Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

— организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и на которую этим договором возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Определение из нормативных актов

Налоговый кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 25.1):

«Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций. «

Разъяснение

Консолидированная группа налогоплательщиков — это добровольное объединение налогоплательщиков, которые уплачивают налог на прибыль по правилам, близким к установленным для единой организации. Участники такого договора и именуются участниками консолидированной группы налогоплательщиков. На одного из участников (ответственный участник консолидированной группы) договором (о создании консолидированной группы налогоплательщиков) возлагаются обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

В КГН входят ответственный участник и иные участники. В функцию ответственного участника КГН входит ведение налогового учета, исчисление и уплата налога на прибыль организаций (авансовые платежи) по консолидированной группе налогоплательщиков, представление в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а также документов, полученных от других участников этой группы.

Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.

Участники консолидированной группы налогоплательщиков исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы (ст. 246 НК РФ).

Для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков, прибыль определяется как величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника и рассчитываемая в порядке, установленном пунктом 1 статьи 278.1 и пунктом 6 статьи 288 НК РФ (п. 4 ст. 247 НК РФ).

Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков определены в статье 25.5. НК РФ.

Так, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан (п. 3 ст. 25.5. НК РФ):

1) представлять в порядке и сроки, которые предусмотрены НК РФ, в налоговый орган для регистрации договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, решение или уведомление о прекращении действия консолидированной группы налогоплательщиков;

2) вести налоговый учет, исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций (авансовые платежи) по консолидированной группе налогоплательщиков в порядке, установленном главой 25 НК РФ;

3) представлять в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а также документы, полученные от других участников этой группы, в порядке и сроки, которые установлены НК;

4) в случаях прекращения действия консолидированной группы налогоплательщиков и (или) выхода организации из состава консолидированной группы налогоплательщиков представлять другим участникам этой группы (в том числе вышедшим из состава группы или реорганизованным) сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (авансовых платежей) и составления налоговых деклараций за соответствующие отчетные и налоговый периоды, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков;

5) уплачивать недоимку, пени и штрафы, возникающие в связи с исполнением обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

6) информировать участников консолидированной группы налогоплательщиков о получении требования об уплате налогов и сборов в течение пяти дней со дня его получения;

7) истребовать у участников консолидированной группы налогоплательщиков документы, пояснения и иную информацию, необходимую для осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля и исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

8) представлять первичные документы, регистры налогового учета и иную информацию по консолидированной группе налогоплательщиков, истребованную в рамках мероприятий налогового контроля налоговым органом, которым зарегистрирован договор о создании указанной группы.

Новый срок камеральной проверки – два месяца

Теперь камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течениедвух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом для иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, сроки камеральной проверки декларации по НДС остались прежними – шесть месяцев.

Но в этой «бочке меда» есть и «ложка дегтя». В случае если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС (за исключением камеральной налоговой проверки декларации по НДС, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Новые положения п. 2 ст. 88 НК РФ применяются в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу Федерального закона № 302‑ФЗ, то есть после 03.09.2018.

При этом вызывает вопросы норма о продлении до трех месяцев камеральной проверки декларации по НДС в случае установления налоговиками признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. То есть речь идет не о нарушениях, которые выявлены в ходе камеральной проверки, а о «признаках, указывающих на возможные нарушения». Законодатель не определяет понятие данных признаков, соответственно, налоговики будут трактовать его по‑своему. Судя по всему, если налоговикам лишь что‑то «померещится», то срок проверки будет продлен.

Читайте так же:  Налог на землю форма заявление

Кстати, нет и механизма продления срока до трех месяцев: как налогоплательщик узнает об этом? Будет ли он уведомлен о причинах продления? Установлено только, что решение о продлении срока камеральной проверки принимается руководителем налогового органа или его заместителем. При этом ничего не сказано о том, что данное решение будет направляться и в адрес налогоплательщика.

Новые права и обязанности участников консолидированных групп налогоплательщиков

Решение о ликвидации КГН в 2023 году было принято в связи с отменой требования по контролю за трансфертными ценами внутри страны. До этого времени в обязанности КГН вменяется прогнозирование отчислений в бюджеты по налогу на прибыль (ст. 1 Федерального закона от 03.08 2018 № 302-ФЗ).

Ответственные участники консолидированной группы теперь обязаны представлять в ИФНС по месту своего учета информацию о прогнозируемых поступлениях по налогу на прибыль. Это касается налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.

Информация предоставляется в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период. Помимо ИФНС данную информацию будут получать и региональные управления Минфина.

Кроме того, ответственные участники обязаны будут сообщать о факторах, которые влияют на планируемые поступления налога на прибыль организаций. Указанная информация представляется по требованию ИФНС в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования.

Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Все в совокупности организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, должны соответствовать следующим условиям:
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 миллиардов рублей;

2) суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 миллиардов рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 89.1 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков на территории (в помещении) ответственного участника этой группы и на территориях (в помещениях) иных участников этой группы на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае если у участника консолидированной группы налогоплательщиков отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка в отношении такого участника может проводиться по месту нахождения соответствующего налогового органа.

Пунктом 2 ст. 89.1 Кодекса предусмотрено, что решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника этой группы.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства участника консолидированной группы налогоплательщиков не проводится.

В решении о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков указываются:
полное и сокращенное наименования участников консолидированной группы налогоплательщиков; налоговые периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Должностные лица, указанные в решении о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, могут принимать участие в проведении проверки по всем участникам консолидированной группы налогоплательщиков.

Проведение выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном ст. 89 Кодекса, не препятствует проведению самостоятельных выездных налоговых проверок участников этой группы по налогам, которые не подлежат исчислению и уплате указанной консолидированной группой налогоплательщиков, с отдельным оформлением результатов таких проверок.

Согласно п. 4 ст. 89.1 Кодекса предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков являются правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе.

В соответствии с п. 5 ст. 89.1 Кодекса выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.

Налоговый контроль по-новому: камералки, допрос свидетеля, истребование документов

03.09.2018 вступил в силу Федеральный закон № 302‑ФЗ, который в том числе меняет подходы к отдельным вопросам налогового администрирования. Первоочередными мерами, по мнению разработчиков новшеств, являются:

– сокращение сроков камеральных проверок;

– изменение предмета повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации;

– введение новой процедуры оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Об этих и других новшествах налогового законодательства – в предложенном материале.

Сроки существования КГН

Все зарегистрированные до 2018 года договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков (изменения в договоры) действуют до даты окончания срока их действия. Крайний срок – 1-е число налогового периода по налогу на прибыль организаций, начинающегося в 2023 году.

Читайте так же:  Как оформить возврат уплаченных процентов по ипотеке

Договоры о создании КГН, зарегистрированные в 2018 году, считаются незарегистрированными. При этом налоговики не позднее 1 марта 2019 года обязаны уведомить в произвольной форме ответственного участника КГН о признании соответствующего договора незарегистрированным (ст. 3 Федерального закона от 03.08 2018 № 302-ФЗ).

После 1 января 2023 года все без исключения договоры о создании КГН утрачивают свою силу и прекращают действовать. С 2023 года организации выйдут из состава КГН, а сами группы будут ликвидированы.

При этом за участниками КГН сохранятся права и обязанности, установленные ст. 25.5 НК РФ для организаций при их выходе из состава КГН. В частности, организации будут обязаны уплатить недоимки по налогу на прибыль, а также пени и штрафы, образовавшиеся в период действия КГН.

Консолидированные группы налогоплательщиков: запрет на регистрацию

Возможность создания консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) как объединений плательщиков налога на прибыль появилась в законодательстве в 2012 году (Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ). При этом уже через несколько лет выяснилось, что КГН являются убыточными для региональных бюджетов вследствие следующих моментов:

  • уплата налогов в регионах с пониженными ставками налога на прибыль;
  • уменьшение общей налогооблагаемой базы за счет наличия в КГН убыточных организаций.

В связи с этим с 2016 года регистрация КГН была приостановлена. На сегодняшний день в России действует 18 таких групп.

С момента вступления в силу Федерального закона от 03.08 2018 № 302-ФЗ договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрации налоговыми органами уже не подлежат.

Также налоговики прекратили и регистрацию изменений в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Больше не регистрируются следующие изменения в договоры:

  • связанные с присоединением к консолидированной группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы);
  • связанные с выходом организации из консолидированной группы налогоплательщиков;
  • связанные с продлением срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Зарегистрированные до 2018 года договоры о создании КГН продолжат свое действие с учетом законодательных ограничений.

Уточненная декларация: новый предмет проверки

Законодатель изменил предмет повторной проверки: теперь предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Таким образом, как и ранее, в случае представления уточненной декларации с уменьшенной суммой налога может быть проведена повторная выездная налоговая проверка. Но если раньше был ограничен проверяемый период – это был период, за который представлялась «уточненка», то теперь установлен предмет проверки – данные, которые повлияли на уменьшение суммы налога или увеличение убытка, что логично. Соответственно, налоговики смогут теперь проверять только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, измененных в уточненной декларации.

Такого подхода придерживались судебные инстанции, с которыми впоследствии согласились и налоговики (Письмо ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979): в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09 предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе проверки, проводимой на основании абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ, не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с указанной корректировкой. Теперь данный подход закреплен законодательно.

Дополнительно

Консолидированная группа налогоплательщиков — добровольное объединение налогоплательщиков, которые уплачивают налог на прибыль по правилам, близким к установленным для единой организации.

Участник консолидированной группы налогоплательщиков — организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Среди участников один назначается как ответственный участник КГН.

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков — договор, заключаемый между участниками консолидированной группы налогоплательщиков, о ее создании и функционировании.

Энциклопедия решений. Особенности камеральных налоговых проверок по консолидированной группе налогоплательщиков

Особенности камеральных налоговых проверок по консолидированной группе налогоплательщиков

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в общеустановленном ст. 88 НК РФ порядке, но имеет ряд особенностей.

Проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником консолидированной группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа (п. 11 ст. 88 НК РФ).

Проводится проверка налоговым органом по месту регистрации договора о создании такой группы (п. 5 ст. 25.3, п. 1 ст. 88 и п. 8 ст. 289 НК РФ).

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника консолидированной группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налоговому органу представляет ее ответственный участник.

Срок проведения камеральной проверки по консолидированной группе налогоплательщиков — в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Все документы, оформляемые по камеральной проверке консолидированной группы налогоплательщиков, со стороны проверяемого лица подписывает ответственный участник этой группы (его представитель). При этом на отдельных этапах оформления ее результатов и вынесения решения по ней НК РФ предусмотрены увеличенные сроки.

По итогам камеральной проверки консолидированной группы налогоплательщиков, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, составляется акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после ее окончания.

Акт вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков (его представителю) в течение 10 дней с даты этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Письменные возражения по акту налоговой проверки представляются ответственным участником консолидированной группы в течение 30 дней со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Материалы камеральной проверки и возражения по акту проверки рассматривает руководитель инспекции или его заместитель в порядке, установленном ст. 101 НК РФ. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для представления возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Читайте так же:  Налоговая декларация на возврат процентов по ипотеке

Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на основании п. 2 ст. 101 НК РФ направляется ответственному участнику.

В процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника консолидированной группы, других участников этой группы. Обязанность по их извещению о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лежит на ее ответственном участнике. Ненадлежащее исполнение этой обязанности ответственным участником не является основанием для отложения рассмотрения материалов налоговой проверки.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, в случае необходимости, руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы. При этом решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников консолидированной группы (пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ).

Решение может быть обжаловано ответственным участником консолидированной группы, а в части привлечения иного участника этой группы к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть самостоятельно обжаловано таким участником (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Консолидированные группы налогоплательщиков: начало конца

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ, вступивший в силу 3 сентября, ввел запрет на регистрацию консолидированных групп налогоплательщиков и ограничил время их существования. Рассказываем, что ожидает консолидированные группы налогоплательщиков в ближайшее время.

Протокол допроса свидетеля: копия для свидетеля обязательна

До рассматриваемых новшеств НК РФ не было предусмотрено вручение допрашиваемому лицу копии протокола допроса. На практике налоговики и не выдавали никаких копий и считали, что не обязаны это делать (Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03‑02‑08/82). Отсутствие копии протокола затрудняло защиту проверяемым налогоплательщиком и свидетелем своих прав и законных интересов. Теперь налогоплательщик при подготовке возражений по акту проверки сможет использовать копию протокола сотрудников налогоплательщиков и других лиц, которые были допрошены, а не полагаться на их память.

Истребование документов: уведомление о ранее представленных документах

Теперь это правило перестает действовать. Налогоплательщик, как и ранее, не обязан повторно представлять документы, но он должен уведомить налоговиков о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ). В уведомлении нужно указать реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименование налогового органа, в который были представлены документы. Срок для представления данного уведомления – десять рабочих дней. Исключение из этого правило остается таким же, как и было.

Изменения внесены и в п. 5 ст. 93.1 НК РФ, а именно в части установления сроков представления документов о контрагентах налогоплательщика.

Теперь лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с п. 1 и 1.1 ст. 93.1 НК РФ – в рамках налоговых проверок, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

До сих пор был единый срок представления истребуемых документов – пять рабочих дней с даты получения требования.

Как и ранее, если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в обозначенные сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы, уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы могут быть представлены, вправе продлить срок представления названных документов. Указанное уведомление представляется в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 93 НК РФ.

Дополнительные мероприятия налогового контроля: результаты будут оформлены

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки урегулирован в ст. 101 НК РФ, в которую также внесены обновления. Принципиальные новшества затрагивают порядок оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Напомним, что к дополнительным мероприятиям налогового контроля относятся истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Проводятся допмероприятия для получения дополнительных доказательств нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Действовавшими ранее нормами НК РФ не предполагалось оформлять результаты допмероприятий налогового контроля каким‑либо отдельным документом, все указывалось в акте налоговой проверки. Теперь в силу новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ и новым п. 6.2 названной статьи будет составляться дополнение к акту налоговой проверки, в котором должны будут указываться:

– начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;

– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля,

– полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых;

– выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение 15 рабочих дней со дня окончания таких мероприятий.

Оформленное дополнение с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено налогоплательщику или его представителю под расписку либо передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Читайте так же:  Налог на прибыль при выплате дивидендов учредителям

При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) дополнение в течение десяти дней с даты этого дополнения вручается ответственному участнику КГН в установленном порядке.

Дополнение к акту налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ), не осуществляющей деятельность на территории РФ через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в ЕГРН. Датой вручения этого дополнения к акту налоговой проверки считается 20‑й день, считая с даты отправки заказного письма.

Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются.

Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, то данный факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае документ направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Кроме нового документа, налогоплательщик получает право представить возражения по дополнению к акту налоговой проверки по следующим правилам:

– сделать это можно в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнения;

– возражения должны быть письменными;

– возражения могут быть как в целом по документу, так и по его отдельным положениям. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений;

– при проверке КГН такие возражения представляет ответственный участник названной группы. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В связи с введением дополнения к акту налоговой проверки внесены соответствующие изменения и в п. 1, 2, и 4 ст. 101 НК РФ.

Новые положения ст. 101 НК РФ применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после дня вступления в силу Федерального закона № 302‑ФЗ, то есть после 03.09.2018.

Вступил в силу Федеральный закон № 302‑ФЗ, который направлен на совершенствование налогового администрирования и снижение административной нагрузки на бизнес. Закон внес следующие изменения в ч. I НК РФ:

– сроки проведения камеральной проверки декларации по НДС сокращены с трех до двух месяцев;

– предметом повторной выездной проверки на основании уточненной декларации с уменьшением суммы налога теперь может быть только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, измененных в уточненной декларации;

– копия протокола допроса свидетеля будет вручаться свидетелю в обязательном порядке;

– как и ранее, налогоплательщик не обязан повторно представлять документы, но теперь он должен уведомить налоговиков о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее. В уведомлении нужно указать реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименование налогового органа, в который были представлены документы. Срок для представления данного уведомления – десять рабочих дней;

– срок представления документов в рамках «встречной проверки» увеличен с пяти до десяти рабочих дней;

– к акту налоговой проверки теперь будет составляться дополнение по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля, в котором проверяющие будут фиксировать суть этих мероприятий, а также выводы, сделанные по их итогам. Налогоплательщик получил возможность ознакомиться с таким документом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам, что позволит повысить объективность выносимого решения по проверке.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков

Консультант-эксперт по бухгалтерскому
учету и налогообложению
И.Н. Королев

С 1 января 2012 года вступит в силу Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» (далее — Закон № 321-ФЗ), которым внесены изменения в первую и вторую часть Налогового кодекса РФ. Он направлен на совершенствование системы противодействия трансфертному ценообразованию и предусматривает создание консолидированных групп налогоплательщиков.

В частности, первая часть Налогового кодекса РФ дополнена:
• главой 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков» (статьи 25.1 — 25.6 НК РФ);
• статьей 89.1 «Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков»;
• статьей 122.1 «Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником».
Кроме того, законодатели внесли изменения в статьи 29, 32, 34.2, 44, 45 — 47, 52, 62, 69, 70, 75 — 80, 88, 89, 92 — 95, 100 — 102, 122. В результате положения первой части НК РФ теперь распространяются и на консолидированные группы налогоплательщиков.
Во второй части НК РФ появились две новые статьи:
• 278.1 «Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков»;
• 321.2 «Особенности ведения налогового учета участников консолидированной группы налогоплательщиков».
Кроме того, законодатели внесли поправки в целый ряд статей второй части НК РФ.

Что такое «консолидированная группа налогоплательщиков»?

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) — это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль без создания юридического лица (п. 1 ст. 25.1 и п. 1 ст. 25.3 НК РФ).

Кто может стать участником консолидированной группы?

Создать консолидированную группу налогоплательщиков могут только российские организации, которые соответствуют условиям, приведенным в статье 25.2 НК РФ (Таблицы № 1 и 2).
Эти условия должны соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы (п. 1 ст. 25.2 НК РФ).

Условия, которым должна соответствовать каждая организация — участница консолидированной группы в отдельности

Условие Величина показателя Основание
Доля прямого и (или) косвенного участия одной организации в уставном капитале другой организации Не менее 90% П. 2 ст. 25.2 НК РФ
Организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации Пп. 1 п. 3 ст. 25.2 НК РФ
В отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Пп. 2 п. 3 ст. 25.2 НК РФ
Размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов для регистрации договора о создании консолидированной группы Не превышает размера ее уставного капитала Пп. 3 п. 3 ст. 25.2 НК РФ
Читайте так же:  Заявление на разделение имущественного вычета между супругами

Порядок определения доли участия одной организации в другой организации установлен статьей 105.2 НК РФ, которая вступит в силу с 1 января 2012 года.

Условия, которым должны соответствовать участники консолидированной группы в совокупности

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков

О.А. Курбангалеева,
генеральный директор ООО «Консалтинг Успешного Бизнеса»

22 октября 2010 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект № 392729-5 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков».

Проектом федерального закона предусмотрено создание в Российской Федерации института консолидации налогоплательщиков. Такие изменения непосредственно связаны с совершенствованием системы противодействия трансфертному ценообразованию.
Целью создания института консолидации налогоплательщиков является объединение налоговой базы по налогу на прибыль взаимозависимых организаций. Это значит, что взаимозависимые организации будут рассматриваться как единое предприятие (единая хозяйственная единица). А при расчете налога на прибыль прибыли и убытки организаций, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков (далее — КГН), будут суммироваться. Следовательно, величина налогооблагаемой прибыли одной организации — участника КГН будет уменьшаться на сумму убытков, полученных другой организацией — участником КГН.
Предполагается, что новый федеральный закон вступит в силу 1 января 2011 года.
Законопроект № 392729-5 предусматривает внесение следующих изменений:

раздел II «Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях» первой части НК РФ будет дополнен главой 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков» (статьи 25.1 — 25.7 НК РФ);
будут внесены поправки в отдельные статьи первой части НК РФ;
пункт 2 статьи 146 «Объект налогообложения» главы 21 «НДС» НК РФ будет дополнен новым подпунктом 12;
глава 25 «Налог на прибыль» НК РФ будет дополнена новыми статьями:
259.4 «Особенности определения стоимости амортизируемого имущества, методов и порядка расчета сумм амортизации для участников консолидированной группы налогоплательщиков»;
278.1 «Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков»;
278.2 «Особенности определения налоговой базы и переноса убытков на будущее при прекращении действия консолидированной группы налогоплательщиков (после выхода налогоплательщика из состава консолидированной группы налогоплательщиков)»;
282.2 «Порядок определения налоговой базы по доходам участника консолидированной группы налогоплательщиков (доли консолидированной налоговой базы)»;
321.2 «Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков».

Кроме того, будут внесены дополнения в статьи 250 «Внереализационные доходы» и 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ.
Законопроект содержит следующие положения.

Что такое КГН?

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) — это добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании КГН в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. Такое определение приведено в статье 25.1 НК РФ.
Оно отражает два основных условия создания консолидированной группы налогоплательщиков:

добровольный характер участия в группе;
формирование группы на основе договора и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков не влечет создания новой организации либо изменения организационно-правовой формы организаций — участников КГН (п. 2 ст. 25.4 НК РФ).
Консолидированная группа налогоплательщиков должна создаваться не менее чем на два календарных года (п. 7 ст. 25.2 НК РФ).
Все организации консолидированной группы налогоплательщиков должны применять единую учетную политику для целей налогообложения налогом на прибыль организаций (пп. 2 п. 6 ст. 25.2 НК РФ).

Условия создания КГН

Поскольку консолидированная группа налогоплательщиков является новым для налоговых органов объектом администрирования, на первом этапе законодатели ограничили круг организаций, которые могут входить в состав этой группы.

Иностранные организации не могут стать участниками КГН

Во-первых, право на создание консолидированной группы предполагается предоставить только российским организациям — налогоплательщикам налога на прибыль организаций (п. 1 ст. 25.2 НК РФ). При этом участник одной консолидированной группы налогоплательщиков не может входить в состав других консолидированных групп налогоплательщиков (п. 4 ст. 25.2 НК РФ).

Участники КГН — взаимозависимые организации

Во-вторых, КГН может быть создана организациями, когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в деятельности другой организации. При этом доля такого участия в каждой организации составляет не менее 90% (п. 2 ст. 25.2 НК РФ). Высокая доля участия одной организации в другой организации подразумевает высокую степень контроля со стороны управляющей компании (основного общества) за деятельностью дочерних обществ.
Порядок определения доли участия одной организации в другой организации установлен статьей 25.3 НК РФ.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источники

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here