Характеристика элементов водного налога

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Характеристика элементов водного налога" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Водный налог

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

при заборе воды мира;

при использовании акватории;

при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Читайте так же:  Оплата земельного налога до какого числа

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Водный налог: основные положения

С 2005 г. вступила в действие глава 252 Налогового кодек­са РФ «Водный налог». До ее введения в России действовала система платежей, которая включала различные виды платы за пользование водными объектами.

Объектами обложения водным налогом являются:

— забор воды из водных объектов;

— использование акватории водных объектов, за исключе­нием лесосплава в плотах и кошелях;

— использование водных объектов без забора воды для це­лей гидроэнергетики;

— использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признается объектом обложения водным налогом (см. ст. 333.9 НК РФ) использование водных объектов в целях:

— забора воды для обеспечения пожарной безопасности и ликвидации стихийных бедствий;

— забора воды из водных объектов и использование аквато­рии водных объектов для рыбоводства и воспроизводства вод­ных биологических ресурсов;

— использования акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;

— проведения государственного мониторинга водных объектов;

— использования акватории водных объектов для рыболов­ства и охоты;

— проведения дноуглубительных и других работ;

— других видов деятельности.

Налогоплательщиками водного налога признаются орга­низации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодатель­ством РФ.

Специальное водопользование – это пользование водны­ми объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, лесосплава и других отраслей народного хо­зяйства, а также для сброса сточных вод.

Под водным объектом понимается место, где сосредоточе­на вода как на поверхности суши в формах ее рельефа, так и в недрах земли.

К водным объектам относятся:

— поверхностные водные объекты (реки и водохранилища на них, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота, пру­ды, ледники и снежники);

— внутренние морские воды;

— территориальное море Российской Федерации.

Облагаемая база определяется ст. 333.10 НК РФ отдельно по каждому из четырех типов объектов обложения:

— при заборе воды налоговая база определяется как объем забранной за налоговый период из водного объекта воды. Этот объем определяется на основании показаний водоизмеритель­ных приборов, которые отражаются в журнале первичного учета использования воды;

— при использовании акватории водных объектов (за ис­ключением лесосплава в плотах и кошелях) налоговая база определяется как площадь предоставленного в пользование налогоплательщика водного пространства;

— при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как ко­личество произведенной за налоговый период электроэнергии;

— при использовании водных объектов для целей лесоспла­ва в плотах и кошелях налоговая база определяется как про­изведение объема сплавляемой таким образом древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в кило­метрах), деленного на 100.

Налоговым периодом при уплате водного налога признает­ся квартал.

Ставки по водному налогу.Налоговые ставки установлены по каждому из видов объек­тов обложения и, соответственно, по каждому из видов нало­говой базы (ст. 333.12 НК РФ).

При заборе воды из водных объектов ставки дифференци­рованы по экономическим районам (Северный, Северо-Запад­ный, Центральный, Волго-Вятский и т.д.) и по бассейнам ос­новных рек. При этом установлены различные ставки для за­бора воды из поверхностных водных объектов и из подземных.

Например, в Северо-Западном экономическом районе для бассейна реки Волги при заборе воды из поверхностных источ­ников установлена ставка 300 руб. за 1 тыс. м3 забора воды, а при заборе из подземных источников – 384 руб. В Централь­ном районе для бассейна Волги эти ставки составляют соот­ветственно 294 руб. и 390 руб.

Отдельная шкала ставок применяется при заборе воды из водных объектов территориального моря Российской Феде­рации и внутренних морских вод. Эти ставки дифференциро­ваны – минимальные размеры они имеют при заборе воды из Чукотского моря (4,32 руб. за 1 тыс. м3 морской воды), а мак­симальные – при заборе воды из Черного и Азовского морей (14,88 руб. за 1 тыс. м3 морской воды).

При использовании акватории также установлены различ­ные шкалы для поверхностных водных объектов (дифференци­рованы по экономическим районам) и для территориального моря и внутренних морских вод (дифференцированы по морям). В первом случае ставки варьируются от 28,20 тыс. руб. в год за 1 км2 акватории для Восточно-Сибирского экономического рай­она до 34,44 тыс. руб. для Северо-Кавказского района.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики ставки установлены в рублях за 1 тыс. квт-ч. электроэнергии и варьируются по бассейнам рек, озер и морей. Так, например, для бассейнов рек Енисея и Лены став­ка установлена в размере 13,50 руб., а для бассейна Волги – 9,84 руб.

При использовании водных объектов для целей лесоспла­ва в плотах и кошелях ставки установлены в рублях за 1 тыс. куб.м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава. На- пример, при лесосплаве по рекам бассейнов Ладожского и Онежского озер, озера Ильмень ставка составляет 1705,2 руб., по рекам бассейна Енисея – 1585,2 руб.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятель­но как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ водный налог полностью зачисляется в доход федерального бюджета (см. ст. 51 БК РФ).

Читайте так же:  Возврат госпошлины за загранпаспорт нового образца

Налог уплачивается по местонахождению объекта налого­обложения и подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется налогоплательщи­ком в налоговый орган по местонахождению объекта налого­обложения в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).

Если налогоплательщик использует несколько водных объектов на территории одного субъекта РФ, то представлять налоговую декларацию по водному налогу он может в одну из налоговых инспекций данного субъекта, при условии, что в данной налоговой инспекции он состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10104 — | 7844 — или читать все.

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОДНОГО НАЛОГА.

Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию:

стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия;

имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объекты налогообложения — виды пользования водными объектами:

· забор воды из водных объектов;

· использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

· использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

· использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Общая сумма налога уплачиваются ежеквартально не позднее 20 числамесяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по местонахождению объекта налогообложения.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом (чек)налогообложения налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. · При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. · При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

· При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

· При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. Кроме того, при заборе воды учитывается экономический район, а также является ли водный объект поверхностным или подземным.

Указанные в НК РФ ставки налога применяются при заборе воды в пределах установленных лимитов. При заборе воды сверх установленных лимитов предусмотрено увеличение ставок в 5 раз.

ПОРЯДОК РАСЧЕТА И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА.

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

В случае забора ресурса – объем воды, которая забрана из объекта за конкретный промежуток времени (налоговый период для исчисления). Определяется объем на основании показания прибора, измеряющего показатели. Отражается в журнале первичного учета, постоянно обновляемом.

В случае отсутствия такого прибора определение происходит в соответствии с временными показателями работы и производства тех. средств. Если и такой возможности нет, то определение производится на основании норм потребления.

В случае использования акватории ресурса, за исключением вышеперечисленных моментов, определение происходит за счет площади предоставленной территории. Просматривается пространство по имеющееся лицензии. Если таковой документ отсутствует, то определяется на основании технической документации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если используется вода без дальнейшего изъятия, то определяется количеством электроэнергии за отчетной период.

В случае использования ресурса для сплава – произведение объемов древесного объекта за конкретный период и расстояние сплава в км., все это деленное на 100.

Платежи по налогообложению должны быть уплачены не позднее 20 числа, следующим за отчетным периодом. То есть, этот срок не позднее 20.04, 20.07, 20.10, 20.01.

Сумма налогообложения исчисляется самостоятельно налогоплательщиком. Для основания берется произведение налоговой базы и ставки, соответствующей ей. К уплате – сумма, полученная в сложении полученного налога, который исчислен по всем объектам налогообложения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10104 — | 7844 — или читать все.

Характеристика элементов налога. 1 Экономическое содержание водного налога

Водный налог

1 Экономическое содержание водного налога

— 1 —

Россия является одной из самых обеспеченных водными ресурсами стран. На ее долю приходится около 20 % мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Однако, располагая столь значительными водными ресурсами и используя в среднем не более 3 % речного стока ежегодно, Россия в целом ряде регионов испытывает острый дефицит в воде, обусловленный в первую очередь неравномерным распределением ресурсов по территории. Таким образом, пользование водными объектами в России является платным в первую очередь в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом. При этом основная задача государства заключается в обеспечении поддержания оптимального уровня водообеспеченности, эффективном перераспределении водных ресурсов, повышении качества использования водохозяйственных систем. Немаловажное значение в достижении этих задач занимает водный налог, порядок его исчисления и взимания. Водный налог является платой, возмещающей затраты на восстановление и охрану водных объектов. При этом ограниченность водных ресурсов предопределяет возможность возникновения рентного дохода в сфере водопользования.

Читайте так же:  3 ндфл максимальная сумма возмещение за квартиру

До 2005 г. на территории РФ действовала Плата за пользование водными объектами, которая взималась на основании Закона РФ «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ. Однако в целях устранения законодательных пробелов, с 01.01.2005 г. введена в действие гл. 25.2 НК РФ «Водный налог».

Налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия.

В основном гл. 25.2 НК РФ соответствует ранее действовавшему закону «О плате за пользование водными объектами» с незначительными изменениями и дополнениями. В основном данные изменения сводятся к следующему:

– изменился статус платежа – плата за пользование водными объектами заменена водным налогом;

– установлены твердые специфические ставки налога по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (в соответствии с Законом 71-ФЗ Правительством РФ были установлены максимальные и минимальные ставки платы, а ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и др. устанавливались законодательными органами субъектов РФ);

– в отличие от Закона № 71-ФЗ, гл. 25.2 НК РФ не предоставляет законодательным органам субъектов РФ права устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ. Но при этом восстанавливается льготная норма, прекратившая действие с 01.01.2003 г., согласно которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 р. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта;

– аннулировано бесплатное пользование водными объектами, предусмотренное Законом № 71-ФЗ, для забора воды в целях водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;

– из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты;

– в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод.

С 01.01.2007 г. в соответствии со ст. 12 – 16 Водного кодекса РФ договор водопользования предусматривает уплату неналоговой платы за пользование водными объектами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 г. №764 «Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». Организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о представлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие Водного кодекса РФ (ФЗ от 19.06.2007 г. №102-ФЗ «Водный кодекс РФ») являются плательщиками не водного налога, а платы за пользование водными объектами.

Таким образом, в настоящее время наряду с водным налогом осуществляется взимание неналоговой платы за пользование водными объектами, что связано с постепенным отказом от налоговой формы изъятия природоресурсных платежей по причине сложности их администрирования налоговыми органами.

— 2 —

Плательщики налога

(ст. 333.8 НК РФ) – это организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.[1]

Объект налогообложения (ст. 333.9 НК РФ)

– это следующие виды водопользования:

– забор воды из водных объектов;

– использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

– использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

– использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

В тоже время в ст. 333.9 НК РФ приведены виды водопользования, которые не признаются объектами налогообложения.

Налоговая база (ст. 333.10 НК РФ)

по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения определяется налогоплательщиком отдельно, в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Таблица – Порядок определения налоговой базы по водному налогу в зависимости от объекта обложения

Объект налогообложения Налоговая база
Забор воды Объем воды, забранной за налоговый период (в т. куб. м)
Использование акватории водных объектов для сплава леса в плотах и кошелях Объем сплавляемой древесины (т. куб. м), умноженный на расстояние сплава (в км) / 100
Использование водных объектов без забора воды для производства электроэнергии Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период
Использование акватории водных объектов в других целях Площадь предоставленного водного пространства

Следует отметить, что объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Журнал водопользователь заполняет ежедневно на основании показателей измерительных приборов. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранных средств определяется исходя из норм водопотребления.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

В гл. 25.2 НК РФ «Водный налог» отсутствует специальная норма, устанавливающая порядок определения налоговой базы в случаях потерь воды при использовании водных объектов. Следовательно, водный налог должен исчисляться за весь объем забранной воды.

Налоговый период (ст. 333.11 НК РФ)

квартал.

В отличие от Закона № 71-ФЗ гл. 25.2 НК РФ не предусматривает повышение ставок, в случае если водные объекты организации используются без лицензии. Ранее для таких плательщиков ставки повышались в пять раз. С вступлением в силу гл. 25.2 НК РФ данные налогоплательщики платят водный налог по тем же ставкам, что и остальные пользователи. Однако за безлицензионное водопользование их могут привлечь к административной ответственности. При этом в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ организации штрафуются на сумму от 50 до 100 МРОТ, а руководители и предприниматели – на сумму от 5 до 10 МРОТ.

Налоговые ставки (ст. 333.12 НК РФ)

Ставки зависят от того, из каких рек, озер и морей берется вода, а также от экономических районов. Кроме того, они дифференцированы в зависимости от целей забора воды и от того, откуда вода берется: из поверхностных водных объектов или подземных. Следует отметить, что ставки водного налога, действующие с 01.01.2005 г. примерно в 1,5 раза выше максимального размера ставок платы за пользование водными объектами, установленными Постановлением Правительства РФ № 826.

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение образец

Ставки водного налога за использование водного пространства (кроме сплава леса в плотах и кошелях) установлены в расчете на год. По остальным объектам налогообложения ставки установлены на квартал. Кроме того, ставки, которые действуют для забора воды, применяются только к тому объему воды, который не превышает установленные плательщику лимиты. Данные лимиты указываются в лицензиях на водопользование. При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (квартальных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными НК РФ.

Таблица– Единицы измерения ставок по водному налогу

Объект налогообложения Единицы измерения ставок
Забор воды В рублях за 1000 куб. м забранной воды
Использование акватории водных объектов для сплава леса в плотах и кошелях В рублях за 1000 куб. м древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 км сплава
Использование акватории водных объектов в других целях В тыс. р. в год за 1 кв. км используемой воды
Использование водных объектов без забора воды для производства электроэнергии В рублях за 1000 кВт.ч. электроэнергии

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 р. за 1000 куб. м воды, забранной из водного объекта.

Обязательными условиями применения пониженной ставки являются:

– наличие лицензии на водопользование (даже в поселковых и сельских коммунальных хозяйствах, сельскохозяйственных организациях, на баланс которых переданы объекты жилищно-коммунального хозяйства);

– наличие договора на водопользование, заключенного в соответствии с лицензией;

– указание в лицензии соответствующей цели водопользования (питьевое и хозяйственное водоснабжение населения), а также сведений о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним;

– наличие лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), установленных в лицензии на соответствующие цели.

В соответствии со ст. 333.13 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Налогоплательщики – иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9660 — | 7398 — или читать все.

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #bd8a6c50-51fe-11ea-9a25-2f2b3bd7c291

Водный налог: характеристика элементов.

Водный налог — это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ

Водный налог обесᴨȇчивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Такой подход не потребует комментария в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом.

По оценке Госстроя России, только 20% продаваемой питьевой воды в стране соответствует санитарным нормативам.

Несмотря на то, что и плата за пользование водными объектами, и водный налог являются фискальными платежами, порядок их взимания различен.

Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы.

Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ:

— в федеральный бюджет — 40%;

— в бюджеты субъектов РФ, на тер. котоҏыҳ осуществляется использование водных объектов, 60%.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат сᴨȇциализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах. Правовую основу начисления и уплаты платежей за пользование водными ресурсами составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие сᴨȇциальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Элементы налога на прибыль

Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие сᴨȇциальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Налоговая проверка после ликвидации

1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе — виды водопользования):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обесᴨȇчения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обесᴨȇчения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными объектами для обесᴨȇчения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Говоря об объекте обложения, напомним, что между платой и водным налогом есть отличие. Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами, а плата взимается только за пользование поверхностными водными объектами.

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

1) при заборе воды из:

поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования;

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования;

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях;

2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

3. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый ᴨȇриод.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале ᴨȇрвичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый ᴨȇриод электроэнергии.

5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый ᴨȇриод, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Порядок исчисления налога.

1. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

2. Сумма налога по итогам каждого налогового ᴨȇриода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

3. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видов водопользования.

Порядок и сроки уплаты налога.

1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым ᴨȇриодом.

Источники

Характеристика элементов водного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here