Финансовый контроль банка россии

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Финансовый контроль банка россии" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ

ЦБ РФ – это главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими учреждениями кредитной системы. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков. Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Главный (старший) бухгалтер осуществляет предварительный контроль за правильностью и законностью расходования средств.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 96 ; Нарушение авторских прав

Органы финансового контроля в РФ

Основные органы финансового контроля делятся по трем видам бюджета:

  • федеральные;
  • региональные
  • муниципальные.
Читайте также:
  1. II Финансовый анализ деятельности предприятия Общая оценка финансового состояния предприятия
  2. Авиакомпания как Финансовый Холдинг
  3. Аудиторский контроль, его сущность и назначение
  4. Аудиторский финансовый контроль.
  5. Б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —
  6. Банкомат
  7. Банкоматы могут работать в двух режимах: off-line и on-line.
  8. БИГ МАК[74] И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ
  9. В санитарно-защитной зоне устанавливается режим ограничений, проводится радиационный контроль, запрещается проживание лиц категории В.
  10. Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.
Бюджет Представительная власть Исполнительная власть
Федеральный Совет Федерации Центральный Банк России
Министерство финансов РФ
Федеральное казначейство
Счетная палата Федеральная налоговая служба России (ФНС)
Федеральная таможенная служба России (ФТС)
Государственная дума Главное контрольно-ревизионное управление
Различные министерства и ведомства, государственные внебюджетные фонды
Региональный Законодательные региональные органы Территориальные ФНС, ФТС, казначейства, министерства и ведомства и т.д.
Счетная региональная палата Финансовые региональные органы
Муниципальный Муниципальные представительные органы Распорядители муниципального бюджета
Муниципальные отделения казначейства
Муниципальная налоговая служба
Муниципальная счетная палата Муниципальная таможенная служба
Муниципальные ведомства
Отдел финансового управления при муниципальной власти

Центральный Банк России

Центральный банк России – это государственная кредитная структура, регулирующая всю российскую кредитно-банковскую структуру. Функцией Центрального Банка России является эмиссия (выпуск) национальных денежных знаков и обеспечение устойчивости национальной валюты. Центральный банк России является юридическим лицом и действует на основе принципа независимости и, тем не менее, имущество Центрального Банка России и его устав являются государственной собственностью.

Задачи Центрального Банка России:

  • разработка мер по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (рубля);
  • разработка мер по укреплению, развитию, контролю банковской системы страны;
  • эмиссия денежных знаков в стране;
  • обеспечение функционирования российской платежной системы;
  • регистрация новых банков;
  • проверка банков;
  • выдача, отзыв банковских лицензий;
  • формирование правил осуществления банковских операций.
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • другие функции.

Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе, но при этом органы власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка.

Структура Центрального Банка России:

  • Председатель банка России;
  • Департамент денежно-кредитной системы;
  • Департамент операций на финансовых рынках;
  • Департамент по связям с общественностью;
  • Департамент кадровой политики;
  • И еще 40 разных департаментов.

Счетная палата Российской Федерации

Обязанность счетной палаты осуществлять контроль за тем, как исполняется федеральный бюджет. Счетная палата является главным органом государственного и финансового контроля. В ее обязанности включаются:

  • контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;
  • оценка эффективности использования государственных ресурсов и соответствие законодательству России;
  • оценка эффективности предоставления льгот (в том числе налоговых), бюджетных кредитов, предоставления государственных гарантий
  • предложения по совершенствованию бюджетного процесса;
  • проверка бюджетной отчетности России и годового отчета об исполнении федерального бюджета;
  • контроль движения денежных средств в Центробанке РФ;
  • противодействие коррупции в пределах своей компетенции.

Состав счетной палаты:

  1. Председатель счетной палаты – Кудрин А.Л.;
  2. Заместитель председателя счетной палаты – Чистова В.Е.;
  3. Аудиторы (делятся на аудиторов, назначенных Советом Федерации и назначенных Госдумой) – 12 человек;
  4. Аппарат счетной палаты.

Аппарат счетной палаты в свою очередь делится на:

  • Руководителя аппарата счетной палаты и его заместителей;
  • Департамент управления делами;
  • Финансовый департамент;
  • Департамент внешних связей;
  • Департамент информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
  • Прочие департаменты.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Федеральная налоговая служба России

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за организациями и физическими лицами в плане соблюдения налогового законодательства, правильностью и своевременностью расчета, уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Функции и обязанности ФНС России:

  • Контролирует правильность расчетов налогов и сборов;
  • Контролирует сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • Наказывает при нарушении налогового законодательства;
  • Контролирует валютное законодательство;
  • Контролирует применение, регистрацию ККМ, полноту учета выручки денежных средств;
  • Осуществляет государственный надзор за организацией и проведением азартных игр и лотерей;
  • Ведет разнообразные реестры (например, реестр саморегулируемых организаций);
  • Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРН), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
  • Осуществляет регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств;
  • Осуществляет аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций (кроме кредитных);
  • Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  • Прочие функции.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов.

Структура ФНС России:

  1. Аналитическое управление;
  2. Контрольное управление;
  3. Управление налогообложения юридических лиц;
  4. Управления досудебного урегулирования налоговых споров;
  5. Административно-контрольное управление;
  6. Управление международного сотрудничества и валютного контроля;
  7. Управление кадров;
  8. Финансовое управление;
  9. Прочие.

Как видим, структура ФНС очень обширна, что позволяет ей осуществлять все свои функции.

Федеральная таможенная служба России

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в области таможенного дела.

К функциям ФТС России относятся:

  • Валютный контроль;
  • Защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • Транспортный контроль в пропускных пунктах через границу России;
  • Санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль;
  • Ветеринарный надзор в плане проверки документов в пропускных пунктах через границу России;
  • Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в части своей компетенции;
  • Прочие.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) также находится в ведении Министерства финансов РФ.

Структура ФТС России выглядит следующим образом:

· · Главное организационно-инспекторское управление;
· · Главное управление информационных технологий;
· · Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля;
· · Прочие управления

Министерство финансов

Министерство финансов РФ (Минфин России) – это федеральный орган исполнительной власти, который проводит работу по проведению единой финансовой политики в стране, осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской и других областях.

Сфера ответственности Минфина:

  • Бюджетная политика, формирование и контроль исполнения федерального бюджета;
  • Налоговая и таможенно-тарифная политика, международные налоговые отношения;
  • Законы, проекты и положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
  • Стандарты и методики проведения аудита, контроль и надзор за аудиторской деятельностью;
  • Вопросы внутреннего и внешнего долга России;
  • Выпуск ценных бумаг;
  • Формирование резервного фонда;
  • Создание и развитие государственной информационной системы “Электронный бюджет”;
  • Регулирование межбюджетных отношений;
  • Другие компетенции.

Федеральное казначейство

Федеральное казначейство – это федеральный орган исполнительной власти РФ, который осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов России, контролю операций со средствами федерального бюджета.

Функции федерального казначейства:

  • Учет доходов и расходов бюджета;
  • Обеспечение исполнения федерального бюджета;
  • Кассовое обслуживание бюджетов России;
  • Ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;
  • Ведение и обслуживание государственных информационных систем;
  • Обеспечение деятельности Федерального казначейства;
  • Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  • Внешний контроль качества работы аудиторских организаций (согласно федеральному закону от № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года “Об аудиторской деятельности”).

Структура казначейства выглядит следующим образом:

  1. Главное управление Федерального казначейства;
  2. Управления Федерального казначейства (по регионам);
  3. Отделения Федерального казначейства (в городах).

Федорова М.Н. Роль Центрального банка Российской Федерации в системе государственного финансового контроля

Выступая субъектом денежно-кредитной политики, ЦБ РФ контролирует финансовые потоки, объем денежной массы в стране, работу кредитных организаций, воздействует на деловую активность и решение многих макроэкономических проблем. ЦБ РФ влияет на объективные предпосылки формирования сбережений юридическими и физическими лицами и их последующей трансформации в инвестиции. Такими объективными предпосылками, находящимися в компетенции ЦБ РФ, являются темпы роста инфляции, курс национальной валюты, уровень процентных ставок.

Вопрос о роли ЦБ РФ в системе ГФК имеет три аспекта: контроль Счетной палаты РФ за деятельностью ЦБ РФ, контрольные функции самого ЦБ РФ и его взаимодействие с другими контролирующими организациями.

По мнению ряда экономистов контроль за деятельностью ЦБ РФ недостаточен и должен быть расширен. В частности, предлагается наделить Счетную палату РФ правом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, бюджетом, образованием и использованием прибыли ЦБ РФ и его структурных подразделений, предоставить ей право не реже одного раза в год проводить аудит финансовой отчетности. В противном случае ЦБ РФ окажется самоконтролирующейся организацией.

Предложение об усилении контроля за деятельностью ЦБ РФ носит дискуссионный характер. Следует учитывать, что ЦБ РФ имеет особый организационно-правовой статус в структуре федеральных органов государственного управления. Поскольку получение прибыли не является основной целью деятельности ЦБ РФ, он относится к некоммерческим организациям и по характеру полномочий собственности фактически представляет собой федеральное государственное учреждение с правами юридического лица. Но это не означает, что ЦБ РФ не имеет права получать прибыль. Прибыль необходима для выполнения ЦБ РФ своих целевых функций.

ЦБ РФ осуществляет оперативное управление уставным капиталом и иным имуществом, являющимся федеральной собственностью. Поэтому вопросы, связанные с прекращением права федеральной собственности на те или иные ее объекты (например, уменьшение долей ЦБ РФ в капитале Сбербанка, Внешторгбанка, Eurobank, Moscow Bank и Ost — West Handelsbank AG в объеме менее 50% плюс одна голосующая акция), могут решаться только путем принятия соответствующих федеральных законов. При сохранении данных акций в федеральной собственности порядок выхода ЦБ РФ из уставных капиталов вышеназванных банков определяется Правительством РФ.

Вместе с тем на деятельность ЦБ РФ не распространяется федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Счетная палата РФ как высший орган финансового контроля имеет право осуществлять контроль за деятельностью самого ЦБ РФ и его структурных подразделений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью по обслуживанию государственного долга РФ (ст. 19 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»). С одной стороны, такое ограничение контрольных функций Счетной палаты РФ относительно ЦБ РФ противоречит ст. 12 того же закона, допускающей контроль за организациями не только использующими средства федерального бюджета, но также управляющими федеральной собственностью и имеющими налоговые льготы. ЦБ РФ, как было показано выше, входит в число таких организаций. С другой стороны, подотчетность ЦБ РФ непосредственно Г осударственной Думе Федерального Собрания РФ, то есть парламентский контроль, позволяет определять соответствие деятельности ЦБ РФ экономической политике государства и, в то же время, не превращать ЦБ РФ в правительственную кассу и не вмешиваться в его текущую работу.

В связи с этим предоставление Счетной палате РФ права ежегодной аудиторской проверки ЦБ РФ не должно сопровождаться отменой существующей практики парламентского контроля. Аудиторские проверки, если они будут проводиться, не подорвут независимый статус ЦБ РФ, поскольку юридические лица, проходящие такую проверку, остаются самостоятельными. При формировании же системы ГФК вопрос может ставиться не о подчинении ЦБ РФ какой-либо организации, а о координации и взаимодействии при осуществлении контрольных функций.

По отношению к финансовым потокам в стране ЦБ РФ обеспечивает (в пределах своей компетенции) общий контроль. Кроме того, он осуществляет специальный контроль за деятельностью банковской системы.

Пути осуществления ЦБ РФ общего и специального контроля зафиксированы в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Так, общий контроль осуществляется с помощью: •

разработки и проведения во взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; •

эмиссии наличных денег и организации их обращения; •

установления правил осуществления расчетов в РФ; •

валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, установление порядка расчетов с иностранными государствами; •

валютного контроля, осуществляемого непосредственно и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ; •

участия в разработке прогноза платежного баланса РФ и организации составления платежного баланса РФ; •

анализа и прогнозирования состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикации соответствующих материалов и статистических данных.

Пути осуществления специального контроля включают: •

организацию системы рефинансирования (ЦБ РФ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций); •

Видео (кликните для воспроизведения).

установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; • государственную регистрацию кредитных организаций, выдачу и отзыв лицензий кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; •

надзор за деятельностью кредитных организаций; •

регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

По отношению к кредитным организациям ЦБ РФ выступает как орган пруденциального контроля и надзора, имеющий право получать сведения о состоянии дел в кредитной организации и в случае нарушений применять к ней меры принуждения.

ЦБ РФ ограничивает деятельность кредитных организаций в целях уменьшения банковского риска. Это необходимо для защиты вкладчиков от возможностей краха банка и банковской системы в целом от цепной реакции таких крахов. В рамках пруденциального контроля устанавливаются 14 обязательных нормативов (пруденциальных ограничений), в том числе: максимальный размер кредитных рисков; норматив ликвидности; минимальный размер собственных оборотных средств; норматив использования собственных оборотных средств для приобретения долей (акций) других юридических лиц; максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) и т.д. Нормативы представляют собой систему, в которой базовым является минимальный размер собственных оборотных средств.

Надзорные полномочия ЦБ РФ позволяют ему осуществлять предварительный и текущий контроль за деятельностью кредитных организаций. Эти полномочия включают: контроль за соблюдением кредитными организациями установленных ЦБ РФ нормативов, полномочия в области антимонопольного и валютного контроля и иные полномочия.

В целях контроля за деятельностью кредитных организаций ЦБ РФ получает у них необходимую информацию и разъяснения по ней, устанавливает правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности и проводит проверки кредитных организаций и их филиалов. Проверки могут осуществляться либо представителями ЦБ РФ, уполномоченными советом директоров, либо по его поручению — аудиторскими фирмами. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и по отдельным направлениям, внезапными и с предварительным уведомлением руководителя соответствующей кредитной организации (ее филиала).

Контрольные полномочия ЦБ РФ дают право применять санкции к нарушителям пруденциальных норм деятельности. Законодательство предусматривает 2 вида санкций: первичные (если нарушение установлено впервые) и последующие (в случае невыполнения ранее выданных предписаний). В качестве первичных санкций может быть взыскан штраф в размере до 0,1% минимального уставного капитала, а при последующих санкциях его размер повышается до 1%. ЦБ РФ может приостановить проведение отдельных операций кредитными организациями и открытие филиалов на срок от 6 месяцев (первичные санкции) до 1 года (последующие санкции), изменить для организации-нарушителя обязательные нормативы на тот же срок, потребовать провести реорганизацию и заменить руководство, назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев, отозвать лицензию.

Полномочия в области антимонопольного контроля состоят в том, что на приобретение более 20% долей (акций) кредитных организаций одним лицом или взаимосвязанными лицами требуется согласие ЦБ РФ, а в случае приобретения более 5% долей (акций) необходимо уведомить ЦБ РФ. В области валютного контроля ЦБ РФ издает нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов в РФ, проверяет валютные операции на предмет соблюдения порядка, сроков и полноты их проведения.

ЦБ РФ осуществляет контроль за финансовыми потоками с помощью методов, которые закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 35). Они включают: процентные ставки и ставки рефинансирования ЦБ РФ; нормативы обязательного резервирования; определение лимитов операций на открытом рынке; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование) и т.п. Конкретные параметры устанавливаются советом директоров.

Все вышеизложенное свидетельствует, что ЦБ РФ использует методы прямого и косвенного финансового контроля.

Методы прямого контроля имеют форму положений, требований, инструкций, издаваемых ЦБ РФ. Как свидетельствует российская и зарубежная практика, меры прямого контроля могут быть эффективны в сфере контроля процентных ставок, объема кредитов или депозитов коммерческих банков, особенно в условиях кризиса. В то же время излишний административный контроль приводит к оттоку денежных средств в теневую экономику и за рубеж. Поэтому методы прямого контроля дополняются мерами косвенного контроля, не связанными с установлением запретов или лимитов. Важнейшим методом косвенного контроля является установление ставок рефинансирования (платы коммерческих банков за кредиты ЦБ РФ) и редисконтирования (платы, взимаемой ЦБ РФ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним).

Важным направлением контроля ЦБ РФ за деятельностью кредитных организаций является противодействие легализации незаконных доходов. ЦБ РФ в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» принял рекомендации по разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления для кредитных организаций с целью выявления операций, подлежащих обязательному контролю, а также утвердил положения о порядке контроля за исполнением кредитными организациями данного закона и о представлении ими в уполномоченный орган сведений, предусмотренных законом.

Российское законодательство сделало первый шаг в разработке мер противодействия легализации незаконных доходов, установив, что обязательному контролю подлежат операции на сумму свыше 600 000 рублей. Организации, совершающие такие операции, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения, позволяющие идентифицировать физических и юридических лиц (и их представителей), отправляющих и получающих деньги. Однако международный опыт показывает, что для определения подозрительных банковских операций количественного критерия недостаточно. Необходимо обращать внимание также на региональную принадлежность участников сделок (районы военных действий, политической нестабильности, выращивания и производства наркотиков и т. п.).

Кроме того, следует учитывать, что банковская сфера объемна (свыше 2000 кредитных организаций, не считая филиалов) и имеет свою специфику. Пока же законодательство предлагает единый количественный критерий для ряда организаций, в том числе для субъектов рынка ценных бумаг, кредитных организаций, страховых и лизинговых компаний, ломбардов, и для ряда сделок, среди которых почему-то отсутствует купля — продажа земли и другой недвижимости. Этот критерий легко обойти, так как сумму в 600 0

руб. можно перечислить не сразу, а по частям. По-видимому, для осуществления банковского контроля за подозрительными операциями в дальнейшем потребуется специальный закон.

Таким образом, рассмотрение роли ЦБ РФ в системе ГФК позволяет сделать вывод, что ЦБ РФ обладает статусом, функциями и полномочиями, позволяющими контролировать денежный оборот в стране, систему расчетов, порядок приобретения иностранной валюты и проведение операций с ней (разумеется, в рамках легальной экономической деятельности). ЦБ РФ в состоянии осуществлять предварительный и текущий контроль за деятельностью кредитных организаций и состоянием денежно-кредитной сферы, а также корректировать ситуацию в ней, проводя определенную кредитно-денежную политику. ЦБ РФ взаимодействует с Президентом РФ, Правительством РФ, Счетной палатой РФ и другими организациями ГФК. Однако существующего законодательства не достаточно, чтобы осуществлять превентивные меры и брать под контроль вероятные каналы финансовых нарушений и преступлений.

В связи с этим представляется целесообразным принятие федерального закона «О выявлении подозрительных банковских операций», в котором с учетом международного опыта зафиксировать не только количественные, но и качественные критерии подозрительных операций. Это позволит повысить эффективность контрольных функций ЦБ РФ в системе ГФК.

ЦБ передает правительству контроль над Сбербанком

Центробанк продаст правительству принадлежащий ему контрольный пакет акций Сбербанка — 50% плюс одна акция. Минфин и ЦБ во вторник, 11 февраля, объявили, что необходимый законопроект уже разработан и направлен в правительство. Государство планирует выкупить акции по рыночной стоимости. На эти цели будут направлены ликвидные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), превышающие порог 7% ВВП.

Продажа будет осуществляться частями. Как сообщил РБК представитель ЦБ, количество лотов и скорость продажи будут зависеть от наполнения ФНБ. В Минфине подтвердили, что в ФНБ недостаточно ликвидных средств, чтобы сразу купить весь пакет Сбербанка, там рассчитывают, что необходимая сумма появится в течение 12 месяцев. Акции будут переходить в собственность покупателя по мере их оплаты. Окончательная цена сделки станет известна позже — ЦБ рассчитает ее на основе средневзвешенной цены акций за шесть полных месяцев до даты первой сделки. По этой методике стоимость продаваемого пакета на 11 февраля составляет около 2,7 трлн руб.

Если законопроект внесут в Госдуму в марте, он может быть рассмотрен в ускоренном порядке и принят в весеннюю сессию, заявил РБК глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Зачем нужна сделка

Продажа Сбербанка, который в отличие от большинства госбанков исторически принадлежит ЦБ, а не правительству, обсуждается много лет. У ЦБ существует конфликт интересов: он совмещает роли акционера, регулятора и надзорного органа, отмечается в сообщении Минфина, а продажа акций Сбербанка «позволит снять вопросы». На то, что контроль ЦБ над крупнейшим банком страны выглядит странно, указывали России страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития до 2014 года, рассказывал в октябре замминистра финансов Алексей Моисеев.

Активизации дискуссии о смене главного акционера Сбербанка в последние месяцы предшествовал спор о дивидендах крупнейшего банка. С 2017 года они не зачисляются в доходы ЦБ, а передаются регулятором напрямую в бюджет. По законодательству ЦБ передает в бюджет 75% своей прибыли, но с 2017 года этого не делает, поскольку показывает убытки из-за санации банков. Убыток ЦБ в 2017 году составил рекордные 435,3 млрд руб., в 2018-м — 434,7 млрд руб. Если бы в этот период дивиденды Сбербанка шли в доходы ЦБ, бюджет недополучил бы суммы, на которые рассчитывал. В мае 2019 года председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предложила вернуться к прежней системе зачисления дивидендов в доходы регулятора (это помогло бы покрыть часть убытков из-за санирования банков).

Конфликт интересов существовал всегда, вопрос о выходе регулятора из структуры акционеров Сбербанка давно назрел и не раз обсуждался, но ЦБ было не до того — сначала из-за финансового кризиса, потом из-за фокуса на санации частных банков, говорит старший кредитный специалист Moody’s Ольга Ульянова. В самой продаже нет ничего необычного, наоборот, нетипичным является то, что банковский регулятор владел контрольным пакетом в крупнейшем банке, считает она: обычно владельцем госбанков выступает государство.

В декабре об обсуждении смены контролирующего акционера банка сообщил Reuters со ссылкой на источники, затем это подтвердил министр финансов Антон Силуанов. А председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью «Интерфаксу» заявляла, что речь может идти только о продаже пакета правительству, а не о его передаче (балансовая стоимость банка составляет лишь 72,9 млрд руб.).

Согласно достигнутым договоренностям 700 млрд руб. (то есть порядка 25%) от продажи акций Сбербанка ЦБ включит в свои доходы за 2020 год, сообщил представитель регулятора. Оставшиеся средства, по его словам, ЦБ передаст в казну — частично в форме денежных средств, частично в форме требований к Сбербанку по субординированному займу и к ВЭБу — по депозиту.

Правительство может рассмотреть законопроект о выходе ЦБ из капитала Сбербанка уже в четверг, 13 февраля, сообщили агентства со ссылкой на Минфин. По данным Reuters, первый этап сделки по покупке Сбербанка начнется в апреле.

Что получат миноритарии

При продаже первой части пакета Центробанк (а не покупатель) сделает миноритарным акционерам Сбербанка оферту на выкуп акций: предложит им продать имеющиеся у них на руках акции по цене сделки между ЦБ и правительством. Согласно действующему закону об акционерных обществах, предложить миноритариям продать свои акции должен покупатель пакета, а не продавец, замечает директор по телекоммуникациям и финансовому сектору представительства Prosperity Capital Management Александр Васюк. Представитель ЦБ назвал условия сделки «уникальными» и подчеркнул, что в законопроекте будут отдельно прописаны особенности взаимодействия с миноритариями Сбербанка. Но акции миноритариев не должны остаться у государства — согласно документу до конца 2022 года регулятор должен будет выкупленные акции продать.

Сейчас в свободном обращении находятся 48% акций Сбербанка (в том числе 45% — у нерезидентов). Вероятно, первым лотом ЦБ передаст правительству пакет ровно на 30% акций (по закону покупатель более 30% должен сделать публичную оферту прочим акционерам), полагает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. Затем, по его мнению, ЦБ с Минфином в рамках разработанного законопроекта пропишут в законодательство об акционерных обществах исключение, освобождающее правительство от обязанности делать оферту миноритариям, после чего проведут сделки по продаже остальной части пакета. Минфин и ЦБ скорее будут склонны выбирать «цену пониже, чем повыше», считает экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Софья Донец.

«Вряд ли хотя бы один акционер Сбербанка из-за смены собственника решит продать свои акции», — сомневается бывший зампред ЦБ, завкафедрой финансовых рынков РАНХиГС Константин Корищенко. Он уверен, что Минфин и ЦБ учли нюансы законодательства и озвучили планы об оферте миноритариям, «чтобы не попадать в неудобные ситуации».

С момента объявления о продаже Сбербанка (15:40 мск) акции росли в цене с 255,17 руб. за штуку до 259,77 руб. (плюс 3% к открытию), но спустя два часа опустились ниже 255 руб. Сейчас средневзвешенная цена акции банка за шесть месяцев (по этому принципу будет определяться цена сделки между ЦБ и правительством) составляет 238,4 за штуку, то есть на 8% ниже текущей биржевой цены, оценивает старший аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Шлемов. Если цена оферты будет ниже рынка, то объем выкупленных Центробанком бумаг будет незначительным — соответственно, и будущая реализация этого пакета не окажет существенного влияния на котировки, полагает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин.

Сколько денег в ФНБ на выкуп Сбербанка

В долларовом выражении ликвидная часть ФНБ в 2020 году составляет около $143 млрд (не ясно, когда точно эти деньги будут перечислены в ФНБ, но правительство исходит из того, что они фактически уже являются частью ФНБ).

По текущему курсу доллара к рублю ликвидная часть ФНБ равна примерно 9,16 трлн руб., или 8,1% прогнозируемого ВВП за 2020 год. Соответственно, превышение над 7% ВВП, которое может быть направлено на инвестиции в 2020 году, оценивается в 1,2–1,3 трлн руб. (точное значение меняется из-за изменений курсов валют). Силуанов говорил, что на внутренние инфраструктурные проекты из ФНБ в первый год может быть направлено 0,4 трлн руб. Получается, что для расчетов с ЦБ по выкупу контрольного пакета в Сбербанке в 2020 году у Минфина останется максимум 800–900 млрд руб. В 2020 году Минфину удастся оплатить до 30% всей суммы сделки, следует из расчетов РБК.

Согласно федеральному бюджету на 2020–2022 годы, сумма доступных для инвестирования средств ФНБ (превышение ликвидной части над 7% ВВП) будет ежегодно возрастать — до 3,7 трлн руб. в 2021 году и до 5,8 трлн руб. в 2022 году, потому что правительство продолжает получать сверхдоходы от нефти. Этот прогноз был сделан исходя из консервативного прогноза по ценам на нефть ($55–57 за баррель), и, хотя прямо сейчас нефтяные котировки из-за коронавируса опустились ниже заложенной в бюджет прогнозной цены, ожидается, что в среднем за год цены на нефть будут не ниже прогнозируемых правительством. Власти планировали использовать часть свободных средств ФНБ для предоставления экспортных кредитов, но даже с учетом этого у Минфина будет скорее больше, чем меньше, средств для оплаты доли в Сбербанке в последующие годы по сравнению с 2020-м. Исходя из этого, расчеты могут быть завершены в течение двух-трех лет (к 2022 году).

Ожидаемая дивидендная доходность акций Сбербанка по итогам 2019 года значительно превысит доходность облигаций федерального займа (ОФЗ), поэтому инвестиции в них соответствует целям управления ФНБ — обеспечит сохранность вложений и стабильность дохода от их размещения, настаивает министерство. При этом планов правительства по инвестированию ФНБ в инфраструктурные проекты покупка не отменяет, заявил Силуанов.

Превратится ли покупка Сбербанка в финансирование социнициатив

Сделка по выкупу Сбербанка в конечном счете может оказаться скрытым источником финансирования социальных инициатив президента Владимира Путина, сообщили «Ведомости». Дело в том, что доход ЦБ от продажи акций Сбербанка может частично вернуться в бюджет, поскольку ЦБ по закону перечисляет правительству 75% своей чистой прибыли, говорит Донец. Поступления от ЦБ засчитываются в ненефтегазовые доходы бюджета, а значит, на эту сумму потенциально можно увеличить общие бюджетные расходы. Таким образом, купив долю в Сбербанке на сбережения ФНБ, правительство фактически сможет трансформировать их в дополнительные расходы для финансирования мер соцподдержки. Объявленные Путиным меры финансовой поддержки российским семьям потребуют дополнительно 3,8 трлн руб. из федерального бюджета до 2024 года.

Но главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова скептически настроена по отношению к этой версии. «Продажа Сбербанка как основание для того, чтобы потратить деньги ФНБ, — это слишком странно и сложно. И с точки зрения предсказуемости бюджетных трат это выглядит неубедительно», — считает она.

Что будет со Сбербанком и Грефом

Действующая стратегия Сбербанка заканчивается в 2020 году, и банку предстоит согласовать новый трехлетний документ с новым акционером. Основные задачи нынешней стратегии направлены на создание и развитие экосистемы Сбербанка, а также на превращение банка в ИТ-компанию, которая способна конкурировать с такими технологическими гигантами, как Google, Amazon и Facebook. Но такой подход вызывал критику ЦБ: по мнению регулятора, банки не должны создавать экосистемы, так как это может негативно влиять на конкуренцию из-за создания барьеров для других поставщиков финансовых услуг. Несмотря на это, при контроле ЦБ Сбербанк реализовывал достаточно независимую стратегию развития, что положительно оценивалось инвесторами, считает руководитель направления Deloitte по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Екатерина Трофимова.

В 2019 году представители ЦБ занимали 29% мест в наблюдательном совете Сбербанка (четыре места), 14% — чиновники правительства (два места) и 43% — независимые директора (шесть мест). Кандидаты в наблюдательный совет Сбербанка должны быть выдвинуты до 18 марта, уточнили в пресс-службе ЦБ «Интерфаксу». Сбербанк обсуждает это с правительством и администрацией президента.

Герман Греф предупреждал, что может покинуть пост главы банка, если стратегию из-за смены основного акционера придется менять. Дальнейшая стратегия будет зависеть от видения новых кураторов Сбербанка в правительстве, говорит Трофимова, подчеркивая, что независимость Сбербанка в этом вопросе очень важна для инвесторов и участников рынка.

Если передача пакета связана с тем, что у правительства есть собственное видение стратегии развития Сбербанка, в том числе в рамках реализации национальных проектов, то вполне возможна смена руководства банка, рассуждает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Сейчас неясно, найдет ли понимание со стороны правительства идеология создания экосистемы, действующей и в нефинансовой сфере, поскольку это требует существенных инвестиций, добавляет эксперт.

По мнению Ольги Ульяновой, замена контролирующего акционера в предлагаемой конструкции вряд ли приведет к смене стратегии: «Сбербанк — крупнейший банк, и ему в любом случае приходится договариваться с государственными структурами на самых разных уровнях». Риски смены руководства Сбербанка минимальны, полагает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин. Банк на протяжении многих лет демонстрирует высокие показатели, обеспечивает растущий положительный финансовый результат, и в таких условиях кардинальные изменения в модели управления маловероятны, считает он.

Перед объявлением ЦБ и Минфина о продаже Сбербанка Греф проводил пресс-конференцию по итогам наблюдательного совета. Он ушел с нее за несколько минут до того, как Минфин и ЦБ выпустили свои сообщения. Общение с журналистами продлилось всего около семи минут, хотя обычно после набсовета оно длится более получаса.

Источники

Финансовый контроль банка россии
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Размер налога на недвижимость для физических

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here