Финансовый контроль независимый вневедомственный контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Финансовый контроль независимый вневедомственный контроль" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Государственный вневедомственный финансовый контроль

Виды, формы и методы финансового контроля

Для осуществления финансового контроля в Республике Беларусь создана и действует многообразная система органов. Необходимость такого многообразия объясняется сложностью и широтой финансовой деятельности государства, огромным количеством участников этой деятельности, а также много­гранностью ее сфер.

Финансовый контроль по органам, его осуществляющим, подразделяется на государственный вневедомственный, ве­домственный и независимый финансовый контроль.

осуществляется специально уполномоченными органами от имени государства на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа. В систему специальных контроли­рующих органов, осуществляющих данный вид, входят:

— Комитет государственного контроля, его департамент
финансовых расследований и территориальные органы;

— Министерство по налогам и сборам и его органы на местах;

— Министерство финансов и его органы на местах;

— Национальный банк и банки второго уровня;

— органы управления государственными внебюджетными
фондами;

Комитет государственного контроля является органом, создание которого предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (ст. 129-131).

Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определены в Законе от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» ‘.

Контрольные полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов распространяются на государственные органы, банки, страховые организации, иные юридические лица, индивидуальных предпринимателей.

Методами работы Комитета государственного контроля являются ревизии и проверки.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Комитет государственного контроля направляет материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотре­ния и принятия по ним необходимых мер.

Комитету государственного контроля и его территориаль­ным органам предоставлены полномочия по применению эко­номических санкций и мер административного воздействия (ст. 18-21 указанного Закона).

Важная роль в контроле за соблюдением законодатель­ства о налогах и предпринимательстве принадлежит Мини-

1 НРПА. 2000. № 18. 2/144; 2004. № 189. 2/1089. 704

стерству по налогам и сборам, в структуру которого входят департамент по контролю за производством и оборотом алко­гольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Мини­стерства по налогам и сборам, управления, отделы, а также инспекции по областям и г. Минску, районам, городам, райо­нам в городах.

Полномочия государственных налоговых органов и их дол­жностных лиц в области финансового контроля установлены Об­щей частью Налогового кодекса Республики Беларусь, Законом от 2 февраля 1994 г. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» ‘ и постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 2 , утвердившим Положение о Министерстве по налогам и сборам.

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Значитель­ное место в деятельности Минфина занимают контрольные полно­мочия, закрепленные в Положении о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 3 .

Финансовый контроль возложен на департаменты, глав­ные управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданное в его структуре Главное конт­рольно-ревизионное управление (ГКРУ).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 4 создана система органов госу­дарственного казначейства, в которую вошли Главное госу­дарственное казначейство Минфина и территориальные органы государственного казначейства.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 7. Ст. 94; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 28. Ст. 485; НРПА. 2003. № 8. 2/932; 2/933.

2 НРПА. 2001. № 106. 5/9345; 2003. № 32. 5/12118; 2004. № 142. 5/14786.

3 НРПА. 2001. № 105. 5/9328, № 117. 5/9544; 2002 № 143. 5/11674; 2003. № 26. 5/12024, № 128 5/13369; 2004. № 53. 5/13967.

4 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. № 35.
23 Зак 2388 705

Система органов государственного казначейства осуществ­ляет контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь.

Несмотря на то что банковская система Республики Бела­русь не относится к специальным контролирующим органам, однако контрольно-надзорные полномочия Национального банка Республики Беларусь и иных банков занимают достаточ­но большой удельный вес в деятельности банковской системы.

Согласно ст. 34 Банковского кодекса Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанков­ских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею, про­водит постоянный контроль за соблюдением ими банковского законодательства.

Для выполнения указанной функции Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выяв­ленных нарушений и применяет предусмотренные законода­тельством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

Контрольно-надзорные полномочия Национального банка Республики Беларусь распространяются на коммерческие бан­ки и небанковские кредитно-финансовые организации.

На органы управления государственными внебюджетны­ми фондами также возложена функция контроля. Фонд соци­альной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет контроль за пра­вильным расходованием средств, своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов и согласно действу­ющему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов.

Контроль за своевременной уплатой плательщиками нало­га на добавленную стоимость, акцизов, таможенной пошлины и других видов таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь осуществляют таможенные органы.

Ведомственный финансовый контроль проводится силами самого ведомства. В министерствах, государственных комите-

тах и других центральных органах управления образуются самостоятельные контрольно-ревизионные подразделения (уп­равления, отделы).

Контроль проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях, находящихся в административной (ведомствен­ной) подчиненности от контролирующего органа, в целях обеспечения соблюдения подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, сохранности и эффективности ис­пользования переданного предприятиям на правах владения, пользования и распоряжения имущества, целевого и эффектив­ного использования средств, выделяемых из государственного бюджета, по всем направлениям и видам расходов.

Читайте так же:  С пенсионеров берут подоходный налог

Правовую базу данного вида контроля составляют: Указ Пре­зидента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» ‘ и по­становление Совета Министров от 9 января 2002 г. № 22 «О неко­торых вопросах осуществления ведомственного контроля» 2 , которым утверждено Положение о ведомственном контроле за фи­нансово-хозяйственной деятельностью организаций.

Внутрихозяйственный контроль

представляет собой про­верку производственной и хозяйственной деятельности пред­приятия в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некото­рыми другими экономическими службами самого хозяйствую­щего субъекта

Основным звеном в системе внутрихозяйственного контро­ля является главный бухгалтер. Его полномочия в области финансового контроля урегулированы в Законе Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. в редакции от 25 июня 2001 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» 3 .

Независимый финансовый контроль

это контроль, осуще­ствляемый независимой организацией от своего имени на объек­тах, не находящихся в подчинении контролирующего органа.

1 НРПА. 2000. № 52. 1/1312; 2002. № 15. 1/3449; 2004. № 26. 1/5311.

2 НРПА. 2002. № 8. 5/9753.

3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 34.
Ст. 566; НРПА. 2001. № 63. 2/785, 2004. № 77. 2/1027.

Независимый финансовый контроль является новым видом контроля, который появился в связи с развитием в республике рыночных отношений, международных экономических связей, ук­реплением разнообразных форм собственности, банковского и страхового дела. Осуществляется он системой аудита и регулиру­ется Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. в редак­ции от 18 декабря 2002 г. «Об аудиторской деятельности» ‘.

Аудиторская деятельность (аудит) — предпринимательс­кая деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других до­кументов организаций, их обособленных подразделений, ин­дивидуальных предпринимателей (аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности и соответствии совершенных финансо­вых (хозяйственных) операций законодательству.

Под формой финансового контроля понимают отдельные стороны проявления содержания и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контрольных действий выделяют три основные формы финансового контро­ля — предварительный, текущий и последующий.

Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка. Все вопросы, касающиеся проведения ре­визий и проверок, регулируются Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка при­менения экономических санкций» 2 , утвердившим Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяй­ственной деятельности и применения экономических санкций.

Проверка (ревизия) проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа или его заместителя. На проведение каждой проверки (ревизии) выдается предписа-

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 35. Ст. 573; НРПА. 2003. № 2. 2/913.

1/788; 2001. № 117. 1/3286; 2003. № 127. 1/5083;

1 НРПА. 1999. № 89 2004. № 86. 1/5546.

пие, в котором указываются: наименование контролирующего органа, проводящего проверку, и субъекта предпринимательс­кой деятельности, в отношении которого проводится проверка (ревизия); фамилия, имя, отчество проверяющего, его долж­ность (состав ревизионной группы), тема проверки (ревизии) и срок ее проведения.

Срок проведения проверки (ревизии) определяется в при­казе (распоряжении) о ее проведении исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого субъекта. Общий срок проведения проверки (ревизии) не дол­жен превышать 30 рабочих дней. Этот срок может быть прод­лен руководителем органа, назначившего ревизию, или его заместителем.

По результатам ревизии (проверки) финансово-хозяй­ственной деятельности, а также в случае выявления серьезных нарушений законодательства составляют акт. Результаты ре­визий, в ходе которых не установлено нарушений, оформля­ются справкой.

Наличие большого количества контролирующих органов потребовало со стороны государства принятия мер, направ­ленных на координацию их деятельности при проведении про­верок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций. С этой целью Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 образован Совет по ко­ординации контрольной деятельности и утверждено Положе­ние об этом Совете.

Виды финансового контроля. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть пред­варительным, текущим и последующим.

Предварительный финансовый контроль

проводится до совер­шения операций по образованию; распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и испол­нению документы, которые служат основанием для осуществ­ления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финан­совых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль

— это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финан­совых обязательств перед государством, получения и исполь­зования денежных средств для административно-хозяйствен­ных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль

— это контроль, осуще­ствляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использо­вания предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути пре­дупреждения и меры по их устранению.

Читайте так же:  Проверка счета в банке налоговой

В зависимости от инициативы субъекта финансовых право­отношений можно выделить обязательный и добровольный фи­нансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль

проводится:

§ в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;

§ по решению компетентных государственных органов (на­пример, про верки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых орга­нов; контроль, проводимый на основе решений право­охранительных органов).

Добровольный финансовый контроль

осуществляется по са­мостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, проводящих финансовый контроль

, его можно разделить на государственный (общегосударствен­ный, вневедомственный и ведомственный), внутрихозяйствен­ный и аудиторский.

Общегосударственный финансовый контроль

— имеет наивыс­шее значение в силу особого статуса осуществляющих его ор­ганов (Федеральное Собрание РФи Правительство РФ). Он направлен на объекты, подлежащие контролю вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются за­конность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной сис­темы, отчеты об исполнении бюджетов.

Вневедомственный финансовый контроль

— это контроль спе­циальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный финансовый контроль

— это контроль мини­стерств, ведомств, других органов исполнительной власти, го­сударственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуще­ствляют самостоятельные структурные контрольно-ревизион­ные подразделения (управления, отделы, группы) министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений на­ходится под контролем Минфина России, финансовых орга­нов субъектов РФ. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Внутрихозяйственный финансовый контроль

осуществляет­ся на предприятиях, учреждениях и организациях их руково­дителями и структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовыми и экономическими службами). Объектом конт­роля выступает производственная и финансовая деятельность предприятия, а также входящих в него структурных подразде­лений.

Аудиторский финансовый контроль

это независимый вневе­домственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности — аудиторской де­ятельности. Появление такого вида контроля связано с пере­ходом к рыночным отношениям и изменением методов регу­лирования экономики. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на него­сударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их фи­нансово-хозяйственной деятельностью, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государ­ственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и от­четности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджет­ных средств на контрольную деятельность.

Аудиторская деятельность

представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законода­тельству РФ.

Кроме того, аудиторскими организациями и индивидуаль­ными аудиторами оказываются следующие виды услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3)анализ Финансово-хозяйственной деятельности органи­заций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связан­ное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение инфор­мационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, состав­ление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и эксперименталь­ных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью;

11) обучение в установленном законодательством РФ по­рядке специалистов в областях, связанных с аудиторской дея­тельностью;

Видео (кликните для воспроизведения).

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской дея­тельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, ­как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установлен­ном порядке регистрацию и их аудиторская деятельность мо­жет осуществляться только после получения лицензии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10794 — | 8073 — или читать все.

Виды финансового контроля

В системе финансового контроля применяются различные виды и методы контроля.

По организационным формам (по субъектам проведения) контроль подразделяется на: государственный, ведомственный (внутриведомственный), вневедомственный, аудиторский (независимый), внутрихозяйственный.

Государственный контроль– это контроль, осуществляемый государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти.

Ведомственный (внутриведомственный) контрольпроводится министерствами, федеральными службами, департаментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок.

Вневедомственный контроль– это контроль, осуществляемый, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Минфина РФ в отношении различных предприятий и организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем.

Аудиторский контроль за деятельностью организаций осуществляется аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований проводится на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами).

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный контроль– это контроль,проводящийся до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств, на отпуск продукции и др. Цель предварительного контроля – предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции.

Читайте так же:  Возврат налога какие изменения

Предварительный контроль полезен и необходим на всех уровнях управления. Он позволяет предотвратить непроизводительные расходы, неправильное оформление документации хозяйственных операций.

Текущий контроль– контроль,как правило, проходящий в процессе совершения различных хозяйственных операций. Именно поэтому текущий контроль называют оперативным. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем субъекты предварительного.

Последующий контроль – контроль,осуществляемый после совершения хозяйственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим исходя из различных факторов: задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении ревизии, и при организации аудиторской проверки.

Субъектами последующего контроля являются различные финансовые и налоговые органы, органы валютного и таможенного контроля и др. Среди субъектов последующего контроля особое место занимает внешний аудит.

В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль – контроль,предусматривающий использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.

Фактический контроль — контроль, при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги.

Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя определить действительное состояние объекта проверки.

Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ревизии, аудит, тематическую проверку, следствие, служебное расследование.

Ревизия это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия используется во внутриведомственном контроле, при организации финансового государственного контроля и др.

Аудит независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.

Тематическая проверка– это проверка определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, например, проверка организации учета товарно-материальных ценностей; сохранности денежных средств и ценных бумаг и др.

Следствие –процессуальное действие, в ходе которого устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие проводится судебно-следственными органами и регулируется особым процессуальным законодательством.

Служебное расследование– это проверка соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также исполнение положений должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой приказом руководителя предприятия в случаях выявления хищений, недостач, потерь и порчи материальных ценностей и в других случаях.

Приведенные классификации показывают разнообразие подходов к понятиям видов и методов контроля и, хотя не являются исчерпывающими, дают общее представление о видах контроля.

Как проходит внутриведомственный финансовый контроль

Содержание и основные задачи

Внутриведомственный финансовый контроль — это специфическая система сбора, обобщения и анализа информации о финансово-экономической деятельности подконтрольного объекта. Его целью является определение законности проведенных операций, а также полноты и достоверности учета, отчетности и отдельных социально-экономических показателей. Причем выполняется он внутри конкретного ведомства или министерства.

Основные задачи внутриведомственного финконтроля детализированы. Помимо соблюдения действующего законодательства и оценки правильности ведения учета и составления отчетов, к задачам относят:

  • выявление фактов хищения, недостач и нецелевого использования средств;
  • принятие мер по возмещению причиненного ущерба ответственными лицами;
  • надзор за своевременностью внедрения профессиональных стандартов, их исполнением;
  • разработка и усовершенствование действующих методик, стандартов и правил с учетом особенностей специфики деятельности ведомства, учреждения;
  • разработка предложений, направленных на снижение количества нарушений, исключения факторов, повлекших эти нарушения.

Периодичность проведения проверок

Периодичность внутренних проверок утверждена в Указе Президента РФ от 25.07.1996 (в ред. Указов от 25.07.2000 № 1358, от 18.07.2001 № 872). Так, для получателей средств федерального бюджета ведомственный государственный финансовый контроль проводится раз в год, а для распорядителей средств федерального бюджета — раз в два года. Причем внеплановые проверки в данные условия не включаются. Незапланированные контрольные мероприятия могут быть проведены при смене руководства, материально-ответственных лиц или главного бухгалтера.

Вневедомственный финансовый контроль

Одним из видов государственного финансового надзора является вневедомственный или внешний контроль. Особенность данного подвида государственного надзора заключается в организации контрольно-ревизионных мероприятий специальными финансово-кредитными организациями, которые не связаны с их ведомственной принадлежностью.

Примером внешнего общегосударственного контроля могут быть камеральные проверки Налоговой инспекции по своевременной уплате налоговых обязательств и предоставления отчетности.

Внешний госконтроль имеет систематический, повседневный и регулярный характер, то есть осуществляется постоянно, независимо от ведомственной принадлежности, объемов и методов ведения учета, организационно-правовой формы, статуса и прочих факторов.

Внутренний и внешний контроль

Особенности организации внутреннего финансового контроля

Финконтроль должен быть организован не только на уровне министерств, ведомств и госструктур, но и на уровне каждой государственной (муниципальной) организации.

В учреждении для организации ФК создается специальная комиссия, члены которой обязаны осуществлять контрольные мероприятия. Чтобы регламентировать деятельность комиссии в госучреждении, следует разработать и утвердить положение о финконтроле.

Результаты проверок должны быть оформлены отдельным актом, в котором отражены не только выявленные нарушения и отклонения от установленных стандартов, но и рекомендации по повышению качества учета, снижения количества нарушений и исправлению выявленных недостатков. Причем устранить все недостатки придется в установленный срок.

Читайте так же:  Налог от совокупного дохода физических лиц

Ответственность предприятий за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Независимый вневедомственный финансовый контроль аудиторскими фирмами. Содержанием аудиторского контроля. Проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.08.2013
Размер файла 23,4 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие аудиторских доказательств и процедур и их роль в работе аудитора. Основные направления, порядок проведения и правовой статус аудита, его отличие от судебно-бухгалтерской экспертизы. Состав аудиторского заключения по финансовой отчетности.

дипломная работа [44,0 K], добавлен 26.07.2013

Цель внутреннего финансового контроля в рамках отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия). Внутренний контроль и функции управленческого аудита. Формы финансового контроля и способы его проведения. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

контрольная работа [39,7 K], добавлен 30.11.2010

Внешний и внутренний контроль, их взаимосвязь и отличия. Ключевые цели и задачи контрольных мероприятий. Планирование и этапы проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации. Порядок взыскания материального ущерба с виновного лица.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 06.10.2012

Основа аудиторского контроля — заинтересованность государства и предприятий в достоверности учета и отчетности. Аудит резервных фондов, кассовых и валютных операций, финансовых вложений. Соответствие бухгалтерской отчетности требованиям законодательства.

курсовая работа [178,4 K], добавлен 26.11.2010

Коммерческие организации как субъект финансового права, их виды. Состав бухгалтерской отчетности предприятия. Правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности. Внутрихозяйственный и аудиторский финансовый контроль бухгалтерской отчетности.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 20.09.2011

Этапы внутреннего контроля. Его цели и организация. Основные составляющие системы внутреннего контроля. Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций (предприятий). Классификация системы внутреннего контроля.

реферат [23,3 K], добавлен 19.05.2010

Цели и средства внутреннего контроля на предприятии. Порядок проведения ревизии в акционерном обществе. Инвентаризация статей баланса и формирование годовой бухгалтерской отчетности. Роль внутреннего контроля в предотвращении ошибок в учетных записях.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 16.11.2013

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. Методические основы аудита бухгалтерской финансовой отчетности. Планирование и проведение аудиторской проверки бухгалтерской финансовой отчетности ОАО Корпорация «СтройСиб».

курсовая работа [64,1 K], добавлен 24.02.2012

Назначение, цели и задачи анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, методики его проведения. Теоретические аспекты аудита форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Общая характеристика ООО «Бозал», анализ его финансово-хозяйственной деятельности.

дипломная работа [238,3 K], добавлен 11.10.2010

Правовые и учетные особенности муниципальных и унитарных предприятий. Контроль над ведением финансово-хозяйственной деятельности предприятий на территории городского округа «Город Калининград». Анализ деятельности предприятия МУП КХ «Водоканал».

курсовая работа [1012,0 K], добавлен 14.12.2012

Независимый финансовый контроль аудит , его понятие (стр. 1 из 4)

1.Независимый финансовый контроль (аудит).

Независимый финансовый контроль является формой негосударственного финансового контроля.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Согласно главе 1 п.3 ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором). Целью аудита является выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Основные задачи аудиторского контроля:

– установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации;

– проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как обязательный, инициативный, внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит направлен:

– на проверку и подтверждение достоверности показателей отчетов или констатации их недостоверности;

– контроль и соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов и собственного капитала;

– проверку полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;

Читайте так же:  Возмещение ндс с авансов уплаченных

– выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Что касается внешнего аудита, то его выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д.

Внешний аудит может решать следующие задачи:

– по организации, восстановлению, поставке и ведению бухгалтерского учета;

– планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов;

– анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

– решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов.

Внешний аудит проводится на платной основе.

Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в организации может решать задачи по:

– проверке правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

– проверке наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

– экспертизе бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии техники ведения бухгалтерского учета;

– экспертизе достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;

– разработке и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

– консультированию учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права; анализу хозяйственной деятельности и другие проблемы.

Обязательный аудит проводится в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованный в определенной организационно-правовой форме).

Целью обязательного аудита является проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит. Согласно ст.5 «Обязательный аудит» ФЗ РФ №307 «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Видео (кликните для воспроизведения).

Проведение инициативного аудита чаще всего бывает связано с необходимостью привлечения финансовых средств (в виде займов, кредитов, целевого финансирования, спонсорской помощи и т.д.). Многие кредиторы предоставляют денежные средства только после аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации, спонсором которой они планируют быть. Руководители организаций прибегают к инициативному аудиту для подтверждения законности и целесообразности расходования полученных денежных средств. Инициативный аудит дает возможность застраховаться от возможных финансовых санкций со стороны контролирующих органов, проконтролировать эффективность работы бухгалтерии, а также подтвердить достоверность и правильности ведения учета при смене (или увольнении) главных бухгалтеров.

Источники

Финансовый контроль независимый вневедомственный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here