Аудит при использовании упрощенной системы налогообложения

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Аудит при использовании упрощенной системы налогообложения" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Обязательный аудит при УСН

Цена: от 50 000 руб

Аудиторская проверка финансовой документации проводится в организациях независимо от применяемой системы налогообложения. Ее цель – контроль над достоверностью бухгалтерских показателей. При УСН аудит может быть обязательным или инициативным.

В каких случаях проводится обязательный аудит УСН

Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны проводить аудит в случае:

  • форма собственности – АО;
  • стоимость активов более 60 миллионов рублей;
  • выручка превышает 400 млн. руб.

Если выполняется хотя бы один из критериев, то компания обязана осуществлять обязательный аудит УСН.

Данная система налогообложения позволяет упростить отчетность и учет. Но для осуществления комплексного аудита необходима полная информация о функционировании предприятия. Поэтому в организациях на УСН, подлежащих контролю, должен вестись бухучет и сдаваться отчетность по тем же правилам, что и для ОСНО.

Предприятие на УСН может заказать аудит по собственной инициативе. В таком случае услуга будет оказана по индивидуальному заданию.

Ограничения по численности работников, стоимости основных средств и доле в уставном капитале

Не вправе переходить на упрощенную систему организации и ИП, если средняя численность работников превышает 100 человек. Запрет на переход действует также для компаний и предпринимателей, у которых остаточная стоимость основных средств более 150 миллионов рублей.

Кроме того, в общем случае нельзя применять УСН предприятиям, если доля участия в них других юридических лиц больше, чем 25%.

Как перейти на УСН

Организации, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, могут перейти на УСН, если их доходы за период с января по сентябрь не превысили 112,5 миллионов рублей. В случае выполнения данного условия нужно подать уведомление в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря, и с января следующего года можно применять «упрощенку». После 2019 года указанный лимит нужно умножать на коэффициент-дефлятор. На 2020 год значение коэффициента равно 1. Это значит, что предельная величина доходов в 2020 году осталась на прежнем уровне.

Предприниматели, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, могут перейти на УСН вне зависимости от величины доходов за текущий год. Для этого им нужно подать уведомление в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря, и с января следующего года ИП получит возможность применять упрощенную систему налогообложения.

Вновь созданные предприятия и вновь зарегистрированные ИП вправе применять упрощенную систему с даты постановки на учет в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать уведомление не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Организации и ИП, переставшие быть налогоплательщиками ЕНВД, могут перейти на «упрощенку» с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого «вмененного» налога. Для этого необходимо подать уведомление не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД.

Нарушение сроков подачи заявления на применение УСН лишает компанию или предпринимателя права на применение упрощенной системы.

Как отчитываться при УСН

Отчитываться по единому «упрощенному» налогу нужно один раз в год. Компании должны предоставить декларацию по УСН не позднее 31 марта, а предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Отчетность по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев не предусмотрена.

Налогоплательщики, утратившие право на «упрощенку», должны предоставить декларацию не позднее 25 числа следующего месяца.

Компании и ИП, прекратившие заниматься деятельностью, подпадающей под «упрощенку», должны предоставить декларацию не позднее 25 числа следующего месяца.

Стоимость

Организациям в сфере услуг от 80 000 руб/год
Организациям в сфере аренды от 80 000 руб/год
Для турагентств от 85 000 руб/год
Для торговых компаний от 90 000 руб/год
Кафе, ресторанам от 95 000 руб/год
Издательствам и типографиям от 100 000 руб/год
Для интернет-магазинов от 100 000 руб/год
Для некоммерческих организаций (НКО) от 120 000 руб/год
Компаниям в сфере транспорта и логистики от 120 000 руб/год
Производственным компаниям от 150 000 руб/год
Для строительных компаний от 150 000 руб/год

Как долго нужно применять «упрощенку»

Налогоплательщик, перешедший на УСН, должен применять ее до конца налогового периода, то есть по 31 декабря текущего года включительно. До этого времени добровольно отказаться от УСН нельзя. Сменить систему по собственному желанию можно только с 1 января следующего года, о чем нужно письменно уведомить налоговую инспекцию.

Досрочный переход с упрощенной системы возможен только в случаях, когда компания или предприниматель в течение года потеряли право на «упрощенку». Тогда отказ от данной системы является обязательным, то есть не зависит от желания налогоплательщика. Это происходит, когда доходы за квартал, полугодие, девять месяцев или год превышают 150 миллионов рублей (после 2019 года указанное значение нужно умножать на коэффициент-дефлятор, в 2020 году этот коэффициент равен 1). Также право на УСН теряется, когда перестают выполняться критерии по численности работников, стоимости основных средств или доле в уставном капитале. Помимо этого, право на «упрощенку» теряется, если организация в середине года попадает в «запретную» категорию (например открывает филиал или начинает производить подакцизные товары).

Прекращение применения «упрощенки» происходит с начала того квартала, в котором утрачено право на нее. Это значит, что предприятие или ИП начиная с первого дня такого квартала должны пересчитать налоги по иной системе. Пени и штрафы в этом случае не начисляются. Кроме того, при утрате права на упрощенную систему, налогоплательщик должен письменно известить налоговую инспекцию о переходе на иную систему налогообложения в течение 15 календарных дней по окончании соответствующего периода: квартала, полугодия, девяти месяцев или года.

Если налогоплательщик перестал заниматься деятельностью, в отношении которой он применял упрощенную систему, то в течение 15 дней он должен уведомить об этом свою инспекцию.

Объекты «УСН доходы» и «УСН доходы минус расходы». Ставки налога

Налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему, должен выбрать один из двух объектов налогообложения. По сути это два способа начисления единого налога. Первый объект — это доходы. Те, кто его выбрали, суммируют свои доходы за определенный период и умножают на 6%. Полученная цифра и есть величина единого «упрощенного» налога. Второй объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов («доходы минус расходы»). Здесь величина налога рассчитывается как разница между доходами и расходами, умноженная на 15%.

НК РФ дает регионам право устанавливать пониженную налоговую ставку в зависимости от категории налогоплательщика. Уменьшение ставки может быть введено как для объекта «доходы», так и для объекта «доходы минус расходы». Узнать, какие льготные ставки приняты в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.

Читайте так же:  Срок оплаты земельного налога за 4 квартал

Выбрать объект налогообложения нужно еще до перехода на УСН. Далее выбранный объект применяется в течение всего календарного года. Затем, начиная с 1 января следующего года, можно поменять объект, предварительно уведомив об этом свою налоговую инспекцию не позднее 31 декабря. Таким образом, переходить с одного объекта на другой можно не чаще, чем один раз в год. Тут есть исключение: участники договора о совместной деятельности или договора доверительного управления имуществом лишены права выбора, они могут применять только объект «доходы минус расходы».

Кто не вправе перейти на УСН

Организации, открывшие филиалы, банки, страховщики, бюджетные учреждения, ломбарды, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, а также ряд других компаний.

Кроме того, «упрощенка» запрещена компаниям и предпринимателям, производящим подакцизные товары, добывающим и продающим полезные ископаемые, работающим в сфере игорного бизнеса, либо перешедшим на уплату единого сельхозналога.

Кто занимается проверкой

Услуга по обязательной проверке должна оказываться аудиторской фирмой или отдельным аудитором, который соответствует следующим обязательным критериям:

  • является независимой;
  • состоит в СРО.

Компания или самостоятельный аудитор не может оказать услугу, если:

  • проверяющий является сотрудником бухгалтерии, акционером или иным должностным лицом в анализируемой организации;
  • аудитор имеет близкое родство с руководством проверяемого предприятия;
  • в течение 3 лет аудиторская фирма вела бухучет или сдавала отчетность для контролируемого учреждения.

В остальных случаях предприятие самостоятельно выбирает аудитора для оказания услуги по проверке деятельности.

Как рассчитать единый «упрощенный» налог

Нужно определить налоговую базу (то есть сумму доходов, либо разность между доходами и расходами) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Налогоплательщики, выбравшие объект «доходы минус расходы» должны сравнить полученную сумму единого налога с так называемым минимальным налогом. Последний равен одному проценту от доходов. Если единый налог, рассчитанный обычным способом, оказался меньше минимального, то в бюджет необходимо перечислить минимальный налог. В последующие налоговые периоды в составе расходов можно учесть разницу между минимальным и «обычным» налогом. К тому же те, для кого объектом являются «доходы минус расходы», могут перенести убытки на будущее.

Кто может применять УСН

Российские организации и индивидуальные предприниматели, которые добровольно выбрали УСН и у которых есть право применять данную систему. Компании и предприниматели, не изъявившие желания перейти на «упрощенку», по умолчанию применяют другие системы налогообложения. Иными словами, переход на уплату единого «упрощенного» налога не может быть принудительным.

Заполнить и подать уведомление о переходе на УСН через интернет Подать бесплатно

Обязательный аудит
бухгалтерской отчетности «упрощенца»

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит бухгалтерской отчетности. Применение УСН не освобождает организацию от аудита. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Исчерпывающий список условий, при которых необходимо проводить обязательный аудит, приведен в ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Помимо этого, на сайте www.minfin.ru содержится полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих (Информационное сообщение Минфина России от 20 января 2016 г. № ИС-аудит-1).

В отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательный аудит проводится, в частности, в следующих случаях:

  • организация является акционерным обществом;
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн руб.

Как правило, предприятия на «упрощенке» являются субъектами малого бизнеса и, соответственно, имеют право вести бухгалтерский учет в упрощенном виде и сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, показатели в которых укрупнены.

Однако в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерской учете» организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации, не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Таким образом, компаниям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, следует вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме.

Порядок упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для СМП описан в информационном письме Минфина России от 01.11.2012 № ПЗ-3/2012.

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

Как указано в ч. 2 ст. 1, ст.ст. 3, 4 Закона № 307-ФЗ, обязательный и инициативный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Исключение предусмотрено только в отношении организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.

С 01.01.2010 аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить аудиторские проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги только в том случае, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 23 Закона № 307-ФЗ, информационное сообщение Минфина России от 01.01.2009).

Согласно требованиям, приведенным в ст. 8 Закона № 307-ФЗ, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в случаях, если:

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.

Таким образом, при выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора) компания должна убедиться в том, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор):

  • является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги;
  • является независимой.

Перед заключением договора с аудиторской организацией на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо запросить у нее документы, свидетельствующие о том, что аудиторская компания является членом саморегулируемой организации.

С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru

Принципы и процедуры проведения аудита

Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2010 № 46н, которые являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона № 307-ФЗ).

Читайте так же:  Список премиальных автомобилей налог на роскошь

Кроме того, хозяйствующему субъекту следует знать, что в начале каждого года Минфин России выпускает рекомендации для аудиторов по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций за предшествующий год. Разъяснения относительно проведения аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355.

Даже если организация не проводит аудит, ознакомиться с указанным документом крайне полезно, поскольку он поможет самостоятельно проверить бухгалтерскую отчетность на предмет возможных ошибок.

При проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязательно руководствуются рекомендациями финансового ведомства. При проведении аудиторской проверки за 2015 год важно обратить особое внимание на следующие вопросы, указанные в рекомендациях Минфина России, которые также актуальны для «упрощенцев»:

  • создание резерва сомнительных долгов по займам;
  • признание расходов на выплату работникам организации премии по итогам работы за год;
  • определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления;
  • раскрытие информации о финансовых вложениях, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
  • учет взноса организации в компенсационный фонд;
  • учет наличия и движения отходов производства;
  • отражение в бухгалтерском учете затрат на формирование страхового запаса активов;
  • отражение в бухгалтерском учете сумм торгового сбора;
  • отражение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств;
  • раскрытие некоммерческой организацией информации о ее вкладах в другие организации;
  • раскрытие информации о движении денежных средств в отчетности некоммерческой организации;
  • составление консолидированной финансовой отчетности.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его акционерами (участниками).

Аудиторская проверка проводится на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Аудиторское заключение

По результатам аудиторской проверки аудиторская организация составляет аудиторское заключение, которое является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона № 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона № 307-ФЗ, п. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20.05.2010 № 46н).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010).

Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.

В соответствии с п.п. 15, 17 ФСАД 1/2010 модифицированное мнение по результатам аудиторской проверки выражается в следующих случаях:

  • на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
  • аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

За нарушение требований об обязательном аудите к политическим партиям и должностным лицам может быть применена ответственность в виде штрафов, установленных ст. 5.68 КоАП РФ.

В силу требований п. 1 ФСАД 2/2010 модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:

  • мнение с оговоркой;
  • отказ от выражения мнения;
  • отрицательное мнение.

В соответствии с п. 13 ФСАД 2/2010 аудитор должен выразить мнение с оговоркой в том случае, если:

  • получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторское заключение выражает мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, а не подтверждает ее.

Аудитор должен отказаться от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, если у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и касается большинства значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16 ФСАД 2/2010).

В силу п. 15 ФСАД 2/2010 аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство ее значимых элементов.

В процессе проведения проверки, а также по ее результатам аудиторами могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. В этом случае до составления аудиторского заключения аудиторы должны сообщить об этом руководству организации (п. 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696).

При этом организация обязана исправить ошибки, обнаруженные в ходе проведения аудита. Если организация отказывается устранить существенные нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение (п. 15 ФСАД 1/2010).

Все замечания, рекомендации, причины нарушений ведения бухучета и формирования отчетности аудиторы раскрывают в письменной информации (отчете), составленной в произвольной форме и адресованной собственникам и исполнительному органу хозяйствующего субъекта.

Важно отметить, что при проведении аудита, составлении аудиторского заключения и отчета аудитор независим от заказчика, а также от любой другой третьей стороны.

К аудиторскому заключению на бумажном носителе должна быть приложена бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами отчетности.

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на аудиторские услуги в целях применения УСН

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете затраты организации на проведение внешнего аудита отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности. По общему правилу расходы на проведение аудита признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены, то есть в день подписания акта об оказании услуг, независимо от факта оплаты (п. 18 ПБУ 10/99). Исключением является случай, при котором организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, признает выручку по мере поступления оплаты от покупателей. Тогда и расходы, в том числе и на аудиторские услуги, такая организация признает по мере их оплаты.

Операция по признанию расходов на аудиторские услуги отражается следующим образом:

Дебет 26 (44) Кредит 60 (76) – отражены расходы на аудиторские услуги.

Если организация применяет упрощенную систему налогообложения и платит единый налог с доходов, налоговая база на затраты на аудиторские услуги не уменьшается, поскольку при данном объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Читайте так же:  Доначислен налог на имущество

Организация, уплачивающая единый налог с разницы между доходами и расходами, может учесть в составе расходов затраты на аудиторские услуги согласно пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом данные расходы должны соответствовать условиям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть экономически обоснованными и документально подтвержденными (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Организация, применяющая «упрощенку», использует кассовый метод учета расходов, поэтому расходы на фактически оказанные аудиторские услуги учитываются только после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Глава 26.2 НК РФ. Упрощенная система налогообложения (УСН или «упрощенка»)

Единый налог при УСН платят компании и предприниматели, которые добровольно перешли на «упрощенку». Для объекта налогообложения «доходы» ставка равна 6%. Для объекта налогообложения «доходы минус расходы» ставка равна 15%. Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты единого «упрощенного» налога, об объектах налогообложения и налоговых ставках, а также о сроках представления отчетности. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Где действует упрощенная система

На всей территории Российской Федерации без каких-либо региональных или местных ограничений. Правила перехода на УСН и возврата на другие системы налогообложения одинаковы для всех российских организаций и предпринимателей независимо от местонахождения.

Для кого аудит обязателен

Ежегодная проверка осуществляется на предприятиях в соответствии с законом № 307-ФЗ. В нем перечислены учреждения, в которых аудит является обязательным. К ним относятся:

  • акционерные общества;
  • кредитные и страховые организации;
  • МФО;
  • НПФ;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • компании, предоставляющие консолидированную отчетность;
  • предприятия, перечисленные в распоряжении Правительства № 2179-р.

«Аудиторка» предоставляет комплексные аудиторские услуги в Москве. Преимуществом компании является большой опыт работы, обширная база постоянных клиентов и гарантия качества. Заказать услугу можно по телефону или на сайте через форму обратной связи.

Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

по дисциплине « Налоговый учет»

Тема « Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения»

Видео (кликните для воспроизведения).

I. УСН – специальный режим для стимулирования малого и среднего бизнеса

1.1 Понятие УСН, порядок перехода на УСН

1.2 Плательщики, объект налогообложения

II. Организация налогового учета при УСН

2.1 Понятие налогового учета

2.2 Уровни налогового учета при УСН

III. Ведение налогового учета в организации, перешедшей на УСН

3.1 Регистры налогового учета

3.2 Пути совершенствование налогового учета

Список используемой литературы

Упрощенная система налогообложения — это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Упрощенная система налогообложения введена с 2003 года. И с тех пор многие организации предпочли перейти на «упрощенку».

Целью данной работы является раскрытие темы: «Ведение налогового учета при упрощенной системы налогообложения». Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

· Проанализировать суть и объекты упрощенной системы налогообложения

· Выделить преимущества и недостатки перехода на упрощенную систему налогообложения

· Рассмотреть ведение налогового учета налогоплательщиками, перешедшими на УСН

Данная работа подготовлена на основе учебно — методической литературы, законодательных актов и нормативных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность и определяющих правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

I. УСН — специальный режим для стимулирования малого и среднего бизнеса

1.1 Понятие УСН, порядок перехода на УСН

Упрощенная система налогообложения — это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Особенностью главы 26.2 НК РФ является различие условий применения упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, названные в статье 346.25.1 НК РФ. Если организации исчисляют и уплачивают единый налог по результатам хозяйственной деятельности, то у предпринимателей, в соответствии с указанной статьей НК РФ, имеется также альтернатива уплачивать в бюджет стоимость патента, устанавливаемую в зависимости от осуществляемого ими вида деятельности законами субъектов Российской Федерации.

Возможность осуществить, в своем роде, возврат к упрощенной системе налогообложения, действовавшей до 1 января 2003 года, когда налогоплательщику надлежало уплачивать в бюджет фиксированную стоимость патента появилась для ряда категорий индивидуальных предпринимателей с 1 января 2006 года.

Переход к упрощенной системе налогообложения, равно как и возврат к общему налоговому режиму, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, регламентируемом главой 26.2 НК РФ.

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

· налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ),

· налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента),

· налога на имущество организаций,

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

· налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ),

· налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),

· налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников 14%, предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. Для перехода на УСН организации подают заявление в налоговый орган по месту нахождения, а индивидуальные предприниматели — по месту жительства в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года. В заявлении сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев предыдущего года доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ, не превысили 45 млн. рублей. Это ограничение не применяется для индивидуальных предпринимателей. Для них право перехода на УСН не зависит от размера полученных доходов.

Читайте так же:  Освобождение налогов на землю 6 соток

Кроме того, не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

– организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

– негосударственные пенсионные фонды;

– профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

– организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

– организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

– организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

– организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

– организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (с учетом особенностей, предусмотренных пп.14 п.3 ст.346.12 Налогового кодекса РФ);

– организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей.

Также следует учитывать, что если в следующем году по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысят 60 млн. рублей или в течение отчетного (налогового) периода будет допущено несоответствие указанным выше требованиям, то такой налогоплательщик будет считаться утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение или несоответствие указанным требованиям. Указанное ограничение действует как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Вновь созданная организация и индивидуальный предприниматель вправе подать заявление об использовании УСН в 5-дневный срок с даты постановки на налоговый учет и применять ее с даты постановки на учет, указанный в свидетельстве, выданном налоговым органом.

Формы заявления о переходе на УСН и сообщения об уплате права на применение УСН утверждены приказом МНС РФ от 19.09.2002 N ВГ-3-22/[email protected] с изменениями по приказу ФНС РФ от 17.08.2005 N ММ-3-22/[email protected]

В заявлении обязательно должно быть указано:

1. Полное наименование, ИНН и КПП организации или фамилия, имя, отчество и ИНН индивидуального предпринимателя;

2. Адрес места нахождения организации или адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

3. Объект налогообложения – «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В дальнейшем объект налогообложения налогоплательщик может менять ежегодно, если уведомить об этом налоговую инспекцию до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предлагается изменить объект налогообложения. В течение же налогового периода (года) менять объект налогообложения нельзя.

4. Размер доходов за 9 месяцев предыдущего года, среднюю численность работников за 9 месяцев предыдущего года и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов (указываются только организациями).

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае превышения установленного дохода считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение и несоответствие требованиям, и уплачивает причитающиеся налоги, предусмотренные законодательством РФ.

Что нужно знать при проведении аудиторской проверки на малых и средних предприятиях

Российское гражданское и налоговое законодательство предоставляет субъектам малого предпринимательства самостоятельно решать вопрос о выборе конкретной формы финансовой отчётности, системы налогообложения, а также способах бухгалтерского учёта. Таким образом, наряду с классическими (общими) формами, ими могут быть выбраны формы упрощённые.

а) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: — от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; — до ста человек включительно для малых предприятий; — до пятнадцати человек для микропредприятий.

в) выручка от реализации товаров без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Особенности аудита малых экономических субъектов” аудитор в обязательном порядке следует учесть “специальные” риски такого аудита, среди которых особо стоит выделить следующие:

1) Учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

2) Руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

3) Вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

4) В условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений.

С учётом данных рисков, работа аудиторов по сбору и оценке доказательственной базы строится исходя из обстоятельств упрощённой процедуры регистрации малых предприятий, использования на предприятиях самостоятельно разработанных форм документирования хозяйственных операций, полного или частичного отсутствия систем внутреннего контроля, большого влияния местного и регионального законодательства на деятельность малых предприятий и так далее.

Кроме того, аудиторам следует помнить, что процедура проведения проверки в организациях, использующих упрощённые формы учета и отчётности, имеет свои “специфические” отличительные особенности. Разумеется, это обстоятельство не затрагивает основ профессиональной техники, общепринятых принципов и этических норм аудита. Тем не менее, во избежание недоразумений, назначения дополнительных процедур и неверных выводов аудитору очень важно знать, какими именно субъективными правами и обязанностями по составлению и ведению отчётности и учёта обладают организации, применяющие УНС, упрощённую форму учёта и бухгалтерской отчётности.

Так, налогоплательщики, перешедшие на УСН, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество организаций, ЕСН, а в некоторых случаях и НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Учёт в таких организациях осуществляется с помощью книги учёта доходов и расходов по форме, утверждённой Минфином РФ. Согласно статье 4 ФЗ “О бухгалтерском учёте” организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности по ведению бухгалтерского учёта, что буквально означает упрощение его формы.

Читайте так же:  Пеня на налог на имущество физических

Однако, даже в том случае, когда малые предприятия не перешли на УСН, это не мешает им избрать в качестве формы бухгалтерского учёта упрощённую: журнально-ордерную для небольших предприятий, либо упрощённую форму учёта для малых предприятий. Нормативными актами на этот счёт не предусмотрено никаких ограничений для субъектов, так как упрощённые формы учёта ни коим образом не могут повлиять на порядок предоставления в учётные органы финансовой отчётности. С другой стороны, упрощение формы финансовой отчётности может свидетельствовать о сокращении (законном уменьшении) её внутреннего содержания, а также об изменении периодичности ее представления.

Спорным является вопрос об объёме бухгалтерской документации предоставляемой к аудиту субъектами малого предпринимательства. В пункте 3 Указаний об объёме форм бухгалтерской отчётности говорится о возможности “усечения” состава отчётности малых предприятий.

Российское законодательство в соответствии с критерием обязательности аудиторской проверки, различает организации, обязанные проводить аудит и организации, аудит в отношении которых необязателен. Данное правило распространяется и на субъекты малого предпринимательства. Так, исходя из смысла статьи 7 ФЗ “Об аудиторской деятельности” 2001 года, малое предприятие считается обязанным провести аудиторскую проверку в том случае, например, если объем выручки организации от реализации продукции за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда. Также обязательный аудит распространяется на предприятия в случае прямого на то указания федерального законодательства.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, могут воспользоваться правом представления бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок и пояснительной записки. При этом не будет считаться нарушением непредставление в составе бухгалтерской отчетности отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, а также приложения к бухгалтерскому балансу.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, имеют почти аналогичное по своему содержанию право, за тем небольшим исключением, что ими должна быть представлена пояснительная записка, в которой указываются причины, обосновывающие отсутствие соответствующих данных. Таким образом, отмеченные субъекты при должном обосновании могут обойтись без заполнения формы № 3 (отчёт об изменении капитала), формы № 4 (отчёт о движении денежных средств) и формы № 5 (приложения к бухгалтерскому балансу).

Представляется, что данное обстоятельство некоторым образом противоречит сложившейся практике, так как непредставление в составе отчётности всех перечисленных данных будет свидетельствовать о том, что предприятие вообще не функционирует в качестве субъекта гражданского оборота – у неё отсутствуют доходы и расходы, имущество не поддаётся стоимостной оценке, а предпринимательская деятельность не ведётся.

Аудит при использовании упрощенной системы налогообложения

Свиридова Т. В.,
руководитель аудиторской фирмы, консультант по налогам и сборам, судебный эксперт

Как учесть доходы и расходы

Налогооблагаемыми доходами при УСН является выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности, например от сдачи имущества в аренду (внереализационные доходы). Список расходов строго ограничен. В него входят все популярные статьи затрат, в частности, заработная плата, стоимость и ремонт основных средств, закупка товаров для дальнейшей реализации и так далее. Но при этом в перечне отсутствует такой пункт как «прочие расходы». Поэтому налоговики при проверках проявляют строгость и аннулируют любые затраты, которые прямо не упомянуты в списке. Все доходы и расходы следует учитывать в специальной книге, форма которой утверждена Министерством финансов.

При упрощенной системе применяется кассовый метод признания доходов и расходов. Другими словами, доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация или ИП погасили обязательство перед поставщиком.

Ведите налоговый и бухгалтерский учет при УСН в интуитивно понятном веб-сервисе Попробовать бесплатно

Какие налоги не нужно платить при применении УСН

В общем случае организации, перешедшие на «упрощенку», освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели — от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте). Прочие налоги и сборы нужно платить в общем порядке. Так, «упрощенцы» должны делать платежи на обязательное страхование с зарплаты сотрудников, удерживать и перечислять НДФЛ и пр.

Однако из общих правил есть и исключения. Так, с 1 января 2015 года некоторым «упрощенцам» нужно платить налог на имущество. С указанной даты освобождение от уплаты этого налога не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. К такому имуществу можно отнести, например, торговую и офисную недвижимость (п.1 ст. 378.2 НК РФ, п.3 ст. 346.11 НК РФ).

Когда перечислять деньги в бюджет

Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием и девятью месяцами), нужно перечислить в бюджет авансовый платеж. Он равен налоговой базе за отчетный период, умноженной на соответствующую ставку, за минусом авансовых платежей за предшествующие периоды.

По окончании налогового периода необходимо перечислить в бюджет итоговую сумму единого «упрощенного» налога, причем для организаций и предпринимателей установлены разные сроки уплаты. Так, предприятия должны перевести деньги не позднее 31 марта следующего года, а ИП — не позднее 30 апреля следующего года. При перечислении итоговой величины налога следует учесть все авансовые платежи, сделанные в течение года.

К тому же налогоплательщики, выбравшие объект «доходы», уменьшают авансовые платежи и итоговую сумму налога на обязательные пенсионные и медицинские страховые взносы, взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспосоности и в связи с материнством, на добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности работников, а также на выплаты по больничным листам работников. При этом авансовый платеж или итоговую сумму налога нельзя уменьшить более чем на 50%. В дополнение к этому, с 1 января 2015 года введена возможность уменьшения налога на полную сумму уплаченного торгового сбора.

Совмещение УСН с «вмененкой» или с патентной системой

Налогоплательщик вправе по одним видам деятельности начислять «вмененный» налог, а по другим — единый налог по УСН. Также возможен вариант, при котором предприниматель по одним видам деятельности применяет «упрощенку», а по другим — патентную систему налогообложения.

Видео (кликните для воспроизведения).

В этом случае необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к каждому из спецрежимов. Если это невозможно, то затраты следует распределять пропорционально доходам от видов деятельности, подпадающих под разные системы налогообложения.

Источники

Аудит при использовании упрощенной системы налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here