Конституция финансовый контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Конституция финансовый контроль" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

http://base.garant.ru/12112604/0a6fda841ffb8946e017bd31280e68c1/

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Органы, осуществляющие финансовый контроль. Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Феде­рации и Государственная Дума РФ образуют

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Феде­рации и Государственная Дума РФ образуют Счетную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты опреде­ляется Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». К ведению Госу­дарственной Думы РФ относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации РФ назна­чает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и вторую половину состава ее аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Деятельность Счетной палаты РФ направлена на проведе­ние контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже про изведенных государственных рас­ходов. К ее задачам относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; опреде­ление эффективности и целесообразности расходов госу­дарственных средств и использования федеральной соб­ственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; .

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покры­ваемые за счет средств федерального бюджета, или влия­ющих на формирование федерального бюджета и бюдже­тов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных пока­зателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, на­правленных на их устранение, а также на совершенство­вание бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных вне­бюджетных фондов в ЦБ РФуполномоченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

— регулярное представление Совету Федерации и Государ­ственной Думе информации о ходе исполнения федераль­ного бюджета и результатах проводимых контрольных ме­роприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, феде­ральных внебюджетных фондов, федеральная собственность, особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФи за использованием кредитных ресурсов.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ,что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности яв­ляются: законодательство субъектов РФ; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты предста­вительных органов, органов местного самоуправления — уставы муниципальных образований; положения и др.

На уровне субъектов РФ их представительные органы образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. орга­ны) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, со­здаваемых органами власти соответствующих субъектов. На­званные выше палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган ­Контрольное управление Президента РФ, образованное из Контрольного управления Администрации Президента РФ.

Читайте так же:  Иис налоговый вычет для пенсионеров

К основным функциям Контрольного управления Президен­та РФ отнесены (Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729):

§ контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов РФ; а также организациями феде­ральных законов, указов, распоряжений и иных реше­ний Президента РФ;

§ контроль и проверка исполнения поручений Президен­та РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;

§ контроль за реализацией ежегодных посланий Прези­дента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных по­сланий Президента РФ и иных программных докумен­тов Президента РФ;

§ информирование Президента РФ и руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и под­готовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа­нии Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФК3 «О Правительстве Рос­сийской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, про ведение единой финансовой, кредит­ной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.

Одновременно Правительство РФосуществляет руко­водство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и др., включая органы федеральной службы финансовой сферы, ко­торые подотчетны ему.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярно­сти и систематичности имеет финансовый контроль, осуще­ствляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относят­ся Минфин России с входящими в его систему структурными подразделениями и органами, а также Министерство эконо­мического развития и торговли РФ.

Федеральное казначейство

, находящееся в подчинении Мин­фина России, наряду с другими функциями осуществляет и контроль, направленный на исполнение федерального бюдже­та. Органы федерального казначейства наделены широкими правами, обеспечивающими выполнение их контрольных фун­кций:

§ запрашивать и получать в установленном порядке све­дения, необходимые для принятия решений по вопро­сам установленной сферы деятельности;

§ давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

§ организовывать про ведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в ус­тановленной сфере деятельности;

§ привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятель­ности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

§ осуществлять контроль за деятельностью территориаль­ных органов Федерального казначейства;

§ создавать, реорганизовывать и ликвидировать террито­риальные органы Федерального казначейства по согла­сованию с Минфином России;

§ при менять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профи­лактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установлен­ной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

§ создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере де­ятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9065 — | 7688 — или читать все.

http://studopedia.ru/1_100192_organi-osushchestvlyayushchie-finansoviy-kontrol.html

Правовые основы муниципального финансового контроля

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 2595 раз

Библиографическое описание:

Киреева В. В. Правовые основы муниципального финансового контроля // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1305-1308. — URL https://moluch.ru/archive/115/30656/ (дата обращения: 18.02.2020).

В статье анализируется муниципальный финансовый контроль как составная часть публичной финансовой деятельности, как разновидность негосударственного финансового контроля. Автором формулируются конкретные предложения, направленные на повышение эффективности муниципального финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, государственный финансовый контроль.

Муниципальный финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности муниципальных образований представляет собой деятельность уполномоченных субъектов, направленную на обеспечение целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, выявление резервов увеличения доходной части местных бюджетов, укрепление финансовой дисциплины субъектов бюджетных правоотношений.

Правовые основы муниципального финансового контроля составляют Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования абсолютно всех финансовых отношений [1], Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», иные нормативные правовые акты.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации муниципальный финансовый контроль нацелен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения. В зависимости от субъектного состава он подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний муниципальный финансовый контроль является компетенцией финансовых органов муниципальных образований, внешний — контрольно-надзорных органов муниципальных образований.

Значимость муниципального финансового контроля обусловлена тем, что именно на местном уровне решается многие проблемы повседневной жизни граждан.

Муниципальный финансовый контроль не может быть подменен другими видами финансового контроля, поскольку является составной частью единой системы финансового контроля, важнейшим способом обеспечения сохранности и эффективного использования финансовых ресурсов муниципальных образований.

Муниципальный финансовый контроль призван согласовать прямо противоположные интересы субъектов финансового права, предупредить появление кризисных явлений [2].

Контрольно-счетными органами муниципальных образований являются постоянно действующими органами внешнего муниципального финансового контроля. Они образуются по решению представительных органов муниципального образования.

Суды при рассмотрении споров с участием контрольно-счетных органов муниципальных образований исходят из следующего:

‒ контрольно-счетная палата муниципального образования уполномочена на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о государственной службе, законодательства о контрактной системе, поставках товаров) не относится к ее полномочиям [3];

‒ акт проверки и заключение финансового органа муниципального образования не имеют властного характера, они не могут быть охарактеризованы как ненормативные акты, нарушающие права заявителя, поэтому не могут быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде [4];

Читайте так же:  Справка о доходах на возврат налога

‒ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены контрольно-счетным органом муниципального образования о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения [5].

Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлены квалификационные требования к лицам, претендующим на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования. На наш взгляд, они носят размытый характер.

В связи с чем предлагаем пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» изложить в следующей редакции: «На должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее трех лет».

Дальнейшее развитие муниципального финансового контроля затрудняется наличием ряда нерешенных проблем. В частности, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетные средства должны использоваться эффективно и экономно в соответствии с их целевым назначением. Однако, на сегодняшний день контроля эффективности деятельности органов местного самоуправления фактически нет в связи с отсутствием соответствующих методик. Аудит эффективности в отличие от распространенного сегодня финансового аудита направлен на оценку эффективного использования бюджетных средств, предоставляемых для оказания соответствующих муниципальных услуг и выполнения муниципальных программ [6].

Признанным лидером аудита эффективности в Российской Федерации является Счетная палата Российской Федерации. На наш взгляд, стоит подумать о расширении деятельности и штатной численности Счетной палаты Российской Федерации, создании на ее основе методического центра, который мог за счет средств федерального бюджета оказывать помощь муниципальным образованиям в части подготовки и переподготовки специалистов, специализирующихся на проведении аудита эффективности использования бюджетных средств муниципальных образований.

Дальнейшее развитие муниципального финансового контроля во многом зависит и от надлежащего его правового обеспечения. В связи с чем необходимо проанализировать правовые положения, устранить встречающиеся противоречия. Например, Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не предусматривает обязательного создания контрольно-счетных органов муниципальных образований, что не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части проведения обязательной внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований. Конечно, муниципальные образования могут обратиться за помощью к контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации в порядке ст. 264.4 БК РФ, но это полномочие можно рассматривать только как временную меру, не позволяющую обеспечить надлежащий контроль за сохранностью и эффективностью использования финансовых ресурсов муниципальных образований.

В связи с этим предлагаем пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» изложить в следующей редакции: «В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования образует контрольно-счетный орган муниципального образования».

Видео (кликните для воспроизведения).

Муниципальный финансовый контроль является частью системы негосударственного финансового контроля. Помимо муниципального финансового контроля в нее входят так же такие разновидности финансового контроля, как: внутрихозяйственный, аудиторский, общественный.

Внутрихозяйственный финансовый контроль представляет собой деятельность, осуществляемая под руководством субъекта хозяйствования, направленная на подтверждение законности и экономической целесообразности проводимых финансовых операций, правильности бухгалтерской (финансовой) отчетности. По своей сути внутрихозяйственный финансовый контроль является самоконтролем, проводимым за счет собственных средств.

При рассмотрении споров суды анализируют должностные обязанности лиц, отвечающих за организацию и проведение внутрихозяйственного финансового контроля; а также роль и значение бухгалтерского учета в целях формирования полной и достоверной информации (бухгалтерской отчетности) о деятельности организации и ее имущественном положении [7].

Аудиторский финансовый контроль — это действия по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемые аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами на основе принципов независимости, конфиденциальности, профессионализма, честности. Это, наверное, единственный вид финансового контроля, регламентация которого строится с учетом моральных принципов и норм. Выражается это, например, в наличие такого специфического источника правового регулирования аудиторской деятельности, как Кодекс профессиональной этики аудиторов, своде правил, обязательных для всех аудиторов и аудиторских организаций.

Общественный финансовый контроль можно определить как деятельность субъектов гражданского общества, выражающуюся в даче общественной оценки законности и эффективности использования публичных финансовых ресурсов.

Муниципальный финансовый контроль отличается от других видов негосударственного финансового контроля. Он носит публичный характер, обусловленный публично-правовой природой муниципальных образований и создаваемых ими органов власти.

http://moluch.ru/archive/115/30656/

Правовое регулирование государственного финансового контроля

Дата публикации: 04.12.2014 2014-12-04

Статья просмотрена: 3881 раз

Библиографическое описание:

Черников Ю. С., Геймур О. Г. Правовое регулирование государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 502-504. — URL https://moluch.ru/archive/79/14173/ (дата обращения: 18.02.2020).

Но для того чтобы финансовый контроль действительно являлся эффективным инструментом, позволяющим минимизировать спектр разнообразных рисков, потерь, ошибок и недобросовестных действий как на микро-, так и на макроуровнях, необходимо решить целый ряд проблем посредством реализации комплекса мероприятий, среди которых можно выделить: совершенствование терминологии, обоснование предмета, объектов финансового контроля, уточнение функций и разграничение полномочий контрольных органов, определение ответственности всех участников системы финансового контроля, целевых критериев для всех видов финансового контроля и т. д. [1].

В правовых основах государственного финансового контроля в последнее время наблюдаются положительные сдвиги по корректировке действующего законодательства. Так, в феврале 2011 был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [2], в апреле 2013 года новый Федеральный закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [3], а в июле Федеральный закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] в части регулирования государственного финансового контроля, призванные концептуально изменить систему финансового контроля в России. В субъектах Российской Федерации приняты многочисленные акты, регулирующие отношения в области финансового контроля, в том числе и муниципального. В первую очередь следует выделить основные акты субъектов РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся общие нормы об органах, осуществляющих финансовый контроль. Имеются законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые практически во всех субъектах РФ, в которых выделены статьи или главы о финансовом контроле [5].

Читайте так же:  Налогообложение налоговые споры

Для успешного решения задач государственного финансового контроля, необходима его научная организация, а поскольку данный контроль принимает различные виды и формы, он нуждается в систематизации и классификации. На практике классификация государственного финансового контроля необходима при разработке нормативно-правовых актов для определения состава и структуры контролирующих органов; функций, задач, полномочий органов финансового контроля; объектов контроля и их распределения между субъектами контроля; методик проведения контрольных действий; показателей эффективности финансового контроля.

1. Арабян К. К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор. — 2014. — № 2. — С. 49–54.

2. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 903.

3. Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

4. Собрание законодательства РФ. 2013. № 31. Ст. 4191.

5. Геймур О. Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. — 2014. -№ 3. — С. 133–140.

http://moluch.ru/archive/79/14173/

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 7986 раз

Библиографическое описание:

Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 223-225. — URL https://moluch.ru/archive/51/6552/ (дата обращения: 18.02.2020).

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность будет рассмотрена далее.

В ведение Государственной Думы и Совета Федерации передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

    анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

    рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

    Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

    Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

    Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

    В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

    В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

    Читайте так же:  Как сделать возврат подоходного налога за лечение

    Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

    Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

    Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

    Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

    Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50 % расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

    Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

    В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают в Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы.

    Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

    Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

    Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

    Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля — это Контрольно-ревизионное управление с его территориальными органами на местах.

    Таким образом, настоящее время основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в РФ сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса — бюджетирования, ориентированное на результат (БОР).

    О. Ю. Свиридов. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М. — Ростов на Дону. 2011г.

    Данилевский Ю. А., Мезенцева Т. М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства. М. 2012г.

    http://moluch.ru/archive/51/6552/

    Государственный финансовый контроль

    Наряду с основополагающими принципами демократии, правового государства, гражданского общества Конституция закрепляет принцип гласного и публичного контроля, поскольку носителем верховной власти

    Государственный финансовый контроль

    Другие материалы по предмету

    1. Правовые основы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации

    Правовая составляющая государственного финансового контроля является важнейшим условием его осуществления, исходя из принципа законности его организации. Правовое регулирование государственного финансового контроля является неотъемлемой частью финансового права любого государства. В любой сфере финансовой деятельности правовому регулированию контроля должно отводиться особое место.

    Источниками правового регулирования государственного финансового контроля может быть множество. Как и в любой другой сфере государственной деятельности, источниками правового регулирования могут быть кодексы, законы, принятые представительными органами власти в виде решений, приказов, писем и так далее, решения судов. Важнейшим условием действенной реализации норм, содержащихся в этих источниках, является их взаимосвязь, преемственность, простота понимания и возможность реализации.

    Структура законодательной базы государственного финансового контроля в Российской Федерации представлена на рисунке 1.

    Правообеспечение финансовой и, в частности, бюджетной деятельности государства охватывает широкий круг вопросов. Особенно важным аспектом этого процесса, обеспечивающего законность и обратную связь в финансовой деятельности государственных органов, является государственный финансовый контроль, выполняющий превентивную функцию, не только дающий гарантию принятия правильных решений в сфере управления финансами, но и служащий одним из условий и основой корректировки тактики и стратегии финансовой деятельности государственных органов. В целом, в системе управления контрольные функции государства всегда были в числе наиболее важных, во многом определяющих задачи реализации государственной внутренней и внешней политики. Поэтому эффективный и действенный государственный контроль является необходимым условием сильной власти, сильнейшим фактором результативности государственного механизма.

    Не случайно проблема правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля в настоящее время стоит весьма остро. Контрольная деятельность в Российской Федерации еще недостаточно организованна и эффективна. Законодательная база государственного финансового контроля находится в стадии формирования. В настоящий момент она представляет собой во многом противоречивый набор разноуровневых правоустановлений, не складывающихся в единую, более или менее организованную систему [54, c. 108]. Официальная концепция осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации до сих пор не сформулирована. Формы и методы осуществления государственного финансового контроля пока не получили четкого легального определения.

    Читайте так же:  Подоходный налог в чехии

    Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством Российской Федерации, Конституцией страны. Важность конституционного закрепления основ государственного финансового контроля заключается в том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, составляет базис правовой системы российского государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, развивают и детализируют конституционные принципы и положения и не должны противоречить Конституции Российской Федерации. При этом важнейшей функцией Конституции является безусловное нормативное закрепление единства правового поля при наличии федеративного государственного устройства. Ее положения имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Эти конституционные принципы чрезвычайно важны для обеспечения эффективной финансовой деятельности государственных органов и адекватного государственного финансового контроля за использованием общественных финансовых и материальных ресурсов.

    Принципиальные основы деятельности органов государственного финансового контроля базируются на важнейших положениях Конституции Российской Федерации. Главные задачи, поставленные Конституцией Российской Федерации, а именно обеспечение и защита прав и свобод человека, демократия и гражданское общество, реализация принципов правового государства, являются основой деятельности всех органов государственного финансового контроля.

    В Конституции Российской Федерации заложены принципиальные основы правового обеспечения государственного финансового контроля, включая ряд процессуальных и материальных норм, которые подверглись дальнейшей конкретизации и детализации законодательных и нормативных актах различного уровня.

    Наряду с основополагающими принципами демократии, правового государства, гражданского общества Конституция закрепляет принцип гласного и публичного контроля, поскольку носителем верховной власти провозглашается народ, который осуществляет свою власть либо непосредственно, либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это предполагает, что граждане, налогоплательщики вправе реализовать свои властные полномочия, в том числе и в области публичного контроля над финансовой деятельностью государства, через контрольные органы, образованные представителями населения в Федеральном Собрании и законодательных собраниях субъектов Российской Федерации, то есть посредством контрольно-счетных органов, представляющих интересы населения и работающих в условиях гласности. Это означает также, что финансовые органы исполнительной власти, образуемые ими контрольные и контрольно-ревизионные органы должны в максимальной степени строить свою работу на принципах публичности и гласности. Ограничения в этой области должны диктоваться исключительно соображениями соблюдения государственной или иной, охраняемой законом тайны [58, с. 46].

    В государственном строительстве конституционные принципы организации финансового контроля и функционирования органов государственного финансового контроля получают дальнейшее развитие, конкретизируются и детализируются в соответствующих федеральных законодательных актах.

    Очень важным является то, что в Бюджетном Кодексе Российской Федерации уделяется серьезное внимание вопросам государственного и муниципального финансового контроля. Бюджетный Кодекс Российской Федерации устанавливает, что контроль над исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов является частью бюджетного процесса. В Бюджетный Кодекс Российской Федерации предпринята попытка выстроить более или менее организованную систему финансового контроля.

    Вопросы контрольных органов нашли отражение в главе 18 Бюджетного Кодекса Российской Федерации «Полномочия участников бюджетного процесса», а также в специальной главе 26 «Основы государственного и муниципального контроля».

    В Бюджетный Кодекс впервые были законодательно закреплены формы государственного финансового контроля [2, с. 224].

    В Бюджетном кодексе в законодательном порядке сформулирован и решен целый ряд нормативных правовых проблем содержания и организации государственного финансового контроля. Однако этот документ не решил и не мог решить все вопросы правового регулирования государственного финансового контроля.

    Конституция и Бюджетный Кодекс Российской Федерации составляют лишь малую часть в правовом обеспечении и регулировании государственного финансового контроля.

    Стратегическое значение имеют Указы Президента Российской Федерации по тематике государственного финансового контроля. Мощный импульс развитию правовой базы финансового контроля был придан с подписанием Указа Президента «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», который определил органы государственного финансового контроля, основные задачи контроля и направления развития соответствующего законодательства.

    Указами Президента образованы и некоторые органы, наделенные функциями государственного финансового контроля, в частности Контрольное управление Президента, в задачи которого входит контроль исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, в том числе по бюджетным и финансовым вопросам.

    Важную роль в нормативном правовом обеспечении государственного финансового контроля играют законы. Особое место в системе законодательства о государственном финансовом контроле занимает Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Это единственный правовой акт на уровне закона, регулирующий деятельность специализированного органа государственного финансового контроля. Закон определяет статус Счетной палаты как высшего органа внешнего финансового контроля, устанавливает его организационную и функциональную самостоятельность, закрепляет принципы его организации и деятельности, функции и полномочия Счетной палаты и ее должностных лиц, их ответственность и гарантии правового статуса.

    Достаточно стройная с точки зрения юридической логики и техники система правовых актов регулирует деятельность органов государственного финансового контроля исполнительной власти. Во главе этой системы стоит Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Все вопросы финансового контроля в рамках этой ветви власти входят в компетенцию Правительства. Поэтому все последующее нормативное регулирование финансового контроля исполнительной власти осуществляется на уровне подзаконных актов.

    Нормативную базу государственного финансового контроля составляет ряд соответствующих документов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. В первую очередь, это Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Положение определяет в том задачи, функции и полномочия Министерства финансов в области государственного финансового контроля. Одновременно в Положении Министерству делегируются полномочия по дальнейшему развитию правового обеспечения финансово контроля. Министерство финансов наделяется компетенцией издавать на основе законодательства

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://www.studsell.com/view/35112/

    Конституция финансовый контроль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here