Финансовый контроль кредитных операций

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Финансовый контроль кредитных операций" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Финансовый контроль финансово-кредитных органов РФ.

К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль.
Контроль финансово-кредитных органов — денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемой банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Способы банковского контроля: предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливающий право на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении документов банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 23 | Нарушение авторских прав

Процедуры организации контроля при совершении кредитных операций

«Внутренний контроль в кредитной организации», 2011, N 2

Одним из часто встречающихся нарушений в деятельности кредитных организаций является несоответствие внутренних документов, используемых при оценке кредитных рисков, требованиям нормативных актов Банка России. Для упорядочения подготовки таких документов целесообразно систематизировать направления деятельности службы внутреннего контроля при изучении кредитного процесса в кредитной организации в соответствии с требованиями регулятора.

Под процедурами внутреннего контроля кредитных операций принято понимать проверку ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности для оценки соблюдения порядка формирования резервов на возможные потери. Принимая за основу такую направленность указанных процедур, подчеркнем многомерность кредитного процесса, от масштаба и доходности которого зависят эффективность и платежеспособность коммерческого банка.

В соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ и нормативными актами Банка России, кредитная организация разрабатывает внутренние документы по вопросам классификации ссудной задолженности и формирования резервов на возможные потери. Как следствие, весь кредитный процесс должен быть регламентирован, соблюдение этих регламентов — обязанность структурных подразделений банка. Частью таких регламентов являются идентификация, выявление и минимизация кредитных рисков. Нарушение регламентов оказывает негативное влияние на финансовое состояние кредитной организации.

Для выявления возможных отклонений от внутренних правил управления кредитным риском служба внутреннего контроля должна проводить процедуры проверки по следующим направлениям:

  1. методы формирования и реализации кредитной политики, включая оценку вопросов планирования деятельности кредитной организации в части осуществления банком операций кредитования;
  2. организация процесса кредитования, включая оценку организационной структуры и профессиональной компетентности работников банка, на которых возложены обязанности по осуществлению операций кредитования;
  3. методы работы подразделений риск-менеджмента по идентификации кредитного риска и разработке внутренних документов кредитной организации по вопросам классификации ссудной и приравненной к ней задолженности и формирования резервов на возможные потери по ссудам;
  4. мониторинг ссудной и приравненной к ней задолженности, включая работу кредитной организации с проблемными и нереальными для взыскания ссудами.

Рассмотрим подробнее содержание этих направлений, которые, несомненно, укладываются в классическую схему управления: планирование -> организация -> реализация -> контроль исполнения.

Методы формирования и реализации кредитной политики кредитной организации

В ходе оценки кредитной политики кредитной организации и методов ее реализации дополнительно рекомендуется:

  • оценить действенность стратегии развития кредитной организации и бизнес-плана на долгосрочную и текущую перспективу;
  • определить степень реализации планов кредитования по направлениям, инструментам кредитования (при этом целесообразно обращать внимание на количественные и качественные ориентиры развития указанной операции, определенные стратегией развития кредитной организации и ее бизнес-планом, и оценивать их реалистичность);
  • установить адекватность кредитной политики кредитной организации ее стратегии развития и бизнес-плану (для этого рекомендуется определить наличие всех направлений операций кредитования, включая новые направления, предусмотренных стратегией развития кредитной организации и ее бизнес-планом, в кредитной политике кредитной организации);
  • определить порядок доведения до соответствующих структурных подразделений кредитной организации (конкретных работников кредитного подразделения) информации, содержащейся в стратегии развития кредитной организации и бизнес-плане, а также в кредитной политике кредитной организации.

Мониторинг ссудной и приравненной к ней задолженности

В ходе оценки процедур мониторинга ссудной и приравненной к ней задолженности изучается осуществление кредитной организацией контроля за соблюдением условий кредитных договоров и финансовым состоянием заемщика. Также проверке подлежат:

Отдельным элементом мониторинга ссудной задолженности является работа кредитной организации с просроченной ссудной и приравненной к ней задолженностью. Необходимо провести:

На наш взгляд, целесообразно обратить внимание на непрерывность процесса управления кредитным риском, а для определения временной точки построения моделей кредитного риск-менеджмента предлагаем рассмотреть в качестве примера обыкновенный кредит, предоставленный заемщику по кредитному договору на общих основаниях. Его стадии (этапы) поочередно сменяют друг друга, поэтому анализ данного процесса подразумевает выбор нулевой точки для определения рисковой позиции, которой может стать начало любого этапа кредитного процесса: написание и рассмотрение заявления, оценка финансовой устойчивости заемщика и эффективности его проекта, оценка качества обеспечения и т.д.

Моментом открытия рисковой позиции в банке будет являться факт перечисления денежных средств заемщику, а моментом ее закрытия — завершение кредитной сделки, когда можно будет сделать окончательный вывод о наступлении или ненаступлении рискового события. Если таковое имело место, целесообразно сделать вывод и о степени эффективности использованного инструментария. Идентифицировав потенциальные рисковые события, можно переходить к непосредственной оценке вероятных последствий наступления выявленных кредитных рисков в соответствии с приведенным выше алгоритмом. В зависимости от результатов оценки принимается решение о применении той или иной методики кредитования и кредитной политики в целом.

Функционал органов управления кредитной организации, реализующих кредитную политику

В ходе оценки организации процесса кредитования в филиалах кредитной организации и контроля за проведением указанных операций ее головным офисом рекомендуется уточнить содержание Положения о филиалах и организации контроля за их деятельностью в области кредитования, а также определить, осуществляется ли головным офисом кредитной организации консультационное и информационное обслуживание филиалов, в том числе проводятся ли:

  • ревизия работы кредитных подразделений филиалов (устанавливается частота проведения таких ревизий, принятие мер органами управления кредитной организации по результатам ревизий деятельности филиалов кредитной организации) головным офисом кредитной организации;
  • сбор и обобщение информации о клиентах, а также о заемщиках, не выполняющих условий кредитного договора;
  • изучение и анализ конъюнктуры кредитного рынка;
  • подготовка обзоров, касающихся тенденций изменения уровня процентных ставок;
  • подготовка материалов о выявленных недостатках в деятельности филиалов кредитной организации.

Методы работы подразделений риск-менеджмента

В ходе оценки работы по идентификации кредитного риска проводится проверка соблюдения кредитной организацией требований по его оценке. Во внутренних документах должны быть отражены:

Дополнительно целесообразно проанализировать следующую информацию, содержащуюся во внутренних документах кредитной организации:

  • наличие лимитов и ограничений при предоставлении ссуд, размер процентных ставок по размещаемым средствам;
  • положения об иных комитетах кредитной организации (например, комитете по ставкам и лимитам, группе по работе с просроченной задолженностью);
  • организацию системы управления кредитной организацией рисками, возникающими при кредитовании связанных с кредитной организацией лиц.

В соответствии с надзорными требованиями актуальными являются разработка и реализация внутренней документации, определяющей аспекты контроля со стороны органов управления кредитной организации за рисками, возникающими при кредитовании лиц, связанных с кредитной организацией. В содержание такой документации обязательно должны быть включены:

Необходимо проверять периодичность внесения во внутренние документы кредитной организации изменений и дополнений, связанных с внешними и внутренними факторами.

Роль финансового контроля

Финансовый контроль – это мероприятия, проводимые организациями надзора, сторонними компаниями и аттестованными лицами с целью определения рациональности и законности применения, формирования и распределения финансовых средств экономических агентов.

Экономика и финансы оказывают прямое воздействие друг на друга. Стабильность финансовой системы показывает эффективность работы экономической, и наоборот. В случае возникновения финансовых кризисов, спадов и нестабильности можно понять, что экономика так же находится в упадке. Контроль финансов необходим для отслеживания тенденций в финансовой стабильности, а также выявления нарушений, злоупотреблений в финансовой сфере. Он позволяет выявить проблемы и ликвидировать их, наладив функционирование финансовой системы.

Финансовый контроль направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечение гарантий и соблюдения прав субъектов, обладающих имуществом и вступающих в финансовые отношения.
  2. Создание единых условий финансовой дисциплины.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В рамках контроля финансов определяется полнота поступления обязательных платежей от субъектов хозяйствования в государственную казну, контролируется исполнение статей бюджета, целевое использование денежных средств внебюджетных фондов. С его помощью рационализируется применение собственных материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятий, отслеживается правильность и своевременность формирования бухгалтерской и управленческой документации. Кроме того, финансовый контроль определяет границы полномочий надзорных органов, отслеживает случаи злоупотребления властью, ее использования в корыстных целях. Государство контролирует те сферы деятельности, где оно имеет право влиять на ценообразование. В результате контрольных мероприятий определяется мера ответственности в случае выявления правонарушений.

Организация процесса кредитования

В ходе оценки организации процесса кредитования рекомендуется оценить эффективность работы кредитного комитета и кредитного подразделения кредитной организации, а также организацию процесса кредитования в филиалах и контроля за проведением указанных операций головным офисом.

Изучению должны подлежать должностные инструкции работников кредитного подразделения, а также Положение о кредитном комитете, Положение о кредитном подразделении для оценки возможности наличия в кредитной организации конфликта интересов в области осуществления кредитных операций.

Для оценки работы кредитного комитета целесообразно обращать внимание на:

  • наличие Положения о кредитном комитете, приказа о его персональном составе;
  • компетенцию кредитного комитета;
  • периодичность проведения заседаний кредитного комитета;
  • порядок рассмотрения заявок клиентов на предоставление кредитов;
  • порядок оформления решений кредитного комитета;
  • организацию контроля за выполнением решений, принятых кредитным комитетом.

Для оценки работы кредитного подразделения кредитной организации рекомендуется проверить:

  • наличие утвержденного положения, регулирующего деятельность кредитного подразделения;
  • укомплектованность кредитного подразделения работниками, уровень их профессиональной подготовки и опыт работы;
  • порядок подготовки материалов к рассмотрению кредитным комитетом;
  • организацию работы по возврату кредитов и снижению размера просроченной задолженности.

При установлении возможного наличия конфликтов интересов в области осуществления операций кредитования особое внимание обращается на:

  • четкое разграничение компетенции органов управления кредитной организации, комитетов, а также структурных подразделений кредитной организации при принятии решений по вопросам кредитного характера (см. таблицу);
  • наличие фактов совмещения обязанностей кредитного и операционного работников кредитной организации в одном лице (при их наличии даются рекомендации органам управления кредитной организации об отказе от совмещения указанных должностей).

Особенности банковских финансов

Банк представляет собой кредитно-денежную организацию, предоставляющую финансовые услуги путем привлечения средств сторонних лиц, на условиях возвратности, платности и срочности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Он выступает в качестве посредника между кредиторами и заемщиками, способствуя перемещению денежных средств, их распределению между субъектами хозяйствования. Помимо кредитно-денежных организаций в распределении участвуют другие финансовые предприятия – инвестиционные, страховые и пенсионные фонды. Отличительными особенностями банков можно назвать:

  1. Двойной обмен обязательствами. Субъекты банковской системы размещают собственные средства для получения денежной массы, которую они могут разместить в других финансовых инструментах.
  2. Обязательства перед клиентами. Банки несут ответственность за взятые на себя перед физическими и юридическими лицами обязательства.

Кредитно-денежные организации не имеют право осуществлять коммерческую деятельность. Они управляют финансами с целью получения прибыли. Банки имеют право привлекать свободные средства субъектов хозяйствования в виде вкладов, размещать их на собственных счетах, открывать и вести счета сторонних организаций. Они могут осуществлять расчеты по поручению клиентов, проводить инкассацию средств, сделки с валютой, привлекать вклады в драгметаллах, выдавать банковские гарантии. Кредитно-денежные организации выступают в роли профессиональных участников фондового рынка, беря на себя роль посредника между клиентом и фондовой биржей.

Банк имеет собственные финансовые средства, состоящие из уставного капитала, а также стоимости основных и оборотных фондов. Специфика его деятельности подразумевает привлечение заемных финансовых средств клиентов, которые он использует для извлечения прибыли.

Вопросы организации внутреннего контроля за осуществлением кредитных операций

Внутренний контроль банковской деятельности в части кредитного процесса — самый значимый по трудоемкости и проблемности. Определив функционал внутреннего контроля в соответствии с кредитным процессом, целесообразно рассмотреть вопросы организации самого внутреннего контроля за осуществлением кредитных операций. Организация внутреннего контроля и деятельность одноименной службы оцениваются регулятором по следующим направлениям:

  1. управление информационными потоками кредитной организации по операциям кредитования;
  2. управление кредитным риском;
  3. распределение прав и обязанностей, согласование решений, делегирование полномочий при совершении операций кредитования;
  4. представление отчетов и информации.

При проведении инспекционной проверки по указанным вопросам регулятор может проверить:

Выводы. Для реализации процесса управления банковскими рисками необходима соответствующая система внутреннего контроля. Адекватная как по своему составу, так и по перечню и содержанию задач, решаемых соответствующими подсистемами, система управления банковскими рисками должна обеспечивать достижение поставленных коммерческим банком целей в рамках проводимой им кредитной политики.

Внутренний финансовый контроль в кредитной организации: понятие и значение

«Банковское право», 2007, N 1

Внутренний финансовый контроль играет важнейшую роль в деятельности каждой кредитной организации, поскольку от эффективности его осуществления напрямую зависит финансовая устойчивость, в целом коммерческая деятельность кредитной организации и как следствие — соблюдение прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и иных контрагентов кредитной организации.

Проблемами эффективности внутреннего финансового контроля в кредитных организациях занимаются как Центральные банки различных государств, так и международные организации. В частности, рассмотрением вопросов организации и функционирования внутреннего финансового контроля в кредитных организациях занимается Базельский комитет по банковскому надзору, созданный в 1975 г. органами банковского надзора и центральных банков Англии, Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Швеции, Швейцарии, Соединенных Штатов Америки и Канады. В качестве примера международной организации, занимающейся рассмотрением специальных вопросов в сфере организации и функционирования внутреннего финансового контроля в кредитной организации, можно привести так называемую «Вольфсбергскую группу», состоящую из представителей одиннадцати ведущих банков мира (Сосьете-Женераль, Дойче-Банк, АБН АМРО Банк Н.В, Банко Сантандер Централ Испано С.А., Кредит Сьюис Групп, ЮБС А.Дж., АшСБЦ, Барклайс Банк, Чейз Манхэтэн Прайват Банк, Ситибанк Н.А., Джи.Пи. Морган).

Правительство Российской Федерации и Банк России уделяют особое внимание проблемам функционирования и развития внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., определенной в Заявлении Правительства Российской Федерации N 983п-П13 и Банка России N 01-01/1617 от 5 апреля 2005 г. ,закреплено, что в сфере корпоративного управления в кредитных организациях среди других вопросов особое внимание необходимо уделить повышению эффективности систем внутреннего финансового контроля в кредитных организациях.

Вестник Банка России, 2005, N 19.

Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Москва: Норма, 2004. С. 123.
Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Москва.: Норма, 2004. С. 126.
Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Москва.: Норма, 2004. С. 142.

Интересен при определении значения понятия внутреннего финансового контроля в кредитных организациях опыт зарубежных организаций, занимающихся проблемами внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. В начале 1990-х гг., основываясь на предложении объединить усилия по достижению договоренности об общих для всех основных понятиях внутреннего финансового контроля, рабочая группа под покровительством Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредуэя (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) провела анализ существовавшей на тот момент литературы по данной тематике. Результат этой работы был представлен общественности в 1992 г. под названием «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (Internal Control — Integrated Framework) .

Вестник Банка России, 2001, N N 44 — 45.
http://www.bis.org/publ/bcbs40.pdf

Анализируя положения «Интегрированной концепции внутреннего контроля», а также Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Система внутреннего контроля в коммерческом банке: основа организации», можно прийти к выводу, что в двух документах, первый из которых можно считать фундаментальным исследованием в данной области, а второй — основополагающим документом с правовой точки зрения, выделяется три основных направления (концепта) внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. Первым концептом является обеспечение соблюдения кредитной организацией нормативно-правовых актов, которые она обязана соблюдать при ведении банковской деятельности как таковой. Вторым — обеспечение составления и представления своевременной и достоверной финансовой и иной отчетности. Третьим — обеспечение эффективности и результативности коммерческой деятельности кредитной организации.

Рассмотрим правомерность и целесообразность такого деления с юридической точки зрения. В сущности, в данных документах говорится о двух направлениях внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. Первым направлением является контроль за соблюдением кредитной организацией нормативно-правовых актов, которые она обязана соблюдать при ведении банковской деятельности как таковой. Данное направление включает два элемента внутреннего контроля, указанные в документах, а именно: 1) обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов кредитной организацией и 2) обеспечение составления и представления своевременной и достоверной финансовой и иной отчетности. По нашему мнению, второй элемент примыкает к первому, поскольку, составляя и представляя отчетность о своей деятельности, кредитная организация выполняет обязанности, возложенные на нее в соответствии с законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, то есть в целом она осуществляет соблюдение нормативно-правовых актов. Вторым направлением является контроль за эффективностью проводимых операций и сделок.

В Российской Федерации нормативно-правовым актом, определяющим понятие внутреннего финансового контроля в кредитной организации, является Положение Центрального банка Российской Федерации от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (с изменениями от 30 ноября 2004 г.) .

Вестник Банка России, 2004, N 7.

В связи с проведенным анализом понятия «внутренний финансовый контроль в кредитной организации» представляется целесообразным внести некоторые изменения в основы концептуальных положений данного нормативно-правового документа Банка России, изложив определение внутреннего финансового контроля в следующей редакции:

«Внутренний финансовый контроль — контроль, осуществляемый кредитной организацией в целях соблюдения:

  • финансового законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов;
  • стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг);
  • учредительных и внутренних документов кредитной организации.

В частности, внутренний финансовый контроль направлен на обеспечение:

  1. достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей);
  2. выявления, измерения и определения приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;

постоянного наблюдения за банковскими рисками;

принятия мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков;

  1. исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России;
  2. эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов.

Внутренний финансовый контроль в кредитной организации необходим для поддержания финансовой устойчивости кредитной организации, соблюдения прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и иных контрагентов кредитной организации».

Предлагаемые изменения приблизили бы нормы российского банковского права к международному опыту правового регулирования банковской деятельности и в целом служили бы совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений в сфере деятельности кредитных организаций в Российской Федерации.

БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ

Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими учреждениями кредитной системы.

Банковский контроль

Читайте также:
  1. II Всероссийский съезд советов. Формирование советских органов государственной власти и управления. Учредительное собрание.
  2. II Съезд Советов. Формирование органов советской власти. Судьба учредительного собрания.
  3. II. Указания к выполнению частей контрольной работы
  4. III. Оформление контрольной работы
  5. III. Оформление контрольной работы
  6. III. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  7. III. Финансовый контроль государства.
  8. IV. Оценка контрольной работы
  9. IV.5.1. Условия проведения контрольного эксперимента
  10. VIII. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.
Читайте так же:  Основной налоговый вычет при ипотеке

осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского контроля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит необходимым условием возвратности кредита.

Банкиосуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операцийчерез проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредитуемых ценностей. Она не прекращается на протяжении всего срока пользования кредитом. Обеспечение кредита позволяет контролировать также целевое использование заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.

Банк России является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (Федеральный закон от 2 декабря 1990 года, в ред. от 8 июля 1999 года).

Читайте так же:  Вольво хс60 налог на роскошь

Центральный банк РФ (Банк России)

осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов.

Центральный банк вправе давать кредитным организациям и их филиалам обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае неисполнения их Банк России может предъявить кредитным организациям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

За нарушение банковского законодательства Банк России имеет право взыскивать денежный штраф; повысить нормы, обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления.

Итак,банковский контроль — это форма денежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью клиентуры, который осуществляется банками в ходе операций по кредитованию и расчетам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11021 — | 7451 — или читать все.

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет на недвижимость

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

Читайте так же:  Виды проверок налоговых органов

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

Читайте так же:  Выплата дивидендов раз в месяц

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все.

Банковский финансовый контроль

Банковский финансовый контроль

Методы финансового контроля, применяемые для проверки государственных органов и частных организаций, распространяются и на работу кредитно-денежных организаций. Контроль финансов в банках состоит из мероприятий по проверке всей совокупности финансовых операций, связанных с их коммерческой деятельностью.

Внутрибанковский контроль представляет собой постоянный финансовый мониторинг, охватывающий все уровни управления деятельностью банка. Руководство несет ответственность за организацию безопасности, надежности кредитно-денежной организации, формирования корпоративной культуры, обеспечивающей защиту интересов самого банка и его клиентов. Подразделения кредитно-денежной организации, отвечающие за реализацию мероприятий в области контроля финансов:

  1. Служба внутреннего аудита.
  2. Подразделение по борьбе с финансовым терроризмом, мошенничеством, легализацией доходов.
  3. Контролер, отвечающий за функционирование на рынке ценных бумаг.
  4. Юридический отдел.
  5. Бухгалтерия, ведущая учет всех финансовых операций.

Банковский контроль финансов необходим для принятия рисков в рамках выбранной стратегии и тактики. Контроль позволяет своевременно выявлять их, вырабатывать методы управления рисками. При принятии управленческих решений необходимо учитывать данные контроля для нивелирования рисков. Кроме того, контроль позволяет подготовить банк к возможным форс-мажорам.

Как правило, служба осуществления контроля в банке является независимым подразделением или отделом. Она напрямую подчиняется главному руководящему звену. При этом руководство не может влиять на число проверок и их глубину. Сотрудники этой службы имеют право требовать документы согласно целям контрольных мероприятий. Такая структура позволяет разрабатывать четкое разграничение полномочий, осуществлять управление рисками, устанавливать обратную связь с сотрудниками, проводить ревизии в подразделениях в других территориальных образованиях.

Контроль финансов в кредитно-денежных организациях имеет свои специфические черты, позволяющие реализовывать проверочные мероприятия с различными целями. Прежде всего, с целью снижения рисков финансовых операций, предотвращения мошенничества и иных неправомерных действий.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Финансовый контроль кредитных операций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here