Досудебный порядок разрешения налоговых споров

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Досудебный порядок разрешения налоговых споров" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Досудебный порядок разрешения налоговых споров: в свете последних существенных изменений в НК РФ

Ведущий юрист
Дорофеев С.Б.

Напомним, что Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ в НК РФ были внесены существенные изменения, регулирующие досудебный порядок разрешения налоговых споров (вступил в силу с 02.08.2013 г. за некоторыми исключениями, вступившими в силу с 01.01.2014 г.).

Теперь, как и в большинстве развитых стран мира в России введен обязательный административный порядок обжалования актов налоговых органов, действий и бездействий налоговых органов до обращения налогоплательщика в суд.

Что означает, судебное урегулирование налоговых споров возможно только после того, как налогоплательщиком было осуществлено обязательное обжалование результатов налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган (например, обжалование результатов выездной налоговой проверки).

Отметим, рассмотрение налоговых споров в судах на протяжении последних нескольких лет имеет тенденцию к сильному снижению: к 2011 г. судебные налоговые споры сократились по сравнению с 2008 г. примерно в 2 раза (с более чем 50 тыс. до 26 тыс.).

Следует отметить, что данный тренд возник, не в последнюю очередь, в связи с по-прежнему активным процессом обжалования результатов выездной налоговой проверки налогоплательщиками и с изменением подхода самих налоговых органов к заранее проигрышным судебным спорам с налогоплательщиками (судебное урегулирование налоговых споров). За это время руководство ФНС РФ выпустило несколько разъяснений (например, Приказ ФНС РФ от 09.02.2011 N ММВ-7-7/[email protected] «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах»), указывающих на необходимость вступления в судебные налоговые споры со стороны налоговых органов только после учета арбитражной практики, что также привело к улучшению качества принимаемых ими ненормативных актов, сокращению количества неправомерных действий, бездействий.

Итак, ст. 138 НК РФ в новой редакции устанавливает, что обжалование актов налоговых органов, их действий и бездействий (в т.ч., для обжалования результатов выездной налоговой проверки) является возможным только после их предварительного обжалования в вышестоящий налоговый орган. Сразу же обращает на себя внимание, что теперь действия (бездействия) налоговых органов нельзя обжаловать вышестоящему должностному лицу.

Основанием такого обжалования, в том числе, обжалования решения налогового органа, как и раньше, является нарушение указанными актами (решениями, действиями, бездействиями) прав лица, подающего жалобу (ст. 137 НК РФ).

Отметим, что теперь НК РФ различает понятия обычного и апелляционного обжалования (обжалование решения налогового органа, не вступившего в законную силу), при этом сроки подачи указанных жалоб, соответственно, кардинально различаются.

Так, если обычная жалоба налогоплательщика по общему правилу может быть подана в течение года с момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав или вынесения налоговым органом решения (ранее срок составлял 3 месяца), то апелляционные жалобы подаются до вступления в силу обжалуемого ненормативного акта (решения). При этом сроки вступления в силу решений налоговых органов о привлечении к ответственности налогоплательщиков (отказе в этом) анализируемым законом также увеличены с 10 дней до 1 месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Также следует отметить, что если решение по жалобе (в том числе апелляционной) не принято в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ считается соблюденным.

В данном случае налогоплательщик вправе подать заявление в суд, не дожидаясь решения по жалобе (абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ). Срок для обращения в суд (например, срок для обжалования решения налогового органа в суд) урегулирован п. 4 ст. 198 АПК РФ и составляет 3 месяца со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав.

Новшеством является также право налогоплательщика согласно п. 6 138 НК РФ повторно обращаться с жалобой, в том числе, апелляционной, в вышестоящий налоговый орган (с соблюдением сроков, установленных для подачи соответствующей жалобы).

Основанием для повторного обращения может быть, например, оставление жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ (жалоба не подписана надлежащим образом или подана с нарушением срока без ходатайства о его восстановлении).

Решение по жалобе (как обычной, так и апелляционной) должно быть вынесено в течение 1 месяца если обжалуется решение (отказ) о привлечении к ответственности, и в течение 15 дней в иных случаях (в определенных ситуациях по решению налогового органа этот срок может быть продлен).

Также изменился порядок подачи жалоб – теперь они подаются через орган, принявший обжалуемый ненормативный акт, совершивший соответствующее действие или бездействие. Раньше такое правило существовало только для апелляционных жалоб.

Следует отметить, что N 153-ФЗ содержит достаточно много нововведений, характерных для арбитражного процессуального законодательства. Например, теперь урегулирован вопрос об отзыве жалобы заявителем (п. 7 ст. 138 НК РФ), последствиях такого отзыва, определен порядок оставлении жалобы без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ), установлены требования к форме и содержанию жалобы (ст. 139.2 НК РФ), пределы полномочий вышестоящего налогового органа при рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 140 НК РФ) и некоторые другие вопросы.

Кроме того, п. 4 ст. 140 НК РФ урегулирован такой важный вопрос как возможность при подаче и рассмотрении жалобы представления налогоплательщиком дополнительных документов, не переданных налоговому органу при проведении проверки. Данная норма определяет, что такие документы исследуются при рассмотрении жалобы только в случае, если налогоплательщик обосновал невозможность предоставить их налоговому органу непосредственно при проведении проверки.

Как и ранее, основанием для отмены в результате обжалования решения налогового органа, принимаемого по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки или по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, является существенное нарушение процедуры рассмотрения данных материалов.

В этих случаях налоговый орган вправе отменить решение инспекции и заново осуществить, например, рассмотрение материалов выездной налоговой проверки с участием лица, подавшего жалобу (фактически это означает повторный досудебный порядок разрешения налоговых споров). Срок на принятие решения по жалобе и в этом случае не должен превышать установленные законом сроки).

Таким образом, теперь ст. 140 НК РФ позволяет налоговым инспекциям устранять нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, допущенные ими при принятии решений, что должно привести к сокращению количества отмен решений налоговых органов при рассмотрении налоговых споров в судах (налоговый арбитраж) по процессуальным основаниям, и, как следствие, к тому, что судебные налоговые споры сократятся.

Читайте так же:  Имущественный вычет доли детей

Напоследок отметим еще одно изменение, внесенное законом N 153-ФЗ. Пункт 2 ст. 140 НК РФ теперь устанавливает, что жалоба налогоплательщика, в том числе, апелляционная, рассматривается без его участия. Напомним, что раньше этот вопрос напрямую НК РФ урегулирован не был, в связи с чем порой в связи с рассмотрением жалоб в отсутствие налогоплательщика возникали споры (до выхода разъяснений ВАС РФ по этому поводу).

Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

Читайте так же:  Возврат налогового вычета для военнослужащих

В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальным законодательством (ст. 4 АПК РФ, ст. 131 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ) предписывается обязательный досудебный порядок по тем спорным вопросам налогообложения, которые прямо упомянуты в законе. Такое урегулирование проводится путем вручения оппоненту письменного документа (жалобы, требования).

В настоящее время досудебное урегулирование необходимо для таких налоговых споров, как:

  1. Взыскание налоговых недоимок и санкций:
    • с физических лиц, кроме предпринимателей (ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ);
    • организаций и граждан, занимающихся предпринимательством, если фискальный орган упустил возможность списания в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).
  2. Апелляционное обжалование (ст. 138 НК РФ) решений фискального органа, на основании которых лицо подлежит или не подлежит привлечению к ответственности, установленной налоговым законодательством, и которые еще не обрели законную в силу.
  3. Простое обжалование:
    • ненормативных документов, изданных инспекциями и управлениями (в том числе вступивших в силу решений, указанных в предыдущем пункте);
    • действий или бездействия налоговиков.
Читайте так же:  Что грозит за неуплату налогов юридическим
Видео (кликните для воспроизведения).

Письменные возражения, которые налогоплательщик представляет при проведении налоговиками проверки, не должны рассматриваться как надлежащее выполнение досудебного порядка. Необходимо составлять отдельную жалобу, даже если доводы, содержащиеся в возражениях, будут дословно воспроизведены в жалобе.

Какие действия ИФНС могут быть обжалованы

Свою деятельность ИФНС осуществляет в соответствии с требованиями и нормами Налогового кодекса и других федеральных законодательных актов. Но на практике могут возникать и иные ситуации. Наиболее частыми основаниями для подачи жалоб на налоговый орган являются следующие:

Основания для подачи жалобы В чем заключается нарушение
Выдача справок Несоблюдение сроков на:

· обращение взыскания средств;

· обращение взыскания на имущество, иную собственность

· направление требований для уплаты налогов

Начисление налогов Когда в налоговый орган сведения о снятии с учета ТС или продажи квартиры поступили несвоевременно, это может явиться причиной ошибочного направления уведомления для оплаты Инкассовые поручения Несоблюдение должностными лицами положенного двухмесячного срока для направления налогоплательщику инкассового поручения Контролирующие мероприятия В частности действия представителей налоговых органов по:

· истребованию документов о некоторых лицах

· осмотру помещений

Бездействие (то есть, отказ налоговиков в выполнении каких-либо действий) Отказ от выполнения каких-либо действий, возложенных на должностных лиц (к примеру, невозврат денежных средств)

Преимущества обжалования

Благодаря возможности урегулирования налогового спора налогоплательщик получает ряд выгод:

  1. жалобу оформить проще, чем судебный иск;
  2. не нужно платить госпошлину;
  3. не требуются судебные расходы;
  4. на рассмотрение жалобы тратится гораздо меньше времени, чем на судебный процесс;
  5. к исполнению решения, вынесенного вышестоящей инстанцией, должностные лица приступают в короткие сроки.

Подать жалобу может и сам налогоплательщик, но лучше, если это сделает адвокат. Налоговые споры довольно сложны, требуют знания постоянно меняющегося законодательства, различных нюансов – вплоть до решения Пленума Верховного суда. Сама жалоба должна быть составлена грамотно, аргументировано и своевременно – а если писать её самостоятельно, можно завязнуть и пропустить сроки. Наконец, поручив взаимодействие с налоговыми органами в Москве профессионалу, вы сэкономите и время, и нервные клетки. Пока юрист будет работать над урегулированием налогового спора, вы сможете заниматься своими делами, забыв о проблеме.

Досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году

Довольно часто в отношениях между хозяйствующими субъектами и налоговым органом возникают спорные моменты. При этом основными причинами споров могут стать такие как, отказ в возврате налога, необоснованные требования контролирующих органов, некорректные действия представителей налоговой (приведшие к правовым последствиям, оскорбления), и др. если по каким либо основаниям у налогоплательщика возникли противоречия с налоговой, то прежде следует попытаться решить проблему, подав жалобу в вышестоящий орган, а только потом обращаться в суд. В статье рассмотрим, как происходит досудебное урегулирование налоговых споров.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

Лектор:
Сасов Константин Анатольевич — к.ю.н., адвокат, ведущий юрист юридической компании «Пепеляев Групп»

Форма участия:

  • Очное участие в Москве
  • Очное участие в региональном отделении ИРСОТ
  • Трансляция на ПК

Досудебное урегулирование налоговых споров

Интересы налоговых органов и налогоплательщиков находятся на разных полюсах. Налоговики стремятся взыскать как можно больше, юридические и физические лица – заплатить поменьше и вернуть в виде налогового вычета побольше. Естественно, что возникновение спорных ситуаций при столь взаимоисключающих интересах неизбежно, несмотря на массу правовых актов и инструкций. Что же делать, если у вас возник спор с налоговиками и вы считаете, что они неправы?

В большинстве случаев налоговые споры возникают из-за ошибок (а иногда и злоупотреблений) должностных лиц или налогоплательщиков и разрешаются сравнительно просто: привлечение суда в таких ситуациях необязательно. Чтобы сэкономить время, можно использовать досудебный порядок разрешения налоговых споров, благо такая возможность предоставлена физическим и юридическим лицам с 2014 года.

Досудебное урегулирование налоговых споров – это обжалование ненормативных актов налогового органа, связанного с действием или бездействие должностных лиц. Эта правовая норма зафиксирована в п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации.

Досудебный порядок разрешения налогового конфликта

Процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком без привлечения суда состоит из следующих этапов:

    Составление жалобы, в которой излагается суть спора и приводятся аргументы со стороны лица, обжалующего действия/бездействие должностных лиц. Обязательны ссылки на законодательные акты, которые обосновывают вашу позицию.

Следует учитывать, что жалобы по налоговым конфликтам делятся на два типа: обычные и апелляционные. Жалобы подаются на решения, которые уже вступили в силу, а апелляционные – на не вступившие. А учитывать это нужно для того, чтобы не пропустить сроки подачи: на направление жалобы по вступившему в силу решению отводится год, а вот на подачу апелляционной – всего месяц.

Если же в процессе досудебного урегулирования конфликта решение принято не в вашу пользу, то есть в удовлетворении жалобы отказано, есть два варианта дальнейших действий: или смириться, или обратиться в арбитражный суд на территории Москвы или иного города РФ – согласно территориальной подсудности.

Мои успешные дела

Доверитель защищен от неосновательного взыскания по Договору купли-продажи недвижимости

Сделка Должника защищена от необоснованного признания ее недействительной

В пользу нашего Доверителя завершен судебный спор с финансовой организацией

В апелляции успешно отменен судебный акт о признании недействительной сделки Должника

В апелляционной инстанции успешно защищена сделка Должника

Компания защищена от неосновательного взыскания по договору аренды транспортных средств

История о том, как строительной компании с нашей помощью не пришлось платить 2,5 миллиона рублей и удалось заработать еще почти 1 миллион

Очередная успешная защита руководителя предприятия от субсидиарной ответственности

В суде мы доказали, что наш Доверитель не должен возвращать гарантийное удержание в 1 млн. рублей

Участник Общества защищен от привлечения к субсидиарной ответственности на сумму в 142 000 000 рублей

В суде первой инстанции успешно защищены интересы собственника в арендном споре

Дело, в котором мы вернули Подрядчику 2,6 млн. рублей, что Заказчику даже встречный иск не помог

Одно заседание в суде и наш Доверитель не должен 9 000 000 рублей

Судебное разбирательство в Арбитражном суде города Москвы завершено мировым соглашением

Наш Доверитель успешно защищен от привлечения к субсидиарной ответственности

Успешно произведено включение в реестр требований кредиторов на сумму почти 4 000 000 рублей

Вступил в законную силу судебный акт о признании права собственности на объекты недвижимости за нашим Доверителем

Спор по договору строительного подряда завершился миром в апелляционной инстанции

Добились включения в реестр требований кредиторов финансовой организации-должника

В Волоколамском городском суде произведена индексация суммы задолженности на 9 494 126 рублей 66 копеек

Направление жалобы через сайт налоговой

Подать жалобу также можно и онлайн. Для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте налоговой, зайти в личный кабинет и заполнить предлагаемые поля. Указать нужно будет свои личные данные и порядок решения данного вопроса. Далее загружаются сканы подтверждающих документов, если они есть у заявителя и он хочет их приложить к заявлению.

Читайте так же:  Максимальная ставка земельного налога

Досудебное урегулирование налоговых споров

До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.

Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру обжалования действий, бездействий или решений налоговых ведомств путем обращения в вышестоящие структуры.

Обращение в вышестоящий орган возможно путем подачи жалобы на решение ИФНС, на действия представителей ИФНС или апелляционной жалобы. Жалобу следует направить в срок до 1 года с того момента, как официальный документ получил законную силу или с момента, когда лицо узнало о действиях ИФНС, повлекших за собой нарушение прав. Апелляция направляется в срок до 1 месяца с момента вступления решения в силу. То есть, при получении решения, у налогоплательщика есть еще месяц для подачи апелляционной жалобы.

Важно! Жалоба налогоплательщика должна быть адресована вышестоящему органу, однако подается она в филиал, в котором произошел факт нарушения прав налогоплательщика. После этого, в течение 3 дней, сотрудники ИФНС совместно с другими документами по спору передают жалобу в вышестоящий орган.

Порядок направления жалобы

Подать жалобу можно путем личного посещения налогового органа, так и через доверенное лицо. Кроме того, направить жалобу можно по почте в виде заказного письма или через «Личный кабинет» на сайте налоговой. Подается жалоба в тот орган, в котором лицо зарегистрировано. В ФНС иных регионов обращаться не нужно, так как это повлечет за собой дополнительные трудо- и временных затрат. И это может привести к неэффективности.

Важно! Если подача жалобы в вышестоящий орган не приносит ожидаемые результаты, то налогоплательщик вправе уже обратиться в прокуратуру. Этот орган рассматривает жалобу в течение 30 дней, после чего выносит решение со своими комментариями и обоснованиями.

Если налогоплательщик хочет подать жалобу в суд, то для этого ему сначала потребуется обратиться в налоговое управление. Читайте также статью ⇒ ВОЗВРАТ НДФЛ ЗА ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ

Преимущества и недостатки досудебного урегулирования

К преимуществам досудебного урегулирования налоговых споров можно отнести следующие:

  • на рассмотрение жалоб обычно уходит не более одного месяца;
  • процедура обращения в вышестоящий орган с жалобой на налоговый орган является бесплатной услугой, а в случае решения вопроса в судебном порядке часто требуется участие юриста и обязательная оплата госпошлины;
  • при рассмотрении спора сохраняется конфиденциальность, а значит налогоплательщику можно не волноваться за свою репутацию;
  • ухудшение положения налогоплательщика в случае рассмотрения жалобы уже не произойдет;
  • порядок досудебного решения спора не потребует соблюдения налогоплательщиком особых требований;

Важно! Узнать о том, на какой стадии рассмотрения в настоящее время находится жалоба, можно как путем письменного запроса, так и через специальный сервис на сайте налоговой – «Узнать о жалобе».

Среди недостатков досудебного способа урегулирования споров можно выделить следующие:

  • отсутствие достаточного количества информации по данному вопросу, что приводит к подаче большого числа заявлений в суды;
  • отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков к налоговым органам (многие считают, что данный способ приводит только к потере времени, а лучше проблему решить через суд.

Несмотря на то, что налогоплательщики вправе самостоятельно подать жалобу на налоговую и проводить досудебное урегулирование вопроса самостоятельно, нелишним будет обратиться за помощью профессионального юриста. Он поможет грамотно составить жалобу и подготовить доказательную базу. А это позволит решить проблему в короткие сроки без дополнительного обращения в будущем в суд.

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров о взыскании недоимок и налоговых санкций реализуется путем вручения неплательщику требования об их уплате (ст. 69 НК РФ). Этот документ должен быть доставлен в течение:

  • 3 месяцев с момента обнаружения недоимки (в отношении задолженности, превышающей 500 руб.);
  • 1 года с момента обнаружения задолженности, составляющей менее 500 руб.;
  • 20 рабочих дней с момента обретения законной силы решением, принятым после процедуры проверки.

Апелляционное обжалование допускается в период, пока еще не обрело полную силу решение инспекции о привлечении или непривлечении к налоговой ответственности. Апеллировать можно в течение 1 месяца с даты получения решения налогоплательщиком (ст. 101 НК РФ).

Обжалование других документов налоговиков, носящих ненормативный характер, а также действий или бездействия его работников допускается в течение 1 года. Этот период исчисляется с даты, когда лицо узнало (или имело возможность узнать) о нарушении его прав, или даты, когда было вынесено решение после проведенной проверки, если оно не оспаривалось.

Несоблюдение досудебного порядка влечет невозможность судебного оспаривания решений фискальных органов.

Согласно п. 67 постановления № 57, если в вышестоящем органе была обжалована только часть решения, нельзя обращаться в суд с требованием об отмене другой, не оспариваемой ранее части решения.

ВАЖНО! Если апелляционная жалоба была удовлетворена частично, можно повторно апеллировать в вышестоящий орган, однако необходимо помнить о соблюдении срока для обращения в суд (ст. 198 АПК РФ). Так, ВС РФ в своем определении от 07.10.2015 № 306-КГ15-12146 отметил, что подача повторной апелляции не оправдывает пропуск срока.

Какие вопросы подлежат досудебному обжалованию?

К числу конфликтов по налоговым вопросам, которые можно разрешить без обращения в суд, относятся:

  • несогласие налогоплательщика с требованием заплатить налог, штраф или пеню (или оспаривание суммы);
  • неправомерный отказ в возврате налога;
  • вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;
  • непредоставление налогового вычета.
Читайте так же:  Сроки назначения выездной налоговой проверки

Этот список могут дополнить и другие налоговые споры, в результате которых нарушаются права физического или юридического лица.

Эффективно ли досудебное урегулирование налоговых споров

В настоящее время установленный законодательством порядок решения споров без обращения в суд является довольно эффективным. Это в первую очередь связано с тем, что досудебное урегулирование спора стало обязательным. Такой способ позволяет без особых сложностей решить проблемы, возникшие с налоговым органом. Судебные разбирательства экономически не выгодны, а кроме того требуют довольно много времени.

Порядок составления жалобы

Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:

  1. Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
  2. Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
  3. Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
  4. Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (номер телефона, почта).
  6. Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
  7. Подпись заявителя.

Важно! Жалоба принимается к рассмотрению только в том случае, если она составлена должным образом.

Налоговая медиация

Под медиацией в действующем законодательстве, а именно законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, понимается нивелирование конфликта при содействии посредника-медиатора. Нацелена такая процедура на разрешение спора без привлечения суда, хотя может применяться как до, так и после обращения в эту инстанцию.

Важные условия устранения разногласий подобным методом:

  • наличие доброй воли обеих сторон на достижение компромисса;
  • содействие независимого посредника-медиатора в разрешении спора.

Однако налоговые правоотношения в настоящее время не входят в сферу действия закона о медиации. Так, ст. 1 закона № 193-ФЗ содержит норму, согласно которой споры, не перечисленные в ней (а налоговых споров в том перечне нет), могут разрешаться с помощью медиации, только если это установлено законом. Действующее законодательство такой специальной оговорки не содержит, а значит, закон о медиации к спорам, вытекающим из налоговых правоотношений, не применяется.

Здесь уместно упомянуть ст. 105.31 НК РФ, которая вводит понятие взаимосогласительной процедуры. Тем не менее эта процедура хотя и проводится в целях урегулирования разногласий, все же не подходит на роль налоговой медиации по следующим причинам:

  • посредником в этом споре выступает ФНС России, которую сложно назвать независимым медиатором;
  • проводится данная процедура только в ходе налогового мониторинга, который применяется в отношении узкого круга налогоплательщиков.

Кроме того, возможности применения любых примирительных процедур в отношении налоговых споров весьма ограниченны. Так, пленум ВАС РФ в своем постановлении от 18.07.2014 № 50 отметил, что правовая природа подобных споров не позволяет участникам конфликта изменять последствия оспариваемых действий и операций. Иными словами, стороны не могут договориться об изменении ставки налога или пеней.

Подводя итоги, отметим, что досудебный порядок в налоговых спорах обязателен тогда, когда это зафиксировано в законе. Реализация досудебного урегулирования с налоговиками требует весьма скрупулезного подхода, прежде всего в плане соблюдения сроков, установленных для обжалования. Пропуск срока при подаче жалобы в вышестоящую инстанцию означает невозможность защиты прав, в том числе и в суде.

Процедура медиации в настоящее время неприменима к спорам, вытекающим из налоговых правоотношений, и вряд ли будет допустима в том виде, в котором она определена в законе № 193-ФЗ.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров: как действовать юристу компании

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров: как действовать юристу компании

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Из общего правила об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров есть несколько исключений.

Прежде всего, к таким исключениям относятся действия или бездействие сотрудников Федеральной налоговой службы, а также принятые ими акты ненормативного характера, оспаривать которые можно только непосредственно в суде по той причине, что орган, вынесший решение, является конечной инстанцией в налоговой иерархии и не имеет над собой вышестоящего звена.

Кроме того, не требуется досудебное урегулирование споров, которые рассматриваются в порядке искового производства, а не путем обжалования ненормативных актов государственных органов. Это обусловлено тем, что в НК РФ не упоминается об обязательном досудебном урегулировании подобных исковых требований. Так, в постановлении пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 65) особо отмечено, что к имущественным требованиям, с которыми налогоплательщик вправе обращаться в суд, исключая досудебную стадию, относятся споры:

  • о возврате или возмещении излишне уплаченных налогов, неустоек;
  • признании не подлежащими исполнению постановлений о взыскании налога, инкассовых поручений.

В перечисленных случаях не требуется досудебное урегулирование, если иск предъявляется независимо от оспаривания акта ненормативного характера.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?

Ответ: Нет. Если документ составлен в соответствии с требованиями законодательства, то налоговики не вправе отказать в рассмотрении жалобы. В том случае если это произошло по причине неграмотно составленного документа, следует подготовить новую жалобу и подать ее в налоговый орган. В случае неправомерного отказа в приеме жалобы следует направить документ по почте в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении документа. Это позволит в случае необходимости обращения в суд доказать тот факт, что попытки решить вопрос в досудебном порядке были.

Вопрос: В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное ИФНС по итогам налоговой проверки?

Ответ: Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством. Он равен одному году с даты вручения налогоплательщику решения ИФНС.

Вопрос: Можно ли подать жалобу, если пропущены сроки?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: Сделать это можно только в том случае, если срок подачи жалобу пропущен по достаточно веской причине. В противном случае налоговая вправе проигнорировать жалобу налогоплательщика и это не будет противоречить нормам законодательства РФ.

Источники

Досудебный порядок разрешения налоговых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here