Аудит как форма финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Аудит как форма финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

82. Аудит как особый вид финансового контроля.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельностиустановление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

понесенные убытки в полном объеме;

расходы на проведение перепроверки;

штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации

В настоящее время финансовое право развивается в контексте рыночной политики государства. По большей части это связано с развитием самого рынка и участием России в мировых рыночных отношениях.Если раньше акцент делался на качественной подготовке управленцев,то сейчас акцентируется внимание на актуальном спросе, что и является двигателем развития финансового права как науки в одном направлении.

Аудит как форма финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие и сущность аудита………………………………………………6
1.1 Аудит в системе финансового контроля……………………………………. 6
1.2 Виды и стандарты аудитов……………………………………………………10
Глава II. Понятие и сущность финансового контроля…………………………..14
2.1 Классификация финансового контроля……………………………………. 14
2.2 Задачи и методы финансового контроля……………………………………..16
Глава III. Становление аудита в России………………………………………….18
3.1 Этапы развития аудиторского контроля……………………………………..18
3.2 Возникновение современного аудита………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы……………………………………………..31
Приложения………………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность аудиторского контроля в системе финансового контроля

Аудиторский контроль является одним из негосударственных видов финансового контроля. Он состоит в общей системе, которая включает такие виды контроля как:

  • ведомственный контроль;
  • внутрихозяйственный контроль;
  • общественный контроль.

Важность аудиторского контроля обусловлена развитием рыночных отношений в Российской Федерации, что требует определенных требований в установлении финансовой надежности предприятий. В особенности это касается предприятий такой формы собственности как акционерные общества.

Аудит как вид финансового контроля

Одной из форм финансового контроля является аудиторская проверка. Она представляет собой действенный инструмент определения несоответствий, нарушений, узких мест в финансовом учете и отчетности. В зависимости от лица, проводящего проверку, аудит делят на внешний и внутренний. Внутренний аудит проводится собственными силами компании. Для этой цели могут выделяться отдельные специалисты, либо создаваться целое подразделение. Внутренние аудиторские проверки позволяют оптимизировать доходы и расходы предприятия, выработать новые рациональные подходы к их использованию. Задачи для проведения внутренней аудиторской проверки определяются под каждое отдельное мероприятие.

Внешние проверки осуществляются независимыми организациями или лицами. Они дают экспертное мнение при проверке финансовой отчетности, экспертизе общего финансового состояния объекта. Так же они могут разрабатывать рекомендации по стабилизации финансового состояния, работе с платежеспособностью. Обязательной финансовой проверке ежегодно подвергаются следующие субъекты:

  • Банки.
  • Центральный банк.
  • Кредитные организации.
  • Страховые компании.
  • Биржи.
  • Внебюджетные фонды.
  • Акционерные общества.
  • Компании, имеющие в уставном капитале иностранные инвестиции.

Аудиторский контроль может учесть интересы сразу двух сторон – субъектов хозяйствования и государства. Субъекты заинтересованы в приумножении доходов и оптимизации обязательных платежей в пользу бюджета. Государству необходимо проверять полноту и своевременность выполнения субъектами экономики своих финансовых обязательств.

По итогу проверки составляется заключение, представляющее собой официальный документ. В нем содержатся данные о выявленных нарушениях и несоответствиях, а также прописывается экспертное мнение аудитора, проводившего проверку. Заказчики аудиторских услуг заинтересованы в их качестве. Для того, чтобы обеспечить потребителей экспертными аудиторскими проверками, в России реализуются действия по государственной аттестации организаций и лиц, оказывающих аудиторские услуги. За нарушение процедуры аудита, сторонние аудиторские компании несут ответственность согласно установленных правовых норм в виде уголовных, административных и гражданско-правовых наказаний.

Читайте так же:  Сумма предельного размера имущественного налогового вычета

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Аудит как независимая форма финансового контроля.

Потребность в создании института профессионального неза­висимого контроля возникла в результате развития предприни­мательства, стремления растущих организаций к саморегулиро­ванию.
Из истории аудита следует, что впервые его прообраз возник в Англии в начале XIX в. В 1880 г. там был создан Институт присяжных бухгалтеров, который проводил методическую рабо­ту и приступил к разработке аудиторских стандартов.
Стандарты аудита — это правила, которыми регламентиру­ется аудиторская деятельность. Опираясь на стандарты, аудитор проводит проверку. В настоящее время Международная федера­ция бухгалтеров разработала и утвердила 29 стандартов по ауди­ту и 4 сопутствующих стандарта, которые являются междуна­родными нормативами аудита.
В Российской Федерации становление института независи­мого аудита связано с объективной необходимостью саморегу­лирования экономической деятельности хозяйствующих субъек­тов в условиях развития рыночных общественных отношений и построения правового государства, так как основная цель ауди­торской проверки — установление достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия хозяйственной деятельности норма­тивным актам.

Сегодня организация государственного регулирования ауди­торской деятельности в Российской Федерации осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Это коллегиальный орган при Президенте РФ, который организует систему мер по государст­венной поддержке, становлению и развитию рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, защиту интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.

Основные направления деятельности Комиссии следующие:
— разработка на основе российского законодательства про­ектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятель­ность в РФ;

  1. содействие реализации Временных правил аудиторской деятельности в РФ, утвержденных указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»* (далее — Временные правила);

Проверка, проводимая в соответствии с законодательством, регламентируется постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. В соответст­вии с этим постановлением бухгалтерская (финансовая) отчет­ность экономических субъектов подлежит обязательной ежегод­ной аудиторской проверке, например, по следующим критериям (системе показателей) деятельности:

  1. организационно-правовая форма экономического субъек­та. Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;
  2. вид деятельности экономического субъекта. По виду дея­тельности обязательной ежегодной аудиторской проверке под­лежат: банки и другие кредитные учреждения, страховые орга­низации и общества взаимного страхования, товарные и фондо­вые биржи, инвестиционные институты (инвестиционные и че­ковые инвестиционные фонды, холдинговые компании), вне­бюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Фе­дерации обязательные отчисления, производимые юридически­ми и физическими лицами; благотворительные и иные (неин­вестиционные) фонды, источниками образования средств кото­рых являются добровольные отчисления юридических и физиче­ских лиц; другие экономические субъекты, обязательная еже­годная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (о других критериях, в соответствии с которыми отчетность экономических субъектов подлежит обязательной аудиторской проверке, см. указанное выше постановление Правительства).

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

Аудиторский финансовый контроль

Обязательный характер аудита

Аудиторский финансовый контроль осуществляется государством в случаях, когда он обязательный, и указываются данные случаи в Федеральном законе. Обязательному аудиту подлежат страховые и кредитные организации, муниципальные и государственные унитарные предприятия, фонды внебюджетных средств и так далее.

Правовые основы аудиторского финансового контроля имеют публичный характер, так как юридические нормы с помощью государственно-властных правил (стандартов) регулируют аудиторскую деятельность и порядок ее осуществления.

За нарушение аудиторской деятельности, Закон устанавливает наступление ответственности, она распространяется на аудиторские структуры, их руководство, индивидуальных предпринимателей, аудируемые лица, а также лица, которые подлежат обязательному аудиторскому контролю.

Ответственность за нарушения аудиторской деятельности может быть:

  • гражданско-правовой;
  • уголовной;
  • административной.

Рассмотрим ряд функций Минфина России, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности:

  1. Формирует нормативные акты правового характера для регулирования аудиторской деятельности.
  2. Представляют Правительству России федеральные стандарты (правила) в сфере аудиторского финансового контроля для их утверждения.
  3. Проводят аттестации.
  4. Лицензируют (выдают лицензионные разрешения) аудиторскую деятельность.
  5. Формируют надзирательскую систему для контроля над соблюдением лицензионных стандартов, которые регламентируют независимый аудиторский финансовый контроль.
  6. Контролируют соблюдение индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями предписанных федеральных стандартов.
  7. Ведут реестры государства по аттестованным аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Аудиторский контроль в системе финансового контроля

Аудиторский финансовый контроль – это вневедомственный независимый контроль, реализуемый как аудиторская деятельность — разновидность предпринимательской деятельности.

Сущность аудита

Аудит является методом проверки финансовой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

По своей сути, это предпринимательская деятельность, которая может осуществляться аудиторскими организациями или аккредитованными индивидами. Аудиторские проверки также могут проводиться собственными силами предприятий.

Целью аудита является подтверждение правильности и достоверности отражения данных о совершенных финансовых данных в документации. Наиболее часто к услугам аудита предприниматели обращаются для того, чтобы:

  1. Получить экспертную оценку достоверности собственных финансовых операций.
  2. Благодаря экспертному мнению сформировать доверительные отношения с контрагентами и партнерами, дабы повысить их интерес к экономическому сотрудничеству.

Объектом аудиторского исследования является финансовая и бухгалтерская отчетность, которой пользуются инвесторы, наемные сотрудники, кредиторы, подрядчики, поставщики, потребители, государственные органы власти. Независимый контроль обязательный и инициативный эффективно и давно применяется в развитых странах. В России этот опыт является относительно новым.

Аудит может проводиться относительно финансовых средств, операций, проведенных субъектом за период. Аудиторская проверка позволяет определить следование законодательству, правилам, стандартам. Существуют специальные формы аудита, проводимые для формирования экспертной оценки о достоверности и надежности информации.

Читайте так же:  Выплата дивидендов бухучет

Проведение аудиторской проверки может осуществляться различными методами. Сюда относят инвентаризацию, визуальное наблюдение, аналитическую работу с документами, использование информационного моделирования, проведение камеральных проверок. Так же широко применяются расчетно-аналитические методы, основанные на фундаментальных знаниях из экономики и финансового дела.

Особенности финансового контроля

Финансовый контроль – это мероприятия, проводимые специализированными надзорными органами или отдельными лицами, с целью выявления оптимальности и законности использования финансовых средств субъектами хозяйствования.

Контроль финансов является одним из элементов управления хозяйственной деятельностью, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Его сущность заключается в реализации действий уполномоченных организаций и лиц действий по проверке соблюдения следующих положений:

  1. Соответствие финансовых отношений нормам установленного права.
  2. Обеспечение интересов каждого участника финансовой деятельности.

Многие специалисты считают, что финансовый контроль является наиболее важным из всех надзорных операций, так как финансовая система оказывает влияние практически на все сферы жизни общества. Применение его норм позволяет выработать финансовую дисциплину, обеспечить законность действий всех участников отношений. Кроме того, следование правилам финансовых отношений сохраняет права собственника имущества. Под имуществом в данном случае понимаются деньги, собственность, финансовые обязательства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль финансов направлен на обеспечение соблюдения кассовой дисциплины. Он определяет границы полномочий контролирующих органов, а также выявляет случаи злоупотребления полномочиями и использования власти в корыстных целях. Контроль помогает отслеживать правильность отображения хозяйственных операций в документации. Одной из главных задач контроля на макроэкономическом уровне можно назвать отслеживание формирования и расходования бюджетных средств. Еще одной статьей, обязательной для контроля является использование целевых средств внебюджетных фондов. Информация для проверок обычно берется из данных управленческого, финансового и бухгалтерского учета. Так же контроль может осуществляться в сфере ценообразования, регулируемого государством. По итогу проверок разрабатываются меры привлечения к ответственности, определяется размер санкций.

аудит как форма финансового контроля, проблемы его становления в россии.doc

1.2 Виды и стандарты аудитов

Различают внутренний и внешний аудит:[3]

Внутренний аудит — неотьемлемый и важный элемент контроля в процессе непосредственного менеджмента. Потребность в нем возникает в крупных организациях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности низших управленческих структур. Внутренний аудит необходим для предотвращения потери ресурсов, локализации недостатков, своевременного предупреждения финансовых трудностей. Иными словами — это текущий контроль за осуществлением экономической политики и качеством управления предприятия.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемой организации. Выполнение такой независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, повышению эффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.

Внешний аудит призван:

— проверить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;

— проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

— выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами анализа правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения организации, оптимизации затрат и результатов деятельности — доходов и расходов.

В ходе аудита проверяется правильность составления баланса, отчета о прибыли и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

— все ли активы и пассивы отражены в отчете;

— все ли документы использованы в отчете;

— насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики организации.

Отчет о прибыли и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.[4]

Аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд других задач:

— помогают в организации бухгалтерского учета;

— оказывают помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— участвуют в налоговом планировании и расчете налогов;

— консультируют по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности и др.

Аудит является одним из видов финансового контроля и поэтому основные принципы у них общие:

— превентивность (предупредительный характер);

Существуют определенные нормы аудита (стандарты). Аудиторские стандарты формулируют единые основополагающие предписания, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты должны пересматриваться для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.[5]

На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов обосновать причину этого.

Значение стандартов состоит в том, что они:

— обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

— содействуют внедрению в практику научных достижений;

— помогают пользователям понять процесс проверки;

— создают общественный престиж профессии;

— устраняют контроль со стороны государства;

— помогают аудитору вести переговоры с клиентом.

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в этой области практически одинаковы во всем мире. Поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих стандарты.

Международные стандарты применяются в любых случаях проведения независимого аудита. Однако Международные стандарты не превалируют над местными.

Читайте так же:  Кредитно валютный контроль

Существуют так же этические нормы аудиторской деятельности, которые можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность; объективность.

На практике профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.

Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.

Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб.

Сообщество аудиторов в целом и каждый аудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельных аудиторов и требуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.

Глава II. Понятие и сущность финансового контроля

2.1 Классификация финансового контроля

Специфика любого контроля как элемента управления — его вторичность: контролировать можно только то, что уже имеется независимо от контроля. Финансовый контроль не является сам по себе инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеет целью устранение или предотвращение ошибок в этой деятельности или улучшение ее. Для осуществления контроля необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность. Такие критерии определяются финансовым законодательством и другими правовыми нормами организации финансовой деятельности. Теоретической концепцией, определяющей сущность и организацию финансового контроля, является, прежде всего, отличие этих сравнительных критериев и границ вмешательства в финансовую деятельность различных структур контролирующих органов в различных государствах. Этим определяется и различие в системе органов финансового контроля и конкретных форм и методов работы.[6]

Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданным. По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного, нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.д.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующимся на нем.

2.2 Задачи и методы финансового контроля

Задачи финансового контроля:

1. обеспечить экономическую безопасность государства

2. обеспечить контроль за формированием государственных доходов

3. проверка выполнения государственных обязательств со стороны физических и юридических лиц

4. проверка целевого использования бюджета

Видео (кликните для воспроизведения).

5. улучшение взаимодействия и координации деятельности контролирующих органов в РФ.

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля:[7]

— наблюдение — это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

— проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий;

— обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.;

— анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа;

— ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

Аудит как вид финансового контроля

Сущность аудиторского финансового контроля

Аудиторская проверка сама по себе является разновидностью финансового контроля. Это обусловлено тем, что в ходе аудита, устанавливаются полнота, достоверность, законность и правильность оформления всех хозяйственных операций на предприятиях. Подтверждение данных критериев является подтверждением обоснованного использования финансовых ресурсов в организации. Это могут быть:

  • подтверждение правильности расчетных операций между контрагентами, что исключает незаконную передачу денежных средств;
  • правильность исчисления себестоимости произведенной продукции, что определяет достоверность показателя себестоимости продукции, влияющего на расчет налогооблагаемой базы;
  • правильность расчета по заработной плате с работниками, что исключает факты «заплаты в конвертах» и нарушений сроков и порядка ее выплаты;
  • и т.д.
Читайте так же:  Возврат подоходного налога за медицинские услуги сроки

То есть, каждый объект аудита, так или иначе формирует финансовый контроль в организации, что делает аудит важной процедурой.

Особенностью аудиторского контроля является сочетание интересов двух сторон: аудируемого предприятия и контролирующих органов. Причем без расходования бюджетных средств на такой контроль. В результате аудита могут быть выявлены нарушения, которые в конечном итоге – повлияли на уплату различных налогов и сборов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Такие нарушения своевременно устраняются, что помогает предприятию избежать штрафов и пени, а в бюджет поступают дополнительные средства в виде доплат по налогам и сборам.

Несмотря на то, что аудиторская проверка – это независимая процедура, существуют регламенты в законодательстве РФ, которые определяют набор определенных стандартов проведения аудита.

Данные стандарты разработаны для единства основных положений при проведении аудита, которые определяют оптимизацию результатов аудиторской проверки.

Также, одним из методов государственного финансового контроля является регламент обязательного аудита для некоторых субъектов хозяйствования. К примеру, Центральный Банк Российской Федерации обязан ежегодно предоставлять аудиторское заключение, которое публикуется в свободном доступе. Данные требования касаются и других коммерческих предприятий.

Обязательность аудита и обнародование его данных носит публичный характер аудиторского финансового контроля. Таким образом, правительство учитывает интересы вкладчиков, акционеров и т.д.

Для гарантии качества аудиторских проверок, государством устанавливаются порядок и правила аттестации аудиторов, нормы их квалификации и т.д. За нарушения действующего законодательства при проведении аудиторских проверок, государством предусмотрена ответственность аудиторских компаний или индивидуальных аудиторов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Аудит как форма финансового контроля

Сущность аудиторского финансового контроля

Аудиторский финансовый контроль – предпринимательская деятельность по независимого контролю вневедомственному характера.

Аудиторский финансовый контроль подтверждается то, что возможно сочетание интересов экономических субъектов и государства. А также при таком сочетании не нужно выделять деньги из бюджета на данную деятельность.

Регулирует аудиторский контроль Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Данный закон дает следующие понятия:

  • аудит или аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность, которая связана с проверкой бухгалтерской отчетности независимого характера;
  • аудирумые лица – индивидуальные предприниматели и предприятия различного уровня.

Проводится аудиторский финансовый контроль индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями.

У индивидуальных предпринимателей данной сферы и аудиторских организаций по законодательным нормам нет права заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме аудита и ряда сопутствующих ему услуг.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Качество аудиторской деятельности гарантируется проведением аттестации обязательного характера. Кроме того, необходимо лицензионное разрешение на данную деятельность.

Основная цель аудиторского контроля – выразить мнение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторский финансовый контроль может быть следующих форм:

В результате аудиторского контроля формируется аудиторское заключение.

Под аудиторским заключением понимают официальный документ, соответствующий федеральным правилам аудиторской деятельности, который содержит мнение лица, осуществлявшего аудит в организации, о степени достоверности бухгалтерской отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета в этой организации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Необходимо отметить, что аудиторская проверка не заменяет государственный контроль.

Задачи аудиторского контроля в системе финансового контроля

Аудиторский контроль в системе финансового контроля выполняет две основные задачи.

  1. Установление достоверности отраженных данных в формируемой отчетности.
  2. Соответствие хозяйственных операций действующему законодательству и нормам отраслевых положений и требований.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Изучение теоретических и практических аспектов финансового контроля с перспективой разработки теоретико-прикладных предложений по формированию аудита в государственном секторе. Определение роли международных стандартов в развитии аудиторской деятельности.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 21.03.2016
Размер файла 222,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Clarity 2009 (отредактирован)

ФП(С)АД 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность»

ФП(С)АД 27 разработан на основе соответствующего МСА 720

34. ISA 800 Special Considerations-Audits of Financial Statements Prepared in Accordance with Special Purpose Frameworks/ Особенности аудита финансовой отчетности особого (специального) назначения

ФП(С)АД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам»

ФСАД 8/2011 разработан на основе соответствующего МСА 800

35. ISA 805 Special Considerations-Audits of Single Financial Statements and Specific Elements, Accounts or Items of a Financial Statement/ Особенности аудита финансовой отчетности и специфических элементов, счетов или единиц финансовой отчетности

ФП(С)АД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности»

ФСАД 9/2011 разработан на основе соответствующего МСА 805

36. ISA 810 Engagements to Report on Summary Financial Statements/ Задания к заключению по краткому финансовому отчету

В июле 2012 г. разработан проект ФСАД

37. ISRE 2400 Engagements to Review Financial Statements (Previously ISA 910) / Обзорная проверка исторической финансовой информации

ФП(С)АД 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»

Российский стандарт максимально приближен к требованиям ISRE 2400

38. ISRE) 2410, “Review of Interim Financial Information Performed by the Independent Auditor of the Entity /Обзорная проверка промежуточной отчетности независимым аудитором

Применяется при проведении обзорной проверки в рамках аудита. Предусматривает проведение более обширных процедур по сравнению с обзорной проверкой, осуществленной аудиторской компанией, не являющейся аудитором

Читайте так же:  Налоги ип на общей системе налогообложения

39. ISAE 3000 Assurance Engagements Other than Audits or Reviews of Historical Financial Information / Проверки, обеспечивающие уверенность, за исключением аудита и обзорной проверки

Данный стандарт позволяет осуществлять проверку и выражать определенную степень уверенности (разумную или ограниченную) в отношении финансовой либо прочей информации.

К проверяемой информации может относиться любая информация, отвечающая критериям возможности идентификации, например: определенный элемент отчетности, физические характеристики, такие, как производственная мощность завода, системы и процессы, используемые аудируемым лицом, соответствие деятельности нормам права или политике компании или группы компаний

40. ISAE 3400 The Examination of Prospective Financial Information (Previously ISA 810) / Проверка финансовых прогнозов

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финансовой информации», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (протокол от 20.08.99 №5)

В России отсутствует федеральный стандарт аудиторской деятельности, регулирующий порядок осуществления проверки прогнозной финансовой информации, и аудиторы вынуждены использовать достаточно устаревшие по сравнению с международным аналогом правило (стандарт), одобренное уже не существующей Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

41. ISAE 3402 Assurance Reports on Controls at a Service Organization / Отчет по результатам проверки систем внутреннего контроля сервисных организаций

Clarity 2009 (новый стандарт),

ISAE 3402 касается вопросов, связанных с составлением отчетов, описывающих дизайн и оценку операционной эффективности системы внутреннего контроля в организациях, оказывающих услуги (сервисных орагнизациях)

42. ISRS 4400 Engagements to Perform Agreed-upon Procedures Regarding Financial Information (Previously ISA 920) / Задания по выполнению согласованный процедур

ФП(С)АД 30 «Выполнение согласованный процедур в отношении финансовой информации»

ФП(С)АД 30 разработан на основе МСА 920 и в основном соответствует действующему МССУ 4400

43. ISRS 4410 Engagements to Compile Financial Statements (Previously ISA 930) / Соглашения по компиляции финансовой информации

2011 (новый стандарт)

ФП(С)АД 31 «Компиляция финансовой информации»

ФП(С)АД 31 разработан на основе МСА 930 и в основном соответствует действующему МССУ 4410

44. International Framework for Assurance Engagements

ФП(С)АД 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»

Согласно ФП(С)АД 24, обзорные проверки относятся к сопутствующим аудиту услугам, в то время как в международных стандартах обзорные проверки включаются в группу «Услуги по аудиту и обзору исторической информации»

45. International Standard on Quality Control (ISQC) 1, Quality Control for Firms that Perform Audits and Reviews of Financial Statements and Other Assurance and Related Services Engagements

ФП(С)АД 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»

ФП(С)АД 34 разработан на основе соответствующего МСКК 1 с учетом специфики указанных выше расхождений российских и международных стандартов аудита.

В 2012 г. был разработан проект нового стандарта, в сентябре 2012 г. было закончено его публичное обсуждение, и стандарт был отправлен на доработку

ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля»

*Без учета незначительных изменений, не коснувшихся сути и утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.04 №532, от 02.01.11 №30.

** Clarity — программа Clarity, завершившаяся в 2009 г.: большинство МСАД были переписаны.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Содержание и экономическое значение аудита как формы финансового контроля и составной части управления общественным воспроизводством. Тенденции и перспективы развития аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Правила аудиторской деятельности.

курсовая работа [69,1 K], добавлен 15.08.2013

Отличительные особенности аудита от иных форм финансового контроля. Характеристика основных сходств и различий международных стандартов аудита и федеральных стандартов аудиторской деятельности. Пути совершенствования аудиторской деятельности в России.

диссертация [228,8 K], добавлен 02.01.2017

Нормативные документы регулирующие правовые основы аудиторской деятельности. Назначение и классифиция стандартов аудита. Основа аудиторской деятельности, отличие аудита от других форм финансового контроля. Формы и методы проведения аудиторской проверки.

контрольная работа [29,1 K], добавлен 21.10.2010

Значение Международной федерации бухгалтеров для разработки современных нормативов аудита. Современный этап в развитии международных стандартов аудиторской деятельности в России. Роль и факторы развития международных стандартов аудита в современном мире.

реферат [38,9 K], добавлен 08.04.2009

Сущность аудита и аудиторской деятельности. Аудит как независимая организационно-правовая форма финансового контроля. Системный механизм экономического и нормативного регулирования аудиторской деятельности в России. Профессиональная этика аудиторов.

курсовая работа [69,9 K], добавлен 13.12.2011

Внутренний контроль качества аудита. Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки. Форма и содержание внутренних стандартов аудиторской организации: перечень стандартов, положения о методике проведения аудита.

контрольная работа [33,6 K], добавлен 04.12.2007

Место аудита в системе финансового контроля России. Понятие аудита как независимой экспертизы, анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченным лицом. Стандарты аудита, его использование во внешнеэкономической деятельности.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 19.08.2011

Аудит как независимая организационно-правовая форма финансового контроля, его главное содержание и функции на предприятии. Правовое регулирование аудиторской деятельности в России. Виды аудиторских услуг и их значение. Сущность системного аудита.

реферат [35,2 K], добавлен 21.02.2012

Обеспечение качества работы аудиторской фирмы в соответствии с требованиями международных стандартов. Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности. Аудит оценочных знаний, цели контроля аудита.

контрольная работа [35,3 K], добавлен 12.02.2010

Экономическая сущность аудита, цели и принципы его проведения, отличия и преимущества от других видов финансового контроля. История возникновения и развития аудита в Республике Беларусь. Виды, направления и анализ состояния аудиторского контроля в РБ.

Видео (кликните для воспроизведения).

курсовая работа [760,5 K], добавлен 29.04.2014

Источники

Аудит как форма финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here