Финансовое планирование прогнозирование контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Финансовое планирование прогнозирование контроль" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #450f9a60-523b-11ea-acb9-a74077f04f82

http://www.studocu.com/en/document/finansovyy-universitet-pri-pravitel%D1%8Cstve-rf/finansy-organizatsiy/lecture-notes/lektsiya-finansovoe-planirovanie-i-prognozirovanie-v-organizatsii/2563067/view

Билет №4. 1. Финансовая политика, управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль

1. Финансовая политика, управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль

Финансовая политика и управление финансами. Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют:

1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;

2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.

Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:

1) специфику внутренней и международной обстановки;

2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.

Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

Финансовое планирование – продукт финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.

В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

Методы финансового планирования:

1) автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

2) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет);

3) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями). Рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляются реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации.

Господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товаров и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.

Финансовый план – системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет. По форме финансовый план представляет собой изложение целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости, при этом планирование выступает как экономическая категория.

Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно. Гибкость планов должна обеспечивать их жизнеспособность, а финансовая техника придумала принцип «скользящего бюджета». Этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. В этих бюджетах (составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр по годам:

1) цифра второго года – твердая;

Читайте так же:  Сдача отчетности ип в январе

2) цифра третьего года – относительно твердая;

3) цифра четвертого года – предварительная;

4) цифра пятого года – приблизительная.

3) математического моделирования;

Основными задачами финансового прогнозирования являются установление объема финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источников их формирования и путей наиболее эффективного использования. Разработка прогноза дает возможность ответить на вопрос: что ожидает предприятие в обозримом будущем – укрепление или утрата платежеспособности.

В мировой практике для прогнозирования устойчивости предприятия, выбора его финансовой стратегии, определения риска банкротства используются различные экономико-математические методы. В нашей стране для прогнозирования возможного банкротства предприятий предусматривается двухфакторная система. Целью проведения анализа является обоснование решения о признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а самого предприятия – неплатежеспособным. Неудовлетворительная структура баланса характеризуется таким состоянием имущества и долговых прав предприятия-должника, при котором в связи с недостаточной степенью ликвидности его активов не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед банками, поставщиками и кредиторами.

В соответствии с методикой анализ степени удовлетворительности структуры баланса предприятия проводится на основе следующих показателей:

1) коэффициент текущей ликвидности (покрытия) (Кп);

2) (коэффициент обеспеченности собственными средствами (Кс).

Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным является наличие одной из ситуаций: 1) коэффициент текущей ликвидности (покрытия) на конец отчетного периода имеет значение менее 200 %;

2) коэффициент обеспеченности собственными средствам на конец отчетного периода имеет значение менее 10 %.

Если предприятие не обеспечивает устойчивые темпы роста основных показателей хозяйственной деятельности, то для восстановления платежеспособности оно вынуждено прибегнуть к чрезвычайным мерам:

1) к продаже части недвижимого имущества;

2) к увеличению уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций;

3) к получению долгосрочных ссуд или займа на дополнение оборотных средств;

4) к целевому финансированию и поступлению средств из бюджета, из отраслевых внебюджетных фондов. К платежеспособному относится предприятие, у которого сумма текущих активов (запасов, денежных средств, дебиторской задолженности и других активов) больше или равна его внешней задолженности (обязательствам).

Внешняя задолженность предприятия определяется по данным II и III разделов пассива баланса. К ней относятся кратко-, средне– и долгосрочные кредиты, а также кредиторская задолженность.

Сравнивая текущие активы с внешними обязательствами, делаем вывод, что предприятие является платежеспособным. Однако необходимо учитывать, что наличие запасов на предприятии не определяет реальную платежеспособность, потому что в условиях рыночной экономики запасы незавершенного производства, готовой продукции и других товарно-материальных ценностей при банкротстве предприятия могут оказаться нереализуемыми для погашения внешних долгов (часть их неликвидная, а на балансе они числятся как запасы).

Финансовый контроль – это:

1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;

2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Классификация видов финансового контроля:

1) по времени проведения:

2) по субъектам контроля:

б) органов представительной власти и местного самоуправления;

в) органов исполнительной власти;

г) финансово-кредитных органов;

3) по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;

4) по форме проведения: обязательный; инициативный;

5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.

Основными органами финансового контроля при представительных органах власти – Совете Федерации и Государственной Думе – действуют:

1) Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты;

2) Счетная палата РФ.

Коллегия Счетной палаты, кроме Председателя и его заместителей, включает 12 аудиторов (по 6 от каж-i дой палаты Федерального Собрания);

3) текущую работу ведут инспектора Счетной палаты, создаваемой в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов, а также выдачей государством кредитов и займов.

Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.

Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.

При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.

Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов РФ, городов, районов и районов в городах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11022 — | 7451 — или читать все.

http://studopedia.ru/6_147556_bilet-.html

Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии 2

Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования на предприятии

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы планирования финансов. Финансовое планирование является одной из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Финансовое планирование можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.

Преобразования в экономике и построение рыночных отношений, нестабильность экономической конъюнктуры сегодня позволяют в полной мере оценить значимость и необходимость финансового планирования для деятельности любого хозяйствующего субъекта. Именно неопределенность усиливает риск предпринимательской деятельности, и следовательно, необходимость планирования и прогнозирования в условиях рынка.

Читайте так же:  Получить имущественный вычет через личный кабинет налоговой

Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии развития предприятия с позиции экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и претворению их в жизнь. Финансовое планирование на предприятии решает следующие задачи:

  • конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
  • выявляет резервы увеличения доходов предприятия и способы их мобилизации;
  • обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;
  • определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;
  • обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов, государства;
  • осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Финансовое прогнозирование представляет собой разработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его частей. Прогнозирование сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно на практике осуществить разработанные прогнозы. Состав показателей прогноза может значительно отличаться.

Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансовой политики, проводимой на предприятии. Разработка финансовой политики предприятия должна быть подчинена как стратегическим, так и тактическим целям предприятия.

Стратегическими задачами финансовой политики являются:

  • максимизация прибыли предприятия;
  • оптимизация структуры источников финансирования;
  • обеспечение финансовой устойчивости;
  • повышение инвестиционной привлекательности.

Решение краткосрочных и текущих задач требует разработки учетной, налоговой и кредитной политики предприятия, политики управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями, управления издержками предприятия, включая выбор амортизационной политики. Совмещение интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для этих целей и сохранение платежеспособности предприятия возможно только при согласованности стратегических и тактических задач, которые формализуются в процессе финансового планирования на предприятии. Финансовый план формулирует финансовые цели и критерии оценки деятельности предприятия, дает обоснование выбранной стратегии и показывает, как достичь поставленных целей. В зависимости от целей можно выделить стратегический, краткосрочный и оперативный виды планирования.

Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы воспроизводства. В широком смысле его можно назвать планированием роста, планированием развития предприятия. Оно носит долгосрочный характер и связано с принятием основополагающих финансовых и инвестиционных решений. Финансовые планы должны быть тесно связаны с бизнес-планами компании. Финансовые прогнозы только тогда приобретают практическую ценность, когда проработаны производственные и маркетинговые решения, которые требуются для воплощения прогноза в жизнь. В мировой практике финансовый план является важнейшим элементом бизнес-планов.

Текущее финансовое планирование необходимо для достижения конкретных целей. Этот вид планирования обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и представляет собой конкретизацию и детализацию перспективных планов. С его помощью осуществляется процесс распределения и использования финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей.

Оперативное финансовое планирование заключается в управлении денежными потоками с целью поддержания устойчивой платежеспособности предприятия. Оперативное планирование дает возможность отслеживать состояние оборотных средств предприятия, маневрировать источниками финансирования.

Финансовая часть бизнес-плана разрабатывается в виде прогнозных финансовых документов, которые призваны обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении.

В этом разделе должны быть подготовлены следующие документы:

1) прогноз доходов;

2) прогноз движения денежных средств;

3) прогноз баланса.

Прогнозы и планы могут быть выполнены с любым уровнем детализации. Составление комплекса этих документов — один из наиболее широко используемых подходов в практике финансового прогнозирования. Финансовый прогноз представляет собой расчет будущего уровня финансовой переменной: величины денежных средств, величины фондов или их источников.

Как известно, деятельность предприятия принято разделять на три основные функциональные области:

Видео (кликните для воспроизведения).

Под текущей деятельностью предприятия подразумевается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видами деятельности.

Под инвестиционной деятельностью предприятия понимается деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.

Под финансовой деятельностью предприятия подразумевается деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.д.

Составление прогнозных финансовых документов обычно начинают с составления прогноза доходов (прогнозного отчета о прибылях и убытках). Именно в этом документе отражается текущая деятельность предприятия (табл. 7.1).

Прогноз финансовых результатов текущей деятельности предприятия

Показатель Итого
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, руб.:
• объем продаж в натуральном выражении, шт.;
• цена единицы продукции, руб.
156000
5200
30
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб. 114400
Валовая прибыль, руб. 41600
Коммерческие расходы, руб. 2400
Управленческие расходы, руб. 6000
Прибыль от продаж, руб. 33200

Прогноз прибыли и убытков отражает производственную деятельность предприятия. Поэтому его также называют прогнозом результатов производственной деятельности . Иногда процесс производства и сбыта продукции или услуг называют операционной деятельностью . Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана.

Составление прогноза прибыли и убытков следует начинать с построения прогноза объема продаж. Информацию по объему продаж можно получить из раздела бизнес-плана по планируемому объему продаж.

Читайте так же:  Максимальный размер налогового вычета за обучение

Этот прогноз призван дать представление о той доле рынка, которую предприятие собирается завоевать. Построение прогноза объема продаж начинают с анализа продукции или товаров, услуг, существующих потребителей. При этом необходимо ответить на следующие вопросы.

  • Каким был уровень сбыта за прошлый год?
  • Каким образом сложатся отношения с покупателями продукции по ее оплате?
  • Можно ли прогнозировать такой же уровень реализации продукции, как и в отчетном периоде?

При прогнозировании потоков денежных средств необходимо учитывать все возможные источники поступления средств, а также направления оттока денежных средств. Прогноз разрабатывается по периодам в такой последовательности:

1) прогноз денежных поступлений;

2) прогноз оттока денежных средств;

3) расчет чистого денежного потока (излишек или недостаток);

4) определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании.

Все поступления и платежи отображаются в плане денежных потоков в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учетом времени задержки оплаты за реализованную продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции, а также условий формирования производственных запасов.

Прогноз денежных поступлений предполагает расчет объема возможных денежных поступлений. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров. На практике большинство предприятий отслеживает средний период времени, который потребуется покупателям для того, чтобы оплатить счета, т.е. определяет средний срок документооборота.

Основным элементом прогноза оттока денежных средств является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя. Если же кредиторская задолженность не погашается своевременно, то отсроченная кредиторская задолженность становится дополнительным источником краткосрочного финансирования.

Расчет чистого денежного потока осуществляется путем сопоставления прогнозируемых денежных поступлений и выплат.

Таким образом, прогноз движения денежных средств (план денежных потоков) демонстрирует движение денежных средств и отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду.

Данные об избытке или дефиците показывают, в каком месяце можно ожидать поступления наличности, а в каком — нельзя, поэтому эти два параметра исключительно важны. Иными словами, они отражают то, как бизнес приносит денежные средства (быстро или медленно). Конечное сальдо банковского счета ежемесячно показывает состояние ликвидности. Отрицательная цифра не только означает, что предприятию потребуются дополнительные финансовые ресурсы, но и показывает необходимую для этого сумму, которая может быть получена путем использования различных финансовых методов.

Существуют несколько параметров, которые появляются в прогнозе прибыли и отсутствуют в прогнозе движения денежных средств, и наоборот. В прогнозе прибыли отсутствуют данные о капитальных платежах, о дотациях, о НДС, а в прогнозе движения денежных средств нет сведений об амортизации. Амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек, которые рассчитываются в соответствии с установленными нормами амортизации и относятся в процессе расчета прибыли к затратам. Реально же начисленная сумма амортизационных отчислений никуда не выплачивается и остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Поэтому в прогнозе движения денежных средств отсутствует статья «Амортизационные отчисления». Таким образом, амортизационные отчисления играют особую и очень важную роль в системе учета и планирования деятельности предприятия, являясь внутренним источником финансирования. Они являются фактором, стимулирующим инвестиционную деятельность. Чем больше остаточная стоимость активов предприятия и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и соответственно больше чистый денежный поток от производственной деятельности предприятия.

Для проверки правильности составления прогноза прибыли и движения денежных средств целесообразно разработать прогнозный баланс . С этой целью используют баланс, составленный на последнюю отчетную дату либо на конец финансового года. Такой метод финансового прогнозирования в литературе называют методом формальных финансовых документов . В основе этого метода лежит прямо пропорциональная зависимость практически всех переменных издержек и большей части текущих активов и текущих обязательств от объема продаж, поэтому этот метод иногда называют прогнозированием на основе процента от продаж. В соответствии с этим методом осуществляется расчет потребности предприятия в активах с целью увеличения объема реализации продукции и прибыли предприятия. Этот расчет базируется на условии, что активы предприятия возрастают прямо пропорционально росту объема продаж, а следовательно, для прироста активов предприятию необходимы дополнительные источники финансирования.

Задачей прогнозного баланса и будет расчет структуры источников финансирования, так как возникшую разницу между активом и пассивом прогнозного баланса необходимо будет перекрыть за счет дополнительных источников внешнего финансирования.

Процесс составления прогнозов прибыли и баланса завершается, как правило, выбором путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов и анализом последствий такого выбора. Выбор источников финансирования одновременно является и коррекцией баланса. Составление этих документов не дает полной картины о финансовой устойчивости предприятия. Для того, чтобы оценить платежеспособность и ликвидность прогнозируемого баланса, кроме прогноза прибыли и баланса обязательно составляется прогноз движения денежных средств .

http://sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/003_lekcii_finansi_07_raznoe_/400.htm

6 Финансовое планирование, прогнозирование и контроль

6. Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.

Объектами финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства, а итоговым результатом — составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового плана государства.

— экстенсивностью (охватывает широкий круг социально- политических и экономических явлений)

— интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники)

— эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

— автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции);

— статистический (складываются расходы за предыдущие года и делится на количество предыдущих лет);

— метод нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями;

Финансовое планирование на уровне государства.

Сводный финансовый баланс государства состоит из доходной и расходной частей.

Читайте так же:  Подведомственность налоговых споров арбитражным судам

Финансовый план для коммерческого предприятия — это баланс доходов и расходов.

Для бюджетных организаций финансовый план — это смета.

Главное различие сметы от баланса в том, что в смете очень детально отражается расходная часть, тогда как доходы отражаются в разрезе источников. Для составления сметы в качестве исходных данных используют контрольные цифры и экономические нормативы. Контрольные цифры состоят из показателей, отражающих специфику деятельности и являются ориентирами.

По всем разделам сметы приводятся плановые и отчетные данные текущего года, которые позволяют сопоставить их с показателями планируемого года.

Финансовое планирование для органов государственной власти и управления. Это бюджеты различных уровней, которые делятся на доходную и расходную части.

Объектом контрольной функции являются финансовые показатели деятельности организаций или предприятий и в зависимости от субъекта (контролирующего органа) финансовый контроль делится:

-общегосударственный контроль (вневедомственный). Осуществляют органы государственной власти и управления и контролю подлежат предприятия и организации независимо от ведомственного подчинения;

-ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они осуществляют проверку финансово — хозяйственной деятельности подведомственных учреждений;

-внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий и организаций. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия и его подразделений;

-общественный финансовый контроль осуществляется на общественно -добровольных началах физическими лицами;

— независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами;

Государственный федеральный контроль осуществляется высшими органами федерального управления: Государственная дума Совет Федерации.

http://studizba.com/lectures/139-jekonomika-i-finansy/2393-finansy/44971-6-finansovoe-planirovanie-prognozirovanie-i-kontrol.html

Сущность и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовая политика

Финансовый контроль

Сущность и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование

Тема 2

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой – субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый контроль. Рассмотрим их подробнее.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как от дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне – это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне – это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

Читайте так же:  Енвд куда платится налог

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товарообменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

1) Счетную палату РФ;

2) Министерство финансов РФ и его органы на местах;

3) Центральный банк РФ;

4) Министерство по налогам и сборам РФ;

5) Государственный таможенный комитет РФ;

6) Федеральную комиссию по ценным бумагам;

7) Министерство государственного имущества РФ;

8) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

— совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;

— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

— обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

— разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

— разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;

— разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

— участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

— разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

— осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

— методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регулирование финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.). Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9757 — | 7579 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/3_41354_sushchnost-i-metodi-upravleniya-finansami-finansovoe-planirovanie-i-prognozirovanie.html

Финансовое планирование прогнозирование контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here