Финансовый контроль инвентаризация

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Финансовый контроль инвентаризация" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Инвентаризация как метод фактического контроля

Одной из основных проблем социально-экономического развития общества является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рациональное экономическое использование, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. Поэтому наиболее важным средством контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сопоставляется фактическое их наличие с данными бухгалтерского учёта.

Целью работы является раскрыть сущность и необходимость инвентаризации как метода фактического контроля.

Инвентаризация представляет собой последовательность определенных действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, подлежащих проверке, а также члены инвентаризационной комиссии устанавливаются руководителем организации.

Основными задачами проведения инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества в организации;
  • проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;
  • контроль сохранности имущества;
  • выявление неиспользуемого имущества;
  • проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и в бухгалтерском учете [3].

Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются:

1. Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям — штрафам за сокрытие прибыли.

2. Изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности в результате естественной убыли меняют свои физические свойства(масса, объем и т.д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально [2].

3. Передача имущества в аренду, выкуп или продажа.

4. Смена материально-ответственных лиц.

5. Выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

6. Стихийные бедствия, пожар и другие чрезвычайные ситуации.

7. Реорганизация или ликвидация предприятия.

Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов.

Первый этап – подготовительный:

  • подготовка документов, необходимых для проведения инвентаризации;
  • издание приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации;
  • формирование списка сотрудников для проведения инвентаризации;
  • определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества;

Второй этап – собственно инвентаризация т.е. выявление и проверка фактического наличия обязательств, а также заполнение соответствующих граф в инвентаризационных описях.

Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета. На данном этапе выявляются расхождения в учете с фактическими остатками. Руководитель организации совместно с сотрудниками, проводившими инвентаризацию, определяет причины расхождений.

Четвертый этап – оформление результатов инвентаризации. Документы по учету результатов проверок составляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц.

На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации. Лица, виновные в неправильном учете привлекаются к административной ответственности, материально ответственные лица привлекаются к материальной ответственности согласно индивидуальному или коллективному договору о материальной ответственности.

В ходе проведения инвентаризации оформляются следующие первичные документы:

  • приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (ИНВ-22);
  • инвентаризационная опись по объектам проведения инвентаризации;
  • сличительная ведомость (ИНВ-18 и ИНВ-19) применяется для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета;
  • ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (ИНВ-26) используется для оформления проведения инвентаризаций и контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

В соответствии с законом Российской Федерации от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

1) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия;

2) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц [1].

Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется метод бухгалтерского учета – инвентаризация, т.е. установление фактическогоналичия средств и их источников, произведенных затрат и т.д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ

2. Боговик О.В. Контроль и ревизия.[Электронный ресурс]: Режим доступа-http://elib.spbstu.ru/dl/2/3654.pdf/view

3. Рябова М.А.Теория бухгалтерского учета.-УлГТУ,2009-158с.

Инвентаризация имущества при налоговой проверке

Инвентаризация имущества компании сотрудниками ИФНС в ходе выездной налоговой проверки случается не так уж редко и имеет законное основание. Но зададимся вопросом: содействие налоговому органу при проведении инвентаризации имущества является правом или обязанностью налогоплательщика?

Инвентаризация — это одно из мероприятий осуществления налогового контроля хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки. Возможность проведения инвентаризации в указанных условиях предусмотрена пунктом 13 статьи 89 Налогового кодекса (далее — Кодекс): «При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения».

Учитывая данную норму налогового законодательства, Минфин России утвердил (приказ Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н, ГБ-3-04/39) Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее — Положение). В частности, второй абзац пункта 2.7 Положения устанавливает, что «налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой)».

Законность указанной нормы Положения стала предметом рассмотрения в одном из дел Верховного Суда РФ.

Проведение инвентаризации имущества по мнению судей

В ходе налоговой проверки инспекторы попросили компанию-налогоплательщика предоставить им рабочую силу, измерительные приборы, мерную тару для пересчета товара на складе. Компания этого не сделала, что было расценено инспекцией как воспрепятствование проведению инвентаризации товара на складе. Итогом проверки стали весьма существенные доначисления налогов.

Компания обратилась в Верховный Суд РФ с иском о признании недействующей приведенной выше нормы Положения.

Читайте так же:  Бухгалтерский баланс выплата дивидендов

Решением суда (решение ВС РФ от 24.11.2015 № АКПИ15-1111) ей было отказано в удовлетворении заявления. В свою очередь Апелляционная коллегия не нашла оснований для изменения данного решения (апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.02.2016 № АПЛ16-25).

Аргументация налогоплательщика в пользу недействительности приведенного положения. Во-первых, обязанности налогоплательщиков могут быть предусмотрены только актами законодательства о налогах и сборах (подп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ). В силу пункта 1 статьи 1 Кодекса они могут быть определены только самим Кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Однако ни статьями Кодекса, ни нормами федеральных законов не установлена обязанность налогоплательщика по обеспечению сотрудников налоговой инспекции рабочей силой или необходимым оборудованием для проведения инвентаризации.

Во-вторых, данное положение нарушает право налогоплательщика на распоряжение собственным имуществом, приводит к дополнительным материальным затратам на обеспечение условий для проведения инвентаризации (оплату труда работников, приобретение средств измерений и проч.).

В-третьих, нарушается право требовать от должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков и не выполнять акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.

Аргументы суда. Верховный Суд РФ отклонил доводы налогоплательщика в связи с нижеследующим.

Во-первых, обязательное проведение инвентаризации имущества и обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлено Законом о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а также рядом иных нормативных правовых актов (п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н; п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). Поэтому, закрепляя в оспариваемой норме требование об обязанности налогоплательщика создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, Минфин России и МНС России не вышли за рамки предоставленных полномочий и не установили требования, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Во-вторых, утверждение о том, что оспариваемая норма приводит к дополнительным материальным затратам, поскольку обязывает приобретать дополнительное имущество (весы, измерительные и контрольные приборы, мерную тару), а также нанимать рабочую силу для перевешивания и перемещения грузов, является несостоятельным и основано на неверном толковании норм материального права.

Так как проведение инвентаризации предусмотрено законодателем для организаций независимо от рода их деятельности, то налогоплательщик обязан обеспечить налоговую инспекцию при проведении инвентаризации имущества только той рабочей силой и тем оборудованием, которое у него уже имеется.

В ходе судебного заседания представитель Минюста России согласился с доводами налогоплательщика относительно того, что в оспариваемой норме содержится не предусмотренная налоговым законодательством дополнительная обязанность, и счел нужным выразить мнение о необходимости корректировки данной нормы.

К сожалению, мнение представителя Минюста России суд оставил без комментариев.

Инвентаризация производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, не может быть осуществлена без рабочей силы для перевешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов, в связи с чем требование налогового органа о предоставлении данных средств является обоснованным.

Цель и значение проведения инвентаризации финансовых обязательств

Активы и обязательства, как сказано в ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», подлежат инвентаризации. Правовой базой ее проведения также являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49) и другие нормативные акты.

В ходе инвентаризации проверяется фактическое наличие имущества, сравнивается его состояние с данными бухучета, определяется насколько полно отражены обязательства в учетных документах.

Финансовые обязательства включают в себя кредиторскую задолженность, в том числе перед поставщиками и подрядчиками, собственным персоналом, бюджетом и государственными внебюджетными фондами, прочими кредиторами, а также полученные авансы. Кроме того, в них учитываются кредиты банков, займы, сформированные резервы. Договорной основой возникновения финансовых обязательств являются кредитные договора, договора займа, договора заключенные на условиях товарного и коммерческого кредита.

Цели инвентаризации финансовых обязательств аналогичны общим целям инвентаризации: проверка фактического состояния расчетов, сравнение его с данными бухучета – и оценка, насколько полно отражены обязательства в учетных документах.

Значение инвентаризации финансовых обязательств велико, – любой предприниматель признает весомую пользу процедур, которые:

— повышают ответственность за соблюдение платежной дисциплины;

— способствуют уменьшению дебиторской и кредиторской задолженности;

— улучшают состояние взаиморасчетов компании и ее контрагентов;

— помогают контролировать сроки поставок по договорам.

В первую очередь это важно для фирм, имеющих множество контрагентов, покупателей и поставщиков, отслеживать состояние расчетов с которыми – серьезный труд. Несоблюдение сроков оплаты по договорам и низкое качество управления задолженностью способны резко снизить конкурентоспособность таких организаций. Дополнительный контроль за расчетами приводит к уточнению сроков платежей, снижает риски роста затрат на выплату неустоек, пеней, штрафов из-за несвоевременного погашения кредиторской задолженности.

Перечислим главные задачи проведения инвентаризации финансовых обязательств, стоящие перед аудитором:

1) контроль реального состояния расчетов для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации;

2) выявление просроченной задолженности и принятие мер для взыскания средств с должников;

3) определение задолженности, по которой истек срок исковой давности, либо взыскать которую по каким-нибудь иным причинам стало невозможно, для списания ее с учета.

Этапы финансовой инвентаризации

Как правило, выделяют от 4 до 5 этапов финансовой инвентаризации.

Особенности проведения инвентаризации финансовых обязательств

Существенные отличия имеет инвентаризация расчетов и инвентаризация резервов. В первом случае главным образом проверяется обоснованность сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризацию расчетов рекомендуется проводить не реже раза в квартал, как минимум – раз в полгода.

Процедура инвентаризации предусматривает:

— определение общей величины дебиторской и кредиторской задолженности;

— выявление задолженности, подтвержденной и не подтвержденной дебиторами, выяснение причины расхождений, а также задолженности, по которой истек исковой давности;

— выявление оснований кредиторской задолженности, дат их возникновения, сроков погашения, установленных договоренностями с контрагентами.

Читайте так же:  Может ли супруг получить имущественный вычет

При инвентаризации расчетов с поставщиками наиболее надежный метод проверки достоверности данных о задолженности компании за предоставленные ей товары и услуги – составление с каждым контрагентом актов сверки. Однако он трудоемок, и для крупных предприятий рекомендуется в приказе об инвентаризации указывать минимальную сумму задолженностей, подлежащих инвентаризации. Это резко снизит объем работ без заметного ущерба для качества проверки.

При инвентаризации расчетов по кредитам проверяются все источники заемных средств по каждому кредитору и по каждому договору. Важно разделять и правильно отражать в регистрах учета краткосрочные (со сроком погашения до года), и долгосрочные кредиты. Также желательно ранжировать кредиты и займы по виду и степени обеспечения, с указанием имущества, переданного в залог. Задолженность по выпущенным компанией облигациям должна указываться отдельно по видам кредиторов — физические или юридические лица. Если по займам и кредитам сроки погашения были нарушены, они также указываются в инвентаризационной ведомости отдельно. Тщательно проверяется своевременность и правильность начисления и выплаты процентов.

При проверке расчетов по налогам анализируется правильность начисления налогов и своевременность отправки отчетов в налоговые органы. Отдельно учитываются текущая задолженность по налогам и просроченная, а также пени и штрафы.

При инвентаризации расчетов с персоналом изучаются начисления и выплаты по каждому сотруднику.

При инвентаризации резервов проверке подлежит обоснованность их создания, а также соответствие целям и задачам учетной политики кампании. Как правило, организации создают резервы отпусков, сомнительной дебиторской задолженности, расходов и доходов будущих периодов.

Необходимо содействовать проведению инвентаризации

Авторы полагают, можно согласиться с выводами суда о том, что оспариваемая норма Положения не требует от налогоплательщика осуществления каких-либо дополнительных затрат на приобретение оборудования, которого у него нет в наличии к моменту проведения налоговым органом инвентаризации, а также не содержит предписаний о найме дополнительной рабочей силы.

Оспариваемая норма, на взгляд авторов, также не противоречит налоговому законодательству в части, согласно которой «налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки». В данном контексте «создать условия» по смыслу равнозначно «не препятствовать».

В то же время возложение на налогоплательщика обязанности «обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой» не соответствует действующему налоговому законодательству.

Законной, разумной и обоснованной является обязанность налогоплательщика не препятствовать проверке. Содействие же в такой ситуации должно быть правом лица, возможно, рекомендацией по надлежащему поведению в момент проведения проверки, но не обязанностью. При этом отказ налогоплательщика в осуществлении такого содействия сам по себе не должен рассматриваться налоговым органом как противодействие проведению проверки.

Тем не менее несмотря на несогласие авторов с судебными актами по рассмотренному делу важно учитывать, что позиция Верховного Суда РФ является окончательной и ставит точку в вопросе о том, обязан ли налогоплательщик содействовать проведению проверки. В связи с этим авторы рекомендуют налогоплательщикам по возможности оказывать максимальное содействие в проведении инвентаризации налоговым органом. В противном случае существует риск, что бездействие налогоплательщика или отказ в содействии могут быть расценены как воспрепятствование законной деятельности органа государственного контроля по проведению проверки, что является прямым нарушением статьи 19.4.1 Кодекса об административных нарушениях (далее — КоАП РФ).

Такой риск, в частности, подтверждается письмом ФНС России 2013 года «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected]).

В пункте 3.5 данного документа ФНС России разъясняет, что воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях проведения инвентаризации имущества может быть квалифицировано именно как нарушение статьи 19.4.1 КоАП РФ. Несмотря на то что в данном письме речь идет о воспрепятствовании доступу, а не об отказе в содействии проведению проверки, велика вероятность, что с учетом позиции Верховного Суда РФ инспекции будут руководствоваться аналогичным подходом к квалификации отказа налогоплательщика предоставить рабочую силу или измерительные приборы для проведения инвентаризации.

Роман Суслов, юрист Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»
Иван Стариков, младший юрист Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»

Финансовая инвентаризация

Из этой статьи вы узнаете:

Контроль – важнейшая составная часть управления любой организацией. Для контроля за состоянием компании необходима регулярная инвентаризация ее имущества и обязательств. Речь идет о проверке соответствия данных бухгалтерского учета компании фактическому наличию активов и пассивов. Существенные отличия между фактическими и учетными данными не только порождают сомнения в эффективности управления, но и могут служить основаниями дисциплинарного, административного, а в ряде случаев – и уголовного наказания ответственных лиц.

Инвентаризация финансовых обязательств – всегда документальная проверка: обязательства невозможно взвесить или обмерить измерительными инструментами. Но в наш век виртуализации отношений компаний, господства безналичных платежей и расчетов, конечно же, именно инвентаризация обязательств приобретает все большее значение. Рассмотрим детальнее черты и особенности организации инвентаризации финансовых обязательств компании.

Не препятствовать или содействовать проведению инвентаризации

На взгляд авторов, в этом деле суд придерживался чересчур формального подхода, не сформулировав надлежащим образом обоснование отказа в удовлетворении требований. Как представляется, при анализе обстоятельств судом были упущены из вида некоторые моменты. Остановимся на них.

Действительно, требование об обязательном проведении инвентаризации предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете. Однако суд по непонятной причине посчитал, что если подзаконным актом в области налогообложения вводится обязанность, которая может вытекать из обязанности, предусмотренной Законом о бухучете, то это не противоречит налоговому законодательству.

То есть логика суда такова: раз имеется обязанность по проведению инвентаризации (обязанность, которая предусмотрена не налоговым законодательством), значит, обязанность содействия налоговым органам при проведении инвентаризации в ходе выездной налоговой проверки подразумевается.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако совершенно непонятно, почему суд пришел к такому умозаключению. Ведь Закон о бухгалтерском учете не является законом о налогах и сборах и, следовательно, не относится к законодательству о налогах и сборах в понимании пункта 1 статьи 1 Кодекса. В то же время согласно статье 23 Кодекса налогоплательщики могут нести только те обязанности, которые возложены на них законодательством о налогах и сборах.

Читайте так же:  Сумму возврата уплаченного налога на доходы

Установление перечня обязанностей налогоплательщика исключительно налоговым законодательством имеет существенное значение, поскольку налогообложение является серьезным (законным) ограничением права собственности. Данное право может быть ограничено только в целях, указанных в части 3 статьи 55 Конституции РФ (в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Поэтому в качестве одной из гарантий защиты прав налогоплательщика Кодексом предусмотрено (подп. 3 п. 1 ст. 6 НК РФ), что когда нормативный правовой акт вводит не установленные им обязанности или изменяет определенное им содержание обязанностей, то такой акт признается не соответствующим Кодексу.

Примечательно, что в рассматриваемом деле суд сам указал, что федеральный законодатель, обладая в сфере налогообложения достаточно широкой свободой усмотрения, вправе (с соблюдением конституционных принципов законного установления налогов и сборов и разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при обеспечении их взаимодействия) предусмотреть правовое регулирование по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, подзаконными актами, которые при этом не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Между тем спорный пункт Правил, на взгляд авторов, возлагает на налогоплательщика дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах, то есть фактически его (законодательство) дополняют.

За налогоплательщиком закреплена обязанность не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). Однако возникает вопрос: как соотносятся между собой понятия «не препятствовать» и «содействовать»? Очевидно, что раз нет прямого предписания о содействии в проведении инвентаризации, то факт непредоставления в распоряжение налогового органа рабочей силы, инструментов и т.п. нельзя рассматривать как препятствование проведению контрольного мероприятия.

Кроме того, необходимо учитывать, что возможны ситуации, когда проверяемый субъект не может выполнить такое требование по причинам объективного характера. Например, рабочие заняты выполнением другой важной задачи, а инструмент может быть неисправен или тоже задействован для других целей.

Авторам представляется неубедительным вывод суда о том, что поскольку проведение инвентаризации вменено субъекту в обязанность, то, значит, он и в момент налоговой проверки должен располагать всем необходимым для проведения инвентаризации должностными лицами налогового органа. Законодательство о бухучете обязывает проводить инвентаризацию, но не регламентирует связанные с ее проведением вопросы, которые относятся к внутрихозяйственной жизни субъекта и решаются им самостоятельно. Например, будет ли инвентаризация производиться собственными силами и средствами, или же такие ресурсы будут привлечены извне исключительно для организации ее проведения.

Таким образом, суд не только вменил налогоплательщику обязанность оказывать содействие в проведении инвентаризации, но и вдобавок косвенно возложил новую — иметь в своем распоряжении рабочую силу и контрольно-измерительные приборы в исправном состоянии под угрозой признания факта их отсутствия или отказа в предоставлении противодействием налоговому органу в проведении инвентаризации имущества.

Виды инвентаризации финансовых обязательств

Традиционно по охвату инвентаризацию делят на полную, когда проверяются все активы и обязательства компании, и частичную. Соответственно, и инвентаризация обязательств может быть в составе полной, либо частичной общей инвентаризации. Более того, такая инвентаризация обязательств может охватывать либо все финансовые обязательства организации, либо быть выборочной, касаясь, к примеру, только ее резервов или расчетов.

В зависимости от основания инвентаризация бывает плановой, если ее проводят в заранее установленные сроки, или же внеплановой – проводимой внезапно по решению руководителя организации или же по требованию правоохранительных и контрольных органов.

Также она может быть обязательной, то есть осуществляться в силу требований закона, или инициативной, то есть проводиться по инициативе руководства, отражая финансовую политику компании.

В силу требований закона проводится инвентаризация, например, в следующих случаях:

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при хищениях или злоупотреблениях;

— при порче имущества;

— при реорганизации или ликвидации компании;

— после стихийных бедствий, пожаров или т.п.

Фактически ее нередко требуется проводить при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже и т.п.

Финансовая инвентаризация в Leader Team

Таким образом, все виды финансовых обязательств компании необходимо периодически проверять, чтобы избежать потерь как по организационным причинам, так и из-за хищений или растрат. Инвентаризация финансовых обязательств требует кропотливой и скоординированной работы не только бухгалтеров и аудиторов, но также квалифицированных юристов и экономистов. Привлечение для нее опытных специалистов на основе аутсорсинга имеет тот плюс, что это всегда взгляд извне: одновременно компетентный и независимый, более объективный, помогающий выявить слабые места системы учета и, в конечном счете, сэкономить компании средства.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета и хозяйственного контроля

Дата публикации: 17.12.2014 2014-12-17

Статья просмотрена: 2934 раза

Библиографическое описание:

Сергеева А. Э., Петровнина Ю. А. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета и хозяйственного контроля // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/archive/80/14493/ (дата обращения: 18.02.2020).

Инвентаризация – метод бухгалтерского учёта, а при проведении документальных ревизий – приём фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов, объёма выполненных работ и реальности статей баланса.

Инвентаризация была одним из первых приёмов хозяйственного учёта, позволяющим установить фактическое наличие имущества на определённый момент. Инвентаризация выполняет три основные функции: экономическую (как элемент учёта и контроля); социальную (как форма участия трудящихся в организации учёта и контроля); воспитательную (как средство воспитания бережного отношения к имуществу).

Принципами инвентаризации являются: внезапность; сопоставимость единиц измерения; плановость; объективность; юридическая правомочность результатов; непрерывность; полнота охвата объектов; воспитательное воздействие и материальная ответственность; оперативность и экономичность; гласность. Инвентаризация как средство контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и проверки организации материальной ответственности классифицируется по различным признакам [3].

В зависимости от времени проведения и роли в хозяйственном процессе различают плановые и внеплановые инвентаризации. Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плана (графика) в заранее намеченные сроки. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных органов и других контролирующих органов в случаях особой необходимости (переоценка, передача, установление фактов хищений, документальная ревизия и т. д.)

Читайте так же:  Общая характеристика налога на прибыль организаций

По полноте охвата объектов инвентаризации подразделяют на полные, частичные, выборочные и сплошные. Полная инвентаризация осуществляется в предусмотренные сроки, при этом инвентаризируются не только товарно-материальные ценности и денежные средства предприятия, но и правильность расчётов с другими организациями, выверяется сальдо по основным статьям баланса. При частичной инвентаризации проверяют отдельные виды средств, например товары, наличные деньги, основные средства. Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных. Выборочные инвентаризации подразделяются на целевые и общие. Выборочные инвентаризации, например проводят, как правило, по товарам, по которым предъявляют претензии на недовложение; по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта; оказавшимся без ярлыков; морально устаревшим и испорченным; а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна [3].

Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе.

По мнению многих экономистов инвентаризация является общим элементом метода хозяйственного контроля и бухгалтерского учёта, благодаря чему её контрольные функции в деле сохранности имущества существенно усиливается. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта и элемент метода хозяйственного контроля различаются, не тождественны между собой.

Во-первых, кругом решаемых задач. Если главная задача инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учёта состоит в установлении соответствия учётных и фактических данных о наличии и состоянии имущества и создании наиболее эффективного обеспечения для принятия управленческих решений, то основная цель инвентаризации как элемента метода хозяйственного контроля заключается в осуществлении контроля за сохранностью имущества, подтверждением или опровержением выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений.

Во-вторых, составом субъектов осуществления. Инвентаризации в целях внутрихозяйственного контроля проводят на предприятиях инвентаризационные комиссии. Инвентаризацию в процессе ревизий и проверок осуществляют ревизионные комиссии или специальные инвентаризационные комиссии под руководством ревизора.

В-третьих, составом нормативных документов, регулирующих право и необходимость проведения инвентаризации. В частности, порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов устанавливается Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [2]. Проведение инвентаризации активов (имущества) и обязательств для целей бухгалтерского учета установлено Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [1].

В-четвёртых, охватом объектов. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта осуществляется, в основном, в сложном порядке, всего имущества и в обязательном и плановом порядке, в установленные сроки. Инвентаризации, проводимые в ходе ревизии, относят к частным, выборочным, а сроки проведения зависят от плана проведения ревизий, проверок и других обстоятельств.

В-пятых, широтой охвата решаемых вопросов. Инвентаризации, проводимые в целях бухгалтерского контроля, носят характер инструктирования, оказания квалифицированной помощи материально ответственным лицам в налаживании учётной работы, выявляют естественную убыль имущества и реальность годовых производственно-финансовых показателей. В период же ревизии инвентаризации выполняют в основном узкую функцию контроля за наличием и сохранностью собственности, характеризуют качество проводимой ранее инвентаризационной работы.

Вне зависимости от вида деятельности практически каждое предприятие может столкнуться с трудностями проведения внезапной инвентаризации. Необходимость внепланового подсчета активов организации может возникнуть по ряду объективных причин. Но какими бы они не были, следует тщательно подготовиться к предстоящей процедуре контроля имущественного состояния [5].

Рассмотрим два основных случая хозяйственной жизни предприятия, которые могут потребовать проведения внезапной инвентаризации.

1. Растрата или хищение имущества. Нерадивость сотрудников, халатное отношение к работе, умышленное присвоение – от негативных проявлений человеческих слабостей не застраховано ни одно предприятие. А в результате руководство сталкивается с такой проблемой, как недостаток денежных средств в кассе, пропажа хозяйственного инвентаря или товара со склада. Грамотный бухгалтер легко вскроет факты хищений с помощью «правильно» составленных первичных документов и отчетов по товарно-материальным ценностям. Решающую роль в данном случае играет инвентаризация и внезапный характер ее проведения. При этом материально-ответственное лицо должно быть в неведении относительно объемов и сроков предстоящей проверки для того, чтобы невозможно было ими фальсифицировать данные.

Руководитель подписывает приказ о срочном внеплановом подсчете имущества с целью сравнения реальных данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация кассы выявит недостачу, докажет виновность работника, позволит применить соответствующие меры. Срочная ревизия складских запасов также оперативно выявит нехватку подотчетных материалов и товаров. Оформленные и подписанные инвентаризационные акты послужат основанием для принятия руководством правильного решения в адрес виновных.

2. Форс-мажорные обстоятельства. Стихийные бедствия, природные катаклизмы непредсказуемы и часто наносят значительный урон имуществу предприятия. Причем разрушения бывают достаточно масштабными. В таких случаях невозможно обойтись без привлечения компетентных сотрудников сторонних организаций, осуществляющих необходимые юридические и бухгалтерские услуги экспертов. Убытки в результате форс-мажорных обстоятельств подлежат обязательному подсчету, оценке, правильному отражению на счетах бухгалтерского учета. В данном случае внезапная инвентаризация даст полную объективную информацию о последствиях чрезвычайного происшествия. В дальнейшем грамотно проведенная процедура, зафиксировавшая как сам факт форс-мажора, так и понесенный в результате урон, послужит убедительным доказательством в урегулировании договорных споров с контрагентами фирмы [7].

Таким образом, при инвентаризации выявляются такие факты, которые не поддаются документальному оформлению. Ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации имущества и обязательств несет руководитель организации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 402-ФЗ: принят ГД ФС РФ 06.12.2011г. (в редакции изменений от 04.11.2014г. № 344-ФЗ).

2. Российская Федерация. Приказы. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [Электронный ресурс]: утв. Минфином РФ от 13.06.1995г. (в редакции изменений от 08.11.2010г. № 142н).

3. Медведева, Е.В. Теория бухгалтерского учета: учеб-метод. пособие [Электронный ресурс] / Е. В. Медведева. — Тольятти : ПВГУС, 2012. — 793 КБ, 97 с.

4. Медведева, Е.В. Государственный аудит как форма финансового контроля [Текст] / Е.В. Медведева // Наука — промышленности и сервису. — 2010.- Т. 1. — № 5.- С. 420-426.

Читайте так же:  Возмещение ндфл с лечения ограничение

5. Насакина, Л.А. Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики [Текст] / Л.А. Насакина, А.Ю. Адушева. – М: – Молодой ученый. – 2014. — № 4-2 (63). – с. 82-86.

6. Насакина Л.А. Анализ отклонений как инструментарий в оценке деятельности предприятий сферы услуг [Текст] / Л.А. Насакина // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. — 2010. — № 1. — С. 183-185.

7. Филиппова, Н. Л. Инвентаризация расчетов: порядок проведения и учет результатов [Текст] / Н. Л. Филиппова // Бухгалт. учет. — 2011. — № 8. — С. 26-30.

Инвентаризация как метод контроля в управлении хозяйственной деятельностью предприятия

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 08.06.2015 2015-06-08

Статья просмотрена: 2801 раз

Библиографическое описание:

Козятникова С. Е. Инвентаризация как метод контроля в управлении хозяйственной деятельностью предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 422-424. — URL https://moluch.ru/archive/92/20186/ (дата обращения: 18.02.2020).

В данной статье рассмотрены особенности проведения инвентаризации имущества и обязательств на предприятии. Изучена экономическая сущность, задачи, классификация, порядок, сроки проведения, документальное оформление инвентаризации.

Ключевые слова:инвентаризация, имущество, обязательства, порядок, сущность, сроки, классификация, оформление, задачи, принципы.

Инвентаризация является главным средством контроля за сохранностью имущества организации, в процессе которой проверяют фактическое наличие имущества и сверяют их с данными бухгалтерского учета.

Основные функции, которые выполняет инвентаризация, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Функции инвентаризации. [1, c. 251]

Инвентаризация бывает различных видов, проведение которых зависит от специфики деятельности предприятия и задач, которые предстоит решить в процессе инвентаризации. К основным видам инвентаризации относятся: плановая, внезапная, полная, частичная, постоянно действующая, осуществляемая рабочими инвентаризационными комиссиями, выборочная, сплошная инвентаризация [2, c. 201].

Получение максимально достоверной информации в ходе проведения инвентаризации, обеспечивается путем соблюдения определенных принципов.

Основными принципами инвентаризации являются: плановость, внезапность, объективность, полнота охвата объектов, сопоставимость единиц измерения, непрерывность, юридическая правомочность результатов, воспитательное воздействие и материальная ответственность, оперативность и экономичность, гласность [3, c. 266].

В ходе инвентаризации, проверке подлежат следующее имущество и обязательства предприятия:

— основные средства [4, с164];

— прочие финансовые активы.

— кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы [5, c.38].,

Цель инвентаризации имущества и обязательств заключается в обеспечении достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации.

В процессе инвентаризации проверяют и документально подтверждают наличие имущества и обязательств предприятия, их состояние и оценку. Порядок и срок проведения инвентаризации определяет руководитель предприятия, за исключением случаев обязательной инвентаризации. Для проведения инвентаризации на предприятии создается инвентаризационная комиссия, в состав которой входят представители администрации предприятия, сотрудники бухгалтерии и другие специалисты [6, c.98].

Перед проведением инвентаризации состав комиссии указывается в «Приказе о проведении инвентаризации», оформляемом по типовой форме № ИНВ-22. Каждый из приказов регистрируются в Журнале учета контроля за выполнением приказов проведении инвентаризации, который ведется по форме № ИНВ-23 [7, c.114].

Фактические и реальные данные, полученные в ходе инвентаризации имущества и обязательств, отражают в инвентаризационных описях следующих типовых форм: форма № ИНВ-1, форма № ИНВ-1а, форма № ИНВ-3, форма № ИНВ-4 и др. [7, c.118].

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляют «Актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей» (форма № ИНВ-24) и регистрируют в «Журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации» (форма № ИНВ-25).

Инвентаризация имущества и обязательств имеет большое значение в деле управления хозяйственной деятельностью предприятия. В ходе проведения инвентаризации основных средств в ОАО «Уссурийский бальзам» была допущена ошибка в оформлении инвентаризационной описи. Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводилась в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Результатом инвентаризации основных средств за 2014 г. стало выявленное основное средство, которое было списано в связи с его полным физическим износом. Результатом инвентаризации товарно-материальных ценностей стало выявление недостачи и излишков. Была составлена сличительная ведомость, недостачи были списаны на виновное лицо, а излишки — в прочие доходы предприятия.

Проведение инвентаризации расчетов в ОАО «Уссурийский бальзам» соответствует правилам.

По результатам проведенного исследования для улучшения качества инвентаризации можно рекомендовать руководству следующее:

— инвентаризации целесообразно проводить не только сплошным методом, но и частично в отдельных помещениях предприятия (склад, цеха, подсобное помещение и пр.);

— необходимо наряду с плановыми инвентаризациями проводить внезапные проверки, а также увеличить количество запланированных инвентаризаций по отдельным объектам;

— необходимо увеличить количество и качество внутренней отчетности (товарно-материальные отчеты) по каждому материально ответственному лицу;

— также необходимо создать методические пособия по инвентаризации для каждого члена инвентаризационной комиссии и для каждого материально — ответственного лица.

Необходимо также уделять большое внимание кадрам, особенно молодым. Повысить роль квалификационной комиссии по приему на работу лиц, связанных с материальной ответственностью, что позволит практически исключить проникновение на эти должности граждан, имеющих судимость или уволенных по недоверию.

1. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н. П. Кондраков.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 560 с.

2. Глушков И. Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии / И. Е. Глушков.- М.: Кнорус, 2011.– 350 с.

3. Луговой В. А. Инвентаризация, документация, отчетность: справочник в вопросах и ответах / В. А. Луговой.- М.: ЮНИТИ, 2011.- 124 с.

4. М. Е. Василенко, Е. Г. Флик Информационные технологии как механизм формирования эффективной модели воспроизводства основных фондов. — Владивосток.: Территория новых возможностей, 2010. — 223с.

5. Ланкина О. Н. Инвентаризация: Сроки и формы проведения. Бухгалтерский учет, проводки и примеры / О. Н. Ланикина.- М.: Филинъ, 2011.- 136 с.

6. Орлова Е. В. Как правильно провести инвентаризацию / Е. В. Орлова.- М.: Налоговый вестник, 2012.- 239 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Мельник М. В. Ревизия и контроль: учебное пособие / М. В. Мельник, А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин.– М.: ФБК-ПРЕСС, 2012.– 520 с.

Источники

Финансовый контроль инвентаризация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here