Агенты финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Агенты финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Агенты и органы валютного контроля

Органы валютного контроля созданы для обеспечения законности действий организаций, осуществляющих операции в иностранных денежных единицах. Контролю подлежат как резиденты, так и нерезиденты национальной экономики.

Он осуществляется в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль и его предназначение

Контроль в данной области осуществляют органы и агенты валютного контроля. Цель — обеспечение законности деятельности участников, осуществляющих перемещение валюты внутри страны и за ее пределами. Предназначение этих действий состоит в обеспечении экономической безопасности страны.

Значимость такого контроля увеличивается с каждым годом. Происходит это по причине усиления темпов развития мировой экономики. Результатом этого развития является тот факт, что изолированных национальных экономик сейчас в мире практически не существует. Экономика каждой страны в любом случае является субъектом мировой экономики.

Мировая торговля связывает все страны единой нитью взаимовлияний и взаимозависимостей. Операции, осуществляемые между странами, обеспечивают постоянный обмен товаров и услуг, полностью удовлетворяя потребности населения. Эти же операции являются основой мирового финансового рынка, составляющего финансовый сектор мировой экономики. Интересы национальной экономики ущемляются экспансией транс-национальных компаний, которые могут являться резидентами сразу нескольких стран, но часто отражают интересы одной страны.

Постоянные международные платежи сливаются в единые потоки, оказывающие существенной влияние на состояние регионов, страны, государства и отдельных производителей. Страны с открытой рыночной экономикой подвержены сильным рискам, слагающимся из двух ветвей влияния: иностранных производителей, стремящихся проникнуть на рынок данной страны, и черного рынка внутри страны.

Из этого следует вывод — целью существования валютного контроля в рф является минимизация рисков и угроз со стороны других стран, транс-национальных корпораций и неконтролируемых процессов внутри страны.

Органы и агенты валютного контроля: сходство и отличие

Ст. 22 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» утверждает, что агентами валютного контроля являются:

  • банки, наделенные соответствующими правами;
  • банки, не имеющие специальных полномочий, которые осуществляют деятельность по обороту ценных бумаг;
  • таможенная служба и все ее территориальные подразделения;
  • налоговая инспекция.

Эта же часть федерального закона определяет, что органами валютного контроля являются:

  • Центробанк Российской Федерации;
  • все органы исполнительной власти, имеющие соответствующие полномочия.

Агенты наделены следующими правами:

  • осуществления проверок деятельности субъектов экономики;
  • контроля деятельности субъектов по учету и отчетности;
  • направления запросов по предоставлению документов и информации.

Органы и агенты валютного контроля могут запрашивать документацию у организаций или физических лиц в достаточно широком информационном диапазоне. К таким документам, предоставляемым в обязательном порядке, могут относиться:

  • удостоверения личности;
  • учетная информация из налоговой инспекции;
  • свидетельства, подтверждающие права на недвижимость;
  • копии договоров, соглашений, контрактов, проектов, результатов торгов и иная документация, сформированная в процессе законной деятельности организации, осуществляющей валютные платежи;
  • документы о получении валютных кредитов;
  • сведения о семейном положении, родственниках и других людях, вовлеченных в процесс валютных операций.

Органы валютного контроля наделены следующими полномочиями:

  1. Формирования законов и иных нормативных актов, призванных регулировать финансовые потоки на внутреннем рынке и между странами.
  2. Осуществления контролирующей деятельности по определению соответствия валютных операций субъекта в специфике его лицензии.
  3. Проведения проверок любых валютных действий как граждан Российской федерации, так иностранцев.
  4. Составления стандартов, определяющих форму и содержание отчетных и учетных документов.

Органы и агенты валютного контроля при выявлении незаконных действий по проведению операций с валютой, передают информацию о нарушениях государственным органам, которые уполномочены применять санкции.

Уполномоченные агенты валютного контроля

В России именоваться агентами валютного контроля могут банки, получившие специальную лицензию, госкорпорация Внешэкономбанк, а также федеральные органы таможенного и налогового контроля.

Операции, подпадающие под валютный контроль

ВК проводится в отношении российских и иностранных граждан, юридических лиц (в том числе зарегистрированных в зарубежных странах), осуществляющих любые операции, перечисленные в п. 9 ч. 1 ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (№ 173-ФЗ):

  • покупку и продажу валюты;
  • оплату денежными единицами других стран любых сделок, заключенных между резидентами РФ;
  • сделки по продаже валюты, акций, облигаций и иных ценных бумаг (а также платежные операции в валюте) на территории страны с участием нерезидентов;
  • ввоз в Россию или вывоз за рубеж денег и ценных бумаг;
  • переводы между счетами одного владельца, если они расположены в разных странах (например, в России и Швейцарии);
  • денежные переводы между счетами нерезидента, открытыми в российских банках;
  • переводы со счета одного владельца на счета другого, в том числе и за границу.

В остальных случаях операции проводятся без внимания со стороны агентов валютного контроля.

Основные сведения о валютном регулировании в Российской Федерации

Контроль в сфере валютного регулирования подразумевает отслеживание соблюдения законодательных требований при проведении расчетов, транзакций и иных видов операций с использованием денежных единиц зарубежных государств.

В сфере интересов агентов валютного контроля оказываются:

  • любые наличные и безналичные расчеты с участием валюты на территории нашей страны;
  • вывод средств на иностранные счета, а также получение денег из-за рубежа;
  • исполнение обязанностей по сделкам, предусматривающих расчеты в иностранной валюте.

Подробная информация обо всех аспектах валютного регулирования, включая список органов ВК и их компетенций, изложена в главе 4 федерального закона № 173 от 19 декабря 2003 года.

Федеральная налоговая служба

Основной перечень полномочий ФНС перечислен в постановлении Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 года. В частности, ФНС имеет право контролировать:

  • соблюдение требований валютного законодательства всеми участниками финансового рынка;
  • соответствие транзакций, проводимых с денежными средствами зарубежных стран, условиям, перечисленным в сопровождающих документах, лицензиях, контрактах;
  • выполнение требований по информированию ФНС об открытии или закрытии счетов, изменении их реквизитов;
  • своевременное представление отчетов о движении средств на зарубежных счетах.

Таким образом, ФНС отслеживает только те операции, что связаны непосредственно с ее сферой. К примеру, перевод денег за рубеж — это уже «вотчина» таможни, и ФНС проверять подобные сделки не будет.

Читайте так же:  Налоговая проверка после ликвидации

Организация валютного контроля: формы, функции, ответственность

В Российской Федерации организация валютного контроля осуществляется в трех формах.

  1. Общий или неспециализированный. Это деятельность Минфина в обязательном взаимодействии с органами МВД, ФСБ, прокуратуры и налоговой инспекцией по обеспечению соответствия документации существующим нормам и правилам.
  2. Банковский. Проявляется в контролирующих действиях Банка России и всех его подразделений. Контроль направлен на обеспечение законности операций, проходящих через кредитные организации.
  3. Таможенный. Осуществляется через действия таможенной службы во всех ее структурных и территориальных органах, которые контролируют прохождение ценностей и товаров через границу.

Такое распределение ролей дает возможность государственным структурам использовать всю полноту власти для достижения главной цели своей деятельности — обеспечения экономической безопасности.

Валютный контроль выполняет следующие функции:

  • выявления действий субъектов экономики, не соответствующих законодательству РФ;
  • проверки наличия или отсутствия документов, разрешающих валютную деятельность;
  • выявления степени обоснованности платежных операций, осуществляемых в денежных единицах других государств;
  • контроля адекватности составления учетной и отчетной документации по осуществляемым расчетам в иностранной валюте.

Все участники экономических процессов несут равную юридическую ответственность. Законодательство предусматривает применение следующих мер наказания:

  • взыскание всей прибыли, полученной как физическим, так и юридическим лицом в результате проведения незаконной сделки или иных незаконных действий;
  • при неоднократных незаконных действиях помимо взысканий применяется также штраф, который превышает в пять раз величину совершенной сделки;
  • приостановка действия лицензии или ее отзыв.

Ответственность наступает за следующие действия, а также бездействия любых субъектов национальной экономики:

  • нарушения отчетно-учетной дисциплины;
  • отсутствие реакции на запрос документов;
  • предоставление данных, не соответствующих действительности;
  • несвоевременное предоставление отчетных или запрошенных документов;
  • ведение документов по правилам и формам, не соответствующих государственным требованиям, нормам и стандартам.

Вернуться к оглавлению

Федеральная таможенная служба

Полномочия службы закреплены постановлением Правительства РФ № 809 от 16 сентября 2013 года. К ним относятся:

  • контроль за валютными расчетами, осуществляемыми при перемещении товара через границу;
  • надзор за финансовыми операциями, относящимися к ввозу товаров из-за рубежа;
  • контроль соответствия проводимых операций в сфере импорта и экспорта тем условиям, что оговорены в лицензиях, разрешениях и сопроводительной документации.

Помимо постановления Правительства РФ, все вышеперечисленные функции также отражены в Федеральном законе № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года.

Банки

Основная нагрузка в сфере ВК ложится на коммерческие банки. Помимо технического обслуживания всех валютных операций, банковские учреждения, имеющие функции агента ВК, обязаны:

  • проверять законность всех операций, проводимых с использованием денежных средств иных стран;
  • отслеживать сроки и объемы доходов от экспорта товаров;
  • осуществлять продажу иностранной валюты на внутреннем рынке.

Банки, помимо контролирующих функций, выполняют сбор и обработку информации, формируют специальные базы данных об участниках валютных операций. Будучи агентами ВК, банковские организации отправляют в Комитет по финансовому мониторингу информацию о следующих операциях:

  • возврате аванса, уплаченного резидентом нерезиденту по разовым контрактам на поставку товаров (особенно если сделка не связана напрямую с основной деятельностью резидента — например, завод по производству железобетонных конструкций получил аванс за поставку мягких игрушек);
  • оплате штрафов, начисляемых резиденту со стороны иностранного партнера за нарушение пунктов договора (если неустойка более 10 % от суммы контракта);
  • переводе денег (а также предоставлении товаров и услуг) нерезиденту, который не является участником контракта;
  • экспорте товаров или услуг нерезидентам, зарегистрированным в странах с льготным режимом налогообложения (проверяется на факт «отмывания» денег и уклонения от уплаты налогов);
  • импорте или экспорте товаров без четкого описания по ТН ВЭД или с различными наименованиями в сопроводительных документах (когда одни и те же товарные позиции пытаются провезти под разными названиями).

Ранее на банки возлагалась функция оформления паспорта сделки, однако с марта 2018 года (в связи с упрощением валютного контроля) банки обязаны лишь регистрировать контракты на сумму более 3 миллионов рублей.

Кроме этого, банкам предписывается сообщать не только о факте наличия ошибок в валютных договорах, но и об их местоположении, содержании, а также способах исправления.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК СОВОКУПНОСТЬ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Проблема противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма занимает особое место не только в РФ, но и также в других странах СНГ.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, необходимо понимать придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Правовое обеспечение государственного мониторинга.

В Российской Федерации основным нормативным актом, который регулирует организацию и функционирование системы финансового мониторинга, является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [2, с. 57].

В соответствии с приоритетом положений международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права над нормативно-правовыми актами Российской Федерации особенностью правового регулирования финансового мониторинга в РФ является наличие определенного количества международно-правовых актов в области финансового мониторинга, и, кроме того, актов, которые принимаются международными организациями в сфере финансового мониторинга. К такого рода международным договорам относится Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, заключенная в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г. Российской Федерацией данный документ был подписан 7 мая 1999 г.

Понятие преступных доходов

Отмывание преступных доходов необходимо анализировать исходя из четырех основных аспектов: материального, процедурного, экономического и правового.

С точки зрения материального аспекта отмывание представляет собой размещение имущества, в том числе денежных средств, в финансовые институты, проведение различного рода операций с данным имуществом и, наконец, интегрирование имущества в национальную экономику.

Что касается экономического аспекта, то отмывание является переходом денежных средств и другого имущества, которое было получено преступным путем, участием в теневой экономики в легальную экономику. В экономическом плане является важным то, что денежные средства или имущество переходят в легальную экономику. В этом смысле нужно отличать легализацию (отмывание) преступных доходов от незаконного обналичивания денежных средств. В последнем случае имеет место перевод денежных средств из легальной экономики в теневую экономику, то есть незаконное обналичивание денежных средств представляет собой процесс, противоположный легализации преступных доходов.

Читайте так же:  Какой налог платят при дарении квартиры

Процедурный аспект отмывания преступных доходов определяется как процесс, который помогает замаскировать изначальное происхождение и истинных владельцев имущества, которое было получено в результате совершения преступления, в целях исключения любого из видов преследования (административного, уголовного). Следовательно, отмывание можно определить и как процесс обработки имущества в целях сокрытия его незаконного получения фактическим владельцем. [2, с. 60].

И наконец, с точки зрения права отмывание преступных доходов необходимо рассматривать как придание правомерного характера владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным преступным путем. В юридическом аспекте в данном случает главным становится именно правомерный характер, который приобретает имущество.

Государственный мониторинг как средство противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма

Понятие «финансовый мониторинг» возникло в российском праве после того, как появился Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Таким исполнительным органом государственной власти стал Комитет по финансовому мониторингу РФ. Одновременно данный нормативный правовой акт, а также последующие нормативно- правовые акты, не содержали определения понятия «финансовый мониторинг» [1, с. 74].

Таким образом, если отождествлять финансовый мониторинг с термином «противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма», то его можно определить как комплекс мер, которые принимаются субъектами финансового мониторинга и компетентными государственными органами с целью предупреждения, выявления и пресечения операций, которые связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, либо финансированием терроризма.

Далее проанализируем основные субъекты, объекты, меры, а также цель их осуществления в сфере финансового мониторинга.

В Росси институциональная система уполномоченных органов и организаций в сфере финансового мониторинга представляет собой систему, состоящую из трех уровней.

Первый и второй уровни системы финансового мониторинга представляют собой органы финансового мониторинга:

1) Федеральная служба финансового мониторинга (Росфинмониторинг);

2) Органы и организации, которые осуществляют надзорные функции в отношении агентов финансового мониторинга.

На первом уровне находится Росфинмониторинг как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти РФ, обеспечивающий накопление и анализ информации, которая поступает от агентов финансового мониторинга, и выявляющий признаки легализации незаконных доходов и финансирования терроризма. В периодических изданиях данный орган принято называть финансовой разведкой, что, вероятно, связано с переводом термина Financial Intelligence Unit (FIU), широко используемого в зарубежных государствах. Такой подход является спорным, так как подразделения финансового мониторинга не выполняют функций, которые являлись бы разведывательной [1, с. 45].

На втором уровне надзорные органы, которые осуществляют надзорные функции в области мониторинга финансов по отношению к агентам финансового мониторинга. К таким надзорным органам можно отнести Банк России, Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационным технологиям и массовым коммуникациям.

Третий уровень занимают агенты финансового мониторинга — организации, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым относятся:

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры или лизинговые компании;

— организации федеральной почтовой связи;

— организации, которые осуществляют скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

— организации, имеющие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

— организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

— организации, которые оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

— операторы по приему платежей;

— коммерческие организации, которые заключают договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента;

— кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

— общества взаимного страхования;

— негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

— операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи [1, с. 47].

К агентам финансового мониторинга необходимо отнести и индивидуальных предпринимателей, которые являются страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Таким образом, согласно трехуровневой институциональной системы финансового мониторинга к органам финансового мониторинга следует отнести Росфинмониторинг и надзорные органы, а к агентам финансового мониторинга — хозяйствующих субъектов, на которых на законодательном уровне возложены функции по осуществлению процедур в рамках финансового мониторинга.

Органы финансового мониторинга представляют собой уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и организации, на которые законом возложены функции по обеспечению функционирования национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма или надзорные функции за отдельными агентами финансового мониторинга в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В свою очередь, к агентам финансового мониторинга можно отнести организации, а также индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, лиц, которые осуществляют юридические и бухгалтерские услуги и на которых возлагаются публично-правовые функции в области финансового мониторинга.

В сфере финансового контроля финансовый мониторинг может быть рассмотрен как государственный финансовый контроль и как негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно агентом финансового мониторинга.

Читайте так же:  Налоговый вычет за ортодонтическое лечение ребенка

Данной позиции придерживается и законодатель, который относит обязательный контроль к функции Росфинмониторинга. Так, обязательный контроль нормативно определяется как совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (государственный финансовый контроль).

В свою очередь, агенты финансового мониторинга осуществляют внутренний контроль, который выражается в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, которые связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (внутрихозяйственный финансовый контроль) [3, с. 55].

При проведении процедур финансового мониторинга также условно можно выделить предварительный, текущий и последующий финансовый мониторинг.

Так, предварительный финансовый мониторинг имеет место на стадии идентификации клиента и его представителя, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиента, когда агент финансового мониторинга проводит сбор и проверку информации о нем на предмет возможной причастности клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца к отмыванию преступных доходов или финансированию терроризма.

Текущий финансовый мониторинг проводится при осуществлении обязательного и факультативного мониторинга, когда агент финансового мониторинга сравнивает критерии и признаки операций и сделок, предусмотренных финансовым законодательством и внутренними правилами агента финансового мониторинга, с операциями и сделками, проводимыми клиентами.

Видео (кликните для воспроизведения).

И наконец, последующий финансовый мониторинг — это действия, направленные на перепроверку операций, проведенных клиентом на предмет выявления операций и сделок, которые не были обнаружены на этапе текущего финансового мониторинга.

Значение финансового мониторинга выражается прежде всего в тех негативных последствиях, которые несет отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.

1. Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах – членах ЕврАзЭс / под ред. В.Е.Пономаренко, Л.С. Сорокина. – М.: Юстицинформ, 2014. – 230 с.

2. Прошунин М.М., Татчук М.А. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма). – Калининград: БФУ им. Канта, 2014. – 417 с.

3. Шашкова А.В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан. М.: МГИМО-Университет, 2013. – 168 с.

Органы, осуществляющие финансовый контроль

Права и обязанности агентов ВК

Все агенты принимают участие в осуществлении функций, связанных с соблюдением норм законодательства и правопорядка, защите прав участников валютных сделок. При этом для выполнения возложенных на них функций агенты ВК имеют право осуществлять предусмотренные законом контрольные и надзорные процедуры в рамках своих полномочий:

  • инициировать и проводить проверки по выполнению норм валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
  • вести учет и формировать отчеты по валютным операциям;
  • получать уведомления об открытии или закрытии валютных счетов (в том числе за рубежом), регулярно получать сведения о движении средств по ним;
  • требовать представления документов для подтверждения законности сделок, связанных с валютными операциями.

При этом правки 2019 года оговаривают, что агенты ВК имеют право требовать только ту документацию, что имеет отношение к текущей сделке. В частности, в этот список попадают:

  • документ, удостоверяющий личность резидента или нерезидента;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, ООО и т. д.;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • документы, подтверждающие права собственности на недвижимость;
  • доверенность на право распоряжения средствами;
  • свидетельство о заключении брака или о рождении ребенка (нужны, если перевод за границу осуществляется близким родственникам — в этом случае нет ограничений по размеру суммы);
  • таможенные документы (при сделках, связанных с экспортом или импортом продукции);
  • другая сопроводительная документация (договора, инвойсы, счета и т. п.).

Кроме этого, в законе отдельно оговаривается, что агенты ВК имеют право затребовать от резидентов и нерезидентов:

  • заверенные переводы документов на иностранном языке;
  • ранее представленные документы, если в них произошли изменения;
  • документы взамен тех, чей срок действия истек.

Обратите внимание: в некоторых случаях документы по международным сделкам придется легализовать — заверить в посольстве иностранного государства, консульстве России за рубежом.

Методы проведения финансового контроля.

Проверка является основной формой финансового контроля и представляет собой совокупность действий органа, осуществляющего контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.

Надзор — система мер, осуществляемых контролирующими органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами при осуществлении лицензируемых видов финансовой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Анализ финансовой деятельности представляет собой комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Ревизия — проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в России, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета, или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата также осуществляет контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений.

Читайте так же:  Строка 040 налог на землю юридических лиц

Федеральные службы, осуществляющие финансовый контроль, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации органы исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями:

Федеральная налоговая служба (ФНС) осуществляет контроль и надзор за:

— соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

— проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

— полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

— проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей и др.

ФНС России и ее территориальные органы — управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов;

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля;

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;

Федеральное казначейство осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральная таможенная служба (ФТС) находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Банк России:

— осуществляет функции по государственной регистрации и лицензированию кредитных организаций;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все.

2.2. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

Несмотря на то что финансовый мониторинг как правовое и экономическое явление в российском государстве возникло сравнительно недавно, определение его места в системе отраслей права — немаловажная задача.

Так, В.И. Михайлов отмечает, что противодействие легализации доходов от незаконной деятельности осуществляется в финансовой, банковской, административной, уголовно-процессуальной и других сферах деятельности .

См.: Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. СПб., 2002. С. 50.

Общественные отношения, возникающие в сфере финансового мониторинга, необходимо рассматривать прежде всего в рамках финансово-правового поля по нескольким причинам.

Во-первых, под определение финансового мониторинга подпадают общественные отношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту.

В настоящий момент такими уполномоченными органами государства в сфере финансового мониторинга выступают Росфинмониторинг и надзорные органы, осуществляющие надзорные функции в отношении ряда агентов финансового мониторинга. К уполномоченным организациям, выполняющим делегированные публично-правовые функции, следует также отнести агентов финансового мониторинга.

Во-вторых, методом правового регулирования отношений в сфере финансового мониторинга выступает императивный метод, устанавливающий вертикальные правоотношения между 1) Росфинмониторингом и надзорными органами, что имеет место в установлении обязанности Банка России согласовывать правовые акты в сфере финансового мониторинга с Росфинмониторингом, 2) Росфинмониторингом и надзорными органами, с одной стороны, и агентами финансового мониторинга, с другой стороны, 3) агентами финансового мониторинга и их клиентами при выполнении функции в сфере финансового мониторинга. Так, в определенных законом случаях правом давать указания и проводить контролирующие действия наделены агенты финансового мониторинга, например при идентификации клиентов, представителей клиента, их выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.

В-третьих, финансовый мониторинг хотя и опосредованно, но связан с деятельностью государственных органов по аккумулированию, распределению и использованию централизованных фондов денежных средств, которая, в свою очередь, является предметом финансового права. Так, в ходе финансового мониторинга могут быть выявлены операции с денежными средствами или имуществом, которые получены в результате незаконного использования централизованных фондов денежных средств государства или муниципального образования.

В-четвертых, финансовый мониторинг, как и в случае с финансовой деятельностью государства, направлен на реализацию функций и задач государства и муниципальных образований, к которым следует отнести обеспечение экономической безопасности государства. Одной из составляющих экономической безопасности государства является недопущение преступных доходов в финансовую систему Российской Федерации и предотвращение использования данной системы для легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма.

И наконец, финансовые отношения являются динамической категорией. В этой связи должно развиваться и финансовое право путем расширения сферы отношений, являющихся предметом регулирования финансового права.

На возможность отнесения отношений в сфере финансового мониторинга к предмету регулирования финансового права указывает и тот факт, что отнести данные отношения к предмету правового регулирования других отраслей права весьма затруднительно из-за несоответствия предмета и метода правового регулирования, субъектного состава.

Читайте так же:  Ип на усн срок сдачи бухгалтерской отчетности

При определении места финансового мониторинга в системе финансового права можно говорить о новом виде финансового контроля, что следует из определения финансового контроля как деятельности уполномоченных государством органов и организаций за соблюдением законности в процессе собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной государственной политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан .

См.: Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль: Учеб. пособие. М., 2004. С. 121 — 122.

Данная точка зрения поддерживается правоведами-финансистами. Так, С.В. Запольский относит Росфинмониторинг к органам финансового контроля . О.Н. Горбунова рассматривает Росфинмониторинг в качестве органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль .

Запольский С.В. К вопросу о природе финансовых правоотношений: информационная составляющая // Финансовое право. 2007. N 8. С. 21.

См.: Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 85.

Справедливо утверждая, что «большое значение в сфере валютного контроля играет Федеральный закон от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», в соответствии с которым, а также согласно Указу Президента РФ от 01.11.2001 в структуре Министерства финансов РФ был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России)», Е.Ю. Грачева относит Росфинмониторинг к государственным органам, осуществляющим финансовый контроль .

См.: Финансовый контроль: Учеб. пособие. С. 206. См. также: Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2004. С. 48.

В рамках финансового контроля финансовый мониторинг может рассматриваться как государственный финансовый контроль, так и негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно агентом финансового мониторинга.

Этой позиции придерживается и законодатель, который относит обязательный контроль к функции Росфинмониторинга. Так, обязательный контроль нормативно определяется как совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (государственный финансовый контроль).

В свою очередь, агенты финансового мониторинга осуществляют внутренний контроль, который выражается в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, которые связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (внутрихозяйственный финансовый контроль).

В рамках государственного финансового контроля Росфинмониторинг ставит на учет организации, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, собирает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, направляет данную информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что эти операции связаны с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, а надзорные органы проводят проверку соблюдения агентами финансового мониторинга законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В рамках внутрикорпоративного финансового контроля (внутрихозяйственного финансового мониторинга) агенты финансового мониторинга проводят комплекс процедур, направленных на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма и исключение вовлеченности данного агента финансового мониторинга в легализацию преступных доходов или финансирование террористической деятельности.

Своеобразие финансового мониторинга заключается в том, что, осуществляя внутренний финансовый контроль, агент финансового мониторинга одновременно проводит и государственный финансовый контроль, иными словами, выполняет агентские функции по государственному финансовому контролю.

Агент финансового мониторинга выявляет операции, подлежащие обязательному контролю (обязательный мониторинг), и необычные операции (факультативный мониторинг).

К процедурам, осуществляемым агентами финансового мониторинга в рамках государственного финансового контроля, относятся:

— идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев клиентов;

— мониторинг и выявление операций и сделок, подлежащих обязательному контролю (обязательный мониторинг);

— мониторинг и выявление необычных операций и сделок (факультативный мониторинг);

— направление информации в подразделение финансового мониторинга;

— отказ от заключения договоров банковского счета (вклада), а также отказ в выполнении распоряжения клиента о выполнении операции;

— проверка информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или подтверждения подозрений об осуществлении клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

— осуществление процедур по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности, в том числе приостановление операций с денежными средствами или иным имуществом; замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества;

— документальное фиксирование и хранение информации об операциях, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу;

— подготовка и обучение кадров;

— предоставление информации по запросам Росфинмониторинга;

— обеспечение конфиденциальности процедур, принимаемых агентом финансового мониторинга.

При проведении процедур финансового мониторинга также условно можно выделить предварительный, текущий и последующий финансовый мониторинг.

Так, предварительный финансовый мониторинг имеет место на стадии идентификации клиента и его представителя, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиента, когда агент финансового мониторинга проводит сбор и проверку информации о нем на предмет возможной причастности клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца к отмыванию преступных доходов или финансированию терроризма.

Текущий финансовый мониторинг проводится при осуществлении обязательного и факультативного мониторинга, когда агент финансового мониторинга сравнивает критерии и признаки операций и сделок, предусмотренных финансовым законодательством и внутренними правилами агента финансового мониторинга, с операциями и сделками, проводимыми клиентами.

И наконец, последующий финансовый мониторинг — это действия, направленные на перепроверку операций, проведенных клиентом на предмет выявления операций и сделок, которые не были обнаружены на этапе текущего финансового мониторинга.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, финансовый мониторинг можно рассматривать как вид государственного и внутрихозяйственного финансового контроля, осуществляемого агентами и органами финансового мониторинга в целях недопущения преступных доходов в национальную экономику Российской Федерации и предотвращения использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Источники

Агенты финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here