Характеристика методов финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Характеристика методов финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.2. Методы финансового контроля

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: наблюдения, проверки, обследования, анализ и ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

— проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

— проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;

— привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

— получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

— Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Методы финансового контроля. Формы финансового контроля

Финансовый контроль — обязательная составляющая бюджетного процесса и часто задействуемая в среде бизнеса процедура. Природа его субъектов разнообразна. Это могут быть государственные, муниципальные ведомства, общественные объединения, аудиторские фирмы. Аналогично, объекты финансового контроля — это предприятия и организации, осуществляющие деятельность в самых разных сферах. Каковы особенности данной процедуры? Каковы критерии классификации финансового контроля?

Особенности проведения проверки и экспертизы

Проверка — это контрольное действие, осуществляемое по определенному кругу вопросов, эпизоду или участку финансово-хозяйственной деятельности субъекта, который подлежит ревизии.

Проверка производится в виде единичного контрольного действия (исследования) состояния дел по определенному участку работы проверяемой организации.

БК РФ рассматривает проверку в качестве осуществления контрольных действий в области документального и фактического изучения законности некоторых или всех хозяйственных и финансовых операций, достоверности бух учета, бюджетного учета и соответствующей отчетности в отношении работы контролируемого объекта за некоторый промежуток времени.

Проверка может быть камеральной и выездной. Выделяют и встречные проверки.

Камеральная проверка в целях БК РФ представлена проверкой, которая проводится по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля. В ее основе лежит бюджетная (бухгалтерская) отчетность и другие документы, которые предоставляются по запросу.

Выездные проверки проводятся на месте нахождения объекта контроля. В их процессе может определяться фактическое соответствие совершенной операции показателям бухгалтерской (бюджетной) отчетности и первичной документации.

Встречная проверка представляет собой проверку, которая проводится в рамках выездной и (или) камеральной проверки. Их производят для установления (подтверждения) фактов по новым обстоятельствам, которые связаны с работой объекта контрольной проверки.

Проверку производят несколькими способами:

Экспертиза — это метод предварительной оценки принятых финансовых решений. Проводится для выявления их экономической эффективности и юридических последствий.

В качестве примера использования этого метода можно считать экспертизу проекта федерального бюджета, проводимую Счетной палатой. Она включает последующее составление заключения, которое в обязательном порядке рассматривает Госдума. Счетная палата организует собственные действия, основываясь на годовые и текущие планы и программы, сформированные исходя из потребности обеспечения всестороннего системного контроля исполнения федерального бюджета. Здесь важно учитывать все виды и направления работы Счетной палаты (13 статья, Фз «О Счетной палате РФ»).

Наблюдение концентрируется на знакомстве с состоянием финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Проведение обследования характерно для исследования некоторых сторон финансовой деятельности. В его процессе используются анкетирование и опрос.

Читайте так же:  Узнать долги по налогам юридического лица

В целях БК РФ обследование представлено анализом и оценкой состояния некоторой области деятельности объекта контроля. Результат этого метода должен быть оформлен в виде заключения.

Анализ концентрируется на выявления нарушений финансовой дисциплины посредством использования аналитических приемов и способов.

Санкционирование операций представляет собой совершение разрешительной надписи после проверки документации, представленной для проведения финансовых операций. Здесь проверяется их наличие и соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ, которое регулирует бюджетные правоотношения (267.1 статья БК РФ).

В ходе практической деятельности обычно используются и прочие приемы и методы (например, инвентаризация, инспектирование, пересчет, выборка и др.).

Вопрос 7 (Методы финансового контроля, их характеристика)

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Методами финансового контроля являются: ревизии, наблюдения, обследования, проверки. Ревизия основной метод финансового контроля. Она состоит в проверке первичных документов, на основе которых проводились финансовые и прочие операции, а также на проверке данных бухгалтерского и складского учета. В ходе ревизии проводятся инвентаризации. Ревизии могут быть фронтальными, т. е. комплексными, и выборочными. По результатам ревизии подписывается акт, в котором излагаются результаты ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Обследование — это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.


Ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определенному кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

Финансовый контроль: исследование изнутри

Что такое внутренний финансовый контроль? Это система или же инициированная на время проведения соответствующего исследования структурная единица на предприятии, ответственная за проверку деятельности фирмы на предмет исполнения решений в области управления финансовыми потоками. Цель внутреннего контроля — выявление возможных ошибок со стороны отдельных сотрудников фирмы в аспекте обеспечения соответствия выполняемой работе принятой финансовой стратегии организации. В ряде случаев — обнаружение намеренных, обусловленных поиском личной выгоды действий, которые нежелательны с точки зрения устойчивости бизнес-модели компании.

Внутренний финансовый контроль — явление, характерное также и для государственных структур. Часто он проводится на уровне отдельных ведомств. Цель — проверка деятельности отдельных структур, формирующих собой тот или иной орган, на предмет эффективного освоения бюджетных средств и отсутствия нарушений релевантного законодательства.

Осуществление внутреннего контроля часто предполагает создание в структуре компаний (если вести речь о сфере частного бизнеса) подразделений, непосредственно специализирующихся на соответствующем виде активностей. Каким образом подобные единицы формируются в компаниях?

Как правило, на предприятиях создается независимая от других внутренних структур служба финансового контроля. Процесс ее формирования обычно состоит из следующих этапов.

Во-первых, это определение перечня ключевых показателей, отражающих эффективность тех или иных финансовых операций или же соответствие их нормам, определенным на уровне закона, а также элементам стратегии, принятой на предприятии.

Во-вторых, это система интерпретации ключевых показателей. Одно дело — выявить некие цифры, отразить в отчетах некие данные, другое — корректным образом соотнести это с задачами контроля, а также, используя прозрачные критерии, оценить с точки зрения соответствия бизнес-модели фирмы.

В-третьих, это формирование штата специалистов, ответственных за периодическое проведение внутреннего финансового контроля. Есть два основных подхода к решению таких задач. Можно попробовать сформировать соответствующего типа службу на базе уже работающих сотрудников фирмы. Преимущества такого подхода: нет необходимости адаптировать специалистов к особенностям деятельности компании, корпоративной культуре, ключевым аспектам бизнес-модели. Основной недостаток — сотрудникам, уже работающим в фирме, будет достаточно трудно соблюсти нейтралитет и, если это потребуется, строгость в оценке деятельности подразделений компании, где, возможно, работают хорошо знакомые им люди, коллеги. Поэтому во многих фирмах с целью организации службы финансового контроля привлекаются новые сотрудники. Или, что реже, но также практикуется, соответствующая функция организуется по аутсорсинговой модели.

Для чего нужен финансовый контроль?

Организация финансового контроля необходима предприятиям и организациям с целью обеспечения эффективного задействования ими денежного ресурса, предоставляемого в качестве ассигнований (если речь идет о бюджетных структурах) или же извлекаемого в процессе коммерческой деятельности. Также в ряде случаев данного рода активности используются с целью оценки уровня платежной и налоговой дисциплины субъектов хозяйственной деятельности. Есть различные методы финансового контроля. Российские эксперты выделяют следующий перечень основных:

Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.

Анализ

Следующий популярный метод финансового контроля — анализ. Он подразумевает задействование различного рода математических инструментов с целью выявления неких закономерностей в финансовых активностях предприятия, которые можно наглядно представит в виде конкретных цифр. Объектом контроля обычно становятся показатели, относимые к бухгалтерской документации.

Читайте так же:  Башнефть дивиденды когда выплата

Ключевая задача при проведении анализа соответствующих источников — определение того, насколько корректно они заполняются, и в какой мере объективно отражают процессы управления финансами на предприятии. На практике анализ бухгалтерской документации чаще всего выполняют в отношении государственных организаций: органы финансового контроля при этом обычно выявляют, насколько эффективно идет освоение бюджетных ресурсов.

Ревизия

Ревизия — в числе наиболее комплексных методов. Можно сказать, что это целая система финансового контроля. Цель ее проведения — всестороннее исследование финансово-хозяйственного аспекта деятельности предприятий и организаций. При этом в рамках ревизии могут изучаться не только документы, отражающие управление денежными потоками, но также и источники, отражающие юридические аспекты деятельности компании, специфику производственных процессов. Вместе с тем основная задача применения данного метода — все-таки выявить особенности реализации конкретно финансовых активностей, обнаружить возможные нарушения в проведении операций с денежными потоками, сопоставить их назначение и документальное оформление с нормами закона. Во многих случаях ревизию, как и проверку, осуществляют высшие структуры исполнительной власти.

Особенности и виды ревизий

Ревизия может являться одним из основных методов финансового контроля. Она характеризуется тем, что в ходе ее проведения происходит разносторонняя проверка, которая концентрируется на установлении соблюдения финансовой дисциплины конкретным объектом экономической деятельности.

Ревизия — это совокупность обязательных контрольных действий, направленных на проверку законности, целесообразности и эффективности финансовых операций, которые совершены в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций. Также проверяется законность и правильность действий должностных лиц.

БК РФ рассматривает ревизию в качестве комплексной проверки работы объекта контроля. Она выражается проведением контрольных действий в сфере документального и фактического исследования законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, включая достоверность и правильность их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В основе ревизии лежит проверка первичных документов, учетных регистров, фактического наличия материальных средств и ценностей, бухгалтерской и статистической отчетности. В ходе плановой или внеплановой ревизии специалисты применяют приемы, включая встречную проверку, восстановление количественного учета, контроль и сличение.

Проведение ревизии происходит в соответствии с поручением государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Наряду с этим ревизию может проводить Счетная палата (14 статья ФЗ «О Счетной палате РФ»), Росфиннадзор (7.3 пункт постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора») и др.

В число задач ревизии входит проверка соблюдения субъектами хозяйственной деятельности законодательства в области экономических отношений, законности их операций, сохранности имущества и др.

Принято выделять несколько видов ревизий:

Все результаты проведенных ревизий должны оформляться посредством акта. Его подписывают должностные лица, ревизующие и уполномоченные на это. Далее необходимо доложить результаты ревизии органу государственного финансового контроля, который назначил ее. На основе такого акта должны быть предприняты меры, устраняющие выявленное нарушение финансовой дисциплины. При этом виновных важно привлечь к ответственности и разработать предложения, которые в будущем способны исключить подобные нарушения.

Законодательное регулирование финансового контроля

Формы и методы финансового контроля регулирует ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Он же производит осуществление внешнего государственного и муниципального финансового контроля, который производится контрольно-счетными органами. Он включает контрольные и экспертно-аналитические мероприятия (10 статья).

Федеральный закон «О Счетной палате РФ» гласит, что контрольная и экспертно-аналитическая деятельность производится с помощью проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Для них предусмотрены несколько форм: предварительный аудит, оперативный анализ и контроль и последующий аудит (контроль). Они производятся в соответствии со стандартами, которые утверждает Счетная палата в области внешнего аудита (контроля) государства (14 статья).

Формы контроля финансов трактуются в науке по-разному, поэтому можно говорить о несогласованности этого вопроса в системе нормативно-правовых актов.

Самой оптимальной можно считать точку зрения, в соответствии с которой формы финансового контроля представлены отдельной стороной проявления содержания финансового контроля. Они зависят от времени, когда были совершены контрольные действия. Формы включают предварительный, текущий и последующий контроль.

Осуществление предварительного контроля происходит в процессе обсуждения и утверждения законодательных проектов (решений), которые касаются бюджета, а также других проектов законов (решений), касающихся бюджетно-финансовых вопросов. Проявление этой формы происходит на этапе, когда составляются, рассматриваются и утверждаются финансовые планы, сметы расходов и доходов, проекты бюджета, тексты договорных соглашений, учредительная документация и др. Такой контроль может способствовать предотвращению неправильной, нерациональной траты материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он предотвращает отрицательные финансовые результаты работы хозяйственных органов в целом.

Текущая форма финансового контроля осуществляется при исполнении финансовых планов. В этом процессе производятся проверка соблюдения норм и нормативов расходования товарных и материальных ценностей и денежных средств. Такой контроль в бюджетном процессе производят заседания комитетов, комиссий, рабочих групп законодательные (представительные) органы в ходе парламентских слушаний в связи с депутатскими запросами. Они рассматривают некоторые вопросы исполнения бюджетов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Осуществление последующего финансового контроля происходит после того, как завершен отчетный период и финансовый год в целом. Происходит проверка целесообразного расходования денежных средств государства при исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов организаций, смет бюджетных учреждений. В рамках бюджетного процесса проявление такого контроля осуществляется при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов.

Методы финансового контроля представляют собой приемы и способы, с помощью которых происходит его осуществление.

В соответствии с компетенцией контрольных органов, направлениями контрольных мероприятий разной может быть методология финансового контроля. Классификация методов включает ревизию, проверку, обследование, анализ, наблюдение, мониторинг, экспертизу и др.

Экспертиза

Методы финансового контроля, регулярно применяемые в России, представлены также и экспертизой. Данный вид активностей представляет собой исследование, которое, как правило, проводится с целью выявления размеров денежных средств и направлений их переводов в рамках операций, проводимых предприятием. В числе ключевых задач экспертизы — сопоставить полученные факты, отражающие содержание финансовых транзакций, с нормами, планами, критериями, установленными на уровне правовых актов или иных распоряжений, имеющих непосредственное отношение к деятельности организации. Данный метод финансового контроля считается аналитиками одним из самых сложных в аспекте практической реализации. Однако, с точки зрения достоверности результатов, он признается экспертами оптимальным.

Читайте так же:  Предпенсионеры льготы по налогу на имущество

Какими бывают виды финансового контроля? Критериев классификации соответствующего вида активностей достаточно много. В российской практике весьма распространено деление финансового контроля на внутренний и внешний. Рассмотрим данный тип классификации более подробно.

Обследование

Современные методы финансового контроля включают такой вид активности, как обследование. Многие эксперты считают его одним из самых распространенных в российской практике. Обследование применяется, как правило, с целью выявления закономерностей, характеризующих какой-либо аспект деятельности предприятия в области управления финансами. С помощью данного метода субъект финансового контроля исследует процессы, отражающие уровень платежной дисциплины организации, а также иные факты, полезные с точки зрения оценки качества управления денежными потоками со стороны предприятия. Обследование включает в себя несколько типичных задач: изучение финансовой документации, источников, отражающих выполнение организацией тех или иных законодательных предписаний, корректность ведения различного рода отчетов и стабильность их предоставления в компетентные структуры.

Проверка

Проверку как метод финансового контроля российские эксперты также относят к категории ключевых. Его сущность — в изучении областей деятельности предприятия, которые связаны с необходимостью следования актуальным нормам финансового законодательства. То есть каких-либо нарушений правил, изложенных в нормативных актах, именно в такого типа структурах быть в принципе не должно. Как и в случае с анализом, данный метод часто применяется в бюджетной сфере. Органы финансового контроля, которые могут участвовать в проверке, в ряде случаев представлены высшими исполнительными ведомствами — такими как, например, Счетная Палата России. Вместе с тем данный инструмент также характерен и для банковской отрасли. Так, например, самые популярные методы финансового контроля, применяемые ЦБ РФ в отношении коммерческих кредитно-финансовых организаций, включают в себя именно проверку.

Рассматриваемый инструмент на практике регулярно задействуется налоговиками. Так, например, контроль финансовой деятельности организаций в аспекте платежей в казну ФНС России осуществляет посредством камеральных или же выездных проверок. Существуют самые разные категории активностей рассматриваемого типа. Так, есть проверки тематические, встречные. По критерию срочности они могут быть плановыми или же инициированными вне предварительных графиков.

Такой метод финансового контроля, как проверка, обычно сопровождается оформлением некоторого документа, отражающего результат проведения соответствующего мероприятия. Часто это акт, отражающий перечень выявленных нарушений — например, в аспекте налоговых платежей. Исследовав этот документ, руководитель территориального подразделения ФНС, если речь идет об этом ведомстве, может принять решение применить в отношении организации, допустившей нарушение, предусмотренные законом меры ответственности.

Мониторинг

Осуществление финансового контроля может базироваться на методе мониторинга. Его сущность предполагает, главным образом, ознакомительную работу субъекта контроля со спецификой деятельности его объекта.

На основе метода мониторинга возможны некоторые предварительные выводы, касающиеся эффективности использования предприятием или организацией финансового ресурса, однако глубокого исследования каких-либо процессов, отражающих управление денежным ресурсом, как правило, не проводится.

Контроль на государственном и муниципальном уровне

Формы финансового контроля, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, выделяются многими российскими экспертами в категорию, обособленную от сфер деятельности структур, так или иначе связанных с частными организациями. Как правило, рассматриваемые виды активностей отражают взаимодействие между ведомствами и органами управления в аспекте бюджетного процесса.

Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим. Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго — это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии. Третий вид финансового контроля — последующий — применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.

Другое основание, по которому может быть классифицирован государственный и муниципальный финансовый контроль — специфика его субъекта. Так, например, им может быть исполнительное ведомство, Президент РФ, общество в виде неких объединений, в ряде случаев — частные аудиторские фирмы.

Также основанием для классификации государственного и муниципального контроля может быть уровень его субъекта. Так, в частности, он может быть внутрихозяйственным, когда проверку документов и соответствующих аспектов деятельности фирмы проводят внутренние структуры органа власти или организации. Но государственный и муниципальный контроль может быть ведомственным, когда проверку проводят компетентные структуры, которые по вертикали власти располагаются выше проверяемой организации.

Особенности финансового контроля

Внешний контроль

Внутренний контроль — вид активностей, в проведении которых в большей степени заинтересована сама организация. Вместе с тем, как в государственной сфере, так и в частной, в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов часто задействуется также и инструментарий со стороны организаций, юридически независимых от исследуемой. Если рассматривать основные виды финансового контроля, то, наряду со внутренним, полезно исследовать также и аспекты, отражающие особенности внешнего.

Отметим, что критериев классификации такого типа активностей в российской экспертной среде достаточно много. Некоторые специалисты выделяют в отдельную категорию государственный финансовый контроль, осуществляемый ФНС и другими ведомствами, а наряду с ним — деятельность частных структур, чаще всего выражаемую в форме аудита. То есть критерий классификации здесь — принадлежность субъектов контроля к государственным структурам или же к частным организациям.

Есть эксперты, которые подразделяют внешний контроль на добровольный и принудительный. Касательно первой категории — рассматриваемого типа исследования проводятся по инициативе компании. Чаще всего это уже отмеченный аудит, проводимый практически всегда частными организациями. Но возможны сценарии, при которых также и государственный финансовый контроль может проводиться на добровольных началах. Например, законодательством РФ закреплена процедура банкротства фирм, а по итогам недавних поправок в законы — также и физлиц. Инициировать ее может на вполне добровольных началах сам субъект хозяйственной активности, в результате чего открывается дело о банкротстве под контролем государственных органов — судов.

Читайте так же:  Допрос свидетелей в налоговой проверке

Принудительный финансовый контроль — это, как правило, налоговые проверки, которые делятся на два основных типа — камеральные и выездные. Первые считаются менее сложными и глубокими в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности организаций. Вторые, соответственно, предполагают достаточно разностороннее исследование документов и процедур, отражающих функционирование субъекта проверок.

Вопрос 8 (Система государственного финансового контроля)

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения.

Формы, методы финансового контроля

Понятие и значение, виды финансового контроля

Тема 4. Финансовый контроль. Финансово-правовая ответственность

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Значение финансового контроля

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансового правонарушения, а также регулировать финансовые риски. Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактически затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.

Анализ нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только в аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

— проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

— проводить частные или сплошные инвентаризации; опечатывать склады, кассы, кладовые;

— привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

— получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

Читайте так же:  Ндс к возмещению в балансе

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже одного раза в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. Под фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой либо сферы финансовой деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9250 — | 7350 — или читать все.

Методы финансового контроля

Методы финансо­вого контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

Применение конкретного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контро­ля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Можно выделить шесть основных методов финансового кон­троля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и фи­нансово-экономическая экспертиза.

1. Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельно­стью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

2. Обследование – один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдель­ных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследова­ние применяется для оперативного выявления фактов, свиде­тельствующих о соблюдении финансовой дисциплины, также определения целесообразности более глубо­кой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования – общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков – достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначе­ния государственных (муниципальных) расходов и т. д.

3. Анализ представляет собой специальный метод контроля до­стоверности финансовой документации с использованием анали­тических приемов математики. Как правило, объектом финансо­вого анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей – выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финан­сового контроля осуществляется финансовыми органами, веду­щими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы.

4. Проверка представляет собой один из основных методов фи­нансового контроля и предусматривает исследование определен­ного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирую­щие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источни­ков информации. Объектом проверки может быть любая финан­совая операция, совершенная территориальными, коллективны­ми или индивидуальными субъектами финансовых правоотно­шений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контро­ля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное испол­нение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное ка­значейство проверяет использование средств федерального бюд­жета; Центральный банк РФ контролирует осуществление бан­ковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кре­дитных организаций, и т. д.

В зависимости от различных оснований проверки подразделя­ются на комплексные, тематические, документальные, камераль­ные, выездные, встречные и др.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нару­шениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) пись­менное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях по­следующего рассмотрения дела компетентным органом (должно­стным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

о направлении проверяемому субъекту предписаний об уст­ранении выявленных нарушений финансового законодатель­ства;

применении к нарушителю мер ответственности в соответст­вии с компетенцией органа проверки;

направлении материалов дела в иной компетентный орган фи­нансового контроля;

предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государ­ства (муниципального образования).

5. Ревизия – это комплексная проверка, направленная на изуче­ние финансово-хозяйственной деятельности субъектов ФП. Харак­терными чертами ревизии являются максимальный охват эконо­мических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется в целях выявления законности, достоверности и целесообразности фи­нансовых операций.

Комплексные проверки осуществля­ются, как правило, специальными органами финансового кон­троля – Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

Ревизии можно подразделить на документальные и фактиче­ские; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные) и выбороч­ные; единичные и встречные; комплексные и тематические.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Финансово-экономическая экспертиза – проведение специали­стами исследования действительных объемов и направлений дви­жения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности контролируемого субъ­екта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвер­гаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финан­совой деятельности проверяемых субъектов.

Источники

Характеристика методов финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here