Финансовый контроль корпораций

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Финансовый контроль корпораций" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Организация внутрикорпоративного финансового контроля

Цупко Александр Александрович, аспирант кафедры финансов и кредита, Ивановский государственный химико-технологический университет, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Использование акционерного капитала – отличительная особенность корпорации, накладывающая отпечаток на ее финансовые отношения. В силу специфики правовых отношений, складывающихся между акционерами и корпорацией, как юридическим лицом, вопросы внутрикорпоративного финансового контроля приобретают особое значение.

Факторы, влияющие на организацию внутрикорпоративного контроля

На организацию внутрикорпоративного контроля оказывают влияние следующие факторы:

1) тип модели корпоративного контроля;

2) цель внедрения (совершенствования) внутреннего контроля;

3) масштабы деятельности корпорации;

4) сложность организационной структуры;

5) отношение собственников и руководства корпорации к внедрению (совершенствованию) внутрикорпоративного контроля;

6) возможности корпорации по самостоятельной разработке регламента внутреннего контроля.

Данные факторы должны быть учтены при выборе формы организации внутрикорпоративного контроля, которые могут быть представлены специализированной службой внутреннего контроля или структурно-функциональной формой контроля.

В качестве специализированной службы внутреннего контроля, как правило, выступает подразделение внутреннего аудита, ревизионная служба, департамент внутреннего контроля или другие разновидности данной формы организации внутрикорпоративного контроля. При этом следует различать функционально-организационное предназначение ревизионной службы и ревизионной комиссии. Это различие заключается, прежде всего, в том, что в обязанности ревизионной комиссии корпорации, создаваемой в силу требований Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», не входит осуществление постоянного внутреннего контроля в том объеме, который предусматривает данный инструмент управления финансами корпорации.

Структурно-функциональная форма внутрикорпоративного контроля, в отличие от специализированной формы, характеризуется меньшими затратами на ее функционирование. Вместе с тем, при использовании данной формы организации контроля может нарушаться требование независимости субъекта контроля от менеджмента организации. С целью выполнения данного требования при создании специализированной службы внутреннего контроля необходимо обеспечить ее подчиненность непосредственно совету директоров либо комитету по аудиту в совете директоров (при наличии такого комитета). От качества службы внутреннего контроля и степени ее независимости от руководства корпорации зависит общая результативность внутренней контрольной среды и способность совета директоров полагаться на эти органы при мониторинге эффективности деятельности менеджеров всех уровней управления.

Внутренний регламентирующий документ корпорации

Независимо от формы организации внутреннего контроля (структурно-функциональной или специализированной), необходимо составить внутренний документ корпорации, регламентирующий данный процесс (например, Положение о внутрикорпоративном контроле). Этот документ должен содержать следующее.

1. Общие положения: назначение регламента, основания для введения, период его применения, используемые термины.

2. Описание организационной структуры внутрикорпоративного контроля. При этом необходимо определить место ревизионной комиссии в системе внутрикорпоративного контроля.

3. Определение целей, задач и направлений внутрикорпоративного контроля.

4. Порядок функционирования внутрикорпоративного контроля на уровне процессов.

5. Порядок деятельности службы внутрикорпоративного контроля (специалиста, уполномоченного осуществлять внутренний контроль).

6. Оценка состояния и функционирования внутрикорпоративного контроля.

7. Ответственность за нарушение требований регламента внутреннего контроля.

По нашему мнению, внутрикорпоративный контроль – это комплекс, представленный двумя взаимосвязанными блоками, включающими действия сотрудников организации в целях обеспечения внутреннего контроля, и действия специализированного подразделения (а в структурно-функциональной форме внутреннего контроля – уполномоченного сотрудника) по осуществлению проверки функционирования внутреннего контроля в соответствии с регламентом. В рамках контрольных процедур первого блока осуществляется предварительный и текущий финансовый контроль, в рамках второго блока – последующий. Дублирования функций при этом не возникает в силу различия не только контрольных процедур субъектов контроля каждого блока, но и различия контролируемых параметров.

Внутрикорпоративный финансовый контроль представляет собой часть корпоративного контроля. Предметом внутрикорпоративного финансового контроля являются финансовые отношения. Соответственно, объекты данного вида контроля обладают стоимостными характеристиками, что отличает их от других объектов корпоративного контроля.

Объекты финансового контроля формируются в процессе развития финансовых отношений и имеют стоимостные характеристики. При выборе объектов целесообразно обеспечить комплексный подход, позволяющий охватить наибольшее количество параметров, характеризующих деятельность корпорации, и рассматриваемых в качестве индикаторов состояния контролируемого объекта.

Комплекс объектов внутрикорпоративного финансового контроля

Предлагаемый нами комплекс объектов внутрикорпоративного финансового контроля следующий.

Блок 1. Объекты контроля активов корпорации и источников их образования:

– основные средства и нематериальные активы;

– незавершенные капитальные вложения;

– долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения;

– кредиты и займы;

– резервы, созданные организацией.

Блок 2. Объекты контроля доходов и расходов корпорации:

– доходы по обычным видам деятельности;

– расходы по обычным видам деятельности, в том числе, себестоимость продукции (работ, услуг);

– прочие доходы и расходы;

– финансовые результаты деятельности корпорации.

Блок 3. Объекты контроля денежных потоков корпорации:

– поступление денежных средств от текущих операций;

– расходование денежных средств на текущие операции;

– поступление денежных средств от инвестиционных операций;

– расходование денежных средств на инвестиционные операции;

– поступление денежных средств от финансовых операций;

– расходование денежных средств на финансовые операции.

После определения объектов контроля и совокупности контролируемых показателей и величин устанавливаются допустимые пределы их отклонений от нормативных (плановых) значений.

Структура контролируемых показателей и величин во многом определяется структурой операционных и финансовых планов и бюджетов, а также других документов, создаваемых организацией при осуществлении управленческого и финансового учета.

Порядок осуществления внутрикорпоративного финансового контроля

Каждая совершаемая финансово-хозяйственная операция должна быть разрешена соответствующим уполномоченным лицом и проверена на соответствие установленным требованиям.

Формализация процедуры внутреннего контроля на уровне процессов заключается в определении должностных лиц, наделенных правом санкционирования (разрешения) операции и формальных требований, предъявляемых к операции. Формальные требования целесообразно устанавливать в виде нормативов, планов, бюджетов, регламентов действий.

Соблюдение данных требований в процессе совершения финансово-хозяйственных операций контролируется сотрудниками, в обязанности которых входит осуществление контрольных мероприятий. При этом важно выполнить требование об избежании внутреннего конфликта объекта и субъекта контроля (то есть работник, совершающий финансово-хозяйственную операцию, не может рассматриваться в качестве лица, контролирующего ее правомерность и обоснованность).

Читайте так же:  С каких налогов можно получить налоговый вычет

Субъекты внутрикорпоративного контроля осуществляют контрольные процедуры как в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, оказывающих влияние на состояние объекта контроля, так и процедуры, относящиеся к последующему контролю. Последующий контроль направлен как на выявление отклонений контролируемых показателей и величин и сравнение их с нормативными (плановыми), так и на анализ соблюдения процедуры текущего контроля.

Результаты контрольных процедур обобщаются в документе унифицированной формы, что обеспечивает единообразие отражения информации и удобство ее восприятия. Независимо от формы организации внутрифирменного контроля, результаты проверки должны документироваться. Это позволит повысить ответственность как субъектов контроля так и контролируемых объектов. Нам представляется важным предусмотреть в регламенте внутрифирменного контроля ответственность контролируемых объектов при нарушении установленных требований.

Внутрикорпоративный контроль должен опираться на информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).

Заключение

Рассмотренные нами методические аспекты организации внутрифирменного контроля могут стать основой для разработки проекта национального стандарта по организации внутреннего контроля, что подразумевается широко обсуждаемым в настоящее время проектом нового закона «О бухгалтерском учете». При введении на законодательном уровне требования об организации внутреннего контроля каждый хозяйствующий субъект будет обязан разработать и внедрить комплекс мероприятий, обеспечивающих функционирование данной системы. В основе данного процесса должны находиться внутренние документы хозяйствующего субъекта, регламентирующие процедуру внутреннего контроля.

Таким образом, очевидна необходимость разработки методических подходов к организации внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, в том числе в форме соответствующего национального стандарта.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

http://creativeconomy.ru/lib/6558

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ

Финансовый контроль, как метод управления финансовыми потоками компании, заключается в выявлении отклонений реальных финансовых потоков от стандартов их эффективности или нарушений в запланированном движении финансовых потоков компании. Отклонения и нарушения проявляются в разных формах: отсутствие денежных средств на расчетном счете компании, чрезмерный объем запасов сырья и готовой продукции на складе, замедление темпов снижения себестоимости, нарушения в структуре источников финансового обеспечения или выполнения финансовых обязательств и др.

Контроль за финансовыми потоками компании включает государственный, внутренний, аудиторский и общественный контроль. Государственный контроль направлен на выявление, предупреждение и пресечение ошибок и злоупотреблений в обеспечении финансовых потоков между компанией и государственными органами, и прежде всего в налоговых потоках.

Внутренний контроль охватывает все конкретные хозяйственные и финансовые операции компании на основе имеющихся документов. Объектами внутреннего финансового контроля являются основные и оборотные средства, денежные доходы и резервы компании, себестоимость и прибыль, движение денежных документов. Аудиторский контроль проводится независимыми аудиторами или аудиторскими организациями. Они проводят финансовую отчетность, платежно-расчетную документацию, налоговые декларации и другие финансовые обязательства на их соответствие нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Заверенная независимыми аудиторами отчетность о финансовых потоках компании является надежным источником информации для внешних её пользователей при принятии решений о вложении инвестиций в данную компанию, предоставлении ей кредитов, купле иди продаже ценных бумаг компании. Общественный контроль за корпоративными финансовыми потоками осуществляется контрагентами компании, кредиторами, инвесторами, конкурентами, средствами массовой информации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все.

http://studopedia.ru/9_214747_finansoviy-kontrol-v-sisteme-upravleniya-korporativnimi-finansami.html

Финансовый контроль корпораций

Библиографическая ссылка на статью:
Морозов И.Д. Модель финансового контроля за хозяйственной деятельностью государственных корпораций в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/04/86093 (дата обращения: 03.02.2020).

Научный руководитель: Рябова Е.В. К.Ю.Н., Доцент

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

В Российской Федерации, как и во многих других государствах, важное место в системе предоставления жизненно-необходимых услуг занимают предприятия и организации, полностью или частично принадлежащие государству. Одна из организационно-правовых форм подобного рода юридических лиц – государственные корпорации. На начало 2018 г. в отечественной экономике функционируют шесть государственных корпораций (Агентство по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Внешэкономбанк», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос») и одна государственная компания «Автодор», по своему статусу практически идентичная государственной корпорации. Перечисленные госкорпорации созданы государством для выполнения различных функций; деятельность каждой регламентируется отдельным федеральным законом, которым определяются цели корпорации, общие принципы структуры управления, особенности распоряжения имуществом, особенности публичной отчетности и аудита. Все российские госкорпорации наделены особыми правами, что создает основу для критики как их деятельности, так и самого факта создания таких юридических лиц.

К настоящему времени опубликовано достаточно значительное количество исследований, посвященных деятельности госкорпораций. Чаще всего в них можно встретить следующих перечень претензий, предъявляемых к госкорпорациям: непрозрачность деятельности; нецелевое использование выделяемых средств; выплаты сторонним организациям за выполнение услуг, являющихся обязанностью работников корпораций; чрезмерные заработные платы персонала; наличие преференций, недоступных обычным компаниям; нарушение условий надлежащей конкурентной борьбы; отсутствие в законодательстве положений о возврате государственного имущества; размещение выделенных средств на банковских депозитах; принятие решения в интересах аффилированных структур [8, с. 21-26; 10, с. 824-829; 20, с. 46-58].

Периодически в СМИ публикуются материалы о проверках госкорпораций, проводимых Счетной палатой РФ. Так, достаточно наглядно свидетельствуют о наносимом ущербе государству от нарушений со стороны госкорпораций материалы, опубликованные в Отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 г. [12]. В соответствии с данным документом, должностные лица «Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» принимали решения, направленные на увеличение сметной стоимости олимпийских объектов в городе Сочи (в том числе, санно-бобслейной трассы «Санки» и ледового дворца «Большой») на сумму 15,5 млрд. руб. (!). При этом какое-либо обоснование вновь утвержденных расчетов отсутствовало либо было предоставлено без надлежащей мотивировки. В целом, ежегодные доклады Счетной палаты РФ позволяют выделить следующие факты, неправомерного использования активов государственных корпораций: безвозмездное финансирование и льготное кредитование; использование финансовых средств корпорации для формирования уставного капитала коммерческих организаций; государственные закупки по завышенным ценам; манипуляции с долговыми ценными бумагами.

Читайте так же:  Инвалиды платят налог на землю

В свою очередь, как следует из материалов расследования антикоррупционной организации «Transparency International» «Как работают госкорпорации», опубликованного в декабре 2017 г. [21], наиболее распространенная практика – нарушение сотрудниками госкорпораций установленного для них запрета на участие в деятельности органов управления и контроля коммерческих организаций. По данным организации, эти нарушения допускаются и руководством, и сотрудниками госкорпораций. В числе других нарушений со стороны госкорпораций: неполная публикация финансовой отчетности, нарушение антимонопольного законодательства, недостаточная достоверность сведений о доходах и имуществе у сотрудников корпораций.

С целью сдерживания названных выше и иных злоупотреблений законодателем предприняты меры по созданию специальной модели финансового контроля за деятельностью госкорпораций.

Государственный финансовый контроль, являясь инструментом финансовой политики, имеет основную направленность на обеспечение соблюдения норм бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регламентирующих финансовые (ýже – бюджетные) правоотношения.

В научной литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля [9, с. 52; 14, с. 29; 18, с. 83; 19, с. 122]. Обобщив их, можно прийти к выводу, что «государственный финансовый контроль» представляет собой: 1) форму управленческой деятельности; 2) часть финансовой деятельности государства, осуществляемую уполномоченными на то публичными органами и их должностными лицами в соответствии с властными предписаниями; 3) контроль соблюдения законности и целесообразности действий при образовании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на основании проверочных мероприятий; 4) основание для применения мер ответственности за нарушение норм финансового законодательства.

При этом, как верно указывает Э.С. Карпов, «контроль за финансовыми ресурсами обособленных публичных субъектов – государственных корпораций (государственных компаний) – это самостоятельное направление государственного (муниципального) финансового контроля» [13, с. 19]. Применительно к финансовому контролю за деятельностью государственных корпораций также утверждается, что цель такого контроля заключается в «проведении проверки законности и эффективности деятельности государственных корпораций по использованию предоставленных им публичных финансов и имущества» [7, с. 74]. Основными задачами такого контроля в научной литературе называют [15, с. 40; 16, с. 49]:

1) контроль законности и эффективности за использованием бюджетных ресурсов, которые предоставляются госкорпорациям;

2) контроль законности и эффективности за использованием имущественных взносов Российской Федерации, которые предоставляются госкорпорациям;

3) контроль законности и достоверности ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также годовой отчетности госкорпораций;

4) контроль целевого расходования финансовых средств, находящихся в резервных фондах госкорпораций;

5) контроль законности по получению доходов госкорпораций, а также по их использованию.

По нашему мнению, подобных расхождений в правовой регламентации публичной отчетности госкорпорации быть не должно. Как и нарушений установленных в действующем законодательстве правил. Пока же, как показывает практика, некоторые госкорпорации допускают несоблюдение правил о публикации отчетности. Как следует из уже упомянутого выше исследования «Transparency International» [21], две государственные корпорации – «Ростех» и «Росатом», в нарушение законодательства включают в свои годовые отчеты лишь сведения из бухгалтерской отчетности (суммарная выручка, прибыль и другие отдельные показатели). При этом публикация бухгалтерской отчетности в отношении «Ростеха» установлена в ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ [4], а «Росатома» – в ч.ч. 4 и 10 ст. 34 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ [3]. Сама отчетность, которая в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2] содержит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним, указанными госкорпорациями не публикуется, что свидетельствует об их недостаточной финансовой открытости.

Важно при этом особо подчеркнуть, что все перечисленное выше в большей степени относится к системе внешнего финансового контроля госкорпораций. Иначе он именуется внешним государственным аудитом. Право на его проведение, как следует из ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [1], принадлежит Счетной палате РФ. Указанный орган проводит в отношении госкорпораций проверки, ревизии, экспертно-аналитические мероприятия и т.д.

В целом, учитывая результаты проводимых контрольных мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности госкорпораций, хочется поддержать мнение Генерального прокурора России Ю.Я. Чайки, о том, что «деятельность государственных корпораций во многом соответствует установленным законом целям. Выявляемые же отдельные факты нарушений свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования системы государственного финансового контроля за ними» [11].

Модернизации государственной контрольной деятельности в рассматриваемой сфере, по нашему мнению, может способствовать принятие за основу следующих положений:

1. Требуется использование единого подхода при осуществлении финансового контроля за госкорпорациями, в том числе, на основе совершенствования нормативно-правовой основы его реализации.

2. С учетом особенного правового статуса госкорпораций особое внимание следует уделять вопросу законодательного закрепления целей, принципов, методов, задач, форм проведения проверочных мероприятий. При этом, представляется, что первоочередное значение должна получить документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности, т.к. именно этот метод последующего финансового контроля не содержит такого существенного недостатка всех других существующих методов, как выборочный характер проверяемых хозяйственных фактов, операций и документов.

3. Учитывая наличие в активах госкорпораций значительных финансовых ресурсов, в том числе, средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, необходимо усиливать общественную составляющую в системе финансового контроля, а также повышать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности госкорпораций путем реформирования института публичной отчетности на основании апробированных и зарекомендовавших себя в зарубежных государствах эффективных практик.

Читайте так же:  Заявление на декларацию 3 ндфл образец

http://web.snauka.ru/issues/2018/04/86093

Электронная библиотека

Контроль – завершающий этап управления корпоративными финансами – выступает в то же время необходимым условием управления ими. Он сопутствует всем фазам индивидуального кругооборота фондов, начиная от авансирования средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации готовой продукции и поступления денежной выручки на счета корпорации в банках.

Финансовый контроль – это метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. В западной экономической литературе внутрифирменный контроль часто отождествляют с аудитом. Под аудитом обычно понимают ежегодную независимую проверку бухгалтерской отчетности компании, проводимую в интересах ее акционеров.

Внутренний аудит представляет собой действенный инструмент управления, позволяющий определить отклонения от утвержденных плановых норм и стандартов.

Он призван помочь руководству реально оценить позитивные и негативные аспекты деятельности корпорации.

Система контроля (как совокупность объектов и субъектов контроля) предназначена для помощи руководителям компаний в вопросах:

· выбора между альтернативными действиями и планированием действий, которые должны быть осуществлены в течение определенного периода;

· выявления ошибок конкретных исполнителей, которые могут заключаться в постановке нереальных целей при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации финансовых, инвестиционных и иных решений;

· исправления ошибок и закрепления успеха.

Видео (кликните для воспроизведения).

Руководству корпорации необходимо обеспечить разработку достоверной финансовой отчетности, поскольку она:

· формирует основу ежегодно публикуемых отчетов;

· предоставляет сведения о ежедневно принимаемых решениях, которые помогают руководству оценить текущее положение компании и детально изучить ее деятельность за истекший период;

· помогает при составлении прогнозов;

· позволяет сравнить фактические результаты с планом и выявить причины отклонений.

Если у корпорации есть зарубежные филиалы и отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения, то центральной дирекции необходима достоверная информация обо всех филиалах для оценки результатов принятых решений в целом.

Важным объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов компании. Для осуществления контроля исполнения бюджетов Министерство экономического развития РФ рекомендует использовать двухуровневую систему:

нижний уровень – контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании (центров финансовой ответственности). Такой контроль осуществляют их руководители;

верхний уровень – общий контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании. Его проводит финансово-экономическая служба совместно с бухгалтерией.

Ключевыми элементами системы контроля являются:

· объекты контроля – бюджеты структурных подразделений (бизнес-единиц);

· предметы контроля – отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимита фонда оплаты труда, расходов сырья, материалов и энергии и др.);

· технология контроля бюджета – осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в относительном выражении (в процентах);

· субъекты контроля – структурные подразделения и экономические службы компании.

Контроль за выполнением доходной части бюджета призван обеспечить бесперебойность финансирования текущей и инвестиционной деятельности корпорации.

Рекомендуют устанавливать четкий порядок проведения управленческих процедур, который обеспечивает:

· оперативный анализ фактических отклонений от планового, функционального и сводного бюджетов за месяц, квартал, год;

· разработку мероприятий по устранению непроизводительных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

· оформление и передачу руководству корпорации аналитических материалов но исполнению сводного и функциональных бюджетов в целях корректировки их доходной и расходной частей.

На практике используют метод пересмотра расходов бюджета, основанный на принятой системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов корпорации.

Приоритетными являются следующие расходы бюджета:

· оплата труда работников в расчете на производственную программу;

· выплата налогов и сборов в федеральный, региональные и местные бюджеты;

· взносы в государственные внебюджетные фонды;

· оплата закупок материальных ресурсов и энергии.

В целях повышения эффективности управления корпоративными финансами целесообразно создавать и внедрять в каждой компании комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети). Такая система позволяет получать оперативную (ежедневную) информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходный и расходный разделы.

Следовательно, финансовая система сквозного планирования и контроля (посредством бюджетирования доходов, расходов и капитала) должна быть направлена на следующее:

· повышение управляемости и адаптации компании к непрерывно изменяющимся условиям на товарном и финансовом рынках;

· обеспечение быстрого получения информации о стратегии и тактике управления корпоративными финансами;

· создание условий для усиления взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере финансов, кредита и инвестиций.

После перехода на качественно новый уровень планирования и контроля предприятие (корпорация) становится более привлекательным и открытым для инвесторов, кредиторов и иных партнеров, что расширяет его финансовые возможности.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
http://libraryno.ru/3-7-korporativnyy-finansovyy-kontrol-2015_korp_finans/

Электронная библиотека

Контроль – завершающий этап управления корпоративными финансами – выступает в то же время необходимым условием управления ими. Он сопутствует всем фазам индивидуального кругооборота фондов, начиная от авансирования средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации готовой продукции и поступления денежной выручки на счета корпорации в банках.

Финансовый контроль – это метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. В западной экономической литературе внутрифирменный контроль часто отождествляют с аудитом. Под аудитом обычно понимают ежегодную независимую проверку бухгалтерской отчетности компании, проводимую в интересах ее акционеров.

Внутренний аудит представляет собой действенный инструмент управления, позволяющий определить отклонения от утвержденных плановых норм и стандартов.

Он призван помочь руководству реально оценить позитивные и негативные аспекты деятельности корпорации.

Система контроля (как совокупность объектов и субъектов контроля) предназначена для помощи руководителям компаний в вопросах:

· выбора между альтернативными действиями и планированием действий, которые должны быть осуществлены в течение определенного периода;

· выявления ошибок конкретных исполнителей, которые могут заключаться в постановке нереальных целей при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации финансовых, инвестиционных и иных решений;

Читайте так же:  Как оформить возврат уплаченных процентов по ипотеке

· исправления ошибок и закрепления успеха.

Руководству корпорации необходимо обеспечить разработку достоверной финансовой отчетности, поскольку она:

· формирует основу ежегодно публикуемых отчетов;

· предоставляет сведения о ежедневно принимаемых решениях, которые помогают руководству оценить текущее положение компании и детально изучить ее деятельность за истекший период;

· помогает при составлении прогнозов;

· позволяет сравнить фактические результаты с планом и выявить причины отклонений.

Если у корпорации есть зарубежные филиалы и отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения, то центральной дирекции необходима достоверная информация обо всех филиалах для оценки результатов принятых решений в целом.

Важным объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов компании. Для осуществления контроля исполнения бюджетов Министерство экономического развития РФ рекомендует использовать двухуровневую систему:

нижний уровень – контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании (центров финансовой ответственности). Такой контроль осуществляют их руководители;

верхний уровень – общий контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании. Его проводит финансово-экономическая служба совместно с бухгалтерией.

Ключевыми элементами системы контроля являются:

· объекты контроля – бюджеты структурных подразделений (бизнес-единиц);

· предметы контроля – отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимита фонда оплаты труда, расходов сырья, материалов и энергии и др.);

· технология контроля бюджета – осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в относительном выражении (в процентах);

· субъекты контроля – структурные подразделения и экономические службы компании.

Контроль за выполнением доходной части бюджета призван обеспечить бесперебойность финансирования текущей и инвестиционной деятельности корпорации.

Рекомендуют устанавливать четкий порядок проведения управленческих процедур, который обеспечивает:

· оперативный анализ фактических отклонений от планового, функционального и сводного бюджетов за месяц, квартал, год;

· разработку мероприятий по устранению непроизводительных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

· оформление и передачу руководству корпорации аналитических материалов но исполнению сводного и функциональных бюджетов в целях корректировки их доходной и расходной частей.

На практике используют метод пересмотра расходов бюджета, основанный на принятой системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов корпорации.

Приоритетными являются следующие расходы бюджета:

· оплата труда работников в расчете на производственную программу;

· выплата налогов и сборов в федеральный, региональные и местные бюджеты;

· взносы в государственные внебюджетные фонды;

· оплата закупок материальных ресурсов и энергии.

В целях повышения эффективности управления корпоративными финансами целесообразно создавать и внедрять в каждой компании комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети). Такая система позволяет получать оперативную (ежедневную) информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходный и расходный разделы.

Следовательно, финансовая система сквозного планирования и контроля (посредством бюджетирования доходов, расходов и капитала) должна быть направлена на следующее:

· повышение управляемости и адаптации компании к непрерывно изменяющимся условиям на товарном и финансовом рынках;

· обеспечение быстрого получения информации о стратегии и тактике управления корпоративными финансами;

· создание условий для усиления взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере финансов, кредита и инвестиций.

После перехода на качественно новый уровень планирования и контроля предприятие (корпорация) становится более привлекательным и открытым для инвесторов, кредиторов и иных партнеров, что расширяет его финансовые возможности.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
http://libraryno.ru/3-7-korporativnyy-finansovyy-kontrol-2015_korp_finans/

Финансовый контроль корпораций

Библиографическая ссылка на статью:
Морозов И.Д. Модель финансового контроля за хозяйственной деятельностью государственных корпораций в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/04/86093 (дата обращения: 03.02.2020).

Научный руководитель: Рябова Е.В. К.Ю.Н., Доцент

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

В Российской Федерации, как и во многих других государствах, важное место в системе предоставления жизненно-необходимых услуг занимают предприятия и организации, полностью или частично принадлежащие государству. Одна из организационно-правовых форм подобного рода юридических лиц – государственные корпорации. На начало 2018 г. в отечественной экономике функционируют шесть государственных корпораций (Агентство по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Внешэкономбанк», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос») и одна государственная компания «Автодор», по своему статусу практически идентичная государственной корпорации. Перечисленные госкорпорации созданы государством для выполнения различных функций; деятельность каждой регламентируется отдельным федеральным законом, которым определяются цели корпорации, общие принципы структуры управления, особенности распоряжения имуществом, особенности публичной отчетности и аудита. Все российские госкорпорации наделены особыми правами, что создает основу для критики как их деятельности, так и самого факта создания таких юридических лиц.

К настоящему времени опубликовано достаточно значительное количество исследований, посвященных деятельности госкорпораций. Чаще всего в них можно встретить следующих перечень претензий, предъявляемых к госкорпорациям: непрозрачность деятельности; нецелевое использование выделяемых средств; выплаты сторонним организациям за выполнение услуг, являющихся обязанностью работников корпораций; чрезмерные заработные платы персонала; наличие преференций, недоступных обычным компаниям; нарушение условий надлежащей конкурентной борьбы; отсутствие в законодательстве положений о возврате государственного имущества; размещение выделенных средств на банковских депозитах; принятие решения в интересах аффилированных структур [8, с. 21-26; 10, с. 824-829; 20, с. 46-58].

Периодически в СМИ публикуются материалы о проверках госкорпораций, проводимых Счетной палатой РФ. Так, достаточно наглядно свидетельствуют о наносимом ущербе государству от нарушений со стороны госкорпораций материалы, опубликованные в Отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 г. [12]. В соответствии с данным документом, должностные лица «Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» принимали решения, направленные на увеличение сметной стоимости олимпийских объектов в городе Сочи (в том числе, санно-бобслейной трассы «Санки» и ледового дворца «Большой») на сумму 15,5 млрд. руб. (!). При этом какое-либо обоснование вновь утвержденных расчетов отсутствовало либо было предоставлено без надлежащей мотивировки. В целом, ежегодные доклады Счетной палаты РФ позволяют выделить следующие факты, неправомерного использования активов государственных корпораций: безвозмездное финансирование и льготное кредитование; использование финансовых средств корпорации для формирования уставного капитала коммерческих организаций; государственные закупки по завышенным ценам; манипуляции с долговыми ценными бумагами.

Читайте так же:  Консультация юриста по налогам на недвижимость

В свою очередь, как следует из материалов расследования антикоррупционной организации «Transparency International» «Как работают госкорпорации», опубликованного в декабре 2017 г. [21], наиболее распространенная практика – нарушение сотрудниками госкорпораций установленного для них запрета на участие в деятельности органов управления и контроля коммерческих организаций. По данным организации, эти нарушения допускаются и руководством, и сотрудниками госкорпораций. В числе других нарушений со стороны госкорпораций: неполная публикация финансовой отчетности, нарушение антимонопольного законодательства, недостаточная достоверность сведений о доходах и имуществе у сотрудников корпораций.

С целью сдерживания названных выше и иных злоупотреблений законодателем предприняты меры по созданию специальной модели финансового контроля за деятельностью госкорпораций.

Государственный финансовый контроль, являясь инструментом финансовой политики, имеет основную направленность на обеспечение соблюдения норм бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регламентирующих финансовые (ýже – бюджетные) правоотношения.

В научной литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля [9, с. 52; 14, с. 29; 18, с. 83; 19, с. 122]. Обобщив их, можно прийти к выводу, что «государственный финансовый контроль» представляет собой: 1) форму управленческой деятельности; 2) часть финансовой деятельности государства, осуществляемую уполномоченными на то публичными органами и их должностными лицами в соответствии с властными предписаниями; 3) контроль соблюдения законности и целесообразности действий при образовании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на основании проверочных мероприятий; 4) основание для применения мер ответственности за нарушение норм финансового законодательства.

При этом, как верно указывает Э.С. Карпов, «контроль за финансовыми ресурсами обособленных публичных субъектов – государственных корпораций (государственных компаний) – это самостоятельное направление государственного (муниципального) финансового контроля» [13, с. 19]. Применительно к финансовому контролю за деятельностью государственных корпораций также утверждается, что цель такого контроля заключается в «проведении проверки законности и эффективности деятельности государственных корпораций по использованию предоставленных им публичных финансов и имущества» [7, с. 74]. Основными задачами такого контроля в научной литературе называют [15, с. 40; 16, с. 49]:

1) контроль законности и эффективности за использованием бюджетных ресурсов, которые предоставляются госкорпорациям;

2) контроль законности и эффективности за использованием имущественных взносов Российской Федерации, которые предоставляются госкорпорациям;

3) контроль законности и достоверности ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также годовой отчетности госкорпораций;

4) контроль целевого расходования финансовых средств, находящихся в резервных фондах госкорпораций;

5) контроль законности по получению доходов госкорпораций, а также по их использованию.

По нашему мнению, подобных расхождений в правовой регламентации публичной отчетности госкорпорации быть не должно. Как и нарушений установленных в действующем законодательстве правил. Пока же, как показывает практика, некоторые госкорпорации допускают несоблюдение правил о публикации отчетности. Как следует из уже упомянутого выше исследования «Transparency International» [21], две государственные корпорации – «Ростех» и «Росатом», в нарушение законодательства включают в свои годовые отчеты лишь сведения из бухгалтерской отчетности (суммарная выручка, прибыль и другие отдельные показатели). При этом публикация бухгалтерской отчетности в отношении «Ростеха» установлена в ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ [4], а «Росатома» – в ч.ч. 4 и 10 ст. 34 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ [3]. Сама отчетность, которая в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2] содержит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним, указанными госкорпорациями не публикуется, что свидетельствует об их недостаточной финансовой открытости.

Важно при этом особо подчеркнуть, что все перечисленное выше в большей степени относится к системе внешнего финансового контроля госкорпораций. Иначе он именуется внешним государственным аудитом. Право на его проведение, как следует из ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [1], принадлежит Счетной палате РФ. Указанный орган проводит в отношении госкорпораций проверки, ревизии, экспертно-аналитические мероприятия и т.д.

В целом, учитывая результаты проводимых контрольных мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности госкорпораций, хочется поддержать мнение Генерального прокурора России Ю.Я. Чайки, о том, что «деятельность государственных корпораций во многом соответствует установленным законом целям. Выявляемые же отдельные факты нарушений свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования системы государственного финансового контроля за ними» [11].

Модернизации государственной контрольной деятельности в рассматриваемой сфере, по нашему мнению, может способствовать принятие за основу следующих положений:

1. Требуется использование единого подхода при осуществлении финансового контроля за госкорпорациями, в том числе, на основе совершенствования нормативно-правовой основы его реализации.

2. С учетом особенного правового статуса госкорпораций особое внимание следует уделять вопросу законодательного закрепления целей, принципов, методов, задач, форм проведения проверочных мероприятий. При этом, представляется, что первоочередное значение должна получить документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности, т.к. именно этот метод последующего финансового контроля не содержит такого существенного недостатка всех других существующих методов, как выборочный характер проверяемых хозяйственных фактов, операций и документов.

3. Учитывая наличие в активах госкорпораций значительных финансовых ресурсов, в том числе, средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, необходимо усиливать общественную составляющую в системе финансового контроля, а также повышать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности госкорпораций путем реформирования института публичной отчетности на основании апробированных и зарекомендовавших себя в зарубежных государствах эффективных практик.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://web.snauka.ru/issues/2018/04/86093

Финансовый контроль корпораций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here