Контроль валютных сделок в банке

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Контроль валютных сделок в банке" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Паспорт сделки отменен, валютный контроль остался

Учет контрактов вместо оформления ПС

С отменой действующей «валютной» Инструкции № 138-И исчезнет и требование об оформлении паспорта сделки (ПС) при заключении контракта с нерезиденто м разд. II Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция № 138-И) . Но вместо этого будет введена новая процедура — постановка контракта на учет разд. II Инструкции № 181-И . И по сути, каких-либо революционных изменений не произойдет.

Можно сказать, что из документооборота в рамках валютного контроля исчезнет лишь сам документ, называющийся паспортом сделки. Кстати, статью Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», посвященную паспорту сделки, пока никто не отменя л ст. 20 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ .

Так, в результате постановки контракта на учет банк будет присваивать ему уникальный номер и сообщать его резидент у пп. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И . А сейчас банк присваивает номер оформленному паспорту сделки. Структура этих номеров одна и та же приложения 4, 5 к Инструкции № 181-И ; приложение 4 к Инструкции № 138-И . И после вступления в силу Инструкции № 181-И незакрытые паспорта сделок будут признаны закрытыми, а их номера станут уникальными номерами контрактов, принятых на учет п. 18.1 Инструкции № 181-И .

Чтобы банк поставил контракт на учет, резидент должен будет, так же как и сейчас для оформления паспорта сделки, представлять в банк контракт и иную необходимую информацию в прежнем объеме. Правда, для экспортеров предусмотрели возможность постановки контракта на учет без его предъявления, просто на основании представленных сведений о контракте. Поднести в банк ВЭД-контракт можно будет поздне е п. 5.3 Инструкции № 181-И .

Еще одно положительное новшество — поставить контракт на учет получится быстрее, чем оформить паспорт сделки. На новую процедуру банку отводится лишь 1 рабочий день после представления контракта и сведений. И еще 1 день положен на то, чтобы сообщить резиденту присвоенный уникальный номер контракт а пп. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И . В то время как на оформление ПС банку выделяется 3 рабочих дня после представления документов и информации и еще 2 дня, чтобы направить оформленный паспорт сделки резидент у пп. 6.7, 6.8 Инструкции № 138-И .

Но главное новшество касается пороговой суммы контракта, при достижении которой его нужно будет ставить на учет. В новой Инструкции она установлена в рублях. Причем размер пороговой суммы для экспортных и импортных контрактов разный. Рублевый эквивалент валютной стоимости ВЭД-контракта нужно будет рассчитывать по официальному курсу на дату его заключения. А если сумма обязательств по контракту менялась — на дату оформления последних таких изменений или дополнений к контракт у п. 4.2 Инструкции № 181-И .

Постановка контракта на учет (новый порядок) Оформление паспорта сделки (действующий порядок)
Требуется, если сумма контракта с нерезидентом в эквиваленте по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключени я п. 4.2 Инструкции № 181-И :
• для импортных контрактов (кредитных договоров) — равна или превышает 3 млн руб.;
• для экспортных контрактов — равна или превышает 6 млн руб.
Требуется, если сумма контракта с нерезидентом в эквиваленте по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения, равна или превышает 50 тыс. долл. США п. 5.2 Инструкции № 138-И

Для импортеров поправки неоднозначны — все будет зависеть от колебаний курса рубля. На текущий момент они остались при своем. Но если курс станет выше 60 руб/долл. США, то импортерам придется ставить на учет контракты, которые по действующим нормам не требуют оформления паспорта сделки. А вот экспортерам, стоимость контрактов которых в рублевом эквиваленте (по курсу, не выше упомянутого) находится в рамках от 3 до 6 млн руб., Инструкция № 181-И точно облегчит жизнь.

«Справочные» изменения

Инструкцией № 181-И не предусмотрено оформление справки о валютных операциях. Как вы помните, справки о валютных операциях требуется составлять резидентам при расчетах по ВЭД-контрактам.

Новая Инструкция № 181-И, отменяя справку о валютных операциях, тем не менее сохраняет для некоторых случаев необходимость представления в банк информации, которая сейчас указывается в этой справке.

Обязанность участников ВЭД подавать в банк справку о подтверждающих документах, в частности, при исполнении или прекращении обязательств по контракту сохранится и после вступления в силу новой валютной Инструкции № 181-И гл. 8 Инструкции № 181-И .

Например, обязанность сообщать банку код вида операции сохранится в ситуациях, когда списание (поступление) валюты по контракту не требует подачи в банк документов, связанных с проведением такой операци и п. 2.7 Инструкции № 181-И . Порядок представления информации о коде вида валютной операции уполномоченные банки будут разрабатывать самостоятельно.

А в случае перечисления предоплаты нерезиденту по контракту, поставленному на учет, как и сейчас, нужно будет обязательно сообщить банку информацию об ожидаемых срока х п. 1.1 приложения 3 к Инструкции № 181-И :

• исполнения нерезидентом своих обязательств по контракту. Например, о сроке ввоза товаров в Россию, если предоплата перечислена по контракту об импорте товаров;

• возврата аванса нерезидентом, в случае если он не исполнит свои обязательства.

Без такой информации банк просто не переведет деньги нерезидент у п. 2.24 Инструкции № 181-И .

Документы по валютным операциям банки будут требовать реже

Напомним, в июле 2017 г. Центробанк позволил участникам ВЭД, если сумма контракта не превышает в эквиваленте 1000 долл. США, не представлять в банк документы, связанные с проведением следующих валютных операций:

• поступление иностранной валюты на транзитный счет п. 2.1 Инструкции № 138-И ;

• списание денег с валютного расчетного счет а п. 2.1 Инструкции № 138-И ;

• списание денег с рублевого расчетного счета в пользу нерезидент а п. 3.1 Инструкции № 138-И .

В новой Инструкции № 181-И пороговое значение стоимости ВЭД-контракта, при котором можно не приносить в банк документы, связанные с расчетами по контракту, повышено до 200 000 руб. (в эквиваленте) пп. 2.1, 2.5, 2.7, 2.10, 2.15 Инструкции № 181-И . Рублевый эквивалент стоимости контракта, установленной в иностранной валюте, нужно будет определять по курсу на дату его заключения или на дату внесения дополнений (изменений) к контракту, меняющих его стоимость.

Новая валютная Инструкция призвана облегчить взаимодействие участников ВЭД с уполномоченными банками при совершении валютных операций. Центробанк полагает, что благодаря сокращению числа документов валютного контроля, оформляемых резидентами, станет меньше оснований для привлечения их к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.

Срок предоставления документов для валютного контроля в 2019 году

Регулирование внешнеэкономических сделок — обязанность банковских организаций, которые являются агентами валютного контроля. Разбираем, как участникам ВЭД отчитываться в банке, какую документацию и в какие сроки предоставлять.

Читайте так же:  Имущественный вычет с нескольких объектов

Сроки подачи подтверждающих документов

Период для предоставления документов по СПД, согласно Инструкции Банка России 181-И — 15 рабочих дней. Дата отсчета срока для каждой операции представлена в таблице.

Декларирование продукции по процедуре условного выпуска

После окончания месяца, который значится в дате выпуска товаров.

Импортные, экспортные сделки, декларируемые в таможне

После месяца, в котором зарегистрирована декларация. Предоставлять ДТ не требуется. Таможенный орган передает информацию в банк.

Внешнеторговые операции без декларирования

После месяца, в котором оформлялись подтверждающие документы.

Договор на оказание услуг

После месяца, в котором исполнены обязательства и подписан акт приема-сдачи.

Сделки по контракту, которому присвоен уникальный номер

После месяца, в котором зарегистрирована таможенная декларация, предоставляется СПД.

Изменения значимых условий контракта, сумм и дат

После месяца, в котором внесены корректировки в договор.

Списание или зачисление денег на счет

В течение 15 рабочих дней после движения средств по счету клиент обязан подтвердить законность операции.

В течение 15 дней после изменения документов.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Процедура учета контрактов

Когда сумма внешнеэкономического соглашения превысила установленные лимиты, контрактодержатель обязан учитывать договор в обслуживающей банковской организации. Для получения уникального номера требуется предоставить полные сведения о внешнеэкономической операции по форме банка или текст соглашения.

Банк присваивает номер контракта не позднее следующего рабочего дня. Ранее оформление ПС занимало до 3 рабочих дней. Банк не вправе отказать в присвоении УНК при достаточности сведений и представленных документов.

Импортно-экспортная организация может продлить действие УНК, продолжив работу по зарегистрированному контракту. Для этого нужно предоставить в банковскую организацию документы о пролонгации сроков договора — дополнительные соглашения с контрагентом. Сроки — до 15 дней. В целях валютного регулирования участник ВЭД обязан сообщать о любых изменениях с предоставлением подтверждающей документации в течение 15 рабочих дней.

Новым участникам ВЭД сложно самостоятельно разбираться в валютном законодательстве, отслеживать изменения и сроки. Банки в 2019 году предоставляют расширенную услугу валютного контроля с консультациями и обучением. Закрепленный персональный менеджер помогает оформлять отчеты, напоминает о сроках предоставления документов, консультирует по возникающим вопросам.

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль — неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Нерезиденты для целей валютного контроля — это, в частност

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/ вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

В случаях, когда в расчетах по контракту с нерезидентом участвует третье лицо — резидент (либо если третье лицо исполняет обязательства по контракту иным способом), отчитываться по валютным операциям нужно в особом порядк

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможне Справку о валютных операциях банк должен проверит

  • при списании денег с расчетного счета — не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.
Читайте так же:  Сроки рассмотрения имущественного налогового вычета

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срок

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, — не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возврат

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечани

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок,

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включаетс

Но судебная практика показывает, что вам все-таки может грозить штраф, если новую, правильную справку о валютных операциях (о подтверждающих документах) взамен своевременно представленной, но ошибочной вы подадите в банк уже по истечении срока, отведенного на представление справк

Возвращая вам справку, банк устанавливает срок для исправления недочетов и подачи новой справки. Но, по мнению некоторых судов, указания банка никак не влияют на предельный срок, установленный для представления справо

В отношении представленных справок о валютных операциях, о подтверждающих документах нельзя руководствоваться принципом «подал — и забыл».

Ведь если сведения, приведенные в этих справках, изменятся (за исключением изменения данных о резиденте или уполномоченном банке), вам нужно будет подать корректирующую справку. Сделать это необходимо не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения. Эти документы нужно будет подать в банк вместе со справко

Вы можете договориться с банком, что на основании представленных вами документов банк сам будет оформлят

  • паспорт сделки;
  • справки о валютных операциях;
  • справки о подтверждающих документах.

Услуги эти, конечно, платные. Узнайте расценки в своем банке. Возможно, вы предпочтете заплатить сумму в пределах 5000 руб. за оформление паспорта сделки (в пределах 1500 руб. — за оформление справок), чем делать это самостоятельно.

Но имейте в виду, что разбираться с правилами оформления паспортов сделок и справок вам все равно будет нужно. Ведь составление банком этих документов не снимает с вас ответственности за их правильное содержание и соблюдение сроков оформления!

Если вы не подадите в банк нужные документы вовремя, то банк никак не сможет своевременно оформить паспорт сделки или справки.

После же заполнения банком паспорта сделки (или справки) вам нужно будет проверить этот документ. И если обнаружите ошибки и неточности, надо в течение 15 рабочих дней после даты получения паспорта сделки (справки) подать в банк заявление на его переоформление (или корректирующую справк

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

Видео (кликните для воспроизведения).

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

Читайте так же:  Проверка недоимки по налогам

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Читайте так же:  Получение имущественного вычета через работодателя

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Что такое валютный контроль простыми словами — органы регулирования, нормы закона и агенты валютного контроля

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Предоставление подтверждающих документов при валютном контроле

Участники ВЭД обязаны оформлять единую отчетность — СПД для предоставления в обслуживающий банк.

Форма справки представлена здесь . По правилам заполнения СПД при изменениях в графе 12 «Признак корректировки» вписывается дата первоначальной справки.

Компания предоставляет сопроводительную документацию к справке:

  • распоряжение на перевод валюты;
  • письмо о не превышении лимита 200 000 руб.;
  • сведения о КВО;
  • документы по внешнеторговой операции, подтверждающие факт исполнения и сумму обязательства (инвойсы, спецификации, таможенные декларации).

Единого списка подтверждающих документов нет. Банки вправе запрашивать дополнительную документацию в каждом конкретном случае, чтобы убедиться в корректности данных и законности получения или перевода валюты.

Если участник ВЭД обслуживается в крупном банке (Сбербанк, Тинькофф, «Открытие»), валютный контроль не вызывает трудностей. Персональные менеджеры помогают в оформлении отчетностей, отслеживают сроки и информируют клиентов.

Валютный контроль: когда паспорт сделки не нужен

Участники ВЭД при валютном регулировании руководствуются Инструкцией Банка России №181-И. В статье разберем изменения в учете внешнеторговых сделок, предоставлении отчетной документации, сроках регистрации договоров.

Валютный контроль: что такое УНК

До марта 2018 года действовала инструкция 138-И, согласно которой участники ВЭД получали паспорт сделки (ПС). Лимит для контрактов — превышение суммы 50 000 долларов. Больше года российские экспортные и импортные компании не оформляют ПС, который был главным документом валютного контроля. Сейчас внешнеторговые соглашения ставятся на учет в банке при определенных суммах поставки.

Теперь в целях регулирования обслуживающие банковские организации присваивают УНК, который состоит из такого же набора цифр, что и отмененный ПС. Расшифровка УНК — уникальный номер контракта.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Лимиты в валютном контроле

Инструкция №181-И предусматривает увеличенные суммы для регулирования международных сделок. Также применяется отдельная градация по различным видам соглашений (ранее была единая величина в 50 тыс. долл.). Участник ВЭД обязан зарегистрировать договор в банке, где открыт счет для международных расчетов с контрагентом, при сумме операции:

  • 3 миллиона рублей — для импортных соглашений;
  • 6 миллионов рублей — для экспортных сделок.

Если сумма внешнеторгового соглашения не превышает 200 000 рублей, компания не предоставляет договор в банк. Отметим, что законодательно не запрещено заключать на каждую поставку отдельный договор на сумму до 200 тыс. руб. В таких случаях участнику внешнеэкономической сделки придется проходить полную процедуру валютного регулирования в банке.

При операциях в диапазоне 200 тыс. рублей — 3 и 6 млн руб. внешнеторговые компании предоставляют в банковскую организацию договор без оформления УНК.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

Читайте так же:  Формула возмещения ндс при усн

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, — определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рубле Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на
Списание со счета иностранной валюты (рубле Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документо
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаро Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаро Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документо
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельност Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документо

По сравнению с январем — апрелем 2014 г. внешнеторговый оборот РФ упал более чем на 30%

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагент Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньг Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеро Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием — накладную на отгрузку товара. Главное — чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочето Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки — подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформлени

СОВЕТ

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале — сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.
Видео (кликните для воспроизведения).

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Источники

Контроль валютных сделок в банке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here