Инвентаризация при выездной налоговой проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Инвентаризация при выездной налоговой проверки" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Инвентаризация имущества при проведении выездной налоговой проверки

Инвентаризация имущества при проведении выездной налоговой проверки

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).

Внимание

В силу п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. Соответственно, проведение инвентаризации имущества налогоплательщика возможно только в рамках выездной налоговой проверки. Право проведения налоговым органом инвентаризации вне рамок выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено (см. письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).

В настоящее время налоговые органы при проведении инвентаризации руководствуются Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее — Положение), утвержденным в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ совместным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 NN 20н, ГБ-3-04/39.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств (п. 1.5 Положения).

Как правило, инвентаризация проводится в случаях, когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, и (или) осмотра территорий и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение руководителя налогового органа (его заместителя), составляемое по форме, приведенной в приложении N 1 к Положению (п. 1.2 Положения). В распоряжении указывается причина и сроки проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, а также перечень имущества, подлежащего инвентаризации.

Распоряжение регистрируется в специальном журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации, составляемом по форме, приведенной в приложении N 2 к Положению.

Внимание

Инвентаризация имущества налогоплательщика не может проводиться в период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки, поскольку в этот период действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой, должны быть приостановлены (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Проверяющие могут провести инвентаризацию любого имущества налогоплательщика независимо от его местонахождения, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов (п.п. 1.3, 1.4 Положения).

Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика оформляются ведомостью результатов, выявленных инвентаризацией, и должны быть отражены в акте выездной налоговой проверки (пп. 11 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 5.1 Положения).

Внимание

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях инвентаризации имущества может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП.

http://base.garant.ru/58076954/

Налоговая инвентаризация

Инвентаризация — это инструмент контроля не только для хозяйствующего субъекта, но и для налоговых органов. Так при проведении выездной проверки инспекторы могут провести инвентаризацию имущества налогоплательщика. И чтобы для Вас этот факт не стало неожиданным рассмотрим, как данное мероприятие может организовать налоговый орган на территории вашего предприятия.

Проведение выездной налоговой проверки сопровождается совершением определенных мероприятий, направленных на сбор информации и фиксацию доказательств совершения налогового правонарушения. К таким мероприятиям Налоговое законодательство относит проведение инвентаризации имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Налоговики прибегают к такому инструменту налогового контроля как инвентаризация в следующих случаях:

1. Когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, или осмотра территорий и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие материально-производственных запасов, основных средств или иного имущества, не отраженных в учете налогоплательщика;

2. Когда в ходе контрольных мероприятий выявлены данные, дающие основание предполагать отсутствие указанных ценностей или имущества при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского и налогового учета.

Налоговым кодексом РФ порядок проведения данного контрольного мероприятия не определен. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке законодатель поручил утвердить Минфину России (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ). Практически сразу за введением части первой НК РФ Минфин России и МНС России выпустили совместный Приказ от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, которым как раз и было утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

В соответствии с п. 1.5 Положения по инвентаризации основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств.

Отметим, что на момент утверждения данного Положения еще не вступила в силу гл. 25 НК РФ. Налог на прибыль исчислялся в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Сумма налога в то время определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета с учетом корректировок, которые возникали в силу различий норм Закона N 2116-1 и Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (утв. Приказом МНС России от 15.06.2000 N БГ-3-02/231) и положений нормативных правовых актов бухгалтерского учета. Поэтому в настоящий момент данное положение должно использоваться с учетом всех изменений в налоговом и бухгалтерском законодательстве.

Основания для налоговой инвентаризации

Выше приводилось, что проведение инвентаризации имущества налогоплательщика возможно лишь при выездной налоговой проверке. А вот рамках камеральной проверки налоговый орган не вправе производить инвентаризацию имущества налогоплательщика. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).

Читайте так же:  Повысили налог на недвижимость

Такую же позицию занимают и судьи в Постановлениях ФАС Московского округа от 20.11.2006 N КА-А40/11244-06, ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2007 N А56-27539/2006.

Порядок проведения инвентаризации налоговыми органами

Инвентаризация имущества налогоплательщика проводится на основании распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя). Причем это может быть руководитель (заместитель руководителя) инспекции как по месту нахождения проверяемого налогоплательщика, так и по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств (п. 1.2 Положения об инвентаризации). В данном распоряжении (форма распоряжения приведена в Приложении N 1 к Положению об инвентаризации) указываются:

— наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), в отношении имущества которой проводится инвентаризация;

— юридический адрес (место жительства налогоплательщика);

— состав инвентаризационной комиссии с ее председателем;

— имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение;

— сроки проведения инвентаризации (даты начала и окончания);

— причина проведения налоговой инвентаризации.

Форма распоряжения обязательна для использования налоговыми органами. Само же распоряжение регистрируется в специальном журнале, предназначенном именно для регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.

Положение по инвентаризации во многом схоже с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). Некоторые его положения идентичны требованиям, установленным названными Методическими указаниями, а отдельные — просто их повторяют. Отсюда основные постулаты общей инвентаризации используются и при налоговой ревизии.

Еще до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия получает от налогоплательщика последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «. » (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Последнее положение наводит на мысль о правомерности требования проверяющих о представлении документов, которые датированы ранее периода проведения выездной проверки, в рамках которой проводится налоговая инвентаризация. Поскольку инвентаризация проводится в рамках выездной проверки, представление документов должно осуществляться:

— во-первых, в порядке, установленном ст. 93 НК РФ, — путем выставления соответствующего требования;

— а во-вторых, в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ — только за период, не превышающий трех лет.

Соответственно, документы, не относящиеся к проверке, налоговики истребовать не вправе. Но это сводит на нет весь смысл процедуры инвентаризации.

Непредставление же документов, которые датированы ранее периода проведения выездной проверки, скорее всего, не найдет поддержки у судей, поскольку норма о возможности проведения инвентаризации налоговиками в НК РФ все же прописана.

Материально ответственные лица должны расписаться в том, что к началу инвентаризации:

— все документы на имущество сданы в бухгалтерию и отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии;

— все подотчетные ценности оприходованы, а выбывшие — списаны.

Такие же расписки дают лица, которым выданы подотчетные суммы на приобретение имущества (доверенности на его получение).

В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. Но при этом используются не унифицированные формы для инвентаризации (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, от 27.03.2000 N 26), а формы, которые приведены в Приложениях N 4 — N 13 к Положению об инвентаризации.

Отметим, что в некоторых формах (к примеру, в инвентаризационных описях основных средств и товарно-материальных ценностей (Приложения N 4 и N 5 к Положению об инвентаризации)) имеются графы «по данным бухгалтерского учета. «. Но фискалы, скорее всего, будут вносить информацию о количестве и стоимости активов по данным налогового учета.

Процесс инвентаризации

Наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера. Количество материалов и товаров, которые хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре части этих ценностей. Определение веса или объема навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и специальных технических расчетов (п. 2.7 Положения об инвентаризации). Этим же пунктом предлагается налогоплательщику создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

В частности, обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, предоставить технически исправное весовое оборудование, а также измерительные, контрольные приборы и мерную тару.

Такое требование, конечно, удобно только для проверяющих. Но в НК РФ такой нормы не существует. К тому же ни Налоговый кодекс РФ, ни Кодекс РФ об административных правонарушениях не устанавливают ответственности за невыполнение таких действий. Единственная возможность налоговиков привлечь к ответственности налогоплательщика — это использование ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)» КоАП РФ. Но для этого фискалы должны доказать, что налогоплательщик не подчинился именно законному требованию. Законодатель же, как было сказано выше, такую обязанность налогоплательщику не вменил.

Свою «нейтральность» в части создания условий налогоплательщик может обосновать тем, что у него на момент инвентаризации отсутствуют необходимые сотрудники, нет достаточных финансовых ресурсов для привлечения рабочей силы и техники и др.

Документальное оформление

В ходе проведения инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые оформляются не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Положения об инвентаризации). Заполнение данных описей и актов должно осуществляться с учетом требований, указанных в п. п. 2.8 — 2.10 Положения об инвентаризации.

Читайте так же:  Налоговый период налога на недвижимость

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а также материально ответственные лица (п. 2.10 Положения об инвентаризации). При этом, как и при обычной инвентаризации, налоговики хотели бы получить расписку материально ответственного лица, подтверждающую проверку имущества комиссией в его присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.

Материально ответственное лицо может отказаться от подписания описи ссылаясь на претензии к налоговикам. Положение об инвентаризации не содержит способа преодоления такого отказа налогоплательщика. Любые действия фискалов в данной ситуации станут процедурными нарушениями. На них-то и следует заострять внимание при рассмотрении дела в суде. Вполне возможно, что судьи не примут такую опись в качестве надлежащего доказательства.

Завершается все составлением ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. Ее подписывает председатель комиссии. Нарушение приведенных положений может впоследствии стать основным доводом при оспаривании результатов инвентаризации, проведенной налоговиками, в суде.

http://auditfin.ru/journal/praktika/nalogovaja-inventarizacija/nalogovaja-inventarizacija/

Инвентаризация при выездной налоговой проверки

Семинар «Камеральные и выездные проверки: от начала до решения», актуально на 16 июня 2014 г.

Осмотр, инвентаризация, экспертиза

Осмотр: как и для чего проводится

Еще одно мероприятие налогового контроля, которое до 2015 года налоговики могут провести только в ходе выездной проверки, — осмотр территории и помещений проверяемой компании. То, что в настоящее время в ходе камералок такие мероприятия недопустимы, подтвердил и Пленум ВАС в пункте 24 Постановления № 57. Сейчас в рамках камеральной проверки инспекторы могут осмотреть лишь те документы и предметы, которые получены ими ранее, или те, на осмотр которых дали согласие их владельцы. Об этом сказано в пункте 2 статьи 92 НК.

О том, в рамках каких камеральных проверок налоговики смогут проводить осмотры начиная с 2015 г., читайте здесь.

Любой осмотр происходит в присутствии минимум двух понятых, не являющихся должностными лицами налогового органа, и под протокол, который должен подписать также и представитель организации. Поэтому о времени осмотра вас должны уведомить заранее, чтобы вы могли реализовать свое право присутствовать при его проведении.

Осмотр проводится для определения соответствия фактических данных об объектах налогообложения данным, содержащимся в представленных вами документа

Протоколы осмотра — это, пожалуй, одно из самых слабых мест инспекций. Они регулярно отклоняются судами как «неотносимые» доказательства. Дело в том, что дата осмотра всегда находится за рамками проверяемого периода, а порой и очень сильно отдалена от него во времени. Например, проверяют 2011 год, а осмотр проводят во время проверки в 2014 году. Понятно, что за это время многое могло измениться: здание могли начать использовать для иных целей, реконструировать и даже снести. А если здание или помещение на месте и используется в тех же целях, в нем может стоять другое оборудование.

Тем не менее «очень часто» не значит «всегда». И бывает, что протоколы осмотра помогают налоговикам доказать обоснованность доначислений. Так, ФАС Северо-Западного округа в прошлом году рассмотрел такую ситуацию. Организация в 2008 году учла в налоговых расходах оплату работ по устройству полимерного наливного пола в помещениях. Но в 2010 году при проведении осмотра в ходе ВНП инспекторы следов полимерного покрытия в объемах, отраженных в актах подрядчика, не обнаружили. Вывод: работы имели место лишь на бумаге, а расходы по их оплате учтены необоснованно. При этом суд отклонил довод организации, что осмотр был проведен спустя 2 года после проведения работ. Не принял во внимание суд и довод о недопустимости протокола неучастия в осмотре специалиста. Ведь установить, проводились ли какие-либо работы в помещении, могут и сами инспекторы без всяких специалистов. Однако иногда без них не обойтис

Осмотр: когда привлекают специалистов

Напомню, что специалист — это человек, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела и привлеченный налоговиками для содействия при проведении конкретных мероприятий налогового контроля. Специалиста, который присутствовал при осмотре, могут опросить в качестве свидетеля по обстоятельствам, установленным при осмотре. Все это сказано в статье 96 НК.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нередко специалистов привлекают для осмотров, когда надо провести какие-то измерения, например замеры площадей магазинов и других торговых точек, по которым уплачивается ЕНВД. Ведь судьи уверены, что инспекторы познаниями и умениями, позволяющими грамотно проводить замеры, не обладают. Кроме этого, специалист может понадобиться для разграничения ремонтных работ и реконструкции. Если такой вывод инспекторы сделают самостоятельно, на глазок, суд может решить, что протокол осмотра ничего не доказывае

Осмотр должен быть проведен во время ВНП. Если вы пустили налоговиков к себе на территорию уже после составления справки о проведенной проверке, а они у вас еще и что-то осмотрели, отклоняйте протокол осмотра как недопустимое доказательство. Суд вас наверняка поддержит.

Инвентаризация: зачем и как проводят

Право инспекции инвентаризировать ваше имущество при ВНП предусмотрено пунктом 13 статьи 89 НК. В отличие от осмотра помещений инвентаризация не требует участия понятых и по ее итогам составляют не протокол, а акты и ведомость. Присутствовать при инвентаризации — ваше право. И воспользоваться им в ваших интересах (хотя бы ради сохранности своего имущества).

Целью инвентаризации является выявление не учтенного для целей налогообложения имущества, а также сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского и налогового учет

Инвентаризацию имущества налоговики проводят на основании распоряжения начальника или заместителя начальника инспекции, назначившей ВНП. В нем должны быть указаны срок проведения мероприятия и состав инвентаризационной комиссии.

Фактическое наличие имущества (так же как и при обычной инвентаризации, которую каждая организация проводит хотя бы раз в год) проверят путем подсчета, взвешивания, обмера. При этом компания обязана создать налоговикам условия для проверки наличия того или иного имущества. Например, обеспечить рабочей силой для взвешивания и перемещения грузов, исправными весами, таро

Инвентаризация достаточно длительный и трудоемкий процесс. Поэтому ФНС в пункте 5.4 Письма рекомендует своим подчиненным проводить ее только тогда, когда анализ имеющихся у них данных дает основания предполагать наличие ТМЦ и основных средств, не отраженных в учете налогоплательщика.

Читайте так же:  Налог на недвижимость несколько квартир

Инвентаризация: что доказывает

С инвентаризацией та же проблема, что и при осмотре. Проблема временного разрыва. Согласитесь, бесполезно в 2014 году проводить инвентаризацию, если проверяемый период — 2012 год. Ну невозможно на основании инвентаризации, проведенной сегодня, установить фактическое наличие или отсутствие какого-либо имущества вчера. Сегодня мы сможем установить лишь то, что на настоящий момент это имущество есть или его нет, а было ли оно вчера, нам останется неизвестным. Например, выявили сегодня налоговики неучтенное оборудование — станок. Чтобы обложить его налогом на имущество, налоговикам нужно доказать, что он не только был у нас в наличии, но и был введен в эксплуатацию до 2013 года. Движимое имущество, учтенное в качестве основных средств начиная с 01.01.2013, как вы знаете, этим налогом не облагается. Но без документов, подтверждающих приобретение ОС, без акта его ввода в эксплуатацию доказать все это невозможно. Да и потом, интересует при данной проверке налоговиков не любой, а 2012 год. И что будет делать ИФНС, если мы скажем, что купили и ввели этот станок в эксплуатацию в 2013 году?

В такой ситуации я вижу еще более серьезную проблему. Что значит неучтенное имущество? Откуда налоговикам это известно? Из налоговой и бухгалтерской отчетности, которую компания сдала в инспекцию, это не следует. Да, положение об инвентаризации говорит, что до ее проведения налоговикам надлежит получить последние приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и дене Какие документы считать «последними», осталось за кадром. Более того, это положение, родившееся в 1999 году, очевидно, не учитывает концепцию проведения выездной проверки, заложенную в Кодексе. А состоит она в недопустимости вмешательства в деятельность налогоплательщика за периоды, не охваченные проверкой. То есть за те периоды, что не указаны в решении о проведении ВНП. 2014 год, согласно нашему примеру, не проверяют. Значит, текущую документацию и данные учета налогоплательщик вправе сохранить от налоговиков в тайне. Придут проверять 2014 год в следующем году — тогда пожалуйста.

Вместе с тем иногда инвентаризация помогает налоговикам доказать неуплату налогов проверяемым лицом. Вот пример из практики судов Поволжского округа. Организация в 2008 году по документам приобрела песчано-гравийную смесь и приняла к вычету НДС по этой покупке. На момент проведения налоговиками инвентаризации в 2012 году из данных бухучета следовало, что почти все это имущество числится в остатках на складе. Однако в реальности песчано-гравийная смесь на складе отсутствовала, а доказать, что хранилась она в каком-то другом месте, организация не смогла. В результате налоговики пришли к выводу, что организация имущество, по которому приняла НДС к вычету, не покупала, в вычетах ей отказали и НДС доначислили. Если будет желание, ознакомьтесь на досуге с Постановлением 11 ААС от 12.07.2013 читается как детектив.

А иногда процедура инвентаризации выручает и самих налогоплательщиков. Так, инспекторы из Северо-Кавказского округа сочли неправомерными вычеты и расходы, заявленные проверяемой компанией в связи с покупкой оборудования для розлива минералки. По их мнению, продавец не мог поставить это оборудование, так как у него нет необходимых ресурсов — склада и персонала. Значит, сделка была совершена только на бумаге. Суд признал такую позицию несостоятельной, в частности, и потому, что в ходе инвентаризации инспекция установила наличие спорного оборудовани

Экспертиза: зачем и когда назначают

Следующее контрольное мероприятие — экспертиза. Ее назначают, когда для разъяснения вопросов, возникших в ходе проверки, нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Самая популярная у налоговиков — это почерковедческая экспертиза. Ее назначают, если сомневаются в подлинности подписей на документах, представленных налогоплательщиком. Суды неоднократно говорили, что вывод о том, кем подписан документ, может сделать только эксперт-почерковед, но не сами проверяющие. Если инспекторов заинтересовала рыночная стоимость приобретенных или проданных компанией товаров, то в качестве экспертов будут привлечены оценщики. С помощью экспертизы могут выяснить и давность составления конкретного документа, если подозревают, что составлен он задним числом. Естественно, это только самая малая часть возможных экспертиз.

Пункт 3 статьи 95 НК предусматривает, что экспертиза может быть назначена только должностным лицом налогового органа, проводящим выездную проверку, если иное не предусмотрено НК. Иное мы найдем только в пункте 8 статьи 262 Кодекса, который дает налоговикам право провести экспертизу отчета о выполненных НИОКР, если затраты на них включаются в налоговые расходы с коэффициентом 1,5. Других оснований для назначения экспертизы в рамках камералки нет. Тем не менее налоговики считают возможным проведение экспертизы в рамках любых камеральных проверок, если, на их взгляд, она нужна. И суды с этим соглашаются, признавая заключения экспертов допустимыми доказательствами. А порой и прямо указывают, что Кодекс не запрещает назначать экспертизу при камералк

Экспертиза: права проверяемого

Основание для проведения экспертизы — постановление инспектора, проводящего проверку, о назначении экспертизы. Вас должны ознакомить с ним и под протокол разъяснить вам, что вы можете:

— заявить отвод эксперту;

— просить о назначении эксперта из числа указанных вами лиц. Только учтите, что удовлетворить такую просьбу налоговый орган может, но не обязан;

— представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта. Пренебрегать этим правом не стоит, ведь иногда ответы на уточняющие вопросы могут кардинально повлиять на заключение эксперта. Например, вы получили имущество по договору ссуды. Как положено, учитывали в доходах стоимость аренды аналогичного имущества, например, в размере 100 000 рублей в месяц. А эксперт, которому налоговики поставили задачу оценить стоимость именно аренды аналогичного имущества, говорит, что она составляет 300 000 рублей в месяц. Но при этом он мог не знать и не учесть того, что вашим договором предусмотрено право ссудодателя в любой момент отказаться от исполнения договора, предупредив вас об этом за месяц. А также не учесть то, что имущество было передано вам в состоянии, требующем капитального ремонта, который по общему правилу ссудополучатель делает за свой счет. В то время как при аренде общее правило другое: капитальный ремонт проводит арендодатель. Согласитесь, все эти обстоятельства, если бы речь шла об аренде, должны были бы повлиять на ее цену;

Читайте так же:  Стоматология дорогостоящее лечение налоговый вычет

— присутствовать с разрешения инспектора при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту. Достаточно забавная формулировка: с одной стороны, право у вас есть, а с другой — для того чтобы им воспользоваться, нужно разрешение, причем не эксперта, а налогового инспектора;

— знакомиться с заключением эксперта.

Если все эти права вам не разъяснили, заключение эксперта можно признать недопустимым доказательством. Такие прецеденты известны арбитражной практик

В постановлении должны быть указаны ф. и. о. эксперта и наименование организации, в которой будет проводиться экспертиза, а также вопросы, поставленные перед экспертом. Отсутствие этих сведений — основание для признания экспертного заключения недопустимым доказательством. Ведь не зная, кто будет экспертом, налогоплательщик не может заявить ему отвод. Существенным такое нарушение признавал, в частности, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении

Последнее контрольное мероприятие, о котором мы поговорим, — встречные проверки.

http://glavkniga.ru/seminars/2014/3/article/35-osmotr_inventarizatsija_ekspertiza.html

Энциклопедия решений. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке

При проведении инвентаризации налоговые органы руководствуются Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее — Положение), утвержденным в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ совместным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 NN 20н, ГБ-3-04/39.

Проверяющие могут провести инвентаризацию любого имущества налогоплательщика независимо от его местонахождения, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов.

Инвентаризация имущества налогоплательщика производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу. (п.п. 1.3, 1.4 Положения).

Сроки проведения инвентаризации определяются руководителем налогового органа в распоряжении о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны (п. 2.11 Положения).

Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. При необходимости для проведения инвентаризации налоговый орган вправе привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов. В частности, эксперты привлекаются для оценки выявленных инвентаризацией неучтенных объектов основных средств, для определения количества сырья и материалов в незавершенном производстве и т. п. (п.п. 1.5, 2.2, 3.3, 3.29 Положения).

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии представляются последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Положения).

Все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), визируются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «. » (дата)». Эти документы служат основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица налогоплательщика дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов (п. 2.7 Положения).

Внимание

Согласно п. 2.7 Положения налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Признавая данную норму не противоречащей какому-либо федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, Верховный суд РФ указал, что проведение такой инвентаризации не может быть осуществлено без рабочей силы для перевешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов, в связи с чем требование налогового органа о предоставлении данных средств является обоснованным. Проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности, в связи с чем налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которое у него имеется. Указанная норма не требует от налогоплательщика осуществления каких-либо дополнительных затрат на приобретение того оборудования, которого у него нет в наличии к моменту проведения налоговым органом инвентаризации, а также не содержит предписаний о найме дополнительной рабочей силы (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.02.2016 N АПЛ16-25).

Отметим, что отсутствие у налогоплательщика измерительных приборов, а также рабочей силы для перемещения грузов не может расцениваться как воспрепятствование осуществлению инспекцией мероприятий налогового контроля (см. постановление Четырнадцатого ААС от 21.01.2013 N 14АП-9563/12, оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2013 N Ф07-2023/13).

В разделе 3 Положения конкретизированы правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и расходов будущих периодов, животных и молодняка животных, денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности, расчетов.

В частности, при инвентаризации основных средств предусмотрена проверка комиссией их назначения, инвентарных номеров и основных технических или эксплуатационных показателей, а также наличия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и объекты природных ресурсов (земельные участки, водоемы) (п. 3.2 Положения).

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. При этом инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п.п. 2.5, 2.6 Положения).

Читайте так же:  3ндфл для налогового вычета за лечение зубов

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

http://base.garant.ru/58076955/

Инвентаризация: взгляд налогового инспектора

Во время выездной проверки инспекторы могут провести инвентаризацию имущества компании. Существует ли разница между инвентаризацией, проводимой сотрудниками организации и налоговым работником? Что может послужить поводом для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика?

Налоговые инспекторы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Причинами для проведения инвентаризации обычно являются следующие случаи:

  • результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, или осмотра его территорий и помещений дают основания предполагать наличие материально-производственных запасов, основных средств или иного имущества, не отраженных в учете компании;
  • в ходе иных контрольных мероприятий выявлены данные, являющиеся основанием предполагать отсутствие указанных ценностей или имущества при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского и налогового учета.

Инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества проводится только во время выездной проверки (ст. 92 НК РФ). При этом в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инвентаризация проводиться не может.

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки и предъявлении служебных удостоверений инспекторами, непосредственно проводящими проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемой компании.

Порядок проведения инвентаризации имущества в рамках проверки регламентируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н, № ГБ-3-04/39) (далее — Положение об инвентаризации).

Данным Положением об инвентаризации определены:

  1. общие правила проведения инвентаризации;
  2. правила инвентаризации отдельных видов имущества;
  3. особенности проведения инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя;
  4. порядок оформления результатов инвентаризации.

Основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация имущества производится по месту нахождения налогоплательщика. В перечень может быть включено любое имущество налогоплательщика, подлежащее инвентаризации, независимо от его местонахождения. Так, инспекторы вправе провести инвентаризацию (п. 1.3 Положения об инвентаризации):

  • основных средств;
  • нематериальных активов;
  • финансовых вложений;
  • производственных запасов;
  • готовой продукции;
  • товаров;
  • прочих запасов;
  • денежных средств;
  • кредиторской задолженности;
  • иных финансовых активов.

Инвентаризация проводится на основании распоряжения руководителя налоговой инспекции (его заместителя). Причем это может быть руководитель (заместитель руководителя) инспекции как по месту нахождения проверяемого налогоплательщика, так и по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств (п. 1.2 Положения об инвентаризации).

Форма распоряжения обязательна для использования налоговыми инспекторами. Само же распоряжение регистрируется в специальном журнале, предназначенном именно для регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.

Проверку фактического наличия имущества инспекторы вправе производить только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).

В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. При этом используются формы, приведенные в Приложениях № 4-13 к Положению об инвентаризации. Так, могут быть составлены:

  • инвентаризационная опись основных средств;
  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей;
  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение;
  • акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути;
  • акт инвентаризации наличных денежных средств.

По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте выездной проверки и учитываются при рассмотрении ее материалов.

Основные принципы инвентаризации, проводимой инспекторами при проверке, хорошо знакомы налогоплательщикам.

По своей структуре и содержанию Положение по инвентаризации очень напоминает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49), а зачастую просто их дублирует.

Все различия связаны с тем, что инвентаризацию проводят представители инспекции. Описи, например, подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

В конце хочется отметить, что инвентаризация имущества в ходе выездной проверки хотя и вызывает у налогоплательщиков много вопросов, зачастую не приносит необходимого результата, поскольку выездной проверкой охватываются прошедшие периоды, а инвентаризация проводится по факту и имущество, подвергшееся инвентаризации, осматривается на дату проводимого контрольного мероприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.klerk.ru/buh/articles/349795/

Инвентаризация при выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here