Камеральная налоговая проверка при ликвидации ооо

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Камеральная налоговая проверка при ликвидации ооо" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Особенности налоговой проверки после ликвидации ООО

Ликвидировать ООО в некоторых случаях бывает труднее, чем его открыть. Чтобы пройти процедуру ликвидации, нужно собрать немало бумаг, провести целый ряд переговоров, погасить долги, разобраться со счетами. Еще одной головной болью для владельца ликвидируемого предприятия может стать выездная налоговая проверка, которую иногда назначают после закрытия ООО.

Чего ждать от этой проверки? Как к ней подготовиться? Какие документы необходимо предоставить и в какой срок? Что делать по результатам ревизии? Разберемся.

Обязательна ли налоговая проверка ликвидируемого бизнеса?

Далеко не все ликвидируемые ООО проходят налоговую проверку. Местные органы ФНС вовсе не обязаны назначать ревизию после закрытия предприятия. Тем не менее такое право у них есть – оно закреплено в ст. 89 Налогового кодекса. Причем проверка может быть назначена на любое время, вне зависимости от того, когда на предприятии была предыдущая налоговая ревизия.

Обратите внимание! По общему правилу, налоговые органы имеют право проверять предприятия не чаще одного раза в год. Однако ревизия после ликвидации ООО может быть назначена на тот же год, когда проводилась плановая проверка. То есть владельцу ликвидируемого бизнеса, возможно, придется выдержать две проверки подряд.

В каких случаях налоговая проверка точно не потребуется

Владельцы некоторых категорий бизнеса могут быть спокойны: им налоговая ревизия после ликвидации точно не грозит. Проверку точно не назначат, если предприятие соответствует одному из следующих пунктов:

  • продается;
  • имеет всего одного учредителя, поэтому делить активы не с кем;
  • не ведет деятельность уже 3 года и более;
  • имеет нулевой бухгалтерский баланс.

Кроме того, как уже отмечалось, налоговая проверка может не понадобиться компании, которая всегда аккуратно вела налоговые дела. Однако отсутствие задолженностей в предыдущие годы не является стопроцентной страховкой от ревизии. А вот нулевой бухгалтерский баланс – является. Впрочем, если фирма всегда аккуратно вела дела, скорее всего, к моменту закрытия у нее и будет ноль на балансе. Вряд ли ответственные владельцы допустят неожиданное появление долгов прямо перед закрытием.

Сроки выездной налоговой проверки при ликвидации ООО

П. 11 ст. 89 НК РФ говорит о сроках такой проверки следующее:

  • она осуществляется независимо от того, когда и по какому поводу была проведена предыдущая;
  • проверяемый период не может быть более трех предшествующих календарных лет.

Следовательно, тут не применяется правило о запрете осуществления двух и более выездных проверок в календарном году, установленное в абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ. И она возможна вне зависимости от числа проверок этого налогоплательщика на протяжении текущего календарного года.

Обычно в рамках налоговой проверки при закрытии ООО устанавливаются правильность и своевременность исчисления и уплаты всех налогов за три предшествующих ликвидации календарных года.

Суды против ликвидации компании во время камеральной проверки декларации по НДС

Единственным участником компании принято решение о ликвидации. Сообщение о ликвидации было опубликовано в соответствующем издании в июле 2015 года — требования кредиторов могли быть заявлены в течение двух месяцев с этого момента. После истечения срока был составлен ликвидационный баланс, согласно которому кредиторская задолженность у компании отсутствует. Инспекция сочла баланс недостоверным и отказала в ликвидации, сообщив, что при проведении камеральной проверки деклараций по НДС за 1 и 2 кварталы 2015 года установлено неправомерное применение вычета на сумму около 43 млн рублей. По данному факту предполагается доначисление, в связи с чем налогоплательщик приглашен для получения актов проверок. Акты планируется составить на дату приглашения.

Суды трех инстанций (дело № А12-58767/2015) признали решение инспекции законным, указав на недостоверные сведения о сумме фактической задолженности ликвидируемого лица. Сама по себе подача в регистрирующий орган документов не является основанием для госрегистрации.

В решении кассации (Ф06-9933/2016 от 24.06.2016) указано: «на момент составления промежуточного и ликвидационного балансов в отношении общества проводилась налоговая проверка, о которой общество в ходе ликвидации знало, равно как о том, что срок окончания проверки на дату составления промежуточного баланса не истек, в связи с чем, действуя разумно и осмотрительно, общество не должно было совершать действия, которые могли бы повлечь за собой неблагоприятные последствия, как для самого налогоплательщика, так и для его кредиторов».

Последствия при ликвидации ООО по решению ФНС

Добрый день всем участникам!

Возник вопрос, может показаться немного глупым, но реально не могу сам разобраться.

Планируется ликвидация ООО в принудительном порядке, поскольку не хотим заморачиваться на добровольную. Компания долгов ни перед бюджетом, ни перед кредиторами не имеет. В любом ли случаем ГД впоследствии получится 3х-летний запрет? Нигде не могу найти данную информацию.

И как быть при этом с арендой? То есть, если расторгать договор, соответственно, в реестр будут внесены сведения о недостоверности адреса. Если не расторгать, то, соответственно, по счету будут движения, связанные с арендной платой. Ликвидирует ли ФНС компашку с такими движениями? И как вообще быть в данной ситуации?

Как провести официальную добровольную ликвидацию и избежать выездной проверки

Конечно, сложно представить более размусоленную тему, чем тема ликвидации юридических лиц. Огромное количество информации, гигантское количество рекламы, множество пошаговых инструкций, алгоритмов, схем, но, вместе с тем так и нет ответа на простой вопрос — как закрыть фирму-то? Как?

Вроде все понятно — есть Гражданский кодекс, есть Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, есть Закон об обществах с ограниченной ответственностью — открывай, читай, действуй. Можно и того проще, открыл официальный сайт налоговой, просветился, «заверился», подал уведомление о начале процедуры ликвидации, промежуточный ликвидационный, ликвидационный балансы (не забыв приложить публикацию из офшорной кормушки) — и все, юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ.

Но как-то не спешат наши граждане пользоваться этим, казалось бы, максимально простым и доступным способом.

Оно и понятно, малый и средний бизнес поставлен в такие условия, что любое предприятие всегда уязвимо для потенциального удара. Безусловно, принцип «заплати налоги и спи спокойно» никто не отменял, пожалуйста — плати, спи, но ведь тогда у того, кто их не платит или платит в меньшем размере, будет меньше затрат, меньше издержек и, соответственно, в процессе эволюции, этот более изворотливый тип займет место того, кто сладко спит.

Читайте так же:  Инструкции по заполнению налоговых деклараций 3 ндфл

В добавок к этому, получение контрактов, подрядов всегда требует наличных денежных средств. А где их взять, если банковская система погрязла в строительстве нового мирового порядка и с остервенением воспринимает сам факт существования малого и среднего бизнеса.

Вот и ходят наши граждане то переписывая свои фирмы на номинальных лиц, то ища «иностранных инвесторов», то присоединяясь непонятно к кому и непонятно зачем. Ходят и ищут ту алхимию, которая у них уже лежит под ногами.

А вместе с тем, рецепт ликвидации действительно максимально прост.

Регистрация ликвидации

Рассчитавшись со всеми кредиторами, комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждают учредители компании. Задача документа – перечислить имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов и выплат в бюджет. Ликвидационный баланс входит в перечень обязательных документов, который компания должна предоставить в ИФНС для государственной регистрации ликвидации. Внести запись о прекращении деятельности предприятия в ЕГРЮЛ налоговики должны в течение пяти дней.

6. Можно ли «уйти в банкротство» при возникновении налоговых претензий в ходе осуществления процедуры официальной добровольной ликвидации

Можно, если в учредителях, директорах, либо иных контролирующих должника лиц, есть физическое лицо, которое готово принять на себя долги компании. Можно, если есть хороший адвокат, который знает что и как делать с МВД и со Следственным Комитетом. Можно, если арбитражный управляющий знает, как увеличить реестр требований кредиторов на сумму, как минимум вдвое превышающую требования налогового органа.

Поэтому — да, можно, но только с тщательной подготовкой и наличием необходимого пространства для маневров. А просто так, «уйти в банкротство», закрыть свои двери от голодного бюджета, не получится.

В интернете тысячи сайтов, предлагающих «легко, дешево и сердито» закрыть свое предприятие. Но суровая правда в том, что легко было в 2008, дешево в 2010-2012, сердито в 2013-2015.

2016 стал переломным годом в ликвидации юридических лиц, 2017 год уже дорогой. 2018 и все последующие станут еще дороже, т.к. на рынке прослеживается деятельность явной монополии.

Поэтому, если предприятие простое, незачем мудрить с ликвидацией. Если сложное, на ней нельзя экономить.

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Кому подходит эта статья: собственникам бизнеса, которые по тем или иным причинам решили закрыть юрлицо.

Одного решения собственника ликвидировать свое действующее предприятие недостаточно: государство не позволит «исчезнуть» компании, пока не убедится, что в бюджет поступили от нее все обязательные платежи и налоги. Причем компания должна рассчитаться с бюджетом не только как налогоплательщик, но и как налоговый агент.

Налоговый кодекс предусматривает выездную проверку компании, которая прекращает свою деятельность (статья 89 НК РФ). Однако визита налоговиков, а, следовательно, и дополнительных доначислений, можно избежать. Как именно нужно готовиться к процедуре ликвидации ООО, чтобы инспекторы не сочли целесообразным приходить и перепроверять отчетность организации за последние три года, читайте в публикации.

Рассмотрим особенности налоговой проверки при ликвидации организации

Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент налоговая инспекция узнает о предстоящей ликвидации организации? Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ)). И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика.

Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?

Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).

Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).

Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.

Налоговая проверка после ликвидации ООО

Формулировка п. 11 ст. 89 НК РФ о проведении налоговой проверки при ликвидации юрлица такова, что обязанность ИФНС проводить ее не установлена. Там говорится лишь об этой возможности.

То есть ИФНС не обязана назначать налоговую проверку после получения уведомления формы Р15001 от ООО.

На практике налоговики эту возможность используют практически всегда, особенно если ликвидируемое ООО имеет большие финансовые обороты или за ним числится задолженность по налогам.

У заинтересованных лиц нередко возникает вопрос: «Как закрыть ООО без налоговой проверки?»

В законодательстве ответа на него нет. Решение вопроса о необходимости проверки отдано на усмотрение органа ФНС, и тут могут присутствовать субъективные моменты.

Такая проверка нужна для того, чтобы убедиться, что у ликвидируемого ООО отсутствуют долги перед кредиторами и государством. Поэтому вероятность проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица, которое было законопослушным налогоплательщиком и своевременно подавало необходимую отчетность, меньше, чем у тех организаций, которые были не слишком дисциплинированны в этом отношении.

Аналогично и с кредиторами, сведения о задолженности перед которыми налоговики могут почерпнуть из ликвидационного баланса, представляемого в ИФНС: их интересы налоговики тоже в некоторой степени защищают, проводя проверку.

В каких случаях назначают проверку

Любой владелец закрываемого бизнеса обязан уведомить ФНС о грядущей ликвидации. Орган власти, в свою очередь, примет решение о необходимости проведения проверки или отсутствии такой необходимости. При решении вопроса налоговики будут руководствоваться несколькими факторами:

  • Имеющиеся сведения о деятельности закрываемого ООО. Если у предприятия никогда не было проблем с уплатой налогов: бизнес не срывал сроки взносов, не накапливал долги, не пытался уклониться от взыскания, не получал штрафных санкций и пеней, то проверка может не назначаться. Если же предприятие было проблемным для налоговиков, то ревизию могут назначить, даже если предыдущая проверка проводилась всего пару месяцев назад.
  • Дата предыдущей проверки. Налоговой службе не нужна лишняя работа: сотрудники не станут проверять ответственное предприятие после закрытия, если за пару месяцев до ликвидации на нем уже была ревизия. Опять же это не касается проблемных ООО.
  • Внутренние регламенты налоговой службы. С этим пунктом никогда не угадаешь: сотрудники ведомства иногда руководствуются весьма странными установками, о которых не знают простые смертные. Разнарядки могут быть самые разнообразные и порой очень странные: обязательно проверить все предприятия, торгующие картошкой, или организовать ревизию всех бизнесов, чьи владельцы занимаются рукоделием. Мы, конечно, утрируем, но иногда налоговая служба ведет и впрямь абсурдную деятельность.
Читайте так же:  Имущественный вычет повторное получение

Процедурные моменты

Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).

Расчеты с кредиторами

Порядок очередности денежных выплат устанавливает статья 64 ГК РФ. До того, как произвести все выплаты в бюджет, компания должна рассчитаться с гражданами, перед которыми несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и с сотрудниками. На последнем месте – «другие кредиторы».

Добровольная ликвидация ООО и уведомление инспекции ФНС

П. 1 ст. 62 ГК РФ обязывает участников ООО, решивших его ликвидировать, незамедлительно в письменной форме известить об этом регистрирующий орган (соответствующую инспекцию ФНС) для внесения в ЕГРЮЛ (Единый госреестр юрлиц) сведений о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» конкретизирует, что письменное уведомление о ликвидации направляется в регистрирующий орган в срок три рабочих дня с даты принятия решения о ликвидации юрлица (п. 1 ст. 20).

Формы уведомления и заявления вместе с порядком их заполнения утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] Уведомление о ликвидации подается по форме № Р15001.

Получив от ООО уведомление с приложением решения (протокола), ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Этот факт может стать основанием для назначения в отношении ООО выездной налоговой проверки при ликвидации.

Проведение её регулируется нормами ч. 1 НК РФ, а также многочисленными ведомственными актами ФНС, в частности утвержденными Приказом ФНС РФ от 25.04.2006 N САЭ-3-09/[email protected] Методическими указаниями для налоговых органов, Письмом ФНС РФ от 21.12.2007 N ШС-6-02/[email protected] и др.

Что делать по результатам ревизии

Если налоговые органы не выявят нарушений в финансовой деятельности предприятия, его владелец получит соответствующие документы, подтверждающие отсутствие долгов перед бюджетом и других кредиторских задолженностей. Таким образом ФНС подтвердит чистоту и полноту уплаты налогов и даст добро на закрытие бизнеса. После этого владельцу останется лишь законодательно завершить процедуру и поступить с бизнесом так, как он планировал: полностью ликвидировать, продать, передать другим владельцам или любым другим образом распорядиться своей бывшей компанией.

Налоговая проверка после ликвидации ООО

Налоговое законодательство предусматривает проведение налоговой проверки при ликвидации организации, включая ООО. Рассмотрим сроки, порядок и особенности ее проведения на примере добровольной ликвидации этого юридического лица, когда такая проверка наиболее вероятна.

Всегда ли проводится проверка при закрытии филиала?

Налоговым законодательством обязательность проведения выездной налоговой проверки предусмотрена только при ликвидации юридических лиц (п.11 ст.89 НК РФ, п.3.2 письма ФНС РФ от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622).

А поэтому не всегда закрытие филиала компании сопровождается проведением выездной налоговой проверки. Отбор филиалов на выездную проверку осуществляется с учетом критериев, приведенных в Приложении №1 к приказу ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333.

При ликвидации филиала компании налогоплательщику вручается так называемый лист согласования («бегунок») с указанием отделов налоговой инспекции, в которых необходимо проставить соответствующую отметку.

Если по результатам такого «бегунка» у налогоплательщика отсутствует задолженность по налогам (основание — составленный акт сверки в отделе работы с налогоплательщиками), сдана налоговая отчетность (отдел ввода информации, отдел камеральных проверок), то в этих случаях можно избежать проведения выездной налоговой проверки.

Как будет проходить проверка

Если налоговая проверка все же будет назначена, без ее результатов закрыть предприятие не удастся. Поэтому владельцу бизнеса придется внимательно отнестись и к ходу ревизии, и к ее результатам.

В рамках проверки налоговые органы запросят у компании финансовую документацию и отчетность не более чем за 3 года, предшествующих ревизии. Просить бумаги за больший срок запрещено Налоговым кодексом. В пакет документов для налоговиков должны войти следующие бумаги:

  • выписка из ЕГРН на недвижимость, которую занимает предприятие (на праве собственности или аренды);
  • кассовые чеки, квитанции, ордера прихода-расхода;
  • документация первичного учета;
  • налоговые декларации;
  • сведения о зарплатах сотрудников.

В рамках проверки сотрудники ФНС произведут следующие действия:

  • оценят рабочие места сотрудников ООО на предмет соответствия нормам трудового права;
  • проведут инвентаризацию всего имущества предприятия;
  • сфотографируют помещения и оборудование;
  • сверят бухгалтерскую и налоговую отчетность;
  • изымут необходимую документацию.

Сотрудники ФНС сверят показатели, чтобы установить, нет ли у предприятия задолженности по налогам. Ведь бюджет считается одним из кредиторов любого ООО, соответственно, налоговые задолженности, то есть долги перед бюджетом, нужно погасить наряду со всеми другими платежными обязательствами.

Если налоговики выявят наличие долгов или неточностей в отчетной документации, в ликвидации предприятия будет отказано до устранения всех нарушений. После их устранения документы придется перепроверять, и в них снова могут обнаружиться неувязки. Соответственно, к налоговой проверке после ликвидации ООО необходимо подходить очень внимательно, чтобы не растянуть процесс закрытия бизнеса на десятилетия.

2. Почти все «прокладки», «технички», или, как их характеризует ФНС «однодневки» (шепотом), закрываются именно через процедуру официальной добровольной ликвидации

Все дело в том, что сами «технички» создаются с одной целью — обезопасить основное юридическое лицо. Бывают холдинги, в которых насчитывается до 90-100 и более ООО, АО, оформленных на более или менее грамотных граждан, как правило формально никак не связанных между собой.

И когда приходит время «обновлять кадровый состав», т.е. закрывать одни фирмы, чтобы открывать новые (как правило через год — полтора/два их деятельности), их ликвидируют максимально законным способом, чтобы в случае будущей налоговой проверки основного юридического лица у него не возникло проблем из-за связей с контрагентами из-за того, что тех запачкали ликвидацией.

Ведь реорганизуй «техничку» или перепиши ее на номинала, все сделки с ней могут быть признаны сомнительными с точки зрения налогового органа. Да и в Арбитраже сложно будет гнуть свою линию, что это сегодня контрагент спятил, директор и участник пропали, отчетность не сдается, а перед бюджетом долги, а буквально вчера еще это был огромный строительный холдинг.

Читайте так же:  Состав налогового правонарушения состоит из следующих элементов

Безусловно, страна полна еще гусар, которые жалеют денег на нормальную ликвидацию, предпочитая «слить» фирму с миллиардными оборотами через старую добрую «РЕО» (а то и «рео в группе»), но неумолимый опыт общения с инспекторами (а иногда и со следователями) постепенно и последовательно приучает представителей субъектов предпринимательской деятельности к чистоте и гигиене в отношении юридических лиц.

Поэтому, как любой грамотный «холдинг», так и любое отдельное предприятие требует правильного юридического оформления, что подразумевает как чистое создание юридических лиц так и чистую ликвидацию.

Особенности выездной проверки при ликвидации ООО

Сроки проведения выездной налоговой проверки при ликвидации и другие аспекты такой проверки идентичны «традиционной» выездной налоговой проверке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Единственное отличие выездной налоговой проверки при ликвидации организации от обычной выездной ревизии заключается в том, что она не зависит от времени и предмета предыдущего визита инспекторов.

Проверка ликвидируемой компании – это право налоговиков, а не обязанность. Ее можно избежать, если сотрудники ФНС будут уверены в добросовестности компании и доверят ликвидационной комиссии самостоятельно отразить итоги хозяйственной и экономической деятельности предприятия в промежуточном балансе. Тратить время на «бесперспективную» для них проверку инспекторы не станут. Поэтому задача компании убедить налоговиков еще до начала ликвидации, что пополнить бюджет за ваш счет у них не получится.

Каковы максимальные сроки ревизии

С 2017 года срок налоговой проверки малого бизнеса был сокращен до одного года. Однако налоговики могут продлить его еще на полгода. Поэтому не стоит ожидать прохождения проверки в кратчайшие сроки: всегда стоит готовиться к худшему.

Для справки

В соответствии со ст. 89 НК РФ стандартный срок прохождения налоговой проверки после ликвидации ООО составляет 2 месяца.

К слову, срок назначения проверки после подачи документов о ликвидации законодательно не ограничен. Поэтому, подав уведомление о закрытии ООО по форме Р15001, владелец бизнеса должен самостоятельно обращаться в налоговые органы и узнавать, назначена ли ему ревизия или он может спокойно закрывать свою фирму.

Если суммировать эти сроки, то проверка после ликвидации может занять больше 2 лет: в течение первого года ревизия будет назначаться, еще полтора года налоговики будут осматривать и фотографировать помещения, инвентаризировать движимое имущество, проверять бумаги. Чтобы минимизировать потери, владелец бизнеса должен постараться привести свой бизнес перед ликвидацией в то состояние, в котором ему точно не понадобится налоговая проверка.

1. Единственный способ ликвидации фирмы — официальная добровольная ликвидация по решению ее участников

Федеральная налоговая служба (ФНС) придумала понятие некоей «фирмы-однодневки» (этот термин шепотом), некий собирательный негативный образ юридического лица, от которого «средним», «нормальным» предприятиям нужно держаться подальше.

И, вроде как, эти самые «однодневки» должны по логике вещей ликвидироваться через различные «серые схемы» — смену директора/участников, «продажу фирмы», реорганизации и т.п., а «нормальные» юридические лица должны ликвидироваться стандартно — через официальную процедуру ликвидации ООО, но происходит все с точностью до наоборот.

Что такое ликвидация ООО и ее этапы

Законодательно процедуру ликвидации компании регулируют статьи 61, 62, 63, 64 и п. 1 ст. 92 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно последнему, для упразднения организации необходимо созвать общее собрание участников ООО, на котором примут единогласное решение о прекращении деятельности компании и назначат ликвидационную комиссию.

Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя. Сразу после ее формирования именно к членам комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества (п.4 ст.62 ГК РФ, п. 3 ст.57 ФЗ «Об обществах…»). Председателем комиссии необязательно быть собственнику – им может стать, например, бухгалтер.

Компания остается действующей, пока в ЕГРЮЛ не появится соответствующая запись. До этого времени – а в среднем процесс ликвидации ООО занимает не менее 2-4 месяцев, а иногда и год – компания должна по-прежнему вовремя предоставлять всю отчетность: налоговую, бухгалтерскую и по страховым взносам.

О прекращении деятельности необходимо сообщить в ИФНС и службу занятости, а вот уведомлять ПФР и ФСС необязательно – налоговики сделают это сами. Исключение составляют предприятия, которые производят выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве – в этом случае ФСС уведомляют об упразднении компании в течение десяти дней с момента назначения ликвидационной комиссии.

Поставить в известность налоговиков о ликвидации ООО и формировании ликвидационной комиссии необходимо в течение трех дней после принятия соответствующего решения (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] К нему нужно приложить решение общего собрания о ликвидации общества. Подпись заявителя заверяется нотариально. За нарушение трехдневного срока предусмотрен штраф пять тысяч рублей или предупреждение (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Сразу после информирования налоговиков ликвидационная комиссия должна опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о прекращении деятельности компании, а также проинформировать кредиторов о сроках и порядке заявления ими своих требований. Кроме этого письменное уведомление отправляется персонально каждому кредитору (п. 1 ст. 63 ГК РФ). На заявление своих претензий кредиторам выделяется не меньше двух месяцев.

Помимо этого, процесс ликвидации предусматривает поэтапное взаимодействие с многочисленными ведомствами, в том числе со Службой занятости, ПФР, Государственным архивом и т.д. Только одна процедура уведомления и расчета сотрудников предполагает использование Закона «О занятости населения» № 1032-1, Трудового кодекса РФ, многочисленных Положений, утвержденных Правительством, и писем Роструда.

В случае ликвидации юрлица эксперты 1С-WiseAdvice не только контролируют задолженность компании перед бюджетом, но и организуют беспрепятственное прохождение всех стадий ликвидации. Важно не просто подготовить безупречный ликвидационный баланс и провести ревизию долгов, но и соблюсти все формальные требования, неисполнение которых влечет дополнительные расходы клиента в виде штрафов.

Таким образом, процедура ликвидации налогоплательщика не всегда сопровождается проведением выездной налоговой проверки.

Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.

В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр.

Читайте так же:  Как оформить возврат налога по ипотеке

И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка. При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015).

Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г. №Ф05-11476/2014).

5. Как избежать ВНП при ликвидации

До недавнего времени (примерно год-два назад) работала формула миграции — юридическое лицо снимается с адреса местонахождения, переезжает в другой регион, становится на налоговый учет и спокойно закрывается, т.к. на новом месте интереса к ней еще никакого нет. Благодаря усилиям ФНС, формула перестала работать — на переезд стало уходить по нескольку месяцев, за время которых усилия по миграции приравнивались инспекторами к усилиям по ликвидации со всеми вытекающими последствиями — интересен/проверка. Не интересен — да пусть катится.

Поэтому лучший способ избежать ВНП — не вызывать интереса, быть серым, безликим, не модным юридическим лицом. А если интерес и возник, стараться, чтобы его размер был пропорционален юридическому лицу.

4. Официальная добровольная ликвидация ООО без выездной налоговой проверки

Иногда, по отдельным (особо интересным) юридическим лицам решение о выездной налоговой проверке при ликвидации может быть принято вышестоящим налоговым органом. «Город», «Область», «Край» всегда могут вмешаться в действия (или бездействие) «территориалки».

Конечно, все общаются, все друг друга знают. Не секрет, как происходит карьерный рост, как решаются вопросы, но материал не об этом.

Сверка расчетов

При завершении деятельности ООО инспекция в обязательном порядке проводит с компанией сверку расчетов (п. 3 Регламента, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/[email protected]). С 1 января 2017 года ФНС является также администратором страховых взносов, поэтому их тоже будут сопоставлять (п. 2.1. ст. 32 НК РФ). Результаты сверки оформляются актом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/[email protected] От того, насколько гладко пройдет этот этап, в том числе будет зависеть решение налоговиков организовать ли проверку.

Отчетность для ФНС

В промежуток времени, указанный в предыдущем пункте, в налоговую необходимо сдать расчет по страховым взносам.

Налоговый кодекс не содержит четких указаний относительно порядка и сроках предоставления деклараций компанией, завершающей деятельность. Но согласно пояснениям из пп. 3, 4 ст. 55 НК РФ, декларации по выплатам с годовым налоговым периодом (налог на прибыль и имущество организаций и т.д.) должны содержать сведения за период с начала года до дня ликвидации. За этот же период сдаются расчет по форме 6-НДФЛ и справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. А вот периоды, за которые необходимо отчитаться в декларациях с месячным и квартальным налоговым периодом, в том числе НДС и ЕНВД, нужно согласовать со своей ИФНС.

Отчетность для ПФР и ФСС

В течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговый орган документов для государственной регистрации ликвидации, компания направляет в ПФР всю отчетность о работниках, их страховом стаже и т.п. Все сведения оформляются по предусмотренным формам.

В аналогичный срок в территориальный орган ФСС предоставляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении времени, отведенного кредиторам для предъявления своих требований (п. 2 ст. 63 ГК РФ), ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. В реестр непогашенных задолженностей включают и требование налоговиков выплатить недоимки и пени, если таковые, конечно, имеются. Но если налоговики решили провести выездную проверку компании, то ликвидационный баланс нельзя составить до ее окончания и вступления в силу решения о проверке.

Кроме перечня требований, предъявленных кредиторами, баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия. Нужно учитывать, что спорная кредиторская задолженность (размер и факт ее наличия) не включается в промежуточный баланс (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 18558/13, письма ФНС России от 30.03.2017 № ГД-4-14/[email protected] и от 10.10.2016 № ГД-4-14/[email protected]).

формирования промежуточного ликвидационного баланса – дать полное достоверное представление о финансовом положении компании и ее способности рассчитаться с кредиторами. Поэтому перед тем как приступить к подведению завершающих итогов экономической деятельности ООО, проводят инвентаризацию. Если окажется, что имеющихся средств и имущества недостаточно, чтобы рассчитаться с долгами, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (п. 4. ст. 63 ГК РФ). В случае, когда компания может удовлетворить требования кредиторов, председатель комиссии представляет в ИФНС уведомление по форме № P15001, прилагает к нему сам баланс.

Что проверяют после закрытия ООО

Условия, соблюдение которых позволит компании избежать визита инспекторов, к сожалению, в законодательстве четко не сформулированы. Принятие решения о необходимости налоговой проверки отдано на усмотрение ИФНС. Следовательно, без помощи экспертов, которые точно знают, какие данные будут сопоставлять налоговики, рассчитывая целесообразность ревизии, не обойтись. Специалисты 1С-WiseAdvice изначально учитывают все возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности.

Там, где это возможно, наши эксперты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового. Одна из наших ключевых задач – уберечь Вашу компанию от лишнего внимания налоговых и других контролирующих органов. Мы называем это – обеспечить «режим невидимки». По сути наш подход является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными контролирующими органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки (в том числе, на проверку ликвидируемого ООО), а также для наложения санкций: выставления штрафов, блокировки расчетного счета и пр.

Процесс ликвидации включает несколько бухгалтерских процедур, от грамотной организации которых будет зависеть, «выпишут ли» вам инспекторы доначисления со штрафами и пенями или нет.

3. Критерии назначения выездной налоговой проверки при ликвидации юридического лица

В ходе самой проверки инспекторы просто собирают и оформляют доказательства нарушений налогового законодательства, о которых они уже знают.

ВНП, которая назначается только в связи с тем, что предприятие ликвидируется, без проведения предпроверочного анализа, со стандартной, «тяжелой» ВНП формально идентична, но по сути сильно от нее отличается. Временной промежуток ограничен, задач подтвердить суммы огромных недоимок перед инспекторами не стоит.

Безусловно, базы данных помоек, what’s up с обнальщиками, сомнительные операции, невостановленный НДС, огромный запас материалов на счете 10 и т.п могут принести неожиданно сильную головную боль, но все же не такой, как при обычной проверке. Поэтому, даже если проверку при ликвидации и назначили, пугаться ее не стоит — just business.

Читайте так же:  Налоговый вычет на проценты по ипотеке супругам

Процедура проведения выездной налоговой проверки

Согласно положениям ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения компании.

При этом допускается проведение проверки не по месту нахождения компании только в двух случаях:

проведение выездной проверки в отношении крупнейшего налогоплательщика (абз.2 п.2 ст.89 НК РФ);

проведение самостоятельной выездной проверки филиала компании (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 03.02.2016 г. №А81-4093/2015).

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала проводится на основании решения налогового органа по месту его нахождения.

При проведении налоговой проверки ликвидируемого филиала необходимо учитывать следующие ограничения:

налоговый орган, проводящий самостоятельную проверку филиалов не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (абз.3 п.7 ст.89 НК РФ);

налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала более двух выездных проверок в течение одного календарного года (абз.4 п.7 ст.89 НК РФ);

при проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов срок такой проверки не может превышать один месяц (абз.5 п.7 ст.89 НК РФ).

Выездная налоговая проверка филиала территориальной инспекцией проводится с учетом рекомендаций, приведенных в Письме ФНС РФ и Минфина РФ от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622.

Налоговая проверка филиала может проводиться на территории налоговой инспекции либо на территории налогоплательщика (по месту нахождения филиала). При этом налоговые инспекторы вправе провести осмотр любых закрытых помещений, имущества налогоплательщика.

При проведении налоговой проверки возможно проведение следующих процедур:

инвентаризация (п.13 ст.89 НК РФ);

осмотр (ст.91,ст.92 НК РФ);

истребование документов (ст.93, ст.93.1 НК РФ);

выемка (ст.94 НК РФ);

экспертиза (ст.95 НК РФ);

допрос (ст.90 НК РФ);

вызов свидетеля (ст.90 НК РФ);

получение экспертного заключения (ст.95 НК РФ);

Налоговая проверка при ликвидации

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует выездная налоговая проверка.

Как закрыть предприятие без налоговой проверки

Чтобы исключить выездную налоговую проверку при ликвидации ООО, до начала этой процедуры необходимо предпринять ряд действий:

  1. Приняв решение прекратить свой бизнес, «снижать скорость» желательно постепенно, последовательно уменьшая обороты компании и сведя их в итоге к нулю.
  2. Решить заранее вопросы с дебиторской/кредиторской задолженностью, а не ждать, когда кредиторы напомнят о себе в процессе ликвидации и помешают официально завершить деятельность компании в намеченные сроки.
  3. Провести все взаиморасчеты с сотрудниками, убедиться, что все кадровые документы в наличии и правильно оформлены.
  4. Провести сверку со всеми государственными органами и убедиться, что у вашего предприятия нет долгов по налогам, пеням и штрафам, а вся необходимая отчетность – сдана.
  5. Привести всю бухгалтерскую документацию в порядок.
  6. После всех принятых мер мы рекомендуем предприятию сдавать в течение трех лет «нулевую» отчетность, т.к. срок налоговой проверки составляет именно три года. После этого вы можете смело подавать документы на ликвидацию предприятия. У контролирующих органов не будет желания проверять недействующее предприятие, так как доначислять «нулевому бизнесу» нечего.

Имейте в виду: налоговикам необходимо понять причину ликвидации компании – для этого они оценивают финансово-хозяйственную деятельность компании по предоставленной отчетности. Если будут выявлены существенные налоговые нарушения, сопоставимые с планом проверок, и инспектор установит платежеспособность компании или ее контролирующих лиц, проверка будет наверняка.

Порядок проведения налоговой проверки при закрытии филиала компании в другом городе

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Компания может принять решение о закрытии своего филиала, расположенного в другом городе. Ликвидация филиала включает в себя, помимо кадровых процедур, подготовку определенного пакета документов, предусмотренных налоговым и гражданским законодательством.

Определение филиала дано в п.2 ст.55 ГК РФ. Филиал – это обособленное подразделение компании, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции (или их часть), в том числе функции представительства. Наличие филиала указывается в учредительных документах головной компании (п.3 ст.55 ГК РФ).

Налоговое законодательство не содержит определение филиала. в ст.11 НК РФ раскрываются лишь признаки обособленного подразделения:

наличие оборудованных стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного месяца.

При этом (в отличие от норм гражданского законодательства), признание обособленного подразделения компании таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Нормами налогового законодательства не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством компании (п.1.4 Письма ФНС РФ от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622 и Минфина РФ от 28.03.2011 г. №03-02-08/32).

В рамках самостоятельной выездной налоговой проверки филиала налоговыми органами проверяется правильность исчисления и своевременность уплаты только региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п.7 ст.89 НК РФ).

Практически это означает, что налоговая инспекция, расположенная в субъекте нахождения филиала, не может в рамках самостоятельной выездной налоговой проверки проверить полноту и своевременность уплаты федеральных налогов (например, НДС). Однако филиал может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки головной компании (п.7 ст.89 НК РФ) и в этом случае будут проверяться и федеральные налоги.

Оформление результатов проверки

Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).

Источники

Камеральная налоговая проверка при ликвидации ооо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here