Аванс от нерезидента валютный контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Аванс от нерезидента валютный контроль" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Валютный контроль 2019: что нужно знать

Автор: Екатерина Кищук
Помощник юриста

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база в 2019 году

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Как пройти валютный контроль

Что такое валютный контроль?
Это способ государства контролировать валютные операции. Он нужен, чтобы регулировать отток капитала и поддерживать экономическую стабильность в стране. То есть, если ваш бизнес связан с иностранными контрагентами, валютного контроля сделок Вам не избежать.

Кто его проводит?
Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля (ВК). По закону, банк — тоже агент ВК, как и налоговые, таможенные организации. Банк напрямую участвует в проверке всех международных сделок.

В чем заключается контроль со стороны банка?
При заключении контракта с зарубежным партнером, Вы обязаны предоставить этот документ в банк вместе со всеми приложениями. До 1 марта 2018 банк оформлял паспорт сделки, в который вносились все данные из контракта. С 1 марта 2018 года стало немного проще: паспорт сделки отменили, вместо этого банк ставит контракт на учет и присваивает ему уникальный номер.

Банк не только проводит платежи, но и проверяет сопровождающие документы, контролирует сроки оплаты и поставки/оказания услуг, а также размер оплаты. Все они должны строго соответствовать прописанным в контракте условиям. Нужную информацию банк передает в ЦБ РФ.

Важно помнить, что при несоблюдении условий контракта компанию могут оштрафовать на от 75% до 100% суммы операции.

Какие контракты ставятся на учет?
Только те, в которых исходящие платежи и кредитные займы по импорту превышают 3 млн рублей, а по экспорту – 6 млн рублей.

На что обратить особое внимание в контракте с иностранным контрагентом?
В контракте обязательно должно быть прописано:
— кто и кому платит;
— сколько и за что платит;
— как именно платит: авансовый платеж, срок возврата аванса в случае непоставки, или по факту исполнения обязательств;
— что происходит в случае неисполнения обязательств;
— по какому курсу происходит конвертация или в какой валюте будут произведены расчеты;
— насколько стоимость услуг или товаров соответствует рыночной;
— соответствие предмета сделки заявленной деятельности при регистрации (например, если компания постоянно занимается поставкой цветов, а в контракте поставляет конфеты, возникнут вопросы).

Банк будет контролировать все сроки предоставления документов и сроки платежей и поставок, указанные в контракте.

Какие операции считаются валютными и подлежат валютному контролю:
– любые операции с нерезидентами,
– операции в иностранной валюте,
– операции в рублях между резидентами, если деньги отправляются через границу РФ.

Бывают и неочевидные случаи, когда предпринимателю непонятно, нужно дли ему проходить валютный контроль или нет. Например, хозяин небольшой гостиницы заключает договор о сотрудничестве с сервисом бронирования Booking.com, платит агентское вознаграждение и налоги в рублях. Казалось бы, причем тут валютный контроль? Но подобные сервисы – нерезиденты РФ, а значит, все операции с ними подлежат ВК.

Еще одним неочевидным случаем считается сотрудничество с филиалом или представительством компании-нерезидента. Компания-нерезидент открывает представительство в России, платит налоги в РФ и рассчитывается с российскими компаниями в рублях, но все же является нерезидентом, следовательно такие операции тоже должны пройти ВК.

Еще под валютное законодательство попадает возврат займа или долга партнеру-нерезиденту. Например, предприниматель возвращает займ партнеру из Белоруссии в рублях, и счет партнера открыт в банке в России, но на нерезидента. В этом случае обязательно должен быть договор о займе, где прописаны сумма, сроки возврата и условия, на которых выдается займ, дата контракта и подписи обеих сторон.

Какие документы нужны для работы на рынке ВЭД?
1. Подтверждающие документы к сделке: контракт/договор/соглашение/оферта, инвойс/счет, акт.
2. Справка о подтверждающих документах.
3. Распоряжение о списании валюты с транзитного счета.

Если контракт уже стоит на учете в другом банке, то помимо самого контракта, нужно предоставить в новый банк еще и информацию об уникальном номере контракта. Ее можно найти в ведомости банковского контроля. Там же — информация о платежах и зачислениях, о поставленных товарах или оказанных услугах (на какую сумму), о нарушениях.

Когда можно расплачиваться с иностранным контрагентом?
Сразу после того, как контракт будет предоставлен в банк. Для этого нужно создать распоряжение о проведении валютного платежа, указать там всю необходимую информацию о сумме, получателе и т.д., а также – SWIFT и код валютной операции.

Что такое SWIFT?
Это самая крупная сеть международной передачи информации. С ее помощью банки отправляют валюту по всему миру. Указание SWIFT-кода в платежном поручении позволяет четко определить банк, в который уходит платеж. Это как 11-ти значный электронный «адрес» банка в системе SWIFT.

А что за код валютной операции?
Это код, который ставится в информации о платеже или в самой платежке, и зависит от валюты перевода. Такой код состоит из 5 цифр и говорит, за что именно идет оплата и куда.

Коды валютных операций различаются:
– по способу оплаты – аванс или оплата по факту;
– по тому, что оплачивают – товар или услугу;
– по тому, кому оплачивают – резидент или нерезидент.

Что происходит, когда необходимо не отправить, а получить платеж?
Когда валюта или рубли от нерезидентов приходят в банк, они попадают на транзитные счета. И пока деньги находятся на подобных счетах, работать с ними нельзя.

Читайте так же:  Кбк налог 6 по усн для ип

Нужно предоставить в банк подтверждающие документы: договор, инвойс, акт выполненных работ — любой документ, который подтвердит, что товар пересек границу. Банк их проверит, и только потом зачислит на ваш расчетный счет.

Как не запутаться в бумагах?
Обратиться в специализированный сервис, помогающий при работе с иностранными контрагентами.
Например, в банк «Точка», где для партнеров АРИВИСТа действуют специальные условия и чей валютный контроль признан лучшим по версии агентства Markswebb.

Валютный счет открывается в банке за час без документов и выездов — одним кликом в интернет-банке. Валютная сделка в интернет-банке выглядит как папка на компьютере пользователя, в которую загружаются все необходимые документы.

Сотрудники банка проводят экспертизу контракта с зарубежным партнером бесплатно еще до совершения сделки, и рассказывают все тонкости законодательства. Кроме этого:
– сами переводят контракт с любого иностранного языка,
– ставят контракт на учет в течение 2-х часов,
– заполняют справку о подтверждающих документах.

Вы можете получить консультации по валютным сделкам по выделенной линии в любой день с 7:00 до 21:00 часа по московскому времени.

Перед тем, как провести платеж, необходимо поменять валюту. В «Точке» курс привязан к валютному рынку и обновляется в режиме онлайн. Спред — комиссия банка при конвертации составляет 20 копеек к рынку, дополнительная комиссия отсутствует. Деньги могут быть зачислены с транзитного счета в любое время одним нажатием после того, как Вы подгрузили стандартный пакет документов.

Если разбираться совсем не хочется, то Вы можете передать дела личному помощнику, который оформит все документы самостоятельно:
— примет первичку на любом языке и сам переведет;
— поможет выставить счет/инвойс контрагенту;
— проведет экспертизу контракта и, если нужно, поставит его на учет;
— персонально уведомит о необходимости и сроках предоставления в банк информации при поступлении на счет иностранной валюты, при получении данных о таможенной декларации из ФТС РФ;
— оформит все необходимые справки на основании представленных документов и информации;
— подготовит валютный платеж на подпись.

Как итог, чтобы быть на 100% застрахованным от штрафов и прочих неприятностей, выбирайте надежного партнера.

Изменения в правилах валютных операций для нерезидентов

24 июня 2019 г. на заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности был одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ (в части установления дополнительных разрешённых случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой РФ)».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ (в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации)» внесен Минфином России.

Что нового в валютном контроле в 2019 году?

С 2019 года произошло ужесточение валютного контроля: компании обязали писать в договоре сроки оплаты и выполнения заказа. С другой стороны, валютный контроль стал занимать меньше времени.

Упрощенный валютный контроль

С 2019 года не нужно отправлять документы в банк при сделке до 200 000 рублей, резиденту достаточно передать следующие сведения о сделке:

  • страна и название компании-нерезидента;
  • номер и дату договора, реквизиты счета;
  • сумму и валюту сделки;
  • вид сделки (экспорт, импорт товаров, услуги, заем);
  • тип платежа (предоплата или постоплата).

В лимит 200 тыс. руб. входит сумма всех платежей по одному договору. При этом другие договоры с тем же контрагентом учитывать не нужно.

Уникальный номер вместо паспорта сделки

До 2019 года для валютного контроля компании заполняли паспорт сделки. Паспорт был нужен для сделок на сумму больше 50 тысяч долларов.

Сейчас вместо паспорта сделки банки присваивают уникальные номера договорам с нерезидентом. При этом резиденту достаточно отправить в банк сам договор по сделкам на суммы:

  • от 3 000 000 рублей, если компания покупает, получает заемные деньги или дает взаймы;
  • от 6 000 000 рублей, если получает деньги от клиента.

Компании ничего не надо заполнять. Банк получает договор от резидента, вносит его в базу валютных договоров и присваивает уникальный номер.

После регистрации номер и скан договора уходят в Центробанк.

Советуем сохранить номер, так как, например, его нужно будет указать в таможенной декларации.

Банк укажет на ошибки

Как и раньше, в 2019 году банк не вправе принимать валютный договор с ошибками. Однако, если раньше банк мог вернуть договор для правок, не указав, что исправлять, то с 2019 года банки вынуждены быть более лояльными.

Конечно, банк проверяет договор исключительно с точки зрения валютного контроля и сообщает о нехватке следующих сведений:

  • дата подписания договора;
  • конкретизированное описание услуги или товара;
  • валюта и сумма договора;
  • срок оплаты, выполнения заказа или отдельных этапов;
  • реквизиты сторон.

Как правило, больше всего сложностей вызывает датировка сроков. Обычно банки советуют следующее:

  • укажите ориентировочные сроки, а когда уточните – можно подписать дополнительное соглашение об изменении сроков;
  • вместо точных дат отсчитывать дни от событий.

Банки устраивает, например, такая формулировка: «срок поставки – в течение 30 рабочих дней с даты получения аванса».

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского облуживания клиентов компании1C-WiseAdvice. Наши специалисты знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Валютные операции между резидентами

По общему правилу валютные операции между резидентами на территории РФ запрещены, то есть все сделки между компаниями и физлицами должны проводиться с использованием рубля. Но есть ряд исключений, например:

  • компании могут выдавать зарплату в валюте сотрудникам, работающим за рубежом, при условии, что и компания, и работник являются резидентами РФ;
  • оплата покупок в магазинах duty free, а также по договорам перевозки (фрахтования, транспортной экспедиции грузов) из РФ и в РФ.

В 2020 году приведенный перечень будет расширен. Соответствующие изменения содержит проект Федерального закона № 753653-7 (далее – Законопроект № 753653-7). Указанные изменения затрагивают статьи 9 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

В частности, изменения затронут коммерческие организации, деятельность которых предусматривает зарубежные командировки работников. Без использования банковских счетов в уполномоченных банках станет возможно осуществлять следующие операции с наличной иностранной валютой:

  • оплата и (или) возмещение расходов командированных за рубеж лиц;
  • погашение неизрасходованных авансов, выданных под зарубежную командировку.
Читайте так же:  Понятие и основные виды налоговых правонарушений

В чем суть законопроекта?

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ) валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, при этом расчеты с нерезидентами при валютных операциях производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств (абз.1 ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ).

Данной статьей установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица — резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

В отношении расчетов по договорам купли-продажи с физическим лицом — нерезидентом установлено, что юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами только в наличной валюте РФ, при этом договор купли-продажи товаров должен быть розничным (абз. 3 ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Расчеты по выплате организации-резидента физическому лицу — нерезиденту суммы по договору купли-продажи в наличной форме не входят в установленный ст. 14 Закона № 173-ФЗ перечень операций, разрешенных без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Таким образом, организация — резидент РФ должна расплатиться с иностранным гражданином — нерезидентом только в безналичной форме с использованием банковского счета в уполномоченном банке.

При этом за нарушение данного требования валютного законодательства предусмотрена административная ответственность согласно ч.1 ст.15.25КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Законопроектом предусмотрена возможность выплаты юридическими лицами — резидентами иностранным гражданам компенсации НДС в наличной валюте РФ. Для этого внесены изменения в абз.3 ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ.

Так, юридические лица — резиденты могут осуществлять выплаты наличной валюты РФ физическим лицам-нерезидентам в порядке компенсации сумм НДС в соответствии со статьей 169.1 НК РФ, а также расчеты в наличной валюте РФ при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Данная норма направлена на привлекательность так называемой программы tax free. Напомним, что Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй НК РФ» введена в России системаtахfree, т.е. компенсации физическим лицам — гражданам иностранных государств суммы НДС, уплаченного ими при приобретении товаров в России, при вывозе этих товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Чтобы сделать более привлекательным покупки иностранцев в России (при совершении покупки на сумму не менее 10 тыс. рублей,иностранцымогут вернуть сумму НДС при вывозе товаров за пределы ЕАЭС), предусмотрена возможность выплаты компенсации НДС наличкой.

Законопроектом дается разрешение резидентам без использования банковских счетов проводить операции с наличной иностранной валютой, связанные со служебными командировками за пределы территории РФ, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами — резидентами в связи со служебными командировками за рубеж.

Помимо этих изменений, пополнился список разрешенных валютных операций — внесение или снятие наличной иностранной валюты юридическими лицами-резидентами в уполномоченных Федеральным казначейском банках, если счета открыты в этом ведомстве.

Аванс от нерезидента валютный контроль

Требования пункта 1 части 1 статьи 19 закона 173-ФЗ обес­пе­чить получение от нерезидентов инвалюты / ва­лю­ты РФ в срок на счета в уполномоченных банках

Не применяются в отношении «рублевых» внеш­не­тор­го­вых до­го­во­ров, согласно ус­ло­ви­ям частей 4 и 5 статьи 2 закона № 265-ФЗ

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

(в ред. Федерального закона от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

Обозначенные выше исключения из требования / обязанности резидентов по репатриации валюты в отношении поставок нерезидентам товаров, услуг, работ, информации, прав и условия применения этих исключений предусмотрены частями 2-5 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ. Для удобства понимания они представлены в тезисной форме. При их практическом применении необходимо руководствоваться бук­валь­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми закона и правоприменительной практикой.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности . резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) . обеспечить:

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 г. № 409-ФЗ)

Обозначенные выше исключения из требования / обязанности резидентов по репатриации валюты в отношении предварительной оплаты (авансов) нерезидентам за товары, услуги, работы, информацию, права и условия применения этих исключений предусмотрены частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ. Для удобства понимания они представлены в тезисной форме. При их практическом применении необходимо руководствоваться бук­валь­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми закона и правоприменительной практикой.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При . предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные . договорами займа, обеспечить:

3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

Читайте так же:  Татнефть дивиденды сроки выплаты

Обозначенные выше исключения из требования / обязанности резидентов по репатриации валюты по займама и условия применения этих исключений предусмотрены частями 2-4 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ, а также Федерального закона от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Для удобства понимания они представлены в тезисной форме. При их практическом применении необходимо руководствоваться бук­валь­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми закона и правоприменительной практикой.

Часть 1.1 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ:

1.1. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

(в ред. Федерального закона от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)

1) о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) либо о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации;

Видео (кликните для воспроизведения).

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 г. № 398-ФЗ)

2) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);

3) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ)

Уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации установлена частями 1, 1.1 и 2 статьи 193 Уголовного кодекса РФ:

Публикации по случаям возбуждения уголовных дел таможней в связи с нарушениями по репатриации валюты см. в колонке новостей справа на настоящей странице.

Административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации за за неполучение валютной выручки или рублевой выручки за поставленные нерезидентам товары, услуги, работы, информацию, права и по займам нерезидентам , части 4 и 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ:

Санкции на должностных
лиц

Административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств , уплаченных нерезидентам за неполученные товары, услуги, работы, информацию, права по импортирующим сделкам, части 5 и 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ:

Санкции на должностных
лиц

Публикации по случаям возбуждения административных дел таможней в связи с нарушениями по репатриации валюты см. в колонке новостей справа на настоящей странице.

Правовые решения по вопросам и проблемам репатриации валюты предлагаются и строятся в рамках добросовестной практики на основе детального и партнерского подхода. Описания возможных правовых услуг и решений на настоящей странице и на сайте в целом не являются публичной офертой услуг.

Вначале проводится правовой анализ ситуации по репатриации валюты и сопутствующих обстоятельств по коммерческим отношениям сторон контракта, налогам, таможенному оформлению и др. На его основе определяются правовые последствия, правовые возможности, первичные правовые решения и при необходмости разрабатываются итоговые правовые решения.

Валютные сделки: когда есть возможность получать оплату в иностранной валюте?

Автор: Екатерина Кищук
Помощник юриста

Сейчас рубль как валюта переживает непростой период, а компании стараются максимально сохранить свои валютные активы и как можно меньше терять на пересчете и обмене валюты в рубли (когда валюта договора – доллар, евро, юань и др.). Теперь приобрел особую актуальность вопрос о возможности получать платежи именно в иностранной валюте, не переводя ее в рублевый эквивалент. Но всегда ли это возможно? Ответ найдете в публикации.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Читайте так же:  Статья возврата налога за обучение

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Импорт или кредитование

документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции

от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

от 3 млн руб. до 6 млн руб.

контракт для регистрации

свыше 6 млн руб.

контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского облуживания . Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

Вам может быть интересно.

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Читайте так же:  Фнс россии долги налоги проверить

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Должностные лица и ИП

от 5 до 15 тыс. руб.

от 0,5 до 1 тыс. руб.

от 10 до 30 дней

от 20 до 30 тыс. руб.

от 2 до 3 тыс. руб.

от 40 до 50 тыс. руб.

от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Закон № 173-ФЗ почти не ограничивает операции между резидентами и нерезидентами, совершаемые в иностранной валюте. Однако с нерезидентами при валютных операциях даже в рамках розничной торговли юридические лица-резиденты вынуждены работать исключительно по безналу:

  • через банковские счета в уполномоченных банках;
  • принимая (осуществляя) переводы электронных денежных средств.

Как только произойдет публикация Закона № 173-ФЗ с изменениями, внесенными Законопроектом № 753653-7, список валютных операций резидентов и нерезидентов будет расширен. Так, нерезидентам можно будет выплачивать наличными рублями компенсацию НДС – tax free.

Оплата tax free в рублях при наличных расчетах обусловлена тем, что в России только уполномоченные банки могут проводить куплю-продажу, предмет которой:

  • иностранная валюта;
  • чеки, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

К счастью, валютное законодательство РФ иногда разрешает российским юридическим лицам получать оплату за свои услуги и товары в России в долларах и евро. Это можно сделать в случае, если ваш клиент – иностранное представительство или филиал (т.е. иностранный контрагент). Таким образом, оплата договора в валюте возможна, если второй стороной сделки являются зарубежные партнеры.

Под красивым термином «валютная операция» понимают, в частности, использование валютных ценностей, включая иностранную валюту (доллары, евро, юани и прочее) в качестве средства платежа. Соответственно, можно сделать промежуточный приятный вывод:

  • резидент может свободно получить от нерезидента оплату в иностранной валюте за товары и услуги;
  • возможна оплата нерезидентом резиденту в долларах, евро и в валюте других стран.

Окончательный вывод – валютные операции в форме сделок с иностранными партнерами законом не запрещены.

Резидент и нерезидент в рамках валютного контроля

Чтобы валютный контроль банка счел валютные операции абсолютно легитимными, необходимо четкое понимание терминологии. Разберемся, кого же считают резидентом и нерезидентом именно для валютного контроля.

Дело в том, что эти определения в валютном законодательстве отличаются от таких же терминов в налоговом законодательстве.

Так, резидентами валютный контроль признает, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ. А вот представительства и филиалы, зарегистрированные в России, но у которых головной офис создан в иностранном государстве, отнесены к нерезидентам.

Этого достаточно для окончательного решения: российская компания может свободно получать иностранную валюту на свои транзитные счета в банке от иностранных контрагентов (представительств и филиалов).

Не забудьте потом подать в отдел валютного контроля вашего банка необходимые подтверждающие документы и справки!

А наши клиенты могут не беспокоиться об этом – в процессе бухгалтерского обслуживания мы все сделаем сами в рамках обычных процедур валютного контроля.

Штрафы по валютному контролю в 2019 году

За нарушения валютного законодательства предусмотрены штрафы по статье 15.25 КоАП РФ. Указанная статья в 2019 году изменений не претерпевала. Логика привлечения компаний к административной ответственности за нарушение валютного законодательства не изменилась:

  • если импорт в РФ состоялся (пришла предоплата или аванс), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из РФ не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется;
  • если из РФ произведен экспорт или оплачена будущая поставка, то резидент в ответ обязательно должен получить эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства), в противном случае наступает административная ответственность.

Однако изменения все же есть, причем в сторону ужесточения из-за запрета с 2019 года размытых формулировок по срокам. Потому, если компания понимает, что сроки подходят, а зарубежный контрагент не торопится, необходимо подписать допсоглашение о переносе на более поздний срок:

  • поставки или возврата аванса (при импорте);
  • оплаты товара (при экспорте);
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата соглашения при этом должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте). При выполнении этих правил организацию не привлекут ни к административной ответственности, ни к уголовной (ст. 193.1 УК РФ).

Источники

Аванс от нерезидента валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here