Агент валютного контроля фтс

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Агент валютного контроля фтс" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Органы валютного контроля

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

Органы валютного контроля

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».
Читайте так же:  Бухгалтерский баланс упрощенная система налогообложения

Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2016–2017 годах

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

Как уже отмечалось выше, правительство и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

  • Правительство РФ, находясь на уровне I контроля, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
  • ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
  • Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.

Итоги

Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:

  • из Правительства РФ и ЦБ РФ, совмещающих функции регулирования и контроля;
  • органов отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органов валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений;
  • агентов валютного контроля — уполномоченных банков и приравненных к ним структур, а также Внешэкономбанка. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.

Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Полномочия органов и агентов валютного контроля

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля, их компетенция предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ .

Систематизируем перечень прав агентов валютного контроля, а также приведем права органов валютного контроля в таблице (ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ ):

ФТС России и ФНС России поделят функции валютного контроля

Федеральный закон №285-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) устанавливает:

правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;

полномочия органов валютного регулирования;

права и обязанности валютных резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и ценными бумагами на территории РФ и за ее пределами;

права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Одним из органов валютного контроля являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), пока Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 эта структура не была упразднена. Функции Росфиннадзора как органа валютного контроля распределены между ФТС РФ и ФНС РФ. То есть эти органы, которые ранее являлись агентами валютного контроля, получили статус органов валютного контроля.

Такие изменения привели к корректировке текста Закона № 173-ФЗ. Поправки коснулись трех статей. Большинство из них носят технический характер, поскольку упразднение Росфиннадзора не означает, что государство отказалось от исполнения функций и контроля, которыми занималась эта служба.

Одновременно Банку России предоставлено право контролировать проведение валютных операций не только кредитными организациями, но и некредитными финансовыми организациями.

Для удобства сравнения старых и новых норм мы привели их в таблице.

Таблица. Изменения законодательства по передаче функций валютного контроля

Часть 6 статьи 20

Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком РФ. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке

Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком РФ. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке

Часть 3 статьи 22

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Часть 4 статьи 22

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляет Центральный банк РФ

Часть 5 статьи 22

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля

Читайте так же:  Объектами налога на имущество организаций являются

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ.

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ

Часть 3 статьи 23

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, — Правительством РФ;

2) для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг — Центральным банком РФ

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих

документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:

1) для представления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ — Правительством РФ;

2) для представления агентам валютного контроля — Центральным банком РФ

Абзац 6 части 5 статьи 23

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах

Часть 8.2 статьи 23

Представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 — 16 статьи 23, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий

Представление и передача документов и информации агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам и таможенными и налоговыми органами агентам валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 — 16 статьи 23, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна таможенным и налоговым органам и агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий

Часть 13 статьи 23

Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документ о государственной регистрации юридического лица — резидента;

4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;

5) документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

6) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;

7) паспорт сделки;

8) таможенные декларации

В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся

в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов,

предусмотренный частью 4 статьи 23

Поделиться

Распечатать

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля в РФ составляют структуру, призванную осуществлять мониторинг соблюдения законодательства в сфере обращения валютных средств и ценностей. Подробнее о том, что представляют собой эти органы, читайте в статье.

Органами и агентами валютного контроля являются

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Читайте так же:  Вычет 503 в декларации 3 ндфл
Органы валютного контроля Агенты валютного контроля
— Центральный банк РФ;
— Федеральная таможенная служба;
— Федеральная налоговая служба — уполномоченные банки;
— профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

Валютный контроль

Меры валютного регулирования находятся в единой связи с правилами валютного контроля, основная цель которого обеспечить реализацию этих мер и выявить нарушения. Валютный контроль 2017 года будет осуществляться на тех же правовых основах, что и ранее, но с учетом произошедших в 2016 году изменений в системе контролирующих органов.

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Виды валютного контроля

Традиционно выделяется три вида контроля:

  • предварительный (осуществляется до совершения валютной операции);
  • текущий (осуществляется во время совершения валютной операции);
  • последующий (осуществляется после совершения валютной операции).

Система органов валютного контроля в 2017 году

В системе контролирующих органов произошли изменения. После упразднения Росфиннадзора согласно Указу Президента РФ от 02.02.16 № 41 полномочия органа валютного контроля этой службы переданы ФТС и ФНС. С учетом данных изменений валютный контроль в РФ осуществляется следующими органами:

К агентам валютного контроля относятся:

  • уполномоченные банки;
  • профучастники рынка ценных бумаг;
  • Внешэкономбанк.

Объектом контроля Банка России являются операции кредитных и финансовых организаций. Контроль за операциями иных резидентов и нерезидентов осуществляют ФНС, ФТС и агенты валютного контроля.

Полномочия органов и агентов валютного контроля

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон наделяет органы контроля рядом административных полномочий. В соответствии с данными полномочиями они:

  • проводят проверки соблюдения валютных правил подконтрольными субъектами, полноты и достоверности данных учета и отчетности по валютным операциям;
  • вправе делать запросы о предоставлении подконтрольными субъектами сведений и документов по валютным операциям.

К полномочиям только органов валютного контроля относятся:

  • право выдавать предписания об устранении нарушений валютного законодательства;
  • право применять меры административной ответственности за нарушения валютных правил.

За невыполнение законных предписаний, непредоставление запрашиваемой информации и документов, нарушение правил учета и отчетности подконтрольными субъектами их могут привлечь к административной ответственности.

Вместе с тем указанные полномочия органов и агентов контроля не могут осуществляться произвольно и необоснованно. Запрашиваемые документы должны иметь непосредственное отношение к проверяемой валютной операции.

Для обеспечения баланса интересов закон наделяет подконтрольные субъекты следующими правами:

  • знакомиться с актами проведения проверок;
  • обжаловать действия и решения органов и агентов валютного контроля;
  • требовать возмещения причиненного ущерба в результате неправомерных действий.

Таможенные органы как агент валютного контроля

В статье 403 Таможенного кодекса РФ, в которой определены функции таможенных органов, указывается на то, что они осуществляют в пределах компетенции, установленной валютным законодательством, контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

К этим операциям применяются валютные ограничения, требующие: 1) получения резидентами от нерезидентов в сроки, предусмотренные экспортными контрактами, на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары; 2) возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам в соответствии с импортными контрактами, за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары. Поэтому таможенные органы направляют свои основные усилия на обеспечение действия данных ограничений. Кроме того, в их компетенцию входит контроль за соблюдением эквивалентности и сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок, за действием ограничений, касающихся трансграничных операций, а также контроль за соблюдением законности валютных операций, сопровождающих внешнеторговые сделки, порядка и сроков оформления паспортов сделок.

В осуществлении валютного контроля принимают участие все уровни системы таможенных органов РФ посредством выполнения определенных функций их специализированными подразделениями. На уровне ФТС этим занимается Управление торговых ограничений, экспортного и валютного контроля. Оно обеспечивает формирование и совершенствование ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля, представляет интересы ФТС в государственных и иных органах при рассмотрении вопросов валютного контроля, входящих в компетенцию таможенной службы, осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов, связанной с валютным контролем, контролирует выполнение нижестоящими таможенными органами своих функций, организует информационный обмен, в том числе межведомственный.

Полномочия регионального таможенного управления (РТУ) в сфере валютного контроля определяются Общим положением о региональном таможенном управлении, утвержденным приказом ФТС от 12.01.2005 № 7. Эти полномочия состоят в осуществлении:

Читайте так же:  В расчетно платежной ведомости отражают

1) валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

2) контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок;

3) контроля валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу России;

4) координации и контроля деятельности подчиненных таможенных органов;

5) взаимодействия с органами и другими агентами валютного контроля, в обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов.

На уровне регионального таможенного управления функции валютного контроля выполняются отделом валютного контроля. Основное содержание его деятельности определяется Приказом ФТС РФ от 05.07.2006 № 627 «Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля регионального таможенного управления и таможни» и состоит в следующем:

· организации и осуществлении в регионе деятельности РТУ валютного и государственного контроля внешнеторговых бартерных сделок;

· организации проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства РФ о государственном контроле внешнеторговых бартерных сделок и анализе результатов проведения проверок;

· возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном КоАП РФ;

· анализе деятельности подчиненных таможенных органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства РФ о государственном контроле внешнеторговых бартерных сделок;

· взаимодействии с органами и агентами валютного контроля, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по вопросам валютного контроля, обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов;

· разработке проектов профилей риска, методическом руководстве деятельностью подразделений подчиненных таможенных органов по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела;

· обобщении и анализе статистических данных о результатах валютного контроля, формировании отчетности, связанной с выполнением таможенных органов региона своих функций, и направлении ее в ФТС по установленным формам и в установленные сроки;

· рассмотрении в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам валютного контроля, осуществляемого таможенными органами региона, и др.

Значительный объем работы по осуществлению валютного контроля приходится на таможню. На таможнях высшей и первой категории эта работа выполняется отделами валютного контроля, на таможнях второй категории – отделами контроля таможенной стоимости и валютного контроля.

При этом данные подразделения выполняют в пределах своей компетенции широкий круг функций, которые также определены приказом ФТС РФ № 627. Вот их основной перечень:

· принятие решений по вопросам валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, возникающими в ходе таможенного оформления и таможенного контроля;

· проведение контроля за соблюдением структурными подразделениями таможни, подчиненными таможенными постами порядка осуществления валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками;

· организация и проведение проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, законодательства РФ о регулировании внешнеторговых бартерных сделок и анализ результатов проверок;

· возбуждение дел об административных правонарушениях (АП) в соответствии с КоАП РФ, а также направление протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами валютного отдела в соответствии со статьей 15.25 КоАП РФ, для рассмотрения в уполномоченные органы;

· осуществление мероприятий по реализации системы управления рисками в рамках изданных профилей риска по вопросам валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, а также организация работы по анализу данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела;

· формирование и анализ электронных баз данных, обеспечивающих деятельность отдела и учет его результатов;

· учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу РФ физическими и юридическими лицами валюты РФ, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме;

· учет и систематизация карточек с образцами оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, а также доведение их до подчиненных таможенных постов;

· анализ деятельности структурных подразделений таможни, подчиненных таможенных постов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

· подготовка и представление в РТУ в соответствии с установленным порядком требуемых статистических и отчетных данных о деятельности таможни по осуществлению валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками;

· рассмотрение в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

· разработка мероприятий, направленных на предотвращение и устранение нарушений валютного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок.

Таможенные посты

– низший уровень организации таможенной системы РФ – участвуют в осуществлении валютного контроля в ходе выполнения их должностными лицами своих основных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств при пересечении ими таможенной границы РФ.

Итак, являясь агентом валютного контроля, таможенные органы осуществляют деятельность в данном качестве на системной основе, посредством четкого распределения компетенции по различным уровням своей организации, обеспечивая тем самым выполнение в полной мере функции, установленной Законом.

1. Валютный контроль как инструмент прямого метода валютного регулирования обеспечивает действие валютных ограничений, прежде всего во внешнеторговой сфере, поэтому его необходимость обусловлена их применением.

2. Несмотря на то, что валютный контроль является одним из элементов единого механизма валютного регулирования, он обладает специфическими нормативно-информационными основами, особой субъектной стороной, собственным сложным содержанием, механизмом действия, особым путем становления как системы.

3. Нормативно-правовую базу валютного контроля составляют три соподчиненных уровня соответствующих актов, которыми руководствуются контролирующие органы и их должностные лица: 1) Конституция РФ; 2) федеральные законы; 3) подзаконные акты.

4. Информационную основу валютного контроля составляют сведения, содержащиеся в документах, перечень которых определен действующим Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», а также данные, которыми обмениваются контролирующие органы при выполнении своих функций.

5. Субъектная сторона валютного контроля воплощается в его органах и агентах, которые имеют определенный Законом состав и присущую им компетенцию.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц процент

6. Важную роль в осуществлении валютного контроля играют таможенные органы, деятельность которых в качестве его агентов организована на всех уровнях таможенной службы, а поэтому имеет системный характер.

Агенты валютного контроля

Информационная основа валютного контроля

Нормативно-правовая основа валютного контроля

Органы валютного контроля

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны между собой валютные ограничения и валютный контроль?

2. В чем состоит содержание валютного контроля?

3. Что представляет собой нормативно-правовая основа валютного контроля?

4. Как организована нормативно-правовая основа валютного контроля?

5. Какие федеральные законы входят в состав нормативно-правовой основы валютного контроля?

6. Что представляет собой информационная основа валютного контроля?

7. Какие документы содержат информацию, необходимую для осуществления валютного контроля?

8. В чем состоят особенности субъектной стороны валютного контроля?

9. Кто осуществляет валютный контроль в России?

10. Кто является органом валютного контроля?

11. Кто является агентом валютного контроля?

12. Чем отличаются права органов валютного контроля от прав его агентов?

13. Как организована деятельность таможенных органов как агента валютного контроля?

14. Какие задачи решаются на уровне ФТС при осуществлении валютного контроля?

15. Какие функции при осуществлении валютного контроля выполняются РТУ?

16. Какие функции при осуществлении валютного контроля выполняются таможней?

Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 2154 | Нарушение авторских прав

Агенты валютного контроля

Основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон определяет в числе прочего права и обязанности органов и агентов валютного контроля в РФ. О том, кто относится к агентам валютного контроля, а также органам валютного контроля, расскажем в нашем материале.

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Что относится к органам валютного контроля в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

I уровень

Правительство РФ

Центробанк РФ

II уровень

Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Принципы валютного контроля

В ст.3 Закона о валютном регулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ приведены принципы валютного контроля и регулирования. Применительно к валютному контролю следует выделить следующие основные принципы. Валютный контроль должен осуществляться:

  • на основе недопустимости необоснованного вмешательства органов власти в валютные операции частных лиц;
  • в единой системе с мерами валютного регулирования.

Данные принципы не являются просто декларативными, а должны непосредственно учитываться в деятельности органов власти. Так, меры и правила валютного регулирования не будут производить необходимый эффект, если их реализация останется без соответствующего контроля. А органы власти, как в правоприменительной деятельности, так и в нормативной, исходя из указанных принципов, не могут принимать необоснованные (произвольные) решения, из-за которых будут страдать частные интересы.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По ФЗ № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Источники

Агент валютного контроля фтс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here