Допрос вне рамок налоговой проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Допрос вне рамок налоговой проверки" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Проверка закончилась, а допрос продолжается

В письме от 23.04.2014 № ЕД-4-2/7970 специалисты ФНС России пояснили, имеют ли право налоговые органы вызывать свидетеля на допрос вне рамок налоговых проверок и могут ли полученные таким образом доказательства использоваться в суде. Позиция проверяющих в пользу налогоплательщиков.

Общие правила для допроса

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физичес­кое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Это прямо установлено в ст. 90 НК РФ. Правда, в этой норме есть исключения. Не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые:

  • в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

В указанной норме Кодекса не сказано, в какой именно период налоговые органы могут вызвать свидетеля на допрос: в любой или только в ходе проведения налоговых проверок. Вот что по этому вопросу думают налоговики.

Налоговики: допросить-то можно, а что толку

В комментируемом письме специалис­ты ФНС России указали, что Налоговый кодекс не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок. Но здесь они обратили внимание на один момент. Если налоговая проверка уже завершена, а свидетель был вызван на допрос пос­ле этого, то использовать полученную в ходе такого допроса информацию в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения по уже завершенной налоговой проверке нельзя. Суд признает использование такой информации неправомерным. В подтверждение такой позиции налоговые органы привели примеры судебных решений (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.09.2012 по делу № А33-20819/2011, Московского ­округа от 16.07.2010 по делу № А40-77419/09-126-566, Дальневосточного округа от 26.05.2009 по делу № А51-13137/2007 и т.д.).

Налоговые органы отметили, что признаются допустимыми указанные доказательства только в случае принятия налоговым органом всех необходимых мер для их получения в пределах своих полномочий в рамках налоговой проверки. Заметим, что днем окончания выездной налоговой проверки является день составления справки о проведении проверки (п. 8, 15 ст. 89 НК РФ). Но проверяющие после окончания проверки могут вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Это им позволяет сделать п. 6 ст. 101 НК РФ. В этот период контролеры имеют право в том числе допрашивать свидетелей.

Кроме того, проверяющие могут при рассмотрении материалов налоговой проверки исследовать документы, полученные до момента начала соответствующей налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Не все так однозначно

Как видите, из комментируемого письма прямо следует, что налоговые органы считают правомерным допрос свидетеля вне рамок налоговых проверок, но вот воспользоваться в суде доказательствами, полученными после завершения мероприятий налогового контроля, нельзя. Анализ арбитражной практики показывает, что в большинстве случаев суды поддерживают такой подход.

Однако следует отметить, что существуют решения, в которых арбитры признают правомерным представление суду доказательств, в том числе полученных вне рамок налоговой проверки. Примером тому служит постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2013 № Ф04-262/13. В нем рассмотрена сле­дующая си­туация.

В ходе налоговой проверки организации доначислили налог на прибыль и привлекли к ответственности за необос­нованное занижение налоговой базы. Компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд. Суд первой инстанции отменил решение налоговых органов по той причине, что проверяющие не представили доказательств, которые в безусловной мере свидетельствовали бы о получении налогоплательщиком в рассматриваемом случае необоснованной налоговой выгоды.

Такой исход дела не устроил инспекторов, и они обратились в суд апелляционной инстанции. При этом налоговики подготовились ко второму кругу спора и допросили свидетелей по делу, а протоколы допросов представили в суд. И это помогло им выиграть судебное разбирательство. И апелляция, и впоследствии кассация приняли представленные доказательства и вынесли решение в пользу налоговиков. При этом арбитры в ответ на довод компании, что доказательства, полученные после завершения налоговой проверки, не могут рассматриваться в суде, указали следующее.

В силу положений ст. 7—9, 65, 200 АПК РФ налоговый орган вправе представлять суду все имеющиеся у него письменные и иные доказательства, подтверждающие обоснованность принятия оспариваемого решения, в том числе полученные вне рамок данной налоговой проверки. Более того, данное доказательство представлено налоговым органом в подтверждение установленного в ходе проверки налогового правонарушения.

К сожалению, это не единственное судебное решение в пользу налоговых органов. Аналогичный вывод содержится в постановлении Западно-Сибирского округа от 16.03.2012 по делу № А27-588/2011 (Определением ВАС РФ от 21.09.2012 № ВАС-8177/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). Отметим, что в постановлении ФАС Московского округа от 14.05.2010 № КА-А40-3570-10-2 арбитры указали на то, что вызов свидетеля на допрос после окончания налоговой проверки не является основанием для признания протокола такого допроса ненадлежащим доказательством.

Допрос вне рамок налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2014 г. № ЕД-4-2/[email protected] “По вопросу разъяснения порядка проведения допроса свидетелей”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу разъяснения порядка проведения допроса свидетеля и сообщает следующее.

Читайте так же:  Как подать корректирующую декларацию 3 ндфл

В соответствии со статьей 90 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. При этом не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Согласно пункту 3 статьи 90 Кодекса физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Кодекс не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок, однако использование их в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения по уже завершенной налоговой проверке признается судами неправомерным, доказательства признаются недопустимыми в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.09.2012 по делу № АЗЗ-20819/2011; постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.07.2010 № КА-А40/7035-10 по делу № А40-77419/09-126-566; постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009 по делу № А51-13137/2007 и т.д.).

Признаются допустимыми указанные доказательства только в случае принятия налоговым органом всех необходимых мер для их получения в пределах своих полномочий в рамках налоговой проверки.

Кроме того, налоговый орган, руководствуясь нормой абзаца второго пункта 4 статьи 101 Кодекса, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном Кодексом порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки.

Аналогичный вывод содержится в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Действительный государственный
советник РФ 2-го класса
Д.В. Егоров

Истребование документов: уведомление о ранее представленных документах

Теперь это правило перестает действовать. Налогоплательщик, как и ранее, не обязан повторно представлять документы, но он должен уведомить налоговиков о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ). В уведомлении нужно указать реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименование налогового органа, в который были представлены документы. Срок для представления данного уведомления – десять рабочих дней. Исключение из этого правило остается таким же, как и было.

Изменения внесены и в п. 5 ст. 93.1 НК РФ, а именно в части установления сроков представления документов о контрагентах налогоплательщика.

Теперь лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с п. 1 и 1.1 ст. 93.1 НК РФ – в рамках налоговых проверок, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

До сих пор был единый срок представления истребуемых документов – пять рабочих дней с даты получения требования.

Как и ранее, если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в обозначенные сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы, уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы могут быть представлены, вправе продлить срок представления названных документов. Указанное уведомление представляется в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 93 НК РФ.

Дополнительные мероприятия налогового контроля: результаты будут оформлены

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки урегулирован в ст. 101 НК РФ, в которую также внесены обновления. Принципиальные новшества затрагивают порядок оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Напомним, что к дополнительным мероприятиям налогового контроля относятся истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Проводятся допмероприятия для получения дополнительных доказательств нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Действовавшими ранее нормами НК РФ не предполагалось оформлять результаты допмероприятий налогового контроля каким‑либо отдельным документом, все указывалось в акте налоговой проверки. Теперь в силу новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ и новым п. 6.2 названной статьи будет составляться дополнение к акту налоговой проверки, в котором должны будут указываться:

– начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;

– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля,

– полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых;

– выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение 15 рабочих дней со дня окончания таких мероприятий.

Оформленное дополнение с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено налогоплательщику или его представителю под расписку либо передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) дополнение в течение десяти дней с даты этого дополнения вручается ответственному участнику КГН в установленном порядке.

Дополнение к акту налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ), не осуществляющей деятельность на территории РФ через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в ЕГРН. Датой вручения этого дополнения к акту налоговой проверки считается 20‑й день, считая с даты отправки заказного письма.

Читайте так же:  Налог на землю с какого года

Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются.

Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, то данный факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае документ направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Кроме нового документа, налогоплательщик получает право представить возражения по дополнению к акту налоговой проверки по следующим правилам:

– сделать это можно в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнения;

– возражения должны быть письменными;

– возражения могут быть как в целом по документу, так и по его отдельным положениям. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений;

– при проверке КГН такие возражения представляет ответственный участник названной группы. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В связи с введением дополнения к акту налоговой проверки внесены соответствующие изменения и в п. 1, 2, и 4 ст. 101 НК РФ.

Новые положения ст. 101 НК РФ применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после дня вступления в силу Федерального закона № 302‑ФЗ, то есть после 03.09.2018.

Вступил в силу Федеральный закон № 302‑ФЗ, который направлен на совершенствование налогового администрирования и снижение административной нагрузки на бизнес. Закон внес следующие изменения в ч. I НК РФ:

– сроки проведения камеральной проверки декларации по НДС сокращены с трех до двух месяцев;

– предметом повторной выездной проверки на основании уточненной декларации с уменьшением суммы налога теперь может быть только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, измененных в уточненной декларации;

– копия протокола допроса свидетеля будет вручаться свидетелю в обязательном порядке;

– как и ранее, налогоплательщик не обязан повторно представлять документы, но теперь он должен уведомить налоговиков о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее. В уведомлении нужно указать реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименование налогового органа, в который были представлены документы. Срок для представления данного уведомления – десять рабочих дней;

– срок представления документов в рамках «встречной проверки» увеличен с пяти до десяти рабочих дней;

– к акту налоговой проверки теперь будет составляться дополнение по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля, в котором проверяющие будут фиксировать суть этих мероприятий, а также выводы, сделанные по их итогам. Налогоплательщик получил возможность ознакомиться с таким документом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам, что позволит повысить объективность выносимого решения по проверке.

Арбитражный суд: инспекторы вправе допрашивать свидетелей в период приостановления выездной проверки

Приостановление выездной налоговой проверки не лишает инспекторов права проводить допрос свидетелей вне территории (помещения) налогоплательщика. К такому выводу, который согласуется с позицией Минфина России, пришел Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.06.16 № Ф04-2068/2016.

Протокол допроса свидетеля: копия для свидетеля обязательна

До рассматриваемых новшеств НК РФ не было предусмотрено вручение допрашиваемому лицу копии протокола допроса. На практике налоговики и не выдавали никаких копий и считали, что не обязаны это делать (Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03‑02‑08/82). Отсутствие копии протокола затрудняло защиту проверяемым налогоплательщиком и свидетелем своих прав и законных интересов. Теперь налогоплательщик при подготовке возражений по акту проверки сможет использовать копию протокола сотрудников налогоплательщиков и других лиц, которые были допрошены, а не полагаться на их память.

Суть спора

По итогам выездной проверки инспекция доначислила предпринимателю ЕНВД. По мнению контролеров, ИП в нарушение пункта 3 статьи 346.29 НК РФ занизил физический показатель «величина площади торгового зала в квадратных метрах» и, соответственно, неправомерно уменьшил сумму налога. Налогоплательщик пояснил, что спорная площадь магазина использовалась в качестве склада, а потому не должна учитываться при расчете ЕНВД. Однако, согласно показаниям бывших работников, в указанном помещении не было бытовых и подсобных комнат. Товар раскладывался по периметру всего арендованного помещения, и у покупателей был свободный доступ для просмотра и выбора этого товара. Таким образом, свидетели подтвердили, что вся арендуемая площадь фактически использовалась для ведения розничной торговли.

Налогоплательщик обратился в суд с требованием признать решение инспекции недействительным. Один из аргументов — протоколы допросов свидетелей составлены вне рамок выездной налоговой проверки, а это является нарушением положения пункта 4 статьи 101 НК РФ.

Обзор документа

В инспекцию для дачи показаний может быть вызвано любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Его показания заносятся в протокол. При этом в качестве свидетелей не могут допрашиваться малолетние, лица с физическими или психическими недостатками, адвокаты, аудиторы. Гражданин вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным российским законодательством.

НК РФ не запрещает проводить допросы свидетелей вне рамок налоговых проверок. Однако использование их показаний в качестве доказательств налогового правонарушения по завершенной проверке суды признают неправомерным, а доказательства — недопустимыми. Это подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.09.2012 N А33-20819/2011, постановление ФАС Московского округа от 16.07.2010 N КА-А40/7035-10, постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-2248/2009 и др.).

Вышеуказанные доказательства являются допустимыми, если налоговый орган принял все необходимые меры для их получения в пределах своих полномочий в ходе налоговой проверки. Кроме того, при рассмотрении материалов проверки инспекция вправе исследовать также документы, полученные в установленном порядке до ее начала. Аналогичный вывод сделан ВАС РФ (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Истребование документов вне рамок проверки: представлять или нет?

Видео (кликните для воспроизведения).

В последнее время налогоплательщики все чаще и чаще сталкиваются с проблемой, когда налоговый орган направляет в их адрес Требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ.

Читайте так же:  Имущественный вычет повторное получение

Возникает вопрос: «А что это такое?»

Есть камеральные налоговые проверки. Вроде все понятно. Истребовать документы в этом случае могут.

Есть выездные налоговые проверки. Здесь тем более могут истребовать.

А что это за форма такая «вне рамок налоговой проверки?»

Как реагировать на такое требование? Представлять документы и информацию или нет?

Забегая вперед скажу, что истребование документов вне рамок налоговой проверки — это фактически предпроверочный анализ деятельности компании, когда налоговики только собирают документы о компании и пока еще не приняли решение о проведении в отношении компании проверки (выездной или камеральной).

Предусмотрена ли ответственность за непредоставление документов вне рамок налоговой проверки?

Ответственность предусмотрена.

Это статья 126 НК (200 рублей за каждый непредставленный документ), а за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации — ст. 129.1 НК — штраф 5 000 рублей.

Но что это за процедура «вне рамок налогового контроля»? Не получается ли так, что теперь налоговики могут в любой момент запросить у налогоплательщика любые документы и проводить вне рамок налоговой проверки фактически камеральную или выездную?

Давайте вместе прочитаем ч. 2 ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Ключевые слова: «обоснованная необходимость», «получение документов (информации) относительно конкретной сделки».

То есть в Требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

И как эти признаки определить на практике? Обратимся к критерию истины — судебной практике.

Предприятие отказалось предоставить по запросу документы. Налоговый орган привлек предприятие к ответственности в виде штрафа.

Суд вынес решение: требование частично удовлетворено, поскольку решение и требование, принятые инспекцией, не соответствуют положениям НК РФ, в первоначальном требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы и в связи с чем запрашивается информация в отношении юридического лица, поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Обратите внимание, что сказал, суд: «. поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки. »

Здесь так же налогоплательщик получил требование представить первичные документы по сделкам с контрагентом.

Не представил. Его привлекли к ответственности. Обжаловал.

В удовлетворении заявления налогоплательщика отказано, суд сделал вывод: у налогового органа вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения информации относительно сделок контрагента налогоплательщика, требование содержит необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам.

Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 сделан следующий вывод о том, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

Удовлетворяя жалобу налогоплательщика суд указал, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам. Далее суд указал, что в оспариваемом требовании поименованы в том числе конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Для полноты картины прочитаем выдержку из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года по делу № А09-72215/2016, в котором суд очень хорошо расписал, а что собственно должно быть указано в Требования.

Вот что написал суд:

«Из содержания оспариваемого требования следует, что налоговым органом у Общества затребована информация, касающаяся деятельности ООО «Управляющая компания „БЗКПД“ относительно конкретной сделки, а именно договора от 01.09.2015 N ТД/НГ/18. Кроме того, в указанном требовании имеется ссылка на счета от N 88 от 19.10.2015, N 39 от 02.09.2015 с конкретным назначением платежа.

Также в оспариваемом требовании имеется указание на то, что необходимость в представлении информации возникла вне рамок проведения налоговой проверки.

Исходя из вышеизложенного суд обоснованно посчитал, что требование о представлении документов (информации) от 06.04.2016 N 51675 соответствует положениям статьи 93.1 НК Российской Федерации, поскольку содержит номер и дату договора (N ТД/НГ/18 от 01.09.2015), сведения о том, что оплата по договору производилась за щебень и указание контрагента ООО Управляющая компания „БЗКПД“, с которым заключен данный договор.

Все вышеуказанные сведения позволяют налогоплательщику определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемую информацию. Содержание требования носит однозначный, понятный характер, что не позволяет сделать вывод о его неисполнимости или наличии каких-либо затруднений с уяснением содержания документа.

Отклоняя довод заявителя о том, что вынесение требования вне мероприятий налогового контроля противоречит закону вне зависимости от конкретизации сделки, суд апелляционной инстанции исходит из того, что право налоговых органов запрашивать информацию вне рамок проведения налоговых проверок прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ».

Ну, а теперь, общий вывод (при каких условиях следует представить документы, в случае, когда вы получили Требование вне рамок проведения налогового контроля):

  1. Следует оценить Требование с учетом сказанного выше на предмет его законности: оно должно быть вынесено вне рамок налогового контроля и у налогового органа должна была быть обоснованная необходимость.
  2. Далее, определить (найти) в Требовании ссылку на договор, период его заключения и указание на контрагента.
  3. Документы передаем только те, которые указаны в Требовании. Не стоит передавать документы, которые не указаны в требовании. Если же у вас требуют информацию — передаем информацию, а не документы.
  4. Необходимо сравнить перечень запрашиваемых документов, и, если ваша инспекция попросила документов побольше — передаем ровно те документы, которые указаны в первоначальном Требовании.
  5. Если у вас затребовали документы в очень большом объеме, и вы не в состоянии такой объем подготовить — пишите ходатайство о продлении срока представления документов.
  6. Если вас мучают сомнения — представлять или не представлять конкретные документы — вы можете обратиться письменно в ИФНС за разъяснением. Не стоит молчать. Лучше уточниться. И затем принять адекватное решение в соответствии со сложившейся практикой и реакцией судов.
Читайте так же:  Соглашение об избежании двойного налогообложения с францией

Налоговый контроль по-новому: камералки, допрос свидетеля, истребование документов

03.09.2018 вступил в силу Федеральный закон № 302‑ФЗ, который в том числе меняет подходы к отдельным вопросам налогового администрирования. Первоочередными мерами, по мнению разработчиков новшеств, являются:

– сокращение сроков камеральных проверок;

– изменение предмета повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации;

– введение новой процедуры оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Об этих и других новшествах налогового законодательства – в предложенном материале.

Новый срок камеральной проверки – два месяца

Теперь камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течениедвух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом для иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, сроки камеральной проверки декларации по НДС остались прежними – шесть месяцев.

Но в этой «бочке меда» есть и «ложка дегтя». В случае если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС (за исключением камеральной налоговой проверки декларации по НДС, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Новые положения п. 2 ст. 88 НК РФ применяются в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу Федерального закона № 302‑ФЗ, то есть после 03.09.2018.

При этом вызывает вопросы норма о продлении до трех месяцев камеральной проверки декларации по НДС в случае установления налоговиками признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. То есть речь идет не о нарушениях, которые выявлены в ходе камеральной проверки, а о «признаках, указывающих на возможные нарушения». Законодатель не определяет понятие данных признаков, соответственно, налоговики будут трактовать его по‑своему. Судя по всему, если налоговикам лишь что‑то «померещится», то срок проверки будет продлен.

Кстати, нет и механизма продления срока до трех месяцев: как налогоплательщик узнает об этом? Будет ли он уведомлен о причинах продления? Установлено только, что решение о продлении срока камеральной проверки принимается руководителем налогового органа или его заместителем. При этом ничего не сказано о том, что данное решение будет направляться и в адрес налогоплательщика.

Уточненная декларация: новый предмет проверки

Законодатель изменил предмет повторной проверки: теперь предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Таким образом, как и ранее, в случае представления уточненной декларации с уменьшенной суммой налога может быть проведена повторная выездная налоговая проверка. Но если раньше был ограничен проверяемый период – это был период, за который представлялась «уточненка», то теперь установлен предмет проверки – данные, которые повлияли на уменьшение суммы налога или увеличение убытка, что логично. Соответственно, налоговики смогут теперь проверять только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, измененных в уточненной декларации.

Такого подхода придерживались судебные инстанции, с которыми впоследствии согласились и налоговики (Письмо ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979): в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09 предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе проверки, проводимой на основании абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ, не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с указанной корректировкой. Теперь данный подход закреплен законодательно.

Решение суда

Суд отказался поддержать налогоплательщика, сославшись на положения пункта 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57. В нем разъяснено следующее. Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ, на период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия инспекции по истребованию документов, а также приостанавливаются действия контролеров на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у последнего документов. Таким образом, сделал вывод суд, статья 89 НК РФ не запрещает допрашивать свидетелей (не являющихся работниками налогоплательщика) в период приостановления налоговой проверки.

Напомним, что похожая позиция выражена в письме Минфина России от 05.05.11 № 03-02-07/1-156. По мнению чиновников, в период приостановления проведения выездной проверки инспекторы вправе вызывать свидетелей в помещение налогового органа для дачи ими показаний. При этом в качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, в том числе и работник проверяемой организации (см. «Во время приостановления выездной налоговой проверки налоговики вправе вызывать свидетелей для дачи показаний»).

Читайте так же:  Санкции за совершение налоговых правонарушений

ИФНС не вправе использовать показания свидетеля, допрос которого был проведен после завершения налоговой проверки

Налоговики могут проводить допросы свидетелей налогового правонарушения в любое время — до, во время и после налоговой проверки. Однако в настоящее время суды принимают только те доказательства, которые были получены от свидетелей в рамках налоговой проверки. Об этом сообщает ФНС России в письме от 23.04.14 № ЕД-4-2/[email protected]

Специалисты налогового ведомства напоминают, что свидетелем может быть любое физическое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства налогового правонарушения, за исключением:
– лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
– лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор).

Свидетели могут быть вызваны налоговиками для дачи показаний (ст. 90 НК РФ). При этом в Налоговом кодексе нет запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок. Однако, как отмечают в ФНС, арбитражные суды признают недопустимым использование свидетельских показаний, которые были получены после завершения налоговой проверки. Основание — статья 68 АПК РФ «Допустимость доказательств». Она гласит, что обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Показания свидетеля будут признаны допустимым доказательством лишь в случае, если инспекция приняла все необходимые меры, чтобы провести допрос в рамках налоговой проверки. Говоря о допустимости доказательств, в ФНС отмечают, что налоговики на основании пункта 4 статьи 101 НК РФ вправе исследовать документы, полученные до начала налоговой проверки. Такой вывод содержится в пункте 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ».

Вопрос: Правомерно ли проведение допроса свидетеля вне рамок выездной налоговой проверки? Могут ли проверяющие использовать протокол данного допроса в качестве доказательства совершенного налогового правонарушения? («Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение», N 4, июль-август 2014 г.)

Правомерно ли проведение допроса свидетеля вне рамок выездной налоговой проверки? Могут ли проверяющие использовать протокол данного допроса в качестве доказательства совершенного налогового правонарушения?

Нормы налогового законодательства не содержат запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок. Однако вопрос использования их результатов в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения может быть решен судами по-разному в зависимости от обстоятельств дела.

Обоснование. В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Как указала ФНС в Письме от 23.04.2014 N ЕД-4-2/[email protected], Налоговый кодекс не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок. По мнению ведомства, полученные доказательства признаются допустимыми только в случае принятия налоговым органом всех необходимых мер для их получения в рамках налоговой проверки. Использование их в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения по уже завершенной налоговой проверке признается судами неправомерным, такие доказательства — недопустимыми в силу ст. 68 АПК РФ (см., к примеру, постановления ФАС ВСО от 30.08.2012 N А10-3391/2011, ФАС МО от 23.11.2010 N КА-А40/14198-10, от 16.07.2010 N КА-А40/7035-10).

Необходимо иметь в виду, что после завершения проверки инспекция вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе для проведения допросов свидетелей (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). Полученные при этом показания свидетелей будут являться допустимыми доказательствами.

Как указал ФАС ВСО в Постановлении от 10.09.2012 N А33-20819/2011, если налоговики в период проверки направили поручение о допросе свидетеля другому налоговому органу (по месту проживания свидетеля), а протокол проведенного впоследствии допроса датирован днем, который выходит за пределы срока проверки, то данный протокол может также быть принят в качестве доказательства.

Кроме того, налоговый орган в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать документы, полученные до ее начала. Аналогичный вывод содержится в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, в котором высшие арбитры указали на правомерность использования доказательств, полученных в установленном налоговым законодательством порядке до начала проверки (см. также Постановление ФАС ЗСО от 28.11.2013 N А27-21787/2012).

Итак, согласно официальной позиции и сложившейся арбитражной практике проведение допроса свидетеля вне рамок выездной налоговой проверки считается правомерным, а использование протокола в качестве доказательства совершенного налогового правонарушения допустимым:

— до начала проверки;

— после окончания проверки в рамках дополнительных мероприятий.

Недопустимыми доказательствами совершенного налогового правонарушения могут быть признаны допросы, полученные после окончания проверки без назначения допмероприятий.

«ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение», N 4, июль-август 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства «Аюдар Инфо»

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО «Аюдар Инфо»

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Видео (кликните для воспроизведения).

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Источники

Допрос вне рамок налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here