Элементы налоговых проверок

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Элементы налоговых проверок" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка

См. также Информацию ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполно­моченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления от­четных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных опера­ций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых органов, право на реализацию которой им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами пре­доставленных контрольных полномочий возможна только в поряд­ке, установленном Налоговым кодексом РФ. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом.

Виды налоговых проверок:

    1. камераль­ные;
    2. выездные.

Основная цель налоговых про­верок:

  • контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

Субъекты, упол­номоченные проводить налоговые проверки:

    1. налого­вые органы (обладают всеми правами на проведение налого­вых проверок относительно всех фискально обязанных лиц);
    2. таможенные органы (только в отношении налогов, подле­жащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ).

Общие правила проведения налоговых проверок:

    • Срок давности проведения налоговой проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законода­тельства о налогах и сборах, который также равен трем годам.
    • Допускается истребование документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налого­вой проверкой, которая не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выезд­ной налоговой проверки.
    • Запрещается проведение повторных вы­ездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — на­логу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:
      1. проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
      2. проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового орга­на, проводившего первичную проверку.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при прове­дении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда . На­званный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников нало­говых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику или их представителям, а также имуществу, на­ходящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реа­лизация принципа недопустимости причинения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причи­ненных такими действиями. Неправомерными действиями со­трудников налоговых органов следует считать поступки, совер­шенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подле­жат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма ви­ны, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вре­да производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Понятие тематической налоговой проверки

Проводятся тематические налоговые проверки по мере необходимости, которую самостоятельно определяет руководитель налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете и осуществляется либо как элемент комплексной налоговой проверки, либо в качестве отдельной проверки по конкретным установленным фактам нарушения налогового законодательства. Результаты тематической налоговой проверки оформляются также как и выездные, либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если на основе тематической проверки необходимо провести комплексную налоговую проверку налогоплательщика, должно быть принято дополнительное решение о проведении более широкого круга комплексно проверяемых вопросов.

Как мы уже отмечали ранее, тематическая проверка проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее трех лет (например, 1,5 года). Тематические налоговые проверки имеют такие же последствия для налогоплательщика, как и выездные. Налоговики часто грозят руководителям компаний проведением тематических налоговых проверок, если те добровольно не откажутся от вычетов пор НДС по спорным контрагентам. Мы уже отмечали, что тематическая налоговая проверка инициируется территориальной налоговой инспекцией, где компания состоит на налоговом учете. Однако тематическая налоговая проверка может быть инициирована и иным способом. К примеру, если контрагенты налогоплательщика находятся в разных регионах, и налоговая инспекция какого-либо из регионов заподозрила, что эти контрагенты умышленно создали схему ухода от уплаты налогов, то одна из территориальным инспекций передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Читайте так же:  Райффайзенбанк валютный контроль для юридических лиц

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, а также документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

Сущность налоговой проверки.

Тема 11

В чем заключается налоговый контроль?

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Формы и методы налогового контроля

Статья 82. Формы проведения налогового контроля

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Совокупность приемов, способов и процедур налогового контроля образует методы налогового контроля.

Методы налогового контроля:

— общенаучные методические приемы исследования объектов контроля, к числу которых относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и абстрагирование;

— собственные эмпирические методические приемы, включая такие, как инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметические проверки, встречная проверка, способ обратного счета, сопоставление однородных фактов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы;

— специфические приемы смежных экономических наук, такие, например, как экономический анализ, экономико-математический метод, метод теории вероятностей и математической статистики.

Сущность налоговой проверки.

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

Читайте так же:  Налогообложение лиц с двойным гражданством америка

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

— полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

— предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

— периоды, за которые проводится проверка;

— должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все.

Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.

Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.

Поведение налоговых проверок всегда в определенной степени является «вторжением» в хозяйственную деятельность проверяемых организаций. В ходе реализации налоговыми органами своих контрольных полномочий возникает непосредственное взаимодействие или столкновение интересов представителя государства, которым является должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, — с одной стороны, и должностных лиц организции-налогоплательщика (или индивидуального предпринимателя) — с другой стороны. Поэтому для установления сбалансированности интересов обеих сторон в налоговом контрольном правоотношении необходимо было определить правовой статус сторон при проведении налоговых проверок, а также последовательность их действий, что и было установлено в Налоговом кодексе РФ. С правовой точки зрения установление в кодифицированном акте последовательности действий сторон с одновременным определением правового статуса участников этих действий может рассматриваться как придание процессуальной формы действиям сторон соответствующих контрольных правоотношений.

Качество и эффективность проводимых налоговых проверок во многом зависят от тщательной подготовки и планирования. Организация контрольной деятельности и использование тех или иных методов и форм налогового контроля осуществляется на основе разрабатываемых планов и программ поведения мероприятий налогового контроля. Планирование является одним из основных базовых принципов осуществления налогового контроля уполномоченными органами. При этом существуют различные виды планов контрольной работы: годовые, перспективные, текущие и т.д. Планирование часто является первоначальным этапом контрольной работы, в ходе которого определяются задачи и цели налоговых проверок, осуществляется выбор объектов контроля, составляется перечень вопросов, подлежащих проверке, программа налоговых проверок, определяются сроки реализации контрольных мероприятий, а также исполнители.

После определения указанных выше вопросов необходимо правильно организовать проведение самой налоговой проверки. В организацию налоговой проверки входят, прежде всего, тщательная подготовка к ней, определение целей, составление программы, осуществление в установленном порядке мероприятий налогового контроля, оформление материалов налоговой проверки и принятие мер по выявлению и предупреждению нарушений порядка и сроков уплаты налогов и сборов.

Результаты проведения налоговых проверок оформляются в виде итогового документа — акта налоговой проверки, за достоверность которого соответствующие должностные лица несут персональную ответственность. Органы налогового контроля систематически анализируют итоги проводимых контрольных мероприятий и обобщают практику своей работы. Кроме того, нижестоящие налоговые органы представляют соответствующим вышестоящим налоговым органам отчеты о проведении мероприятий налогового контроля, результатах проведенных проверок и т.п. Отчет сопровождается выводами, рекомендациями и предложениями.

В зависимости от различных критериев выделяются следующие виды налоговых проверок.

1. В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

Читайте так же:  Задолженность физ лица налог на имущество

2. В зависимости от объема налоговой проверки и решаемых в ходе нее задач различают тематические и комплексные налоговые проверки. Тематические налоговые проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить ту или иную проблему функционирования организации-налогоплательщика, дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить практику работы. Тематические проверки проводятся, как правило, по вопросам уплаты только прямых или только косвенных налогов, федеральных или региональных и т.д. Комплексные налоговые проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации в налоговой сфере, используют различные приемы, способы и методики налогового контроля. Налоговые проверки могут быть комплексными и в силу состава контролирующих органов, принимающих в них участие. Обычно такие проверки проводятся группами, в состав которых входят специалисты различных уполномоченных органов. Кроме того, могут осуществляться сквозные налоговые поверки, которые охватывают все филиалы, представительства, отделения и головную организацию, в состав которой они входят.

3. По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.

4. В зависимости от места проведения проверки и глубины налоговой проверки выделяют камеральные и выездные налоговые проверки. камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиком документов, а выездные налоговые проверки проводятся по месту фактического нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов с изучением документов, хранящихся у указанных лиц.

5. В зависимости от включения в план проведения проверок бывают плановые и внеплановые налоговые проверки (проверки, которые проводятся при ликвидации или реорганизации организаций-налогоплательщиков; повторные налоговые проверки, проводимые вышестоящими налоговыми органами).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тематическая налоговая проверка по НДС

На сегодняшний день наиболее эффективной формой налогового контроля признаются налоговые проверки. Целью налогового контроля является проверка «чистоты» и сроков уплаты налогов и сборов. Такой контроль осуществляется посредством сравнения данных в декларации, поданной налогоплательщиком, с фактическими данными, которые выявляются налоговыми инспекторами. Теперь налоговики начали по-новому «мотивировать» налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС и уплачивать другие налоги.

С этой целью ФНС России все чаще применяет выездные налоговые проверки для детального и глубоко изучения данных о деятельности российских компаний, для выявления возможных нарушений налогоплательщиками по уплате налогов и сборов. Выездные налоговые проверки требуют больших временных и денежных затрат. Поэтому ФНС России был разработан так называемый новый вид выездных налоговых проверок по НДС, которые получили определение «тематических налоговых проверок». В данной статье рассмотрено понятие, законодательное регламентирование, сроки и порядок проведения тематических налоговых проверок.

Законодательное регламентирование, сроки и порядок проведения тематических налоговых проверок

  • проверить могут только последние три года деятельности компании;
  • основанием для допуска налогового инспектора к проведению налоговой проверки является только решение руководителя налогового органа, осуществляющего проверку;
  • не допускается повторная проверка начисления одного и того же налога;
  • срок проведения проверки не может превышать двух месяцев (в крайних случаях он продлевается еще на один месяц).

Тематическая налоговая проверка грозит налогоплательщику тогда, когда сроки на камеральную проверку истекли, но подозрения у налоговиков на нарушения налогоплательщиком налогового законодательства все же есть. Как и любой другой тип налогового контроля, тематическая проверка грозит налогоплательщику доначислением.

Роль работы отдела предпроверочного и контрольно-аналитического анализа в подготовке к проведению тематической налоговой проверки

Развитие работы отделов предпроверочного и контрольно-аналитического анализа в ФНС России в подготовке к проведению налоговых проверок является в настоящее время не столько потребностью, сколько настоятельной необходимостью. Это связано с принятием 30 мая 2007 года ФНС России «Концепции планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] (см. Приложение № 1), на основании которой, налоговые органы, в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок с разбивкой по кварталам. В статье: «Как снизить риски включения компании в план выездной налоговой проверки» рассказывалось о системе управления рисками (СУР) АСК НДС-2. Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Программа АСК НДС-2 позволяет выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывалось статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?». Налоговиков будут привлекать те компании, у которых занижены показатели налоговой нагрузки и рентабельности. С помощью программы АСК НДС-2 налоговики выявят, на каких этапах и по каким операциям компания занизила налог. В цепочках контрагентов по таким сделкам налоговики выявляют налоговый разрыв, а значит, будет найден тот, кто из этой цепочки не заплатил НДС.

Читайте так же:  Налоговый вычет за кредит по ипотеке

Так при разрывах по НДС в декларациях налоговики будут назначать тематические налоговые проверки. Также налоговики сообщают, что со второго квартала 2018 года тематические проверки приобретут массовый характер. А это значит, что теперь налоговики никому ничего прощать не будут. Тематическую проверку могут назначить из-за недобросовестных контрагентов второго и последующих звеньев. Полностью проверить всю цепочку контрагентов компания вряд ли сможет, поэтому, чтобы защитить себя от налоговой проверки вполне достаточно заручиться доказательствами добросовестности своих прямых поставщиков. Для этого необходимо запросить у них документы, подтверждающие отражение и оплату ими НДС по сделке в бюджет. И даже если Вашу компанию захотят проверить, у Вас будет больше шансов оспорить выводы налоговых инспекторов. Если по данным АСК НДС прямой контрагент (поставщик) задекларировал сделку, шансов добиться отказа налоговому органу в иске намного больше (см. Решение Арбитражного суда Белгородской области от 13 декабря 2017 года по делу № А08-10984/2017).

Порядок проведения и виды налоговых проверок

Налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов являются одной из основных форм налогового контроля. Ст. 87 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

1. камеральные налоговые проверки;

2. выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Эта проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Продолжительность камеральной проверки − три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

Видео (кликните для воспроизведения).

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов налогоплательщику:

1. предлагается в установленный срок внести необходимые исправления в налоговую отчетность установленный срок;

2. направляется требование об уплате налога и пени, если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам.

В случае выявления нарушений в составлении деклараций налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок.

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ) проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

Ø полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

Ø предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Ø периоды, за которые проводится проверка;

Ø должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Место проведения проверки − помещение налогоплательщика. Если проверяемый налогоплательщик не может обеспечить проверяющих помещением, то выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам сразу. Не допускается проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторная выездная проверка налогоплательщика возможна по решению вышестоящих налоговых органов на основе мотивированного постановления этого органа.

Повторная проверка проводится потрем основаниям:

1. в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;

2. тем же налоговым органом на основании решения его руководителя −в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;

3. в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях − до шести.

Исчисление срока выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Вместе с тем налоговое законодательство допускает продление сроков проведения выездной налоговой проверки. Такое продление может быть обусловлено:

1. истребованием от налогоплательщика и иных источников документов, необходимых для проведения проверки;

2. проведение экспертиз;

3. переводом на русский язык документов.

Однако срок продления проверки также ограничен во времени и не может превышать 6-ти месяцев.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:

Ø осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 92 НК РФ);

Читайте так же:  Налог на роскошь сколько лет платить

Ø истребование документов (ст. 93 НК РФ);

Ø проверку денежного оборота и денежных документов;

Ø инвентаризацию имущества налогоплательщика;

Ø экспертизу (ст.95 НК РФ) и т.д.

Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком они имеют право провести выемка этих документов (ст. 94 НК РФ).

Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

При проведении действий в процессе осуществления налогового эти действия и их результаты должны оформляться протоколами (ст. 99 НК РФ).

В протоколе в обязательном порядке указываются

1. его наименование;

2. место и дата производства конкретного действия;

3. время начала и окончания действия;

4. должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5. фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство;

6. содержание действия, последовательность его проведения;

7. выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

В зависимости от предусмотренных вопросов различают комплексные и тематические проверки.

Комплексная проверка

охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки ревизии подлежат все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

При тематической проверке изучаются вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом. Этот акт должен быть подготовлен и направлен налогоплательщику в течение двух месяце со дня выдачи ему справки об окончании проведения выездной налоговой проверки

В акте налоговой проверки указываются:

1. документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место;

2. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка. Акт налоговой проверки передастся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).

При несогласии налогоплательщика с результатами проверки, изложенными в акте, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта направить в налоговый орган в письменном виде свои возражения, приложив необходимые документы.

Материалы проверки, акт, составленный по результатам проверки, возражения проверяемого лица рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. О месте и времени этого рассмотрения налогоплательщик извещается должным образом.. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Цель и задачи налогового контроля.

2. Порядок постановки на учет в налоговые органы физических и юридических лиц

3. Налоговая декларация: ее содержание, внесение изменений в налоговую декларацию и порядок ее предоставления.

4. Виды проверок, проводимых налоговыми органами. Цели и задачи этих проверок.

5. Оформление результатов налоговой проверки.

6. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

7. Обжалование решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение.

8. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций.

Тема 5.Возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

5.1. Общие вопросы возникновения и исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, а также исполнение этой обязанности регулируется главой 8 Налогового кодекса РФ (ст.44 – 60 НК РФ).

В общем виде возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов реализуется следующим образом и в следующей последовательности:

1. Возникновение обязанности по уплате налога или сбора по основаниям, установленным налоговым законодательством.

2. Исчисление налога или сбора, подлежащего уплате, а также его декларирование.

3. Самостоятельное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора.

4. Принудительное исполнение обязанности по уплате налога или сбора в случае неисполнения самостоятельно налогоплательщиком этой обязанности:

4.1. направление налогоплательщику требования об уплате налога или сбора;

4.2. обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

5. Прекращение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов по основаниям, установленным законодательством о налогах и сборах.

5.2 . Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, ее изменение и прекращение

| следующая лекция ==>
Налоговая декларация | Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 1447 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники

Элементы налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here