Аптека упрощенная система налогообложения

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Аптека упрощенная система налогообложения" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Аптеки: учет и налогообложение при применении УСН и ЕНВД

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2010, N 34

Под аптечными учреждениями понимаются организации, которые занимаются осуществлением розничной торговли лекарственными средствами, а также изготовлением лекарственных средств и их отпуском. К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные магазины.

При налогообложении аптечных организаций, в частности тех, которые применяют УСН и ЕНВД, возникает много вопросов.

Прежде всего возникает вопрос: как при открытии аптеки попасть под обложение ЕНВД?

В Письме Минфина России от 20.01.2010 N 03-11-06/3/04 указано, что организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в области розничной торговли готовыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения через аптечные учреждения, при соответствии условиям гл. 26.3 НК РФ, до 1 января 2011 г. переводятся на систему обложения ЕНВД независимо от среднесписочной численности работников и доли участия в них других организаций. Так, условия указанной главы исключают передачу лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам и реализацию продукции собственного производства (изготовления).

В то же время деятельность аптеки на основании договора имеет некоторые особенности. В Письме Минфина России от 26.02.2010 N 03-11-06/3/26 даны следующие разъяснения.

Иногда деятельность аптеки связана с реализацией готовых лекарственных средств за безналичный расчет на основании договора розничной купли-продажи для дальнейшего использования этих товаров в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, или не для использования их в целях ведения предпринимательской деятельности. Такая деятельность может быть признана розничной торговлей и переведена на систему обложения в виде ЕНВД.

Одновременно если реализация лекарственных средств и других товаров медицинского назначения осуществляется аптечными учреждениями на основании договоров поставки, то такая деятельность ЕНВД не облагается независимо от того, какая форма расчета используется.

Рассмотрим конкретные примеры деятельности аптек, применяющих УСН.

  1. В случае когда аптечная сеть имеет несколько торговых пунктов, которые переведены на ЕНВД, но суммарная численность работников по всем подразделениям превышает 100 человек, такая организация не вправе перейти на УСН согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
  2. Если аптека, применяющая систему обложения в виде ЕНВД, в связи с расширением торгового зала и потерей права на применение ЕНВД, желает перейти на УСН, то делать это нужно в соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ. То есть подача заявления осуществляется в инспекцию по своему местонахождению с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН.
  3. Аптека, применяющая УСН и оформившая беспроцентный заем с физическим лицом — учредителем для покупки нового оборудования, не должна учитывать сумму неуплаченных процентов при определении налогооблагаемой базы.

Не менее актуален вопрос о деятельности, связанной с наличием рекламной информации в аптеках, в частности рекламных стоек. Поскольку этот вид деятельности считается дополнительным источником прибыли, то доходы от рекламы должны учитываться определенным способом.

Во-первых, необходимо наличие между аптекой и заказчиком договора на оказание рекламных услуг, где четко должны быть прописаны виды услуг, способы решения претензий третьих лиц к содержимому рекламных материалов, а также сроки проведения рекламной кампании и стоимость оказания аптекой рекламных услуг. Также желательно включить в договор пункт об условиях, на которых аптеке передается рекламный материал, в том числе специальное оборудование, устройства и раздаточные материалы.

Ответственность за содержание рекламы ложится на распространителя, т.е. в данном случае на аптеку. Во избежание неприятных ситуаций стоит проверять содержание рекламоносителей (буклетов, листовок, промо-стоек и т.д.) на соответствие действующему законодательству.

В соответствии с налоговым законодательством на систему обложения в виде ЕНВД переводится деятельность, которая связана с распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, а также с рекламой на транспортных средствах. Соответственно, реклама в аптеке, которая, как правило, осуществляется посредством распространения листовок, рекламных проспектов и расклеивания плакатов, к данному виду налогообложения не относится. Такая деятельность подпадает под общий режим налогообложения либо УСН. При применении УСН доходы от рекламной деятельности признаются в день оплаты от рекламодателя. При этом по окончании рекламной акции стороны должны подписать акт сдачи-приемки рекламных услуг, в котором указываются срок проведения рекламной кампании и сумма вознаграждения распространителю рекламной продукции. Такой акт может составляться в произвольной форме.

Иногда для решения вопросов, связанных с поставками медикаментов, требуется отправить сотрудника в командировку. В данном случае расходы признаются на следующих условиях.

При УСН расходы на командировки учитываются в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, однако они должны быть документально подтверждены. Основным документом при этом является авансовый отчет командированного при наличии письменного отчета о результатах командировки. Необходимо также наличие оправдательных документов, подтверждающих наем жилого помещения, фактические расходы на проезд и другие затраты, непосредственно связанные с командировкой. Такими документами являются кассовые и товарные чеки, БСО, проездные документы и т.п. Еще один необходимый документ — командировочное удостоверение, оформленное в соответствии с установленным порядком.

При УСН расходы признаются после того, как командировка состоялась и произведена оплата всех связанных с нею затрат. Моментом признания расходов в данном случае может быть дата составления отчета командированного.

Суточные не облагаются НДФЛ в размере, не превышающем нормы, установленной ст. 217 НК РФ. Подтвержденные расходы на проживание не облагаются НДФЛ в пределах, установленных НК РФ, а подтвержденные расходы на жилье не облагаются НДФЛ в полном объеме.

Важные измениния для ИП и юр. лиц на УСН с 2020 года

Упрощенная система налогообложения -один из действующих в РФ специальных налоговых режимов (далее – спецрежим, упрощенка). Он ориентирован на малый бизнес и нацелен на то, чтобы упростить расчет и уплату налогов в предпринимательской деятельности.

Особенности этого спецрежима заключаются в следующем:

1. упрощенка применяется в добровольном порядке. Вы можете по собственному усмотрению перейти на нее и даже выбрать объект налогообложения для целей уплаты налога в рамках УСН — доходы или доходы минус расходы. От того, какому из них вы отдадите предпочтение, будет зависеть размер применяемой вами налоговой ставки. Объект налогообложения можно изменять ежегодно.

Читайте так же:  Налогового вычета в случае

2. упрощенка освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда налогов. Например, организации при УСН не платят налог на прибыль, НДС.

3. налоговый учет при УСН ведется в упрощенном порядке: налогоплательщик отражает показатели своей деятельности только в одном налоговом регистре — Книге учета доходов и расходов.

4. индивидуальные предприниматели на упрощенке могут не вести бухгалтерский учет, поскольку они ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу при УСН в книге учета доходов и расходов. Что же касается организаций, применяющих УСН, то они такой учет вести все же обязаны.

5. лица на упрощенке должны соблюдать правила ведения кассовых операций. Эти правила установлены Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

С 01.01.2020 для налогоплательщиков на упрощенке введут новый переходный режим. Данный режим был предложен Минфином в своем докладе об основных направлениях налоговой политики на 2020–2022 годы (с презентацией на тему можно ознакомиться по ссылке: https://www.minfin.ru/ru/document/? >

Если поправки в главу 26.2 Налоговый кодекс РФ вступят в силу с 1 января 2020 года, то организации и предприниматели смогут применять переходный режим с налогового периода 2020 года.

Сегодня УСН могут применять компании и ИП, которые соответствуют требованиям, установленным Налоговым кодексом РФ, а именно: доход за налоговый (отчетный) период составляют не более 150 млн. руб., средняя численность работников за налоговый (отчетный) период составляет менее 100 человек.

Если лимиты превышены, то право на упрощенку считается потерянным с квартала превышения.

Согласно поправкам, предложенным Минфином, переходным режимом смогут воспользоваться компании ИП на упрощенке, у которых доходы в течение года превысили 150 млн. руб. или среднесписочная численность сотрудников увеличилась и стала больше 100 человек.

Налогоплательщикам дадут право после нарушения указанных условий применять спецрежим еще некоторое время, возможно, до конца текущего периода и в течение еще одного — следующего, но с уплатой налога по повышенным ставкам.

Но при этом, если в следующем налоговом периоде компания или предприниматель вновь нарушит условия с учетом их корректировки, налогоплательщик утратит право применять упрощенку.

Вопрос насколько именно налогоплательщикам разрешат превысить лимиты по среднесписочной численности и доходу, чтобы остаться на упрощенке пока обсуждается.

Предполагается, что переходным периодом смогут воспользоваться налогоплательщики упрощенной системы налогообложения, у которых по итогам отчетного налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии с соответствующими положениями НК РФ, превысили установленные НК РФ 150 млн. руб., но не более чем на 50 млн. руб., или средняя численность работников превысила установленное ограничение в 100 человек, но не более чем на 30 человек.

В этом случае полученные налогоплательщиком доходы, начиная с квартала, в котором доходы превысили 150 млн. руб., но не более чем на 50 млн. руб., или средняя численность работников превысила установленное ограничение, но не более чем на 30 человек, и в следующих налоговых отчетных периодах будут облагаться для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов по налоговой ставке 8% вместо установленных в НК РФ 6% для налогоплательщиков, показатели которых не превышают ограничения.

Для налогоплательщиков на упрощенке с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, ставку в переходный период предлагается повысить с 15% до 20%.

Введение переходного налогового режима позволит налогоплательщикам, у которых доходы и средняя численность превысили установленные ограничения, продолжать применять упрощенную систему налогообложения и не восстанавливать налоговый учет и налоговые обязательства с начала отчетного налогового периода, в котором произошло указанное превышение.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

В некоторых регионах регуляторы готовы снизить УСН до 1%

В конце ноября в нескольких регионах России состоялись заседания рабочих групп по вопросу смягчения налогового режима для МСП в фармрознице. В них вошли чиновники профильных министерств, депутаты, бизнес-омбудсмены, руководители аптек и фармассоциаций. Последние просят региональные правительства принять закон о снижении ставки УСН, рассчитанной по величине доходов, с 6% до 1%.

Таким образом последствия отмены ЕНВД будут менее катастрофичными: налоговые отчисления увеличатся в несколько раз, а не в десятки, как произойдет при стандартном применении УСН.

Такое предложение было принято на заседании рабочей группы в Забайкальском крае. Ее члены отметили, что при торговле лекарственными препаратами (их должно быть не менее 70% в ассортименте аптеки) ставка 1% позволит выжить малому бизнесу.

В Приморском крае рабочая группа сочла, что приемлемой станет ставка 2% от величины доходов аптеки. «По нашим подсчетам, это снизит потери аптек, но в конечном счете все равно приведет к их закрытию», – сетует президент ассоциации «Фармацевтическое содружество» Наталья Назаренко.

Добиться снижения ставки налога до 1% – маловероятно, а вот до 3% – вполне реально, считает президент Фармацевтической ассоциации республики Саха (Якутия) Степан Кусатов.

Активные обсуждения вопроса идут во многих регионах – Курской и Калининградской областях, республиках Татарстан и Адыгея. В некоторых из них, например в Ставропольском крае и Иркутской области, уже прошел ряд мероприятий, подтверждает исполнительный директор СРО Ассоциации независимых аптек Виктория Преснякова.

Отрасль ждет от исполнительной власти разработки законопроектов. Они должны быть приняты депутатами до 1 января 2020 года, когда аптеки будут вынуждены начать применение УСН при реализации маркированных товаров. Депутаты многих территорий готовы провести для этого внеочередные сессии.

Из-за «Маркировки» и нового закона аптеки могут лишиться статуса предприятий розничной торговли и сп

C 1 января 2020 года маркировка станет обязательной для всех лекарственных препаратов и всех субъектов лекарственного обращения. Пока же на добровольной основе продолжается ограниченный экспериментальный период ее внедрения и использования. Этот период «обкатки» выявил немало организационных и технических проблем, но сегодня речь пойдет не о них. Возникла другая проблема, имеющая отношение ко многим участникам фармритейла, — а именно к тем, кто применяет один из специальных налоговых режимов. Скоро может вступить в силу нововведение, согласно которому организации, реализующие товары, подлежащие маркировке, не смогут применять эти модели налогообложения. Речь идет о законопроекте, публичное обсуждение которого проходило с 15 марта по 4 апреля 2019 года на специальном правительственном портале.

Аптека и налоговая математика

Начнем с предисловия, которое поможет понять суть планируемых изменений в законодательстве. Специальные налоговые режимы — это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Им посвящена отдельная статья Налогового кодекса РФ — № 18. Согласно части 2 этой статьи, к специальным налоговым режимам относятся, в частности, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН, она же «упрощенка»), патентная система налогообложения (ПСН) и др. Добавим, что каждому из этих режимов посвящена еще и отдельная глава Налогового кодекса (главы 26.2, 26.3 и 26.5 соответственно).

Читайте так же:  Начисление пени за неуплату налогов проводки

Есть обстоятельства, которые важно отметить с самого начала. Во-первых, аптечные организации активно применяют специальные налоговые режимы. То есть число затронутых нововведением участников рынка будет велико. Во-вторых, ввиду особенностей этих режимов их применяют именно малые и средние аптечные структуры, а не крупные сети.

Смысл специальных налоговых режимов в том, чтобы заменить несколько налогов и сборов одной выплатой, а также упростить контакты со взимающими их государственными структурами, что особенно хлопотно и накладно для небольших предприятий. Например, в случае с «упрощенкой» целый ряд налогов, сборов и обязательных взносов (включая взносы на пенсионное и медицинское страхование) заменяются на один налог. Это либо 6 % с дохода, либо 15 % с прибыли, если объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расходов. Аптечные организации, находящиеся на УСН, в подавляющем большинстве своем применяют второй вариант, потому что средняя наценка у них невелика, расходы огромны, и в случае 6 %-ной схемы они просто очень быстро «вылетят в трубу».

Многие из единичных аптек, а также аптечных предприятий, включающих 2–3 аптечных объекта, организованы не юридическими лицами, а индивидуальными предпринимателями (ИП). Так проще вести делопроизводство, платить налоги и т. д. Упомянутую выше патентную систему могут применять только ИП, причем только те из них, у которых не больше 15 наемных работников, а годовой доход не превышает 6 млн руб. В единичных аптечных предприятиях, основанных ИП, большего числа работников и большего дохода обычно и не бывает. У тех, кто работает «на патенте», немало преимуществ: вместо обычных налогов они платят определенный процент (6 %, кроме отдельных случаев) от потенциально возможного дохода, который устанавливается органами власти субъектов РФ; уплачивают также обязательные страховые взносы, но не вносят налоговых деклараций и могут не вести бухгалтерский учет.

В рамках системы ЕНВД налоговая ставка может составлять от 7,5 % до 15 % от налоговой базы, и этот налог также заменяет ряд налогов и сборов. Что касается налоговой базы, то она вычисляется довольно сложным путем, так что в дебри этой налоговой математики мы вдаваться не будем. Те, кто применяет ЕНВД, хорошо о них осведомлены, а для остальных в свете планируемых изменений это сейчас неактуально. Важно другое — разобраться в том, действительно ли аптечные организации не смогут применять специальные налоговые режимы после вступления в силу тех изменений, о которых говорилось в начале статьи.

Отпуск лекарств — больше не розничная торговля

Законопроект под тривиальным названием «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ…» (далее — «Законопроект») был опубликован для публичного обсуждения 15 марта 2019 года. 4 апреля обсуждение закончилось, и сейчас документ проходит этап подготовки заключения об ОРВ (оценке регулирующего воздействия). После этого его отправят на рассмотрение в Правительство РФ.

В чем же суть предлагаемых изменений? В Налоговом кодексе есть статья 346.27, 12‑й абзац которой содержит определение «розничной торговли». Приведем его (с некоторыми сокращениями).

Розничная торговля — это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация:

— подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6–10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса…;

— товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);

— передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукция собственного производства (изготовления).

Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле.

То, что отпуск как безрецептурных, так и рецептурных лекарств на сегодняшний день относится к розничной торговле, за исключением тех случаев, когда речь идет о бесплатном/льготном отпуске, мы хорошо помним. Теперь же Законопроект предлагает внести в определение «розничной торговли» — после слов «не относится реализация» — следующий текст:

— «товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками».

Аналогичное изменение планируется внести в подпункт 1 пункта 3 статьи 346.43, поэтому не будем на нем останавливаться отдельно. Результатом этих изменений, по всей вероятности, станет следующее: с 1 января 2020 г. реализация лекарственных препаратов розничной торговлей с точки зрения закона являться не будет, так как ЛС с этой же даты подлежат обязательной маркировке.

О ЕНВД и патенте можно забыть

Теперь самое главное — почему это изменение приведет к тому, что аптечные организации и ИП, занимающиеся фармдеятельностью, не смогут применять специальные налоговые режимы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что пункт 2 статьи 346.43 Налогового кодекса содержит перечисление видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы, а пункт 2 статьи 346.26 — то же самое применительно к системе ЕНВД. В обоих случаях в отдельных подпунктах упоминается розничная торговля, с определенными ограничениями и пояснениями (например, система ЕНВД неприменима, если торговый зал аптеки превышает 150 м 2, но такой огромный аптечный зал большая редкость).

Аптечные организации и фармацевтические ИП применяют (пока) эти два налоговых режима именно на основании того, что их деятельность в плане реализации и отпуска лекарственных препаратов и прочих товаров аптечного ассортимента соответствует определению «розничной торговли». И только в той части, в которой соответствует. Например, те аптечные структуры, которые практикуют льготный/бесплатный отпуск (не относящийся на данный момент, как отмечено выше, к розничной торговле), в этой части своей деятельности ЕНВД и ПНС применять не имеют возможности.

С 1 января 2020 г., когда все лекарственные препараты и все субъекты их обращения вольются в систему обязательной маркировки, их реализация/отпуск, согласно новой редакции 12‑го абзаца статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, розничной торговлей считаться не будет, так что ЕНВД и ПНС можно будет, проще говоря, помахать ручкой.

Такое толкование предлагаемых изменений подтверждает пояснительная записка к Законопроекту. В ней есть такой фрагмент: «Предлагается внести изменения в пункт 23 статьи 346.26 и пункт 6 статьи 346.45 Кодекса, устанавливающие, что налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю и применяющие единый налог на вмененный доход и (или) патентную систему налогообложения, утрачивают право на применение указанных специальных налоговых режимов при осуществлении реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

Читайте так же:  Платится ли налог на землю пенсионерами

Иначе обстоит дело с УСН. Условием ее применения не является, в частности, осуществление такого вида деятельности, как «розничная торговля». На «упрощенку» переходят, рассчитывая не превышать количества наемных работников, годовой доход, остаточную стоимость основных средств и др.

Например, средняя численность работников не должна быть больше 100 человек (см. подпункт 3.15 статьи 346.12 Налогового кодекса). А согласно пункту 2 той же статьи, организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на «упрощенку», ее доходы не превысили 112,5 млн руб. Добавим, что эти доходы определяются в соответствии со статьей 248 Кодекса. Остаточная стоимость основных средств, переходящих на УСН, не должна превышать 150 млн руб. Очень многие средние и небольшие структуры фармритейла соответствуют этим требованиям.

Следовательно, с 1 января 2020 г. «упрощенка» останется единственным из трех используемых сегодня аптечными организациями специальных налоговых режимов, который они смогут применять и дальше. Что будут делать те, кто работает по системе ЕНВД или находится на патентном налогообложении, пока известно только им самим, да и то не всем. Не исключено, что нововведение приведет к уменьшению количества одиночных аптек, возглавляемых профессионалами, и «расчистке места» для крупных сетевых структур, которые из‑за своих размеров и объемов специальные налоговые режимы не применяют. Вряд ли это является целью инициаторов Законопроекта, но может стать его последствием. Так ли это или нет, покажет начало 2020 года, когда маркировка станет обязательной

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Возвращаясь к напечатанному, или О планировании налогового режима на 2020 год

Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В связи с принятием Закона № 325-ФЗ основные контуры налогообложения аптечных организаций в 2020 году стали более осязаемы. К сожалению, ЕНВД уходит в прошлое, а значит, тем, кто его уплачивал, надо до конца 2019 года определиться с налоговым режимом. Законодатели толкают аптеки в зону общего налогообложения, сужая их маневренность в применении низконалоговых режимов. Что предпринять при таких обстоятельствах?

Отмена спецрежима в виде ЕНВД и патента для аптечной розницы с 2020 года

Уплату ЕНВД и ПСНО, как налоговые режимы, планировалось запретить использовать фармрознице уже начиная с 2020 года, то есть на год раньше, чем остальным налогоплательщикам. К всеобщему неудовольствию аптечного бизнеса, законодатели реализовали свое намерение. Пунктами 58 и 59 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ с 01.01.2020 к продаже на спецрежиме в виде ЕНВД и ПСНО запрещены товары, подлежащие обязательной маркировке, в состав которых ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» включены лекарственные средства. Этот запрет выполнен путем внесения изменений в понятие «розничная торговля»: с 2020 года реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Законом № 61-ФЗ, для целей уплаты ЕНВД и ПСНО, не относится к розничной торговле (ст. 346.27 и ст. 346.43 НК РФ).

Таким образом, аптекам, применяющим спецрежим в виде ЕНВД, и предпринимателям, работающим на названном спецрежиме или ПСНО, следует до конца 2019 года принять меры по замене режима налогообложения. Если организации или ИП никак не выра­зят свое намерение относительно выбора режима налогообложения, с 2020 года они будут переведены на общую систему налогообложения с уплатой НДС, налога на прибыль (НДФЛ) и налога на имущество организаций (физических лиц).

Нет времени читать статью?

Развитие упрощенной системы налогообложения

Поскольку единственным низконалоговым режимом для аптек остается «упрощенка», расскажем о некоторых его особенностях. Налогоплательщики могут использовать данный налоговый режим при соответствии следующим параметрам: организация не имеет филиалов, остаточная стоимость имущества не превышает 150 млн руб., среднесписочная численность – не более 100 человек (ст. 346.12 НК РФ), а выручка – не выше 150 млн руб. в год (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Учитывая, что число заинтересованных в УСНО налогоплательщиков увеличивается, законодатели развивают этот спецрежим для более удобного его применения. Во-первых, в планах снижение административной нагрузки на ИП за счет отмены налоговых деклараций для упрощенцев с объектом налогообложения «доходы», которые применяют онлайн-кассы. Во-вторых, будет введен переходный налоговый режим для налогоплательщиков, превысивших ограничения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением УСНО. Право на данный спецрежим утратится, только если выручка перейдет отметку в 200 млн руб. или численность превысит 130 человек (против текущих лимитов 150 млн руб. и 100 человек соответственно).

Окончание использования спецрежима в виде ЕНВД и переход на УСНО

Тем, кто намерен использовать «упрощенку» в 2020 году, следует не позднее 31.12.2019 уведомить о своем желании налоговый орган по месту нахождения организации в порядке, установленном ст. 346.13 НК РФ. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Для аптек, как розничных торговцев, целесообразен объект «доходы, уменьшенные на величину расходов» со ставкой налога 15%. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на «упрощенку». Организация имеет право перейти на УСНО, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСНО, доходы не превысили 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Хотя аптеки будут лишены права на уплату ЕНВД в принудительном порядке, необходимо соблюсти процедуру по снятию с учета плательщика единого налога. Она установлена п. 3 ст. 346.28 НК РФ и заключается в том, что при прекращении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, переходе на иной режим налогообложения, налогоплательщик обязан в пятидневный срок подать в налоговый орган соответствующее заявление. То есть с учетом новогодних праздников и исчисления срока согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ заявление следует подать не позднее 15.01.2020.

Итак, с 01.01.2020 из низконалоговых режимов для аптек будет доступна только «упрощенка». УСНО по праву считается одним из лучших налоговых режимов; в отличие от спецрежима в виде ЕНВД, она не может вызвать резкий рост налоговой нагрузки, если в продажах наступил спад. Всем аптекам посоветуем незамедлительно заняться решением вопросов как расчетного, так и административного характера, с тем чтобы выбрать наилучший режим налогообложения на 2020 год.

Читайте так же:  Заполнение декларации 3 ндфл возврат за обучение

Открыли аптечный пункт. Применять спецрежим можно

У аптеки помимо основного помещения есть аптечный пункт. Он расположен в другой части города, и через него также ведется розничная продажа лекарственных средств. Получается, что аптека создала обособленное подразделение. Может ли она, учитывая это обстоятельство, продолжить применять «упрощенку»? Ведь организации, имеющие филиалы и представительства, этого делать не вправе. Ответ дал Минфин России в письме от 25 января 2008 г. № 03-11-04/2/6.

Не все обособленные подразделения – филиалы и представительства

Любое ли обособленное подразделение можно считать филиалом или представительством? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего необходимо разобраться в этих понятиях.

Обратимся к статье 55 Гражданского кодекса РФ. Так, представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. В свою очередь, филиалом также признается обособленное подразделение, осуществляющее все или часть функций организации, в том числе функции представительства.

При этом представительства и филиалы организации должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

А вот термин обособленное подразделение несколько шире этих двух понятий. Таковым признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 Налогового кодекса РФ). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца. Причем независимо от того, отражено или не отражено создание такого подразделения в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, если выполняются указанные выше условия, подразделение считается обособленным.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ подразумевает, что у организации могут быть обособленные подразделения, не являющиеся филиалами или представительствами.

Когда наличие подразделения не препятствует спецрежиму

Из вышесказанного следует, что перейти на упрощенную систему налогообложения не могут только те аптеки, у которых есть филиалы и представительства, указанные в качестве таковых в учредительных документах. При наличии иных обособленных подразделений право работать на спецрежиме сохраняется. Именно такой вывод содержится в письме № 03-11-04/2/6.

Таким образом, если аптека открывает всего лишь дополнительный пункт реализации лекарств, то права на «упрощенку» она не утрачивает.

На что стоит обратить внимание

Однако, создавая обособленные подразделения, следует помнить о весьма важных обстоятельствах.

Указание сведений о подразделении в учредительных документах – это лишь один из признаков филиала и представительства. Так, если подразделение фактически выполняет функции филиала (представительства), то даже при отсутствии упоминания о нем в учредительных документах права применять спецрежим у аптеки не будет.

Ведь главный признак филиала и представительства состоит как раз в представлении интересов общества.

А потому рекомендуется следовать следующему правилу. В договорах купли-продажи, заключаемых через обособленное подразделение, указывать, что стороной по сделке является аптека в лице руководителя подразделения или иного работника, действующего на основании доверенности (но не в лице обособленного подразделения).

Кроме того, рекомендуется разработать положение об обособленном подразделении и прописать в нем, что подразделение не имеет статуса филиала или представительства, не может вести хозяйственную деятельность организации в полном объеме. В нем также следует указать исчерпывающий перечень прав и обязанностей обособленного подразделения.

У аптеки возникают новые обязанности

Обратите внимание: открывая любое обособленное подразделение, нужно помнить, что по его местонахождению аптека обязана встать на налоговый учет*. Сделать это нужно в течение одного месяца со дня создания подразделения. При этом моментом его создания признается момент создания оборудованных стационарных рабочих мест.

В свою очередь дата создания рабочего места для работника организации определяется по его трудовому договору. Ведь в трудовой договор обязательно включаются условия о месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения, а также дата начала работы специалиста (ст. 57 Трудового кодекса РФ).

Однако вставать на учет по местонахождению подразделения не нужно, если аптека уже находится на учете в соответствующем муниципальном образовании по каким-либо другим основаниям (п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Предположим, аптека открыла дополнительный аптечный пункт в другом районе города. Головная организация отчитывается в ином муниципальном образовании. В этом случае аптека в течение месяца должна направить в территориальную инспекцию (по адресу аптечного пункта) заявление о постановке на учет. Его форма (№ 1-2-Учет) утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/[email protected] Одновременно с таким заявлением нужно представить заверенные копии свидетельства о постановке на учет самой аптеки в инспекции по ее местонахождению, а также копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Не забудьте, что о создании нового подразделения следует уведомить налоговый орган по месту учета головной организации (подп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Для исполнения этой обязанности установлен тот же самый срок – один месяц. Такое сообщение должно быть сделано по новой форме № С-09-3. Она утверждена приказом ФНС России от 17 января 2008 г. № ММ-3-09/[email protected]

Где платить единый налог?

Наличие обособленных подразделений никак не изменяет обязанностей налогоплательщика, который работает на упрощенной системе налогообложения, по декларированию и уплате единого (или минимального) налога.

Так, налог при применении упрощенной системы налогообложения по-прежнему уплачивается по местонахождению головного офиса организации. Такие разъяснения дали налоговики в письме УФНС России по г. Москве от 12 января 2006 г. № 18-11/3/[email protected]

Учет в медицине № 1, 2008

var begun_auto_colors = new Array(); var begun_auto_fonts_size = new Array(); begun_auto_pad = 91140963; // идентификатор площадки begun_auto_limit = 3; // число объявлений выводимых на площадке begun_auto_w ; // тип блока begun_utf8 = 1;

Аптеки попросят региональные власти снизить налоговые ставки по УСН в связи с отменой ЕНВД

Ростовские аптеки – члены ААУ «Союзфарма» – предлагают установить с нового года налоговую ставку в 1% для продавцов маркированных товаров, осуществляющих фармацевтическую деятельность и применяющих упрощенную систему налогообложения. Это частично снизит финансовую нагрузку на аптеки в связи с отменой ЕНВД.

Соответствующее обращение они готовят Уполномоченному по защите прав предпринимателей Ростовской области с предложением о внесении изменений в местные законодательные акты, касающиеся налогообложения.

Опрос ростовских аптек – членов ассоциации – показал, что при пониженной ставке налога по УСН до 1% аптечные организации с трудом (при увеличении расходов по налогам в среднем в 1,5 раза), но смогут осуществлять финансово-хозяйственные операции и продолжать вести фармацевтическую деятельность.

«Нас считают высокоприбыльным бизнесом, и с каждым годом налоговое бремя увеличивается, – рассказала «ФВ» директор аптечной сети «Донник» (Волгодонск) Анна Хохлова. – Налоговая ставка в 1% – разумное предложение, но надо было лоббировать эту инициативу раньше, еще летом. Сейчас, даже если будет политическая воля, поправки не успеют принять до 1 января 2020 года. Но пробовать отстаивать права малого бизнеса, конечно же, стоит».

Читайте так же:  Сколько действует 2 ндфл для налогового вычета

Даже если региональные власти пойдут навстречу и сделают ставку в 1%, работать аптекам легче не станет, убеждена собственник аптеки «Медсервис плюс» (Красный Сулин) Ирина Заикина: «Если в одном месте сделали послабление, значит, в другом месте найдут, как взыскать больше денег. С каждым годом размер обязательных платежей растет, и лично я не испытываю оптимизма по поводу дальнейшего развития бизнеса».

Мониторинг будет проведен и в других субъектах страны, чтобы показать представителям законодательной и исполнительной власти регионов объективную картину состояния аптечного несетевого ритейла и риски, которые могут возникнуть в сфере лекарственного обеспечения в новом году.

Налогообложение аптек с 2020 года

Содержание:

Аптеки всегда имели право на льготное налогообложение. Организации, открывающие аптеки, становились плательщиками единого налога на вмененную деятельность. Индивидуальные предприниматели могли выбирать между ЕНВД и ПСН — патентной системой налогообложения. С 1 января 2020 года все изменится. Правительство РФ внесло изменение и в Налоговый Кодекс, и в законодательство, регулирующее обращение лекарственных средств. От ЕНВД и ПСН аптекам придется отказаться.

С нового года появится и новая задача — какой налоговый режим выбрать для аптеки. Если вы сомневаетесь и не можете рассчитать, какая система налогообложения подойдет вашему аптечному учреждению больше и вправе ли вы применять льготные программы (УСН), обращайтесь к налоговому юристу. Специалист по налогам поможет определиться с новым режимом и закрыть старый — ЕНВД или ПСН.

Отмена ЕНВД и ПНС

Реформирование системы налогообложения аптек планировалось давно. Сейчас большинство аптечных учреждений применяют ЕНВД — единый налог на вмененный доход, или вмененку. Если аптеку открывал индивидуальный предприниматель, то он имел возможность выбирать между ЕНВД и ПСН — заявлял вмененку или же получал патент на розничную торговлю лекарствами.

ЕНВД становится неактуальной системой налогообложения, и все идет к тому, что налоговики ее упразднят. Первый серьезный шаг будет сделан 1 января 2020 года. Случится вот что: многие товары начнут маркировать, и их нельзя будет продавать в розничной торговле (ст. 346.27 НК РФ). Касается это и лекарственных средств. Теперь все лекарственные препараты и медикаменты подлежат обязательной маркировке (Законопроект № 834261-7). Именно это и повлияет на налогообложение аптечных учреждений.

Как это работает? Товары, в которые входят любые лекарственные средства, маркируются. Все производители и реализаторы лекарств (аптеки или посредники) регистрируются в системе «Честный знак». Аптеки закупают лекарственные препараты через эту систему и в ней же отражают продажу препаратов.

По новому налоговому законодательству, продажа лекарственных препаратов с маркировкой и нанесенными обязательными идентификаторами не является розничной торговлей (п. 58 ст.2 325-ФЗ от 29.09.2019). Если аптека перестает заниматься розничной торговлей, то она не вправе использовать налогообложение по ЕНВД или ПСН. Получается, что в тот момент, когда аптечное учреждение реализует хотя бы одно лекарство с маркировкой, оно теряет право применять вмененку или патентную систему налогообложения.

Логично, что с 1 января 2020 года аптеки не смогут использовать свои старые налоговые режимы (ЕНВД, ПСН). После прекращения коммерческой деятельности, подлежащей налогообложению единым вмененным налогом, владельцы аптек обязаны в течение пяти рабочих дней уведомить об этом Федеральную налоговую службу и перейти на новый налоговый режим. Но начало января — это всегда праздничные, а значит, нерабочие дни. Налоговики дают отсрочку — перейти на новую налоговую систему аптеки смогут до 15.01.2020.

Есть один нюанс — аптеки вправе реализовывать без маркировки те товары, которые были произведены в 2019 году и имеют надлежащий остаточный срок годности (исключение — лекарства, промаркированные 01.10.2019). Но, опять же, это никак не влияет на смену системы налогообложения, ведь вместе с немаркированными лекарствами будут продаваться и маркированные препараты.

Чтобы уйти от старого режима налогообложения, владельцу аптеки необходимо подать заявление в территориальную налоговую инспекцию. Организации представляют форму ЕНВД-3, а индивидуальные предприниматели — ЕНВД-4. Сделайте это не позже 15.01.2020!

Переход на другие режимы налогообложения

По умолчанию считается, что аптеки, потерявшие право на использование ЕНВД, автоматически переходят на общую систему налогообложения — ОСНО. Но это не совсем так — у владельцев есть право выбора налогового режима.

Итак, с 01.01.2020 аптеки не смогут применять ЕНВД и ПСН. Для организаций и индивидуальных предпринимателей станут доступны два налоговых режима:

  1. Общая система налогообложения (ОСНО). Общий режим несет самую большую налоговую нагрузку для аптек — с обязательной уплатой НДС, НДФЛ, налогов на прибыль, имущество и транспортного взноса (при наличии транспортных средств).
  2. Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка). Это льготный налоговый режим, подразумевающий два варианта уплаты налога. Владелец аптеки может выбрать доходную схему и платить единый налог в размере 6% или же метод «доходы минус расходы» и перечислять в бюджет 15%. Сразу скажем, что для аптек более выгоден второй вариант, так как расходная часть у них довольно большая, что существенно может снизить итоговую сумму налога.

Чтобы перейти на ОСНО, никаких дополнительных заявлений и документов не требуется. После подачи форм ЕНВД 3 и 4 налоговики автоматически переведут аптеку на общую систему налогообложения.

С УСН все немного сложнее. Это льготный налоговый режим, поэтому применять его могут далеко не все организации или ИП. Аптека может оформить УСН, если:

  • остаточная стоимость основных средств — не выше 150 миллионов рублей;
  • среднесписочная численность сотрудников — не более 100 человек;
  • совокупная выручка за три предшествующих квартала (девять месяцев) — 112,5 миллиона рублей, за годовой период — 150 миллионов рублей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это довольно высокие показатели, поэтому большая часть аптек вправе оформить упрощенку. Тем более, что налоговики допускают небольшое нарушение нормативов. Если за отчетный период численность увеличивается до 130 человек, а годовая выручка — до 200 миллионов рублей, то ФНС в качестве штрафа увеличит ставку единого налога по УСН до 8% для доходного метода и 20% для расходного метода.

Однако, чтобы перейти на УСН, владельцам бизнеса придется поторопиться. Оформить упрощенку можно, только если отказаться от ЕНВД в 2019 году и сразу же подать уведомление (форма № 26.2-1) о назначении УСН. Предельный срок для информирования налоговиков — 31.12.2019. Если не успеете, то с 01.01.2020 будете работать на ОСНО.

Источники

Аптека упрощенная система налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here