Борьба с уклонением от уплаты налогов

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Борьба с уклонением от уплаты налогов" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Верховный суд о налоговых преступлениях: что считается уклонением от налогов и кому грозит за это уголовное наказание

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Юрист

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

Уклонение от уплаты налогов: как государство усиливает контроль за нарушениями Налогового кодекса

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Формы уклонения от уплаты налогов

Понятие уклонения от уплаты налога.

Способы и средства борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Причины уклонения от уплаты налогов.

Формы уклонения от уплаты налогов.

«Уход от налогов», «уклонение от налогов», «избежание налогов», «обход налогов», «налоговая оптимизация», «налого­вое планирование» и т.д. — явление, кото­рое получило свое развитие одновременно с разрушением со­ветской системы экономики и формированием современной налоговой системы.

Уклонением (уходом) от уплаты налогов

можно назвать те или иные целенаправленные действия на­логоплательщика, которые позволяют налогоплательщику избежать или в той или иной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюд­жет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей (ст. 44, 45, 49- 51, 69 НК РФ).

Эти действия характеризуются следующими обязательны­ми признаками: во-первых, активными действиями налогопла­тельщика и, во-вторых, их направленностью на снижение раз­мера налоговых отчислений.

Субъект отноше­ний по уклонению от уплаты налогов должен действовать умышленно, заранее осознавая харак­тер своих действий, желая наступления определенных последствий и сознательно допуская их.

В этой связи необходимо отметить, что сами по себе не­умышленные, неосторожные действия (например, по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствую­щих работников), повлекшие за собой снижение налоговых выплат, не могут рассматриваться в качестве способов уклоне­ния от налогов, хотя по действующему налоговому законода­тельству налогоплательщик в этом случае не освобождается от ответственности.

Формы уклонения от налогообложения различны по своей правовой природе и достаточно многочисленны. Уклонение от налогообложения осуществля­ется в трех основных формах:

1. Непосредственно уклонение (уход) от уплаты налоговпредстав­ляет собой форму снижения налоговых и других платежей, при кото­рой налогоплательщик умышленно и незаконными способами умень­шает размер налогового обязательства.

Уход от уплаты налогов осуществляется посредством со­вершения налогоплательщиком налогового правонарушения или преступления, т. е. путем прямого нарушения налогового зако­нодательства. Действия налогоплательщика при уходе от упла­ты налогов незаконны и противоправны с самого начала. Они могут быть направлены как на снижение размера подлежащей внесению в казну суммы налогового платежа, так и на неуплату налога вообще. Уход от налогов чаще всего совершается в виде сокрытия (занижения) дохода (прибыли), сокрытия или неучета других объектов налогообложения, фальсификации бухгалтерского учета, несвоевременной уплаты налогов, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также посредством неправо­мерного использования налоговых льгот.

За совершение уклонения от уплаты налога законодательством предусмотрены виды ответственности: гражданско-правовая, административ­ная, уголовная и налоговая.

2. Обход (избежание) налогов— это форма минимизации налого­вых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следова­тельно, не уплачивает налог.

А) Правомерные действия предприятий и граж­дан:

— Воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, или от собственности на облагаемые объекты.

— Организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком. При данном способе налогоплательщик старается перейти в группу субъектов, кото­рые в силу законодательства не являются плательщиками того или иного налога.

Осуществление юридическим лицом деятельности, не подле­жащей в сипу закона налогообложению. В данном случае юриди­ческое лицо не будет являться налогоплательщиком в силу осо­бенностей объекта налогообложения.

— Осуществление юридическим или физическим лицом деятель­ности, доходы от которой не подлежат налогообложению, характеризуется, как и в предыдущем слу­чае, особенностью объекта налогообложения.

Б) Непра­вомерные способы, при которых снижение или избежание на­логов достигается незаконными действиями налогоплательщи­ков. К этой группе относятся два основных спосо­ба обхода налогов:

— осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации;

— осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах.

3

. Уклонение от уплаты налогов без нарушения законодатель­ства(налоговое планирование, налоговая оптимизация)—форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенап­равленных правомерных действии налогоплательщика, включаю­щих в себя полное использование всех предоставленных законо­дательством льгот и других законных приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов.

Уклонение от уплаты налогов без наруше­ния законодательства — это организация деятельности пред­приятия, при которой налоговые платежи сводятся к миниму­му на вполне законных основаниях.

Отсюда вытекает главное отличие уклонения от уплаты налогов без нарушения законодательства: нало­гоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, т. е. такие действия не имеют состава преступления или право­нарушения, а следовательно, не влекут неблагоприятных по­следствий, например, в виде уголовной или административной ответственности, как при уходе от уплаты налогов.

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 3122 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие и признаки налогового правонарушения. Способы и средства борьбы с уклонением от уплаты налогов

Способы и средства борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные по­следствия как для экономики, так и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходится ограничивать себя в расхо­дах. В настоящий момент пресечение попыток «твор­ческой неуплаты налогов» возведено в ранг государственной налоговой политики, является основным направлением деятель­ности многих государственных органов.

Читайте так же:  Срок подачи налога на имущество

Можно выделит пять основных способов и средств, с по­мощью которых государство борется с уклонением от уплаты налогов, а именно:

1. Доктрина «существо над формой»сводится к тому, что юри­дические последствия сделки определяются ее существом, а не формой. Иными словами, решающее значение при рассмотре­нии вопроса об уплате или неуплате налогов имеет характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора. Сущность доктрины «деловая цель»заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, недействи­тельна, если она не достигает деловой цели.

2. Право на обжалование сделок налоговыми и иными органа­миявляется одним из основных способов борьбы с уклонением от уплаты налогов. Налоговые органы вправе обжаловать в суде сделки, совершаемые юридическими и физическими лицами.

По российскому законодательству могут быть признаны судом недействительными мнимые (совершается лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия) и притворные (совершенная с целью при­крыть другую сделку) сделки.

3. Презумпция облагаемостипредполагает, что налогом долж­ны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Презумпция облагаемости подразумевает, что налогоплательщик сам должен доказывать свою невиновность, если будет установлен факт недоимки.

4.Заполнение пробелов в налоговом законодательствесводится к тому, что законодатели принимают соответствующие поправки к налоговым законам, закрывая различные «лазейки», дающие возможность уклоняться от уплаты налогов. Такие поправки в основном принимаются по результатам практической деятель­ности налоговых органов и вносимых ими в парламент предло­жений в связи с выявлением случаев легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недорабо­танности законов.

Тема11 «НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 541 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Великобритания намерена ввести новые меры борьбы с уклонением от уплаты налогов

Власти Великобритании намерены ввести в законодательство эффективные механизмы влияния на британские компании, партнёрства и физических лиц, которые пытаются вывести свою доходную налогооблагаемую прибыль в низконалоговые или безналоговые оффшорные юрисдикции.

Причины изменения налоговых требований и правил в Великобритании

Новые методы борьбы с уклонением от уплаты налогов в Великобритании уже были заложены в законе бюджета страны на 2018 год.

Усиление контроля по оплате НДС

Согласно предварительным расчётам правительства, разрабатываются меры, направленные на борьбу с мошенничеством в области НДС, некоторыми экологическими проблемами, и на закрытие лазеек, касающихся размывания налогооблагаемой базы налогоплательщиками. В результате правительство планирует вернуть в бюджет более 1,2 млрд. фунтов стерлингов.

Как заявил один из финансовых чиновников страны, в настоящее время Великобритания как никогда занимает одну из самых низких позиций в мире по уровню сбора налогов. В целях борьбы с уклонением от уплаты налогов правительство будет анализировать и изучать цифровые и наличные платежи. Также с целью предотвращения уклонений от обязательств по оплате НДС будет обращено внимание на налоговую ответственность налогоплательщиков, получающих доходы через онлайн-платформы.

Повышение контроля по уплате подоходного налога и противодействие выводу доходов в оффшоры

Как Вы знаете, Великобритания взимает налоги с прибыли резидентов страны, в полном объёме, независимо от того где получена эта прибыль – от деятельности внутри страны или за границей. В том числе не является важным моментом то, что налогооблагаемая прибыль была получена непосредственно налогоплательщиком или при помощи других лиц и субъектов предпринимательской деятельности, связанных с ним.

Существует распространённая ошибка среди эмигрантов, что если они переезжают в Великобританию, то не будут облагаться налогом в стране. Нерезиденты Великобритании также облагаются подоходным налогом, если они на территории государства ведут предпринимательскую деятельность и получают от этого прибыль. Единственное исключение – это когда иностранные постоянные представительства имеют определённые льготы относительно иностранной прибыли или физические лица иностранные граждане, не являющиеся домицилием в Великобритании используют денежные переводы.

Тем не менее с 2016 года действует закон, который накладывает налоговые обязательства на нерезидентов Великобритании, получающих прибыль от коммерческих сделок и торговли, с Британскими зависимыми территориями. Причём налог в этом случае будет взиматься даже тогда, если физически торговая сделка не проводится в Великобритании.

Правительство Великобритании хочет изменить действующее налоговое законодательство, особенно в части трансфертного ценообразования и передачи активов за границу. Часто субъекты предпринимательской деятельности с целью уклонения от уплаты налогов в Великобритании маскируют свои транзакции под пожертвования или ссылаются на законодательство страны назначения перевода средств.

Поэтому власти разрабатывают пакет мер по борьбе с «размыванием» налогооблагаемой прибыли компаний, которые искусственно переводят прибыль в низконалоговые или безналоговые оффшорные юрисдикции. Планируется, что новое налоговое законодательство и правила начнут действовать в Великобритании с апреля 2019 года.

Власти отмечают, что действующее законодательство имеет юридические «пробелы», требует сбора большого объёма финансовой информации из иностранной юрисдикции, на что требуется много времени, которое имеет важное значение при выяснении фактов уклонения от уплаты налогов.

При этом «заинтересованные лица» и покровители совместно с компаниями или физическими лицами всячески пытаются помешать компетентным органам получить необходимую информацию, указывая налоговой службе Великобритании на неправомерные требования о получении информации из того же оффшора.

В итоге в период долгого разбирательства о спорной сумме недоплаченного налога время работает против Государственного Управления Великобритании по налоговым и таможенным сборам (HMRC), так как по-прежнему продолжают работать незаконные схемы по выводу капитала. Поэтому правительство хочет предпринять решительные шаги, чтобы сократить время и затраты процесса получения информации.

Предложения правительства Великобритании

Представители налоговых органов страны считают, что необходимо изменить налоговое законодательство Великобритании, принять любые приемлемые механизмы по получению информации, которая позволит закрыть незаконные схемы вывода британских доходов за рубеж.

  1. В частности, правительством предлагается введение в норму закона авансового платежа по подоходному налогу субъектом предпринимательской деятельности на период рассмотрения его задолженности и получения запроса из-за рубежа.

В случае возникновения подозрений к налогоплательщику, HMRC направит ему предварительное уведомление об оплате авансового платежа с указанием конкретной суммы и оплаты в течение фиксированного периода (например, 30 дней).

Видео (кликните для воспроизведения).

Чиновники также призывают частных предпринимателей и компании, которые являются сознательными налогоплательщиками Великобритании принять участие в консультациях по усовершенствованию законодательства и поделиться информацией о нелегальных финансовых схемах. Правительство намерено обеспечить справедливую налоговую законодательную базу, где большинство честных физических и юридических лиц страны полностью платят налоги, которые они должны платить в Великобритании.

  1. Для целей налогообложения доходов правительство будет применять принцип расчёта подоходного налога, исходя от места получения прибыли компании или физического лица. Если основная прибыль получена внутри страны, то налог должен быть выплачен в Великобритании.

Налоговым органам известны схемы, когда прибыль резидентов страны выводится из-под налогообложения Великобритании через оффшорные трасты и компании в юрисдикции с низкими налоговыми ставками или в безналоговые оффшоры. В целях раскрытия информации о бенефициарах, осенью 2017 года правительство страны выпустило подробные рекомендации для лиц, которые осуществляют полный контроль над компаниями и трастами.

Читайте так же:  Сколько составляет налог на землю

С учётом того, что бизнес часто использует сложные корпоративные структуры, которые могут использоваться для уклонения от уплаты налога или искусственного уменьшения реальной налоговой нагрузки на предприятия, правительство намерено внести предложения в законодательство, чтобы запретить подобные договорные схемы. Тем не менее правительство допускает, что налогоплательщик имеет право на вывод не «чрезмерных» размеров прибыли в оффшорные зоны.

Дополнительно внедрение штрафных санкций против налоговых консультантов, юристов и банкиров

После того, как Европейский Союз разработал новый закон по противодействию агрессивным схемам уклонения от уплаты налогов, под угрозой штрафных санкций оказались такие профессии как: бухгалтеры, банкиры и юристы. Новые санкционные правила были согласованы между всеми 28 странами ЕС совместно с Великобританией. Помимо этого, Великобритания уже внесла значительные поправки в свой закон «О преступных финансах», которые также направлены против уклонений от уплаты налогов.

Таким образом представители вышеперечисленных профессий в Великобритании должны сообщать налоговым органам страны о наличии фактов уклонения или «размывания» налогооблагаемой доходной базы со стороны своих клиентов. При этом правительство ссылается на часть 7 «Закона о финансах» от 2004 года. Максимальный размер штрафа за не раскрытие схем по уклонению от уплаты налогов составляет 5 000 фунтов стерлингов (GBP). В случае отказа от раскрытия противозаконных схем после оплаты штрафа, субъекту будет ежедневно начисляться штраф в размере 600 GBP (максимально).

Общие предполагаемые преимущества нового налогового закона

И так консультации правительства по формированию нового закона продлятся до 8 июня 2018 года. В итоге власти хотят получить следующий эффект от принятия новых налоговых правил:

  • Рынки онлайн-торговли станут значительно ответственней в отношении уплаты НДС.
  • Налогоплательщики не смогут избежать уплаты подоходного налога Великобритании при выводе средств через оффшорные трасты по причине исключения законодательных «дыр», согласно новым правилам по противодействию уклонениям от уплаты налогов.
  • Компании не смогут воспользоваться правилами возмещения убытков при отчуждении акций, которые реально не отображают убытков.
  • Корпорации не смогут необоснованно рассчитывать на налоговые льготы для своей интеллектуальной собственности.
  • Сложные корпоративные структуры, которые используются богатыми лицами для обеспечения анонимности и скрытия истинных размеров своих доходов, не смогут воспользоваться подобными преимуществами. Владельцы таких компаний обязаны будут сообщать налоговым органам о размерах своих доходов в полном объёме.

Уголовные санкции за «невозможность предотвратить предоставление помощи» в уклонении от уплаты налогов в оффшоре

Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании (HMRC) продолжает вести бурную деятельность в сфере борьбы с налоговыми уклонистами. В 2014 году был опубликован стратегический документ «Нет безопасным убежищам» (No safe heavens). В нем HMRC описывает свои методы борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Согласно опубликованной информации, в течение последних двух лет около 1.5 млрд фунтов стерлингов неуплаченных налогов были возвращены из оффшоров, благодаря жесткому и эффективному подходу правительства, но основная работа еще впереди.

16 июля HMRC объявила о начале четырех общественных консультаций, в рамках своей публикации «Борьба с уклонением от уплаты налогов». Они являются частью ранее опубликованной стратегии HMRC, плана искоренения проблемы уклонения.

Налоговая служба Великобритании заявляет пять основных целей своего стратегического плана, которые как нельзя лучше отвечают современной мировой политике деоффшоризации и максимально усложняют жизнь налогоплательщикам туманного Альбиона:

  1. больше не должно быть таких юрисдикций, где британские налогоплательщики чувствовали бы себя в безопасности, скрывая свои доходы и активы от HMRC;
  2. потенциальные налоговые уклонисты должны понять, что баланс риска — против них;
  3. уклоняющиеся от уплаты налогов в оффшорах должны добровольно уплатить налоги, чтобы соответствовать нормам закона;
  4. те, кто не раскрылся сам, будут обнаружены и подвергнуты серьезным санкциям;
  5. больше не должно быть места для посредников или пособников оффшорного уклонения.

В ходе консультаций планируется получить комментарии по предлагаемому пакету гражданских и уголовных мер, для выявления налоговых уклонистов и пособников в уклонении от уплаты налогов с помощью оффшоров.

Консультации посвящены следующим темам:

  1. Усиление гражданских мер сдерживания для оффшорных уклонистов;
  2. Гражданские санкции против пособников уклонения от уплаты налогов в оффшорах;
  3. Новый вид корпоративного уголовного правонарушения за неспособность предотвратить содействие в уклонении от уплаты налогов;
  4. Новый вид уголовного правонарушения для уклоняющихся от уплаты налогов в оффшорах.

Усиление гражданских мер сдерживания для оффшорных уклонистов

Данный документ содержит следующие предложения:

  • Повышение минимального уровня штрафа для «раскрытых» оффшоров: предлагается увеличить минимальный штраф с 20% до 30% или 35%, чтобы обеспечить достаточно жесткое и строгое наказание за уклонение от уплаты налогов;
  • Внесение изменений в список факторов, принимаемых во внимание при расчете смягчения при раскрытии: предлагается применять максимальное смягчение только в том случае, если налогоплательщик предоставляет полный отчет об уклонении от уплаты налогов, включая детали о том, как денежные средства были переведены в оффшор и свидетельские показания о том, кто осуществлял помощь в уклонении;
  • Дополнительное наказание, основанное на размере активов, для самых серьезных случаев уклонения от уплаты налогов в оффшоре: предлагается фиксированная ставка в 10% в случае, если налоговые потери превышают £25,000 и поведение является преднамеренным;
  • Новый специальный штраф, налагаемый Верховным судом в исключительных случаях: максимальный размер нового специального штрафа может достигать суммы, которая вместе с пошлинами, процентами и суммой обычного штрафа эквивалентна стоимости активов, связанных с уклонением от уплаты налогов в оффшоре.

Гражданские санкции против пособников уклонения от уплаты налогов в оффшорах

HMRC планирует усиленно взяться не только за налоговых уклонистов, но и за их пособников. В публикации уточняется, что очень немногие из тех, кто уклоняется от уплаты налогов, действуют в одиночку.

Пособниками уклонистов HMRC будет считать физических и юридических лиц, которые сознательно или несознательно способствовали уклонению от уплаты налогов через оффшорные структуры:

  • посредников,
  • лиц, осуществляющих планирование и консультирование по заказу;
  • лиц, предоставляющих инфраструктуру;
  • лиц, осуществляющих обслуживание инфраструктуры;
  • финансовых ассистентов;
  • лиц, не сообщивших о факте уклонения.
Читайте так же:  Налог на прибыль при выплате дивидендов учредителям

Новый вид корпоративного уголовного правонарушения за неспособность предотвратить содействие в уклонении от уплаты налогов

Согласно новым предложениям, любая корпорация должна быть привлечена к ответственности, если она была не в состоянии предотвратить участие своих агентов в содействии уклонению от уплаты налогов, независимо от вида налога.

В данном контексте термин «корпорация» используется для обозначения исключительно коммерческих организаций.

На рассмотрение выносится также вопрос, должно ли применяться данное обвинение только к корпорациям с присутствием в Великобритании или к любым корпорациям, чьи агенты в преступных целях содействуют уклонению от уплаты налогов в Великобритании.

Новый вид уголовного правонарушения для уклоняющихся от уплаты налогов в оффшорах

Данный документ содержит следующие предложения:

  • Правонарушение должно применяться только к налогу на прибыль и налогу на прирост капитала;
  • Правонарушение должно применяться ко всем оффшорным доходам и прибыли, а не только к заявленным в декларациях;
  • Должен быть минимальный порог суммы, установленной в законодательстве, на основе модели «потенциально потерянных доходов» от существующих гражданских штрафов до неточностей в декларациях;
  • Порог должен применяться для каждого налогового года отдельно;
  • Ожидается, что при определении размера штрафа, в отдельных случаях, суды будут учитывать соответствующие административные наказания, чтобы не допустить того, что лица, подлежащие гражданским мерам наказания, не подвергались риску более серьезного наказания, чем соответствующие лица, виновные в совершении преступления;
  • Рекомендуется добавить вариант с наказанием в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев;
  • Должны быть приняты все меры предосторожности, чтобы предотвратить обвинения в адрес честных и законопослушных налогоплательщиков.

В рамках данной стратегии опубликован также законопроект, комментарии к которому теперь смогут высказывать специалисты по налогообложению и юристы, а также те, кто занимается оффшорными инвестициями, в том числе и те, на кого новые предложения могут повлиять непосредственно. Комментарии к публикациям будут приниматься до 8 октября 2015 года.

Судебные доктрины в борьбе с уклонением от уплаты налогов

Предваряя разговор о судебных доктринах, следует сказать о Вестминстерском подходе, вывод о неприемлемости которого послужил началом для их применения.

В 1935 г. судья Джон Сандерленд выразил принципиальную позицию Верховного суда США о том, что право налогоплательщиков избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено.

В деле Службы внутренних доходов против Герцога Вестминстерского, рассмотренном в 1936 г. Палатой Лордов Великобритании, суд постановил, что любое лицо вправе организовать свои дела таким образом, чтобы налоги, взимаемые в соответствии с законодательством, оказались бы меньше, чем они были бы в обычной ситуации, исходя из того, что налогоплательщик вправе получать выгоду в виде определенных налоговых последствий предпринятых им действий.

Это доктрины: «существо над формой» (equity above the form), «деловая цель» (business purpose), «сделка по шагам» (step transactions), которые используются большинством развитых страны Америки и Европы (США, страны Евросоюза).

Доктрина «существо над формой» направлена на определение налоговых последствий мнимых сделок, исходя из их существа, а не формы, при несоответствии которой фактически сложившимся отношениям между сторонами сделки, налоговые последствия определяются исходя из них, независимо от того, стороны предполагали их либо нет (выплаты акционеру/участнику по различного рода гражданско-правовым договорам могут рассматриваться как «завуалированные» дивиденды, переквалификация посреднических сделок в сделки купли-продажи с отсрочкой платежа, расходы (как и доходы) по договору аренды при отсутствии государственной регистрации уменьшают налогооблагаемые доходы налогоплательщика при определении налоговой базы по налогу на прибыль, амортизируемое имущество начинает амортизироваться с момента его фактического ввода в эксплуатацию).

Доктрина «деловой цели» состоит в том, что если сделка не достигает деловой цели, то она не влечет предусмотренных ею налоговых последствий для сторон (например, при реорганизации в соответствии со ст. 11 Директивы ЕЭС «О слияниях»). Если единственная цель сделки заключается в уклонении от уплаты либо обходе налогов, то такая сделка не имеет деловой цели (трудоустройство социально незащищенных групп граждан для получения налоговых льгот в РФ до 1 января 2002 года в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»).

Доктрина «сделки по шагам» применяется для определения налоговых последствий притворных сделок, когда суд при рассмотрении конкретной сделки устраняет промежуточные операции, не приводящие ни к какому микроэкономическому результату, и оценивает реально достигнутый микроэкономический результат, исходя из того, что налогоплательщики дробят сделку, связанную с существенными налоговыми последствиями, на ряд промежуточных сделок (шагов), позволяющих оптимизировать указанные налоговые последствия (трейдеры Юкоса, модель с Британской компанией, фактическими бенефициарами которой являются российские физические лица). Результат применения доктрины – отказ от предоставления налоговой выгоды, на которую стороны рассчитывали при дроблении сделки и возложение обязанности по уплате налогов, исходя из налоговых последствий по основной сделке, с применением мер принуждения за нарушения налогового законодательства. Указанная доктрина имеет много общего с доктринами: «существо над формой» и «деловой цели».

Если в мире судебные доктрины борьбы с уклонением от уплаты налогов формировались путем преодоления Вестминстерского подхода, то в России их формирование началось с концепции «добросовестности налогоплательщика», которая должна учитываться при оценке налоговых последствий совершаемых им операций, изложенной в качестве правовой позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 12 октября 1998 года № 24-П, а как общий критерий оценки правомерности действий налогоплательщика презумпция добросовестности налогоплательщика получила широкое распространение после Определения КС РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О.

В НК РФ как в кодифицированном акте налогового законодательства должна быть четко определена грань между законными и незаконными способами уменьшения налогообложения путем установления в соответствующих случаях дозволений и запретов с регламентацией оснований и порядка их применения. Вместо этого применяется критерий добросовестности налогоплательщиков, использование которого ведет к неограниченному административному усмотрению налоговых органов и судебному усмотрению.

При этом в Определении КС РФ от 16 октября 2003 г. № 329-О КС РФ указал, что решение вопроса о добросовестности как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела относится к компетенции арбитражных судов. После этого в Определении КС РФ от 18 января 2005 г. № 36-О указано, что универсализация арбитражными судами выводов о презумпции недобросовестности, содержащихся в Определении КС РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О, недопустима. Далее КС РФ фактически применял правовую позицию о недобросовестности, хотя избегал употребления указанного термина. При этом предполагается то, что на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются права и гарантии их реализации, которые предоставляются добросовестным налогоплательщикам.

Читайте так же:  Обзор практики досудебного урегулирования налоговых споров

Пресс-служба КС РФ распространила заявление Секретариата КС РФ об Определении КС РФ от 8 апреля 2004 г. № 169-О, которым было разъяснено в каких случаях применяется критерий добросовестности налогоплательщика: 1. Когда игнорируется публичный интерес при реализации гражданских прав; 2. Когда сделки носят фиктивный характер, так как по мнению Секретариата КС РФ такие сделки не соответствуют критерию деловой цели. ВАС РФ рекомендовал арбитражным судам руководствоваться указанным заявлением в письме ВАС РФ от 11 ноября 2004 г. № С5-7/уз-1355.

Далее критерий добросовестности налогоплательщика применялся в практике арбитражных судов с прямой ссылкой на разумную деловую цель. В качестве доказательств недобросовестности применялись, в частности, следующие: непрофильность операции, совершение их не по месту основной деятельности, использование системы расчетов, направленной на уклонение от уплаты налогов, отсутствие разумной деловой цели заключаемых сделок, вовлечение в процесс производства, оказания услуг и поставок товаров исключительно субъектов предпринимательской деятельности, правомерность регистрации и реальность деятельности которых вызывают сомнения, фиктивность операций, которая смешивается с отсутствием деловой цели.

Завершился процесс реализации принципа презумпции добросовестности налогоплательщика и развития критерия деловой цели принятием Пленумом ВАС РФ Постановления от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Борьба с уклонением от уплаты налогов как глобальная объединительная идея

«Налоговый вестник», 2013, N 11

На прошедшем в сентябре этого года саммите G20 главы государств и правительств одобрили план по содействию экономическому росту и занятости в мире — Санкт-Петербургскую декларацию, а также целый ряд других экономических инициатив. В частности, был поддержан план мер по борьбе с «размыванием» налогооблагаемой базы крупными международными концернами.

Анализ налоговой политики ведущих транснациональных компаний, направленной на агрессивную налоговую оптимизацию, обусловил пристальное внимание к данному вопросу начиная с 2009 г., именно тогда «Двадцатка» впервые определила вопросы размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения в качестве приоритетных. Вслед за этим, что абсолютно логично, «под раздачу» попали и офшорные юрисдикции. И уже на шестой встрече глав государств и правительств «Большой двадцатки», прошедшей в ноябре 2011 г. в Каннах, были активно затронуты вопросы противодействия в международной практике уклонению от уплаты налогов и утверждены новые методы борьбы с ним. В частности, поддержана необходимость всеобщего принятия Международной конвенции об оказании взаимной административной помощи в налоговых вопросах. В ходе конференции 3 ноября 2011 г. представители Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Германии, Индии, Индонезии, Японии, Турции, Саудовской Аравии, ЮАР и России подписали текст Конвенции.

Он стал результатом совместной работы, проделанной Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и главной своей целью ставит определение основного набора принципов, которые легли в основу дальнейшего международного сотрудничества в деле борьбы с налоговым мошенничеством. В соответствии с нормами, заложенными в данное соглашение, государства-участники принимают на себя расширенные обязательства в обмене налоговой информацией, создают механизмы совместного проведения налоговых аудитов и расследований, а также обязуются активно содействовать своим зарубежным партнерам в возврате утаенных от национальных налоговых служб активов и капиталов.

В рамках данного направления продолжилась работа над упомянутым нами планом мер по борьбе с «размыванием» налогооблагаемой базы крупными международными концернами. Конкретные контуры данного плана были намечены еще в Лос-Кабосе в июне 2012 г., когда Германия, Великобритания и Франция заявили о необходимости пересмотра системы международного налогообложения.

С тех пор «Группа двадцати» постепенно продвигалась в сторону ужесточения регулирования, и к этому году ОЭСР разработала соответствующий план, принятый министрами финансов летом 2013 г.

Тогда министры говорили о том, что многонациональные компании разработали беспрецедентные ноу-хау по минимизации налогового давления на них. Некоторые крупные компании платили лишь 3 — 4% налогов с доходов по всему миру, что является очень низкой ставкой. Такая ситуация требовала разъяснений добросовестным налогоплательщикам, как это происходит. Вполне понятно, что малый и средний бизнес, который платит справедливые налоги, не может и не должен это терпеть.

Следует отметить, что многие транснациональные компании уклоняются от уплаты налогов вполне легально, используя различные возможности, предоставляемые законодательством разных стран, а также существование зон или стран со льготным налоговым режимом. При этом у себя на родине многие крупные компании подвергались критике за явное несоответствие сумм уплачиваемых налогов размерам получаемой прибыли.

К сведению! Так, в начале 2013 г. члены британского парламента резко критиковали компанию Google, которая, получив прибыль в размере более 3 млрд долл., провела ее через свое представительство в Дублине, в результате чего в казну Ее Величества попало чуть более 9 млн долл. налогов.

Не обошла критика и крупную сеть кофеен Starbucks. Там дотошные журналисты и эксперты нашли сразу несколько схем оптимизации налогов, одной из которых являлась уплата налога на роялти (использование бренда) в Голландии, где ставки значительно ниже. Кроме этого, в этом же ключе упоминались и другие транснациональные гиганты: Amazon и Apple. В свое оправдание руководство и юристы крупных корпораций говорят о том, что используемые ими схемы абсолютно законны и, кроме того, у них есть определенные обязательства по минимизации своих расходов.

В итоге министры финансов стран «Большой двадцатки» поддержали планы по борьбе с уклонением от уплаты налогов. В заявлении по итогам двухдневной встречи в Москве они высказались за введение автоматического обмена налоговой информацией между странами. Также были поддержаны предложения ОЭСР запретить компаниям перемещать прибыль в другие страны с целью ухода от налогов. По информации самой организации, многие существующие сегодня налоговые правила, некоторые из которых были введены еще в 1920-е гг., были созданы во избежание двойного налогообложения компаний, которые работали более чем в одной стране. Однако теперь они стали интерпретироваться не в целях справедливого налогообложения, а для «двойного уклонения от уплаты налогов». При этом кампания по борьбе с активным уклонением от уплаты налогов переходит из развитых стран в развивающиеся, например в Бразилию и Индию. По замыслу экспертов ОЭСР, транснациональные компании, которые пытались сыграть на разнице в налоговых правилах разных стран, в итоге будут вынуждены платить больше налогов.

Читайте так же:  Как рассчитывается водный налог

А на состоявшемся в мае 2013 г. саммите лидеров стран ЕС в Брюсселе европейские лидеры большое внимание уделили бюджетным проблемам: как найти конкретные пути наполнения бюджета и сократить расходы. Одним из путей наполнения общеевропейского бюджета и бюджетов отдельных стран-членов также должна стать кампания по борьбе с уклонением от уплаты налогов, которая приобрела особую актуальность после того, как Европейскому союзу пришлось спасать экономику Кипра от банковского кризиса, притом что на протяжении многих лет остров был «тихой гаванью» для доходов, которые подчас не были должным образом обложены налогом. Разнятся и налоговые ставки в государствах — членах ЕС. Итак, согласно данным Евростата сейчас средняя ставка налога на прибыль в ЕС составляет 23%, тогда как в 2009 г. она составляла 31,9%. Однако даже это более чем в два раза выше, чем ставка налога в таких странах Евросоюза, как Болгария и Кипр, где она составляет 10%, а также Ирландия, где ставка налога — 12,5%.

Кроме того, Европейская комиссия добивается создания общеевропейской автоматизированной системы обмена информацией между налоговыми органами. Как заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, такая система должна быть создана и заработать до 1 января 2015 г. Сейчас инициаторы создания такой системы — Великобритания, Германия, Франция, Испания и Франция — начали ее пилотные испытания, чтобы до конца года система обмена налоговой информацией заработала.

К тому же страны — члены ЕС согласились предпринять ряд шагов, чтобы ограничить права финансовых институтов и упростить доступ к информации о банковских операциях в Швейцарии, Лихтенштейне, Монако, Андорре и Сан-Марино, которые считаются территориями, куда можно выводить и сохранять необлагаемые доходы. Руководящие органы ЕС также оказывают давление на Австрию и Люксембург, налоговые системы которых считаются юрисдикциями с низкими налогами, которые могут использоваться теми, кто не хочет их платить.

В итоговой резолюции саммита отмечается, что уклонение от уплаты налогов стоит странам ЕС около 1 трлн евро в год, это больше, чем ЕС потратил на медицину в 2009 г. Также в итоговом документе содержится призыв к руководителям ЕС добиться сокращения этой цифры хотя бы наполовину к 2020 г. Не менее интересные цифры привела в своем отчете британская благотворительная организация Oxfam: из-за уклонения от уплаты налогов мировая экономика теряет около 100 млрд фунтов в год. Этого было бы вполне достаточно, чтобы дважды перекрыть финансовые потребности в борьбе с бедностью. При этом, как отмечают авторы исследования Oxfam, речь идет только о неуплате налогов физическими лицами, а не компаниями.

После брюссельского саммита глава Совета ЕС заявил, что в подходе к решению проблемы уклонения от уплаты налогов состоялся «настоящий прорыв». Предполагается, что страны ЕС, входящие в G8, также будут инициировать рассмотрение вопроса борьбы с уклонением от уплаты налогов как одно из ключевых и для обсуждения среди лидеров «Большой восьмерки». Нынешним председателем в G8 является Великобритания, премьер-министр которой Дэвид Кэмерон объявил борьбу с уклонением от уплаты налогов среди своих политических приоритетов.

В результате инициированной им работы в течение последнего времени ряд офшорных территорий (сначала Нормандские острова (Джерси, Гернси), остров Мэн в Ирландском море, а затем и Бермудские и Каймановы острова, Ангилья, Монтсеррат и острова Терке и Кайкос) согласились предоставлять информацию некоторым странам ЕС (Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании) о держателях офшорных счетов, включая имя и фамилию, дату рождения, адрес проживания, номер счета и движение по нему. Такое решение было продавлено Великобританией на фоне нестабильной экономической обстановки, активизации противодействия в странах ЕС уклонению от уплаты налогов. Ведь в офшорах по всему миру находится около трети мировых активов. Объем одних лишь офшорных финансовых активов, принадлежащих частным лицам, оценивается в 11,5 трлн долл. При этом именно анонимность офшорных компаний — основной фактор, обусловливающий возможность уклонения от уплаты налогов.

Но аппетит, как говорится, приходит во время еды. Следующим шагом стал призыв офшорным территориям присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе с уклонением от уплаты налогов, которая предполагает раскрытие более детальной информации для широкого круга государств (она подписана более чем 80 странами мира).

Однако высшие должностные лица Бермудских островов настояли на необходимости дополнительного изучения положений Конвенции и возможности их адаптации под региональные условия, в противном случае прямое исполнение норм Конвенции приведет к значительному падению доходов территорий, т.к. часть базирующегося там капитала неизбежно будет выведена в азиатские офшоры. Так, упомянутая нами корпорация Google в 2011 г. для минимизации налоговых выплат часть своей выручки (9,8 млрд долларов) провела через офшорную компанию на Бермудах. А на одних только Каймановых островах с населением около 50 тыс. человек зарегистрировано 70% всех хедж-фондов мира.

Возвращаясь к обсуждаемым на полях сентябрьского саммита G20 вопросам, отмечу, что помимо обязательства уплаты местных налогов на прибыль и с продаж в рамках предложенных мер предполагается установить четкие и жесткие правила, которые могут воспрепятствовать переводу нематериальных активов в налоговые офшорные зоны. Также в течение двух лет страны G20 обязались представить свои предложения, как добиться сокращения для больших компаний возможности ухода от уплаты налогов.

Тем не менее, несмотря на твердую нацеленность мировых лидеров достичь результатов в данной области, он невозможен без гармонизации и модификации национальных законодательств, а также принятия соответствующих законов всеми ключевыми участниками. Кроме того, необходимо учитывать, что схемы налоговой минимизации весьма скрупулезно разрабатывались не самыми последними специалистами в этом деле. Поэтому многие из этих схем работают десятилетиями, экономя миллиарды долларов для крупного бизнеса. Не стоит сбрасывать со счетов и большую армию различного уровня лоббистов, которые могут на годы «зафутболить» любую инициативу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тем не менее, по признанию ведущих европейских политиков, сегодня существует политическая свобода лидеров побороть проблему сокрытия налогов, и не только на уровне Европейского союза, но и на глобальном уровне. Таким образом, на первый план противодействия уклонению от уплаты налогов выходят правовая и информационная составляющие, а борьба с налоговыми неплательщиками постепенно становится объединительной политико-экономической идеей развитых стран.

Источники

Борьба с уклонением от уплаты налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here