Качество финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Качество финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Содержание

  • Виды финансового контроля

    Финансовый надзор – это составное звено либо отдельная отрасль контроля, который осуществляется на территории Российской Федерации. Он представляет собой своего рода проверку на предмет законности и уместности работы в сфере образования, рассредоточение и расходование денежных фондов страны и субъектов регионального самоуправления. Всё это осуществляется с целью прогрессивного социально-экономического развития как отдельно взятых регионов, так и государства в целом.

    Ввиду того, что финансовый надзор касается разного рода отраслей финансово-экономической жизни страны, его плодотворность является предметов оптимально выбранной организации и вида осуществления ревизии. Проверку финансовых средств классифицируют по разным критериям. В соответствии с субъектами, которые его осуществляют, включают следующие виды финансового контроля:

    • Государственный – его контроль реализуется федеральными силами органов государственной власти, а также целенаправленной сформированными для этого структурами. В сферу его влияния входят такие сферы деятельности, как реализация федерального бюджета, предоставление и распределение кредитных средств бюджетного уровня, погашение государственного займа, предоставление налоговых льгот и тому подобное. В состав системы государственного контроля входит такая финансовая структура, как Центральный банк, который ведёт контроль за всей банковской сферой, а также осуществляет проверку денежного обращения;

    Внимание! Помимо Центрального Банка РФ, обязательный финансовый контроль государственного уровня ведут органы власти субъектов нашей страны!

    • Муниципальный – его сущность заключается в осуществлении исполнения бюджетов местного значения, контрактов муниципального типа на поставку товаров, оказание услуг и выполнения работ, а также выполнение долговых обязательств. Ключевую роль при реализации данного вида контроля играют операции с бюджетными средствами, их целевое расходование. Пристальное внимание уделяется также муниципальным унитарным организациям. Для выполнения муниципального контроля формируются соответствующие финансово-контрольные органы (например, муниципальное казначейство);

    Важно! Следует отметить, что хоть понятия государственного и муниципального контроль имеют общий характер (цели, задачи и ключевые направления), у них всё же есть принципиальное отличие. Всё дело в том, что контроль муниципального характера распространяется исключительно на направления финансовой деятельности муниципального образования!

    • Внутренний или как его ещё называют внутрифирменный контроль выполняется главным образом на фирмах, в организациях, а также учреждениях разного рода форм собственности. Ключевой задачей ревизии данного вида является поиск фактов хищения, недостач денег и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрифирменный надзор касается всех направлений финансовых операций (ведение учёта и отчётности, соблюдение условий договоров и так далее). Для этих задач могут быть сформированы контрольные подразделения (отделы ревизии, внутрипроверочные комиссии и так далее). Как правило, все функции внутрифирменного контроля возлагаются на главного бухгалтера и директора;
    • Независимый (аудиторский) контроль — это своего рода независимый анализ финансовой отчётности компании и бухгалтерского учёта. Аудиторская проверка не считается альтернативой государственному и внутрихозяйственному контролю, так как его ключевой задачей является самопроверка на предмет соответствия всех финансовых операций и отчётов действующему законодательству;

    Виды и формы финансового контроля

    Помимо типов финансового надзора в зависимости от субъектов, ниже кратко изложены типы проверок по направлениям финансовой деятельности:

    • Бюджетный – входит в список основных видов финансовой ревизии, задачей которой является сверка использованного бюджета с утверждённым;
    • Налоговый контроль;
    • Таможенный контроль осуществляется для своевременной и в полной объёме уплаты таможенных отчислений;
    • Валютный контроль;
    • Кредитный контроль;
    • Страховой контроль необходим для реализации правильного осуществления страховых действий.

    Виды и органы финансового контроля

    Финансовый контроль В Российской Федерации производят различные структуры и ведомства. К органам, его осуществляющим, относятся:

    • Законодательная власть: Государственная дума, Совет Федерации (их комитеты) и Счётная палата;
    • Контрольное управление Президента;
    • Исполнительная власть: Правительство РФ, а также администрации и правительства субъектов Федерации;
    • Государственные органы, которые ведут свою деятельность исключительно в финансовой сфере. Сюда входят органы исполнительной власти, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;
    • Кредитные организации (банки).

    Единая модель государственного финансового контроля

    Заместитель руководителя Федерального казначейства Э. А. Исаев в своем выступлении представил перспективную модель государственного финансового контроля, изложив предпосылки и условия ее создания. Потребность в единой модели, охватывающей все уровни бюджетной системы, обусловлена наличием ряда проблемных вопросов, в их числе: дублирование контрольных полномочий, большое количество контрольных органов, предметы контроля которых пересекаются, значительные ресурсные затраты на контроль, а также отсутствие единой методологии его осуществления.

    Дублирование контрольных полномочий ведет к избыточной контрольной нагрузке, особенно на уровне получателей бюджетных средств. Поэтому необходимо обеспечить обмен информацией и, самое главное, взаимное признание контрольными органами результатов работы друг друга. Федеральным казначейством и Счетной палатой уже проводится работа в этом направлении, обсуждается также возможность совместного проведения контрольных мероприятий. При этом взаимодействие должно начинаться на этапе идентификации рисков. Счетная палата может формировать карту рисков на своем уровне, передавать ее казначейству, которое дополнит карту своими рисками и передаст на уровень главных распорядителей бюджетных средств. Последние проведут необходимую работу в рамках внутреннего аудита и результаты транслируют уже получателям бюджетных средств. Таким образом, перспективная модель государственного финансового контроля должна включить в себя все уровни внешнего и внутреннего контроля и взаимодействие между ними в части карт рисков, обмена информацией о результатах контроля и взаимного признания его результатов.

    Читайте так же:  Длящееся налоговое правонарушение

    Аудит как вид финансового контроля

    Аудит (независимый контроль) – это вид деятельности, который даёт оценку функционирования организации и выражает мнение о правильности его бухгалтерской (финансовой) отчётности.

    Независимый контроль относится к следующим видам аудиторских проверок:

    • Финансовая;
    • Ценовая;
    • Налоговая;
    • Аудит хозяйственной деятельности;
    • Управленческая.

    Кроме того, стоит выделить такой вид независимого контроля, как особый (специальный) аудит, который направлен на анализ деятельности организации.

    Внимание! Аудит – это негосударственный вид финансовых проверок, ключевыми целями которых являются проверка достоверности отчётности экономических субъектов.

    Классификация видов контроля по срокам

    Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

    Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

    Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

    Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

    В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

    Классификация видов контроля: направления проверок

    Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

    • ревизии документооборота;
    • технические проверки;
    • проверки отчетности.

    Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

    В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

    Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

    Примеры видов финансового контроля

    И напоследок в качестве примера следует отметить предварительный финансовый надзор, результаты которого записываются в качестве экспертного заключения по проектам, сметам или же иным аспектам публичной финансовой деятельности.

    О финансовом контроле деятельности организации, вы можете узнать, посмотрев данное видео:

    Документы

    Письмо Минфина России

    от 29.12.2015 № 02-11-05/77284

    Методика внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемой органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

    Методика внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемой органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Отправить по электронной почте

    Методика внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемой органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Поделиться в социальных сетях

    Дата публикации: 25.03.2016

    Дата изменения: 25.03.2016

    Прикрепленный файл: pdf, 6.29 МБ

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО

    от 29 декабря 2015 г. N 02-11-05/77284

    В целях методологической поддержки органов государственного (муниципального) финансового контроля по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Министерство финансов Российской Федерации подготовило и направляет прилагаемую Методику внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемой органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

    ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

    И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ОРГАНАМИ

    ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)

    1. Настоящая Методика разработана с целью оказания методологической помощи органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в реализации ими бюджетных полномочий по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее — анализ внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита).

    2. Целью осуществления органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля анализа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита является определение оценки качества осуществления главным администратором бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и формирование предложений о принятии мер по повышению качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

    3. В целях определения оценки качества осуществления главным администратором бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в документе, являющемся основанием проведения анализа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, предусматривается перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения такого анализа, и указанных в Приложении N 1 к настоящей Методике.

    4. В ходе проведения анализа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита запрашиваются и изучаются документы, материалы, необходимые для получения достаточных надлежащих надежных доказательств формируемого органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля мнения о степени соответствия осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита критериям, указанным в приложении N 1 к настоящей Методике.

    5. В документе органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о результатах проведенного анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, направляемом главному администратору бюджетных средств (далее — Заключение), отражается следующая информация:

    Читайте так же:  Имущественный вычет дача

    отчет о результатах оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее — Результаты оценки);

    описание выявленных недостатков (нарушений) при организации и осуществлении главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

    предложения о необходимости принятия мер по повышению качества организации и осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

    Результаты оценки оформляются по форме согласно Приложению N 2 к настоящей Методике.

    К предложениям о необходимости принятия мер по повышению качества организации и осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита относятся предложения, направленные:

    на определение (корректировку) полномочий должностных лиц подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля;

    на установление (уточнение) требований к формированию, утверждению и актуализации карт внутреннего финансового контроля;

    на установление (уточнение) требований к ведению, учету и хранению регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

    на установление (уточнение) периодичности представления информации о результатах внутреннего финансового контроля;

    на формирование (корректировку) перечней операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) подразделениями, ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;

    на оценку (совершенствование оценки) бюджетных рисков при принятии решения о включении операции из Перечня операций в карту внутреннего финансового контроля;

    на определение (корректировку) полномочий подразделения внутреннего финансового аудита;

    на установление (уточнение) требований к составлению, утверждению и ведению плана аудиторских проверок;

    на установление (уточнение) требований к форме, порядку направления и сроков рассмотрения акта аудиторской проверки;

    на установление (уточнение) требований к составлению и представлению отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;

    на обеспечение функциональной независимости при осуществлении внутреннего финансового аудита структурных подразделений и (или) уполномоченных должностных лиц, работников главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

    6. На основании Заключений составляется доклад о результатах анализа организации и осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за отчетный год (далее — Доклад). Доклад направляется соответствующему финансовому органу.

    7. В Докладе отражаются следующие сведения:

    сведения о количестве мероприятий по анализу внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

    сведения об укомплектованности структурных подразделений внутреннего финансового аудита и (или) количество уполномоченных должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

    описание основных недостатков (нарушений), выявленных в ходе мероприятий по анализу внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отчетном году;

    сравнение результатов анализа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, проведенного в отчетном году, с результатами анализа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществленного за два года до наступления отчетного;

    информация о реализации предложений по повышению качества организации и осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, направленных органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

    К Докладу прилагается сводный отчет о результатах оценки качества внутреннего финансового и внутреннего финансового аудита за отчетный год по форме согласно приложению N 2 к настоящей Методике.

    к Методике внешней оценки

    качества внутреннего финансового

    контроля и внутреннего финансового

    аудита, осуществляемой органами

    (муниципального) финансового контроля

    Видео (кликните для воспроизведения).

    КАЧЕСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ

    (АДМИНИСТРАТОРАМИ) БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО

    Формы, виды и основные методы финансового контроля

    Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

    Методы проведения финансового контроля

    По времени проведения он классифицируется на:

    • Предварительный финансовый контроль реализуется до осуществления всех финансовых действий. Его суть состоит в прогнозе показателей, расчётов и финансовых планов. Данный вид проверки является предупредительным и направлен на предотвращение нецелесообразного использования денежных средств. С помощью предварительного контроля можно подобрать наиболее оптимальное решение по инвестиционным программам, которые принесут наибольший объём дивидендов;
    • Оперативный финансовый контроль (текущий) выполняется как раз в момент исполнения финансовых операций;
    • Последующий финансовый контроль выполняется после выполнения финансовых операций или по истечению финансового года.

    Субъекты финансового контроля: органы власти

    Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

    Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

    Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

    Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

    Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

    Виды проверок финансового контроля

    Проверку финансового контроля осуществляют с помощью:

    • Проверок, которые классифицируются на документальные (осуществляется непосредственно на предприятии) и камеральные (производится контрольным органом);
    • Обследование, при котором могут осуществляться контрольные замеры проводимых работ, расход материалов, энергии и так далее с помощью инспекции на месте (опроса либо анкетирования);
    • Надзор – это проверка соблюдения правил и нормативов, нарушение которых приводит к лишению лицензии;
    • Экономический анализ – тщательное изучение отчётности организации для последующей оценки эффективности её деятельности;
    • Наблюдение является системой постоянно осуществляемых проверочных действий для выявления текущих изменений сфере хозяйствующих объектов;
    • Ревизия – самый главный, наиболее тщательный и многогранный метод финансового контроля.
    Читайте так же:  Полномочия органов финансово бюджетного контроля

    Методы финансового контроля: документальная проверка

    Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

    Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

    Классификация видов контроля по субъектам

    Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

    • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
    • органы законодательной власти;
    • банки;
    • правоохранительные структуры;
    • аудиторы;
    • вышестоящие организации;
    • общественные организации;
    • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

    Изучим их специфику подробнее.

    Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

    Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

    Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

    Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

    Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

    Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

    Проблемы в формировании контрольной среды

    Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. В. Романов призвал четко разграничить роли внешнего и внутреннего контроля. Предупреждение нарушений — это главным образом функция внутреннего контроля, который должен быть не столько административной единицей организации, сколько «внутренней совестью», внутренний контроль — это в первую очередь самоконтроль. А задача аудитора — и внутреннего, и внешнего — понять, насколько хорошо система внутреннего контроля организована, приносит ли она какую-то пользу.

    Как подчеркнул Романов, «такой подход не требует от ГРБС дополнительных расходов. Внутренний контроль должен работать на развитие и повышение эффективности “внутренней совести”, тогда мы будем не дублировать, а дополнять друг друга». И перечень выявленных нарушений — это не результат, должен быть анализ и рекомендации по предупреждению нарушений. Ничто не мешает достигать этого результата, как ничто не мешает признавать органам контроля разных уровней результаты работы друг друга.

    Далее состоялась небольшая дискуссия, в ходе которой участники высказали свое мнение по вопросу дублирования функций и взаимного признания результатов контроля. Специалисты сошлись во мнении, что это, по сути, вопрос доверия контролирующих органов к результатам работы друг друга.

    Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

    Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

    Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

    Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

    • субъект контроля;
    • направление контроля;
    • сроки выполнения.

    Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

    Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

    • методы, которые связаны с проверкой документов;
    • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
    • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

    Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

    Роль и место ВФК и ВФА

    Аудитор Счетной палаты РФ Т. В. Блинова в своем выступлении остановилась на вопросах организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита у главных распорядителей и получателей бюджетных средств, роли ВФК и ВФА в предупреждении и минимизации рисков нарушений. Система внутреннего финансового аудита создана на сегодняшний день у 96% главных администраторов бюджетных средств, при этом в 2017 году по сравнению с 2016-м в два раза уменьшилось количество ГАБС с недостоверной бюджетной отчетностью, в пять раз увеличился объем суммы нарушений, выявленных в рамках внутреннего финансового контроля и аудита.

    При этом только 13 ГАБС из 95 признают, согласно представленным отчетам, свою систему контроля и аудита надежной. В рамках внутреннего финансового аудита лишь единичные органы имеют предложения по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов. Таким образом, есть серьезный потенциал развития системы, который должен быть реализован.

    Блинова высоко оценила предложенную Казначейством России модель централизации бухгалтерского учета, при которой ведомство принимает на себя определенные функции в части внутреннего финансового контроля, смещая акценты от последующего и текущего контроля к предварительному. При этом деятельность Счетной палаты должна быть ориентирована на проведение стратегического аудита, контроль соответствия целей и задач государственных органов целям и задачам страны.

    Читайте так же:  Какие виды налогов платит ип

    Методы финансового контроля: фактическая проверка

    Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

    • проверку качества инфраструктуры предприятия;
    • проведение замеров, тестов;
    • инвентаризацию.

    Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

    Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

    Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

    Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

    Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

    Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

    Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

    Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

    Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

    Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

    Методы финансового контроля: проверка компетентности

    Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

    Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

    Значение государственного финансового контроля

    Дата публикации: 09.09.2018 2018-09-09

    Статья просмотрена: 527 раз

    Библиографическое описание:

    Родионова Е. С. Значение государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2018. — №36. — С. 39-40. — URL https://moluch.ru/archive/222/52559/ (дата обращения: 18.02.2020).

    Важным компонентом бюджетного процесса считается финансовый контроль, который гарантирует результативное функционирование государственной финансовой системы.

    Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, эффективность, бюджетные средства.

    Контроль — одна из существенный функций управленческого процесса, так как позволяет не только выявить и ликвидировать недостатки работы, но и дает стимул для продолжения деятельности. В связи с этим контроль в том или ином виде проявляется во многих сферах и процессах жизнедеятельности общества. Естественно, что в сфере финансов и бюджетных правоотношений он является одной из важных составляющих.

    В настоящее время одним из значимых инструментов определения эффективности использования бюджетных средств является финансовый контроль.

    Во всех цивилизованных странах должен присутствовать данный вид контроля, осуществляемый уполномоченными органами за соблюдением действующего законодательства, ведением финансовой документации, исполнением плана государственных доходов и расходов, а также за соблюдением общепризнанных норм права в ходе перемещения финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

    В современной России государственный финансовый контроль представляет собой сложный процесс наблюдения, сопоставления, проверки и анализа различных сфер экономики. Финансовый контроль является частью финансовой деятельности государства и выполняет координирующую роль на всех уровнях реализации государством его контрольной функции.

    Шохин С. О. рассматривает финансовый контроль как «межотраслевую систему организации надзорных функций с контрольными функциями государственных и общественных органов за процессами финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций для получения реальных оценок экономической эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, установления легитимности и оптимальности финансово-хозяйственных операций и поиск имеющихся резервов доходов государственного бюджета» [2].

    Именно финансовый контроль обеспечивает надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности. Главная цель государственного финансового контроля заключается в том, чтобы гарантировать эффективность процесса образования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства.

    В настоящей экономической ситуации все острее стоит проблема повышения эффективности бюджетного контроля на всех уровнях системы. В условиях прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо наиболее рациональным образом организовать процесс расходования государственных средств, чтобы не допустить применения различного рода коррупционных схем в бюджетных правоотношениях. Поэтому финансовый контроль в современных условиях следует рассматривать как один из инструментов определения эффективности использования бюджетных средств и поддержания финансовой дисциплины на всех стадиях бюджетного процесса.

    Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий и является неотъемлемой частью управления финансовыми общественными ресурсами. Объектом контроля является деятельность государственных органов и бюджетных учреждений по управлению вверенными им ресурсами.

    Читайте так же:  Оплата задолженности по налогам по квитанции

    Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных средств. Основными органами финансового контроля в Российской Федерации являются: Счётная палата Российской Федерации (осуществляющая внешний контроль), Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Казначейство — внутренний аудит).

    Законодатель обозначил, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1].

    Все контрольно-ревизионные мероприятия основываются на принципах законности, эффективности, объективности, независимости, открытости, гласности.

    Между тем, нормы, регулирующие бюджетный контроль, организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов являются составной частью бюджетного (финансового) права [3].

    Ведущей целью финансового контроля является ни столько выявление правонарушений в бюджетной сфере, сколько анализ деятельности организаций с целью повышения финансовой грамотности, предотвращение ошибок в дальнейшем, разумность в распределении и расходовании бюджетных средств государства. А ориентир финансового права — совершенствование государственными органами правовой базы, структуризация нормативных документов, определение чёткой функциональности контрольно-ревизионных органов.

    Достижение вышеуказанных целей требует постоянного совершенствования посредством внесения изменений в законодательные акты различных уровней и создания единого контролирующего органа.

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998.
    2. Мурина Т. Н. Финансовый контроль в системе финансового права РФ — Актуальные проблемы Российского права, 2012. № 1. С. 77–88.
    3. Шохин С. О. Бюджетно-финансовый контроль в России. М.: Прометей, 1995.

    Финансовый контроль и аудит как основа повышения качества управления общественными финансами

    Перспективная модель государственного финансового контроля должна включить в себя все уровни внешнего и внутреннего контроля и взаимодействие между ними в части карт рисков, обмена информацией о результатах контроля и взаимного признания его результатов.

    Фраза, вынесенная в заголовок статьи, одновременно была и названием сессии, прошедшей в рамках Московского финансового форума 2018. Заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров обратился с приветственным словом к участникам дискуссии и сообщил, что принятие поправок в Бюджетный кодекс по вопросам государственного финансового контроля ожидается до конца года. Модератором сессии выступил начальник Главного контрольного управления города Москвы Е. А. Данчиков.

    Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

    Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

    Опыт Минпромторга и субъектов РФ

    Заместитель министра промышленности и торговли РФ Г. М. Кадырова рассказала об опыте ее ведомства в организации финансового контроля и аудита. «Финконтроль и аудит — основа повышения качества управления. От нас ждут оценки рисков, потенциальных и существующих, которые могут повлиять на качество управления. Наши цели обозначены в указах президента страны, национальных проектах, национальных программах, государственных программах. Наша задача — обеспечить развитие промышленности. Наша сфера ответственности — от принятия решения о включении того или иного расхода в бюджет до оценки достижения результата», — отметила Кадырова.

    Замминистра рассказала о том, как организован процесс контроля внутри Минпромторга. Стандарты и процедуры прописаны внутренними документами и работают на автоматизацию системы внутреннего контроля. Введены и постоянно обновляются карты контроля — кто за что отвечает, что на каком этапе сотрудник должен проконтролировать. А внутренний аудит оценивает эффективность созданной системы внутреннего контроля и дает заключение органам управления по рискам и совершенствованию процессов управления.

    В своем докладе Кадырова подчеркнула важность обзоров выявленных у ГРБС недостатков и нарушений в финансово-бюджетной сфере, которые каждое полугодие рассылает Федеральное казначейство. Обзоры анализируются и служат источником для выявления и оценки рисков в министерстве и у подведомственных организаций.

    Заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов Л. В. Федотова в выступлении из зала также отметила, что ими внимательно изучаются обзоры недостатков и нарушений в финансово-бюджетной сфере, направляемые казначейством в финансовые органы субъектов РФ. Обзоры служат большим подспорьем для принятия управленческих решений. Кроме того, в отдельных случаях на основании полученной информации принимались и кадровые решения.

    Председатель Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга А. М. Жуков рассказал об опыте создания системы внутреннего контроля и мерах, предпринятых для повышения эффективности расходов. Комитет был создан в 2014 году для обеспечения процедурного контроля в сфере закупок от этапа планирования до исполнения контракта. В практику были внедрены обследования, в частности по контрактам, заключаемым получателями средств в конце финансового года, и отслеживание бюджетоемких контрактов, проверка банковских гарантий по таким контрактам с учетом надежности банков. Также питерские контролеры проверяют достижение целей госзаданий, регулируют вопросы предоставления субсидий из городского бюджета.

    В органах власти Санкт-Петербурга создана система внутреннего финансового контроля, ориентированная на выявление и оценку рисков, с применением карт внутреннего финансового контроля. Выявленные нарушения сопоставляются с картами контроля, которые по результатам уточняются, устраняются причины системных нарушений. А показатели по результатам внутреннего контроля включаются в критерии качества финансового менеджмента.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В. Б. ИЛЬИЧЁВА, заместитель начальника Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства

    Источники

    Качество финансового контроля
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here