Лекции по валютному регулированию и валютному контролю

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Лекции по валютному регулированию и валютному контролю" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Краткий конспект лекций по курсу «Валютное регулирование и контроль» (Платежный баланс и международная инвестиционная позиция. Валютные курсы. Валютные операции и контроль за их осуществлением)

Страницы работы

Содержание работы

Краткий конспект лекций по курсу

«Валютное регулирование и контроль»

Валютная политика является составной частью денежно-кредитной политики государства. ДКП – управление денежным предложением в целях обеспечения низкого уровня инфляции, полной занятости, экономического роста. Основной элемент ДКП – процентные ставки: в условиях спада, для оживления производства, снижения безработицы может проводиться политика денежной экспансии (низкие процентные ставки, способствующие росту кредита и денежного предложения для стимулирования совокупного спроса). На этапе «перегрева» растущей экономики, который сопровождается ускорением роста цен, может осуществляться денежная рестрикция (повышение процентных ставок, изъятие излишней денежной массы).

— нормативы обязательных резервов;

— депозитные операции (не во всех странах);

— инструменты «тонкой ностройки» — сделки РЕПО, СВОП.

Валютные отношения – совокупность денежных отношений, связанных с международными экономическими, политическими, культурными и другими связями.

Национальная валютная система (НВС) – форма организации валютных отношений страны с другими странами, обеспечивающая ее интеграцию в систему мирового хозяйства.

Принято выделять ряд элементов НВС:

· национальная валюта – законное платежное средство на территории страны В большинстве случаев национальная валюта и национальная денежная единица – одно и то же;

· режим обратимости (конвертируемости) национальной валюты – возможность любого лица купить или продать валюту данной страны или осуществить требуемый международный платеж без каких-либо препятствий или задержки, установленных властями данной страны. Режим конвертируемости валюты определяется характером валютных ограничений – любых ограничений свободы осуществления валютных операций хозяйствующими субъектами (населением, предприятиями, банками), установленных государством. Типы конвертируемости: полная (валютные ограничения отсутствуют), частичная (имеется ряд ограничений), нековертируемость (любые валютные операции запрещены);

· режим валютного курса (ВК) ВК — цена валюты данной страны, выраженная в иностранной валюте. Режимы валютного курса принято классифицировать на жестко фиксированный (к одной иностранной валюте, к корзине иностранных валют), свободно плавающий, и ряд промежуточных режимов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

· кредитные орудия обращения и формы международных расчетов. Кредитными орудиями обращения в международных валютных отношениях, как правило, выступают чеки, векселя, банкноты; к формам международных расчетов относят банковские переводы, аккредитивы, инкассо.

· официальные золотовалютные резервы (международная ликвидность) – ликвидные активы государственных органов, используемые ими для регулирования валютного курса и платежного баланса. В состав международной ликвидности включают: запасы золота, денежные средства в иностранной валюте (в наличной форме и на счетах в иностранных банках), ликвидные ценные бумаги (как правило, правительств развитых государств – США, Японии, стран Западной Европы), СДР (созданные МВФ безналичные кредитные деньги, существующие в виде записей на соответствующих счетах в МВФ), резервная позиция в МВФ (возможность автоматического получения от МВФ кредита в определенном размере, не связанного дополнительными обязательствами). Критерии достаточности ЗВР: покрытие импорта, критерий Гвидотти (соотношение с краткосрочным долгом), критерий Редди.;

· национальный валютный рынок и рынок золота;

· национальные институты, регламентирующие валютно-кредитные отношения с другими странами.

Мировая валютная система (МВС) – форма организации международных валютных отношений, сложившаяся исторически и закрепленная соглашениями между странами.

Элементами МВС являются те же элементы, что и в НВС, но на более высоком, международном уровне (например, международные валютно-кредитные институты – МВФ, устанавливающий общие правила в отношении режимов валютных курсов, мировой валютный рынок и т.п.)

МВС представляет собой кодекс норм поведения как частных субъектов валютных операций, так и стран в целом.

МВС должна отвечать следующим требованиям:

— ликвидностью – обеспечение международных экономических отношений достаточным количеством платежных средств;

— стабильность в течение достаточно длительного времени;

— эластичность и приспособляемость к меняющимся условиям международного экономического оборота;

— обеспечивать всем участникам сбалансированность их интересов в валютной сфере.

Учитывая, что характер МВС определяется развитием экономических связей, национальных денежных систем, национальными интересами отдельных ведущих государств, МВС постоянно изменяется.

Государственное регулирование валютных отношений и валютных систем

Платежный баланс и международная инвестиционная позиция

Платежный баланс – стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических и международных связей страны в форме соотношения показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов. Платежный баланс содержит сведения о движении потоков ценностей между странами.

http://vunivere.ru/work33939

Лекции по валютному праву — файл 1.doc

Доступные файлы (1):

1.doc 516kb. 22.11.2011 01:09 скачать

содержание

    Смотрите также:
  • Семейное право РФ[ лекция ]
  • по семейному праву[ лекция ]
  • Уголовное право зарубежных стран[ лекция ]
  • Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву[ документ ]
  • по Конституционному праву зарубежных стран[ лекция ]
  • по конституционному праву[ лекция ]
  • по семейному праву Республики Беларусь[ лекция ]
  • Конспект по семейному праву Республики Беларусь[ лекция ]
  • Финансовое право[ лекция ]
  • по конституционному праву России[ лекция ]
  • Конституционное право[ лекция ]
  • по международному частному праву[ лекция ]
  • Тема 1. Понятие и содержание валютного права.

    До начала 90-х гг. XX в. валютное регулирование заключалось в закреплении валютной монополии государства, которая проявлялась в строгом ограничении количества участников внешнеэкономических операций, осуществлении международных расчетов только через Государственный банк СССР и Банк для внешней торговли СССР, плановом распределении валютных средств по отраслям промышленности и регионам.

    В правовом отношении ситуация стала меняться с принятием в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании». Указанным Законом было положено начало либерализации валютного регулирования. После распада СССР начатая либерализация в РФ была продолжена Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон РФ № 3615-1) и Федеральным зако­ном № 173-ФЗ. Принятие указанных законодательных актов в соответствующие периоды времени главным образом обусловливалось состоянием экономики страны и выбранным направлением ее реформирования.

    Читайте так же:  Налоговая возврат госпошлины арбитражный суд

    ^ Валютное право является составным и необходимым элементом механизма регулирования общественных отношений, возникающих по поводу проведения валютных операций (валютных отношений), является необходимым условием позитивного развития национальной экономики.

    Валютное право — комплексная отрасль права, нормы которого направлены на регулирование общественных отношений частного и публичного характера, возникающих по поводу проведения валютных операций.

    Общественные отношения, регулируемые валютным правом, состоят из отношений публично-правового характера, в частности отношений, возникающих в связи с валютным регулированием и валютным контролем, и отношений частноправового характера, возникающих между участниками валютных операций при их проведении.

    Таким образом, в валютном праве как в комплексной отрасли права присутствуют нормы различных отраслей права, преимущественно гражданского и административного.

    ^ Валютное право как один из государственных регуляторов общественных отношений, возникающих в связи с проведением валютных операций, направлено на достижение целей валютной политики государства.

    Политика как социальное явление имеет свойство определять тенденции и перспективы общественного развития. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия и т. д.) и социальных (экономических, исторических, идеологических, религиозных и т. п.) факторов объективного и субъективного характера. Политика и право отражают потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное влияние на экономические и социальные процессы.

    Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание ее устойчивого международного валютно-финансового положения.

    Исходя из указанных целей валютной политики законодатель установил частные цели валютного регулирования . В соответствии со ст. 6 ФЗ № 173-ФЗ к таким целям относятся:

    1. предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;
    2. предотвращение резких колебаний курса национальной валюты;
    3. поддержание устойчивости платежного баланса России.

    ^ Основные направления внутренней и внешней политики государства формулируются в соответствии со ст. 84 Конституции РФ в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

    ^ Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Ц.Банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ).

    Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год должны быть представлены в Государственную Думу не позднее 1 декабря текущего года . Предварительно их проект представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Государственная Дума должна рассмотреть и утвердить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год не позднее принятия ею ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий период (ст. 45 ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Ц.Банке)»1 с последующими изменениями).

    Валютная политика государства формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.

    ^ Отношения частного характера возникают между участниками валютных отношений в связи с владением, пользованием и распоряжением объектами валютных операций. Такого рода отношения возникают, например, при предоставлении банком валютного кредита юридическому или физическому лицу, между участниками внешнеэкономической деятельности при осуществлении расчетов, при покупке или продаже физическими лицами иностранной валюты в обменных пунктах, в других случаях проведения сделок с валютными ценностями или иными объектами валютных операций.

    ^ В качестве специфического признака валютных отношений является наличие в их составе иностранного элемента. Этим элементом являются валютные ценности и (или) специфический субъект — нерезидент.

    Метод регулирования – императивный (властно-централизованный, не допускающий отклонений и усмотрения участников отношений), что позволяет отнести валютное законодательство к публично-правовой сфере.

    Основные способы правового регулирования:

    1. обязывание (предписание совершить определенные действия, например, представить копию грузовой таможенной декларации (ГТД) оформить паспорт сделки (ПС);
    2. запрет (возложение обязанности воздерживаться от определенных действий, например, не совершать определенный круг операций без открытия специального счета);
    3. управомачивание предоставление прав на различные варианты поведения;
    4. общедозволительный: если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003г., валютные операции, осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений;
    5. способ изложения норм – он преимущественно бланкетирован; соответственно, основная нагрузка при регулировании возлагается на специальные подзаконные нормативные акты, подробно регламентирующие и конкретизирующие общие правила, содержащиеся в этом ФЗ.

    ^ Методом валютного регулирования является установление и/или изменение соотношения спроса и предложения валют на рынках.

    ^ 4. Принципы валютного права
    Специальными (отраслевыми) принципами валютного права являются основные, общеобязательные положения правового регулирования валютных отношений, закрепленные в законодательстве.

    В теории права правоотношение рассматривается как слож­ная общественная связь, включающая в себя следующие эле­менты:

    1. субъекты правоотношений — носитель прав и носитель обязанности;
    2. объекты правоотношения — предмет окружающего мира, по поводу которого сложилось правоотношение;
    3. субъективные юридические права и обязанности — содержа­ние правоотношения.

    Валютные правоотношенияпредставляют собой урегулиро­ванные нормами права общественные отношения, возникаю­щие между участниками валютных операций по поводу прове­дения таких операций, а также между участниками валютных операций и государственными органами в связи с регулировани­ем порядка проведения валютных операций и контролем за его со­блюдением.

    Участники валютных правоотношений связаны между собой взаимными, корреспондирующими субъективными правами и обязанностями, которые и составляют содержание правоотно­шения. Субъективное право представляет собой меру дозволен­ного поведения субъекта валютного правоотношения, а субъек­тивная обязанность — меру его должного поведения.

    Право органов и агентов валютного контроля требовать от участника валютной операции предоставления документов и информации, которые связаны с проведением валютных опе­раций, может служить примером субъективного права требо­вать исполнения обязанности в валютных правоотношениях.

    Установление возможности самостоятельно совершать дей­ствия выражается в дозволении участникам валютных операций совершать без ограничений ряд валютных операций.

    ^ Субъективные обязанности заключаются в необходимости для субъекта совершить определенные действия или воздер­жаться от определенного рода действий.

    При наступлении определенных юридических фактов физи­ческие и юр. лица становятся субъектами валютных правоотношений, приобретают соответствующие данному статусу субъективные права и обязанности. Юридическими фактами являются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (представление субъек­том в кредитную организацию расчетного документа на перевод иностранной валюты другому лицу).

    Читайте так же:  Основные элементы упрощенной системы налогообложения

    ^ Применительно к специфике валютного права субъектов ва­лютных правоотношений можно подразделить на:

    участников валютных операций (резидентов и нерезидентов). При любом виде правоотношения в нем должны участво­вать не менее двух субъектов — носитель прав и носитель обязанности. Участники валютных операций вступают в правоотношения друг с другом при проведении валютных операций. Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразде­лить на физические и юр. лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.

    ^ К лицам, осуществляющим валютное регулирование , отно­сятся Ц.Банк и Правительство РФ. Компетенция указан­ных органов исчерпывающим образом определена законода­тельством и сводится к установлению порядка проведения валютных операций или, иначе говоря, к установлению валютных ограничений под кон­кретные экономические условия. Непосредственными целями деятельности Ц.Банка и Правительства РФ в области ва­лютного регулирования являются предотвращение существен­ного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержание устойчивости платеж­ного баланса РФ.

    ^ Органами валютного контроля являются Ц.Банк, феде­ральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В на­стоящее время таким федеральным органом исполнительной власти, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

    ^ Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рын­ка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистрато­ры), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральной службе по финансовым рынкам), таможенные и налоговые органы.

    Действитель­ным критерием отнесения ценных бумаг к внешним ценным бумагам является для эмиссионных ценных бумаг выражение номинала в иностранной валюте а для не эмиссионных — удостоверение ими права на по­лучение валютных ценностей.
    ^ 4. Понятие, признаки и виды валютных операций.
    Валютные операции — это сделки и иные юридически значимые действия, совершаемые резидентами и нерезидентами с объектами валютных операций. Например, к сделкам, являющимся валютными операциями, относятся отчуждение и приобретение валютных ценностей, а к иным юридически значимым действиям — ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ указанных ценностей.

    Вопросы для семинарского занятия по теме 2.

    1. Понятие валютных правоотношений
    2. Резиденты и нерезиденты как участники валютных операций
    3. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контро­ля как участники валютных операций
    4. Объекты валютных правоотношений
    5. Понятие и виды валютных операций.
    6. Валютные операции осуществляемые без ограничений между резидентами и уполномоченными банками

    http://gendocs.ru/v14385/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83

    Виды и формы валютного контроля. — Лекции по валютному праву

    Основным нормативно-правовым актом, закрепившим механизм такого контроля и содержание сделок, подпадающих под признаки фиктивности или подозрительности, является указа ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерное осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

    В соответствии с названным Указанием уполномоченный банк обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция. Уполномоченный банк на основании анализа представленных клиентом документов обязан представлять в ЦБ РФ информацию о валютных операциях, проводимых клиентом и договорам, имеющим любой из следующих признаков:

    1. в договоре не предусмотрена уплата контр агентами-нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей/поставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими своих обязательств;

    Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

      Аудирование Грамматика Речь Письмо

    2. в договоре предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, луг, результатов интеллектуальной деятельности) в польз) нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на терри4 ториях, предоставляющих льготный налоговый режим

    3. в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную к 100 тыс. долларов США;

    4. в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентовки иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности не превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита (займа);

    5. по договору (контракту) нерезидент не исполнил своих обязательств и возвратил ранее произведенную резидентом предоплату (аванс);

    6. получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) является нерезидент, не являющийся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

    7. договоры (контракты) заключены от имени резидента — юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает трех месяцев.

    Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

    формы валютного контроля.

    Уполномоченный банк обязан направлять в Банк России информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства и о проводимых клиентом валютных операциях, обладающих вышеуказанными признаками, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушения или представления клиентом в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, обладающих перечисленными выше признаками.

    Указанная информация направляется уполномоченным банком (его филиалом) в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации (Управление валютного регулирования и валютного контроля) для обобщения, анализа и учета при проведении проверок, а также для возможной передачи в правоохранительные органы или ВЭК России по их запросам.

    Это новое направление валютного контроля имеет большие перспективы, поскольку является средством обнаружения не только собственно валютных правонарушений, но и многих иных — налоговых, финансовых и др. Однако дальнейшее его регламентирование требует законодательных усилий. Так, в целях законодательного закрепления соответствующих полномочий органов валютного контроля, наделения резидентов и уполномоченных банков адекватными обязанностями Правительство РФ в феврале 2000 г. внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в Закон (в ст. 5 и 7), в частности, устанавливающих право Правительства РФ и ЦБ РФ определять признаки валютных операций, подлежащих обязательному контролю, а также подразумевающих обязанность уполномоченного банка приостанавливать валютную oneрацию.

    http://students-library.com/library/read/74624-vidy-i-formy-valutnogo-kontrola

    Высшая школа экономики

    Запрошенному URL не соответствует никакая страница сайта. Возможные причины:

    • Ссылка неверна и по этому адресу никогда ничего не было
    • Ранее существовавшая страница была удалена или перемещена
    Читайте так же:  Обзор практики досудебного урегулирования налоговых споров

    Можно попробовать вернуться назад, либо на главную страницу сайта.

    Если вы уверены, что ошибка возникла по нашей вине, и хотите сообщить об этом, напишите нам.

    Иллюстрация студента
    Школы дизайна НИУ ВШЭ
    Анастасии Лебедевой

    http://www.hse.ru/edu/courses/339730221

    Конспект лекции 29 Валютное регулирование и валютный контроль

    Валютное регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативно-правовом, который включает создание правовых норм, предметом которых являются валютные отношения;

    индивидуально-правовом, который включает применение правовых норм к конкретным ситуациям, что влечет за собой возникновения, изменения и прекращения конкретных валютных правоотношений.

    Основные элементы валютного регулирования:

    установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования золотовалютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;

    В рамках валютного регулирования принято выделять три типа валютных режимов:

    режим государственной валютной монополии;

    режим государственного валютного регулирования;

    режим свободно конвертируемой валюты.

    Структуру валютных правоотношений можно рассматри-вать как совокупность субъектов валютных правоотношений, содержания правоотношений (соответствующих прав и обязанностей субъектов) и объектов правоотношений

    Соответствующие права и обязанности субъектов валютных правоотношений связаны с осуществлением валютных операций (схемы № 93-95).

    Субъекты валютных правоотношений:

    органы валютного контроля; агенты валютного контроля. Резиденты — это (схема№ 96):

    физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ и с местонахождением в РФ;

    дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

    находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов — юридических лиц и предприятий, не являющихся юридическими лицами.

    Нерезиденты — это (схема№97):

    физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

    находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

    находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов — юридических лиц и предприятий, не являющихся юридическими лицами.

    В систему органов, осуществляющих валютный контроль, входят органы валютного контроля и агенты валютного контроля (схема № 98).

    Органы валютного контроля:

    Правительство РФ в лице:

    Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК);

    правоохранительных и других органов.

    Полномочия органов валютного контроля:

    издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ;

    определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

    Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с законодательством РФ уполномочены осуществлять отдельные функции валютного контроля и подотчетны соответствующим органам валютного контроля, а также уполномоченные кредитные организации, подотчетные Банку России.

    Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

    осуществляют контроль за правомерностью проведения резидентами и нерезидентами в РФ валютных операций, за соответствием этих операций законодательству, за выполнением условий лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

    Полномочия Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля:

    а) определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

    б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

    в) осуществляет все виды валютных операций;

    г) устанавливает правила проведения резидентами и нере-зидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

    д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

    е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

    ж) устанавливает единые формы учета и отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

    з) готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам;

    и) включает другие предусмотренные законодательством функции.

    МНС России обеспечивает валютный контроль:

    внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность);

    обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории РФ, ¦ полноты поступления в РФ валютной выручки от экс-порта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

    Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль:

    за перемещением валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ и валютных ценностей через таможенную границу РФ;

    валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

    своевременности и полноты поступления в РФ валютной выручки от экспорта товаров;

    за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям, установленных ГТК России совместно с Банком России.

    ВЭК России в качестве центрального федерального органа исполнительной власти по валютному контролю осуществляет: межведомственную координацию и методологическое обеспечение валютного контроля, включая комплексное планирование деятельности контролирующих, правоохранительных и иных федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля; выявление и анализ валютных операций резидентов, имеющих подозрительные признаки, в целях предотвращения утечки капитала за рубеж;

    целевые и комплексные проверки соблюдения валютного законодательства по поручениям Правительства РФ (в территориальном и отраслевом разрезах);

    обеспечение функционирования единой системы экспертной оценки количества и качества валютоемких экспортируемых товаров;

    создание единой системы учета валютных операций по реализации морепродуктов, добываемых за пределами таможенной территории РФ.

    ФСБ, МВД, СВР, Минобороны информируют ВЭК о ставших им известных фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных операций, а также принимают необходимые меры в пределах своей компетенции.

    Читайте так же:  Этапы оформления результатов выездной налоговой проверки

    Объекты валютных правоотношений

    ценные бумаги в валюте РФ;

    находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты;

    средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;

    средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

    Ценные бумаги в валюте РФ — это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях.

    Иностранная валюта — это:

    денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену де-нежные знаки;

    средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

    Валютные ценности — это (схема№ 100):

    ценные бумаги в иностранной валюте;

    драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

    природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и жемчуга и лома таких изделий.

    Схема № 92. Структура валютных правоотношений

    Схема № 93. Понятие валютных операций

    Схема № 94. Виды валютных операций

    Схема№ 95. Виды валютных операций, связанных с движением капитала

    Схема№98. Органы, осуществляющие валютный контроль

    Схема № 99. Объекты валютных правоотношений

    Схема № 100. Понятие и виды валютных ценностей

    http://knigi.news/finansovoe/konspekt-lektsii-valyutnoe-regulirovanie-29967.html

    Лекция 3. Валютный контроль и валютные ограничения

    Основные направления валютного контроля включают:

    ? проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

    ? проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

    ? проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

    ? проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

    Кроме того, в области валютного контроля у банков есть еще одно направление деятельности, которое они предпочитают не афишировать: в рамках проводимой государством кампании по борьбе с «отмыванием» незаконных доходов любой коммерческий банк (КБ) должен своевременно сообщать в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) о следующих «подозрительных» внешнеторговых операциях, проводимых клиентами:

    *о возврате клиентом–резидентом ранее уплаченного аванса нерезиденту (в том числе в объеме меньше суммы, эквивалентной 600 000 руб.) по договору поставки товаров, если операция резидента с нерезидентом носит разовый характер (не повторяется в течение, по меньшей мере, 6 месяцев) и (или) не связана с основной деятельностью клиента;

    *об уплате резидентом нерезиденту штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, если размер неустойки превышает 10% от суммы договора;

    *о сделке, в которой получателем денежных средств, товаров или услуг становится нерезидент, не являющийся стороной по внешнеэкономическому контракту;

    *о контракте, предусматривающем экспорт резидентом товаров (услуг) либо платежи по импорту товаров (услуг) в пользу нерезидентов, зарегистрированных на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;

    *о сделке, когда товарные позиции в товарораспорядительных документах, грузовых таможенных декларациях (ГТД) и внешнеэкономических контрактах оформлены на разные наименования или если товарораспорядительные документы, поступившие в банк, не содержат четкого описания товаров.

    Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

    1.Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

    2.Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

    3.Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации.

    4.Единство системы валютного регулирования и валютного контроля.

    5.Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

    Основные направления валютного регулирования и валютного контроля:

    1. Таможенно-банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:

    Первой задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году, было обеспечение возврата валютной выручки по экспортным операциям.

    В совместном письме ЦБ РФ № 73 и ГТК РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения инструкции» уточнена сфера применения инструкции. Действие последней распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта.

    Механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления валютной выручки. В инструкции определен перечень учетной документации, с помощью которой обеспечивается контроль как за прохождением товаров через таможенную границу, так и за поступлением валютной выручки на счета экспортера.

    В перечень обязательных документов входит:

    ? — паспорт сделки (ПС) – базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером в уполномоченном банке, по стандартизованной форме. Паспорт сделки (ПС) – всеохватывающий документ, включающий все реквизиты уполномоченного банка, предприятия-экспортера, иностранного покупателя и все условия экспортного контракта

    ? (сумма, валюта платежа, форма расчетов и сроки поступления выручки). Заверенный банком ПС предъявляется экспортером на таможне при оформлении товара. Вся информация в ПС и таможенной декларации тщательно сверяется и заносится в учетную карточку.

    ? учетная карточка (УК) – возвратный документ, составляемый таможенными органами на основании ГТД и направляемый ими для контроля в уполномоченные банки;

    ? реестр – документ, объединяющий УК и включающий информацию об отгрузках товаров на экспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления выручки;

    Читайте так же:  Не плачу налог на недвижимость

    ? досье – специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

    2. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.

    Необходимость введения таможенно — банковского контроля за импортными операциями была вызвана широким применением отечественными импортерами при расчетах – предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров.

    Методическое и техническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.

    ? Правовой основой для создания эффективной системы валютного контроля по импортным операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России № 01-20/10538 от 26.07.95 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», далее инструкция. Действие инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт».

    Инструкция жестко предписывает в обязанности отечественным предприятиям и организациям-импортерам в обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченными за него средствами в иностранной валюте, а в случаях не поставки товара должны добиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.

    Указом Президента Российской Федерации от 21.11.93 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» предписано: в случаях, когда импортеры-резиденты не обеспечили или не полностью обеспечили ввоз уже оплаченного товара или не добились возврата средств в иностранной валюте в установленные контрактом сроки, то они должны нести ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее произведенной в оплату товаров.

    В Постановлении Правительства России от 26 февраля 1996 года №206 «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» указано импортерам-резидентам, что в случаях, когда они по объективным причинам не могут обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте, переведенных из России за границу в целях приобретения товаров, что подтверждается соответствующими документами, представляемыми указанными импортерами-резидентами, рассмотрение этих документов осуществляет МВЭС РФ.

    При импорте товаров также оформляется паспорт импортной сделки (процедура аналогична).

    3. Осуществление валютного контроля при бартерных операциях

    Следующим шагом в деле создания эффективной системы валютного регулирования и контроля ВЭД в России стало принятие в 1996 г. ряда законодательных и нормативных документов, устанавливающих действенный контроль за бартерными сделками. Необходимость принятия мер по упорядочению бартерный операций диктовалась стремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны, приносящий большие косвенные валютные потери, особенно из-за неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров.

    Правовой основой создания эффективной системы валютного контроля за бартерными операциями явились Указ Президента России от 18.07.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и постановление Правительства России от 31.10.96 № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок»

    Во исполнение Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ по регулированию внешнеторговых бартерных сделок 03.12.96 Минфином РФ (№01-14/197)МВЭС РФ (№10-83/3225) и ГТК РФ (№01-23/2197) введен в действие «Порядок оформления, учета паспортов бартерных сделок».

    Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

    Российские лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами.

    Экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности производится только после оформления паспорта бартерной сделки (ПСб), который является основным документом контроля и учета бартерных операций.

    4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте

    Таможенные органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

    При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами – резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. В противном случае необходима подача письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.

    Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается.

    Кроме того, согласно закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 29.06.04 г. юридические лица и физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между юридическими лицами резидентами. При этом они представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Физические лица — резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года.

    Таким образом, последняя редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» значительно уменьшила валютный контроль со стороны государства.

    Нерезидентам позволено проводить любые валютные операции на территории РФ, значительно увеличились возможности резидентов в области осуществления валютных операций на территории РФ и за рубежом.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://economy-ru.com/valyutnyie-operatsii-uchebnik/lektsiya-valyutnyiy-kontrol-valyutnyie-21218.html

    Лекции по валютному регулированию и валютному контролю
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here