Административные штрафы в налоговом учете

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Административные штрафы в налоговом учете" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Начисление штрафа: проводки

Штраф – это разновидность денежного взыскания, налагаемого на организацию в связи с нарушением договорных обязательств или требований законодательства. О том, как начисление штрафа отражается в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.

Определяемся с видом штрафа

Для того, чтобы определить порядок бухгалтерского учета штрафа, необходимо уточнить его природу. Так, к примеру, штраф, начисленный за нарушение налогового законодательства в соответствии с нормами НК РФ, отражается в составе прибылей и убытков на счете 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

А если это штраф к уплате за нарушение условий хозяйственного договора или штраф, начисленный в связи с нарушением норм КоАП РФ, то отражаться он будет в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 ).

Соответственно, начисленный штраф к получению за нарушение договорных условий будет признаваться прочим доходом (п. 7 ПБУ 9/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» — Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Увеличен размер штрафа за грубое нарушение требований к бухучету

Согласно новым правилам, теперь штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности составляет от 5 000 до 10 000 рублей (ранее — от 2 000 до 3 000 рублей).

Специалисты Минфина уточняют, что санкции налагаются на должностных лиц организации. К таковым относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В каждом конкретном случае размер штрафа устанавливает судья с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

Введены дополнительные виды грубых нарушений требований к бухучету

Теперь под грубым нарушением требований к бухучету понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухучета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов. Документы бухучета хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В каких случаях можно избежать ответственности?

Вместе с новыми составами правонарушений поправки КоАП РФ предусматривают некоторые послабления. Так, согласно примечаниям 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, не станут привлекать к административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок – из-за несоответствия первичных документов, составленных другими работниками, свершившимся фактам хозяйственной жизни. Другая причина неприменения ответственности – непередача либо несвое­временная передача первичных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета.

Кроме того, должностные лица будут освобождены от штрафов, если своевременно исправят ошибки. Сделать это можно несколькими способами.

Во-первых, надо подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности. При этом должны быть соблюдены условия, предусмотренные ст. 81 НК РФ, в том числе уплачены соответствующие пени.

К сведению: размер штрафа за нарушение требований к учету и отчетности теперь ставится в зависимость от характера и масштаба проступка. Но от штрафа могут освободить, если учреждение исправило допущенные ошибки.

Во-вторых, нужно представить отчетность, содержащую исправленные показатели:

до ее принятия финансовым органом, органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

после ее принятия одним из названных выше органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки.

Кто попадает под штрафы?

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) ответственность предусмотрена для должностных лиц всех организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений.

Как показывает судебная практика, административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности). Причем по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) штрафуют бухгалтерских работников казенных учреждений и органов власти (см., например, Постановление Хабаровского краевого суда от 13.11.2018 по делу № 4А-631/2018). А по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) привлекают работников бюджетных и автономных учреждений (см., например, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018, в котором назначение штрафа главному бухгалтеру муниципального автономного общеобразовательного учреждения признано правомерным).

Читайте так же:  Органы финансового контроля муниципальных образований

Хотя приходится отвечать и руководителям: например, руководителю территориального подразделения госоргана, привлеченному по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление ВС Республики Алтай от 22.08.2018 по делу № 4а-92/2018), директору муниципального автономного общеобразовательного учреждения, привлеченному по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 21.03.2018 по делу № 4а-207/2018). Правда, во втором случае производство по делу было прекращено. Хотя нарушение заключалось в искажении показателей бухгалтерской отчетности более чем на 10%, учреждение своевременно устранило допущенное искажение.

Отметим, что виновное должностное лицо обычно определяется с учетом двух обстоятельств: в чьи полномочия входит ведение учета, представление отчетности и кто подписал спорный документ.

Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности

В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ранее — 3 месяца).

Добавим, что, как и прежде, должностные лица могут быть освобождены от ответственности. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • сдать уточненную налоговую декларацию (расчет), а также доплатить налог и пени;
  • исправить ошибки, в том числе представить скорректированную бухгалтерскую отчетность до ее утверждения.

Минфин России рассказал о порядке учета штрафных санкций в расходах в целях налогообложения прибыли

bst2012 / Depositphotos.com

Порядок учета штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли организации зависит от правовой и экономической природы этих расходов. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июня 2018 г. № 03-03-06/1/42048 «Об учете штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли».

Не учитываются в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций пени, штрафы, иные санкции, перечисляемые в бюджет или государственные внебюджетные фонды. А также проценты, подлежащие уплате в бюджет, если они будут начислены при заявительном порядке возмещения НДС, штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе налагать указанные санкции (п. 2 ст. 270 Налогового кодекса).

В то же время в составе внереализационных расходов можно учесть расходы в виде штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, признанных должником или подлежащих им уплате на основании вступившего в силу решения суда. А также расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Вправе ли организация учесть в расходах пени за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности? Узнайте из материала «Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет» в «Энциклопедии решений. Хозяйственные ситуации» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, неустойкой (штрафом, пеней) является определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязуется заплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своего обязательства. В том числе в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса). Cоглашение о неустойке должно быть оформлено в письменном виде независимо от формы основного обязательства (ст. 331 ГК РФ). Отметим, что договорная неустойка может применяться как способ исполнения обязательства.

При этом в расходах можно учесть только те затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, НК РФ разрешает учитывать в расходах по налогу на прибыль неустойки, подлежащие уплате контрагенту, но нельзя учитывать указанные суммы, которые подлежат уплате в бюджет.

Новые штрафы за «бухгалтерские» нарушения учреждений

Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Для должностных лиц государственных и муниципальных учреждений теперь предусмотрены новые штрафы за нарушения в области бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности. Вместо двух составов правонарушений, на основании которых сейчас наказывают уполномоченных работников учреждений, появится семь. Что важно знать руководителям и главным бухгалтерам об этих видах административной ответственности?

Государственная Дума 16.05.2019 приняла в третьем чтении закон (его проект рассматривался под номером 455237-7), который вносит поправки в КоАП РФ в части ответственности за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности. После того, как закон будет одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ и официально опубликован, поправки вступят в силу (об отсрочке начала их действия в законе не говорится).

Иными словами, уже в ближайшее время в отношении должностных лиц организаций госсектора станет действовать более развитая система штрафов. Сравним прежние и новые нормы.

Что предусматривают поправки?

Теперь все нормы, адресованные организациям госсектора, объединены в ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции), а ст. 15.11 КоАП РФ (в новой редакции) распространяется на остальные экономические субъекты. Причем поправки предусматривают ответственность за нарушение требований как к бюджетному (бухгалтерскому) учету, так и к бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В частности, за непредставление отчетности или ее подачу с нарушением установленных сроков грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а санкции за нарушение требований к учету, повлекшее искажение показателей отчетности, будут дифференцированы в зависимости от степени допущенного искажения. Чтобы установить ту или иную степень, достаточно наличия одного из признаков, приведенных в примечаниях к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции). Перечислим те признаки, которые могут быть обнаружены у автономных учреждений, и соотнесем их с предусмотренными санкциями.

Степень искажения показателей отчетности

Признаки искажения в отчетности

Ответственность за проступок

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Совершенный впервые

Читайте так же:  Сбер возврат налогов

Совершенный повторно

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– не более чем на 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

Предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– не более чем на 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

– более чем на 10%;
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Установлены и дополнительные критерии, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

Что предписывали прежние нормы?

Как видим, до вступления поправок в силу существовало два состава правонарушений, действующих в отношении разных организаций госсектора. Приведем их в таблице.

Параметр для сравнения

Статья 15.11 КоАП РФ

Статья 15.15.6 КоАП РФ

В чем заключается нарушение?

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Непредставление или представление с нарушением сроков бюджетной отчетности.
Формирование и представление сведений, необходимых для планирования и исполнения бюджета, с нарушением.
Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для планирования и исполнения бюджета

Кто несет ответственность?

В том числе должностные лица бюджетных и автономных учреждений

Должностные лица органов власти и казенных учреждений

Какова административная ответственность?

За совершение проступка впервые – штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб., повторно – штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от года до двух лет

Штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Административный штраф: проводки в бухгалтерском учете

Таким образом, начисленному штрафу за нарушение ПДД будет соответствовать такая бухгалтерская проводка:

Дебет счета 91 – Кредит счета 76

Аналогичной проводкой будет отражено начисление штрафа трудовой инспекцией и иными аналогичными инстанциями.

Следовательно, оплата административного штрафа будет отражена так:

Дебет счета 76 – Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.

К счету 76 может быть открыт отдельный субсчет «Административные штрафы». При этом аналитический учет на счете 76 ведется по контрагенту, выписавшему штраф.

Минфин уточнил, за какие грубые нарушения правил бухучета будет применяться административная ответственность

С 10 апреля вступил в силу закон, изменяющий порядок привлечения к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета, формирования и представления бухгалтерской отчетности (см. «Принят закон, ужесточающий ответственность за грубое нарушение правил бухучета»). Минфин России уточнил, как новые нормы будут применяться на практике (информационное сообщение от 07.04.16 16 № ИС-учет-1).

Введено специальное наказание за повторное правонарушение

Наказание за повторное нарушение еще строже: либо штраф от 10 000 до 20 000 рублей, либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП).

Нарушение считается повторным, если оно совершено не ранее, чем вступило в силу постановление о назначении наказания за совершение однородного административного правонарушения, но до того, как истек год с даты исполнения этого постановления (ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ).

Чиновники также пояснили, что понимается под дисквалификацией, которая является одной из санкций. Это лишение права занимать руководящие должности, в том числе в исполнительном органе управления организации, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом. Дисквалификация за комментируемое нарушение может устанавливаться на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Кто может назначить штраф?

В то же время контролеров станет больше. По прежним правилам рассматривать дела об административных нарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ и назначать штрафы могли:

должностные лица Федерального казначейства (руководитель, его заместители, руководители структурных подразделений, а также руководители территориальных органов);

представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (руководители и их заместители).

Сейчас список должностных лиц расширился. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 23.7 и п. 2 ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ (в новой редакции) сюда добавились руководители (заместители руководителей) структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства и соответствующих региональных органов власти. Правда, начальники отделов и их заместители будут вправе рассматривать только проступки, квалифицированные по ч. 1 – 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции). Дела в отношении злостных нарушителей, неоднократно допускающих грубое искажение отчетности (ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ в новой редакции), останутся в компетенции прежнего состава контролеров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прежняя редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ распространялась только на казенные учреждения и органы власти, в то время как новая – еще и на бюджетные, автономные учреждения (раньше нарушение ими требований к бухучету и отчетности квалифицировалось по ст. 15.11 КоАП РФ). А значит, за несоблюдение требований Инструкции № 33н должностные лица АУ будут привлекаться к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, в которой размер штрафа теперь ставится в зависимость от характера и масштаба допущенного проступка.

Читайте так же:  Узнать задолженность по налогам бесплатно

Но есть и хорошая новость: от штрафа могут освободить. Главное – как можно раньше исправить ошибки в отчетности. Хотя сделать это не поздно и после проверки, в ходе которой контролеры выявили искажения.

Организация уплатила административный штраф: отражение в учете

Как наложенный контролирующими органами на организацию административный штраф отражается в бухгалтерском и налоговом учете? Следует ли учитывать сумму административного штрафа в целях налогообложения прибыли? Как сумма штрафа отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В бухгалтерском учете административный штраф учитывается в составе прочих расходов, по дебету счета 91. При расчете налогооблагаемой прибыли суммы административных штрафов не учитываются и не отражаются по строке 205 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

Суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (часть 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Таким образом, расходы на уплату административных штрафов не могут учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ.

Пункт 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Декларация), утвержденного приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/[email protected], устанавливает, что по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации отражаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Учитывая, что административный штраф уплачивается в силу требований законодательства, а не вследствие нарушения договорных или долговых обязательств, а также то, что суммы данного штрафа не принимают участия при формировании налогооблагаемой прибыли, считаем, что они не подлежат отражению по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации, равно как и в других ее строках.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Поскольку расходы на уплату административных штрафов не преследуют целью изготовление и (или) продажу продукции, приобретение и продажу товаров, а также не связаны с выполнением работ, оказанием услуг, считаем, что для целей бухгалтерского учета их следует квалифицировать в качестве прочих расходов, перечень которых является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

Отметим, что нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат запрета на отражение в бухгалтерском учете расходов в виде административных штрафов.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Учитывая изложенное, полагаем, что организация правомерно отражала в бухгалтерском учете операции по начислению и уплате административного штрафа:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76
— начислен административный штраф;

Дебет 76 Кредит 51
— административный штраф перечислен в бюджет.

Учитывая, что данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода (п.п. 3, 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02)), что приведет к необходимости отражения на счетах постоянного налогового обязательства в величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Подчеркнем, что данные регистров бухгалтерского учета не всегда могут напрямую использоваться для целей ведения налогового учета и формирования Декларации в силу наличия различных правил квалификации видов доходов и расходов и порядка их признания. Для этого регистры бухгалтерского учета следует «адаптировать» к требованиям главы 25 НК РФ, например, дополнив необходимыми реквизитами (ст. 313 НК РФ).

Отметим, что существует позиция, согласно которой суммы административных штрафов следует отражать по аналогии с суммами штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, то есть непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» (п. 15 ПБУ 10/99, п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна

Читайте так же:  Учет налоговых вычетов по ндфл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

21 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Проводки на административный штраф

Опции темы

Проводки на административный штраф

Здравствуйте! Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, как провести административный штраф? Д 99/6 К 76/7 — начислен штраф; Д 76/7 К 51 — перечислен штраф. Правильно? Спасибо.

Мы отражаем так: Д91.2 К 76 начислен, Д 76 К 51 перечислен. В н/у не принимается, по ПБУ 18 ПР и ПНО.

Как учесть при расчете налога на прибыль штрафы по решению контролирующих ведомств

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Штрафы, пени и другие санкции, которые перечисляются в бюджет (государственные внебюджетные фонды) и которые взимаются по решению контролирующих ведомств (например, Роспотребнадзором, таможенной или антимонопольной службами), налогооблагаемую прибыль не уменьшают (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете коммерческой организации штрафов за административное правонарушение. Организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления

В апреле ЗАО «Альфа» было оштрафовано за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации. Размер штрафа составил 10 000 руб. (п. 1 ст. 16.12 КоАП РФ).

В бухучете начисление административного штрафа отражено следующей проводкой:

Дебет 99 Кредит 76
– 10 000 руб. – начислен штраф за нарушение таможенного законодательства.

При расчете налога на прибыль за апрель бухгалтер «Альфы» в состав внереализационных расходов сумму штрафных санкций за нарушение таможенного законодательства не включил.

Спасибо огромное за ответ. Извиняюсь, что сразу не сказала про то, что мы на ЕНВД, налога на прибыль нет. Всё-равно так же проводить? спасибо.

Дт 99 Кт 76
А штраф за что и кто наложил?

Не согласна с вами, и вот почему:

Отражение в бухгалтерском учете административного штрафа

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

31 октября 2012 г.

Если следовать инструкции к применению плана счетов, то на 99 счете учитывают налоговые санкции, про административные там не сказано ни слова.

Про это уже сто миллионов раз на форуме писали. Не принципиально: 99 или 91. Каждый после обсуждения при своем мнении оставался.
Лично я по договарам отношу на счет 91, а санкции органов — на 99.

Департамент общего аудита по вопросу учета расходов в виде административных штрафов

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов в случае, если эти расходы соответствуют следующим критериям:

— направлены на получение дохода,

отсутствуют в перечне статьи 270 НК РФ.

В первую очередь, рассмотрим перечень затрат, предусмотренных статьей 270 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со статьей 176.1 настоящего Кодекса, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Таким образом, штрафы, взысканные государственной организацией в соответствии с нормами действующего законодательства, не учитываются при исчислении налога на прибыль, так как прямо поименованы в статье 270 НК РФ.

Рассмотрим, соответствуют ли уплачиваемые Организацией штрафы, указанным затратам.

Отношения, связанные с организацией в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов, регулируются постановлением Правительства Москвы от 20.06.06 № 421-ПП «О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов», которым утвержден порядок согласования регулярных городских автобусных маршрутов.

Согласно пункту 3.3 Порядка проект маршрута должен содержать следующие разделы:

— паспорт маршрута, трассу следования с указанием опасных участков, начальных и конечных пунктов, выполненную на вырезке из схемы г. Москвы;

— рекомендуемый тип подвижного состава и его количество, информационное оформление подвижного состава, расписание работы маршрута;

— схема организации движения маршрута на конечных площадках, включающая: обустройство остановочных указателей установленного образца, размещение мест посадки-высадки, размещение подвижного состава в местах отстоя, трассу движения от места отстоя до места посадки в масштабе от 1:500 до 1:2000;

— перечень остановок по трассе следования и их обустройство в соответствии с действующими нормативами (при необходимости);

— мероприятия по антитеррористической защищенности пассажиров.

Проект маршрута согласовывается с установленными организациями и утверждается Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, после чего вносится в Реестр регулярных городских автобусных маршрутов (пункт 3.4 Порядка).

Таким образом, одним из условий согласования маршрута является количество подвижного состава, эксплуатируемого на маршруте.

Эксплуатацию маршрута в соответствии с согласованными условиями производится организация, заключившая соответствующий договор с Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (пункт 3.4 Порядка).

Поскольку в рассматриваемом случае, Организацией был заключен договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок по определенному маршруту, можно говорить о том, что Организация приняла на себя обязательства по эксплуатации маршрута с соблюдением условий согласования.

Пунктом 10.7 КоАП РФ г. Москвы установлено, что эксплуатация городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере 4 000 рублей;

— на юридических лиц в размере 50 000 рублей.

Таким образом, обслуживание маршрутов с нарушением условий согласования влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ г.Москвы.

При этом такая ответственность установлена не условиями договора, заключенного Организацией, а непосредственно законодательством г.Москвы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной статьей 16.3 настоящего Кодекса органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них законами города Москвы либо нормативными правовыми актами Мэра Москвы или Правительства Москвы.

Читайте так же:  Возврат госпошлины физическому лицу образец

Согласно пункту 6.1 Распоряжения Правительства Москвы от 17.05.11 № 397-РП ГКУ «Организатор перевозок» осуществляет полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3, 10.1-10.9, 11.10 КОАП РФ г.Москвы[1].

В связи с этим, по нашему мнению, в случае, если Организация не производит эксплуатацию согласованного маршрута (вместо установленного количества подвижного состава не выставляет на маршрут транспортные средства), то ГКУ «Организатор перевозок» вправе наложить административный штраф.

Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, в рассматриваемом случае, речь идет об административных санкциях наложенных на Организацию в соответствии с действующим законодательством субъекта РФ уполномоченным органом.

Взысканный с Организации административный штраф, по нашему мнению, соответствует положениям пункта 2 статьи 70 НК РФ и соответственно, не может учитываться при определении налоговой базы.

В отношении включения затрат в виде административного штрафа в состав расходов на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ, как расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате санкицй за нарушение договорных обязательств, отмечаем следующее.

Согласно позиции Президиума ВАС РФ высказанной в Постановлении от 27.01.09 № 9564/08 по делу № А29-5411/2007:

«расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба относятся к внереализационным расходам (подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Кодекса). Датой осуществления указанных расходов считается дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подпункт 8 пункта 7 статьи 272 Кодекса).

Данным расходам корреспондируют доходы налогоплательщика, обозначенные в пункте 3 статьи 250 Кодекса: внереализационными доходами признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Для этих доходов датой их получения считается дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подпункт 4 пункта 4 статьи 271 Кодекса).

Из системного анализа указанных норм следует, что для целей исчисления налога на прибыль в отношении санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также сумм возмещения убытков (ущерба) Кодексом установлены правила, обеспечивающие взаимосвязь доходов одного хозяйствующего субъекта с расходами другого, вызванными признанием долга. Тем самым обеспечивается определенная пунктом 1 статьи 252 Кодекса соотносимость доходов и расходов и связь последних с деятельностью организации по извлечению прибыли: в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, перечисленных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные затраты налогоплательщика, то есть любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в виде неустоек, взыскиваемых с общества как лесопользователя, допустившего нарушения лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню, не могут быть признаны затратами, необходимыми для достижения цели предпринимательской деятельности — получения дохода, и поэтому не отвечают признаку экономически оправданных затрат.

В соответствии с пунктами 2 и 49 статьи 270 Кодекса расходы в виде штрафов, пеней и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются».

Анализ арбитражной практики показывает, что при рассмотрении аналогичных споров суды руководствуются приведенным Постановлением Президиума ВАС РФ (например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.11 № А75-9034/2010, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.11.13 по делу № А19-4871/2013, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.05.12 по делу № А10-3899/2011).

Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, административный штраф, взысканный с Организации, не может быть включен в состав расходов при исчислении налога на прибыль, не только в силу прямого указания статьи 270 НК РФ, но и по причине экономической необоснованности таких затрат.

На наш взгляд, организация, ведущая коммерческую деятельность в соответствии с действующим законодательством, обязана предвидеть последствия совершения или не совершения каких-либо действий, в том числе применения к ней административных санкций в случае нарушения законодательства.

При этом факт нарушения норм законодательства в целях минимизации убытков от совершения сделки, по нашему мнению, не может служить оправданием, так как предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью в рамках существующего законодательства.

Кроме того, прямая норма статьи 270 НК РФ, на наш взгляд, не позволяет каким-либо образом аргументировать признание рассматриваемых затрат в целях налога на прибыль, так как согласно статье 252 НК РФ, учесть можно только те затраты, которые прямо не поименованы в перечне статьи 270 НК РФ.

Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, Организация не вправе учесть на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы в виде административного штрафа. В противном случае, имеется значительный риск претензий со стороны налогового органа. При этом учитывая, имеющуюся арбитражную практику, шансы отстоять свою точку зрения в суде, на наш взгляд, невелики.

Видео (кликните для воспроизведения).

[1] Закона города Москвы от 21.11.07 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

Источники

Административные штрафы в налоговом учете
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here