Чем занимается выездная налоговая проверка

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Чем занимается выездная налоговая проверка" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).
Читайте так же:  Земельный налог арендованного участка

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Основания для выездной налоговой проверки

Среди бухгалтеров с давних пор периодически появляется слух, что в УФНС есть файл о планируемых на ближайшие год или три налоговых проверках. Некоторые отчаянные головы пытаются раздобыть его, но ничего не выходит. Потому что на самом деле такого файла нет.

К слову, выездная проверка не планируется в Москве, она инициируется местной инспекцией, которая назначает ее по итогам полученных данных. Давайте рассмотрим, какие данные могут к этому привести.

Почему я?!

Выездная проверка дело дорогостоящее для инспекции – практически на год несколько инспекторов выпадают из работы в отделе и находятся в офисе проверяемой организации. Примерно лет семь назад, проверки проводились следующим образом: инспектор приходил в фирму, находил ошибки, начислял штрафы и получал процент от начисленных штрафов. Вот только в 50% случаев получить начисленное не удавалось. Надо учитывать, что проверка стоит денег не только налогоплательщику, но и ФНС. В Должностном регламенте ФНС, который утверждает начальник инспекции или управления по соответствующему региону, установленно, что инспектор должен быть оштрафован за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Какие инспекторам платят премии, мы не знаем – все это находится в документах под грифом «Для служебного пользования». Но согласно вышеупомянутому регламенту проверяющих обязали приносить деньги в бюджет, а не просто начислять налоги и штрафы.

Из всего этого следует, что инспектор придет к тому, кто способен заплатить. Пусть у «Рога и копыта» ошибок больше, чем в диктанте у двоечника, но, если у них за последние годы одни убытки, на счетах деньги появляются нерегулярно, да и те быстро уходят на оплату долгов, то идти к ним нет никакого смысла – с них нечего взять. Но то, что у вас прибыльный бизнес, еще не значит, что инспектора сбегутся к вам, для этого все же нужны основания. Ради 10 000 руб. штрафа к фирме, скорее всего, не придут.

Меры предосторожности

Почти для каждой компании назначение выездной налоговой проверки ассоциируется с большими испытаниями и доначислениями. Как показывает практика, для налогоплательщиков, действующих по определенным правилам, не составит труда избежать оплошностей и успешно пройти проверку. Для этого необходимо, в первую очередь, регулярно оценивать риски для своего бизнеса и предпринимать необходимые действия для их минимизации.

Для качественной оценки рисков налогоплательщик может привлечь аудиторов и экспертов, а также провести аналог выездной налоговой проверки. Эту услугу оказывают многие аудиторские фирмы, и она представляет собой нечто вроде «генеральной репетиции» налоговой проверки. Такие услуги включают в себя, как правило, анализ и обнаружение налоговых рисков, а также проработку мероприятий по их нейтрализации. Основная цель таких мероприятий – поиск и предварительное устранение ошибок.

Что же такое налоговые риски, и чем они грозят организации? Это, как правило, неблагоприятные последствия, выражающиеся в:

  • доначислениях налогов, штрафов и пеней;
  • аресте банковского счета;
  • назначении выездной налоговой проверки.

Необходимо внимательно проверять контрагентов и следить за тем, чтобы имеющаяся у нас информация всегда была актуальна. Для этого можно воспользоваться базами ФНС и сервисами от фирмы «1С» («1С:Контрагент» и «1СПАРК Риски»). Важно помнить, что документы, подтверждающие должную осмотрительность налогоплательщика, должны быть непременно на бумажных носителях, поскольку отсутствие таковых определенно скажется негативно на результатах налоговой проверки.

Для контроля за сделками разного рода можно также разработать специальный регламент проверки контрагентов и не забывать сохранять доказательства реальности сделок. Составление такого регламента можно поручить квалифицированному консультанту. Кроме того, не стоит забывать и об экономическом обосновании сделок. Очень важно уметь доказать наличие деловой цели в каждой сделке с любым из ваших контрагентов. Доказать деловую цель могут:

  • лучшие цены;
  • выгодные условия (наличие скидок, бонусов);
  • известность поставщика;
  • отсутствие альтернативных поставщиков;
  • давние отношения с контрагентом и др.

Такая подготовка дает организации возможность минимизировать налоговые риски, а также поможет выстроить надежную линию защиту при дальнейшем разборе возражений в любом органе.

Как это будет происходить?

Этапы выездной проверки не определены НК, однако, они вытекают из самой логики процесса. Рассмотрим все этапы ВНП подробнее.

Читайте так же:  Узнать задолженность по налогам по фио

Схематично:

1. Включение в план

ИНФС выбирает «счастливчиков», которым вскоре предстоит прием «гостей в галстуках». Выбираются они не случайным путем, а исходя из результатов их камеральных проверок: придут к тем, кого можно подозревать в неточностях соблюдения НК. Поводом для включения в план может быть и информация из внешних кругов: от других госорганов, жалоб юридических или физических лиц.

2. Разработка программы

Для каждого проверяемого налоговики разрабатывают индивидуальный «сценарий» ВНП, в соответствии с которым выбираются:

  • вид проверки (тематическая или комплексная);
  • ее предмет;
  • период, подлежащий изучению;
  • состав комиссии;
  • проверочные мероприятия и др.

На этом этапе определяется, какого рода информацию надо найти, чтобы она послужила подтверждением имеющихся подозрений, а также предварительно предполагается, нужно ли будет приглашать экспертов, правоохранителей, переводчиков и т.п.

3. Оформление назначения

Руководитель ИНФС или его заместитель подписывает назначение ВНП с обязательными пунктами:

  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации (или ФИО физлица);
  • сформулированный предмет проверки;
  • ограничение проверяемого периода;
  • полная информация о проверяющих (ФИО и должности).

ВАЖНО! Если хотя бы 1 пункта будет недоставать, это повод оспорить законность проверки и ее результаты.

4. Проведение непосредственно проверки

В ходе ВНП налоговики ищут подтверждение и доказательства правонарушения по НК, которое они предположили в ходе предпроверочной подготовки. Для этого они вправе производить следующие процедуры в любом комплексе:

5. Выписка справки

Окончание ВНП знаменуется составлением документа по форме 1165010 – справки о том, что проверка была проведена в указанные сроки. Дата выписки справки является той точкой, от которой идет отсчет двухмесячного срока, выделяемого законом для составления акта. Справка дается на руки проверяемому.

6. Оформление акта о результатах ВНП

Ст. 100 НК четко регламентирует этот этап проверки. В акте об окончании выездной проверки обязательны следующие данные:

  • реквизиты предприятия или ФИО ИП, адрес, по которому производилась проверка;
  • ФИО и должности ревизоров;
  • дата и № назначения проверки, выписанного налоговой;
  • предмет ВНП, проверяемый период;
  • перечень изученных документов (с датой их предоставления);
  • сроки проверки (дата старта и финала);
  • список проведенных мероприятий;
  • факты выявленных налоговых нарушений;
  • выводы и предписания по их устранению.

Приложением к акту будут документальные подтверждения обнаруженных фактов.

К СВЕДЕНИЮ! Если в доказательной документации содержится охраняемая законом тайна или персональные данные физлиц, то вместо таких документов прилагаются заверенные ИНФС выписки из них.

7. Возможность оспорить результаты

Налогоплательщик может не согласиться с выводами акта. Для этого он в письменном виде должен предоставить свои возражения в налоговую, для чего ему дается 15 дней. Возражения будут рассмотрены, а предприниматель приглашен для участия в их оценке и сверке с материалами проверки (это произойдет в течение 10 дней, возможно продление максиму на месяц).

8. Вынесение итогового решения

Если факты нарушения установлены и доказаны, руководитель налоговой выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. В результате предприниматель получит штраф, не исключающий выплату недоимок по налогам.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Теоретически решение может быть и об отказе в привлечении к ответственности. Но практически выездная проверка всегда дает результат. Предпроверочная работа инспекторов гарантирует небеспочвенность возникших подозрений. К вам пришли – значит, что-то найдут.

Это решение набирает законную силу через декаду после вручения проверяемому.

9. Апелляция

Налогоплательщик может в течение 10 дней (до вступления решения в силу) опротестовать его в вышестоящих налоговых органах полностью или частично.

Обязанности проверяемого

Попавший под ВНП предприниматель должен обеспечивать ревизорам возможность для ознакомления с документацией и не препятствовать в других мероприятиях.

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»

Выездная проверка: права и обязанности организации

Далеко не каждый бухгалтер в своей карьере сталкивается с выездной проверкой. Однако никто от нее не застрахован. А если уж инспектор приходит в организацию для проведения подобного мероприятия, то количество забот у бухгалтерии возрастает в разы, и неподготовленные бухгалтеры с ними вряд ли справится. Так что знать права инспектора и обязанности компании при выездных проверках не помешает, даже если применить эти знания на практике и не придется.

К кому придут

Видео (кликните для воспроизведения).

Очевидно, что проводить выездные налоговые проверки у каждого налогоплательщика невозможно налоговикам не хватит ни сил, ни времени. Да и запреты с ограничениями, о которых мы расскажем чуть ниже, не способствуют тотальному выездному контролю. Поэтому выездные проверки проходят лишь у «избранных» налогоплательщиков. К чести налоговых органов надо заметить, что они давно уже перестали делать секрет из тех критериев, которые ложатся в основу отбора «счастливчиков». Любой желающий может ознакомиться с документом под названием «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» (утверждены приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected]).

Из этого документа следует, что основными кандидатами для выездных проверок будут компании, показатели деятельности которых отклоняются от «средней температуры по больнице». Например, заработная плата персонала ниже, чем у персонала других компаний той же сферы деятельности. Или компания постоянно заявляет большие суммы вычетов по НДС. Либо сумма уплаченных налогов слишком уж несоразмерна с оборотом средств, проходящих через счета организации.

Кроме этого, под прицел могут попасть компании, которые пренебрегают общением с налоговыми органами (не представляют затребованных пояснений или объяснений), часто переезжают, ведут деятельность через посредников и т.п.

Кого пускать

О назначении выездной налоговой проверки налогоплательщик, как правило, узнает от пришедших с этой самой проверкой контролеров. Они должны предъявить руководству организации свои служебные удостоверения, а также решение о проведении выездной проверки. Причем, с последним документом инспекторы должны ознакомить руководителя организации (или другого уполномоченного уставом или доверенностью сотрудника) под роспись. А вот про обязанность вручить налогоплательщику копию решения о проведении проверки Налоговый кодекс не говорит. Поэтому прежде чем поставить подпись об ознакомлении с решением, надо обязательно проверить следующие данные:

— решение вынесено именно в отношении вашей компании, то есть правильно указаны ее наименование (как полное, так и сокращенное) и ИНН/КПП;
— решение вынесено именно «вашей» налоговой инспекцией;
— в решении перечислены фамилии инспекторов, которые будут проводить проверку и эти фамилии совпадают с фамилиями тех, кто пришел с проверкой;
— в решении указано какие именно налоги будут проверять, либо указано, что проверка будет по всем налогам и сборам;
— в решении указан период, за который будут проверять налоги;
— решение подписано руководителем или заместителем руководителя инспекции, либо лицом, выполняющим их обязанности (в случае сомнения, можно позвонить в инспекцию и уточнить данную информацию);
— на решении стоит гербовая печать инспекции.

Читайте так же:  Налоги при дарении комнаты

Куда пускать

В действующей редакции Налогового кодекса прямо не зафиксирована обязанность организации предоставлять проверяющим для работы специальное помещение. В Кодексе говорится: если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ). Из этого следует, что предоставление помещения под проверку все же входит в компетенцию проверяемого, но каких-либо требований к этому помещению кодекс не устанавливает. Более того, даже если налогоплательщик не предоставит такого помещения, каких-либо неблагоприятных последствий не будет. Правда, при условии, что непредставление помещения вызвано объективными причинами (п. 1 ст. 89 НК РФ). В противном случае можно говорить уже о воспрепятствовании проверке, а это влечет штраф по ст. 19.4 КоАП РФ.

Инспекторы могут производить осмотр производственных, складских и торговых помещений налогоплательщика. Кроме того, проверяющие могут поинтересоваться и другими помещениями и территориями, которые организация использует для извлечения дохода, или теми, на которых содержатся объекты налогообложения (п. 13 ст. 89 НК РФ). Тут важно помнить, что осмотр любых помещений проводится в присутствии налогоплательщика, под протокол и с участием понятых (ст. 92 НК РФ). В противном случае использовать полученную информацию для доначисления налогов и штрафов инспекторы не смогут (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Что проверят

В рамках выездной проверки инспекторы могут проверять любые документы налогоплательщика, относящиеся к тем налогам, которые указаны в решении о проведении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик обязан обеспечить ознакомление контролеров с подобными документами (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание, что на территории налогоплательщика инспекторы вправе изучать подлинники документов, но выносить их за пределы организации они могут, только если оформили протокол выемки данных документов (п. 14 ст. 89 НК РФ).

Подбирая документы для предоставления их инспекторам, надо помнить о периоде проверки, указанном в решении. Период проверки не может превышать трех календарных лет, не считая текущего налогового периода (п. 4 ст. 89 НК РФ). Проще говоря, в 2009 году инспекторы могут проверить как текущий год, так и периоды 2008-2006 годов. Причем, глубина проверки не зависит от того, какой именно налоговый период установлен для проверяемого налога. Ведь в норме Налогового кодекса, которая устанавливает глубину проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ), речь идет именно о календарных годах. То есть о периоде с 1 января по 31 декабря (ст. 6.1 НК РФ). Так что в 3 квартале 2009 года инспекторы вполне могут назначить выездную проверку по НДС за 2 квартал 2006 года.

Помимо запрета на проверки за пределами трехлетнего срока, Налоговый кодекс установил и другие ограничения. Так, налоговики не вправе проверять налоги и периоды, которые уже однажды были предметом выездной проверки (п. 5 ст. 89 НК РФ). Это значит, что если в конце 2007 года инспекторы уже проводили выездную проверку по НДС и изучали документы вплоть до 3 квартала, то в 2009 году они могут проверить НДС только начиная с 4 квартала 2007 года.

Как долго будут проверять

Теперь в Налоговом кодексе установлены четкие сроки, в которые должны уложиться проверяющие. Так, по общему правилу, выездная налоговая проверка должна закончиться в течение двух месяцев с даты вынесения решения о ее проведении (п. 6 и п. 8 ст. 89 НК РФ). Окончание проверки фиксируется специальной справкой, после составления которой инспекторы уже не могут проводить контрольные мероприятия и появляться на территории организации*.

Налоговый кодекс также устанавливает механизмы продления или приостановления срока проверки. Так, если инспекторы назначили и экспертизу, встречную проверку, либо запросили документы за границей, то руководитель инспекции может вынести решение о приостановлении проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Во время приостановления инспекторы не имеют права появляться на территории организации, требовать документы и т.п. Другими словами, приостановление проверки означает прекращение всех контрольных мероприятий, кроме того, которое послужило причиной приостановления — например, экспертизы или встречной проверки.

Что касается продления сроков проверки, то решение об этом принимает вышестоящий налоговый орган по мотивированному ходатайству инспекторов. Так, Управление ФНС по субъекту Федерации может продлить срок проверки сначала до 4 месяцев, а потом (по повторному ходатайству) до 6 месяцев. Дальнейшее продление сроков уже не допускается. Все доказательства, полученные за пределами этих сроков, будут недействительными (п. 6 ст. 89 и п. 4 ст. 101 НК РФ).

Завершение проверки

Как уже упоминалось, окончание проверки фиксируется специальной справкой, где налоговый орган указывает предмет проверки и ее реальные сроки. Данная справка вручается налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ). В дальнейшем на основании этой справки инспекция составляет акт проверки, где указываются все выявленные нарушения, а также предложения по их устранению. Акт также вручается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ). С момента получения этого акта у организации появляется возможность обжаловать результаты проверки. О том, как это сделать читайте в следующей статье «Как бороться с доначислениями».

__________
* Единственное исключение — вынесение решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которые фактически возобновляют проверку. Эти мероприятия не могут длиться более месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Что такое выездная налоговая проверка

ФНС РФ старается заниматься проверками только недобросовестных компаний, поскольку физически не может уделить внимание абсолютно всем налогоплательщикам. Однако поводов заподозрить вашу организацию в недобросовестности очень и очень много.

Признаки выездной налоговой проверки (ВНП)

НК РФ не дает определения ВНП, в ст. 89 можно выделить комплекс признаков, по которым ее можно квалифицировать именно так:

  • проводится там, где осуществляет свою деятельность предприниматель;
  • ее предметом является правильность вычисления или факт неуплаты конкретного налога или сбора (п.2 ст.89);
  • проверка может охватить максимум трехлетний период деятельности организации, не считая текущего года;
  • она может длиться до 60 дней со времени решения о ее назначении (в оговоренных законом обстоятельствах срок могут продлить до 4-6 месяцев).
Читайте так же:  Статья возврата налога за обучение

СПРАВКА! Если у проверяемого отсутствует территория, где он может принять ревизоров, например, деятельность осуществляется в жилом помещении или на базе частного владения, проверку придется провести на базе ИНФС.

Лимиты для проверяющих

НК запрещает налоговикам:

  • выезжать с проверкой по одинаковым поводам дважды и более за отчетный период;
  • беспокоить предпринимателей ВНП больше 2 раз за календарный год;
  • выискивать дополнительные нарушения, не относящиеся к зафиксированному в постановлении предмету проверки;
  • «копать» в прошлом, более глубоком, чем трехлетний период (за исключением особых случаев, отмеченных в НК).

Сценарии выездных проверок

Сценариев выездных проверок всего два: проверка на работу с недобросовестными поставщиками и дробление бизнеса. Рассмотрим их более подробно.

Пример 1

Работа с недобросовестными поставщиками.

Чаще всего с этим сталкиваются организации и ИП, работающие с грузоперевозками. Если вам регулярно приходится обращаться к услугам сторонних перевозчиков, то будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с работой с фирмами-однодневками. ФНС обязала нас проверять своего контрагента на добросовестность (общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утвержденный Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Но если требуется перевезти много грузов и в короткие сроки, то иногда можно не успеть всех проверить или соблазниться ценой, которая существенно ниже, чем у конкурентов.

Допустим, несколько раз за квартал организация приобретала услугу по перевозке у одного поставщика, потом у другого, подобного первому, а через время выяснилось, что это были фирмы-однодневки, которые со своих оказанных услуг налогов не платили, отчетность не сдавали. В ходе камеральной налоговой проверки (подтверждение расходов по налогу на прибыль) организации может прийти требование из налоговой, о том, что у нее есть счет-фактура, а у поставщика нет. В одном случае могут быть поданы документы, в которых указано, что были расходы, только вот такой организации уже нет и она никаких налогов не заплатила с этой сделки; во втором случае, может быть предоставлена счет-фактура, а поставщик, оказывается, вообще не сдал декларацию, и все попытки его разыскать заканчиваются ничем.

Можно несколько раз «обжечься» таким образом. Даже если фирма выиграет дело в суде против инспекции по нескольким сделкам, в ИФНС все равно будет собрана пухленькая папка, в которой будут учтены все такие сделки, и по их совокупности организацию могут счесть практикующей уход от налогов. И если в ходе камеральных проверок выявлено столько нарушений, то при выездной проверке у организации точно можно найти, что требуется, и получить деньги для бюджета.

Пример 2

Дробление бизнеса.

Вот тут нужно учесть тонкую грань между дроблением бизнеса и реальной необходимостью в работе нескольких фирм. Если вы занимаетесь продажей запчастей, кто-то из ваших родственников по рыночной цене сдает вам в аренду торговую площадь, кто-то занимается доставкой, опять же по рыночным ценам, то это не схема. Тут все обосновано, нет дублирования услуг, завышения сумм оказания услуг для уменьшения налоговой базы, тоже нет.

Или, допустим, у фирмы есть магазин на ЕНВД. Налог рассчитывается от площади, которая весьма велика – 150 кв.м (согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ — это лимит для применения ЕНВД). Не стоит при этом разбивать торговый зал на три ИП (условно «на себя, жену и сына»), потому что торговый зал один, торгуют там одни и те же лица, везде одно и тоже оформление, сразу видно, что магазин один, а не три разных. Это уже схема дробления бизнеса, и фирму сразу же снимут со спецрежима и доначислят налог, и штраф тоже выпишут.

В Интернете часто можно встретить заголовки «Легальная схема для резкого уменьшения налогов», но надо помнить, что у ИФНС есть предельные значения налоговой базы в среднем по отрасли для каждого региона и по каждому налогу. Если организация из квартала в квартал будет ходить по грани, ни к чему хорошему это не приведет. К тому же, у ФНС есть доступ к базам банков, ФМС, ГИБДД, ФСС, таможни, не считая арсенала самой ФНС, поэтому утаить что-либо очень сложно. Инспектор, скорее всего, будет знать, что и в какой сумме унаследовала 10 лет назад троюродная племянница жены соучредителя фирмы.

Прочее критерии

Навести инспектора на мысль о проверке могут и другие факторы. По отдельности они мелкие и особой опасности налогоплательщику не несут, а вот в совокупности дают повод наведаться к вам. Уже упомянутая низкая налоговая нагрузка (Приказ ФНС № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007) может стать одним из оснований для выездной проверки, за этим стоит следить. Пределы налоговой нагрузки можно узнать на сайте ФНС (nalog.ru). Все предельные значения – по заработной плате (минимальный размер), по предельным нормам спецрежимов или расходам ИП (расходы практически полностью перекрывают доходы) – лучше устранить.

Если у фирмы в течение года идут убытки, и она ничем не может это объяснить – тем, например, что осваивает новые рынки сбыта, из-за чего товар продается по низкой цене, покупает дорогое оборудование, работа сезонная и прочее, – то организации следует мобилизовать силы и устранить проседание бизнеса. Иначе инспекция заинтересуется, зачем они ведут убыточную деятельность.

Бывает и такое: выручка у компании большая, а сотрудников два или три человека. Может, они стахановцы, но, скорее всего, тут что-то нечисто.

Еще привлечь внимание может частая сдача корректировочных деклараций, но этим страдают многие добропорядочные организации, и инспекция может закрыть на это глаза. Однако этим все равно лучше не увлекаться: если фирма не пострадает от инспекции, так потенциальный покупатель, проверяя организацию на благонадежность, увидит большое количество уточненок и может решить, что это ненадежный деловой партнер.

Читайте так же:  Имущественный вычет бывшим супругом

Если ваша организация соответствует указанным выше критериям, это еще не означает, что угроза неотвратима. Нужно только подтвердить все операции документально и обосновать правомерность своих действий.

Надежда Игнатьева, и.о. заместителя начальника отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выездная налоговая проверка

Любой бизнес подконтролен государственным органам. Налоговая проверка предусматривает контроль соблюдения налогового кодекса, то есть качественное выполнение предпринимателями функций налогоплательщика. Одной из форм такого контроля является выездная проверка.

Какими бывают ВНП

В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:

  • плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
  • внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.

В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:

  • тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
  • комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.

Полная классификация выездных налоговых проверок показана ниже:

Зачем нужны выездные проверки

Представители ФНС утверждают, что их главная задача – создание таких условий существования, когда для организаций не останется другого выбора, кроме как действовать в рамках НК РФ. Для контроля деятельности организаций налоговые органы осуществляют камеральные проверки, под которые попадают абсолютно все налогоплательщики. В случае, если в ходе такой проверки к организации возникают какие-либо вопросы или выявляются ошибки в отчетах, назначается выездная налоговая проверка. Каждый раз методы проведения налоговиками проверок меняются. Сейчас внимание налоговиков направлено прежде всего на изучение финансово-хозяйственной деятельности организации, а значит, стоит задуматься о дополнительных мерах предосторожности в этой сфере и научиться самостоятельно оценивать риски для своего бизнеса.

Ход выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Затем об этом решении сообщают организации-налогоплательщику и просят предоставить документы за проверяемый период. Данные документы организация предоставляет в надлежаще оформленном виде. Выездная налоговая проверка проводится непосредственно на территории налогоплательщика. Продолжительность проверки, как правило, составляет два месяца, хотя предусмотрена возможность ее продления на четыре (в редких случаях шесть) месяцев, если имеют место следующие условия:

  • организация относится к крупнейшим;
  • в организации более четырех обособленных подразделений;
  • налогоплательщиком не предоставляет требуемых документов;
  • в ходе проверки получены данные, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства;
  • имеют место какие-либо форс-мажорные обстоятельства на месте проведения проверки и др.

Сотрудники ФНС, проводящие выездную проверку, имеют право:

  • осматривать территорию, помещения;
  • производить инвентаризацию;
  • опрашивать сотрудников организации;
  • вызывать налогоплательщиков в налоговые органы на основании письменного уведомления.

Во время выездной проверки нередки случаи сокрытия или уничтожения организациями документов, иных доказательств возможных нарушений. Поэтому, если налоговики допускают возможность таких действий со стороны налогоплательщика, вправе привлекать сотрудников полиции или же производить выемку документов самостоятельно.

Ко всем документам и другим данным, которые вы предоставляете проверяющим, следуют относиться очень внимательно, чтобы не допустить их несогласованности или даже противоречий. Все переданные вами документы, пояснения и регистры должны быть четко согласованы между собой. Вышесказанное подтверждает, что готовиться к выездной проверке нужно готовиться основательно.

Стоит также отметить, что к заявлениям о том, что документы сгорели, утонули или с ними произошло что-нибудь еще, налоговики воспринимают довольно настороженно. Скорее всего проверяющие тут же запросят у вас справки, подтверждающие данный факт или даже осмотрят место происшествия, чтобы удостовериться в правдивости ваших слов. На практике, если организация смогла доказать, что такая чрезвычайная ситуация на самом деле произошла, то штраф за непредставление документов ей не грозит. Однако и на этом все не заканчивается и, если вы доказали, что пожар или потоп действительно были, то придется потрудиться, чтобы доказать, что в результате него были утеряны именно требуемые документы. Существующая сейчас судебная практика показывает, что доказать, что в результате происшествия были утрачены именно требуемые документы, практически невозможно.

Выездные налоговые проверки могут неоднократно назначаться и приостанавливаться по решению руководителя налогового органа. Количество приостановлений законодательством не ограничено, однако их срок не должен превышать шесть месяцев. Это время можно использовать для проработки всех «зависших» вопросов с контрагентами. Однако и тут нужно оставаться предельно осторожными, поскольку налоговики предполагают возможные действия недобросовестных налогоплательщиков. Такие как, например, попытки согласовывать свои действия с контрагентами. ФНС вправе запросить у сотрудников полиции переписки с компьютеров и расшифровки телефонных разговоров.

В последний день проверки налогоплательщику вручается справка, в которой описаны предмет проверки и сроки проведения. Стоит особо внимательно контролировать даты начала, окончания проверки (учитывая приостановления), ведь несоблюдение налоговиками сроков может стать веским аргументом в вашу пользу, если вы решите оспаривать результаты выездной проверки.

Документом, подтверждающим завершение выездной проверки, является акт налоговой проверки. Он содержит в себе выводы, к которым пришли проверяющие, информацию о выявленных фактах нарушения налогового законодательства (документально подтвержденные) или об отсутствии таковых, и, кроме того, рекомендации по ликвидации обнаруженных правонарушений с указанием нормативных актов, в которых предусмотрены меры наказания за такие нарушения.

Если вы убеждены, что итоги налоговой проверки не соответствуют действительности, ущемляют ваши интересы или же сама проверка не соответствует правилам налогового законодательства, вы можете обратиться за помощью к налоговым консультантам. На самом деле, даже если вы так не думаете, обратиться к квалифицированным специалистам все же не будет лишним. Они помогут проанализировать акт налоговой проверки и заключить, стоит ли подавать на него возражение. Возражение налогоплательщик может подать в письменном виде в налоговый орган в течение двух недель с момента получения акта. Формулировать возражения нужно четко и последовательно, для точности можно также ссылаться на конкретные пункты акта.

Юлия Антонцова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ».

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники

Чем занимается выездная налоговая проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here