Камеральная проверка налоговых деклараций по прибыли

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Камеральная проверка налоговых деклараций по прибыли" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Камеральная проверка налоговых деклараций по прибыли

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Организации поступило требование от 02.12.2016 о ходе проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль за 2014 год, 2015 год и 9 месяцев 2016 года, с представлением документов.
Требование направлено в рамках камеральной налоговой проверки за 9 месяцев 2016 года по налогу на прибыль (уточненные декларации не представлялись). В требовании со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ указано, что камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа. Налоговым органом запрошены документы, подтверждающие получение субсидий, в целях проверки правильности заполнения налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2014-2016 годы.
Законно ли налоговая служба в ходе камеральной проверки затребовала документы за 2014-2015 годы?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций

Проводится ли камеральная проверка в случае, если декларация не была представлена в налоговый орган? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Недавно ФНС России выпустила письмо с контрольными соотношениями для проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (письмо ФНС России от 14 июля 2015 г. № ЕД-4-3/[email protected] «О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций»). Письмо предназначено в первую очередь для налоговых инспекторов, принимающих налоговые декларации и проводящих камеральные проверки. Но и налогоплательщики могут самостоятельно им воспользоваться как при заполнении декларации, так и при проверке уже сданной отчетности.

Полный перечень контрольных соотношений можно найти в письме ФНС России, мы же рассмотрим наиболее интересные и полезные из них.

Лист 02 «Расчет налога»

Порядок заполнения большинства строк этого листа уже прописан в декларации: в конце наименования строки в скобках указывается, из какой строки какого листа декларации нужно взять сведения. Но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Строка 090 «Суммы льгот, предусмотренных законодательством РФ». Если в этой строке организация отразила сведения по применяемым льготам, то как прописано в письме ФНС России о контрольных соотношениях, налоговые инспекторы обязаны будут запросить документы, подтверждающие право применения льготы. Поскольку на выполнение требования налогового органа организации отводится всего 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ), то лучше заранее подготовить необходимую документацию.

Строки «Налоговая база для исчисления налога» (стр. 120, 130) и «Ставка налога» (стр. 140-170). Если организация является участником региональных инвестиционных проектов, резидентом особой экономической зоны или субъект федерации, в котором она зарегистрирована, снизил налоговую ставку, зачисляемую в региональный бюджет, то налоговая инспекция уделит внимание порядку заполнения этих строк.

Если налоговая база полностью получена от инвестпроектов, в регионе со сниженной ставкой или в особой экономической зоне (стр. 130 = стр. 120), то ставка налога (стр. 140) складывается из ставки налога в федеральный бюджет (ст. 150) и ставки налога в бюджет субъекта РФ, понизившего ставку (стр. 170). А вот в случае, когда в общей сумме налоговой базы присутствуют и доходы не от инвестдеятельности или полученные в прочих субъектах РФ (то есть стр. 130 ФОРМЫ

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (КНД 1151006)

Отчет о прибылях и убытках страховщика (форма № 2-страховщик)

Для организаций-страховщиков предусмотрена и междокументарная проверка некоторых показателей налоговой отчетности с бухгалтерской. Так, сумма доходов от реализации, указанных в строке 010 Листа 02 декларации по прибыли должна быть не меньше суммы полученных страховых премий по страхованию жизни (стр. 1100 формы № 2-страховщик, утв. приказом Минфина России от 27 июля 2012 г. № 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков») и заработанных страховых премий по иным видам страхования (стр. 2100 формы № 2-страховщик), указанных в Отчете о прибылях и убытках страховщика (форма № 2-страховщик). Такое правило основывается на порядке учета доходов от реализации, указанном в п. 1-2 ст. 293 НК РФ.

Что касается внереализационных доходов (стр. 020 Листа 02), то они должны быть больше суммы трех составляющих: отраженной в Отчете о прибылях и убытках страховщика суммы изменения страховых резервов по страхованию жизни (стр. 1500 формы № 2-страховщик), изменения иных страховых резервов (стр. 2300 формы № 2-страховщик), а также изменения резервов убытков (стр. 2240 формы № 2-страховщик).

Приложение № 4 к Листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу»

В соответствии с законодательством уменьшить базу можно либо на всю сумму убытка, либо на ее часть, перенеся оставшуюся часть на следующие налоговые периоды (п. 1 ст. 283 НК РФ). Поэтому стоит помнить, что по стр. 150 «Сумма убытка или часть убытка» отражается полученный налогоплательщиком убыток не в полном размере, а только в той сумме, которая не превысит налоговую базу налогового периода. То есть значение стр. 150 не должно превышать значение стр. 140 «Налоговая база за отчетный (налоговый) период».

Если же налоговая база за отчетный период (стр. 140) будет равна нулю, то и сумма убытка, отражаемая по стр. 150, также должна быть нулевой.

Приложение № 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения»

Данное приложение предназначено для расчета и распределения суммы налога между обособленными подразделениями организации. Начать проверку его заполнения лучше со сравнения данных строк этого приложения с информацией, указанной в Листе 02. Так, налоговая база, по стр. 030 Приложения № 5 должна совпадать с налоговой базой, отраженной в стр. 120 Листа 02. А в стр. 031 Приложения № 5 не должны попасть сведения из приложений, заполненных по закрытым обособленным подразделениям (суммируются показатели только тех приложений, у которых в строке «Расчет составлен» не проставлен код «3»). Также сумма долей налоговой базы, указываемых по стр. 040, должна быть равной 100 при сложении показателей по всем обособленным подразделениям, у которых в этом приложении в строке «Расчет составлен» указаны коды «1», «2» и «4».

Читайте так же:  Бухгалтерский учет при упрощенной системе налогообложения курсы

Если организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи, то сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), должна равняться сумме налога (стр. 070 Приложения № 5), уменьшенной на выплаченный за границей налог (стр. 090 Приложения № 5), и ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в следующем за отчетным периодом квартале (стр. 120 Приложения № 5) (п. 1-2 ст. 286 НК РФ).

В случае, когда налогоплательщик уплачивает авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, равенство будет другим: сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), равна разнице между суммой налога за предыдущий отчетный период (стр. 070 Приложения № 5) и суммой налога, выплаченной за пределами России и засчитываемой в уплату налога тоже за предыдущий отчетный период (стр. 090 Приложения № 5).

Лист 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)» Раздел А. «Расчет налога с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации)

ФОРМЫ

Отчет о движении денежных средств

Показатели этого листа можно сравнить с данными Отчета о движении денежных средств (Форма № 4). Так, если значение по строке «на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)» Формы № 4 (или стр. 3220 Формы № 4-страховщик для организаций-страховщиков) больше нуля, то и сумма строк 110 и 120 (сумма налога начисленная с дивидендов, выплаченных в предыдущие отчетные периоды и в последний квартал отчетного периода) также должна быть положительной.

Бывает так, что уже после подачи декларации организация замечает неточность или ошибку в отчетности. Чтобы разобраться с последствиями этого, нужно прежде всего понять, является ли она грубой, то есть приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате, или несущественной – не влияющей на размер уплачиваемого налога. В первом случае организация обязана подать уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ), причем чем быстрее она это сделает, тем лучше. Ведь если успеть исправить ошибку до истечения срока уплаты налога и до того момента, как сама налоговая сообщит об этой ошибке организации, то никакие штрафы, предусмотренные ст. 120 НК РФ или ст. 122 НК РФ, платить не придется (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Если же ошибку нашли уже после истечения срока уплаты налога, но до обнаружения ее налоговым инспектором или до вынесения решения о проведении налоговым органом выездной проверки по этому налогу и за этот период, то организация также может избежать штрафов, если уплатит самостоятельно необходимую сумму налога и соответствующие пени, а затем подаст уточненную декларацию (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Обращаем внимание, что для освобождения от штрафа обязательно нужно заплатить сумму пеней. Это не раз подчеркивалось как Минфином России, так и судами (Определение КС РФ от 7 декабря 2010 г. № 1572-О-О, письмо Минфина России от 12 августа 2013 г. № 03-02-07/1/32578). При этом уплатить налог и пени нужно будет до подачи уточненной декларации, поскольку в обратном случае в карточке расчетов с бюджетом автоматически отразится недоимка.

Если же инспекторы уже начали проверку декларации, то при обнаружении грубой ошибки они должны направить налогоплательщику требование о предоставлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ). После этого у налогоплательщика будет пять рабочих дней для того, чтобы выполнить требование налоговой инспекции. Если по рассмотрении представленных пояснений и подтверждающих документов налоговики сочтут, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство, то будет составлен акт проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). В нем будет указана сама ошибка, обоснование позиции налоговой инспекции, подлежащая уплате сумма налога, а также начисленные пени и штрафы за неуплату полной суммы налога в срок.

Что касается несущественной ошибки, которая не влияет на размер подлежащего уплате в бюджет налога, то она не влечет начисление штрафа вне зависимости от того, когда и кем она была обнаружена. Однако налогоплательщик все же вправе подать уточненную декларацию и в этом случае (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Срок камеральной проверки декларации по налогу на прибыль

Вопрос

Какой срок проведения камеральной проверки по налогу на прибыль?

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Ответ

Порядок проверочных мероприятий зафиксирован в статье 88 Налогового кодекса.

В ходе «камералки» отслеживают даты подачи декларации, полноту заполнения данных, сопоставляют цифры.

Сроки камеральной проверки по налогу на прибыль организаций не более трех месяцев. Период подсчитывают с даты направления отчета.

Ревизии проводят не сплошным методом. Ревизионные действия не продлевают. Продление предусмотрено в случаях подачи уточненных отчетов за день до завершения «камералки». Организуют следующую ревизию, даты коей фиксируют, считая три месяца от даты направления «уточненки». Проверку декларации по налогу на прибыль проводят за отчетный период.

При выявлении недочетов, доказать которые нельзя в ходе «камералки», сотрудник инспекции оформляет докладную о создании выездной ревизии.

Срок камеральной проверки декларации по налогу на прибыль 3 месяца. В ходе контрольных действий проверяют выдерживание дат предоставления отчетов, полноты внесения данных. Сам процесс организуют по завершению отчетного периода.

Задача сотрудников ФНС – контроль за корректностью подсчета налоговой базы. Мероприятие включает период, прописанный в отчете. Документ, который используют налоговики при контроле – это отчетность о доходах. Проверку декларации по налогу на прибыль разрешено проводить вторично.

Читайте так же:  Бланки штраф налоговой

При обнаружении ошибок или нестыковок данных, фирме предлагают дать пояснения и подтвердить документами цифры отчета.

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Ответственность за несвоевременную сдачу налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетности

За несвоевременное представление бухгалтерской отчетности и сведений о среднесписочной численности работников полагается штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Данные нарушения фиксируются вне рамок камеральной проверки, и инспекторы составляют акт и решение в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.

Это же правило действует и для случая, когда нарушены сроки представления расчетов налоговыми агентами. И даже если в отношении самого расчета была проведена камеральная проверка, штраф за несвоевременную сдачу нужно оформлять вне рамок «камералки».

Кроме того, за опоздание с представлением налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетности полагается административное наказание по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Как насчитывают налог на недвижимость

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Ответственность за несвоевременную сдачу деклараций

В случае несвоевременного представления декларации налогоплательщика могут оштрафовать по пункту 1 статьи 119 НК РФ. Применить предусмотренный этой нормой штраф инспекторы не вправе без проведения камеральной проверки. И даже если несвоевременная отчетность — это единственное нарушение, выявленное в ходе «камералки», налоговики обязаны составить акт и вынести решение в соответствии со статьей 101 НК РФ.

Иначе обстоит дело с несоблюдением порядка сдачи деклараций в электронной форме. (Напомним, что с 2014 года налоговая декларация в электронном виде может быть сдана только через спецоператора. О функциях спецоператоров см. «Электронная отчетность: чем сдача через спецоператоров отличается от самостоятельной загрузки на приемный шлюз»). Для компаний и предпринимателей, которые обязаны отчитываться в электронном виде, но сдали декларацию на бумаге, предусмотрена санкция по статье 119.1 НК РФ. Эта санкция применяется вне рамок камеральной проверки. Нарушение фиксируется в акте и решении, которые составляются в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеют отношения к «камералке».

Но может случиться так, что налогоплательщик одновременно допустит два нарушения: сдаст декларацию позже срока и проигнорирует требование о сдаче отчетности в электронном виде. Тогда фискалы вправе применить обе санкции — по статье 119 НК РФ и по статье 119.1 НК РФ — в рамках камеральной проверки.

Добавим, что за несоблюдение сроков сдачи деклараций установлена не только налоговая, но и административная ответственность по статье 15.5 КоАП РФ.

Как выявляют несвоевременно сданную отчетность

В каждой инспекции установлена автоматизированная информационная система, где формируется перечень обязательств всех налогоплательщиков, которые находятся на учете в данной ИФНС. В этом перечне значатся все декларации и прочие отчеты, которые должен сдавать тот или иной налогоплательщик.

Инспекторы обязаны следить за тем, чтобы информация в перечне всегда была актуальной. Для этого налоговикам нужно своевременно заносить данные о переходе налогоплательщика с одного налогового режима на другой, об изменениях налогового законодательства и проч. В итоге в перечне не должно быть деклараций по налогам, от которых компания или предприниматель освобождены в связи с переходом на спецрежим. Также в перечне не должны значиться декларации по НДС для налогоплательщиков, которые получили освобождение по статье 145 НК РФ.

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру

Федеральная налоговая служба разработала рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок и направила документ во все территориальные ИФНС (письмо от 16.07.13 № АС-4-2/12705). В рекомендациях изложены правила и ограничения, которых инспекторы должны придерживаться при проведении «камералок». Налогоплательщикам тоже полезно знать эти правила, чтобы в случае их несоблюдения защитить свои права.

Допустимые сроки для блокировки счетов

По истечении 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи той или иной декларации, инспекторы при помощи своего информационного ресурса сверяют список ожидаемых деклараций со списком фактических поступивших деклараций. Точно такую же сверку проводят в отношении бухгалтерской отчетности, а также сведений о среднесписочной численности работников. В результате получаются списки нарушителей, в отношении которых в течение следующих пяти рабочих дней принимаются решения о приостановлении операций по расчетным счетам и электронным кошелькам.

Здесь есть четкое ограничение: категорически возбраняется блокировать счета до истечения 10-ти дневного срока, отведенного для сдачи той или иной декларации. А начиная с 1 января 2015 года, появится еще один запрет. Налоговики не смогут блокировать счета по истечении трех лет со дня окончания срока, отведенного для сдачи декларации.

Читайте так же:  Право на возврат налогового вычета

Для переходного периода предусмотрено следующее правило. Если декларация представлена до 1 января 2015 года, а 10 рабочих дней после срока, установленного для ее сдачи, истекли после этой даты, необходимо применять прежний порядок. Другими словами, блокировка счета возможна даже по истечении трехлетнего периода.

Какие документы инспекторы вправе истребовать у налогоплательщика

До 1 января 2014 года

Налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие право на льготы по уплате налогов либо право на вычет по НДС в случае, если в декларации заявлена сумма к возмещению. Плюс к этому инспекторы могут истребовать документы, которые налогоплательщик должен был приложить к декларации, но не сделал этого (см. табл.). Наконец, фискалам разрешено истребовать любые документы, на основании которых исчисляются налоги, связанные с использованием природных ресурсов.

Пояснения на разные требования ИФНС

Налоговики не вправе интересоваться причинами снижения прибыли

У нас в декларации за 2016 г. прибыль меньше, чем была в декларации за 2015 г. Налоговики в ходе камеральной проверки потребовали пояснения о причинах снижения прибыли и прогноз платежей по налогу на 2017 г. Правомерно ли это?

Даже на неправомерное требование ИФНС безопаснее подготовить мотивированный письменный отказ и направить его налоговикам в установленный срок. Иначе компанию могут оштрафовать на 5000 руб. п. 1 ст. 129.1 НК РФ

— Нет, такое требование неправомерно. Случаи, когда инспекция в рамках камеральной проверки может направить вам требование о представлении пояснени й пп. 3, 6 ст. 88 НК РФ; приложение № 1 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] , таковы:

• в ходе проверки выявлены ошибки в декларации и (или) противоречия между теми сведениями, которые содержатся в представленных вами документах, и теми, что имеются у налоговиков;

• подана уточненная декларация, в которой сумма налога, исчисленная к уплате, уменьшена по сравнению с суммой налога в первичной декларации;

• в декларации заявлен убыток;

• в декларации заявлена налоговая льгота.

Перечень этот закрытый, и требовать пояснения в других случаях инспекторы не должны. Например, они не могут запрашивать сведения о причинах снижения прибыли, высокой доли НДС-вычетов, роста прямых расходов, а также требовать прогноз налоговых отчислений компании. И если вы проигнорируете такое незаконное требование, они не имеют права оштрафовать компанию.

Но все же оставлять запрос без внимания не стоит. Ответ может быть примерно таким.

На ваше требование о представлении пояснений о причинах снижения прибыли в декларации за 2016 г. по сравнению с декларацией за 2015 г. сообщаем, что ст. 88 НК РФ право налогового органа истребовать подобные пояснения не предусмотрено.

Одновременно сообщаем, что финансовый результат от коммерческой деятельности общества ухудшился по объективным причинам, в частности:
— из-за падения потребительского спроса вследствие сложной экономической ситуации и высокой конкуренции общество было вынуждено понизить отпускные цены на реализуемый товар;
— в III квартале 2016 г. у общества возникли большие расходы в связи с капитальным ремонтом собственных складских помещений и текущим ремонтом арендованного здания магазина.

Дать прогноз платежей по налогу на прибыль на 2017 г. не представляется возможным.

Генеральный директор

Отметим, что за непредставление или несвоевременное представление пояснений по заявленным в декларации налоговым льготам штраф не предусмотре н п. 1 ст. 129.1 НК РФ .

Нельзя требовать пояснения, если истек срок проверки

Мы 25 января подали декларацию по НДС за IV квартал 2016 г. А 6 февраля получили из ИФНС странное требование о представлении пояснений: в рамках камеральной проверки этой декларации налоговики требуют представить расшифровку расходов в декларации по налогу на прибыль за 2015 г. Обязаны ли мы давать такие пояснения?

— Требование инспекторов незаконно, и вам решать, идти у них на поводу или нет. Ведь срок камеральной проверки ограничен 3 месяцами со дня представления декларации. И продление этого срока законом не предусмотрен о п. 2 ст. 88 НК РФ; Письма Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75 , от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471 .

За непредставление или несвоевременное представление пояснений по заявленным в декларации налоговым льготам штраф не предусмотрен. «Штрафными» являются только пояснения, которые запрашивают в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ п. 1 ст. 129.1 НК РФ .

То есть, если требование о представлении пояснений направлено в рамках этого срока, пояснения нужно представить. Даже в том случае, когда пятидневный срок на их представление истечет уже за пределами камеральной проверки. Это мнение и Минфин, и суды высказывали применительно к представлению документов по требованию, выставленному в последние дни выездной проверк и Письмо Минфина от 13.02.2008 № 03-02-07/1-58 ; Постановления АС МО от 13.02.2015 № Ф05-171/2015 ; 9 ААС от 03.08.2016 № 09АП-22353/2016 . Полагаем, что этот подход применим и к пояснениям, запрошенным в рамках камералки. Если же дата направления требования приходится на время, когда срок проверки истек, компания вправе его не исполнять.

Например, если декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2016 г. подана 28.10.2016, то срок камеральной проверки по ней истекает 30.01.2017 (поскольку последний день срока приходится на субботу 28.01.2017, окончание срока переносится на ближайший рабочий день пп. 5, 7 ст. 6.1 НК РФ ). Требование о представлении пояснений, направленное 31.01.2017 и позднее, можно считать незаконным и не отвечать на него.

В вашей ситуации налоговики вправе требовать пояснения только по НДС-декла ­рации за IV квартал 2016 г. «Подцеплять» сюда пояснения по отчетности, срок камеральной проверки которой истек, они не должны. Если налоговики вдруг вас оштрафуют за непредставление пояснени й пп. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ , вы сможете оспорить штраф как неправомерный, скорее всего, уже на стадии досудебного обжалования решения по проверке.

Иногда в доверительной беседе по таким ситуациям инспекторы и сами говорят, что они не могут запросить пояснения по отчетности, сроки камеральной проверки которой давно прошли. И поэтому иногда пытаются сделать это в рамках еще не оконченных проверок других деклараций. Что делать, если им, мол, нужны эти данные. Но это ведь их проблемы, а не ваши, не так ли?

В требовании о представлении пояснений к декларации по НДС налоговики должны указывать код возможной ошибки с показателем от 1 до 4 Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 . Если такой код в требовании не указан, нужно уведомить об этом инспекцию. А если вы по каким-то причинам пропустили срок подготовки пояснений, можете обжаловать штраф, ссылаясь на то, что у компании не было возможности идентифицировать ошибку.

Поясните ИФНС, почему доходы по УСН-декларации не совпадают с банковскими выписками

Получили требование о представлении пояснений по факту расхождения сведений о доходах в декларации по УСН за 2016 г. и в банковских выписках за этот период. Должны ли мы отвечать на такое требование? И вправе ли налоговики запрашивать выписку по счетам в ходе камеральной, а не выездной проверки?

— Выписки по счету инспекторы могут запрашивать у банков при любой налоговой проверк е п. 2 ст. 86 НК РФ . И если в требовании о представлении пояснений говорится о расхождениях между доходами по банковским выпискам и по декларации, то пояснения дать нужно. Ведь иначе инспекция может просто пересчитать налог при УСН по данным выписок.

Читайте так же:  Результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Конечно, если расхождения обоснованны (например, на счет поступили деньги, полученные в качестве займа или погашения заимствований), снять доначисления вы сможете еще на стадии досудебного разбирательства. Но зачем это делать, если можно урегулировать ситуацию раньше?

В одном из подобных споров упрощенец не дал пояснений по декларации, а уже в суде пытался настоять на том, что сумма убытка прошлых лет перекрывала у него доначисления по камеральной проверке. Однако судьи отметили, что бизнесмен не заявил убыток в первичной декларации и не представил ни уточненку, ни пояснения, где мог бы указать на наличие убытка. И оставили решение по проверке в силе Постановление 7 ААС от 23.09.2015 № 07АП-8216/2015 .

В требовании должны быть указаны конкретные претензии к вашей декларации

Получили требование о представлении пояснений по «прибыльной» декларации за 2016 г., из которого ничего нельзя понять. Формулировка такая: «. выявлены ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа и полученным в ходе налогового контроля». Проверили декларацию: все в порядке. Ошибок нет, выручка по прибыли соотносится с выручкой по НДС-декла ­рациям до рубля, убытков не заявляли. Как ответить на такое требование?

— Теоретически требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины направления документа, ни к чему вас не обязывает. Но даже если в декларации все верно, об этом нужно сообщить налоговика м Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 (п. 5 приложения) .

А для начала все-таки попытайтесь созвониться с инспекцией и выяснить, что послужило причиной направления требования. Не исключено, что это ошибки, связанные со сбоями в компьютерных программах или с несоблюдением порядка заполнения декларации, не повлекшие занижение налога. Если недочеты в декларации носят единичный характер, можно исправить их и по такому требованию.

Например, программный комплекс «Система ЭОД», с которым работают налоговики, покажет, что декларация заполнена некорректно, если компания, имеющая обособленные подразделения, проставит общую ставку налога на прибыль и ставку налога в бюджет субъекта РФ в строках 140 и 160 листа 02. В то время как она должна в этих строках поставить прочерки, а заполнить только строку 150, указав ставку налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. А региональные ставки — указать в приложении № 5 к лист у 02 пп. 5.6, 5.7 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-3/[email protected] . В таком случае компания может подать либо пояснения, либо уточненку с исправлениям и п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ .

Если же по телефону инспектор начнет перечислять вам длинный перечень вопросов, на которые он хочет получить ответ, просите направить новое требование по существу. А на требование представить пояснения «не пойми о чем» ответьте, что декларация заполнена верно и нет оснований для подачи уточненки.

При запросе пояснений документы можно не представлять

Нам пришло требование о представлении пояснений, поскольку выявлены расхождения между данными деклараций по налогу на прибыль за 2016 г. и данными бухгалтерской отчетности. Вместе с пояснениями налоговая требует представить оборотно-сальдовые ведомости и карточки по счетам 90 и 91, а это около 50 000 листов! Должны ли мы выполнить это требование?

Конфликтовать с ИФНС из-за того, что она требует лишнего, нерезонно. Лучше напишите вежливый и обоснованный отказ

— Нет, не должны. В случае выявления расхождений между данными деклараций и бухучета налоговики обычно запрашивают пояснения, хотя, строго говоря, такой случай в ст. 88 НК РФ прямо не назван. Ведь это не противоречие между документами и не ошибка в декларации. Но пояснения лучше дать.

А вот запрашивать документы налоговики не вправе, они могут требовать от вас только пояснить расхождения или уточнить показатели декларации.

Вместе с пояснениями компания может, но не обязана представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных деклараци и пп. 3, 4, 7 ст. 88 НК РФ . Никакие штрафы за непредставление документов вместе с пояснениями вам не грозят.

К тому же непонятно, что будут делать налоговики с распечатками карточек по бухгалтерским счетам. Доначислить налог у проверяющих в этой ситуации вряд ли получится. Ведь расхождения между декларацией по прибыли и регистрами бухучета не основание для того, чтобы исключить затраты из состава налоговых расходов. Такого подхода придерживаются и суды.

Например, в одном деле инспекторы пришли к выводу, что компания завысила прямые расходы для целей налога на прибыль, так как цифры расходились с данными бухучета. Однако суд установил, что в бухучете компания списывала общепроизводственные расходы как прямые, а в налоговом учете они относились к косвенным и, соответственно, полностью включались в расходы текущего периода. Поскольку ревизоры не изучали первичку (притом что проверка была выездная), суд признал решение по проверке незаконны м Постановление АС СЗО от 15.07.2015 № Ф07-4205/2015 .

То есть, чтобы установить действительную сумму налоговых затрат, проверяющие должны изучить первичные документы, а для этого в вашем случае у них нет никаких законных оснований. Конечно, вы можете представить им все документы на добровольных началах, но вряд ли это целесообразно. Иначе это уже будет выездная проверка, а не камеральная.

Требование не должно приходить обычным электронным письмом

По ТКС от налоговиков пришло обычное письмо, но с требованием представить пояснения. Пояснения, конечно, подготовим, но ведь квитанцию о приеме в этом случае направить технически невозможно. Что делать в этой ситуации?

— Нужно сообщить в налоговую, что они допустили ошибку, направив вам требование о представлении пояснений обычным письмом с использованием типа документооборота «ПисьмоНО», который предназначен для индивидуального информирования налогоплательщиков, вместо документооборота «Документ».

Полагаем, что никаких отрицательных последствий для компании не будет, если вы уведомите налоговиков об этом недоразумении в срок, установленный для представления пояснений. Ведь о том, что ошибочное направление требования обычным электронным письмом не должно приводить к необоснованной блокировке счета в ситуации, когда организация просто не могла направить квитанцию о приеме документа из инспекции, уже сообщала ФНС Письма ФНС от 31.08.2015 № ПА-4-6/[email protected] , от 13.02.2015 № ПА-4-6/[email protected] .

Видео (кликните для воспроизведения).

Всегда проверяйте, вашей ли организации адресовано требование о представлении пояснений. Ведь если налоговики ошиблись в этом реквизите требования, то вы можете отказаться его принимат ь п. 15 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected] . Но если, допустим, ваша компания преобразовалась в новое юрлицо, а запрос пришел на прежнее наименование, на требование нужно ответит ь п. 9 ст. 50 НК РФ .

Источники

Камеральная проверка налоговых деклараций по прибыли
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here