Финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности

Одним из важнейших условий эффективного функционирования российской экономики, обязательным элементом управления финансовой системой и экономическими процессами является финансовый контроль. По нашему мнению, назначение финансового контроля состоит в содействии государственной финансовой политике. Финансовый контроль также является формой реализации контрольной функции финансов.

Приоритетным направлением деятельности органов государственной власти в России является контроль за различными сферами жизни современного общества. В свою очередь финансово-бюджетный контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, которые возникают в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Функционирование эффективного механизма управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения предполагает разработки четкой системы финансового контроля, который будет способен обеспечить законность финансовой деятельности государства и дать оценку ее целесообразности и эффективности. Следует отметить, что проблемы обеспечения единства системы финансово-бюджетного контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Организация действенного финансово-бюджетного контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики [2].

Либерализация экономики, развитие рыночных отношений не означают отмену строгого государственного финансового контроля за бюджетным процессом и целевым расходованием финансовых ресурсов страны. Напротив, современные социально-экономические условия требуют дальнейшего развития единой системы государственного финансового контроля [4].

В общем смысле финансовый контроль определяется совокупностью действий и операций по проверке и анализу финансовой сферы с использованием специфических методов и форм его организации. Финансовый контроль так же понимается и как совокупность определенных операций и действий, которые осуществляют специально уполномоченные органы для контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Финансовый контроль проводится с использованием определенных приемов документального и фактического контроля, которые направлены на установление целесообразности, обоснованности и экономической эффективности осуществления хозяйственных операций. В область финансового контроля входят операции, которые связаны с использованием денег, включая выделение бюджетных средств, а также соблюдение финансовой дисциплины, сохранность объектов государственной собственности, точность и достоверность ведения учета и отчетности с целью определения нарушений, выявления недостатков в деятельности ревизуемого объекта и пресечения фактов бесхозяйственности, расточительности и т. д.

Таким образом, финансово-бюджетный контроль является составной частью государственного финансового контроля и трактуется как набор мероприятий, которые проводятся государственными органами для проверки законности, эффективности и целесообразности проводимых действий в процессе образования, распределения и использования денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины [7].

В настоящее время в России создано и функционирует множество государственных органов и служб, осуществляющих финансовый контроль. В их число входят органы федерального Казначейства, казначейские органы в субъектах Федерации и муниципалитетах, контрольно-ревизионные органы Министерства финансов, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, Департамент валютного контроля Министерства финансов, Центральный банк и его территориальные органы, налоговые и таможенные органы, контрольные органы главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, Счетная палата Российской Федерации, а также контрольно-счетные органы субъектов Федерации. Определенные контрольные функции выполняет также вновь образованный Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов, на который возложена задача общего анализа движения финансовых потоков с точки зрения их соответствия требованиям действующего законодательства [3].

Однако следует отметить, что в деятельности указанных выше органов не разработан механизм взаимодействия и взаимозаменяемости. На сегодняшний день государственный финансовый контроль представляет собой набор министерств, ведомств и организаций, которые выполняют несогласованные, неупорядоченные и разобщенные контрольные функции. Их функции, статус и сферы контрольной деятельности определяют различные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства и другие нормативно-правовые акты. В основном данные правовые и законодательные акты не могут обеспечить системность государственного финансового контроля и часто дублируют друг друга в процессе осуществлении контроля, что приводит к ситуации, когда одни и те же субъекты контроля могут проверяться в течение года разными контрольными органами, в то время как другие получатели бюджетных средств не контролируются годами.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что одной из главных задач государственной финансовой политики является создание механизма осуществления внешнего финансово-бюджетного контроля, который мог бы обеспечить защиту прав и законных интересов всех субъектов финансово-бюджетных отношений, реально гарантировать наведение порядка в данных отношениях и привлечение к ответственности всех виновных.

Региональные органы финансово-бюджетного контроля вносят существенный вклад в оздоровление финансово-экономического состояния регионов. Таким образом, на региональном уровне в настоящее время осуществляется модернизация как внешнего, так и внутреннего контроля. Вышесказанное проявляется в повышении качества взаимодействия контрольных органов различных видов на различных уровнях управления. Также происходит постоянное развитие и совершенствование методологической и информационно-технической базы, а также происходит определение границ и предмета деятельности органов внешнего и внутреннего контроля.

К основным целям управления региональными финансами, равно как и к стратегическим целям финансово-бюджетного контроля можно отнести: развитие финансово-экономической самостоятельности региона; повышение удовлетворенности населения качеством социально-значимых услуг; повышение качества бюджетного менеджмента; повышение эффективности, рациональности и результативности использования финансовых и материальных ресурсов [5].

Таким образом, финансово-бюджетный контроль на региональном и муниципальном уровне сегодня призван проводить «аудит «4-х качеств»: качества и слагаемых экономического роста (макроэкономические показатели эффективности бюджетных расходов); качества условий жизнедеятельности (показатели общественной эффективности бюджетных расходов); качества институтов и качества государственного имуниципального управления (качество процессов).

В целом можно выделить следующие основные направления совершенствования финансово-бюджетного контроля в отечественных регионах. Создание методологических основ финансово-бюджетного контроля на мезоэкономическом уровне является важнейшей составляющей регионального контроля, позволяющей всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансово-бюджетного контроля. Следует также законодательно определить: виды контроля, субъекты и объекты контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансово-бюджетного контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансово-бюджетного контроля, единой терминологии создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения.

Ключевым направлением совершенствования финансово-бюджетного контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в России и повышения его эффективности является принятие единой концепции финансово-бюджетного контроля в Российской Федерации, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления финансово-бюджетного контроля, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов финансово-бюджетного контроля.

Читайте так же:  Акции газпрома даты выплат дивидендов

Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов финансово-бюджетного контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. Также открытым остается вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о финансово-бюджетном контроле в Российской Федерации, о статусе контрольно-счетных органов.

Для повышения эффективности расходования государственных средств на современном этапе одним из перспективных направлений повышения качества контрольных мероприятий может являться переход к аудиту эффективности государственных расходов, который характеризуется как направление в работе контрольных органов, которое предполагает проведение анализа экономичности и результативности расходования государственных средств и проведение оценки всех возможных резервов по их увеличению и обоснованности расходования.

В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование [1].

Наибольший удельный вес в общем объеме всех выявленных в ходе осуществления финансового контроля нарушений имеет нецелевое использование бюджетных средств. При этом следует отметить, что не четко обозначены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, также не разработаны правовые механизмы, которые могли бы быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Одной из важных проблем проведения контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. Поэтому существует необходимость принятия комплекса мер, нацеленных на повышение уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; на повышение ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансово-бюджетного контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций.

Одним из важных вопросов по совершенствованию проведения контроля является, на наш взгляд, исключение дублирования действий контрольных органов, которые состоят в совершении контрольными органами своих функций по отношению к объектам контроля.

В современных условиях для повышения эффективности проводимого финансово-бюджетного контроля необходимо широкое использование новых информационных технологий, так как процесс информатизации деятельности органов государственной власти и финансово-бюджетного контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. По нашему мнению, именно с использованием новых информационных технологий будет возможно в полной мере организовать открытость бюджетов всех уровней, появится шанс в реальном режиме времени осуществлять контроль за расходами и доходами всех получателей бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Следует отметить, что для создания единого информационного пространства важна совместимость имеющихся результатов работы контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами.

Рецензенты:

Растворцева С.Н., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Калугин В.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии (в городском хозяйстве) НИУ «БелГУ», г. Белгород.

http://science-education.ru/ru/article/view?id=13117

Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор: akimi4 • Июнь 2, 2019 • Курсовая работа • 8,213 Слов (33 Страниц) • 70 Просмотры

Институт мировой экономики и финансов

Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения

на тему: «Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России».

1 Теоретические основы государственного финансового контроля в России……………………………………………………………………………..6

1.1 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля…….6

1.2 Система государственного финансового контроля………………………11

1.3 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации……………………………………………………………………….13

2 Государственный вневедомственный финансовый контроль финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности России…………………………………………………………………………. 22

2.1 Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России……………………………………………..22

2.2 Оценка эффективности государственного финансового контроля…….25

2.3 Практика проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств Волгоградской области, выделенных на реализацию региональных целевых программ………………………………………………………………28

3 Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации ………………………………………………………………………………. 33

3.1 Пути повышения эффективности государственного контроля………….34

Список использованных источников и литературы …………………..…. 40

Актуальностью исследования данной работы. Большой опыт российского реформирования доказывает, что из-за небольшой финансовой, налоговой и бюджетных дисциплин экономика России несет существенные потери.

Наряду с этим опыт стран дальнего зарубежья говорит о том, что результативный контроль является обязательным условием сильного государства и значительным элементом государственного строительства.

Этот колоссальный потенциал, которым владеет Россия, призывает не только к верному употреблению национального богатства, но и верно использовать наложенный контроль.

ˮ Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. ˮ [1]

В настоящее время в Российской Федерации действует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на максимальном уровне, мало взаимодействующих между собой. Определенно это не назовешь системой. Бывает и такое, что один и тот же субъект могу проверить не один раз со стороны контролирующих органов. В конечном итоге постоянный контроль имеет место быть. Но чаще всего неоднократный контроль возбуждает негативной процесс и практически не имеет не какого смысла.

Основание для точности в системе в финансовом отношении и единстве, считается надобностью создание и развитие неделимой финансовой политики государства. Обозначение места высших органов и их роль в государственном финансовом контроле следует обеспечению унификации и координирования контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами определенность показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.

http://ru.essays.club/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE-%D0%B8-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-240632.html

Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность

«Аудиторские ведомости», N 9, 2001

В России стратегия экономической безопасности введена Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1996 N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». Во исполнение этого Указа было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 N 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608». В указанных документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

Читайте так же:  Валютное регулирование и валютный контроль презентация

Постановлением N 1569 выдвинута задача разработки количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинга и прогнозирования факторов, способствующих возникновению угроз экономической безопасности, проведения исследований для определения тенденций и возможностей развития угроз и поиска оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры для их преодоления, проводить экспертизу принимаемых нормативно — правовых актов, государственных решений по финансово — хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

Важнейший элемент экономической безопасности страны — финансовая безопасность. Это — основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово — экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности государства (в данном случае — России), по нашему мнению, в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций.

Финансовая безопасность обусловливается, в частности, способностью его органов (институтов власти):

обеспечивать устойчивость финансово — экономического развития государства, платежно — расчетной системы и основных финансово — экономических параметров;

нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов, теневых структур на национальную экономическую и социально — политическую систему;

предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу;

преодолевать разногласия между органами управления на разных уровнях по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

привлекать и использовать наиболее оптимально для экономики страны средства иностранных заимствований;

предотвращать и пресекать финансовые нарушения.

Угрозы финансовой безопасности России (факторы, которые могут препятствовать реализации национальных финансово — экономических интересов) подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неэффективной системой государственного финансового контроля (ГФК), низкой способностью финансовой системы обеспечивать воспроизводство, обслуживать государственный долг, неадекватной финансово — экономической политикой, нестабильностью и низкой эффективностью многих финансовых институтов, отсутствием целостности правового обеспечения, в том числе государственного регулирования финансовых рынков, и др.

Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить такие, как стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интеграция национальных финансовых рынков; относительное ослабление регулирования мировых финансовых рынков; расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в мировую экономику развивающихся стран; высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом, так и на глобальном уровне; рост интенсивности финансовых трансакций, глубокая взаимозависимость финансовых рынков; многообразие и динамизм финансовых инструментов; беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств; чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми, и т.д.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Особую же роль в решении данной проблемы, как представляется, должна играть действенная система ГФК.

По нашему мнению, государственная стратегия обеспечения финансовой безопасности России должна включать как минимум:

определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов России);

разработку механизмов и мер идентификации угроз и их носителей;

характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);

установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально — политическую систему;

разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

определение объектов, предметов контроля за обеспечением финансовой безопасности России;

разработку системы количественных и качественных показателей, или индикаторов, финансовой безопасности (включая интегральные), барьерных (пороговых) значений; методики их определения, классификации и оценки, а также процедур мониторинга с соответствующим методическим, организационным, информационным и техническим обеспечением;

формирование механизмов и мер финансово — экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;

организацию адекватной системы органов финансовой безопасности, соответствующей определенным геофинансовым зонам.

Очевидно, что успешному решению проблемы финансовой безопасности государства во многом способствует эффективный ГФК. Как функция управления государственными финансовыми потоками ГФК должен предотвращать подрыв финансово — экономического суверенитета государства, целостности финансово — экономического пространства, единства финансово — экономической политики и т.д.

Направления совершенствования ГФК в этой связи должны определяться в зависимости от специфики его объектов. Например, совершенствуя контроль за иностранными партнерами в аспекте обеспечения финансовой безопасности, следует обратить, на наш взгляд, особое внимание на:

законодательство о соглашениях о разделе продукции с позиции четкости механизмов контроля иностранных партнеров;

контрдискриминационную политику в отношении российских товаропроизводителей, применение адекватных мер в отношении иностранных организаций, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

контроль за операциями нерезидентов на фондовом рынке, особенно за монопольной скупкой акций стратегически значимых для России предприятий зарубежными организациями;

действенные системы государственного контроля за привлечением и использованием средств иностранных заимствований и др.

  1. Разработка и внедрение механизмов регулирования межбюджетных отношений, обусловливающих государственные финансовые потоки, в том числе:

предотвращающих предоставление необоснованных привилегий в расходных полномочиях органов власти и управления всех уровней и обеспечивающих реальную ответственность за выполнение своих финансовых обязательств;

исключающих необоснованное предоставление финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности;

ликвидирующих несоответствие в разграничении расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы закреплению доходных источников и налоговых полномочий за ними;

усиливающих контрольные функции федеральных органов власти в сочетании с оказанием финансовой помощи регионам;

обеспечивающих «прозрачность» межбюджетных расчетов и различного рода компенсаций для общественного контроля;

  1. Определение четких и обоснованных критериев выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, а также критериев бюджетной эффективности;
  2. Оптимизация маршрутов и ритмичности бюджетных потоков в целях минимизации смены направлений бюджетных потоков на пути к конечным потребителям.

Добавим, что непременным условием обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие между федеральным Правительством и региональными органами управления, финансовые взаимоотношения которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности, сбалансированности ответственности и ресурсов, реального согласования решений по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/28439-gosudarstvennyj-finansovyj-kontrol-finansovaya-bezopasnost

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Сегодня обеспечение финансовой безопасности страны является наиболее актуальной и приоритетной задачей государства. В решении этой проблемы особое место занимает эффективный и действенный государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой установленную законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

Читайте так же:  Расчет вычета ндфл по имущественному вычету

– ошибок и злоупотреблений в области управления хозяйственной деятельностью нематериальными объектами государственной собственности, способных нанести финансовый и материальный ущерб государству;

– недостатков в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью государства и организаций с государственным участием;

Видео (кликните для воспроизведения).

– угроз финансовой и национальной безопасности страны.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению государственными финансовыми и материальными ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами, обеспечению их сохранности и приумножения; обеспечение законности и оптимизированного функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства; обеспечение финансовой безопасности государства.

Финансовая безопасность государства – основное условие самостоятельности госконтроля в осуществлении финансово-экономической политики. Сущность финансовой безопасности РФ заключается в формировании положительных финансовых решений и действий государственной власти в необходимых объемах для выполнения государственных функций и задач.

Финансовая безопасность страны находится в прямой зависимости от способности органов государственной власти и управления:

– обеспечивать устойчивое финансово-экономическое развитие страны;

– гарантировать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

– ограничивать вывоз капитала за границу;

– сглаживать конфликты между властями различных уровней и ступеней;

– пресекать преступления в сфере финансов и экономики;

– гарантировать защиту отечественных товаропроизводителей от дискриминации иностранных государств.

Цели государственного финансового контроля будут реализованы в полном объеме, при решении следующих задач:

– осуществление контроля над доходами и расходами федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

– проведение анализа выявленных отклонений и подготовка предложений, направленных на их устранение;

– осуществление контроля за законностью и своевременностью движения государственных средств в Банке России и иных уполномоченных банках страны;

– обеспечение поступления налоговых, таможенных и прочих платежей, формирующих доходную часть государственного бюджета;

– осуществление контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности организациями и предприятиями;

– выявление причин роста доходов и снижения расходов бюджета;

– выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

– осуществление контроля за обеспечением финансовой безопасности государства и др.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и создания условий для финансовой стабильности страны. Особую роль в реализации государственного контроля в России имеет Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ». Согласно данному Указу, государственный контроль в нашей стране осуществляется по следующим направлениям:

– исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

– организация денежного обращения;

– использование кредитных ресурсов;

– состояние внутреннего и внешнего государственного долга и т.п.

В соответствии с действующим законодательством функции и полномочия по обеспечению государственного финансового контроля в РФ распределены между субъектами, представленными на рисунке 1.

Рис. 1. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в РФ

Современная система финансового контроля в России, на наш взгляд, не реализует своего назначения в полной мере. Ей необходимы серьезные преобразования. В настоящее время особое внимание уделяется вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля с целью повышения уровня финансовой безопасности страны.

На сегодняшний день можно привести много примеров, свидетельствующих о проблемах в функционировании органов финансового контроля. Так, например, международным финансово-экономическим организациям (МФЭО) в настоящее время просто необходимы займы для консолидации российской экономики и построения развитой и наиболее прочной рыночно-хозяйственной системы. Все актуальнее становятся проблемы недостатка финансовых и материальных ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства. Медленное расходование заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Это приводит к многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов. Поэтому возникает необходимость в исследовании деятельности органов, осуществляющих свою деятельность в сфере государственного финансового контроля, и устранения причин их плохого функционирования.

Таким образом, если не уделять должного внимания проблемам государственного финансового контроля, то не стоит ожидать, что реформирование пойдет в нужном направлении и предотвратит бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства в большинстве отраслей хозяйственной деятельности государства. Чтобы обеспечить прочную и стабильную финансовую безопасность страны, необходимо произвести множество преобразований, прежде всего, в системе государственного финансового контроля и органах его обеспечения.

Список использованных источников:

1. Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации (ред. от 18.07.2001) // http://www.consultant.ru.

2. Белоусова А.А., Землякова А.В. Реформа страховых взносов как часть единой системы сбора платежей // Экономика и предпринимательство. – 2016. –№ 11-3 (76-3). –С. 368-371.

3. Ермоленко О.М., Петров И.В. Место и роль международного финансового центра России в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации. В сборнике: Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VIII-й международной научно-практической конференции.– 2015. – С. 94-106.

4. Сапрыкина В.Ю. Финансовая глобализация и реформирование мировой валютно-финансовой системы // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2014. – № 1. – С. 77-81.

http://scienceforum.ru/2017/2787/35166

Значение государственного финансового контроля

Дата публикации: 09.09.2018 2018-09-09

Статья просмотрена: 527 раз

Библиографическое описание:

Родионова Е. С. Значение государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2018. — №36. — С. 39-40. — URL https://moluch.ru/archive/222/52559/ (дата обращения: 18.02.2020).

Важным компонентом бюджетного процесса считается финансовый контроль, который гарантирует результативное функционирование государственной финансовой системы.

Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, эффективность, бюджетные средства.

Контроль — одна из существенный функций управленческого процесса, так как позволяет не только выявить и ликвидировать недостатки работы, но и дает стимул для продолжения деятельности. В связи с этим контроль в том или ином виде проявляется во многих сферах и процессах жизнедеятельности общества. Естественно, что в сфере финансов и бюджетных правоотношений он является одной из важных составляющих.

В настоящее время одним из значимых инструментов определения эффективности использования бюджетных средств является финансовый контроль.

Во всех цивилизованных странах должен присутствовать данный вид контроля, осуществляемый уполномоченными органами за соблюдением действующего законодательства, ведением финансовой документации, исполнением плана государственных доходов и расходов, а также за соблюдением общепризнанных норм права в ходе перемещения финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В современной России государственный финансовый контроль представляет собой сложный процесс наблюдения, сопоставления, проверки и анализа различных сфер экономики. Финансовый контроль является частью финансовой деятельности государства и выполняет координирующую роль на всех уровнях реализации государством его контрольной функции.

Шохин С. О. рассматривает финансовый контроль как «межотраслевую систему организации надзорных функций с контрольными функциями государственных и общественных органов за процессами финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций для получения реальных оценок экономической эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, установления легитимности и оптимальности финансово-хозяйственных операций и поиск имеющихся резервов доходов государственного бюджета» [2].

Читайте так же:  Назначение государственного финансового контроля

Именно финансовый контроль обеспечивает надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности. Главная цель государственного финансового контроля заключается в том, чтобы гарантировать эффективность процесса образования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства.

В настоящей экономической ситуации все острее стоит проблема повышения эффективности бюджетного контроля на всех уровнях системы. В условиях прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо наиболее рациональным образом организовать процесс расходования государственных средств, чтобы не допустить применения различного рода коррупционных схем в бюджетных правоотношениях. Поэтому финансовый контроль в современных условиях следует рассматривать как один из инструментов определения эффективности использования бюджетных средств и поддержания финансовой дисциплины на всех стадиях бюджетного процесса.

Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий и является неотъемлемой частью управления финансовыми общественными ресурсами. Объектом контроля является деятельность государственных органов и бюджетных учреждений по управлению вверенными им ресурсами.

Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных средств. Основными органами финансового контроля в Российской Федерации являются: Счётная палата Российской Федерации (осуществляющая внешний контроль), Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Казначейство — внутренний аудит).

Законодатель обозначил, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1].

Все контрольно-ревизионные мероприятия основываются на принципах законности, эффективности, объективности, независимости, открытости, гласности.

Между тем, нормы, регулирующие бюджетный контроль, организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов являются составной частью бюджетного (финансового) права [3].

Ведущей целью финансового контроля является ни столько выявление правонарушений в бюджетной сфере, сколько анализ деятельности организаций с целью повышения финансовой грамотности, предотвращение ошибок в дальнейшем, разумность в распределении и расходовании бюджетных средств государства. А ориентир финансового права — совершенствование государственными органами правовой базы, структуризация нормативных документов, определение чёткой функциональности контрольно-ревизионных органов.

Достижение вышеуказанных целей требует постоянного совершенствования посредством внесения изменений в законодательные акты различных уровней и создания единого контролирующего органа.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998.
  2. Мурина Т. Н. Финансовый контроль в системе финансового права РФ — Актуальные проблемы Российского права, 2012. № 1. С. 77–88.
  3. Шохин С. О. Бюджетно-финансовый контроль в России. М.: Прометей, 1995.

http://moluch.ru/archive/222/52559/

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 12.01.2018

Статья просмотрена: 3303 раза

Библиографическое описание:

Сурнина К. С., Дененберг Ю. М. Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13622/ (дата обращения: 18.02.2020).

Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового мониторинга.

Ключевые слова: финансовый мониторинг; финансовая безопасность; Центральный банк России; финансовая система государства; Росфинмониторинг; государственный финансовый контроль; противодействие финансированию терроризма.

В современной России возникает вопрос об обеспечении национальной безопасности, а также о защите финансовых интересов страны на международном уровне и противодействии финансирования терроризма. Опыт экономического развития показывает, что бюджет страны несет серьезные потери из-за низкой финансовой дисциплины. Действенный финансовый контроль является одним из необходимых условий для существования развитой экономики и сильной независимой страны. В финансовой организации Российской Федерации имеются значительные трудности, которые обусловлены нелегальным и малоэффективным использованием государственных финансовых ресурсов. Таким образом, в государстве возникает необходимость в контроле денежных средств, — финансового контроля.

Цель статьи: проанализировать состояние системы финансового мониторинга и финансовой безопасности в Российской Федерации.

Поставленная цель обуславливает необходимость выполнения следующих задач:

  1. Рассмотрение структур, относящихся к сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  2. Основные функции финансовой безопасности в Российской Федерации;
  3. Описание взаимодействий двух основных структур финансового мониторинга: Росфинмониторинг и Центральный банк России.

Финансовый мониторинг — сложная предметная область, содержащая в себе основы правового, финансового и административного регулирования, межведомственных и межгосударственных взаимоотношений. В целом, противодействие для легализации доходов, которые получены преступным путем, а также финансирование терроризма, является правоприменительной деятельностью, которая в свою очередь объединена с международными отношениями и финансовым регулированием. Финансовое регулирование обладает всеми необходимыми средствами и методами для противодействия внезаконным финансовым транзакциям, в том числе, операциями перевода, вывода или ввода денежных средств, которые связанны с финансированием терроризма. Финансовый мониторинг — это финансовый анализ и экономические отношения, а с другой стороны — это контроль и надзор со стороны органов государственной власти (в частности Федеральной службы по финансовому мониторингу). Финансовый мониторинг — это также деятельность органов внутреннего контроля (комплаенса) за соблюдением правил противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма [3].

Финансовый мониторинг в первую очередь ориентирован на противодействие легализации финансовых доходов, которые были получены преступным путем, а также на противодействие финансированию терроризма как на территории страны, так и за ее пределами. В нынешних условиях, когда угроза терроризма возрастает, вопросы об успешном осуществлении финансового мониторинга в Российской Федерации приобретают еще большую актуальность.

Центральный банк Российской Федерации — орган государственной власти и одновременно финансовым регулятором, который осуществляет надзор за деятельностью банковских и небанковских кредитных организаций в Российской Федерации. Данная государственная организация основывает свою деятельность на принципах ключевых направлений национальной денежно-кредитной политики и стратегии банковского развития. Одна из основных функций Банка России — финансовый мониторинг, он осуществляет политику финансового мониторинга в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4].

Центральный банк Российской Федерации в сфере финансового мониторинга базирует свою деятельность на создании комплекса нормативных правовых актов, которые регулируют противодействие легализации или отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Банк России предъявляет особые требования к лицам, занимающим должность в подразделениях компалаенса, для соответствия каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам, правилам предоставления отчетов о банковских операциях.

Читайте так же:  Сроки рассмотрения имущественного налогового вычета

В соответствии с законодательством, Центральный банк Российской Федерации и его территориальные подразделения осуществляют сбор, анализ информации о транзакциях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и иных незаконных финансовых транзакциях, определяет принципы регулирования в данной сфере, участвует в совершенствовании законодательства о финансовом мониторинге и издает соответствующие подзаконные нормативные правовые акты (положения, инструкции, указания), регулирующие противодействия легализации (доходов), полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банк России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу определяет правила предоставления данных о финансовых транзакциях в Росфинмониторинг.

По мнению Начоевой Л. А., финансовый мониторинг можно представить, как двухуровневую структуру.

Первый уровень может быть представлен Росфинмониторингом и федеральными надзорными органами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в сфере финансов [1].

Однако было бы более точным только один Росфинмониторинг отнести к первому уровню системы финансового мониторинга, так как именно на данного органа исполнительной власти законодательство возложило функции по сбору, обработке, анализу и проверке информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, полученной ʙ соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ряд других обязанностей. И по его запросам все другие субъекты обязаны предоставить необходимую информацию.

Второй уровень системы финансового мониторинга в России по Начоевой Л. А. представлен субъектами первичного финансового мониторинга — организациями, на которые согласно законодательства возложена обязанность по осуществлению финансового мониторинга в целях безопасности [1].

Подзаконные нормативные правовые акты Росфинмониторинга взаимодействуют и непосредственно связаны с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.

Центральным банком Российской Федерации осуществляется надзор за деятельностью кредитных организаций, банков и небанковских кредитных организаций, осуществляется до 80 % всех финансовых транзакций в стране, по этой причине на эти организации направлена основная задача контроля со стороны финансового и экономического регулятора.

Кредитные организации подвергаются риску прохождения операций по финансированию терроризму, поэтому для правильной и эффективной их работы необходимо организация, установление и регулирование правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.

Банки и небанковские кредитные организации, функционирующие в рамках финансового мониторинга на основании нормативных правовых актов, определяющие основные принципы осуществления постоянного контроля, правила идентификации клиентов, в том числе, на принадлежность к террористам и экcтремистам, правила определения подозрительных и необычных операций.

Росфинмониторинг выполняет свои функции в непосредственной связи с Центральным банком России. Центральный банк базирует свою надзорную деятельность на методах, средствах и принципах, которые необходимы для реализации функции финансового мониторинга. Финансовый мониторинг –основная функция Банка России, который издал соответствующее положение, инструкции и указания для противодействия легализации денежных средств и финансированию терроризма.

В результате совместной работы Росфинмониторинга и Банка России наблюдаются очевидные положительные результаты, но отзыв лицензий у некоторых банков, обслуживающих клиентов, относящихся к группе риска, вовлеченных в проведение незаконных финансовых операциях, был спровоцирован «переход» клиентов, из группы риска, в крупнейшие финансовые учреждения с целью «затеряться» в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и объемах проводимых операций.

Проводимая совместно с Банком России работа, с целью настройки систем внутреннего контроля кредитных организаций является одной из основных мер реагирования. Также, необходимо отметить, что эта работа позволяет проводить мониторинг «миграции» не только клиентов, но и их средств при закрытии счета.

В результате этого взаимодействия, от банков было получено около 96 тысяч сообщений о случаях расторжения договора по инициативе клиента.

Для решения задач по противодействию финансированию терроризма, на территории Российской Федерации продолжается взаимодействие на межведомственном уровне. Основную линию координационных органов составляют следующие структуры: Совет Безопасности Российской Федерации, Национальный антитеррористический комитет, в том числе межведомственные рабочие группы, созданные в связи с поставленной задачей. Органами финансовой безопасности проводятся консультации с частным сектором по вопросам, связанным с усилением контроля за наблюдением и анализом проводимых денежных операций, связанных с рисками финансирования терроризма. Представители финансовых учреждений презентовали «матрицу индикаторов», которая была разработана финансовой разведкой с целью повышения качества работы организаций в направлении идентификации рисков финансирования терроризма.

Росфинмониторинг предложил свою «матрицу индикаторов» которая, систематизирует идентификаторы по следующим направлениям:

 процессы, характерные для радикальной идеологии (центры радикальной пропаганды, вербовщики, неформальные группы, НКО, религиозные центры и т. д.).

 террористы, а также их окружение, экономика спонсирующая терроризм (легальная и теневая — торговля нефтью, оружием, похищение людей и т. д.).

У подозрительной транзакции имеются четкие критерии определения степени подозрительности клиента, в которых учитывается география и используемые платежные инструменты.

Все вышеперечисленное свидетельствует о практическом опыте, который был приобретен за годы работы, о постепенном совершенствовании системы финансового мониторинга, что позволяет более эффективно противостоять угрозе терроризма, эффективно использовать средства бюджета.

Таким образом, отмечается положительная динамика сотрудничества межгосударственных органов финансового мониторинга/безопасности (Росфинмониторинг, Центральный банк России, Совет Безопасности Российской Федерации и др.) и, как следствие, повышается эффективность системы финансового мониторинга.

Основная цель Росфинмониторинга на 2017 год — это борьба с терроризмом: выявление новых источников и каналов финансирования ИГИЛ, выработка мер по их пресечению, уделение особого внимания центрам подготовки террористов-боевиков и их финансированию. Еще одна задача, стоящая перед финансовыми организациями, — пресечение нелегальных финансовых операций, противодействие легализации (доходов), полученных преступным путем.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что «финансовый мониторинг» — это система процедур (контрольные, информационные, правоохранительные), основная функция которых направлена на воспрепятствование поступления доходов, незаконно поступивших в экономику Российской Федерации. Также, необходимо отметить, данная система, помимо прочего, служит и для воспрепятствования использования агентов финансового мониторинга, с целью отмывания незаконно поступивших доходов и финансовой поддержки терроризма.

Современный этап развития нашей страны, со всеми его сложностями, определил коренное качественное изменение роли Росфинмониторинга. Эта новая роль заключается в превращении ведомства из одного из многих других, осуществляющих функции контроля в отношении определенных видов финансовых операций, в важнейший организационный инструмент поддержания экономической стабильности государства.

  1. Начоева Л. А. Финансовый мониторинг в коммерческом банке/Л. А. Начоева// Диссертация. С.-П. — 2015. — С. 16 -17
  2. Публичный отчет «О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу». М. 2016. — С. 8–9
  3. Тилькова Д. Н. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 561–567
  4. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13622/

Финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here