года. Из перечисленных выше норм это не затрагивает только отмену репатриации сумм в рублях по экспорту сырьевых товаров, для которых предусмотрена поэтапная отмена.

Как компания SCHNEIDER GROUP может помочь?

Эксперты SCHNEIDER GROUP в области налоговой практики будут рады ответить на Ваши вопросы касательно изменений в законодательстве.

Силуанов рассказал о либерализации валютного контроля

Либерализация валютного контроля позволит расширить использование рубля в международных расчетах, в том числе и нерезидентами. Об этом рассказал журналистам первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов.

Использование российской валюты для расчетов по внешнеторговым контрактам позволит укрепить позиции рубля на международных рынках, считает он. Либерализация валютного контроля открывает новые перспективы для российского бизнеса и российской экономики, уверен глава Минфина. Она не только расширяет возможности ведения бизнеса иностранными контрагентами с российскими партнерами, но и помогает в реализации такого национального проекта, как «Международная кооперация и экспорт», для которого требуется особое валютное регулирование, добавил Силуанов.

За 2019 год Россия далеко продвинулась в вопросах либерализации валютного контроля, добавил министр. Так, с 1 января 2020 года полностью отменяются требования о репатриации экспортной выручки в российской валюте в отношении несырьевого экспорта. Кроме того, с той же даты начинается поэтапная отмена требования репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках российской валюты и по сырьевому экспорту. С начала года такое послабление валютного законодательства в отношении сырьевого экспорта будет составлять не более 10% суммы внешнеторгового договора, а полная отмена наступит с 1 января 2024 года, напомнил Силуанов.

Кроме того, Минфином подготовлены изменения в КоАП, снижающие вилку штрафов и устанавливающие дифференциацию размеров штрафов в зависимости от того, в какой валюте произошла нерепатриация денежных средств. «После смягчения штрафных санкций, например, за невозврат средств в валюте РФ по экспорту и за невозврат аванса по импорту предлагается снизить штраф до 3-10%. А за невозврат средств в иностранной валюте штраф может быть снижен до 5-30%», – сообщил Силуанов.

Теми же поправками в КоАП предложено отсрочить наступление административной ответственности за несвоевременное представление резидентами уполномоченным банкам отчетности по валютным операциям и подтверждающих документов на 90 дней. Сейчас эти изменения в КоАП готовятся к рассмотрению Госдумой во втором чтении.

Силуанов: либерализация валютного контроля активизирует использование рубля нерезидентами

МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Меры либерализации валютного контроля, которые начинают действовать в России с 1 января 2020 года, расширят использование российской валюты нерезидентами и укрепят положения рубля на международных рынках. Об этом журналистам сообщил первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов.

«Уже принятые и обсуждаемые меры позволяют расширить использование валюты Российской Федерации в международных расчетах, активизируют использование российского рубля нерезидентами. Использование валюты Российской Федерации для расчетов по внешнеторговым контрактам позволит укрепить позиции российского рубля на международных рынках», — сказал Силуанов.

Он напомнил, что с 1 января 2020 года полностью отменяются требования о репатриации экспортной выручки в валюте РФ в отношении несырьевого экспорта. Кроме того, с 1 января 2020 года начинается поэтапная отмена требования репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках валюты РФ по сырьевому экспорту. С начала года такое послабление валютного законодательства в отношении сырьевого экспорта будет составлять не более 10% суммы внешнеторгового договора, а полная отмена наступит с 1 января 2024 года.

Кроме того, Минфином подготовлены изменения в КоАП, снижающие вилку штрафов и устанавливающие дифференциацию размеров штрафов в зависимости от того, в какой валюте произошла нерепатриация денежных средств. После смягчения штрафных санкций, например за невозврат средств в валюте РФ по экспорту и за невозврат аванса по импорту, предлагается снизить штраф до 3-10%. А за невозврат средств в иностранной валюте штраф может быть снижен до 5-30%.

Теми же поправками в КоАП предложено отсрочить наступление административной ответственности за несвоевременное представление резидентами уполномоченным банкам отчетности по валютным операциям и подтверждающих документов на 90 дней. В настоящее время такие изменения в КоАП готовятся к рассмотрению в Госдуме во втором чтении.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Либерализации валютного контроля открывает для российского бизнеса и нашей экономики новые перспективы. Не только расширяет возможности ведения бизнеса иностранными контрагентами с российскими партнерами, но и помогает в реализации такого национального проекта, как международная кооперация и экспорт, для которого требуется особое валютное регулирование», — резюмировал Силуанов.

Источники

Либерализация валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here